что безопаснее самолет или корабль
Какой вид транспорта самый безопасный.
Боитесь летать, предпочитая автомобиль или поезд? Совершенно напрасно. Сегодня мы определим самый безопасный вид транспорта на основании сухой статистики, которая, как оказалось, имеет мало общего с нашими страхами.
Мы не зря начали с боязней, ведь именно они наглядно показывают, в какой степени наши эмоции и домыслы могут преобладать над фактами и здравым смыслом. Не случайно абсолютно все социологические опросы дают примерно одинаковый результат. Самым безопасным видом транспорта люди считают поезд, на втором месте автомобиль, ну и самым опасным, конечно же, самолет. А вот статистика падений пассажирских самолетов дает несколько другие результаты.
В мире существует несколько методик подсчета смертности в разных видах транспорта. Наиболее точная и распространенная — соотношение погибших на отрезок пройденного пути. Отправной точкой принято считать 100 млн миль (160 млн километров).
Правда, исходя из этой статистики, самый безопасный вид транспорта – космический. Ведь за всю его историю случилось всего три аварии, а расстояния были пройдены колоссальные. Однако, космический туризм — это перспектива хоть и недалекого, но будущего, поэтому мы рассмотрим более распространенные средства передвижения.
Аэрофобы, специально для вас: самолет – самый безопасный вид
транспорта, статистика подтверждает это на 100%. На 100 млн миль погибает 0,6 человек. Если взять для примера 2014 год, то во всем мире случилась 21 авиакатастрофа. Из них 10 – грузовые судна, 11 – пассажирские. В общей сложности погибло 990 человек. Это меньше, чем количество погибших велосипедистов, и даже меньше количества людей, погибших за год от «рук» ослов. Всего за год было совершено около 33 млн авиарейсов. В среднем на 1 млн вылетов случается одно авиапроисшествие. При этом следует учесть, что большинство из них приходится на небольшие частные самолеты. Вероятность погибнуть в катастрофе обычного пассажирского рейса крайне мала, 1/8 000 000. Даже летая каждый день, потребуется 21 тысячелетие, чтобы попасть-таки на тот злополучный рейс, который потерпит крушение.
Миф о том, что при авиакатастрофе нет шансов выжить, тоже имеет мало общего с реальностью. Летательные аппараты проектируются людьми, которые не понаслышке знают об аэродинамике и силе притяжения. Поэтому для того, чтобы с размаху шмякнуться об землю с высоты 10 000 км, нужно сильно постараться. Обратимся опять к статистике. За последние 20 с лишним лет в США произошло около 500 авиапроисшествий. Количество погибших в них составило всего 5% от находящихся на борту в момент аварии пассажиров. Даже если отмести мелкие инциденты и проанализировать лишь серьезные катастрофы с ударами об землю, разломом корпуса самолета и пожарами, то количество выживших в них составляет примерно 50%.
По статистике, это самый безопасный вид наземного транспорта. Смертность в результате аварий поездов составляет 0,9 пассажиров на 160 млн км. Звучит невероятно, учитывая то, с какой скоростью передвигаются сверхсовременные поезда. Однако, с цифрами не поспоришь. При этом, в значительной степени общемировую статистику портят такие страны, как Индия, где понятие техники безопасности имеет весьма специфическое значение.
На 160 млн км пройденного пути в ДТП гибнет 1,6 человек. Согласно этой статистике, автомобиль можно смело отнести к наиболее опасному виду транспорта. Каждый год на дорогах мира погибает около 1,2 млн человек, что в тысячу раз больше, чем в авиакатастрофах. Таким образом, у вас больше шансов попасть в ДТП на пути к аэропорту, чем погибнуть в самом самолете.
Причем, эти цифры касаются только четырехколесного транспорта. Если говорить о мотоциклах и мопедах, то там смертность в разы больше: 42 человека на 160 млн км.
Развеиваем страхи: 7 самых безопасных видов транспорта для путешествий
Люди гибнут и становятся инвалидами по различным причинам ежедневно. Кто-то погибает на опасной работе, кто-то от болезни, а кто-то от падения кокоса. Но все люди цивилизованного мира рискуют погибнуть в транспортном происшествии, будь то наземная поездка, водный или воздушный путь. Однако степень риска при использовании разного вида транспорта значительно отличается.
Фото: Pixabay.com
В этом обзоре речь пойдет о семерке самых распространенных видах передвижения для путешествий по мере уменьшения вероятности погибнуть при их использовании.
Профессор экономики Ян Сэйвидж, сотрудник Northwestern University (Северо-Западный исследовательский университет), расположенного в штате Иллинойс (США), задался целью рассчитать степень опасности разных видов наземного, водного и воздушного транспорта, взяв за основу статистические данные США.
Так сформировался рейтинг 7 самых безопасных вариантов, основанный на расчете смертности на 1 млрд пассажиров в порядке убывания. Любителям путешествий стоит ознакомиться с этим списком, чтобы рассеять некоторые сомнения и мифы. Статистику Northwestern University подтверждают исследования и данные об авариях из других источников, в том числе и в России.
Рейтинг | Смертность на 1 млрд пассажиров |
---|---|
1. Самолет | 0.07 |
2. Автобус | 0.11 |
3. Метро | 0.24 |
4. Поезд | 0.43 |
5. Паром | 3.17 |
6. Автомобиль | 7.28 |
7. Мотоцикл | 212.57 |
7 Мотоцикл
Открывать анти-рейтинг выпадает мотоциклу. По данным Northwestern University за период с 2000 по 2009 год, смертность составила 212.57 человек на 1 млрд мотоциклистов.
Мотоцикл – самый уязвимый из распространенных видов транспорта. Он имеет возможность развивать большую скорость даже на загруженной трассе, требует виртуозного владения навыками вождения, малейшая неровность на дороге может привести к потере равновесия, а защитные средства даже на невысокой скорости почти бесполезны. Но самая большая проблема – человеческий фактор. Несоблюдение элементарных мер безопасности, желание покрасоваться, не научившись в совершенстве управлять «железным конем», который в руках неопытного «наездника» обязательно покажет свой норов и выйдет из-под контроля, – все это приводит к высокому уровню смертности и тяжелым увечьям.
Автомобиль занимает шестое место по безопасности передвижения, смертность в ДТП с его участием самая высокая из всех видов привычного нам транспорта. Но вероятность погибнуть на мотоцикле в 29 раз выше. К такому выводу пришел Ян Сейвидж, проводивший исследования. В России мотоциклы есть всего у 3% населения, количество пострадавших ежегодно исчисляется несколькими тысячами, а погибших, как правило, несколько сотен.
6 Автомобиль
Машина более безопасный вариант, чем мотоцикл. Человеческий фактор здесь срабатывает так же часто, но сам автомобиль надежнее. Мелкая выбоина на дороге вряд ли приведет к аварии, а сработавшие подушки безопасности, возможность вовремя вывернуть руль, снижая уровень риска, спасает многие жизни. Тем не менее, это самый опасный вариант для поездки, а смертность составляет 7 человек на 1 млрд пассажиров. Проблема состоит еще и в том, что машина – самый популярный вид передвижения.
В путешествии авто дает свободу. Нет привязки к расписаниям, маршрутам, остановкам, ограничений по населенным пунктам. Можно в любое время скорректировать свой маршрут и заехать в интересное место, куда не ходят поезда и даже автобусы. Но все по той же статистике, собранной Яном Сэйвиджем, вероятность погибнуть при езде на автомобиле в 17 раз выше, чем при поездках на поезде.
МВД России провело анализ ДТП за 2014 год. Согласно ему, самым опасным был признан частный транспорт. За год произошло 199 тысяч аварий: 10 тысяч с участием автобусов, 7 тысяч с участием официальных перевозчиков, все остальные – частные авто и мотоциклы. Последних приходится мало на душу населения, поэтому основную массу аварий составляют именно автомобили.
5 Паром
На первый взгляд паромы кажутся самыми безобидными, ведь даже после крушения, умея плавать, можно выжить, дождавшись спасателей. В то время, как при падении самолета или врезавшегося поезда повлиять на события практически невозможно. Но это лишь иллюзия; паромы занимают пятое место по безопасности. Высокая смертность обусловлена тем, что, даже выбравшись вовремя с корабля (а это не так просто), люди погибают от переохлаждения до того, как их подберут спасатели.
Например, при крушении парома «Эстония» в 1994 году на борту находилось 803 пассажира и 136 человек экипажа, а спасти удалось лишь 138 человек. Что касается тел погибших, то удалось найти только 94. После гибели южнокорейского парома «Севол» в апреле 2014 года водолазы еще долгое время доставали из корпуса погибших, которые не успели покинуть судно вовремя. В 1987 году паром «Донья Пас» столкнулся с танкером, что привело к гибели 4300 человек и затоплению обоих судов.
Несмотря на масштабность и высокую смертность, такие трагедии происходят крайне редко, особенно в последние годы, когда аппаратура стала в разы чувствительнее, экипаж ответственнее, а спасатели оперативнее. Поэтому не стоит лишать себя удовольствия от путешествия по воде – это не опаснее поездки на своей машине или такси, к услугам которых мы прибегаем регулярно.
4 Поезд
Поезда являются одним из самых безопасных видов наземного передвижения. По статистике Northwestern University количество смертей на 1 млрд пассажиров составляет всего 0.43 человека. Если брать за отправную точку километраж, то 0.9 человека на 160 млн километров.
Крушение поезда – событие из ряда вон выходящее, особенно на территории развитых стран. Большинство катастроф произошли не по вине машиниста, самого поезда или неисправности путей, а из-за «побочных явлений» – терактов, природных катаклизмов.
С каждым годом безопасность рельсового транспорта растет. Непредвиденные ситуации никто не отменял, но здесь, в отличие от автотранспорта, сведен к минимуму человеческий фактор, который чаще всего и является причиной происшествий.
3 Метро
Тройку лидеров открывает метро. Оно сочетает в себе безопасность современного поезда и защищенность от внешних воздействий. Поезда не смывает цунами, грузовые вагоны с горючими смесями здесь не взрываются, Столкновения происходят крайне редко. Недаром, количество погибших на 1 млрд пассажиропотока составило по данным NU всего 0.24 пассажира.
Самой крупной катастрофой в метро считается трагедия, произошедшая в 1996 году в Баку, когда погибло 289 человек из-за возгорания в двигательной системе одного из вагонов. Виновником еще одной трагедии стал душевнобольной кореец, устроивший пожар в метро города Тэгу; погибло 198 пассажиров. В 1987 году в Лондоне кто-то бросил зажженную спичку на горючий материал эскалатора. В пожаре погиб 91 человек. Жизнь 24 человек унесла авария в 2014 году в московском метро, когда с рельсов сошли три вагона электропоезда.
Это примеры самых крупных катастроф. Пусть на метро не совершишь длительного путешествия, но знакомиться с городами лучше на этом виде транспорта, чем на автомобилях или мотоциклах. Вероятность попасть на «поезд смерти» гораздо меньше, чем в ДТП.
2 Автобус
Автобусы многие недолюбливают, считая их неудобными и слишком медленными, но, как оказалось, это самый безопасный вариант наземного транспорта. Да, такое передвижение занимает гораздо больше времени, чем поездка на поезде или машине. Но в этом рейтинге речь идет не просто о безопасности, но и о путешествиях, где небольшая скорость имеет свои преимущества, например, возможность рассматривать пейзажи.
Что касается неудобства, то современные автобусы значительно отличаются от своих предшественников с неудобными твердыми сиденьями, сквозняками, запахом бензина или выхлопных газов в салоне. Сегодня это уютный и удобный вид передвижения, где можно поспать, посмотреть телевизор, почитать ночью, включив лампочку над своим сидением. Да, поездка займет больше времени, но зато вероятность попасть в аварию значительно ниже. Чаще всего автобусы попадают в ДТП по вине других водителей или в результате гололеда. Но движение с небольшой скоростью снижает количество смертельных исходов и тяжесть травм.
По данным МВД России на 2014 год с участием автобусов произошло только 5% ДТП. Не стоит игнорировать этот вид передвижений, планируя путешествие или небольшую поездку. Это не только удобно и безопасно. Используя автобус, можно познакомиться с новыми людьми, пообщаться долгой дорогой, рассмотреть достопримечательности, попасть даже в самые маленькие города и поселки.
1 Самолет
Парадокс: больше всего люди боятся летать на самолетах, несмотря на то, что это самый безопасный вид транспорта. Именно он становится лидером нашего рейтинга. Смертность в результате крушения составляет 0.07 на 1 млрд пассажиров. Даже пешеходы попадают в ДТП чаще, чем пассажиры авиалайнеров разбиваются насмерть.
Если верить данным ICAO – Международной организации гражданской авиации – на 1 млн полетов приходится всего лишь 1 катастрофа. Но СМИ живо интересуются крушениями самолетов, во всех красках описывая ужасы произошедшего, забывая упомянуть, сколько полетов совершилось удачно. Это формирует у людей ошибочное мнение об опасности.
Еще один миф состоит в том, что в случае авиакатастрофы невозможно выжить. Но это не так. В США проанализировали 568 происшествий, в результате которых выяснилось, что погибло лишь 5% пассажиров. Всего в эти крушения попало 53 487 человек. Выжило 51 207 человек. И это данные, которые приходятся на 1983 – 2000 года. Современные же самолеты еще более безопасны. В большинстве случаев удается совершить аварийную посадку, но даже если самолет падает, есть возможность скорректировать его движение, чтобы приземление произошло с минимальными потерями.
==
Вывод, сделанный Сэйвиджем: с каждым годом количество смертей относительно использования любого вида транспорта снижается. Современные стандарты безопасности, особенно в сфере пассажирских перевозок, значительно возросли за последние десятилетия. А технические возможности позволяют воплотить в реальность большинство требований безопасности. Именно поэтому самолеты, поезда, водный транспорт и автобусы несут все меньше угрозы жизни и здоровью человека.
Если 30-40 лет назад крушения и аварии случались чаще по техническим причинам, то сегодня ведущую роль в этом играет человеческий фактор. Невнимательность за рулем, игнорирование ПДД и технике безопасности, алкоголь, профессиональная халатность – эти проблемы техническим путем не решить. Хотя автопилотам и всевозможным датчикам все же удалось снизить количество аварий по вине человека.
В заключение стоит упомянуть о самом опасном виде транспорта, который озвучила в 2019 году на одной из конференций вице-президент Национального союза страховщиков ответственности. Согласно данным страховых компаний России, наибольшую опасность представляют вертолеты: 13 пострадавших на 1 млн пассажирских перевозок, причем соотношение пострадавших и погибших 1 к 1. А вот трамваи признаны самыми безопасными – на 1 млн пассажиров только 0,06 потерпевших, при этом на 120 потерпевших приходится всего 1 погибший.
Сравнение безопасности автомобиля и самолёта
Интересная статья блогера Вадима Жартуна:
Не удивительно, что многие панически боятся летать, а новости о авиакатастрофе всегда пользуются повышенным спросом. После каждой авиакатастрофы в СМИ поднимается целая волна — все издания обсуждают версии происшедшего, рассказывают о погибших, приводят мнения экспертов, показывают фотографии с места крушения и дружно ждут расшифровки черных ящиков.
С аэрофобией каждый борется, как умеет: кто-то пьёт перед полётом успокоительное, кто-то обходится коньяком, а кто-то находит утешение в статистике, которая утверждает, что самолёт — самый безопасный вид транспорта. Авиакомпании наперебой пытаются убедить пассажиров в том, что летать в тысячи раз безопаснее, чем, например, ездить на автомобиле и самая опасная часть путешествия — это поездка на такси в аэропорт.
Я, конечно, очень доверчивый человек, но меня всегда смущало то, что подобную успокоительную статистику приводят либо сами авиакомпании, либо некие «специалисты по борьбе с аэрофобией», которых тоже легко заподозрить в ангажированности. Кроме того, их оценки рисков часто опираются либо на данные развитых стран, либо на усреднённые мировые показатели, а мне гораздо важнее оценить не какие-то сферические риски в вакууме, а конкретно те, что касаются меня, живущего в России — здесь и сейчас.
Поэтому я провёл собственное небольшое исследование этого вопроса и результат оказался обескураживающим: ни о какой разнице в тысячи, сотни или хотя бы десятки раз в безопасности самолёта и автомобиля и речи нет. Более того, по результатам 2015 года автомобиль для россиянина оказался даже безопаснее самолёта!
В качестве «общего знаменателя» для сравнения я выбрал время, проведённое в автомобиле или самолёте. Некоторые предпочитают сравнивать риски в расчёте на километр пути, но это, во-первых, автоматически даёт самолётам почти десятикратное преимущество из-за большей скорости, а во-вторых, наша жизнь измеряется не километрами или килограммами, а годами, днями и часами, так что и риски тоже, на мой взгляд, логично соотносить со временем.
Для расчётов я взял данные за 2015 год по РФ, сравнивая риск полёта на пассажирских самолётах (вертолёты, дельтапланы, военную авиацию и маленькие частные самолёты я исключил) и риск вождения собственного легкового автомобиля.
Начнём с автомобилистов. Нам нужно оценить количество времени, проведённого ими за рулём, в человеко-часах. В 2015 году в РФ ездило по дорогам 44 миллиона легковых автомобилей, каждый из которых проехал за год в среднем 16,7 тыс. км. С учётом того, что на диапазон скоростей от 30 до 50 км/ч приходится 17% пробега, от 50 до 70 км/ч — 45%, от 70 до 90км/ч — 23%, выше 90 км/ч — 6% и еще 9% — на ёрзанье в пробках, мы получаем 15,6 миллиарда водительских человеко-часов за год.
За тот же 2015 год по данным ГИБДД погибло 9093 водителя транспортных средств. Правда, среди них есть не только водители легковых автомобилей, но и мотоциклисты, а так же водители грузовиков и автобусов, поэтому количество жертв имеет смысл уменьшить пропорционально доле легковых автомобилей в стране — 44/53. В результате мы получим 5271 жертву и 1 шанс погибнуть на 2 066 012 часов, проведённых за рулём своего автомобиля. Чтобы понимать масштаб цифр: 2 млн. часов это примерно 700 лет, если вы будете ездить по 8 часов каждый день.
Теперь посмотрим, что у нас с авиацией. Пассажирооборот гражданской авиации России в 2015 году составил 226,8 млрд. пассажиро-километров, около 95% из них пришлось на среднемагистральные Boeing 737 и Airbus A320, которые летают с крейсерской скоростью в 850 км/ч. Следовательно, налетала гражданская авиация ни много, ни мало — 266 823 529,4 человеко-часов.
Даже калькулятора не нужно, чтобы понять, что летать на самолёте оказалось существенно (в 1,7 раза) опаснее, чем ездить за рулём автомобиля! И кому, спрашивается, верить? Авиакомпаниям или самому себе? Ответ, как мне кажется, очевиден.
Правда, справедливости ради, нужно заметить, что 224 погибших за год это нетипично большая для России цифра. Да, бывало и хуже — в 1972 году в авиакатастрофах погибло 492 человека, но так бывает далеко не всегда. В среднем за последние 10 лет в год гибнет 97,3 человека, что поднимает шансы пассажира самолёта до 1 к 2 742 276,8, то есть чуть-чуть лучше, чем у автолюбителя.
Разумеется, с цифрами можно играть и дальше — например, учитывать среди жертв ДТП не только водителей, но и пассажиров (в среднем в машине едут 1,43 человека) — тогда самолёты окажутся в 1,6 раза предпочтительнее. Или сравнить аварийность самолётов и рейсовых автобусов — даже без точных расчётов могу сказать, что сравнение будет явно в пользу последних.
Но это всё уже несущественные детали, главное — очевидно:
безопасность полётов сильно преувеличена, разницы на порядки с автомобильным транспортом нет и быть не может;
это не повод для паники, шансы попасть в авиакатастрофу не велики и соответствуют нашему обычному ежедневному риску;
шумиха в СМИ вокруг авиакатастроф непропорционально велика — их жертвы составляют примерно 1,5% от человеческих потерь в ДТП за аналогичный период.
Так что не бойтесь летать, думайте своей головой и не поддавайтесь панике.
P.S. Если оценивать безопасность полётов в расчёте на километр пути, то самым безопасным видом транспорта внезапно окажется. Международная Космическая Станция! За время своей работы МКС отлетала 4 214 172 244 км., станция Мир — 3 638 470 307 км.
Если считать, что средний экипаж станции — 3 человека, то мы получим примерно 20 млрд. км общего налёта. В РФ за 2015 год на 1 млрд. км приходился 1 труп, то есть при сопоставимом уровне безопасности в расчёте на километр могло бы погибнуть минимум 20 космонавтов, и это если не считать полётов к Луне и других длительных орбитальных миссий.
На самом же деле за всю историю космонавтики было только 18 погибших. Так что либо космические корабли безопаснее самолётов и автомобилей, либо рассчитывать риски на километр пути — глупость.»
Ещё на эту тему:
Количество смертей на миллиард километров пути
Что безопаснее лететь на самолете или плыть на корабле?
Плыть на корабле,больше шансов выжить в случае если корабль начнет тонуть,если самолет начнет падать шансов выжить у вас практически нет будет,или будут но очень ничтожные,так лучше плавайте кораблями 🙂
в самолете шансов меньше, но и самолетов меньше и падают они реже.
Еще при современной системе стабилизации кораблей трудно понять, если нет оповещения по громкой связи, что судно тонет.
Самолет всегда вызывает большие опасения людей. Однако по статистике он считается более безопасным средством передвижения человека.
Любители водного транспорта считают его более безопасным, чем воздушный. Но это не так. Причем, нужно учитывать, что люди гибнут не всегда в результате катастроф. Нередко они просто падают в воду с корабля, парома.
По-моему, ребёнок в пять лет- это уже самостоятельная личность, с которой можно (и нужно) договариваться.
Куда сложнее с ребёнком 1-2 года.
Расскажу, как мы отвлекали в 2 года, по-моему, что-то и сейчас актуально.
Заранее приготовили в самолёт в ручную кладь: любимые наклейки сына, альбом, карандаши, любимую машинку, книжки- выберите то, что больше всего любит ваш ребёнок!
Сели в самолёт, ребёнка посадили в середину, между двумя взрослыми, это помогало потом обоюдно за ним присматривать-ухаживать.
Потом по очередно по все поиграли.
Потом пришлось пару раз с ребёнком погулять в проходе- банально затекли мышцы.
Выбрали безопасные моменты и пару раз сходили.
С ребёнком 5 лет можно играть и в ролевые игры, и читать и много чего делать!
Пусть заранее соберёт себе в самолёт что-то интересное(с вашими подсказками)
От вас приготовьте ему неожиданный,но приятный сюрприз, который он увидит в самолёте: новая интересная книжка, комиксы про любимых героев- то,что займёт в дороге своей новизной, не дорогое.
А главное- сами настройтесь на лучшее и все будет хорошо!