что без меня предметы лишь названия
ПараФраз детворе
Подборка веселых стихотворений и правил-запоминалок в стихах про часть речи — глагол. Пригодится для лучшего запоминания некоторых правил русского языка школьниками, а так же для включения в сценки и сценарии посвященные школьной жизни, русскому языку, грамотности.
А Глагол всегда в работе…
А Глагол всегда в работе,
В напряженье и заботе.
Пишет, моет, убирает,
Шьёт, рисует и читает.
Варит, жарит, мастерит,
Режет, пилит, говорит.
Так его легко узнать –
Стоит лишь вопрос задать.
На вопрос: «Что делать?» – есть
У него в ответе весть.
Даже если отдыхает,
Тоже дело выполняет.
Без глаголов никогда…
Без глаголов никогда
Не поймем мы фразы,
И вопрос не зададим
без глагола даже!
Глаголы — исключения.
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.
Есть в грамматике часть речи…
Есть в грамматике часть речи —
Ляжет школьникам на плечи:
Хоть одет иль полугол,
Крепко «жмёт» его глагол.
Есть часть речи — то глагол…
Есть часть речи — то глагол:
УЛЕТЕЛ у нас щегол!
Раньше я его ПОЙМАЛ,
Но ещё БЫЛ, видно мал —
Мало я его КОРМИЛ,
С мылом лапки НЕ ПРОМЫЛ,
За него немного ПЕЛ,
Его СЛУШАТЬ НЕ ХОТЕЛ.
Видно, НЕ СТЕРПЕЛ обид —
Очень скромный ДЕЛАЛ вид,
Дверцу я к нему ОТКРЫЛ,
Он ВСПОРХНУЛ, и таков был!
Может, к нам и ПРИЛЕТИТ,
Если БУДЕТ аппетит?
Всей семьёй мы ГОРЕВАЛИ
И щегла ВЕРНУТЬСЯ ЗВАЛИ,
К нам обратно НЕ ПРИШЁЛ,
Он приятелей НАШЁЛ?
А ГЛАГОЛ — так плодовит!
Он число ИМЕЕТ. вид,
И своё лицо, и время,
ГОВОРЯТ — и наклоненье,
И залог (НЕ помню — как? —
УЛЕТЕЛ с щеглом,чудак!)
Видно, ПРИНЯЛ щегла род,
Нам в упрёк — наоборот,
Может быть, из-за угла
Щеголиха УВЕЛА?
Его клеточка цела,
Но… «тюрьмой» ему БЫЛА,
Сердце наше он «РАЗБИЛ»,
Но свободу — так ЛЮБИЛ.
Дождь из тучки слёзы ЛЬЁТ,
Что РАСТЁТ, к Земле всё ЛЬНЁТ,
Птички РАЗЛЕТАЮТСЯ,
В лужицах «КУПАЮТСЯ».
Интересная часть речи…
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит —
Все расскажет нам глагол.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду —
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков —
В речи быть одним из главных слов.
Глаголу нравиться читать, шуметь,
бурлить, кипеть,
Играть, работать и мечтать, шить, жить,
свистеть и петь.
Что же делать нам, друзья,
Что же сделать?
Так нам жить уже нельзя:
Не познав глаголов.
Тайны нужно их раскрыть,
Все познать и изучить —
Вот задача!
И поэтому, друзья,
В путь отправиться пора,
Пусть нас ждет удача!
Любит ДЕЙСТВИЯ глагол…
Любит ДЕЙСТВИЯ глагол:
Встал, умылся и пошёл.
Что же делает предмет?
Даст такой глагол ответ:
Смотрит, думает, читает,
Любит, знает, сострадает.
СОСТОЯНИЯ души
Ты в глаголы запиши.
На зеленый свет…
(Побудительная форма глагола «Ехать»)
На зеленый свет,
Медведь,
Ты не ехай
И не едь,
И не ездий никогда, –
ПОЕЗЖАЙ!
Запомнил?
– Да!
Он предметы оживляет…
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про глагол.
Под корягой гриб стоял…
Под корягой гриб стоял.
На ветру листок плясал.
На цветке пчела сидела,
А на ветке птица пела.
Лопотал ручей в корнях,
Спали бабочки на пнях.
Пил жучок с листка росу
Жарким днём в густом лесу.
Всё летало, спало, пело
И по делу, и без дела.
Птица, бабочки, листок —
Каждый действовал как мог.
В этом действии весёлом
Помогали им глаголы.
Часть речи спросит…
Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.
Что делаю я в настоящем?
Учу уроки я.
Что сделаю в будущем
Выучу всё назубок.
В прошедшем что делал?
Урок я учил.
Ответил –
Пятёрку в дневник получил.
Что без меня предметы?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду — всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.
Чтоб не думать, не гадать…
Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь.
Нужен тоже он в глаголе —
Так всегда учили в школе.
Что в вопросе — то в ответе.
Правил проще нет на свете.
Уже сто лет: вопрос — ответ,
И мягкий знак (ь) то есть, то нет.
Что делать? Постараться!
И может оказаться,
Что тот, кто много трудится,-
Что сделает? Научится!
Я пришёл из школы… (Я учу глаголы)
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так –
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал!
Я и двигал!
Я и топал!
Я и пел! –
До тех пор, пока в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел…
Открываю: наш сосед
(Он живёт под нами).
Не причёсан,
Не одет –
В тапках и в пижаме…
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?!
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Или, может быть, у вас
Школа вся гостит сейчас?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет…
Я пришёл из школы
И учу глаголы…
Одеть — надеть
Любезный друг, не надо забывать…
Любезный друг, не надо забывать,
Что одевать не значит надевать;
Не надо путать эти выраженья,
У каждого из них своё значенье.
Запомнить это можно без труда:
Глагол «одеть» мы говорим, когда
На что-нибудь одежду надеваем,
Иль что-нибудь одеждой покрываем,
Иль иначе в одежду одеваем.
Себя нарядней хочешь ты одеть,
Так должно платье новое надеть,
И руку ты перчаткой одеваешь,
Коли на руку ты перчатку надеваешь.
Дитя оденешь в платьице его,
Когда наденешь платье на него.
Кому родной язык и мил и дорог,
Ошибки тот не стерпит и следа,
И потому, дружок мой, никогда
Не делай ты подобных оговорок.
Только мы собрались в душ…
Только мы собрались в душ,
Как вернулся Надин муж.
То ли мне надеть одежду,
То ли мне одеть Надежду
Стихотворения о самостоятельных и служебных частях речи
Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В тапочки, в слона, в конфеты.
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
************************************
Прилагательное.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
***********************************
Глагол.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.
Предлог.
Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руки помощи дает.
Им помогает, связи бережет.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно.
Все слова отличные
Сколько? Два или пятнадцать,
Девять,десять или двадцать.
Ну а вдруг сто двадцать пять?
Нам же этого не знать=)
Который? Первый,иль второй,
А может быть тридцать седьмой.
Часть речи я изумительная,
А называюсь я числительным.
Я часть речи не простая,
И меня не каждый знает.
У меня есть друг глагол,
И к нему я прикреплен,
Но при этом непременно
Запятыми окружен.
Сколько действий можно сразу
Просто взять и спрессовать!
Только нужно много знать.
«Прыгая, играем, пляшем;
Лежа, пишем и едим;
Напевая, что-то красим
И на корточках сидим».
Не глагол, а что-то вроде
Действую отчасти я,
Эксклюзив в каком-то роде.
Я – деепричастие.
Стихи и высказывания о глаголе
Стихи и высказывания о глаголе
Глагол – самая огнедышущая. Самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, са-мая свежая артериальная кровь языка.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол.
Что без меня предметы?
Всё в действие придёт.
Люди строят здания.
И хлеб в полях растёт.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
В речи быть одним из главных слов.
Глаголу нравиться читать, шуметь,
Играть, работать и мечтать, шить, жить,
Что же делать нам, друзья,
Так нам жить уже нельзя:
Не познав глаголов.
Тайны нужно их раскрыть,
Все познать и изучить –
В путь отправиться пора,
Пусть нас ждет удача!
Глагол как часть речи
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
– Что вы больше всего любите?
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята.
На письме и в разговоре
Что без меня предметы?
Всё в действие придёт.
Люди строят здания.
И хлеб в полях растёт. ( Н. Зиганшина)
Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.
Снежное покрывало покрывало все поле.
Ветер стих. Я прочитал стих.
Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.
Глагол говорить имеет один из богатейших синонимических рядов. Подберите к нему как можно больше синонимов. (Выражаться. Изъясняться, разглагольствовать, ораторствовать, витийствовать (уст. ), заливаться соловьем; шептать, твердить, бормотать, объяснять, проворчать, намекать, замечать, угрожать, растолковать, пролепетать, уверять и др. )
Игра «Самый внимательный»
Учитель читает текст, а ученики должны посчитать, сколько раз в тексте упо-требляется глагол.
Три дела у Чурки было: зверя бить, рыбу ловить да трубку курить. Пойдет в тайгу зверя бить – пока друзья силком Чурку не выведут из тайги, все за зверем гоняется. Станет рыбу ловить – до того освирепеет, что сам в невод лезет, коли рыба нейдет. А уж курить чурка станет – дым клубами валит, столбом к небу поднимается. Сколько раз ошибались – лесной пожар за табачный дым из трубки Чурки принимали!
Три дела были и у Пигунайки: говорить, спать да сны разгадывать. Начнет говорить – всех заговорит, от нее соседки под нары прячутся. А уж если спать Пигунайка завалится – пока все сны не пересмотрит, никто ее не разбудит. Ну, а сны Пигунайка начнет разгадывать – таких страхов наговорит, что бабы потом с нар ночью падают, сбудется ли то, что Пигунайка говорит, – не знали, а уж после ее отгадок неделю мелкой дрожью дрожали. (По Д. Нагишкину)
САМ чайком нас угощал.
Сердце наше согревал.
Вперегонку с пылью
Сравните тексты. Чем они отличаются? Сделайте вывод о роли глагола в тексте. Попробуйте в первый текст добавить глаголы. Что изменится?
Утро. За окном светло. Ни облачка. Солнышко. Небо синее-синее. Птичьи разговоры. За-пах свежеиспеченных булочек. Мамин голос.
Алеша открыл глаза. Потянулся. Посмотрел в окно. Улыбнулся. Услышал мамин голос. Вскочил, оделся, умылся, позавтракал, поцеловал маму и выбежал на улицу.
– Ура! Не учимся! (По З. Лобановой)
Спишите, вставляя подходящие по смыслу и форме глаголы.
Какова основная мысль текста?
Тебе всегда нужна мать, ее ласка. Ее взгляд. Твоя любовь к матери… радостной и светлой всю твою жизнь. (По З. Воскресенской)
Где мы были, мы не скажем.
А что делали – покажем.
Придумайте небольшой рассказ о том, что вы делали летом, и расскажите с помо-щью жестов. Одноклассники по жестам должны воспроизвести рассказ, отгадав и записав глаголы.
Учительница спросила у Лентяйкина:
– Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умывае-тесь, они умываются,-о каком времени идет речь?
Лентяйкин, не задумываясь, воскликнул:
Если ь в ться нужно поставить – ставится «плюс». Если не ставится – «минус».
Учит…ся – всегда пригодит…ся. Женя пусть учит…ся в вашем классе.
К занятиям нужно готовит…ся каждый день. К олимпиаде пусть готовит…ся каждый ученик. Пусть он появит…ся с левой стороны, мы его будем там ждать. Ему следует по-явит…ся неожиданно.
Составь предложения со следующими глаголами:
Замените фразеологизмы возвратными глаголами в инфинитиве и составьте с ними словосочетания.
Игра «Самый внимательный»
Выписать из текста возвратные глаголы с зависимыми словами.
Крот ни разу не присел за все утро, потому что приводил в порядок свой домик после долгой зимы. Сначала он оборудовал счетками и пыльными тряпками. Потом занялся по-белкой: он то влезал на приступку, то карабкался по стремянке, то вспрыгивал на стулья. Наконец пыль совершенно запорошила ему глаза и застряла в горле, белые кляксы покры-ли всю его черную шерстку, спина отказалась гнуться, а лапы совсем ослабели. (К. Грэм. )
Садит?ся / не в свои сани.
Согнут?ся в /три погибели.
Вертет?ся / как белка в колесе.
Разрыват?ся / на части.
Трудит?ся / в поте лица.
От безделья дурь наживает?ся, / а в труде воля закаляет?ся.
Жаворонок являет?ся к теплу, / зяблик – к стуже.
Ручьи сольют?ся – реки, / люди соединят?ся – сила.
Легко встречат?ся, / трудно расстават? ся.
Трус / и своей тени боит?ся.
Учит?ся / всегда пригодит?ся.
Как аукнет?ся, / так и откликнет?ся.
Прочитайте стихотворение. Выпишите возвратные глаголы.
Муха в гости собиралась
Ехать очень далеко.
Перед зеркалом металась,
Выпишите из басни И. Крылова возвратные глаголы.
Когда в товарищах согласья нет.
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды лебедь, рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Замените одним словом.
Брать под защиту кого-нибудь – опекаться.
Приветствовать друг друга при встрече. Быть в тревожном состоянии, испытывать волне-ние. Давать согласие. Собирать перед поездкой вещи. Допускать ошибку. Проявлять ин-терес к чему-либо. Вступать в знакомство. Чувствовать обиду. Уплатить полностью, сколько следует. Излишне расхваливать свои заслуги.
Игра «Соколиный глаз». Письмо по памяти
Не выучил – не делай.
Не знаешь – не пиши.
С глаголами раздельно
Каждый фразеологизм разделен на 2 части. Необходимо отыскать конец фразеоло-гизма. Объяснить его значение, правописание не с глаголом.
Пустую ложку /ко рту (не) подносят.
В течение дня тень / (не) падает два раза на одно место.
Дважды в год / лета (не) бывает.
(Не) делай того другому, / чего сам себе (не) пожелаешь.
Соловья баснями / (не) кормят.
Как бы чего / (не) вышло.
Рожденный ползать / летать (не) может.
(не) знать, / куда себя деть.
Объясните различие в значении и написании слов не понимает и недоумевает.
Ставим «плюс» если не с глаголом пишется раздельно, «минус» – если слитно.
(Не) навидеть, (не) видеть, (не) любить, (не) взлюбить, (не) доставать 9в значении 2не до-тягиваться»), (не) доставать (в значении быть в недостаточном количестве, быть нуж-ным»), (не) может, (не) можется, (не) сдобровать, (не) угодить, (не) волить.
Неопределенная форма глагола
Сохраняя вид глаголов, образуйте и запишите их неопределенную форму.
Говорю, скажу, положу, кладу, ловлю, поймаю, испеку, берегу, стерегу, запрягу, стригу, сожгу.
Запишите 3-4 пословицы, в состав которых входят инфинитивы.
Запишите 3-4 фразеологизма, в состав которых входят инфинитивы.
Докажите, что инфинитив в предложении может быть любым членом.
Подберите антонимы. Обозначьте суффиксы неопределенной формы и укажите вид, возвратность. С тремя парами составьте предложения.
Находить, встречать, усилить, работать, приблизить, приплыть, налить.
Нельзя торопиться, чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
Игра «Волшебная шкатулка»
Необходимо фразеологизм глаголом в неопределенной форме. Затем придумать сло-восочетание с глаголом из фразеологизма, только в прямом значении. Фразеологиз-мы лежат в шкатулке и вытягиваются поочередно.
Совершенный/несовершенный вид глаголов
Вставьте пропущенные буквы, определите вид глаголов.
Подберите форму несовершенного вида к глаголам.
Закопать и закапать –
Запахнуть и запахнуть –
Заснуть и засыпать –
Засолить и засалить –
На лепестках записан глагол. Образуйте глаголы совершенного вида.
Расти, касаться, брать, дуть, срезать, решать, рассыпать, беречь, замечать, говорить.
Какой глагол имеет только форму несовершенного вида?
Бедствовать, закрывать, поспеть, вить, рисовать.
Можно ли глаголам ринуться, очнуться, встрепенуться подобрать видовую пару? Обоснуйте свой ответ.
Докажите, что глагол организуют является двувидовым.
Укажите глаголы, которые имеют форму только несовершенного вида.
Выпишите в два столбика глаголы в зависимости от вида.
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из под крыши бросается к ней.
И дрожит он под зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему. (Н. Рубцов)
Какова основная мысль стихотворения?
Образуйте глаголы совершенного вида с помощью префиксов.
Грузить, печь, играть, жить, рисовать, гореть, таять, зреть, спорить.
Побеждает тот, кто запишет больше глаголов совершенного вида к данным глаголам несовершенного вида.
Работать, читать, писать, говорить, учить.
Записать как можно больше глаголов, которые относятся только к одному виду:
к совершенному (грянуть, ринуться, хлынуть, отгреметь)
к несовершенному (зависеть, заискивать, сожалеть, предвидеть, участвовать)
являются двувидовыми (исследовать, образовать, атаковать, стартовать, автоматизиро-вать. )
Составьте связный текст с этими глаголами. Укажите спряжение глаголов.
Лететь, лаять, бросать, вертеться. Видеть, нестись, слушать, скрыться.
Продолжите каждый ряд глаголами, походящими по смыслу. Выделите в глаголах окончание. Вставьте пропущенные буквы.
Листья верт…тся, порха…т, …
Котонек мурлыч…т, сворачива…тся, …
Мальчик насвистыва…т, хохоч…т, дразн…тся, …
Девочка причесыва…тся, смотр…тся в зеркало, прихорашива…тся, …
Вспомните 2-3 фразеологизма, в состав которых входят разноспрягаемые глаголы или глаголы архаичного типа.
Дети получают карточки с надписью: 1 спряжение либо 2 спряжение. Учитель показы-вает карточку с глаголом. Если глагол относится к 1 спряжению – поднимают карточки те ученики, которые имеют надпись «1 спряжение». Если глагол 2 спряжения – подни-мают те, кто «узнал» себя. Если глагол разноспрягаемый – никто не поднимает.
Дышать, падать, мелькать, бежать, вьется. Мигать, сверкать, читать, рисовать, гнать, дер-жать, брить, знать, ходить, увидеть, улыбаться, смотреть, стелить, уметь, светлеть, исчез-нуть, дать.
Домино «Спряжение глаголов»
Необходимо найти завершение пословиц. Определить спряжение глаголов.
Человек от лени болеет, /а от труда здоровеет.
Труд на ноги ставит, / а лень валит.
Друга приобрести трудно даже в течение года, / а обидеть можно и в один час.
Видит око, / а ум еще дальше.
Сначала посмотри, кто тебя слушает, / а затем начни свою речь.
В решете / воды не удержишь.
Чужим трудом / не построишь дом.
У жадного среди зимы / снега не выпросишь.
Мир освещается солнцем, / а человек знанием.
Кто любит труд, / того люди чтут.
В Тулу / со своим самоваром не ездят.
С чая / лиха не бывает.
За чаем / не скучаем.
Запишите одним словом. Определите спряжение глаголов.
Давать советы – советовать, вести борьбу, оказывать помощь, питать ненависть, прини-мать участие, производить осмотр, проявлять интерес, находиться в начале.
Соотнесите существительные из левой колонки с глаголами из правой, поставить глаголы в неопределенную форму, не меняя их вида, и определить их спряжение.
гогочет (гоготать – I спр. );
мяукает (мяукать – 1 спр. );
Соотнести существительные из левой колонки с глаголами
из правой, поставить глаголы в неопределенную форму, не меняя
их вида, и определить их спряжение. Что поможет вам правильно
пилят (пилить – II спр. );
ловят рыбу (ловить – II спр. );
режут (резать – I спр. );
мерят температуру (мерить – II спр. )
чистят зубы (чистить – П спер. );
Игра «Пять минут со звездой»
Представьте себя ведущим программы «Пять минут со звездой». Героем программы может быть актер, спортсмен, писатель, политик, учитель и т. д. из вашего интервью остались только глаголы( необходимо придумать ведущему), которые отражают спе-цифику его работы. Одноклассникам необходимо отгадать, кто был в гостях (род дея-тельности). Затем определить спряжение глаголов.
Вставьте вместо пропусков нужную форму глаголов звонить (А) и класть (Б).
Помогите Незнайке исправить ошибки.
Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захо-тит говорящий. Глаголы, кроме того, не должны убигать от существительного, а согласо-вываться с ним. Уж очень они много хочуть от меня. Куда это все они бежат? Я бежу себе помочь. Вы хочете, ятобы я вам помог? Мы хочемо сжечь старые листья.
Проспрягайте глаголы создать, надоесть.
Подберите синонимы к глаголам хотеть, бежать. (Желать, стремиться, жаждать. Мчаться, нестись, лететь. )
Почему учитель из кинофильма «Доживем до понедельника» возмутился, услышав фразу: «Я им говорю: «Не ложьте в парту», а они все ложат и ложат»?
Напишите сочинение на одну из тем:
Если бы я был учителем…
Если бы я работал врачом…
Если бы у меня была волшебная палочка…
Если бы у меня была возможность выбрать три желания…
Если бы я попал на необитаемый остров…
В текстах какого типа речи будут преобладать формы условного наклонения? Дока-жите свою точку зрения на примере составленного вами текста.
В текстах какого типа речи будут преобладать формы повелительного наклонения? Докажите свою точку зрения на примере составленного вами текста.
Прослушайте текст. Какова его основная мысль? При повторном прослушивании посчитайте, сколько глаголов повелительного наклонения есть в тексте.
Из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордым и непослушным.
Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил:»Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их…» (А. Погодин)
Игра «Допиши пословицу»
От ученого ума набирайся, /а от мастера – сноровки.
Всяк сверчок / знай свой шесток.
Выбери себе спутника до того, /как выйдешь в путь.
Не удерживай других от того, /чему сам следуешь.
Не ищи друга без недостатков, \ совсем без друга останешься.
Не плюй в колодец– пригодится воды напиться.
Спишите высказывание, затем преобразуйте его так, чтобы глагол был представлен в формах других наклонений.
Любите книгу – источник знаний (М. Горький).
Расскажите, что бы вы предприняли, если бы вдруг заболели. В ответ используйте глаголы условного наклонения.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Помоги учителю исправить ошибки нерадивых учеников.
Ляж в постель. Бежи скорее к врачу. Вылазь из воды скорее. Ставайте за мной, я послед-ний. Не ложи логти на стол. Едь летом на юг. Не одевай сегодня теплую шапку. Ездь в школу не на троллейбусе, а на автобусе.
Игра «Составь рецепт».
Ученики вытягивают карточки с названиями продуктов (картофель, рис, капуста, мясо. Молоко ит. д. Каждому необходимо записать рецепт любого блюда с данным продуктом, используя глаголы в повелительном наклонении.
Лицо глагола. Безличные глаголы
Какие глаголы не употребляются в 1-м лице единственного числа? (Победить, гал-деть, дерзить, дудеть, очутиться, убедить, шелестеть, пылесосить и др. вместо них упо-требляются близкие по значению глаголы: одержу победу, побеждаю, убеждаю и др. )
Замените личные глаголы безличными, сохраняя время глаголов.
Мой друг по вечерам не сидит дома. От волнения долго не спали. Сильная буря сломала деревья в лесу. Молния сожгла сарай. Весна повеяла в раскрытые окна.
Докажите, что глагол веет может употребляться как личный глагол и как личный глагол в значении безличного.
Поставьте данные глаголы в форму 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. Следите за ударением.
Кроить, пломбировать, ремонтировать, сердиться, формулировать, ходатайствовать.
Замените личные предложения безличными.
В этот день все работали хорошо. Мы не хотим уходить из весеннего леса. От волнения мы долго не спали.
Преобразуйте предложения в безличные.
У меня озноб. С утра мороз. У больного лихорадка. У него тошнота. Наступает рассвет. Слышен гром. Наступает вечер. Становится тепло. Спускаются сумерки.
Незнайка перепутал части пословиц. Помогите исправить ошибки. Запишите в ис-правленном виде, объясните смысл пословиц. Найдите глаголы в форме 3 лица единственного числа. Объясните их правописание.
Кто умеет веселиться, пригодится воды напиться.
Не плюй в колодец – который ничего не боится.
Не надо хвалиться, тому без дела не сидится.
Кто любит трудиться, коли не знаешь, как рожь родится.
Кто хочет от жизни толку добиться, того горе боится.
Нечего тому страшиться, тот должен много трудиться.
Запишите 2-3 предложения с прямыми дополнениями на тему «Осень-волшебница».
С данными глаголами запишите словосочетания с существительными. Определите переходность глаголов.
Беспокоиться, беспокоить; удивляться, удивлять; сражаться, сразить.
Игра «Рассыпанные карточки»
Учитель объявляет, что по дороге в школу ветер нечаянно рассыпал карточки учи-теля. Необходимо распределить в две колонки: переходные и непереходные глаголы.
Читать в книге, принести охапку дров, смотреть телевизор, пойти в кино, рисовать каран-дашом, увидеть в магазине, есть суп, удивить друга, выпить стакан молока, увидеть свет. Не поздравить брата.
Приведите примеры, доказывающие, что формы настоящего и будущего времени глагола могут употребляться в значении прошедшего времени.
Приведите примеры, доказывающие, что формы прошедшего и будущего времени глагола могут употребляться в значении настоящего времени.
Закончите пословицы антонимами –глаголами. Объясните смысл пословиц.
Смелый побеждает, а трус……. (погибает).
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
Лето припасает, а зима……. (подъедает).
Сумел завязать, сумей и ……. (развязать).
Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).
Раскройте скобки, ставя глаголы в форме настоящего времени. Укажите чередую-щиеся согласные.
(жечь) опавшие листья.
(носить) в школу все учебники.
Я (ходить) на прогулку в лес.
Поставьте данные глаголы в 1-м лице единственного числа. В выделенном столбике мож-но прочитать название фонетического явления.
Проспрягайте данные глаголы в простом будущем времени. Следите за правильной постановкой ударения.
Выпишите в один столбик глаголы в форме прошедшего времени, во второй – настоящего времени. Определите их морфологические признаки.
Мне их выучить – пустяк
Применяется он так,
Я прыгала! Я двигала!
Пела, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!
Открываю: наш сосед.
В тапках и в пижаме.
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Никого в квартире нет.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов гла-голов. Запишите синонимы к данным фразеологизмам.
Запишите данные словосочетания, изменив вид глагола. Выделите суффиксы.
Преодолеть препятствия, укоротить платье, подыскать примеры, опрокинуть парты, рас-смотреть картину, восстановить силы, раскрасить узор, запеть песню.
Выпишите слова, образованные от глаголов. Укажите способ их образования.
Поэзия – это не зеркальное отражение и не буквальное воспроизведение, а ярчайшая ме-тафора действительности. Я впервые понял тогда, что, хотя в моей жизни не произошло ничего необыкновенного, она была отмечена неповторимостью. Я следил за небом робко, где – впопад и невпопад, – как по спичечной коробке, чиркал спички звездопад. Посетители музея обязательно замедляют шаги возле этого изречения.
Образуйте глаголы с помощью суффиксов –ыва-,-ива-.
Выиграть, вытолкнуть, завязать, затронуть, закончить, приколоть, застроить, приурочить, освоить, удостоить, узаконить, заработать, захлопнуть.
В игре побеждается тот, кто последним назовет звукоподражательный глагол.
Мяукать, лаять, кукарекать, мычать, блеять, чирикать, каркать,
хрюкать, крякать, куковать, ржать, рычать, выть, жужжать,гоготать и т. д.
Повторение изученного о глаголе
Назовите глагол, у которого нет корня. (Вынуть. )
Почему не употребляются в 1-м лице единственного числа глаголы толпиться, груп-пироваться, сбежаться, съехаться? (Все эти глаголы обозначают действие нескольких лиц. )
Кто сказал правильно?
Сережа сказал Алеше: «Надевай пальто».
Алеша ответил: «Хорошо. А ты одевай свитер».
Исправьте недочеты в употреблении глаголов и построении предложений. Предло-жения запишите в исправленном виде.
Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Корабль поехал в Одессу. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни. Я очень люблю любоваться и рисовать природу.
Докажите, что глагол имеет право о себе сказать: «Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие придет» (В. Волина).
Составьте грамматическую сказку о правописании мягкого знака в глаголах пове-лительного наклонения.
Составьте грамматическую сказку о правописании глаголов условного наклонения.
В текстах какого типа будут преобладать глаголы? Обоснуйте свой ответ.
«Чудо-юдо я и так победю»,_ поет в песне В. Высоцкий. Какая ошибка допущена в песенной строчке? Как исправить такую ошибку?
Баловаться, группировать, занять, заострить, исчерпать, кашлянуть, кроить, начать, обод-рить, положить, понять, ходатайствовать, закупорить, заплесневеть, ходатайствовать, ба-ловать, запломбировать, нормировать, премировать, формировать, звонит, облегчит, одолжит, дождалась, пережила, проспала, сорвала, солгала, ржаветь, кашлянуть, опорож-нить, осведомиться, черпать.
Необходимо записать все действия учителя с момента вхождения в класс ( в форме инфинитива или прошедшего (настоящего) времени).
Игра «По щучьему велению»
Учитель говорит: По щучьему велению, по –моему хотению, пусть появится глагол от слова премия. Ученики образовывают. И так каждое слово.
Премия –премировать, план, пилот, асфальт, телеграф, копия, инспекция, контролер.
Можно ли условное наклонение назвать «мечтательным»? Свой ответ обоснуйте.
Игра «Даем объявление».
Необходимо каждому ученику необычно» разрекламировать» глагол.
Вставьте подходящие по смыслу глаголы. Сделайте морфологический разбор двух глаголов (на выбор).
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе _______
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый _____.
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости не _____.
Я ждал, пока хватило сил,
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту ____.
Когда же гости подошли,
То даже крошки не ______.
1. Рукопашному, кулачному бою русский язык обязан многими выражениями. Например, пословица лежачего не бьют, которая сейчас употребляется чаще всего в переносном значении, в «Указе» 1726 года еще формулируется как конкретное постановление люби-телям кулачных боев: «Кто упадет, лежащих никого не были бы».
Самостоятельно –ся долго сохранялось в русском языке. В одной из грамот 17 века чита-ем: «С воры ся ему не водити»
По происхождению –ся – застывший винительный падеж местоимения себе. (В. Мокиенко «В глубь поговорки»)
3. Глагол брезжить имеет только 2 формы: брезжит – 3 –е лицо единственное число. ; брезжут – 3-е лицо множественное число.
4. Ко второму же спряженью
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить.
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е– спрягать нельзя!
5. В первом спряжении
Пашут поля и железо куют,
А во втором никогда не грустят,
Мчатся в музеи, учиться хотят. (Я. Карпачёва)
6. Глагол класть всегда несовершенного вида (нельзя: поклади); глагол положить имеет только совершенный вид: положи (нельзя: ложи).
7. От глагола ехать повелительное наклонение не образуется. Нужно говорить: поезжай, поезжайте; езди, ездите.
8. Глаголы во 2-м лице множественного числа повелительного наклонения и глаголы 2 спряжения оканчиваются на –ите, а в изъявительном наклонении в глаголах первого спряжения – ете.
9. Глагол, в котором нет корня.
А что такое звук [н] в составе этих слов? Этот звук – часть суффикса. Он появляется по-сле некоторых приставок в тех случаях, когда корень слова начинается с гласного звука. Теперь нам осталось понять, почему я изменяется в у.
Я очень короток, невыразителен, самостоятельно перестал употребляться в словах без приставок. Значение его забылось. Сочетание ня в слове вынять (как было ранее) стало непонятным. Зато во многих глаголах встречался деятельный и активный ну. По аналогии с этими глаголами слово вынять изменилось в вынуть, потеряв при этом корень. Во многих народных говорах, правда, и теперь ещё вместо глагола вынуть говорят вынять: он выняет.
Но есть недостаточные глаголы, ставшие такими из-за смысла. Например, глагол вызре-вать. Мы можем сказать, что сыры вызревают, арбузы на бахче вызревают, но не можем – мы вызреваем, а значит, все личные формы этого глагола, кроме третьего лица, будут невозможны. И этот глагол недостаточный.
В русском языке есть также глагол, который употребляется всегда только в одной форме – это глагол неймётся. У него нет никакого другого времени, и даже неопределённой формы.
11. Всем известен этот глагол. Но вот употребляем мы его чаще всего в прошедшем вре-мени: я был дома, мы были в зоопарке, она была занята. А в настоящем времени глагол быть мы почти никогда не употребляем, мы его пропускаем: я – спортсмен, ты – уче-ник, оно – насекомое. Правда, этот глагол встречается в изречениях вроде чревоугодие есть грех или это есть наш последний и решительный бой. Философы и математики тоже любят это слово: человек есть существо разумное, квадрат есть прямоугольник с равны-ми сторонами. А во множественном числе они употребляют слово суть: люди суть ра-зумные существа, квадраты суть прямоугольники. Слово суть, конечно, очень устарев-шее слово, даже незнакомое для многих, а слово есть употребляется чаще: у меня есть со-бака, у них есть предложение, у нас есть родственники, и даже «спасибо мне, что есть я у тебя» (В. Вишневский). В общем, всё настоящее время глагола быть мы выражаем одной распространённой формой: есть. А вот как было в древнерусском языке:
прошедшее время (современный язык) Настоящее время (древнерусский язык)
Я (что делал?) был. Я (что делаю?) есмь.
Ты (что делал?) был. Ты (что делаешь?) еси.
Он (что делал?) был. Он (что делает?) есть.
Мы (что делали?) были. Мы (что делаем?) есмы.
Вы (что делали?) были. Вы (что делаете?) есте.
Они (что делали?) были. Они (что делают?) суть.
Все глаголы несовершенного вида при образовании будущего времени требуют, как пра-вило, вспомогательного глагола: я буду ехать, ты будешь учиться. А глагол быть – един-ственный глагол несовершенного вида, который образует будущее время без вспомога-тельного глагола: я буду, ты будешь, они будут и т. д.
12. По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
13. Я – НЕ, а мой товарищ – НИ.
Так почему, скажи, подчас
Не различают в классе нас?
Не с глаголами отдельно пиши:
Не сердись, не скучай, не спеши.
Не выучил – не делай,
Не знаешь – не спеши.
С глаголами отдельно
Частица НИ словечком И
Всегда легко заменится.
И если ты отбросишь НИ,
То смысл не изменится.
14. Прежде чем глагол писать,
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То в глаголы его вносим. (Т. Донченко)
Учитель называет глаголы, а дети выполняют действия, которые они обозначают:
руки поднимаем – опускаем;
приседаем – тянемся вверх;
– Какая имеется особенность в словах, используемых на разминке?
(Слова обозначают противоположные действия)
Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?