что бетховен сказал о первом мотиве симфонии
Симфония №5 c-moll, Op.67
«. Если верить Шиндлеру, сам Бетховен говорил о начальных тактах [Пятой] симфонии: «Так судьба стучится в дверь!» С другой стороны, Карл Черни вспоминал, что «тему симфонии с-moll ему навеял крик лесной птицы»; совершенно независимо от Черни «крик известной птицы» узнавал в этом мотиве и бременский капельмейстер В.К. Мюллер.» (Кириллина Л.В.: Бетховен. Жизнь и творчество.)
Можно предположить, что под «известной птицей» подразумевалась овсянка обыкновенная, распространенная в европейских средних широтах и обитавшая, в частности, в венском парке Пратер, где обычно гулял Бетховен:
Однако, многие современные исследователи относятся скептически к обеим версиям. Слова Антона Шиндлера, снискавшего всеобщую ненависть музыковедов подделкой записей в «разговорных тетрадях» Бетховена и питавшего склонность к романтизации образа композитора, ни у кого не вызывают доверия. Кроме того, сам Бетховен известен тем, что мог сказать первое, что придет в голову — просто чтобы избавиться от докучных вопросов.
Густав Малер, знаток и выдающийся интерпретатор творчества Бетховена, заметил о первой части симфонии: «Слова, которые Бетховен будто бы сказал об этой части: «Так судьба стучится в дверь», далеко не исчерпывают для меня все ее огромное содержание. Скорее, он мог бы сказать о ней: «Это я»».1
Эта музыка родилась у Мегюля независимо от Бетховена. Известно, что когда симфония Мегюля была впервые исполнена в Парижской консерватории в марте 1809 года, он не знал Пятой симфонии Бетховена, еще не появившейся тогда в печати. А на венской ее премьере Мегюль не присутствовал. Скорее всего, оба композитора питались одними и теми же интонациями, рожденными героической эпохой Французской революции.
В марте 2015 года вышла книга The First Four Notes: Beethoven’s Fifth and the Human Imagination, Matthew Guerrieri, посвященная в значительной степени именно этому знаменитому мотиву.
Среди дирижеров нет единого мнения, каким образом должны звучать эти первые четыре такта. Одни берут строгое allegro, другие выбирают более медленный темп, делая каждую ноту более весомой и значительной, третьи играют molto ritardando, обращая большее внимание на ферматы.
1. Allegro con brio
2. Andante con moto
3. Scherzo: Allegro
4. Allegro
Berliner Philharmoniker, Herbert von Karajan
Orchestre National de France, дирижер Kurt Masur
Beethoven Festival, Bonn, 2008
Премьера оказалась скорее неудачной, что было обусловлено несколькими обстоятельствами. Оркестр играл недостаточно хорошо, поскольку была проведена только одна репетиция, так что из-за очередной ошибки разгневанный Бетховен даже прервал исполнение «Хоральной фантазии» и начал сначала. Вот как описывает этот эпизод М. Друскин в книге «Фортепианные концерты Бетховена»:
«При исполнении Фантазии произошел досадный эпизод, на долгие годы рассоривший Бетховена с венскими оркестрантами. Они набирались из различных оркестровых коллективов и не смогли полностью овладеть столь сложной программой. Бетховен был уже сильно раздражен к концу вечера — а Фантазия стояла последним номером — и пришел в ярость, когда по вине то ли кларнетиста, то ли самого автора, одновременно и пианиста и дирижера, оркестранты стали играть так нестройно, что ему пришлось потребовать исполнения всей Фантазии сначала. «. Когда они споткнулись на самом что ни на есть ровном месте, — вспоминал Бетховен, — я внезапно прекратил играть и громко закричал: «еще раз!»». Кроме того, в зале было необычайно холодно, что не добавляло энтузиазма публике, утомленной непривычно длинной программой концерта, который длился более четырёх часов — с 18:30 до 22:30.
Однако, исполненная полтора года спустя, симфония вызвала восторженную рецензию Э. Т. А. Гофмана в Allgemeine Musikalische Zeitung (июль 1810 года).
Пятая симфония, которая поражает лаконизмом изложения, сжатостью форм, устремленностью развития, кажется рожденной в едином творческом порыве. Однако создавалась она дольше остальных. Бетховен работал над ней на протяжении трех лет, успев закончить в эти годы две симфонии совершенно иного характера: в 1806 году была написана лирическая Четвертая, в следующем начата и одновременно с Пятой завершена Пасторальная, позднее получившая № 6.
Пятая симфония посвящена известным меценатам — князю Ф. И. Лобковицу и графу А. К. Разумовскому, русскому посланнику в Вене, и впервые прозвучала в авторском концерте, так называемой «академии», в Венском театре 22 декабря 1808 года вместе с Пасторальной.
Впоследствии Пятая стала самой популярной в его наследии. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты бетховенского стиля, наиболее ярко и сжато воплощена основная идея его творчества, которую обычно формулируют так: через борьбу к победе. Короткие рельефные темы сразу и навсегда врезаются в память. Одна из них, несколько видоизменяясь, проходит через все части (такой прием, заимствованный у Бетховена, следующее поколение композиторов будет использовать часто). Об этой сквозной теме, своего рода лейтмотиве из четырех нот с характерным стучащим ритмом, по свидетельству одного из биографов композитора, он говорил: «Так судьба стучится в дверь».
Музыка
Первую часть открывает дважды повторенная фортиссимо тема судьбы. Главная партия сразу же активно развивается, устремляясь к вершине. Тот же мотив судьбы начинает побочную партию и постоянно напоминает о себе в басах струнной группы. Контрастная по отношению к нему мелодия побочной, певучая и нежная, завершается, однако, звонкой кульминацией: весь оркестр в грозных унисонах повторяет мотив судьбы. Возникает зримая картина упорной, бескомпромиссной борьбы, которая переполняет разработку и продолжается в репризе. Как это свойственно Бетховену, реприза не является точным повторением экспозиции. Перед появлением побочной партии возникает внезапная остановка, солирующий гобой декламирует ритмически свободную фразу. Но развитие не заканчивается и в репризе: в коде продолжается борьба, причем исход ее неясен — первая часть не дает вывода, оставляя слушателя в напряженном ожидании продолжения.
Медленная вторая часть задумывалась композитором как менуэт. В окончательном варианте первая тема напоминает песню, светлую, строгую и сдержанную, а вторая тема — поначалу вариант первой — приобретает у медных и гобоя фортиссимо в сопровождении ударов литавр героические черты. Не случайно в процессе ее варьирования затаенно и тревожно, как напоминание, звучит мотив судьбы. Любимая Бетховеном форма двойных вариаций выдержана в строго классических принципах: обе темы излагаются все более мелкими длительностями, обрастают новыми мелодическими линиями, полифоническими имитациями, но всегда сохраняют ясный, светлый характер, становясь к концу части еще более величавыми и торжественными.
Тревожное настроение возвращается в третьей части. Это совершенно необычно трактуемое скерцо — вовсе не шутка. Продолжаются столкновения, борьба, начавшаяся в сонатном аллегро первой части. Первая тема представляет собой диалог — затаенному вопросу, звучащему еле слышно в глухих басах струнной группы, отвечает задумчивая, печальная мелодия скрипок и альтов, поддержанных духовыми. После ферматы валторны, а за ними весь оркестр фортиссимо утверждают мотив судьбы: в таком грозном, неумолимом варианте он до сих пор еще не встречался. Второй раз диалогическая тема звучит неуверенно, дробясь на отдельные мотивы, не получая завершения, отчего тема судьбы, по контрасту, предстает еще более грозной. При третьем появлении диалогической темы завязывается упорная борьба: с задумчивым, певучим ответом полифонически соединяется мотив судьбы, слышатся трепетные, молящие интонации, и кульминация утверждает победу судьбы. Картина резко меняется в трио — энергичном фугато с подвижной мажорной темой моторного, гаммообразного характера. Совершенно необычна реприза скерцо. Впервые Бетховен отказывается от полного повторения первого раздела, как это всегда было в классической симфонии, насыщая сжатую репризу интенсивным развитием. Оно происходит словно вдали: единственное указание силы звучности — варианты пиано. Обе темы значительно изменены. Первая звучит еще более затаенно (струнные пиццикато), тема судьбы, утрачивая грозный характер, возникает в перекличках кларнета (затем гобоя) и пиццикато скрипок, прерывается паузами, и даже тембр валторны не придает ей прежней силы. В последний раз ее отголоски слышны в перекличках фаготов и скрипок; наконец, остается только монотонный ритм у литавры пианиссимо. И тут наступает удивительный переход к финалу. Словно брезжит робкий луч надежды, начинаются неуверенные поиски выхода, переданные тональной неустойчивостью, модулирующими оборотами…
Ослепительным светом заливает все вокруг начинающийся без перерыва финал. Торжество победы воплощено в аккордах героического марша, усиливая блеск и мощь которого композитор впервые вводит в симфонический оркестр тромбоны, контрафагот и флейту-пикколо. Живо и непосредственно отражена здесь музыка эпохи Французской революции — марши, шествия, массовые празднества победившего народа. Рассказывают, что наполеоновские гренадеры, посетившие концерт в Вене, при первых звуках финала вскочили с мест и отдали честь. Массовость подчеркнута простотой тем, преимущественно у полного оркестра, — броских, энергичных, не детализированных. Их объединяет ликующий характер, который не нарушается и в разработке, пока в нее не вторгается мотив судьбы. Он звучит как напоминание о прошлой борьбе и, может быть, как предвестие будущего: предстоят еще и схватки и жертвы. Но теперь в теме судьбы нет прежней грозной силы. Ликующая реприза утверждает победу народа. Продлевая сцены массового торжества, Бетховен завершает сонатное аллегро финала большой кодой.
Первая часть: Allegro con brio
The first movement opens with the four-note motif discussed above, one of the most famous in western music. There is considerable debate among conductors as to the manner of playing the four opening bars. Some conductors take it in strict allegro tempo; others take the liberty of a weighty treatment, playing the motif in a much slower and more stately tempo; yet others take the motif molto ritardando (a pronounced slowing through each four-note phrase), arguing that the fermata over the fourth note justifies this. Some critics consider it crucial to convey the spirit of and-two-and one, as written, and consider the more common one-two-three-four to be misleading.
The first movement is in the traditional sonata form that Beethoven inherited from his classical predecessors, Haydn and Mozart (in which the main ideas that are introduced in the first few pages undergo elaborate development through many keys, with a dramatic return to the opening section—the recapitulation—about three-quarters of the way through). It starts out with two dramatic fortissimo phrases, the famous motif, commanding the listener’s attention. Following the first four bars, Beethoven uses imitations and sequences to expand the theme, these pithy imitations tumbling over each other with such rhythmic regularity that they appear to form a single, flowing melody. Shortly after, a very short fortissimo bridge, played by the horns, takes place before a second theme is introduced. This second theme is in E flat major, the relative major, and it is more lyrical, written piano and featuring the four-note motif in the string accompaniment. The codetta is again based on the four-note motif. The development section follows, using modulation, sequences and imitation, and including the bridge. During the recapitulation, there is a brief solo passage for oboe in quasi-improvisatory style, and the movement ends with a massive coda.
Вторая часть: Andante con moto
The second movement, in A flat major, is a lyrical work in double variation form, which means that two themes are presented and varied in alternation. Following the variations there is a long coda.
The movement opens with an announcement of its theme, a melody in unison by violas and cellos, with accompaniment by the double basses. A second theme soon follows, with a harmony provided by clarinets, bassoons, violins, with a triplet arpeggio in the violas and bass. A variation of the first theme reasserts itself. This is followed up by a third theme, thirty-second notes in the violas and cellos with a counterphrase running in the flute, oboe and bassoon. Following an interlude, the whole orchestra participates in a fortissimo, leading to a series of crescendos, and a coda to close the movement.
Третья часть: Scherzo. Allegro
The third movement is in ternary form, consisting of a scherzo and trio. It follows the traditional mold of Classical-era symphonic third movements, containing in sequence the main scherzo, a contrasting trio section, a return of the scherzo, and a coda. However, while the usual Classical symphonies employed a minuet and trio as their third movement, Beethoven chose to use the newer scherzo and trio form. (For further discussion of this form, see «Textual questions», below.)
The movement returns to the opening key of C minor and begins with the following theme, played by the cellos and double basses:
The 19th century musicologist Gustav Nottebohm first pointed out that this theme has the same sequence of intervals as the opening theme of the final movement of Mozart’s famous Symphony No. 40 in G minor, K. 550. Here is Mozart’s theme:
(The derivation emerges more clearly if one listens first to Mozart’s theme, then Mozart’s theme transposed to Beethoven’s key and range, then Beethoven’s theme.)
While such resemblances sometimes occur by accident, this is unlikely to be so in the present case. Nottebohm discovered the resemblance when he examined a sketchbook used by Beethoven in composing the Fifth Symphony: here, 29 measures of Mozart’s finale appear, copied out by Beethoven.
The opening theme is answered by a contrasting theme played by the winds, and this sequence is repeated. Then the horns loudly announce the main theme of the movement, and the music proceeds from there.
The trio section is in C major and is written in a contrapuntal texture. When the scherzo returns for the final time, it is performed by the strings pizzicato and very quietly.
«The scherzo offers contrasts that are somewhat similar to those of the slow movement in that they derive from extreme difference in character between scherzo and trio … The Scherzo then contrasts this figure with the famous ‘motto’ (3 + 1) from the first movement, which gradually takes command of the whole movement.»
Четвертая часть: Allegro
The triumphant and exhilarating finale begins without interruption after the scherzo. It is written in an unusual variant of sonata form: at the end of the development section, the music halts on a dominant cadence, played fortissimo, and the music continues after a pause with a quiet reprise of the «horn theme» of the scherzo movement. The recapitulation is then introduced by a crescendo coming out of the last bars of the interpolated scherzo section, just as the same music was introduced at the opening of the movement. The interruption of the finale with material from the third «dance» movement was pioneered by Haydn, who had done the same in his Symphony No. 46 in B, from 1772. It is not known whether Beethoven was familiar with this work.
Через год, в четвертой книге «Фантазий» была напечатана вторая серия «Крейслерианы», содержащая еще семь очерков.
Л. Бетховен. Симфония №5
1. Продолжаем изучать тему: «Симфоническая музыка»
2. Вспомните определение «Симфония» и её строение.
Симфония (от греч. symphonia — созвучие) — ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение.
Классическая симфонии состоит из 4-х частей, которые воплощают в себе разные стороны жизни человека.
1-я часть — быстрая и наиболее драматичная, как правило, пишется в сонатной форме.
2-я, медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям.
3-я часть — менуэт ( старинный народный французский грациозный танец ) — это игра, веселье, картинки народной жизни.
4-я — быстрый финал, близкий народной песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке.
3. Запишите тему урока » Симфония №5 Людвига ван Бетховена»
4. Прочитайте, выпишите текст в рамочке в тетрадь.
Симфония №5 Людвига ван Бетховена
Образы многих художественных произведений могут быть связаны как с судьбами целых поколений, так и с жизнью отдельного человека. Вспомним о трагичном переломном моменте в жизни Л. Бетховена. У 32-летнего композитора начала развиваться глухота.
Осознав трагическую для музыканта болезнь, Бетховен не покорился судьбе, сумел преодолеть душевный кризис и вернуться к творчеству. В качестве эпиграфа ко всему периоду после «Гейлигенштадтского завещания» мог бы служить авторский подзаголовок Симфонии № 3 — «Героическая». Героическим, мятежным духом проникнуты и увертюра «Эгмонт», и Симфония № 5 с ее знаменитым «мотивом судьбы».
Симфония № 5 с ее знаменитым «мотивом судьбы» сегодня известна каждому.
«Так стучится к нам в дверь судьба» — по свидетельству современников, так Бетховен сказал о начальных тактах своей Симфонии № 5. Сочиняя ее, он говорил: «Я схвачу судьбу за глотку». Бетховен вышел победителем из этой схватки.
Конкретный смысл основного мотива, яркая выразительная музыка Симфонии дают возможность трактовать ее как грандиозную картину борьбы человека с ударами судьбы.
Четыре части Симфонии представляются как этапы этой борьбы.
Любое выдающееся художественное произведение всегда многозначно, и каждое поколение по-своему трактует его смысл, находя в нем ответы на животрепещущие вопросы.
5. Запишите слушание: Симфония №5 Л. Бетховена (фрагмент 1 части)
1-я часть воспринимается как внутренняя борьба человека. Как глас Божий звучит мотив судьбы — тема совести, основы жизни и отношения человека к себе и другим.
Людвиг ван Бетховен
Пятая «Симфония судьбы»
«Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня ей не удастся» — сказал Бетховен, когда лишился слуха. В этой части слушаем «Симфонию судьбы».
Эту часть целиком посвятим Пятой симфонии Бетховена.
🚪 Пятая симфония известна под названием Schicksalssymphonie — «Симфония судьбы». О первом мотиве якобы сам Бетховен говорил: «Так судьба стучится в дверь». Этот мотив при жизни Бетховена стал символом, а сегодня — самым настоящим мемом.
🐦 Ученик Бетховена Карл Черни рассказывал другую версию: ритм первых тактов композитору подсказало пение лесной птицы. На первый взгляд звучит глупо, но Бетховен работал над Пятой симфонией параллельно с Шестой — «Пасторальной», где как раз много звуков природы и птичьих голосов.
✒️ Мотив судьбы появлялся у Бетховена и в других сочинениях — например, в первой части знаменитой фортепианной сонаты № 23 «Аппассионата».
⏳ Бетховен работал над Пятой симфонией долго. Первые наброски появились в 1804 году, сразу после завершения Третьей. Множество черновиков демонстрируют, как кропотливо он оттачивал каждую деталь. Симфония закончена в 1808 году, непростое для Бетховена время, когда и денег, и концертов было мало. Меценатскую субсидию он получил только в следующем году, а пока настроения композитора оставались довольно мрачными.
🇦🇹 В то же время в Вене царил невероятный военный и патриотический подъем: накануне второй оккупации Вены все жаждали воевать с Наполеоном. Поэтому Пятая симфония не только о личной борьбе и победе.
🎶 Симфония впервые была исполнена 22 декабря 1808 года в венском «Театр ан дер Вин» на авторском концерте Бетховена — Академии. Обстоятельства премьеры был и неудачными.
👎 Во-первых, в тот же день в другом зале Антонио Сальери проводил концерт Общества помощи вдовам и сиротам музыкантов, которым он руководил. Не из вредности, а ради успеха своего мероприятия Сальери запретил членам общества участвовать в концерте Бетховена. Тому пришлось срочно искать недостающих музыкантов.
😴 Во-вторых, бетховенская академия была чудовищно длинной: в один вечер прозвучали две симфонии (причем Шестая, «Пасторальная», исполнялась под №5, а Пятая — под №6), Фортепианный концерт №4, несколько крупных вокальных и хоровых сочинений.
😡 Вечер почти закончился скандалом. Программу завершала Фантазия для хора, фортепиано и оркестра. Солировал сам Бетховен, сильно раздраженный к концу концерта. Оркестр не успел как следует отрепетировать Фантазию. Когда музыканты споткнулись на ровном месте, Бетховен прекратил играть и громко закричал: «Еще раз!». Исполнение начали с начала. Можно себе представить, что чувствовали слушатели, просидевшие в холодном зале (декабрь) уже 4 часа.
Послушаем запись Берлинского филармонического оркестра под управлением Герберта фон Караяна.
🤩 Хотя премьера прошла неудачно, Пятая быстро завоевала огромный успех. Ее плакатные образы и сюжетная драматургия притягивали слушателей и будили воображение. Европа уже была одержима романтизмом, и романтики признали Пятую симфонию как свою.
☄️ Гофман под огромным впечатлением писал со свойственной ему аффектацией, что Бетховен раскрывает «царство необъятного и беспредельного. Огненные лучи пронизывают глубокий мрак этого царства, и мы видим гигантские тени, которые колеблются, поднимаясь и опускаясь, все теснее обступают нас».
⚔️ Дирижеры и меломаны до сих пор ломают копья, как надо играть первые восемь нот — тему судьбы. Как медленное вступление или в основном темпе Allegro? Какой длины должны быть паузы? Кто-то считает начальный мотив суперэнергичным импульсом к развитию, кто-то утверждает, что эта энергия сразу врезается в стену.
🎼 Первая часть написана в традиционной сонатной форме и удивительна тем, что ее драматические события разворачиваются в очень сжатом времени — часть длится всего около 8 минут. Здесь нет никакой «воды», ни одной лишней ноты.
🎻 Удивительно и то, что главная и побочная партии меняются ролями. Главная — тревожная, мятущаяся (напоминает главную партию Симфонии №40 Моцарта), она звучит у скрипок. А побочная — воинственная, решительная, ее играют валторны.
🤜 В короткой разработке первая кульминация наступает буквально через 30 секунд. Но сражение не заканчивается с наступлением репризы (как бывало обычно), а продолжается до самых последних тактов. Это лишь первый раунд битвы, и победитель еще не определен.
Вторая часть — Andante con moto
⚖️ Это вариации на две темы, они звучат по очереди и каждый раз — в обновленном виде. Первую тему играют альты и виолончели (помните, как эти низкие тембры любит Бетховен). Вот еще один благородный менуэт Бетховена, под который нельзя танцевать.
🇫🇷 Вторая тема напоминает гимны и марши Французской революции, которые Бетховен мог слышать на улице во время оккупации Вены. А теперь военные марши распевали воинственно настроенные австрийцы.
Вторая тема — это торжественный победный гимн. В нем звучит весь арсенал «военных» инструментов: блестящие трубы, валторн и литавры, которые отстукивают ритм судьбы, как бы напоминая, что даже в ликовании нельзя забывать о Роке.
🌪 Мы традиционно называем ее Скерцо, хотя у Бетховена этого обозначения нет. Здесь он впервые делает шаг в сторону мрачных, зловещих симфонических скерцо, которые позднее так полюбят композиторы-романтики.
🌗 В скерцо две короткие контрастные темы. Первая поднимается, как призрак из мрачных глубин, — ее играют виолончели и контрабасы. Она завершается на неустойчивой гармонии, как знак вопроса. Ответ на этот вопрос — ритм судьбы, который скандируют валторны.
🔱 По традиции в Скерцо есть контрастная часть — Трио, где появляется оттенок юмора. Виолончели и контрабасы играют быструю виртуозную тему, что производит гротескное впечатление. Затем с этой темой группы оркестра вступают одна за другой, как в фуге, и музыка напоминает хоровод гигантов.
✨ Финал следует за Скерцо без перерыва. Возможно, Бетховен хотел, чтобы ослепительный блеск финала моментально поражал слушателей, еще охваченных мрачными образами Скерцо.
⚔️ Впервые Бетховен превращает финал симфонии в поле второго сражения. Он, как и первая часть, написан в сонатной форме. На протяжении всей экспозиции сохраняется ликующий характер, а вот в разработке возвращается тема судьбы — и начинается финальная схватка.
🌟 Наконец, грозная тема окончательно повержена, и симфония на всех парах несется к завершению. Все это звучит как абсолютный апофеоз, победа добра над злом, света над тьмой, если бы не одно но. В стремительной коде Бетховен слишком много раз повторяет тоническое трезвучие (главный устойчивый аккорд, символ безоговорочной победы) — уже можно было бы поставить точку, а он все твердит «да, да, да!», будто продолжая самого себя убеждать в победе.
🏵 Пятая симфония Бетховена сегодня — одно из самых узнаваемых сочинений классической музыки. Оно оказало колоссальное влияние на всю последующую музыку. Уже в 1842 году симфония прозвучала в США — в первом концерте Нью-Йоркского филармонического оркестра. В 1910 ее впервые записали на пластинку.
✌️ С 1848 года ритм «та-та-та-дам» обозначает букву «V» в азбуке Морзе. На восприятие симфонии повлияло сходство латинской цифры V с буквой и символом «V» — Victory.
💽 Первая часть симфонии записана на Золотой пластинке «Вояджера», отправленной в космос в 1977 году.