что базаров отрицает в теперешнее время

Евгений Базаров как нигилист

Есть литературные приведения, самоё название которых ярко характеризует описанные в них общественные явления. Может быть, что именно после опубликования романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в обществе стали осмысленно и целенаправленно говорить о проблеме взаимоотношений «отцов» и «детей», старшего и младшего поколений, а также неразрешимых противоречий между ними. Разочаровавшись в возможности серьёзных социальных преобразований в России с помощью философии А.И. Гегеля, русские идеалисты 40-х годов XIX века обычно либо превращались в «лишних людей» типа Рудина и Бельтова, либо влачили жалкое, обломовское существование. И лишь наиболее стойкие и энергичные из них, как, например, В.Г. Белинский и Герцен, преодолевали крайности философии Гегеля, возвышались до материализма и находили правильный путь – путь революционной борьбы.

Роман «Отцы и дети» задуман автором в августе 1860 года, а работа над произведением окончена в конце июля 1861 года. В следующем году роман был опубликован. Получилось так, что работа над романом началась ещё в той России, в которой существовало крепостное право, хотя и в стадии его разложения. По окончании работы над романом это была уже совсем другая Россия – страна, пережившая шок от крестьянской реформы 19 февраля 1861 года, положившей конец эпохе крепостного права.

Сам автор в одном из писем признавался, что у героя романа нигилиста Евгения Базарова был реальный прототип – молодой провинциальный врач. Едва ли не первым из русских писателей И.С. Тургенев открыл Базарова и нигилизм, другими словами – базаровщину. Великий французский писатель Мопассан посвятил творчеству И.С. Тургенева критическую статью «Изобретатель слова «нигилизм», в ней дана высокая оценка историческому предвидению великого русского писателя. Он писал: «Настоящие моряки предчувствуют бурю задолго до её наступления, а настоящие романисты предчувствуют будущее. Тургенев распознал это зерно русской революции, ещё когда оно только давало ростки под землёй, ещё до того, как его побеги пробились к солнцу; и в книге «Отцы и дети». он описал настроения этой развивающейся секты. И чтобы яснее её обозначить, он изобрёл, создал слово «нигилисты»». Здесь есть только одна неточность: слово «нигилизм» изобрёл русский литературный критик Н.И. Надеждин в 1829 году. В остальном всё правильно.

Русская классическая литература XIX века дала нам целую галерею литературных героев-дворян. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы видим не эмоционального Чацкого, не деятельного Онегина, не пессимистического Печорина, не жуликоватого Чичикова, не ленивого Обломова, а совершенно другого человека. Сам себя Базаров называет «HOMO NOVUS», что означает буквально «человек новый», а по смысловому значению – «выскочка». Базаров – типичный представитель того общественного слоя, который в Западной Европе принято было называть «третьим сословием», даже если и не по происхождению, то по своим убеждениям. Базаров всего добился своим трудом; его дед землю пахал, чем Базаров даже гордится. Отсюда его нескрываемое презрение к родовой аристократии, к наследственным и наследуемым правам и свободам, к аристократизму и либерализму, к прекраснодушию и боязни борьбы, т.е. ко всему джентльменскому набору, который так горячо защищает Павел Петрович Кирсанов. «Дрянь, аристократишка», – так с нескрываемым презрением характеризует Базаров соседского помещика.

Слово «нигилизм» (от латинского слова «NIHIL» – «ничто», «ничего») обозначает крайнюю форму отрицания общественных норм, принципов морали, культурного наследия и т.д. – примерно такое определение дают нигилизму Николай Петрович и Аркадий в разговоре с Павлом Петровичем. Да и сам Базаров многозначительно заявляет, что он отрицает «ВСЁ». И читатель прекрасно понимает, что подразумевается под этим «ВСЕМ». В тех условиях И.С. Тургенев не мог по цензурным соображениям уточнить смысл и содержание слова «ВСЁ». Можно очень просто догадаться, что Базарову не по нраву всё современное ему общество снизу доверху, включая политический режим. Базаров – порождение своей эпохи, герой своего времени. Радикализм Базарова – порождение либерализма русского дворянства, в т.ч. и не самых худших его представителей – братьев Кирсановых, и консерватизма русского крестьянства. Во Франции, стране столь любимой И.С. Тургеневым, люди подобные Базарову становились якобинцами и безжалостно рубили головы королю и родовой аристократии.

Каждый писатель вправе назвать своё произведение так, как считает нужным. После этого критикам и читателям остаётся дать объяснение названию произведения. «Отцы и дети»? Почему? Если бы в одной комнате собрались отцы и дети, то это не значит, что собравшиеся отцы и дети кровно или духовно связаны между собой. Очень даже может быть, что настоящие отцы и их настоящие дети находятся где-то в другом месте. Иначе роман назывался бы «Отцы и их дети». Но не могут Кирсановы быть отцами Базаровых ни кровно, ни духовно. Идейные споры Павла Петровича и Евгения Васильевича, которые неизменно заканчиваются победами Базарова, для большинства русского народа не представляют никакого интереса. Это прекрасно понимает и сам Базаров, предпочитая конкретные дела бесполезной болтовне: он изучает естественные науки, беспощадно режет лягушек, помогает отцу в его лечебной практике.

«Длинное и худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висящими бакенбардами песочного цвету, он оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», – таким предстал перед читателями Евгений Базаров. Не случайно роман посвящён памяти В.Г. Белинского – есть в авторском портрете Базарова что-то такое, напоминающее внешне Белинского; хотя о полном внутреннем сходстве говорить не приходится, хотя и тому, и другому свойственны сильная воля, незаурядный ум, большая целеустремлённость, подкупающие мужество и стойкость. Вместе с тем, Базаров отрицает право личности на индивидуальность, сравнивая людей с деревьями в лесу. В этом проявляется реакция Базарова на аристократизм и на сословные привилегии. Но отсюда один шаг до формулы «лес рубят – щепки летят!», ставшей оправданием массовым репрессиям. В то же время Базаров крайне самолюбив, не терпит никаких и ничьих возражений, претендует на владение истиной в последней инстанции.

Все персонажи романа, несмотря на все свои различия, – дети своего времени. У каждого героя есть свои положительные и отрицательные черты характера. Так, Базаров суров, аскетичен, угрюм и внешне груб. Порой он буквально циничен, когда говорит о природе и о человеческих чувствах, порой невежественен, когда говорит о Пушкине как о человеке военном. С другой стороны, Базарову свойственна простота, свобода и сила истинно народного русского языка, что помогает ему побеждать в словесных баталиях с Павлом Петроаичем. Базарову свойственна любовь к труду и критическое отношение к простому народу, к крестьянам, к работникам на ферме Николая Петровича: «Работники смотрят отъявленными ленивцами; а управляющий либо дурак, либо плут. », «Русский мужик бога слопает», «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. » И к себе, и к своим немногочисленным единомышленникам Базаров относится критически: говорит, что если их «раздавят», то туда и дорога, но «тут ещё бабушка надвое сказала», «нас не так мало, как вы думаете, «от копеечной свечки Москва сгорела».

Да, Базаров – фигура трагически одинокая. Тем закономернее выглядит его закономерная и случайная одновременно преждевременная и трагическая гибель: автор убивает своего героя, т.к. не видит для его жизни никакого разумного продолже-ния. Герой умирает в расцвете лет, не оставив после себя ничего кроме холмика на деревенском кладбище, да безутешных престарелых родителей. Сухая веточка на древе бытия, не способная принести никаких плодов – вот кем представляется Базаров автору романа.

Тургенев сделал Базарова трагическим героем. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обречённая на погибель», – так формулировал автор свою творческую задачу. Трагическое положение Базарова связано также с особенностями философии истории самого И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети» накладывает дополнительный трагический отпечаток на его героев. Базаров отрицает любовь, а внезапно вспыхнувшая вопреки его воле любовь оказывается сильнее его математически точной теории. Базаров говорит, что природа – не храм, а И.С. Тургенев представляет её величественным и прекрасным храмом. Базаров отрицает Шуберта и Рафаэля, но И.С. Тургенев глубоко верит в «вечную» и непреходящую ценность их творений. Базаров приобретает в романе черты героического величия именно потому, что он, как незаурядная мыслящая личность, вступает в борьбу с понятиями «вечными и непреодолимыми». В отношении Тургенева к Базарову наряду с любовью автора к своему герою сказались и некоторая классовая неприязнь писателя, и его умеренно-либеральные иллюзии, исторически обусловленные всем ходом развития русской общественной мысли. При такой философской посылке И.С. Тургеневу казалось, что он написал роман о «грешном бунтующем сердце», скрывшемся в могиле, о «великом спокойствии «равнодушной» природы», «о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Набрано с рукописного текста 16 августа 2003 г.

П.С. В первоначальном замысле это эссе – школьное сочинение по литературе по мотивам романа «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883), которое было вымучено мною совместно с моим племянником-школьником средней школы. В нём внесены минимальные орфографические изменения!

© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021

Источник

Отцы и дети! Смысл этой цитаты.

Словарь. Авторитеты – то есть уважаемые личности, носители мнений, к которым прислушивались. Рафаэль – великий итальянский художник эпохи Возрождения. Гроша медного не стоит – то есть не нужен, не востребован. Историко-литературный комментарий.

При этом нигилисты не предполагают предложить что-то взамен разрушаемым ими ценностям. Их дело – только отрицание и разрушение старого. Литературоведческий анализ. В эпизоде словесной дуэли отчётливо просматриваются характеры всех персонажей.

Павел Петрович – эмоционален, горяч, убеждён в своей правоте и категорично не принимает противоположного мнения. Его брат, Николай Петрович, менее категоричен. Конечно, мнение Павла Петровича ему ближе, но он не спешит опровергать и Базарова,

Сам же Базаров более сдержан, ведёт себя менее эмоционально, спорит как будто нехотя, по принуждению. В то же время не вызывает сомнение и то, что он уверен в своих словах, но при этом не намерен доказывать свою правоту и убеждать в ней кого-то.

В финале романа каждый из героев приходит к своему нравственному итогу, для каждого очерчено какое-то будущее. Исключение составляет лишь Базаров, для которого разочарование в собственной жизненной философии оборачивается трагической смертью. Лишены будущего и его родители, для которых сын был последней радостью и опорой в жизни.

Их одиночество и опустошённость хорошо видны в последнем фрагменте. В то же время в нём есть и жизнеутверждающее начало. «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России. Как почти все наши кладбища, оно имеет вид печальный:

окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашенными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва бросают скудную тень: овцы безвозбанно ходят по могилам…

Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которое не топчет

Источник

Нигилизм Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение с цитатами

Что такое нигилизм?

Нигилизм — это идейно-философское течение, согласно которому, нет и не может быть авторитетов, ни один из постулатов не должен приниматься на веру. Нигилизм Базарова (как отмечает он сам) — это беспощадное отрицание всего. Философской основой для формирования нигилистического учения послужил немецкий материализм. Неслучайно Аркадий и Базаров предлагают Николаю Петровичу вместо Пушкина читать Бюхнера, в частности его труд «Материя и сила». Позиция Базарова сформировалась не только под влиянием книг, преподавателей, но и из живого наблюдения за жизнью. Цитаты Базарова о нигилизме подтверждают это. В споре с Павлом Петровичем он говорит, что с радостью бы согласился, если Павел Петрович представит ему «хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания».

Сочинение на тему «Нигилизм Базарова (по роману И.А. Тургенева «Отцы и деты»)

Образ Базарова продолжает традицию изображения «лишних людей», начатую Пушкиным в начале 19 века. Онегин, Печорин, Обломов – люди умные, образованные, имеющие свою точку зрения, но не знающие, как практически применить свои знания.Они являются яркими представителями своего времени, отражающими политические и социальные изменения, происходящие в обществе. Базаров – один из них, «новый человек», бунтарь, разночинец, ставивший своей задачей «сперва… место расчистить», а «строить» потом.

Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то»,– с пренебрежением говорит он об отце своей матери.

По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это «вздор» и «романтизм». Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. «Что же такое Базаров?»– спрашиваем мы словами Павла Петровича.

Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, «длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом», «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и «плебействе», а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.

У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным»,— говорит Базаров… — В теперешнее время полезнее всего отрицание,—мы отрицаем». Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить»,— самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.

Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

Скидка 100 рублей на первый заказ!
Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Не раз Базаров высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Этот герой отрицает даже любовь.

Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль.

Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.

Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Писатель не хотел придавать своему герою ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего…» То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед.

Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского «Что делать?».

Наука

Что же ценит Базаров? Ведь не может же ко всему он испытывать резко негативное отношение. Единственное, в чем герой видит ценность и пользу, — это наука. Наука как основа знания, развития человека. Безусловно, Павел Петрович как аристократ и представитель старшего поколения также ценит и уважает науку. Однако для Базарова идеал — это немецкие материалисты. Для них не существует любви, привязанности, чувств, для них человек — это просто органическая система, в которой происходят определенные физические и химические процессы. К таким же парадоксальным мыслям склоняется и главный герой романа «Отцы и дети».

Нигилизм Базарова попадает под сомнение, он испытывается автором романа. Отсюда возникает внутренний конфликт, который происходит уже не в доме Кирсановых, где каждый день спорят Базаров и Павел Петрович, а в душе самого Евгения.

Будущее России и нигилизм

Базарова как представителя передового направления России интересует ее будущее. Так вот, по мнению героя, для того чтобы построить новое общество, для начала необходимо «место очистить». Что это означает? Безусловно, выражение героя можно трактовать как призыв к революции. Развитие страны необходимо начинать с кардинальных перемен, с разрушения всего старого. Базаров при этом упрекает поколение либералов-аристократов в их бездействии. Базаров о нигилизме отзывается как о самом действенном направлении. Но стоит сказать, что и сами нигилисты пока ничего не сделали. Действия Базарова проявляются только в словах. Тем самым Тургенев подчеркивает, что герои — представители старшего и младшего поколений — в чем-то очень сильно похожи. Взгляды Евгения очень пугающи (это подтверждают цитаты Базарова о нигилизме). Ведь на чем прежде всего строится любое государство? На традициях, культуре, патриотизме. Но если нет никаких авторитетов, если не ценить искусство, красоту природы, не верить в Бога, то что же остается людям? Тургенев очень боялся, что подобные идеи могут воплотиться в жизнь, что России тогда придется очень тяжело.

Внутренний конфликт в романе. Испытание любовью

В романе есть два ключевых персонажа, которые якобы играют эпизодическую роль. На самом деле они отражают отношение Тургенева к нигилизму, они развенчивают это явление. Нигилизм Базарова начинает осмысливаться им самим немного по-другому, хотя прямо автор нам этого не говорит. Итак, в городе Евгений и Аркадий встречают Ситникова и Кукшину. Они передовые люди, которые интересуются всем новым. Ситников — приверженец нигилизма, он выражает свое восхищение Базаровым. Сам же при этом ведет себя как шут, он выкрикивает нигилистические лозунги, это все выглядит нелепо. Базаров относится к нему с явным презрением. Кукшина — эмансипированная женщина, просто-напросто неряшлива, глупа и груба. Это все, что можно сказать о героях. Если они являются представителями нигилизма, на который Базаров возлагает такие большие надежды, то каково же будущее страны? С этого момента в душе героя появляются сомнения, которые усиливаются, когда он встречает Одинцову. Сила и слабость нигилизма Базарова проявляют себя именно в главах, где говорится о любовных чувствах героя. Он всячески противится своей влюбленности, ведь это все глупый и никому не нужный романтизм. Но сердце ему говорит о другом. Одинцова видит,что Базаров умен и интересен, что в его идеях есть доля истины, но их категоричность выдает слабость и сомнительность его убеждений.

Популярные сочинения

Отношение Тургенева к своему герою

Недаром вокруг романа «Отцы и дети» развернулась бурная полемика. Во-первых, тема была очень злободневной. Во-вторых, многие представители литературной критики были, как и Базаров, увлечены философией материализма. В-третьих, роман был смелым, талантливым и новым.

Существует мнение, что Тургенев осуждает своего героя. Что он клевещет на молодое поколение, видя в нем лишь только плохое. Но это мнение ошибочно. Если посмотреть на фигуру Базарова повнимательнее, то в нем можно рассмотреть сильную, целеустремленную и благородную натуру. Нигилизм Базарова — лишь внешнее проявление его ума. Тургенев, скорее, чувствует разочарование в том, что столь талантливая личность зациклилась на таком малооправданном и ограниченном учении. Базаров не может не вызывать восхищение. Он дерзок и смел, он умен. Но, кроме этого, он еще и добр. Неслучайно к нему тянутся все крестьянские детишки.

что базаров отрицает в теперешнее время. Смотреть фото что базаров отрицает в теперешнее время. Смотреть картинку что базаров отрицает в теперешнее время. Картинка про что базаров отрицает в теперешнее время. Фото что базаров отрицает в теперешнее время

Что же касается авторской оценки, то наиболее полно она проявляется в финале романа. Могила Базарова, на которую приходят его родители, буквально утопает в цветах и зелени, над ней поют птицы. Противоестественна ситуация, когда родители хоронят детей. Противоестественными были и убеждения главного героя. А природа, вечная, красивая и мудрая, подтверждает, что Базаров был неправ, когда видел в ней лишь материал для достижения целей человека.

Таким образом, роман Тургенева «Отцы и дети» можно рассматривать как развенчание нигилизма. Отношение Базарова к нигилизму — это не просто приверженность, это философия жизни. Но это учение подвергается сомнению не только представителями старшего поколения, но и самой жизнью. Базаров, влюбленный и страдающий, погибает от случайности, наука не в силах ему помочь, а над его могилой все так же прекрасна и спокойна Природа-мать.

Художественное произведение описывает события, происходящие в 1857 году, незадолго до отмены крепостного права. Правящие классы России отрицательно воспринимали нигилизм, считая, что он представляет опасность в социальном и культурном отношении.

Автор романа без субъективизма показывает, что нигилизм Базарова представлен и сильными и слабыми сторонами. В своей статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев открыто заявляет, что ему не чужды убеждения главного героя, он принимает и разделяет их почти все, за исключением взглядов на художества».

Нигилизм критикует прогнившую и отжившую самодержавно-крепостническую систему. В этом его прогрессивная роль. Не случайно, в романе описано, насколько запущенным является все хозяйство в имении Кирсановых. Этим автор указывает на социальные и экономические неблагополучия в обществе.

Автору неприятен стиль жизни старшего Кирсанова, ведущего аристократический образ жизни. У этого человека нет никакой благородной цели: он проживает свою жизнь без созидания, живет для себя, ничего не приумножая. Нигилист Базаров в разговоре с Павлом Петровичем говорит ему об этом, указывая на его бездействие, паразитическое существование. После выхода романа в свет, Тургенев напишет в одном из писем К. К. Случевскому о том, что его произведение – это отрицание дворянского сословия, как передового класса.

Базаров считает аморальным желание обогащаться. Сам герой показывает это всем своим образом жизни. Он считает своим долгом бескорыстно трудиться ради науки, тем самым, подтверждая, что он – трудолюбивая личность. Он трудиться в силу воспитания и для подтверждения своих взглядов. Своим нигилизмом Базаров утверждает верховенство материалистического мировоззрения, доминирующее развитие естественных наук. Позитивной стороной этой теории можно считать плодотворное стремление не доверять словам, вере, а поддавать все проверке, исследованию, находить истину в результате размышлений и упорного труда. Нельзя отрицать утверждение исследователей о том, что борьба с невежеством и суеверием – одна из самых сильных сторон базаровской позиции. Герою тяжело наблюдать за забитостью и невежеством простых людей. Он, как демократ, гневно говорит о кротости и долготерпении крестьянина, считая, что основная задача – это помощь в пробуждении самосознания простого русского человека. Эту позицию также слабой не назовешь.

Слабыми в нигилистической теории Базарова являются его эстетические взгляды. Герой отрекается от таких понятий, как «искусство», «любовь», «природа». Исходя из его теории, нужно быть потребителем природных богатств. ПО его словам, природа – это всего лишь мастерская, а не храм.

Базаров едко критикует пристрастие Николая Петровича к игре на виолончели. А автору приятны звуки прелестной музыки, он называет ее « сладостной». В строках романа звучит и очарование красотой русской природы. Его привлекает все: осиновый лесок в лучах заходящего солнца, неподвижное поле, небо в бледно – голубых тонах.

Насмешке поддает Базаров и творчество Пушкина, критикуя поэзию и скептически оценивая то, в чем досконально не разбирается. В разговоре выясняется, что Пушкин, по мнению героя, был военным. По мнению ярого нигилиста, книги должны приносить практическую пользу. Занятия химика он считает полезными и нужными в сравнении с деятельностью поэтов.

Слова Базарова подтверждают то, что этот человек не имеет элементарного представления о культуре и традиционных нормах поведения, поэтому его поведение выглядит вызывающим. Это проявляется во всей полноте в имении Кирсановых. Герой не соблюдает правил в гостях, с опозданием приходит на завтрак, небрежно здоровается, быстро выпивает чай, продолжая зевать, не скрывая скуки, пренебрежения к хозяевам дома, резко их критикует.

Автор не поддерживает своего героя в нарушении норм общественного поведения. Ему чужд вульгарный материализм Базарова, сводящий все к ощущениям. Этими взглядами герой руководствуется и в научной деятельности. Для него люди не имеют различий, они напоминают ему березы. Этим он отрицает психические особенности личности человека и проявления высшей нервной деятельности.

Нигилист поражает своими циничными и потребительскими взглядами на женщин. Готовясь к поездке к Одинцовой, он называет ее в разговоре с Аркадием, «поживой». Базаров сам так считает, а, кроме того, навязывает эти мысли своему другу, указывая ему на цель — «толк» в отношениях. Ему чужды романтизм и те, кто уважает женщин и умеет ухаживать за ними.

Понятия «брак», «семья» для Базарова это пустой звук, для него непонятны и не приемлемы проявления родственных чувств. Сам он, как сын, не считает нужным проведывать своих отца и мать, которых он не видел вот уже три года. О собственной семье и детях он даже не задумывается. Он выступает против вечных ценностей и этим делает свою жизнь бедной.

Роман Тургенева — это роман о противоречивости нигилизма как убеждения. Прогрессом можно назвать осуждение героем состояния в обществе, нищеты, бесправия, невежества народного, никчемности дворянского сословия. Но все же многие позиции Базарова вызывают возражение. Он много отрицает, но при этом ничего и не предлагает взамен. Он пытается разрушить устоявшееся положение вещей и только.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *