что ахиллес приказал сделать с телом гектора
jokuss
The day that never comes
Итак, я начинаю новый цикл, в котором будут изложены мной в вольной форме великие исторические противостояния, дуэли, поединки двух личностей.
Первыми на очереди сегодня Гектор и Ахиллес.
«Гектор против Ахиллеса«
Где: Троянская война. Греки напали на город Трою.
Когда: 13-12 век до н.э.
Причина противостояния: Месть Ахилла за убийство Гектором своего друга (любовника?) Патрокла.
Гектор – (шлемоблещущий Гектор великий) – вождь троянцев.
Физические данные:
Огромный рост, атлетическое телосложение, очень силён, ловок, красив, носит длинные волосы и бороду.
Ахилл (Ахиллес быстроногий) – воплощение бога войны на земле. Величайший воин. Совершенный боец.
Физические данные:
Атлетически сложен, но не огромен, как Аякс или Гектор, невероятно силён, быстр и ловок. Превосходит всех практически во всём, кроме ума и красноречия (тут Одиссей в не конкуренции). Красив, нравится девушкам (и мальчикам?).
Ахиллес поссорился из-за бабы с верховным царём Агамемноном и отказался сражаться. Всерьёз подумывал даже уплыть с дружиной обратно в Грецию.
Гектор же, девять лет до этого предпочитавший не вступать в схватку с Ахиллом и особо не геройствовавший, тут почувствовал полную безнаказанность и начал упоённо выпиливать греков. Сначала троянцы отогнали врагов от своих стен, потом загнали их в лагерь на берегу моря, а затем и вовсе ворвались в лагерь и даже подожгли один корабль.
Греки, видя такое дело, и понимая, что Гектора никто не может остановить (даже Аякс, а остальные боятся) пришли к Ахиллу с мольбой о помощи и извинениями от Агамемнона. Ахиллес же их принял, но извинения порекомендовал засунуть Агамемнону поглубже в заднепроходное отверстие. И воевать не пошёл, потроллив при этом тонко и Гектора, и греческих героев. Типа, Гектор не боец, бегал от меня девять лет, но вам слабакам с ним нипочём не совладать.
Тут Патрокл – его ближайший друг (и любовник по Овидию) начал слёзно умолять нарядить его в свои доспехи и показать, чтобы троянцы испугались и ушли из лагеря, приняв его за Ахиллеса. Ахиллес, скрепя сердцем, дал добро, но строго-настрого запретил ввязываться в бой, в особенности с Гектором. Патрокл, напялив на себя геройские доспехи, выбежал на улицу, и, действительно, троянцы испугались вида псевдоахилла и побежали. Тут бы ему и остановиться, но.
Возжелал славы наш петушок. Презрев напутствиям своего товарища, бросился он в гущу боя и весьма успешно. Выпилил 26 человек за один бой, включая могучего Сарпедона. Эпик вин. Славой себя покрыл. Но захотелось большего! Погнал он троянцев в Трою и даже решил ворваться туда и чуть ли не в одиночку покорить город.
Расплакался Ахилл, позвал свою мать богиню Фетиду, пожаловался на Гектора. Та слетала к Гефесту, и он выковал ещё более крутые доспехи, которые ни один смертный пробить не сможет. Облачился Ахилл и побежал воевать троянцев. Выпилил он их великое множество. Бил долго и нещадно. Искал Гектора. Но Гектор понял уже, что попал конкретно и на глаза разъярённому герою не попадался.
Сколько веревочке не виться, а конец 22 сантиметра. Попрятались все троянцы в городе, один Гектор остался. Стоит и он видит, как приближается к нему яростный Ахилл. Ворота пока открыты. Сограждане умоляют спрятаться за неприступными стенами. Но Гектор был храбр, честолюбив и не мог на глазах у всех так сфейлить. Остался. Ворота закрылись.
Стоит Гектор под стенами Трои и ждёт стремительно приближающегося Ахиллеса.
. Ахиллес подошел к нему близко,
Грозный, как бог Эниалий, боец, потрясающий шлемом.
Ясень свой пелионский на правом плече колебал он,
Страшный; и медь на доспехах сиянием ярким блистала,
Словно горящий костер иль лучи восходящего солнца.
Гектора трепет объял, как увидел его.
И как ни храбр был Гектор, всё же дрогнуло его могучее сердце, и пустился он бежать. Ахиллес соответственно за ним. Бегали долго. По легенде три раза вокруг Трои оббежали – выходит полдня бегали. Устали уже оба.
Тут Гектор, вновь вспомнив, что он всё же герой и боец великий, решает принять бой.
Сошлись.
Гектор:
– Ладно, хватит мне от тебя бегать. Зассал сначала, признаю. Теперь же будем биться. Но прежде предлагаю вот что. Победитель снимает доспехи, а тело не трогает. Не надругивается то бишь.
Ахилл:
– Ты, собака, тут будешь ещё условия диктовать?! Дерись давай, дешёвка!
И метнул в Гектора копьё. Тот легко увернулся. Радуясь, что избежал смертельного удара и свой ещё не произвёл, начал троллить Ахилла:
– Мазила. А ещё мнишь себя великим героем. Смотри как надо!
Бросает копьё, попадает в щит Ахилла. Обычно с лёгкостью пробивал, но тут осечка вышла – щит то ковал сам Гефест. Невозможно его пробить. Копьё отлетает далеко.
Боги же, притапливая за Ахилла, возвращают ему копьё. А у Гектора копья больше нет. Понимая, что единственный его шанс в рубке на мечах, ибо в этом он если не лучше, то по крайней мере равен Ахиллесу, Гектор выхватывает меч и бросается вперёд.
Ахилл же имеет копьё и до рукопашной доводить не хочет. Мало ли что. Также он понимает, что на Гекторе тоже доспехи бога Гефеста и пробить их не удастся. Внимательно следя за противником, он видит неприкрытую доспехом шею и вонзает туда своё копьё. Vin!
После начинает троллить:
– Ты всерьёз думал остаться в живых, убив моего любовника? Дурачок! Я намного сильнее тебя. Мало того, ещё надругаюсь над твоим трупом!
Умирающий Гектор:
– Да, ты сильнее. Но не надругивайся над трупом. Отдай родным – они денег дадут за него.
Ахилл:
– Нет, пёс, именно что надругаюсь, причём с особой жестокостью. Если б мог бы, то съел его – так тебя я ненавижу! Но трупами не питаюсь, поэтому надругаюсь. В особо извращённой форме. И денег ваших мне не надо!
Гектор:
– Нехороший ты человек! Боги тебя покарают!
И умер.
Но и мёртвому Ахиллес ответил:
– Да как-то пох. Я фаталист.
Над трупом, кстати, надругался, но потом отдал его троянцам за большой выкуп.
Так завершилось эпическое противостояние двух величайших воинов своего времени быстроногого Ахиллеса и шлемоблещущего Гектора великого.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Фильм «Троя» с Брэдом Питом мне нравится. Круто снято, качественные битвы, режиссерская и операторская работа на пять баллов. Конечно с точки зрения исторического соответствия, или точнее сказать соответствия произведениям Гомера и мифам древней Греции там много чего перепутано. Вот например в фильме показано, как Ахиллес выбирается из «троянского коня» и бежит за Еленой. Но ведь согласно греческим мифам такого совершенно не могло случиться.
Сегодня известно, что крупное военное столкновение союза ахейских государств с городом Троя (Илион), расположенном на берегу Эгейского моря, произошло между 1190 и 1180 (по другим данным, около 1240 года до н.э.) годами до нашей эры.
Первыми источниками, рассказывающими об этом сколь легендарном, столь и ужасном событии, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Позже Троянская война явилась темой «Энеиды» Вергилия и других произведений, в которых история также переплелась с вымыслом.
Согласно этим произведениям поводом к войне явилось похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. По призыву Менелая связанные клятвой женихи, известные греческие герои, пришли ему на помощь. По «Илиаде», освобождать похищенную отправилось войско греков, ведомое микенским царем Агамемноном – братом Менелая.
Попытка путем переговоров добиться возвращения Елены потерпела неудачу, и тогда греки начали изматывающую осаду города. Участие в войне принимали и боги: Афина и Гера – на стороне греков, Афродита, Артемида, Аполлон и Арес – на стороне троянцев. Троянцев было в десять раз меньше, однако Троя оставалась неприступной.
Единственным источником для нас может служить лишь поэма Гомера «Илиада», но автор, как отмечал греческий историк Фукидид, преувеличил значение войны и приукрасил ее, а потому к сведениям поэта надо относиться весьма осторожно. Однако нас прежде всего интересуют боевые действия и приемы ведения войны в тот период, о чем Гомер рассказывает довольно подробно.
Итак, город Троя был расположен в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Видимо, троянцы мешали торговле греков, что заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, которую поддерживали многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы.
Троя, на месте которой сегодня находится турецкое местечко Гиссарлык, была обнесена высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его, поэтому боевые действия проходили на ровном поле между городом и лагерем осаждающих, который располагался на берегу Геллеспонта. Троянцы иногда врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, вытащенные на берег.
Подробно перечисляя корабли ахейцев, Гомер насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Несомненно, число кораблей и воинов преувеличены. Кроме того, надо учесть, что эти корабли были просто большими лодками, ибо их легко вытаскивали на берег и довольно быстро спускали на воду. Такой корабль не мог поднять 100 человек.
Скорее всего, у ахейцев имелось несколько тысяч воинов. Возглавлял их Агамемнон, царь «многозлатых Микен». А во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.
Воины низшей иерархии были вооружены хуже: они имели копья, пращи, «секиры двуострые», топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воителями Трои. Из описаний Гомера можно представить обстановку, в которой проходило единоборство.
Происходило это так.
Противники располагались недалеко друг от друга. Боевые колесницы выстраивались в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, затем усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей. Единоборствующие сначала метали копья, затем бились медными мечами, которые скоро приходили в негодность.
К бою колесницы и пехота размещались в определенном порядке. Боевые колесницы выстраивались впереди пехоты в линии с сохранением равнения, «чтобы никто, на искусство и силу свою полагаясь, против троян впереди остальных в одиночку не бился, чтоб и обратно не правил».
За боевыми колесницами, прикрываясь «выпуклобляшными» щитами, строились пешие воины, вооруженные копьями с медными наконечниками. Пехота строилась в несколько шеренг, которые Гомер называет «густыми фалангами». Вожди выстраивали пехоту, загоняя трусливых воинов в середину, «чтоб и тому, кто не хочет, сражаться пришлось поневоле».
Первыми в бой вступали боевые колесницы, затем «непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев», «молча шагали, вождей опасаясь своих». Первые удары пехота наносила копьями, а затем рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась при помощи копий. Участвовали в бою и лучники, но стрела не считалась надежным средством даже в руках отличного лучника.
Такой бой продолжался до наступления ночи. Если ночью достигалось соглашение, то сжигались трупы. Если соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, находившегося в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря – рва, заостренных кольев и стены с башнями).
Стража, состоявшая обычно из нескольких отрядов, размещалась позади рва. Ночью высылалась разведка в стан врага с целью захвата пленных и выяснения намерений противника, проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся.
Примерно так и протекали бесконечные сражения между ахейцами и троянцами. По Гомеру, только на десятый (!) год войны стали разворачиваться основные события.
Однажды троянцы, добившись успеха в ночной вылазке, отбросили противника к его укрепленному лагерю, окруженному рвом. Перебравшись через ров, троянцы начали штурмовать стену с башнями, но вскоре были отброшены.
Позже им все же удалось разбить камнями ворота и ворваться в лагерь ахейцев. Завязался кровавый бой за корабли. Такой успех троянцев Гомер объясняет тем, что в бою не участвовал лучший воин осаждавших – непобедимый Ахилл, рассорившийся с Агамемноном.
Видя, что ахейцы отступают, друг Ахилла Патрокл уговорил Ахилла разрешить ему вступить в сражение и дать свои доспехи. Воодушевленные Патроклом, ахейцы сплотились, в результате чего у кораблей троянцы встретили свежие силы противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов «пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний». Воины выстроились в несколько шеренг и сумели отразить атаку троянцев, а контратакой – «ударами острых мечей и пик двуконечных» – отбросили их.
На этом завершается «Илиада» Гомера.
После гибели Ахилла грекам было предсказано, что без лука и стрел Геракла, находившихся у Филоктета, и Неоптолема, сына Ахилла, Трою им не взять. За этими героями было послано посольство, и они поспешили на помощь соотечественникам. Филоктет стрелой Геракла смертельно ранил троянского царевича Париса. Одиссей и Диомед убили спешившего на помощь троянцам фракийского царя Реса и увели его волшебных коней, которые, по предсказанию, попав в город, сделали бы его неприступным.
Дальше – больше. Одиссей и Диомед проникли в Трою и похитили из храма Афины палладий, защищавший город от врагов. Но мощные оборонительные стены Трои оставались неприступными.
И тогда хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость…
Долго, втайне от других, беседовал он с неким Эпеем, лучшим плотником в ахейском лагере. К вечеру все ахейские вожди собрались в шатре Агамемнона на военный совет, где Одиссей изложил свой авантюрный план, согласно которому надо было соорудить огромного деревянного коня. В его чреве должны поместиться самые искусные и смелые воины. Все же остальное войско должно сесть на корабли, отойти от троянского берега и укрыться за островом Тендос.
Как только троянцы увидят, что ахейцы покинули побережье, они подумают, что осада Трои снята. Троянцы наверняка затащат деревянного коня в Трою. Ночью ахейские корабли вернутся, а воины, укрывшиеся в деревянном коне, выйдут из него и откроют крепостные ворота. И тогда – последний штурм ненавистного города!
Три дня стучали топоры в старательно отгороженной части корабельной стоянки, три дня кипела таинственная работа.
Утром четвертого дня троянцы с удивлением обнаружили ахейский лагерь пустым. В морской дымке таяли паруса ахейских кораблей, а на прибрежном песке, где только вчера пестрели шатры и палатки врага, стоял огромный деревянный конь.
Ликующие троянцы вышли из города и с любопытством бродили по опустевшему берегу. Они с удивлением окружили огромного деревянного коня, возвышавшегося над кущами прибрежных ракит. Кто-то советовал бросить коня в море, кто-то – сжечь, но многие настаивали на том, чтобы затащить его в город и поставить на главной площади Трои как память о кровавой битве народов.
В разгар спора к деревянному коню подошел жрец Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» – вскричал он и, выхватив из рук троянского воина острое копье, метнул его в деревянное брюхо коня. Задрожало вонзившееся копье, и послышался из конского чрева еле слышимый медный звон.
Но Лаокоона никто не слушал. Все внимание толпы было привлечено появлением юношей, ведущих пленного ахейца. Его подвели к царю Приаму, стоявшему в окружении придворной знати рядом с деревянным конем. Пленник назвался Синоном и пояснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам – это было условием благополучного возвращения домой.
Синон убедил троянцев, что конь являлся посвятительным даром Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня. А если поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что поэтому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не смогли протащить его через крепостные ворота…
Как только Синон произнес эти слова, со стороны моря раздался полный ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и липких тел. В одно мгновение несчастные испустили дух.
Теперь уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А посему надо поскорее установить этого деревянного коня рядом с храмом Афины.
Соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него деревянного коня и повезли к городу. Чтобы конь прошел в Скейские ворота, троянцам пришлось разобрать часть крепостной стены. Коня поставили на обусловленном месте.
Пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ночью ахейские лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К тому времени греческое войско по сигналу Синона незаметно возвратилось обратно и теперь захватило город.
В итоге Троя была разграблена и уничтожена.
Сейчас принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии города.
Примерно в это же время в Средиземноморье произошло еще одно важное событие: началось одно из великих переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью уничтожил древнюю микенскую цивилизацию.
Лишь по прошествии нескольких столетий Греция возродится и можно будет говорить о греческой истории. Разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом, а многие государства перестанут существовать.
Результаты последних археологических экспедиций пока еще не позволяют убедительно восстановить сценарий Троянской войны. Однако их результаты не отрицают, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против крупной державы, находившейся на западном берегу Малой Азии и мешавшей грекам обрести власть над этим регионом. Остается надеяться, что подлинная история Троянской войны все же будет когда-нибудь написана.
Битва за Трою: что же произошло на самом деле?
Историчность Троянской войны — дело очень тёмное! Неизвестно, кем и почему был разрушен город на холме Гисарлык. Но, что самое главное, — мало кто знает, какие битвы продолжают бушевать вокруг него и по сей день
«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростёр их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам…»
Так начинается «Илиада». А чем она заканчивается? Кто дочитал до конца? Те, кто смотрел кино «Троя», уверенно скажут — Ахилла убили, попав стрелой в его ахиллесову пяту. А Троя, благодаря коварному деревянному коню, пала и была сожжена. Внезапно: в «Илиаде» этого всего нет.
Поэма описывает лишь пятьдесят дней десятого года войны. И заканчивается погребением Патрокла и Гектора.
То есть, если нормально экранизировать «Илиаду», этот сериал можно было назвать «Ахиллеада. Полтора месяца из долгой летописи осады». Иногда на такой период сейчас ездят в командировки в «горячие точки». В центре сюжета — обида Ахилла на Агамемнона. А что было раньше? Рутина позиционной войны. «На Западном фронте без перемен».
А убитый Ахилл и сгоревший город — это уже в следующем сезоне.
В поэме много внимания уделяется поединкам, в ход которых вмешиваются боги.
А чтобы Ахилл вновь мог участвовать в боях, Гефест оперативно выковал ему новые доспехи и отправил в лагерь. Ведь герой был неуязвимым не только и не столько потому, что мама, держа его за пятку, выкупала в детстве в небезызвестной речке по имени Стикс. А потому, что на нём были чудесные доспехи.
Фильм «Троя» Вольфганга Петерсона формирует у зрителя в корне неверное представление о вооружении воинов того времени.
В античности существовал целый цикл сказаний о Троянской войне. Все их обычно объединяют в общее название «Троянский цикл». Только «Илиада» и «Одиссея» сохранились целиком. Прочие дошли до нас фрагментарно, либо в кратких пересказах более поздних авторов. Так, поэма «Киприи» была примерно вдвое меньше «Илиады» — и рассказывала о событиях, предшествовавших войне, а также о начале боевых действий. История не сохранила её полностью.
Последовавшие после «Илиады» события описываются в «Эфиопиаде». Затем шли «Малая Илиада» (со спором Аякса и Одиссея из-за того, кому достанутся доспехи Ахилла), «Гибель Илиона», «Возвращения» («Носты»). А после «Одиссеи» шла «Телегония».
Написанная Вергилием в первом веке до н. э. «Энеида» повествует об Энее, который вместе со своим родом переселился из Трои в Италию, где его сын основал город Альба-Лонга. Фактически это фанфик «Илиады». Не нужно удивляться. Древние римляне самостоятельно дошли до многих жанров. Первую военно-историческую альтернативу — про вторжение Александра Македонского в Италию — описал в первом веке до н. э. Тит Ливий. Примерно тогда же Марк Теренций Варрон написал произведение о человеке, который после 60-летнего сна оказался в современном ему Риме. А это уже претендует на такой жанр, как попаданчество, ну или по крайне мере путешествие во времени.
Гордиев узел «Илиады»
Сама «Илиада» появилась не сразу. Историки изучили её вдоль и поперёк — там вычленяется ряд пластов, относящихся к различным периодам — от XIII до VII веков до нашей эры. Кроме того, в поэме, как в фильме Тарантино, нарушена хронологическая последовательность. Иногда есть очевидные повторы сюжета, но они идут как краткий и развёрнутый эпизоды.
То есть это сборник легенд-песен, который формировался в течение нескольких веков. Его выделили из эпического цикла, по сути, как «Ахиллеаду» — поскольку именно история Ахилла находится в центре поэмы, — а затем записали.
Точное наименование кораблей и воинов, принявших участие в походе, — явная вставка из другой поэмы троянского цикла (вероятно, из «Киприй»). «Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный» выглядит как попаданец из микенской эпохи, где в табличках всё записано и учтено.
«Илиаду» поделили на 24 песни в IV веке до н. э. — по числу букв греческого алфавита, и чтобы были примерно равного размера. Орднунг, как в фаланге. «Патроклиаду» и прочие сюжетные линии это деление режет по‑живому.
Вы ещё не запутались окончательно? Многие авторы, описывающие Троянскую войну и поэмы Троянского цикла, противоречат друг другу в деталях. Так, в античности не было консенсуса даже о том, сколько воинов сидело в Троянском коне. В различных произведениях есть цифры 100, 50, 23, 20 и девять воинов. Иногда их даже называли поимённо.
А теперь ход конём. Что подразумевалось под ним? Если не понимать буквально — и не устраивать Диснейленд, поставив его деревянную модель неподалеку от развалин Трои… Вряд ли это осадная башня — греки их тогда не использовали. По версии Андрея Савельева, это вытащенный на берег корабль, нагруженный всяким лутом. Выкуп за то, чтобы ахейцы могли спокойно отплыть домой. Там, в корабле, под грудой всякого добра и скрывались несколько воинов‑диверсантов.
О смерти Ахилла от стрелы, попавшей в ногу, писал целый ряд авторов. Детали также зачастую не совпадали. По одной из версий, его тело захватили троянцы — и передали ахейцам лишь за большой выкуп.
А есть ли у поэмы ценность как у исторического источника? Вообще, что стало её основой? Шлиман воспринял «Илиаду» как хронику. А мнения исследователей последних двух веков расходятся ещё более кардинально, чем описания греческих авторов тех событий. Нынешние взгляды на «Илиаду» лежат в диапазоне от описания действительно когда-то состоявшегося похода на Трою до переселения греков на побережье Малой Азии и их двухвековой борьбы с местным населением. Следует помнить, что историчность Троянской войны не доказана, и «Илиада» может быть настолько же достоверной, как и «Одиссея», с её циклопами и сиренами.
Возможно, весь эпический троянский цикл — это отражение одной из страниц катастрофы бронзового века. Существовавший тогда в Средиземноморье мир в XII век до нашей эры внезапно погрузился в хаос, кровавые приливы которого почувствовали и в Древнем Египте, и в Хеттской державе. В пламени пожаров сгорели не только города, но и целые цивилизации. Даже падение римской цивилизации в V в. н. э. не стало такой катастрофой — в XII веке до н. э. в Древней Греции забыли письменность, и спустя несколько веков пришлось изобретать её заново. Наступили «тёмные века» — цивилизация там вернулась к «нулевому уровню».
Именно поэтому песни Троянского цикла несколько веков передавались из уст в уста, обрастая новыми подробностями.
Кипевшие в XIX–XXI веках битвы за Трою, может быть, и не были кровопролитными, но по накалу страстей не уступают древним сражениям, воспетым Гомером.
Мы знаем этот город как Трою. А Илиада происходит от другого его названия — Илион. Но, возможно, Троя и Илион — это не совсем одно и тоже. Илионом мог называться город, а Троей — страна. Либо Илион — это цитадель, а Троя — «нижний город» (если, конечно, таковой был). В поэме упоминается и третье имя города — Пергам. Как оно соотносится с теми двумя, неясно.
Не исключено, что Пергам — это как раз и есть цитадель Илиона. Как писал Шлиман: «Я обнажу весь холм Гиссарлык, ибо уверен, что найду Пергамон, цитадель Трои». К городу Пергаму, расцветшему в эллинистическую эру, чьи развалины сохранились на западе нынешней Турции, прямого отношения это не имеет.
Первооткрывателем Трои считается археолог-самоучка Генрих Шлиман (1822-1890). Он был торговцем, в 1847 году принял русское подданство, с 1869 — гражданство США. Однако первым предположил, что Троя находится на холме Гиссарлык, не Шлиман, а Чарльз Макларен — ещё в 1822 году. Раскопки же на холме, за семь лет до прибытия туда Шлимана, начал Фрэнк Калверт. Однако принадлежавший ему участок холма оказался в стороне от древнего города. Какая-то греческая богиня улыбнулась Шлиману — он и получил лавры первооткрывателя. Раскопал Трою. И заодно в очередной раз — будучи дилетантом в археологии — уничтожил этот древний город.
Генрих Шлиман боялся, что обнаруженный им клад Приама, состоявший из около десяти тысяч предметов, конфискует османское правительство. И поэтому контрабандой вывез его за границу. Шлиман предлагал клад многим музеям — но лишь Берлин согласился принять. А туркам он выплатил штраф за украденные артефакты. Правда, Лев Клейн пишет, что единого клада Приама не существовало — и Шлиман назвал так все найденные и собранные им там драгоценные артефакты.
Поскольку никаких письменных хроник не существует, мы представляем историю этого города лишь в общих чертах. На холме в различные периоды последовательно находилось девять поселений, уничтоженных землетрясениями, пожарами и войнами. Согласно общепринятой точке зрения, в ходе Троянской войны было разрушено поселение VIIа, которое принято датировать примерно XIII веком до н. э. Предположительно. Сам же Шлиман полагал, что та самая Троя, о которой говорится в «Илиаде» и где он обнаружил «клад Приама», лежит ниже. Но эта Троя — Троя II — существовала в 2600-2300 гг. до н. э. Ахейцы же сожгли Трою VIIа, а Шлиман довершил начатое ими дело разрушения этого города. Если, конечно, это были ахейцы — ведь никаких доказательств этого нет.
Стоп. И кто вообще доказал, что это — Троя?
В научном мире по-прежнему существует точка зрения, что настоящая Троя находится не там.
Вообще, раскопанный город — не очень большое поселение (в зависимости от слоя, в пределах одного-двух гектаров). Даже не ясно, стоило ли ахейцам десять лет биться в его стены, а затем несколько веков сочинять и передавать из уст в уста героические поэмы.
После Шлимана Трою продолжали раскапывать и изучать. По мнению немецкого археолога Манфреда Корфмана (1942-2005), Троя бронзового века была в пятнадцать раз больше, чем принято считать. Проведя исследования, с южной стороны Трои, он нашёл следы существования «нижнего города» в эпоху Трои VI и Трои VII, а также ров, шириной четыре и глубиной два метра, который был вырублен в камне и окружал этот поселение. То есть раскопанная ранее Троя была всего лишь цитаделью. Площадь города, по Корфману, составляла 170 тысяч квадратных метров, а цитадели — 23 тысячи квадратных метра. Коллеги оспорили тезисы Корфмана о «нижнем городе» и обвинили его в искусственном раздувании масштабов поселения.
Страсти кипели. Прийти к консенсусу горячим немецким парням не удалось — обсуждение вопроса на конференции закончилось дракой. В 2004 году, незадолго до своей смерти, Корфман принял турецкое гражданство, а также взял имя Осман.
Но вот что важно. Корфман пересмотрел датировки и отнёс разрушение Трои VI к концу XIII века, а Трои VIIа — к середине XII века. Получается, что Трою VIIа ахейцы разрушить не могли (в это время им было уже не до того — их города лежали в развалинах, ведь там огнём и мечом прошлись дорийские завоеватели). По времени для похода ахейцев подходит только Троя VI — но там нет следов разрушений!
Ясности нет до сих пор.
Битва за Трою ещё далека от завершения.
И мне попалась одна, а мой взгляд вполне вменяемая интерпретация событий:
Если посмотреть греческие вазы и мозаики, почитать про похождения Геракла, то мы заметим:
2. Геракл в большинстве случаев, тоже ходит по Греции пешком. А он, на секундочку, сын верховного бога и вообще ппц какой герой и супер-звезда Греции.
А поэтому и специалистов по коневодству было мало.
Греки подарили троянцам настоящего коня в знак примирения (может даже нескольких). Поистине царский подарок для безлошадных греков. А коня сопровождали как раз греческий спецназ, выдавая себя за конюхов, коннозаводчиков и прочих технических специалистов, которых в Трое просто быть не могло. Тогда вполне понятна радость Троянцев. А с наступлением ночи эти «конюхи» перерезали охрану троянцев и открыли ворота.
Что стало с Еленой Прекрасной после падения Трои?
Елена Троянская – героиня древне греческого эпоса, «прекраснейшая из женщин», из-за которой по преданию разгорелась Троянская война.
Троянская война — пожалуй, самый известный конфликт Античности, отображенный в греческих легендах и современных кинокартинах.
Как часто бывает, несмотря на активную популяризацию античной культуры, многие аспекты жизни героев остались не раскрыты публицистами.
Почему, на самом деле, греки напали на Трою? Сколько раз была замужем Елена и, что с ней случилось после падения полиса?
Елена Прекрасная — один из центральных персонажей легенды о Трое. Однако, мало кто знает её подлинную историю, описанную древнегреческими авторами.
Девушка была дочерью спартанского царя Тиндарея, и как было принято во многих царских домах того времени, признавалась внебрачной дочерью Зевса и самой красивой девушкой Пелопонесса.
Когда Елене было 12 лет, афинский царь Тесей, сын бога Посейдона и легендарный герой Аттики, совершил налёт на Спарту и девушку украл.
Мужчина женился на подростке, зачал ей дочь, а потом отправился в очередной геройский поход, из которого уже не вернулся. Спустя время девушку освободили её братья Кастор и Полидевк, совершив ответный поход на Аттику.
Чтобы дочь не мешала снова выйти замуж, Елена передала ребенка своей старшей сестре, жене царя Микен Клитемнестре.
Нужно сказать, слегка подпорченная репутация не помешала девушке собрать в Спарте 37 женихов со всей Эллады. Среди них был и легендарный Одиссей, и побратим Ахиллеса Патрокл, и множество других менее известных имён.
Привлекательность девице прибавляло и то, что с ней в придачу шёл трон Спарты. По легенде, отец невесты Тиндарей, не желая никого обидеть, потребовал от женихов заключить между собой военный союз. Когда это было сделано, Елена Прекрасная, в некоторых версиях сама, а в некоторых по наущению отца, выбрала в мужья Менелая — царевича Микен. В браке у них родилось двое детей.
Не простая судьба Париса
История троянского царевича Париса вполне могла бы стать сюжетом для отдельного драматического фильма.
Согласно Гигину, младенца нашла дикая собака, согласно Ликофрону — медведица. Как бы то ни было, животное взяло ребенка под защиту и накормило его своим молоком. Позже новорожденного нашел пастух и воспитал его как собственного сына.
Мальчик рос красивым, сильным и отважным человеком. Занимался спортом, сражался с разбойниками, женился на Эноне и завел детей. Судьба Париса изменилась, когда он решил поучаствовать в региональных Олимпийских играх и стал чемпионом Азии по пятиборью.
На соревнованиях его заметила царская семья и, узнав его историю, признала в нём своего сына.
К сожалению, оказавшись в троянском дворце, Парис зазнался. По Еврипиду, мужчине приснился сон, в котором он оказался судьёй на конкурсе красоты между Герой, Афиной и Афродитой. Парис выбрал Афродиту и за это богиня пообещала ему в жену самую красивую девушку Пелопонесса — Елену Троянскую.
Проснувшись, царевич выгнал прежнюю жену и отправился в Спарту.
Поводом к войне стало не только бегство Елены с Парисом. Вместе с девушкой троянец украл у Менелая всю его казну! Впрочем, детей от Менелая Елена Прекрасная оставила в Спарте.
Памятуя о заключенном союзе, Менелай собрал бывших женихов своей супруги и объявил Трое войну.
А что же Елена? Царь Трои Приам выдал её замуж за брата Париса царевича Деифоба.
Какая судьба постигла Елену Прекрасную?
Античные авторы по-разному описывают последующие события.
Согласно Птолемею Гефестиону и Стесихору, путешествие домой Елена не пережила, погибла в пути.
Согласно Павсанию, женщина всё-таки добралась до дома и спокойно умерла, дожив до преклонных лет.
Версия Полиэна выглядит более драматичной: по прибытию в Спарту Менелай умер, а Елену просто выгнали из полиса. Женщина бежала на остров Родос к подруге Поликсо.
Впрочем, история героини на этом не заканчивается. После смерти боги выдали её замуж… за Ахиллеса! Супружеская пара жила Элизиуме — аналоге христианского Рая. Стоит заметить, Менелай там тоже был, но как он отнесся к этому решению богов не известно.
Бойся, Троя, данайцев, дары приносящих!
Всем привет! С вами Бородатый Горец, и накануне дня археолога мы поговорим с вами об одной из величайших загадок древнего мира и о том, как мифическая Троя открывалась миру. Тем более, что и повод для этого разговора есть.
Скриншот «Total War Saga : Troy» (2020)
Сегодня состоится выход очередного спин-оффа серии «Total War», посвященного Троянской войне, воспетой Гомером в его «Илиаде». И если о личности древнегреческого поэта по-прежнему мало что известно, не говоря уж о том, что среди историков ведутся споры не только о дате рождения Гомера, но и о самом факте его существования, то о древнем городе Трое мы все-таки имеем какие-то знания, основанные не только на знаменитом гомеровском эпосе, но и исторических данных. Не говоря уж о том, как всколыхнуло общественность открытие 1873 года — пожалуй, даже человек, не особенно интересующийся историей, слышал о Трое и открывшем ее миру Генрихе Шлимане. И вроде бы все теперь стало понятно, знаменитая Троя найдена (что уже одно из величайших открытий археологии, соперничать с которым могло бы разве что окончательное решение вопроса Атлантиды), но все же вопросов по-прежнему остается много, а Троя и в XXI веке интересует историков и археологов. Что же вообще мы знаем о Трое?
Троя на карте Древнего мира:
Во-первых, напомним, что события «Илиады» рассказывают нам, главным образом, о десятом году осады Трои, так как первые девять лет удача ахейцам особенно не улыбалась. В общей сложности события Илиады охватывают лишь сорок один день Троянской войны, начиная с конфликта Агамемнона — предводителя греческого войска с Ахиллесом. «Гнев, богиня, воспой, Ахиллеса, Пелеева сына» — одна из самых известных строчек «Илиады», именно с нее начинается повествование. А заканчивается оно похоронами Патрокла и выкупом троянским царем Приамом тела Гектора, убитого Ахиллесом. Вот и получается, что самые известные нам фрагменты, вроде Троянского коня и смерти Ахиллеса от стрелы, попавшей точно в пятку (равно как и крылатые выражения «Ахиллесова пята», «Дары данайцев» и «Яблоко раздора») это уже не к Гомеру. Все верно, не только знаменитый древнегреческий поэт воспевал Трою, тот же Вергилий в своей «Энеиде» (29-19 г. до н. э) коснулся, в том числе, и темы Трои, тем более что герой «Энеиды»— герой Троянской войны Эней, ведущий спасшихся троянцев из разрушенного города в Италию. Можно сказать о том, что все источники, так или иначе описывающие события Троянской войны, появились ощутимо позже — около четырехсот лет и это только «Илиада».
Современный план Трои:
И раз уж мы начали касаться хронологии, остановимся на датах упомянутых событий. Античные историки писали, что Троянская война произошла примерно на рубеже XIII-XII веков до н.э., год падения Трои и в настоящее время вызывает споры. Называется как 1183 год до н.э, так и 1240 год до н.э. Более дюжины датировок знала еще античная хронография — разброс между ними составляет ровно двести лет от датировки Дурида Самосского (1334 г. до н.э.) до Эфора (1134 г. до н.э). Названная выше датировка «1183 г.» признается самой авторитетной, ее автор — Эратосфен Киренский, глава Александрийской библиотеки, живший в третьем веке до н.э.
По-прежнему идут споры и о местонахождении Трои, хотя, казалось бы, 1873 год, Генрих Шлиман, все вроде бы наконец-то стало понятно. Троя Шлимана располагалась недалеко от д.Гиссарлык — там, кстати, сейчас установлен красивый деревянный троянский конь для туристов (также троянский конь — тот, что нам показали в голливудской ленте «Троя»(2004) находится в турецком городе Чанаккале), это место археолог-самоучка выбрал исходя из гомеровских описаний — город должен был находиться в северо-западной части Малой Азии, рядом с Дарданелльским проливом. Археологические находки в этом месте показали, что поселение здесь возникало девять раз — в разные временные эпохи. Однако в результате более поздних исследований было доказано — город, найденный Шлиманом, гораздо древнее Трои. Что, впрочем, не исключало и существования Трои, учитывая особенность памятника.
Троянский конь, установленный на холме Гиссарлык и в г.Чанаккале, Турция
Более современная версия говорит о том, что Троя теснее связана с полуостровом на западе Азии (срединная часть территории современной Турции), чем с Эгейским регионом (той же Турции). Там были найдены тонны керамики, печати, много схожих черт исследователи находили и в архитектуре. Троя отождествляется с городом Вилуса, разрушенным, кстати, в 1190 году до н.э. Этот памятник соперничает с известным памятником у холма Гиссарлык, да и известен он как «археологический памятник Троя VII». Позднее на месте разрушенного города возник полис Илиос (Илион) — топоним, тождественный Трое. Кроме того, современный полуостров Троада также отсылает нас к Трое, считают исследователи. Однако и древний город Вилуса позднего бронзового века — не окончательный вариант. Вывод здесь несколько другой — факт Троянской войны современными исследователями на отрицается.
Также стоит упомянуть о том, что жителей Трои на самом деле называли не троянцами, а тевкрами. Это наименование встречается у Страбона, Эсхила и Вергилия, упоминаются тевкры и в источниках времен египетского фараона Рамзеса III — там тевкров причисляют к составу «народов моря», с которыми связана масштабная миграция XIII в. до н.э., принесшая государствам Средиземноморья и Ближнего Востока немало проблем. Согласно историку Страбону племя тевкров изначально обитало на Крите, откуда переселилось в Троаду (Трою). После падения Трои тевкры переместились на Кипр и в Палестину. Сегодня в регионе, где когда-то располагалась Троя, живут как турки, так и греки. Вероятнее всего именно среди них стоит искать потомков троянцев.
Отдельной темой для исследований стал этнический состав населения Трои, однако какого-либо определенного мнения в этом вопросе нет. Исследователи принимают гипотезу о том, что гомеровская Троя тождественна городу Вилуса, зафиксированному хеттами, и на основе хеттских текстов строят гипотезы уже о этнической идентификации троянцев. Они отстаивают связь троянцев с фракийцами (версия, популярная в отечественной науке — Гиндин, Цымбурский), лидийцами, населявших северо-западную Анатолию, а также лувийцами — причем, эта гипотеза является наиболее популярной на сегодняшний день. Лувийцы — родственная хеттам народность, жившая на Балканском полуострове (юго-западное побережье малой Азии) в III-II тыс. до н.э., и если отождествлять с известными нам современными народами, то ближе всего лувийцы к армянам. Народность ликийцев также является объектом внимания исследователей, этой версии отдает предпочтение и отечественный исследователь И.С.Якубович, отмечая, правда, что для окончательного выбора той или иной этнической группы данных недостаточно, равно как и существует возможность выбора среди прочих вариантов.
Развалины Трои в Турции:
В завершении хочется сказать, что в настоящее время мы действительно можем говорить о существовании Трои, какой бы она в конечном итоге не оказалась. Для большой же части Троя и Троянская война — значимый культурный феномен, интерес к которому не угасает и по сей день. И взрослым, и детям интересны мифы древней Эллады — для одних это красивые сказки, с порой куда более взрослыми сюжетами, для других — тема для исследования. Замечательна сама по себе древнегреческая культура, многим она полюбилась благодаря книгам Фаддея Францевича Зелинского или же Николая Куна, если мы снова говорим о мифах. Троя по-прежнему во многом загадка для всех нас и этим она интересна.