чтение святых отцов с чего начать
Что из трудов Святых отцов почитать начинающему?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Посоветуйте книги святых отцов для начинающих и чтоб было понятно читать. Я никогда не читала святых отцов но читала Евангелие. Спасибо.
Отвечает иерей Иоанн Загуменов:
Добрый день, Анастасия!
Очень рад, что Вы читали Евангелие! Надеюсь, нам удастся сохранять чтение этой вдохновляющей и поднимающей к небу книги и в настоящем времени, а не только в прошедшем. Ведь и Евангелие удивительно и содержательно, особенно если обращаться к его толкованиям. А в числе авторов, объясняющих Евангелие, есть и святые отцы. Их толкования Вы всегда можете найти в приложении «Толкования», которое есть как на «Play Market», так и на «App store».
Из книг святых отцов заявленным Вами требованиям соответствуют, например, такие книги, как «Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея, «О покаянии» святителя Амвросия Медиоланского, «Книга о молитве Господней» священномученика Киприана Карфагенского, «Исповедь» блаженного Августина, «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца, «Аскетические опыты» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» святителя Феофана Затворника, «Слова и речи» святителя Филарета (Дроздова), «Слова» преподобного Паисия Святогорца.
Также рекомендую сборники «Училище благочестия», «Отечник», «Луг духовный», «Святоотеческие сотницы». Благодаря последней некогда стал христианином архиепископ Корейский Феофан, наш с Вами современник.
Творения Святых Отцов. С чего начать
Перед каждым христианином, который стал на путь воцерковления возникает очень много вопросов и недоумений. Одним из таких вопросов является вопрос о чтении духовной литературы.
В великом разнообразии предлагаемой литературы новичку очень непросто разобраться, что необходимо читать сначала, а что оставить на потом. Перед чтением книг церковных авторов необходимо помнить, что святые отцы и подвижники благочестия «просто так» чтобы оставить «след в истории» никогда ни писали. Любые их произведения были написаны конкретно по какому-нибудь поводу.
Написанные произведения — это выражение их опыта жизни в церкви. Поэтому читая какое либо произведение, следует внимательно вчитываться в слова, пытаясь уловить основную мысль автора. И это очень важно: разглядеть главное, не заостряя внимания на «формах». В противном случае результат может быть самым печальным. Если же при чтении покажется что-то непонятным, то скорее всего, мы просто к пониманию этого не доросли.
Сохранить ссылку на статью:
Лествица
Итак, прежде всего, это классика аскетической литературы «Лествица». Лествица — в переводе со славянского, означает лестница, возводящая от земли на небо. Именно так озаглавлена эта книга. Написана она Иоанном, игуменом горы Синайской, по просьбе одного благочестивого инока. Предназначена эта книга преимущественно для монахов. Поэтому применить ее советы, касающиеся внешних подвигов, для мирян будет очень затруднительно.
Но эта книга ценна не этим. Мы уже упоминали о форме, о содержании. А содержание этой книги — бесценный источник духовного опыта. Опыта борьбы со страстями. Как часто христиане исповедуются и снова продолжают грешить, не понимая, что бороться нужно совершено с другой страстью. Иоанн Лествичник так и писал, что есть «матери» страсти, а есть «дочери», которые произрастают из страстей-матерей. Кто пытается бороться со «страстьми-дочерьми», не умертвив «основные страсти» несет бесполезный труд. По «Лествице» составлена даже наглядная схема взаимодействия между собой страстей и пороков.
Моя жизнь во Христе
Вторая книга рекомендуемая к прочтению — это Дневник протоиерея Иоанна Кронштадского. Он называется «Моя жизнь во Христе».
В этом дневнике отец Иоанн делал записи о переживаемом им духовном опыте, опытом жизни в церкви. Его однажды спросили откуда у него столь горячая вера Спасителю. На что он отвечал: «Я жил в церкви».
Эту книгу можно посоветовать людям при нападении помыслов неверия, отчаяния и малодушия, которые неизбежно будут на пути воцерковления. Отец Иоанн был назначен в храм в портовом рабочем городке под названием Кронштадт. Этот городок почти весь погряз в грехах. Беспробудное пьянство, воровство, драки были для него привычным явлением. И вот среди этого всего является отец Иоанн, который сумел разбудить чувства верующих. Он организовывает общества трезвости и странноприимные дома, восстанавливая в народе образ Божий. Это истинный светильник веры.
Невидимая брань
Следующая книга, рекомендуемая для прочтения православным христианам, называется «Невидимая брань». Написал ее афонский монах Никодим по прозвищу Святогорец. С греческого языка книгу перевел святитель Феофан Затворник. Эта книга описывает ту внутреннюю борьбу, которая происходит в душе каждого человека, ведущего внимательную духовную жизнь.
Ценность этой книги для нашего времени заключается в том, что в ней раскрывается суть христианского подвига. Она указывает, что весь смысл христианства заключается в борьбе с грехом внутри себя. Это сборник наставлений пронизан вековым опытом борьбы с грехом. Он учит, что начало греха есть мысль, которая рождается внутри нас. И от человека зависит отвергнуть или принять эту мысль.
Слова старца Паисия Святогорца
Об этой борьбе с помыслами учит также и Паисий Святогорец. Этот афонский монах имел всего восемь классов образования, но его сердце, очистившиеся от страстей, стало вместилищем Святого Духа. Он был канонизирован в лике святых Вселенским патриархом.
Сейчас выпущены творения старца Паисия в пяти томах. Это слова, наставления, рассказы которые говорились в разное время посещавшим его людям. И монахи, и мирские семейные люди смогут найти в его творениях ответы на самые разнообразные вопросы. Его наставления затрагивают такие темы, как воспитание детей, государственная служба, выбор супруги(га), взаимоотношение с близкими. И особенно ценно, что старец Паисий был нашим современником и живя в наше непростое лукавое время, смог в жизни воплотить христианский идеал. Жизнь его еще раз подтвердила, что Христос и раньше и сейчас тот же.
Аскетические опыты
Еще хочется порекомендовать для прочтения книги Святителя Игнатия Брянчанинова. Все современные старцы советовали своим чадам изучать творения этого святого. Он собрал и систематизировал весь святоотеческий опыт в своих книгах.
Особенно ценны его первые два тома под названием «Аскетические опыты». В них собраны основные вероучительные истины и опыт древних отцов, адаптированные под наше время.
В своих творениях святитель Игнатий настоятельно рекомендует искать дух, а не «букву». Он прямо пишет, что внешние аскетические подвиги, которыми подвизались древние отцы непосильны для современного человека. Критерием правильного духовного опыта являются не подвиги и даже не чудеса, а глубокое покаянное и смиренное чувство.
Нам оставлено покаяние
И, как бы, перекликается со святителем Игнатием, другой подвижник благочестия, живший совсем недавно в 1960-х годах. Это игумен Никон (Воробьев). Его книга «Нам оставлено покаяние», является источником духовной мудрости.
Книга написана в виде писем разным людям. В доступной форме и простым языком отец Никон наставляет, утешает, и подбадривает своих духовных чад. Основная мысль его писем заключается в том, что спасаемся мы не своими делами и подвигами, а единственно милостью Божьей. Господь заботится о спасении каждого из нас, нам же остается только безропотно и с благодарением принимать все, что ниспослано нам в виде жизненных обстоятельств.
Человек перед Богом
Еще хочется обратить внимание на труды митрополита Антония Сурожского. Одна из его книг, на которой хотелось бы заострить внимание называется «Человек перед Богом». В ней собраны беседы святителя, которые он говорил в разных местах.
Это был человек глубоко верующий, который смог передать другим свой опыт веры. Обладая широчайшим кругозором, владыка смог глубокие истины христианской веры преподнести читателю таким образом, что даже простому, богословски необразованному человеку, становится все понятно. Более того, у него получилось тот внутренний духовный опыт, который несомненно присутствует у каждого христианина, открыть с другой стороны.
Очень часто бывает что человек не может подобрать слова, чтобы выразить что-то сокровенное, внутреннее. А когда читаешь святителя Антония, то невольно радуешься, когда твой опыт подтвержден его опытом и словами. В этом его несомненная заслуга.
Можно еще очень много рассказывать о православных книгах. Это действительно источник мудрости. Но не стоит забывать о том, о чем мы писали в начале статьи. Ключ к пониманию книг лежит в опыте борьбы с грехом и чистоте сердца. Поэтому и призываем мы Духа Утешителя перед учением.
Святоотеческие творения для мирян
«Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами и сплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?» Я отвечал им: «Все доброе, что только можете делать, делайте: никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части и будьте довольны оброками жен ваших. Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного».
Православному христианину, живущему в миру и желающему воплощать в своей жизни Евангелие Христово, бывает затруднительно понять, как и что для этого делать, поскольку его окружают авторитетные книги, написанные монахами и для монахов. Чтение монашеской литературы и попытка буквального воплощения написанного в жизни обычного мирянина, нередко заканчивается трагедией. Об этом предупреждал в XIX веке свт. Игнатий (Брянчанинов): «Изучение добродетелей, несоответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь бесплодною. И жизнь истощается напрасно, и пропадают добродетели: душа не может долго удержать их при себе, должна скоро их оставить, потому что они ей не под силу. Такое превышающее силы и способности упражнение в возвышенных добродетелях нередко повреждает душу неисцельно, расстраивает ее надолго, иногда на всю жизнь, делает неспособной к подвигам благочестия. Господь повелел вино новое, то есть возвышенные добродетели и подвиги, вливать в мехи новые, то есть предоставлять подвижникам, уже созревшим в благочестивом подвиге, обновленным и просвещенным благодатью. Он воспретил вливать вино новое в мехи ветхие, чинить ветхую ризу новой заплатой. Не думайте, что возвышенный подвиг, для которого еще не созрела душа ваша, поможет вам! Нет! Он больше расстроит вас: вы должны будете оставить его, а в душе вашей явится уныние, безнадежие, омрачение, ожесточение. В таком расположении вы попустите себе большие погрешности, большие крушения Закона Божия, нежели в какие впадали прежде».
При этом чтение современных православных авторов, которые объясняют, как жить по-христиански, также не решает эту проблему, поскольку их сочинения не проверены временем, а иногда и откровенно противны духу Евангелия.
В связи с этим представляется весьма актуальным и полезным предложить православным христианам, желающим обрести спасение в миру, некоторые духовно-нравственные общецерковные и святоотеческие труды, составленные специально для этой значительной категории верных чад Церкви. Как писал свт. Игнатий (Брянчанинов), нужно «читать книги святых отцов, соответствующие вашему образу жизни, чтобы вам можно было не только любоваться и наслаждаться чтением отеческих писаний, но чтобы можно было прилагать их к самому делу. Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных». Этот список не стоит считать исчерпывающим и полностью объективным, однако мы надеемся, что чтение из этих сочинений послужит на пользу всякому благочестивому читателю из мирян.
С чего начать духовное чтение?
– Когда приходишь в православную книжную лавку, глаза разбегаются от обилия духовной литературы. Среди жизнеописаний святых отцов и их трудов стоят книги современных священников и монахов. С каких духовных книг или с каких авторов должен начинать чтение человек, который уже несколько лет пребывает в Церкви, знаком с азами церковной жизни, кое-что читал или слышал из святых отцов древности, но пока имеет все же поверхностные знания?
Отвечает настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов:
– На мой взгляд, начинать надо с прп. аввы Дорофея. Это убеждение основано на опыте двухлетнего преподавания предмета «святоотеческое чтение» в ПСТГУ. Авва Дорофей – образованнейший человек своего времени. У него была настолько сильная тяга к наукам, что он даже водой обливался, чтобы немножко прийти в себя от чтения – так глубоко он погружался в мир духовный и в мир известных в то время наук. В его творениях заметны «следы» широкого кругозора. Всем известен пример: чем ближе люди, стоящие на радиусах круга, к центру (а это пример из геометрии), тем ближе они друг к другу. И несмотря на глубокую древность (конец VI века), он умеет очень просто объяснить то, что кажется сначала трудным для понимания. В его изложении сложнейшие вещи выглядят простыми и ясными, и таким образом он закладывает мощную основу духовного развития каждого человека.
И другая его черта – он пишет об этом с улыбкой, с очень тонким, легким юмором, невероятно ярким и живым языком и с подлинным христианским смирением. Для любого человека в любых обстоятельствах этот святой дает самую яркую, простую и светлую картину христианского подвига. Он с такой легкостью, никого не осуждая, писал, как ему трудно было в монастыре (ему, откровенно скажем, пакостили там), а он так спокойно, без всякой злобы пишет об этом, можно сказать, даже с улыбкой. И вот своей манерой изложения он ставит человека в должные рамки и в нужное состояние, он как бы настраивает человека, прокладывает ему духовную колею…
Единственный совет: читать авву Дорофея надо не спеша, потихонечку осмысливать, думать, и его труды будут основой и опорой всей жизни человека.
Вторым автором для чтения после аввы Дорофея я бы предложил святителя Игнатия Брянчанинова. А именно его первый том – «Аскетические опыты». Игнатий Брянчанинов – близкий к нам по времени человек. По образованию он был инженер, а стал делателем молитвы и монашеских подвигов. Его душа болела за всех нас, православных христиан, за наших современников, болела о том, чтобы не ушли, не уклонились в сторону, не впали в духовный самообман, когда человек думает, что он достиг каких-то высот, и когда его ум все дальше и дальше начинает уводить от подвига православного смирения и смиренного восприятия самого себя. Его наставления – своеобразная инструкция, как не погубить свою душу. Святитель Игнатий – это некий орел, который парит очень высоко, и когда вы читаете колоссальный, мощный духовный опыт этого человека, просто дух захватывает.
А третий автор, которого я бы рекомендовал после первых двух, – это преподобный Иоанн Лествичник. Тем более что чтение преподобного Иоанна Лествичника в древности полагалось за чтением часов в Великий пост, это были уставные чтения. Это, можно сказать, уже цвет аскетизма. И даже немножко страшновато становится, он даже немного пугает людей своей аскезой. Но это тоже полезно, чтобы немножко попугать.
Ну а человек, который хочет понять смысл всех этих подвижнических творений, может затем читать первый том «Добротолюбия», он очень полезный. А дальше пока не спешите. Это глубокая и святая древность: Антоний Великий, Макарий Египетский – невероятная красота духовная.
Закончить этот вводный курс можно творениями святителя Феофана Затворника, книгой «Путь ко спасению». Или в изложении более популярном – «Письма о духовной жизни, или Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Она написана в диалоговой форме, очень просто и доступно. Мало кто знает, что свт. Феофан был доктором богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. И то, что он пишет в «Пути ко спасению» – бесценно! Его описания – невероятные по силе, по выражениям, по мысли, которые трудно вообще найти, особенно в современной психологии, когда описывается молодость, юность человека. Лучше не скажешь, как он сказал о трудностях юношеского возраста.
И еще хотелось бы, чтобы люди, которые интересуются духовной жизнью, помимо «теоретических» – я это очень условно говорю – сочинений прочитали бы практическое исполнение этих вещей в «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского.
Читая «Жития святых» св. Димитрия Ростовского, вы участвуете в их жизни сами – это практическое погружение в жизнь святых. И вот это чтение было бы очень ярким и хорошим примером: как жили святые люди и как они чувствовали, как они свою жизнь вели, как они совершенствовались, как они из силы в силу восходили и как они умирали, – это тоже очень полезно.
С чего начать чтение Святых отцов?
Александр М. Иванов
Дед Сергий
Александр М. Иванов
Денис А.
преподобный Феофан Сигрианский, Исповедник
Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
преподобный Макарий Великий, Египетский
Александр М. Иванов
Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
Михаил Цинцадзе
Читать Учителей Церкви лучше по теме возникающих вопросов из Библии и жизни.
Св.Иоанн Златоуст тоже интересен. Читать его лучше строго по возникающим вопросам. Потому как его труды большие и красноречивые.
Алексей Е
Михаил Цинцадзе
В этой книге есть разьяснение глав (Бытие) которые не соответствует Библии и святоотеческому наследию.
Лучше «Закон Божий» священника Даниила Сысоева. Там все четко в плане отцов Церкви.
Денис А.
Особенно страшны для новоначальных современные богословы (20-21 век). Перечислять не буду, чтобы никого не обидеть. Держитесь от них подальше, как бы кто не советовал. Исключение составляют канонизированные святые 20 века, например, св. Николай Сербский. Но и здесь возможны исключения. Например, иеромонах Серафим (Роуз), глубоко укорененный в святоотеческой традиции.
Выявить опасного для души богослова можно по трем признакам:
(1) отношение к теории эволюции,
(2) отношение к вечным мукам грешников в геенне,
(3) разговор о частных богословских мнениях (теологуменах).
Алексей Е
В этой книге есть разьяснение глав (Бытие) которые не соответствует Библии и святоотеческому наследию.
Лучше «Закон Божий» священника Даниила Сысоева. Там все четко в плане отцов Церкви.
Анатолий Митрофанов
15.01.1961- 05.07.2021
Я, помню начал с Добротолюбия. потом «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», Лествица, Авва Дорофей. «Моя жизнь во Христе» Св. Праведного о. Иоанна Кронштадтского, житие Ксении Блаженной.
90-ые годы. На последние деньги покупал я эти книги. от семьи отрывал
Зато с каким наслаждением я «обсасывал», «обгладывал», «дробил» в душу каждое слово Св. Отцов.
Для начала нужно проникнуться Духом Св. Отцов и тогда постижение Православия пойдет более ясно, органично и без особых преткновений.
А вот детали духовной жизни, молитвы, духовной брани надо брать у Свт. Игнатия (Брянчанинова) и у Феофана Затворника. Мне тогда в начале очень помогла «Невидимая брань» Никодима Святогорца (очень советую для практической духовной жизни)
Возгревать же огонь веры, ревности и усердия помогут повествования и жития о исповедниках и мучениках 20-го века.
Насчет современных авторов.
Я бы, в начале духовного пути, все таки сконцентрировался бы именно на древних Отцах и подвижниках Церкви, на подвигах смирения, простоты, всепокрывающей любви, юродства и т.п.
Современных авторов надо читать и слушать после порядочной и крепкой святоотеческой закалки.
Сам я никогда не скрываю, что люблю лекции профессора А.И. Осипова. Еще ранее был в восторге от Андрея Кураева. нравились проповеди о. Димитрия Смирнова. в последнее время с удовольствием слушал «неистового» о. Андрея Ткачева.
Но интернет на каждого из них (в т.ч. и на о. Даниила Сысоева) навалит кучу разного «компромата», обвинит в немыслимых ересях и заклеймит их проклятием. тут и политики много и другого чувственного, «кровяного».
Да и сами современные авторы дают для этого немало поводов.
Для новоначального это может стать большим соблазном и смущением.
Так что лучше сначала проникнуться чУдными, Божественными, препростыми Антониями, Макариями, Агафонами, Пименами, Сисоями.