чтение часов перед литургией что это

Время Церкви: Часы

После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени?

Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:

«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).

Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).

Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.

Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на

апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм ( Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей) великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными».

Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».

Есть и еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы, которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя.

Источник

Чтение часов перед литургией что это

Часы́ – крат­кие бого­слу­же­ния, уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью для вос­по­ми­на­ния о собы­тиях, свя­зан­ных со стра­да­ни­ями и смер­тью Христа, пред­на­зна­чен­ные, изна­чально, для совер­ше­ния в каждой чет­верти дня.

Все­днев­ные Часы

Службы часов совер­ша­ются в боль­шин­стве дней года (когда не совер­ша­ются иные Часы) и потому назы­ва­ются все­днев­ными. Суще­ствуют первый, третий, шестой и девя­тый часы.

В древ­нем Изра­иле ночь раз­де­ля­лась на четыре «стражи», а день, в соот­вет­ствии с сол­неч­ным кругом, – на четыре «часа», кото­рые позд­нее, при­ме­ни­тельно к обще­при­ня­той рим­ской тра­ди­ции, полу­чили назва­ние «пер­вого», «тре­тьего», «шестого» и «девя­того».

Обычно Часы совер­ша­ются в сле­ду­ю­щем порядке: 1‑й – по завер­ше­нии все­нощ­ного бдения (после утрени); 3‑й и 6‑й – непо­сред­ственно перед Литур­гией; 9‑й по Уставу должен совер­шаться в начале все­нощ­ного бдения, перед вечер­ней (во многих при­ход­ских храмах он не совер­ша­ется).

После­до­ва­ния Все­днев­ных Часов содер­жатся в Часо­слове. Изме­ня­е­мые их части: тро­пари и кондаки — в Окто­ихе, Минее и Триоди.

Вели­ко­пост­ные Часы

Служба часов, совер­ша­е­мая во время Вели­кого поста, имеет в срав­не­нии с все­днев­ными (неве­ли­ко­пост­ными) часами свои осо­бен­но­сти.

а) На каждом часе после чтения трех поло­жен­ных псал­мов чита­ется рядо­вая кафизма (за исклю­че­нием поне­дель­ни­ков и пятниц на первом часе и пятниц на девя­том часе; не чита­ются также кафизмы на первом и девя­том часах в Вели­кие поне­дель­ник, втор­ник и среду). Номера кафизм см. здесь.

б) На каждом часе трое­кратно поется постoвой тро­парь часа, с зем­ными покло­нами.

в) На шестом часе поло­жено чтение пари­мии из книги про­рока Исаии.

г) В конце каж­дого часа поло­жена молитва св. Ефрема Сирина «Гос­поди и Вла­дыко живота моего…», с вели­кими (зем­ными) покло­нами.

д) Часы третий, шестой и девя­тый совер­ша­ются вместе перед изоб­ра­зи­тель­ными.

Вели­ко­пост­ные часы совер­ша­ются в поне­дель­ник, втор­ник, среду, чет­верг и пят­ницу всей Святой Четы­ре­де­сят­ницы, в поне­дель­ник, втор­ник и среду Страст­ной сед­мицы, в среду и пят­ницу Сырной сед­мицы (если эти дни Сырной сед­мицы не сов­па­дут с празд­ни­ком Сре­те­ния Гос­подня или с хра­мо­вым празд­ни­ком).

Вели­кие (цар­ские) Часы

Трижды в год уста­нов­лены осо­бен­ные чино­по­сле­до­ва­ния Часов, кото­рые в бого­слу­жеб­ных книгах назы­ва­ются Вели­кими, а в народе – Цар­скими. Они состав­лены Кирил­лом Алек­сан­дрий­ским (IV в., Египет) и состоят из иных псал­мов, нежели обыч­ные часы:

Цар­ские часы совер­ша­ются в сочель­ники (т.е. нака­нуне) празд­ни­ков Рож­де­ства Хри­стова и Кре­ще­ния Гос­подня (6 и 18 января), и посвя­ща­ются этим свя­щен­ным собы­тиям, а также в Вели­кую Пят­ницу (подвиж­ная дата Страст­ной сед­мицы) – ради Стра­стей Гос­под­них.

Народ­ное назва­ние про­изо­шло от древ­ней тра­ди­ции Визан­тии: на этих часах в кафед­раль­ном соборе при­сут­ство­вал импе­ра­тор со своим двором. Россия вос­при­няла тра­ди­ции цер­ков­ных служб от Визан­тии, и наши бла­го­вер­ные госу­дари неукос­ни­тельно сле­до­вали этому пра­вилу.

Цар­ские часы совер­ша­ются при откры­тых цар­ских вратах, среди храма, перед Еван­ге­лием, поло­жен­ным на аналое.

Помимо псал­мов, на каждом часе (а совер­ша­ются они подряд, с пер­вого по девя­тый) чита­ется пари­мия – отры­вок из Вет­хого Завета, содер­жа­щий про­ро­че­ство о вос­по­ми­на­е­мом дне, текст из Апо­стола и Еван­ге­лия. Кроме того, поются особые тро­пари.

Если какой-либо из сочель­ни­ков попа­дает на суб­боту или вос­кре­се­нье, то цар­ские часы пере­но­сятся на пред­ше­ству­ю­щую пят­ницу, и в этот день не бывает литур­гии. Нет сейчас в России бла­го­вер­ных госу­да­рей, но цар­ские часы не пре­стают быть тако­выми. Ведь в храмах Своей бла­го­да­тью при­сут­ствует Царь Небес­ный. Не забу­дем же о вели­ких часах, ибо именно с них начи­на­ется празд­но­ва­ние Рож­де­ства и Кре­ще­ния, и ими пред­ва­ря­ется Пасха в Вели­кую Пят­ницу.

Часы пас­халь­ные

Часы пас­халь­ные – часть бого­слу­же­ния дня Пасхи (состо­я­щего из утрени, пас­халь­ных часов, литур­гии и вечерни).

В дни Свет­лой (пас­халь­ной) сед­мицы поются в храме вместо чтения Все­днев­ных Часов, Пове­че­рия и Полу­нощ­ницы. Также заме­няют собой утрен­нее и вечер­нее молит­вен­ное пра­вило.

Пас­халь­ные Часы не имеют изме­ня­е­мых молит­во­сло­вий и не содер­жит псал­мов.

Источник

Православная Жизнь

Богослужебные часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время.

Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут.

Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время.

Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное.

Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу.

О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).

О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день.

Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле.

Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.

В Новозаветной Церкви значение богослужения часов стало еще более символично. Оно приобрело знаковое евангельское значение, связанное с важнейшими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа и Церкви.

Итак, начнем с первого богослужебного часа, который применяется в храме. Так как церковный богослужебный день начинается с вечера (вечерни), то первым (не в арифметическом или хронологическом смысле) часом является девятый. Он также первый и в духовном смысле.

Мы точно знаем из Святого Евангелия, что Спаситель умер на кресте в девятом часу (третьем пополудни в нашем счислении). Поэтому молитвенная память девятого часа посвящена крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его сошествию в ад. Поэтому молитвословия этого часа скорбные, но в то же время в них есть уже и нарождающаяся пасхальная радость, ведь очень скоро произойдет Светлое Воскресение Христово. Поэтому девятый час и предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, первый, третий, шестой часы, Литургию. Ведь церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настает эра Нового Завета – эра спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе.

Первый час был с Божьей помощью установлен позднее трех остальных. Как пишет профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон»: «Установлен 1-й час в IV в. в палестинских монастырях с аскетическими целями…» Т. е. Церковь апостольских времен не знала его. Он уже был установлен с развитием монашества в IV веке в связи с аскезой и подвижнической дисциплиной типа: «меньше спать, а больше молиться». Дело в том, что для усугубления молитвенного бдения древние монахи разбивали ночь также на несколько страж, во время которых вставали на молитву. Последняя молитвенная стража ночи – это первый час.

Кроме того, он также несет в себе и духовный евангельский смысл. Церковь вспоминает в его молитвословиях взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, синедрион, страдания и избиение Спасителя фарисейскими слугами, суд у Пилата и несправедливый смертный приговор, вынесенный Праведнику.

Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже.

Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня.

Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8).

Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно.

Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут. В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня – т. е. специальные краткие молитвы, посвященные празднуемому в этот день событию или поминаемому святому. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш». Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся сорок раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа. Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов. А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся».

Кстати говоря, часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари. На Святую Пасху и в Светлую седмицу структура часов на девяносто процентов меняется. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. д. Из-за особой торжественности праздника пасхальные часы часто не читаются, а поются.

Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление (Крещение Господне), читаются великие часы. Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими часами. Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи.

В древности часы служились, как и положено – в 7 и 9 часов утра, в 12.00 и 15.00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом. А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию. Так как с девятого и третьего часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…», затем обычное начало «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А первый и шестой час начинаются только с «Приидите, поклонимся…»

Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы. Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами – одним словом, обычной храмовой суетой. И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают.

Но ведь третий час – это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а шестой час – Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это? Можем ли мы пренебрегать часами?

Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать. И это уже страшно. Ведь речь идет о воспоминании Страстей Господних.

Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что прийти за полчаса до начала Литургии – это не прибыть под возглас «Благословенно Царство», опоздав на часы. Нет. Это значит прийти до начала чтения часов. Чтобы и записочки успеть подать, и свечечки поставить, и образы святые поцеловать. А потом, отдышавшись и успокоившись, начинать слушать часы и сердечно углубляться в воспоминание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет.

Источник

Как читать Часы

Как читать Часы

Перед нача­лом чтения бого­слу­же­ния Часов начи­на­ю­щему чтецу необ­хо­димо забла­го­вре­менно под­го­то­виться.

Необ­хо­димо иметь Часо­слов. Если у вас нет часо­слова, часы можно взять из данной пуб­ли­ка­ции (после­до­ва­ние часов смот­рите ниже) и рас­пе­ча­тать.

Часо­слов — книга, слу­жа­щая руко­вод­ством для чтецов и певчих. Часо­слов содер­жит в себе поря­док всех повсе­днев­ных служб, кроме Литур­гии. Обычно часы совер­ша­ются в сле­ду­ю­щем порядке. Первый – по завер­ше­нии все­нощ­ного бдения, после утрени (то есть в конце вечер­него бого­слу­же­ния); третий и шестой – непо­сред­ственно перед литур­гией (один за другим); девя­тый по Уставу совер­ша­ется в начале все­нощ­ного бдения, перед вечер­ней, но в боль­шин­стве при­ход­ских храмах он опус­ка­ется.

Про­чи­тайте час, кото­рый вы будете читать на бого­слу­же­нии, забла­го­вре­менно несколько раз. Про­верьте, пра­вильно ли вы ста­вите уда­ре­ния – для этого вклю­чите аудио-запись с чте­нием часов и ведите гла­зами по тексту; если обна­ру­жили, что вы сде­лали непра­виль­ное уда­ре­ние, выде­ляйте его в тексте.

Кроме часо­слова вам пона­до­бятся другие бого­слу­жеб­ные книги, напри­мер, минея и октоих. А в дни Вели­кого поста и в пас­халь­ные дни пона­до­бится Триодь (в данной пуб­ли­ка­ции не рас­смат­ри­ва­ется служба часов, совер­ша­е­мая в вели­ко­пост­ный период, так как она имеет в срав­не­нии с все­днев­ными часами свои осо­бен­но­сти). В этих бого­слу­жеб­ных книгах нахо­дятся тро­пари и кондаки, кото­рые нам будут нужны для чтения того или иного часа.

Минея (Месяч­ная) содер­жит в себе молитвы в честь святых на каждый день года и тор­же­ствен­ные службы на празд­ники Гос­подни и Бого­ро­дич­ные, при­хо­дя­щи­еся на опре­де­лен­ный день месяца. По числу 12 меся­цев она раз­де­ля­ется на 12 отдель­ных книг.

Октоих содер­жит пес­но­пе­ния (тро­пари, кондаки, каноны и проч.), раз­де­лен­ные на восемь напе­вов (так назы­ва­е­мых «гласов»). Каждый глас, в свою оче­редь, содер­жит в себе пес­но­пе­ния на все семь дней недели (то есть на сед­мицу), так что службы Окто­иха повто­ря­ются раз в восемь недель.

Кроме бого­слу­жеб­ных тек­стов необ­хо­димо иметь бого­слу­жеб­ные ука­за­ния в печат­ном (тол­стая книга с синей облож­кой) или элек­трон­ном виде. В этой книге содер­жатся подроб­ные ука­за­ния отно­си­тельно совер­ше­ния бого­слу­же­ний на каждый день года. В обыч­ных неболь­ших цер­ков­ных лавках эта книга не про­да­ется, ее можно при­об­ре­сти в круп­ных пра­во­слав­ных мага­зи­нах. Найти бого­слу­жеб­ные ука­за­ния можно на сайте «Азбука веры», в кален­даре (https://azbyka.ru/days/ – нажмите ссылку «Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния»).

Обра­тите вни­ма­ние, что бого­слу­жеб­ные сутки начи­на­ются с вечера преды­ду­щего дня, т.е. после­до­ва­ние Все­нощ­ного бдения в суб­боту вече­ром ищут уже в дне вос­крес­ном, а не суб­бот­нем.

Как найти службу нуж­ного дня

Вари­ант 1. Допу­стим, нас инте­ре­сует служба Тре­тьего часа от 2 декабря 2016 года, совер­ша­е­мая перед 6 часом и литур­гией. В адрес­ную строку вводим ссылку https://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniya?date=2016–12-02, где, как мы видим, ука­зана нужная нам дата. Эту дату можно изме­нить на любую другую. Обра­тите вни­ма­ние – после года стоит месяц и только потом – число. Не стоит пугаться боль­шого коли­че­ства инфор­ма­ции, кото­рое мы увидим на открыв­шейся стра­нице – нас инте­ре­сует загла­вие в самом верху – «Пят­ница. Прор. Авди́я. Мч. Варлаа́ма. Свт. Филаре́та, митр. Мос­ков­ского») и ука­за­ния по чтению часов, кото­рые можно найти в абзаце, начи­на­ю­щемся со слов «На часах…» (перед «На Литур­гии…»). Там ука­зано: «тро­парь и кондак свя­ти­теля». Таким обра­зом, на часах мы будем читать тро­парь и кондак свя­ти­теля Фила­рета (в какой части их читают, смотри в после­до­ва­нии часов, кото­рое мы при­во­дим ниже, эти места отме­чены знаком «(!)»).

Вари­ант 2. Нас инте­ре­сует служба Шестого часа от 1 января 2017 года, совер­ша­е­мая после 3 часа и перед литур­гией. Вводим в адрес­ную строку https://azbyka.ru/days/liturgical-instructions/2017–01-01 (где первое 01 – месяц, а второе 01 – число). Откры­лось окно, смот­рим на верх­нюю часть – «Неделя 28‑я по Пяти­де­сят­нице, пред Рож­де­ством Хри­сто­вым, святых отец. Глас 3‑й. Мч. Вонифа́тия» и ищем абзац «На часах…» – «тро­парь вос­крес­ный. «Слава» – тро­парь отцов: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…». Кондак только отцов («Рукопи́саннаго о́браза…»)». Это значит, что на всех часах чита­ется сна­чала вос­крес­ный тро­парь 3‑го гласа, а потом тро­парь святых отцов; а там, где мы будем читать кондак, нам пона­до­бится кондак Святых отцов.

Вари­ант 3. Нас инте­ре­сует служба Пер­вого часа, совер­ша­е­мая в конце все­нощ­ного бдения нака­нуне литур­гии от 18 декабря 2016 года. Здесь важно отме­тить, что цер­ков­ный день начи­на­ется с вечера. Таким обра­зом Первый час мы будем читать 17 декабря вече­ром, а в бого­слу­жеб­ных ука­за­ниях ищем 18 декабря 2016 года.

Вводим в адрес­ную строку https://azbyka.ru/days/liturgical-instructions/2016–12-18 (где 12 – месяц, а 18 – число). Откры­лось окно, смот­рим на его верх­нюю часть – «Неделя 26‑я по Пяти­де­сят­нице. Глас 1‑й. Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казан­ского» и ищем абзац «На часах…»«тро­парь вос­крес­ный. «Слава» – тро­парь пре­по­доб­ного. Кондаки пре­по­доб­ного и вос­крес­ный чита­ются попе­ре­менно».

Это значит, что на часах сна­чала чита­ется вос­крес­ный тро­парь 1‑го гласа, а потом тро­парь пре­по­доб­ного Саввы Освя­щен­ного; а там, где мы будем читать кондак, нам пона­до­бятся пре­по­доб­ного Саввы Освя­щен­ного и вос­крес­ный кондак. Что значит «чита­ются попе­ре­менно»? То есть на 1 часе – кондак Саввы Освя­щен­ного, на 3 – кондак вос­крес­ный, на 6 часе – снова кондак Саввы Освя­щен­ного.

Вари­ант 4. Нас инте­ре­сует служба Пер­вого часа, совер­ша­е­мая в конце все­нощ­ного бдения нака­нуне литур­гии от 13 ноября 2016 года. Таким обра­зом Первый час мы будем читать 12 ноября вече­ром, а в бого­слу­жеб­ных ука­за­ниях ищем 13 ноября 2016 года.

Откры­лось окно, где смот­рим на верх­нюю часть – «Неделя 21‑я по Пяти­де­сят­нице. Глас 4‑й. Апп. от 70-ти Стахи́я, Ампли́я, Урва́на, Нарки́сса, Апе́ллия и Аристову́ла. Мч. Епима́ха. Прп. Никоди́ма Кожеезе́рского (службу зри 3 июля). Собор всех Бес­среб­ре­ни­ков (в Неделю, бли­жай­шую к 1 ноября)1. Прпп. Спиридо́на и Никоди́ма, просфор­ни­ков Печер­ских, в Ближ­них пеще­рах» и ищем абзац «На 1‑м и 6‑м часах – тро­парь вос­крес­ный. «Слава» – тро­парь апо­сто­лов. На 3‑м и 9‑м часах – тро­парь вос­крес­ный. «Слава» – тро­парь муче­ника. Кондак только вос­крес­ный».

Это значит, что на 1 часе нам пона­до­бится сна­чала вос­крес­ный тро­парь 4 гласа, а потом тро­парь апо­сто­лов от 70-ти. Кондак мы будем читать только вос­крес­ный.

Где найти тро­пари и кондаки

Вари­ант 1. В бого­слу­жеб­ных книгах.

Если в бого­слу­жеб­ных ука­за­ниях ска­зано: «тро­парь вос­крес­ный», «кондак вос­крес­ный», нам пона­до­бится октоих.

Ищем тро­парь. Откры­ваем службу нуж­ного нам гласа – от 1‑го до 8‑го. Ищем Вечерню – заго­ло­вок В СУБ­БОТУ НА ВЕЛИ­ЦЕЙ ВЕЧЕРНИ. Откры­ваем почти самый конец этой службы (после абзаца «Таже, Ныне отпу­ща­еши: и Три­свя­тое. По Отче наш:»), здесь нахо­дится нужный нам тро­парь (Тро­парь вос­кре­сен, глас…). Напри­мер, нам нужен тро­парь 1 гласа, нахо­дим его: «Камени запе­ча­тану от иудей и воином стре­гу­щим Пре­чи­стое Тело Твое, вос­кресл еси три­днев­ный Спасе, даруяй мирови жизнь. Сего ради Силы Небес­ныя вопи­яху Ти, Жиз­но­да­вче: слава Вос­кре­се­нию Твоему, Христе, слава Цар­ствию Твоему, слава смот­ре­нию Твоему, едине Чело­ве­ко­любче».

Другие (невос­крес­ные тро­пари и кондаки) мы нахо­дим в минее (напом­ним, Вели­кого поста и Пас­халь­ного пери­ода в насто­я­щей пуб­ли­ка­ции мы не каса­емся – это тема отдель­ного раз­го­вора). Откры­ваем нужный нам месяц (том) минеи, в нем нахо­дим инте­ре­су­ю­щее нас число – по ста­рому стилю. Допу­стим, это 18 ноября / 1 декабря. Перед заго­лов­ком НА УТРЕНИ нахо­дим тро­парь: Муче­ницы Твои, Гос­поди, во стра­да­ниих своих венцы прияша нетлен­ныя от Тебе, Бога нашего, имуще бо кре­пость Твою, мучи­те­лей низ­ло­жиша, сокру­шиша и демо­нов немощ­ныя дер­зо­сти. Тех молит­вами спаси души наша. Он нам и нужен. Дальше, уже НА УТРЕНИ, после 6 песни канона нахо­дим нужный кондак: Святая твоя память все­лен­ную весе­лит, созы­ва­ющи верныя вся в пре­чест­ный храм твой, идеже ныне, радо­стию сово­куп­ль­шеся, поем в песнех и свет­ло­стех. Сего ради, Пла­тоне, вопием ти: язы­че­скаго наше­ствия избави град твой, святе.

Вари­ант 2. В Пра­во­слав­ном цер­ков­ном кален­даре.

Обычно этот кален­дарь выпус­ка­ется в виде книги в мягкой обложке. В нем при­ве­дена крат­кая бого­слу­жеб­ная инфор­ма­ция о бого­слу­же­ниях на каждый день года (тро­пари, кондаки…). Чаще всего исполь­зуют его певчие. Купить его можно в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных цер­ков­ных мага­зи­нах, иногда он про­да­ется и в обыч­ных цер­ков­ных лавках.

Вари­ант 3. В Интер­нете.

Элек­трон­ный октоих мы можем найти на сайте https://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih/okt.shtml. Зайдя по ссылке, сле­дует выбрать нужный глас, и далее найти нужные нам тро­парь и кондак – см. Пункт V, вари­ант 1.

Для поиска тро­паря и кондака минеи можно вос­поль­зо­ваться кален­да­рем сайта «Азбука веры»: https://azbyka.ru/days/. Допу­стим, нам нужно найти тро­парь и кондак муче­ни­ков и испо­вед­ни­ков Гурия, Самона и Авива, чита­е­мый на службе 15 ноября (старый стиль) / 28 ноября (новый стиль). Откры­ваем ссылку https://azbyka.ru/days/2016–11-28, где 2016 – год, 11 – месяц (по ста­рому стилю), 28 – число (по новому стилю). Нахо­дим тро­парь: Чудеса святых Твоих муче­ник стену необо­риму нам даро­ва­вый, Христе Боже, тех молит­вами советы языков разори, Цер­ковь святую укрепи, яко един Благ и Чело­ве­ко­лю­бец. Он нам и нужен. Дальше нахо­дим нужный кондак: С высоты, мудрии, бла­го­дать при­емше, сущим во иску­ше­ниих пред­сто­ите, все­х­валь­нии. Темже отро­ко­вицу, святии, от смерти горь­кия изба­ви­сте, вы бо воис­тинну есте Едесу слава и миру радость. Таким же обра­зом ищем любую другую дату, при этом, конечно, меняем число.

Если вы не нашли тро­парь или кондак на нужной вам стра­нице, не отча­и­вай­тесь – на той же стра­нице кален­даря, ниже, есть раздел БОГО­СЛУ­ЖЕ­НИЯ. Откры­вайте выло­жен­ный там PDF-файл (с помет­кой ГР, если не знаете цер­ков­но­сла­вян­ский язык, и с помет­кой ЦС, если знаете его) – это файл с нужной вам служ­бой, в нем нахо­дятся тро­парь и кондак. Как искать тро­пари и кондаки минеи, мы гово­рили в пункте V, вари­анте 1.

Пол­но­стью все тома минеи раз­ме­щены на стра­нице https://azbyka.ru/zelenye-minei.

Час первый

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Глаго́лы моя́ внуши́, Го́споди, разуме́й зва́ние мое́. Вонми́ гла́су моле́ния моего́, Царю́ мой и Бо́же мой, я́ко к Тебе́ помолю́ся, Го́споди. Зау́тра услы́ши глас мой, зау́тра предста́ну Ти, и у́зриши мя. Я́ко Бог не хотя́й беззако́ния, Ты еси́: не присели́тся к Тебе́ лука́внуяй, ниже́ пребу́дут беззако́нницы пред очи́ма Твои́ма: возненави́дел еси́ вся де́лающыя беззако́ние. Погуби́ши вся глаго́лющыя лжу: му́жа крове́й и льсти́ва гнуша́ется Госпо́дь. Аз же мно́жеством ми́лости Твоея́, вни́ду в дом Твой, поклоню́ся ко хра́му свято́му Твоему́, в стра́се Твое́м. Го́споди, наста́ви мя пра́вдою Твое́ю, враг мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю путь мой. Я́ко несть во усте́х их и́стины, се́рдце их су́етно, гроб отве́рст горта́нь их: язы́ки свои́ми льща́ху. Суди́ им, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия их изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя, Го́споди. И да возвеселя́тся вси упова́ющии на Тя, во век возра́дуются, и всели́шися в них, и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии и́мя Твое́. Я́ко Ты благослови́ши пра́ведника, Го́споди: я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ нас.

Го́споди, прибе́жище был еси́ нам в род и род. Пре́жде да́же гора́м не бы́ти и созда́тися земли́ и вселе́нней, и от ве́ка и до ве́ка Ты еси́. Не отврати́ челове́ка во смире́ние, и рекл еси́: обрати́теся, сы́нове челове́честии. Я́ко ты́сяща лет пред очи́ма Твои́ма, Го́споди, я́ко день вчера́шний, и́же мимои́де, и стра́жа нощна́я. Уничиже́ния их ле́та бу́дут. Утро я́ко трава́ мимои́дет, у́тро процвете́т и пре́йдет: на ве́чер отпаде́т ожесте́ет и и́зсхнет. Я́ко исче́зохом гне́вом Твои́м, и я́ростию Твое́ю смути́хомся. Положи́л еси́ беззако́ния на́ша пред Тобо́ю: век наш в просвеще́ние лица́ Твоего́. Я́ко вси дни́е на́ши оскуде́ша, и гне́вом Твои́м исчезо́хом, ле́та на́ша я́ко паучи́на поуча́хуся. Дни́е лет на́ших, в ни́хже се́дмьдесят лет, а́ще же в си́лах, о́смьдесят лет, и мно́жае их труд и боле́знь: я́ко прии́де кро́тость на ны, и нака́жемся. Кто весть держа́ву гне́ва Твоего́, и от стра́ха Твоего́, я́рость Твою́ исче­сти́? Десни́цу Твою́ та́ко скажи́ ми, и окова́нныя се́рдцем в му́дрости. Обрати́ся, Го́споди, доко́ле? И умоле́н бу́ди на рабы́ Твоя́. Испо́лнихомся зау́тра ми́лости Твоея́, Го́споди, и возра́довахомся, и возвесели́хомся, во вся дни на́ша возвесели́хомся, за дни в ня́же смири́л ны еси́, ле́та в ня́же ви́дехом зла́я. И при́зри на рабы́ Твоя́, и на дела́ Твоя́, и наста́ви сы́ны их. И бу́ди све́тлость Го́спода Бо́га на́шего на нас, и дела́ рук на́ших испра́ви на нас, и де́ло рук на́ших испра́ви.

Ми́лость и суд воспою́ Тебе́, Го́споди. Пою́ и разуме́ю в пути́ непоро́чне, когда́ прии́деши ко мне? Прехожда́х в незло́бии се́рдца моего́ посреде́ до́му моего́. Не предлага́х пред очи́ма мои́ма вещь законопресту́пную: творя́щыя преступле́ние возненави́дех. Не при­льпе́ мне се́рдце стропти́во, уклоня́ющагося от мене́ лука́ваго не позна́х. Оклевета́ющаго тай и́скренняго своего́, сего́ изгоня́х: го́рдым о́ком, и несы́тым се́рдцем, с сим не ядя́х. О́чи мои́ на ве́рныя земли́, посажда́ти я́ со мно́ю: ходя́й по пути́ непоро́чну, сей ми служа́ше. Не живя́ше посреде́ до́му моего́ творя́й горды́ню, глаго́ляй непра́ведная, не исправля́ше пред очи́ма мои́ма. Во у́трия избива́х вся гре́шныя земли́, е́же потреби́ти от гра́да Госпо́дня вся де́лающыя беззако́ние.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же (чита­ется трижды).

Го́споди, поми́луй. (трижды)

Если в бого­слу­жеб­ных ука­за­ниях пред­пи­сан один тро­парь, чтец читает:

Если в бого­слу­жеб­ных ука­за­ниях пред­пи­саны два тро­паря, чтец читает:

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Что Тя нарече́м, о Благода́тная? Не́бо, я́ко возсия́ла еси́ Со́лнце Пра́вды. Рай, я́ко про­зябла́ еси́ цвет нетле́ния. Де́ву, я́ко пре­была́ еси́ нетле́нна. Чи́стую Ма́терь, я́ко име́ла еси́ на святы́х Твои́х объя́тиях Сы́на, всех Бо́га. Того́ моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Стопы́ моя́ напра́ви по сло­веси́ Твоему́ и да не облада́ет мно́ю вся́кое беззако́ние. Изба́ви мя от кле­веты́ челове́ческия, и сохраню́ за́поведи Твоя́. Лице́ Твое́ про­свети́ на раба́ Твоего́ и нау́чи мя оправда́нием Твои́м.

Да испо́лнятся уста́ моя́ хвале́ния Твоего́, Го́споди, я́ко да воспою́ сла́ву Твою́, весь день великоле́пие Твое́.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас (чита­ется трижды).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Аминь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй (чита­ется трижды).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Аминь.

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Свя­щен­ник: Яко Твое есть цар­ство, и сила, и слава Отца и Сына и Свя­таго Духа ныне и присно и во веки веков.

Чтец: Ами́нь.

Чтец читает кондак (!).

Го́споди, поми́луй (чита­ется 40 раз).

И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.

Го́споди поми́луй (чита­ется трижды).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

И́менем Госпо́дним бла­го­слови́, о́тче.

Свя­щен­ник: Боже, ущедри ны и бла­го­слови ны, про­свети лице Твое на ны и поми­луй ны.

Чтец: Ами́нь.

Свя­щен­ник: Христе, Свете Истин­ный, про­све­щаяй и освя­щаяй вся­каго чело­века, гря­ду­щаго в мир, да зна­ме­на­ется на нас свет лица Твоего, да в нем узрим Свет Непри­ступ­ный: и исправи стопы наша к дела­нию запо­ве­дей Твоих, молит­вами Пре­чи­стыя Твоея Матере, и всех Твоих святых, аминь.

Хор: Взбран­ной Вое­воде побе­ди­тель­ная, яко избав­ль­шеся от злых, бла­го­дар­ствен­ная вос­пи­суем Ти раби Твои, Бого­ро­дице, но яко имущая дер­жаву непо­бе­ди­мую, от всяких нас бед сво­боди, да зовем Ти; радуйся, Неве­сто Нене­вест­ная.

Свя­щен­ник: Слава Тебе, Христе Боже, упо­ва­ние наше, слава Тебе.

Хор: Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Аминь.

Гос­поди поми­луй (поется трижды). Бла­го­слови.

Час третий

Свя­щен­ник: Бла­го­сло­вен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас (чита­ется трижды).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй (чита­ется трижды).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Свя­щен­ник: Яко Твое есть цар­ство, и сила, и слава Отца и Сына и Свя­таго Духа ныне и присно и во веки веков.

Чтец: Ами́нь.

Го́споди, поми́луй (чита­ется 12 раз).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Услы́ши, Го́споди, пра́вду мою́, вонми́ моле́нию моему́, внуши́ моли́тву мою́ не во устна́х льсти́вых. От лица́ Твоего́ судьба́ моя́ изы́дет, óчи мои́ да ви́дита правоты́. Искуси́л eси́ се́рдце мое́, посети́л eси́ но́щию, искуси́л мя eси́, и не обре́теся во мне непра́вда. Я́ко да не возглаго́лют уста́ моя́ дел челове́ческих, за сло­веса́ усте́н Твои́х аз сохрани́х пути́ же́стоки. Соверши́ стопы́ моя́ во стезя́х Твои́х, да не подви́жутся стопы́ моя́. Аз воззва́х, я́ко услы́шал мя eси́, Бо́же, при­к­лони́ у́хо Твое́ мне и услы́ши глаго́лы моя́. Удиви́ ми́лости Твоя́, спаса́яй упова́ющыя на Тя от проти́вящихся десни́це Твое́й. Сохрани́ мя, Го́споди, я́ко зе́ницу óка, в кро́ве крилу́ Твоéю покры́еши мя. От лица́ нечести́вых остра́стших мя, врази́ мои́ ду́шу мою́ одержа́ша. Тук свой затвори́ша, уста́ их глаго́лаша горды́ню. Изгоня́щии мя ны́не обыдо́ша мя, óчи свои́ возложи́ша уклони́ти на зе́млю. Объя́ша мя я́ко лев гото́в на лов и я́ко ски́мен обита́яй в та́йных. Вос­кресни́, Го́споди, пред­вари́ я́ и запни́ им, изба́ви ду́шу мою́ от нечести́ваго, oру́жие Твое́ от враг руки́ Твоея́. Го́споди, от ма́лых от земли́, раз­дели́ я́ в животе́ их, и сокрове́нных Твои́х испо́лнися чре́во их, насы́тишася сыно́в, и оста́виша оста́нки младе́нцeм свои́м. Аз же пра́вдою явлю́ся лицу́ Твоему́, насы́щуся, внегда́ яви́ти ми ся сла́ве Твое́й.

К Тебе́, Го́споди, воздвиго́х ду́шу мою́, Бо́же мой, на Тя упова́х, да не постыжу́ся во век, ниже́ да посмею́т ми ся врази́ мои́, и́бо вси терпя́щии Тя не постыдя́тся. Да постыдя́тся беззако́ннующии вотще́. Пути́ Твоя́, Го́споди, скажи́ ми, и стезя́м Твои́м научи́ мя. Наста́ви мя на и́стину Твою́, и научи́ мя, я́ко Ты еси́ Бог Спас мой, и Тебе́ терпе́х весь день. Помяни́ щедро́ты Твоя́, Го́споди, и ми́лости Твоя́, я́ко от ве́ка суть. Грех ю́ности моея́, и неве́дения моего́ не помяни́, по ми́лости Твое́й помяни́ мя Ты, ра́ди бла́гости Твоея́, Го́споди. Благ и прав Госпо́дь, сего́ ра́ди законоположи́т согреша́ющым на пути́. Наста́вит кро́ткия на суд, научи́т кро́ткия путе́м Свои́м. Вси путие́ Госпо́дни ми́лость и и́стина, взыска́ющым заве́та Его́, и свиде́ния Его́. Ра́ди и́мене Твоего́, Го́споди, и очи́сти грех мой, мног бо есть. Кто есть челове́к боя́йся Го́спода? Законоположи́т eму́ на пути́, eго́же изво́ли. Душа́ eго́ во благи́х водвори́тся, и се́мя eго́ насле́дит зе́млю. Держа́ва Госпо́дь боя́щихся Его́, и заве́т Его́ яви́т им. О́чи мои́ вы́ну ко Го́споду, я́ко Той исто́ргнет от се́ти но́зе мои́. При́зри на мя и поми́луй мя, я́ко единоро́д и нищ есмь аз. Ско́рби се́рдца моего́ умно́жишася, от нужд мои́х изведи́ мя. Виждь смире́ние мое́, и труд мой, и оста́ви вся грехи́ моя́. Виждь враги́ моя́, я́ко умно́жишася, и ненавиде́нием непра́ведным возненави́деша мя. Сохрани́ ду́шу мою́, и изба́ви мя, да не постыжу́ся, я́ко упова́х на Тя. Незло́бивии и пра́вии прилепля́хуся мне, я́ко потерпе́х Тя, Го́споди. Изба́ви, Бо́же, Изра́иля от всех скорбе́й eго́.

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же (чита­ется трижды).

Го́споди, поми́луй (чита­ется трижды).

Если в бого­слу­жеб­ных ука­за­ниях пред­пи­сан один тро­парь, чтец читает:

Если в бого­слу­жеб­ных ука­за­ниях пред­пи­саны два тро­паря, чтец читает:

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богоро́дице, Ты еси́ лоза́ и́стинная, возрасти́вшая нам Плод живота́, Тебе́ мо́лимся: моли́ся, Влады́чице, со святы́ми апо́столы поми́ловати ду́ши на́ша.

Госпо́дь Бог благослове́н, благослове́н Госпо́дь день дне, поспеши́т нам Бог спасе́ний на́ших, Бог наш, Бог спаса́ти.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас (чита­ется трижды).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй (чита­ется трижды).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Свя­щен­ник: Яко Твое есть цар­ство, и сила, и слава Отца и Сына и Свя­таго Духа ныне и присно и во веки веков.

Чтец: Ами́нь.

Чтец читает кондак (!).

Го́споди, поми́луй (чита­ется 40 раз).

И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.

Го́споди, поми́луй (чита­ется трижды).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

И́менем Госпо́дним бла­го­слови́, о́тче.

Свя­щен­ник: Молит­вами святых отец наших, Гос­поди, Иисусе Христе, Боже наш, поми­луй нас.

Чтец: Ами́нь.

Влады́ко Бо́же О́тче Вседержи́телю, Го́споди Сы́не Единоро́дный Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше, Еди́но Боже́ство, Еди́на Си́ла, поми́луй мя, гре́шнаго, и и́миже ве́си судьба́ми, спаси́ мя, недосто́йнаго раба́ Твоего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.

Час шестой

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя, и в си́ле Твое́й суди́ ми. Бо́же, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ глаго́лы уст мои́х. Я́ко чу́ждии воста́ша на мя и кре́пцыи взыска́ша ду́шу мою́, и не предложи́ша Бо́га пред собо́ю. Се бо Бог помога́ет ми, и Госпо́дь Засту́пник души́ мое́й. Отврати́т зла́я враго́м мои́м, и́стиною Твое́ю потреби́ их. Во́лею пожру́ Тебе́, испове́мся и́мени Твоему́, Го́споди, я́ко бла́го, я́ко от вся́кия печа́ли изба́вил мя еси́, и на враги́ моя́ воззре́ о́ко мое́.

Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от сло­весе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́, на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́ и изба́влю и́, покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне и услы́шу eго́, с ним есмь в ско́рби, изму́ eго́ и просла́влю eго́, долгото́ю дний испо́лню eго́ и явлю́ eму́ спасе́ние Мое́.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же (чита­ется трижды).

Го́споди, поми́луй (чита­ется трижды).

Если в бого­слу­жеб­ных ука­за­ниях пред­пи­сан один тро­парь, чтец читает:

Если в бого­слу­жеб­ных ука­за­ниях пред­пи­саны два тро­паря, чтец читает:

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Я́ко не и́мамы дерзнове́ния за премно́гия грехи́ на́ша, Ты и́же от Тебе́ Ро́ждшагося моли́, Богоро́дице Де́во, мно́го бо мо́жет моле́ние Ма́тернее ко благосе́рдию Влады́ки. Не пре́зри гре́шных мольбы́, Всечи́стая, я́ко ми́лостив есть и спасти́ моги́й, И́же и страда́ти о нас изво́ливый.

Ско́ро да предваря́т ны щедро́ты Твоя́, Го́споди, я́ко обнища́хом зело́; помози́ нам, Бо́же, Спа́се наш, сла́вы ра́ди И́мене Твоего́, Го́споди, изба́ви нас и очи́сти грехи́ на́ша, И́мене ра́ди Твоего́.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас (чита­ется трижды).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй (чита­ется трижды).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Свя­щен­ник: Яко Твое есть цар­ство, и сила, и слава Отца и Сына и Свя­таго Духа ныне и присно и во веки веков.

Чтец: Ами́нь.

Чтец читает кондак (!).

Го́споди, поми́луй (чита­ется 40 раз).

И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.

Го́споди, поми́луй (чита­ется трижды).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

И́менем Госпо́дним бла­го­слови́, о́тче.

Свя­щен­ник: Молит­вами святых отец наших, Гос­поди, Иисусе Христе, Боже наш, поми­луй нас.

Чтец: Ами́нь.

Бо́же и Го́споди сил и всея́ тва́ри Соде́телю, И́же за милосе́рдие безприкла́дныя ми́лости Твоея́ Единоро́днаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, низпосла́вый на спасе́ние ро́да на́шего, и честны́м Его́ Кресто́м рукописа́ние грех на́ших растерза́вый, и победи́вый тем нача́ла и вла́сти тьмы. Сам, Влады́ко Человеколю́бче, приими́ и нас, гре́шных, благода́рственныя сия́ и моле́бныя моли́твы и изба́ви нас от вся́каго всегуби́тельнаго и мра́чнаго прегреше́ния и всех озло́бити нас и́щущих ви́димых и неви́димых враг. При­гвозди́ стра́ху Твоему́ пло́ти на́ша и не уклони́ серде́ц на́ших в сло­веса́ или́ помышле́ния лука́вствия, но любо́вию Твое́ю уязви́ ду́ши на́ша, да, к Тебе́ всегда́ взира́юще и е́же от Тебе́ све́том наставля́еми, Тебе́, непристу́пнаго и присносу́щнаго зря́ще Све́та, непреста́нное Тебе́ испове́дание и благодаре́ние возсыла́ем, Безнача́льному Отцу́ со Единоро́дным Твои́м Сы́ном и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *