чревоугодие по своей сути что это
Как выйти победителем в борьбе с грехом чревоугодия
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Культ потребления неразрывно связан с едой. Огромное количество рекламы в СМИ призывает разнообразить ежедневный рацион деликатесами из супермаркетов и новинками вредного фастфуда.
Что это за грех
Значение слова
В переводе с греческого определение «чревоугодие» значит бешенство живота – чрева. Что значит — неумеренная, неистовая жадная похоть, доводящая в буквальном смысле до исступления и превращающая человека в животное, которое ест, но не может насытиться.
Расплата прискорбна: чувство неудовлетворения нарастает как снежный ком, превращая раба желудка в несчастного потребителя еды и напитков (в том числе и алкоголя, что ведет к пьянству).
Обжорство, переедание и прочие синонимы
В современном обществе, сделавшем целью своего существования удовлетворение царствующей идеи потребления, придумали самые разные обозначения для чревоугодия, лишь бы не клеймить его как греховную страсть.
Полезные материалы
Бороться с ним пытаются медики и психологи, советы которых ненадолго помогают утихомирить лишь симптомы, в то время как корень всех бед продолжает жить в глубине испорченного человеческого существа и с течением времени пускает новые ростки всевозможных пороков.
Однако даже анализ различных синонимов, видов чревоугодия, которые придумал мир, чтобы прикрыть свой постыдный грех, позволяет выделить некоторую закономерность в развитии данной тлетворной пагубы, вот ее признаки:
Как избавиться от страсти к еде
Иероним Босх. Семь смертных грехов и четыре последние вещи. 1475—1480
Доска, масло. 120 × 150 см
Прадо, Мадрид
Практика погашения разжигающегося внутри подвижника огня пресыщения благотворно сказывается на его общем духовном состоянии, помогая достойно совершать свое путешествие в Царствие Небесное сквозь многочисленные опасности.
В «Обозрении духовной брани» прп. Иоанн Кассиан Римлянин (V в.) подчеркивает:
Конкретным шагам в сражении с демоном, или бесом чревоугодия посвятил одно из своих поучений (Слово 14) Иоанн Лествичник (VII в.). Преподобный напоминает о порочной связи этой начальной страсти с последующими, подавая способы побороть ее.
Как бороться и чем победить
Заниматься практикой уменьшения ежедневного рациона: «Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева — виновник чистоты».
Святоотеческая стратегия брани с грехами в христианстве заключается в культивировании противоположных им добродетелей.
Список 7 смертных пороков в православии
Понятие «смертные грехи» обозначает страстные зависимости, непременно приводящие к разрыву спасительного единства с Творцом и, как следствие, ведущие в погибель.
Впервые семичастная классификация была озвучена свт. Григорием Нисским (VI в.). Он обозначил 7 особых разделов, расположив их в следующей градации:
Естественным для падшего состояния является ублажение плоти, но противоестественно нахождение в животном рабстве первоначальному замыслу Всевышнего. Поэтому и предупреждает Своих верных Иисус:
Высокий призыв Божественных заповедей доступен каждому, кто страждет избавления от постыдных пороков, руководствуясь спасительными советами древних подвижников.
Чревоугодие
Чревоуго́дие – пристрастность к еде, проявляющееся либо в обильном потреблении пищи (объядениях), либо в чрезмерной избирательности по отношению к пище, чрезмерном услаждении её вкусом (гурманстве). Cтрасть «чревоугодие» выделяется в числе восьми особых греховных страстей.
Чревоугодие – нарушение второй заповеди, один из видов идолопоклонства. Так как чревоугодники возвышают чувственное удовольствие, то, по слову апостола Павла «их бог – чрево» ( Флп.3:19 ), т.е. чрево – их кумир, идол.
Формы проявления чревоугодия:
Возможные последствия чревоугодия:
Последствия чревоугодия могут сказываться как на духовном, так и на физическом здоровье человека.
В духовном отношении страсть чревоугодия опасна тем, что служит причиной формирования ряда прочих греховных страстей, таких, например, как уныние, блуд.
Одна из разновидностей чревоугодия, пьянство, может способствовать совершению самых разнообразных преступлений против Бога и ближнего (лжи, сквернословия, святотатства, богохульства, раздоров, вражды, воровства, насилия, грабежей, разбоев, убийств).
Будучи не уврачеванной, страсть чревоугодия низводит верующего до уровня идолопоклонника ( Флп.3:19 ). Алгоритм такого падения хорошо раскрыт Моисеем на примере Израиля: «И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» ( Втор.32:15 ).
В отношении физического здоровья чревоугодие может приводить к серьёзным функциональным расстройствам телесных органов и систем; к тяжелым заболеваниям.
В Священном Писании чревоугодие обозначено как один из наиболее вредоносных плотских грехов.
Так, Книга Исхода отмечает, что привязанность сынов Израиля к вкусной и сытной пище до того затмевала их разум, что однажды, утратив возможность есть досыта, они не только дерзнули на ропот, но и принялись воздыхать о хотя и рабской, безбожной, но зато вполне сытой жизни в Египте ( Числ.11:4-6 ). Впоследствии пророк Иезекииль поставил чревоугодие в один ряд с гордостью и праздностью ( Иез.16:49 ). Иисус, сын Сирахов, счёл нужным отметить, что от злоупотребления яствами бывает бессонница, рези в животе и даже холера ( Сир.31:23 ). Наконец, Спаситель прямо заповедовал апостолам воздерживаться от объедения и пьянства ( Лк.21:34 ).
Добродетели, противоположные чревоугодию:
Методы борьбы с чревоугодием могут включать как духовные, аскетические, так и психологические средства.
Поскольку всякий грех может быть преодолен не иначе как с помощью Божьей, постольку понятно, что на первом месте должна стоять молитва и покаяние. Кроме того, важную роль здесь играет мобилизация воли, смирение, богоугодный труд, самодисциплина.
В качестве частных приёмов уместно обозначить следующие: стараться, насколько возможно, придерживаться правильного рациона питания (употреблять более или менее простую пищу); покидать трапезу прежде полного насыщения; составить режим питания и стремиться его исполнять; избегать лишних застолий; соблюдать установленные Церковью посты; воздерживаться от алкоголя.
“Знай, что часто бес приседит желудку, и не даёт человеку насытится, хотя бы он пожрал все снеди Египта, и выпил всю воду в Ниле”.
прп. Иоанн Лествичник
Что значит чревоугодие в православии? Почему чревоугодие — смертный грех?
Что значит слово «чревоугодие»? Оно состоит из двух частей. Первая из них – «чрево». Это устаревшее книжное слово, которое обозначает то же самое, что и живот. А также его употребляют в переносном значении, в высокопарной речи, имея в виду внутреннюю часть чего-либо.
Вторая часть – «угодие» – это также устаревшее слово, которое употреблялось в просторечии и в данном случае обозначало выгодную, положительную сторону чего-нибудь, то, что способно приносить пользу. Что это – чревоугодие, какой это грех в православии и как ему противостоять? Данной теме посвящен предлагаемый обзор.
Понятие греха
Что значит грех чревоугодия? Чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим сначала само понятие греха. Под ним чаще всего понимают помышление или действие, ассоциирующееся с отклонением от норм праведной жизни. Оно может быть и прямым, и косвенным. А также это нарушение религиозных заповедей, то есть наставлений и предписаний, данных Богом.
Реже о грехе говорят, когда нарушаются доминантные морально-этические правила, нормы и традиции, установившиеся в обществе. Противоположностью ему является добродетель, а в другом понимании – вера. При этом в православии выделяется восемь смертных грехов, за которыми следует потеря спасения души при отсутствии покаяния.
Одним из таких и является чревоугодие. Что значит оно в христианстве? Ответ на этот вопрос начнем с формулировки этого понятия.
Определение и виды
По своей сути чревоугодие – обжорство, сильное пристрастие человека, испытываемое к им обильной, вкусной, вредной еде. А также несоблюдение постов. Эта страсть – главная из восьми основных грехов. Еще ее называют «коренной». При этом имеется в виду не только прием пищи как таковой. Речь идет:
Нарушение второй заповеди
Поскольку чревоугодники превышают значение чувственных удовольствий, то, согласно мысли, изложенной апостолом Павлом в Послании к Филиппийцам, их богом является чрево. То есть они возводят его до уровня идола, кумира.
Таким образом, чревоугодие является своего рода идолопоклонством, и тем самым нарушается вторая заповедь Божья, призывающая не сотворить себе кумира. Противоположностью рассматриваемого греха является воздержание.
Изучая вопрос о том, что значит чревоугодие, рассмотрим подробнее его формы.
Разновидности
Среди них выделяются такие, как:
Рассуждая про чревоугодие, необходимо будет сказать о его вредных последствиях.
Возможный вред
Последствия описываемого греха могут отразиться и на физическом, и на духовном здоровье человека. Он является смертным, так как может явится причиной появления других страстей, например таких, как блуд и уныние.
Такая его разновидность, как пьянство, может потворствовать совершению различных преступлений, направленных против Бога, а также ближнего своего. Речь идет:
Не будучи успокоенной, страсть чревоугодия может низвести человека до ступени идолопоклонства, как об этом говорил апостол Павел. Пример подобного падения раскрывается Моисеем в Книге Второзаконие на примере Израиля. В ней говорится о том, что последний разжирел, отолстел, утучнел, он стал упрямым и забыл Бога, который создал его, презрев тем самым твердыню своего спасения.
Что касается физической составляющей, то здесь чревоугодие может привести к заметным расстройствам систем и органов, важных функций организма, к тяжелым болезням. Таким образом, в Священном Писании это один из самых вредоносных грехов, относящихся к плотским.
Библия о необходимости воздержания
В Книге Исход отмечается, что привязанность к сытной и вкусной пище сынов израильских сильно затмила их разум. Когда они однажды утратили возможность есть досыта, они не то что дерзнули возроптать, но и начали вздыхать о безбожной, рабской жизни в Египте, которая была сытой.
В Книге пророка Иезекииля чревоугодие ставится в один ряд с праздностью и гордостью. Иисус, сын Сирахов, отмечает, что от злоупотреблений яствами случаются рези в животе, бессонница и холера. В Евангелии от Луки Иисус Христос прямо указывает апостолам на необходимость воздержания от объедения и пьянства.
Как бороться с чревоугодием?
По этому поводу отцы церкви дают следующие советы. Они предлагают применять и духовные, и аскетические, и психологические средства. Так как любой грех преодолевается с помощью Бога, на первое место здесь выходят покаяние и молитва. Помимо этого необходимо постараться мобилизовать волю и смирение, а также самодисциплину и труд, угодный Богу.
Среди частных приемов можно выделить такие, как:
Рассматривая, что значит чревоугодие, следует сказать и о таком методе борьбы с ним, как пост.
Воздействие иного мира
Считается, что пост способствует усилению влияния высших сил на человека. Он расшатывает его физическое благополучие, и человек становится более доступным воздействию иного мира, происходит его духовное наполнение. Целью поста не является гастрономическая составляющая. Она только средство, ведущее к правильной духовной жизни, в основе которой лежит молитва и таинства покаяния и причащения. Без молитвы пост превращается в простое соблюдение диеты.
Под ним нужно понимать не одно лишь воздержание в пище, а комплекс всех подвижнических средств, применяемых в сопротивлении страстям. Первая его ступень – это не употреблять определенный состав пищи, отказаться от ее обилия, не есть сладостей. Дальнейшие ступени имеют отношение к внутренним задачам, состоящим в воздержании от какой-либо скверны вообще.
Эта истина вытекает из подвижнического опыта. Поэтому одно без другого не может существовать. Нельзя ограничиваться только тем, что прекратить злиться, никого не обижать, никому не завидовать. При этом необходимо также не есть скоромного.
Перед великими праздниками церковью установлены четыре многодневных поста. Они помогают человеку, подготавливая его к обновлению в духовном плане, подобно тому, как сама природа обновляется четыре раза в год. Этот обычай зародился у древних христиан и способствует тому, чтобы можно было почувствовать величие праздника. Перед ним отступают даже естественные потребности человека в еде.
Заканчивая рассмотрение того, что значит чревоугодие, необходимо сказать о соблюдении разумности в борьбе с ним.
Не перегибать палку
Борясь с чревоугодием, нужно помнить о том, что, как и в любом деле, здесь важно соблюдать разумные пределы. Нельзя морить себя голодом и доводить до обморока. Особенно это касается детей, больных людей и беременных женщин. Нужно учитывать, что, как и любая страсть, чревоугодие имеет в своей основе естественные человеческие потребности.
Человек по природе своей нуждается в питье и пище. Употребляя их, мы не только поставляем питательные вещества в организм, но и благодарим за это Творца. При этом застолье – это еще и возможность общения с друзьями и близкими, оно объединят людей. Поэтому, борясь с описываемым грехом, не нужно перегибать палку.
Демон чревоугодия
Такое понятие существует в мифологии. Это Бегемот, рассматриваемый в качестве отрицательно окрашенного духовного существа, возбуждающего плотские желания. Особенно это касается чревоугодия. В работах различных авторов это существо имеет разные интерпретации. Приведем некоторые примеры:
Слово «бегемот» произошло от «бехема», что на иврите во множественном числе обозначает «животное». Первоначально оно упоминалось в Библии, где описывало животное, о котором Бог поведал праведнику Иову. В Книге Иова Бегемот не имел отрицательной окраски и не являлся духовным мифическим существом. В Библии, переведенной на церковнославянский, указанное слово используется в значении «зверь».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Чревоугодие: бешенство, рождающее другие страсти
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Когда говорят, что во многом сам уклад современной жизни, современного потребительского общества противоречит важным христианским установкам, то в подтверждение этой радикальной казалось бы мысли достаточно привести окружающее нас кулинарное изобилие. Я имею в виду множество продуктовых магазинов и супермаркетов, которые на каждом шагу попадаются в современном мегаполисе, изобилие кулинарных изданий и шоу по телевидению. Кулинарные журналы и шоу учат вкусно готовить что-нибудь эдакое, а магазины стараются предложить максимальное изобилие еды. Маркетологи напряженно думают над тем, как заставить нас покупать все новые выбрасываемые на рынок продукты, и происходит все более возрастающий круговорот денег и товаров в обществе. И, казалось бы, все довольны. Но правильно ли это – с христианской точки зрения?
Наверняка многим мои слова покажутся каким-то малопонятным ворчанием на пустом месте, своего рода брюзжанием смутного сознания. Действительно, что же плохого в том, чтобы вкусно поесть? Однако одно дело отметить какое-нибудь радостное событие в жизни праздничным застольем, а другое дело – когда без вкусной еды ты уже не можешь жить ни дня. Это уже настоящая зависимость, и на языке христианской аскетики она называется страстью чревоугодия.
«Тот никогда не может подавить возбуждений похоти, когда она загорится, кто не силен бывает обуздать позывов чревоугодия. Чистота внутреннего человека распознается по совершенству сей добродетели. Ибо никак не поверишь, чтобы мог поспорить в борьбе с сильнейшими соперниками тот, кого видишь преодолеваемым слабейшими в легкой схватке.
Итак, первою нам надо попрать похоть чревоугодия. Таким образом, подавление плотских вожделений оказывается неким солиднейшим основанием всех браней. Не победив своей плоти, никто не может законно сражаться; а кто не законно сражается, не венчается».
(Иоанн Кассиан Римлянин. «Обозрение духовной брани»)
Таким образом, в христианской аскетике среди восьми главнейших страстей (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость) именно победа над чревоугодием считается тем начальным этапом, без которого вообще бессмысленно говорить о какой-либо дальнейшей борьбе со страстями. Пусть страсть к еде и более слабое вожделение по сравнению с гневом или тем более гордостью. Но как можно надеяться на победу над более сильным соперником, если не можешь одолеть даже слабейшего? Ведь «кто не законно сражается, тот не венчается».
С другой стороны, тут, конечно, масса нюансов. Как говорит тот же Кассиан Римлянин, тут не может быть поставлено одинаковое для всех правило. «Не у всех тел одинакова крепость, добродетель же сия соблюдается не одной силой души, но должна соизмеряться и силой тела». Поэтому «мера воздержания должна быть определена судом совести каждого».
Святые отцы были на самом деле очень проницательные психологи, они хорошо разбирались в самых тонких движениях души. Любопытна их классификация видов чревоугодия, которое они подразделяли на три основные разновидности. Во-первых, это неспособность придерживаться определенного режима приема пищи и прием еды раньше определенного срока. Во-вторых, это чрезмерное насыщение и переполнение живота, прием пищи в количествах, превышающих то, которого требует нормальное самочувствие. И, в третьих, это страсть к изысканным и приятным яствам, к чрезмерному разнообразию и изысканности еды. Поэтому вступивший в борьбу с чревоугодием должен, «во-первых, ожидать уставного времени разрешения на пищу; потом, не поблажать пресыщению; в-третьих, довольствоваться простой какой-нибудь и дешевой пищей».
Кроме того, святые отцы считали, что чревоугодие в каком-то смысле порождает все остальные страсти. То есть, пресыщение чрева порождает блудные мысли, а блуд занятие в общем-то затратное, и в душе зарождается сребролюбие. А когда блуд и деньги не приносят истинного счастья, в душе начинают бушевать печаль и гнев.
Интересно, что древнегреческое слово «чревоугодие» – ἡ γαστρομαργία – по-русски дословно означает жадность, похоть, ярость или даже бешенство живота, чрева. То есть, получается, что в каком-то смысле чревоугодие – это бешенство живота, которое рождает другие страсти. И укротить его – и значит положить самый первый, начальный кирпич в дело собственного спасения.
Чревоугодие — смертный грех?
Чревоугодие в православии
Чревоугодие — это чрезмерное пристрастие к угождению плоти, которое становится для человека выше и важнее Бога. Именно грех чревоугодия в православной традиции относится к «смертным» грехам. Это не значит, что Господь карает за них смертью. Человек сам ставит себя на край гибели, когда не пытается побороть пагубные пристрастия. Часто православные люди с особым и даже излишним рвением берутся за борьбу со смертными грехами, в число которых входит чревоугодие. Это приводит к тому, что беременная женщина во время поста может придерживаться таких суровых ограничений, что это наносит вред ее будущему ребенку. А кто-то возьмет на себя непосильный подвиг аскетизма в еде, который приведет к обострению хронических заболеваний. Но Бог не ждет от нас членовредительства или полного отказа от пищи, иначе Он не создал бы наши тела с потребностью в еде.
Чем же отличается чревоугодие от обычного принятия пищи? Где та грань, которая отделит грех от удовлетворения естественных потребностей организма?
Проявления чревоугодия: чем отличается от обычного принятия пищи
К чревоугодию относятся те случаи, когда человек пытается получить от еды особенное наслаждение и поиск этого удовольствия становится выше отношений с Богом. Например, человек, не имеющий никаких проблем со здоровьем берет на себя подвиг поста. Но никак не может удержаться от желания съесть не постную пищу и каждый вечер объедается. К чревоугодию относятся также грехи курения и винопития.
«Неужели нельзя пить вино? Многие Библейские персонажи пьют вино и сам Иисус превратил воду в вино на свадьбе, а наоборот?», — спросит нас читатель. Можно. Умеренное винопитие не является грехом чревоугодия. Но ключевым словом здесь будет «умеренное». Чрезмерное потребление спиртного может перейти в опасное заболевание, зависимость — алкоголизм.
Таким образом, Господь оберегает нас. Определенные ограничения ставятся для нашего же блага. Грех чревоугодия стал грехом не потому что Господь хочет запретить нам есть сладкое. Небесный Отец знает нас лучше нас самих и чрезмерное увлечение сахаром, например, может спровоцировать развитие телесных недугов.
Возможные последствия чревоугодия для души и тела
Даже светские врачи однозначно выступают против чревоугодия. Конечно, слова «чревоугодие» вы, скорее всего, не услышите в больнице. Но диетологи предупреждают, что склонность к обильному употреблению жирной, острой и сладкой пищи ведет к развитию:
И это лишь неполный список того, что может ждать человека, который переедает или курит, злоупотребляет спиртными напитками. Грех чревоугодия «смертный» в прямом смысле этого слова.
Если говорить о душе человека, то все, что становится между Богом и человеком не принесет никакой пользы душе. Объедаясь человек сам мучается от чувства вины, страсть к пьянству разрушает семью, дружбу, а потом и личность человека, «убивая» его душу.
Как избавиться от греха чревоугодия
Борьба человека с грехами — трудный вопрос, и тут нет универсальных советов. Всегда можно обратиться к своему духовнику, почитать о том, что святые говорят о чревоугодии. Иногда требуется помощь специалиста: врача-диетолога, психиатра, который работает с зависимостью от алкоголя и курения. Грех может завладеть человеком настолько сильно, что самому ему уже не справиться. Но то, что не по силам человеку — по силам Богу, поэтому молитва, исповедь и Причастие, упование на милость Господа помогут бороться с грехом чревоугодия. Апостол Павел писал, что чревоугодие — грех, потому что еда становится Богом, которому поклоняется человек. Мы же знаем, что у нас один Бог — Господь наш Иисус Христос.
Читайте также — Зависть — русский грех
Совет от преподобного Амвросия:
«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.
Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».
Преподобный Лев говорил:
«Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи».
Вы прочитали материал о чревоугодии. Читайте также: