чревоугодие это что за грех в исламе
Чревоугодие это что за грех в исламе
Причины и последствия чревоугодия
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕВОУГОДИЯ
Человек часто тратит много сил, средств и времени на то, в чем он не испытывает необходимости. Одной из таких «роскошей» является чрезмерное употребление пищи. «Чрезмерным» в данном случае считается то, что превышает ту меру, которой достаточно для жизнедеятельности организма. Но если человека не побуждают к чревоугодию его физиологические потребности, значит, его подталкивают нужды психологического характера. Давайте ознакомимся с ними.
Причины, побуждающие чревоугодие
Каждый человек обладает определенным набором потребностей: физиологические, духовные, потребность в безопасности, принадлежности к группе, признании и эмоциональных связях. И уровень удовлетворенности разнится от человека к человеку. Одна из признанных причин переедания – в неудовлетворенных потребностях.
Если человеку чего-то не хватает, то он начинает злоупотреблять тем, что ему хватает. Например, человеку не хватает любви и признания, и, не найдя другого способа удовлетворить именно эту социальную потребность, он переключается на удовлетворение другой потребности – потребности в пище.
Однажды, на занятиях практической психологией наш тренер-психолог знакомил нас с нормами веса, а потом попросил взвеситься самим и посчитать, сколько килограмм нам «не достает» или сколько килограмм мы перевешиваем. Когда каждый взвесился и посчитал, она сказала, что это число – количество наших природных, естественных потребностей, которые неудовлетворенны. Далее пошла работа по их обнаружению и развитию, что, в конце концов, привело к нормализации веса участников.
Человек также может злоупотреблять пищей от скуки. Если человек не находит ничего интересного, занимательного ни в духовном, ни в интеллектуальном, ни в физическом или эмоциональном плане, то он бежит от скуки к такому «развлечению» как еда. В серой и бессмысленной жизни некоторых еда часто становится единственным светлым пятном для человека.
Еда также может стать средством от стресса. Стресс обычно проходит в три стадии, и вторая стадия называется стадией мобилизации организма. Это когда организм, испытавший давление, «снаряжается» для борьбы со стрессором. В общем, человек чувствует напряжение, готовность действовать. Но… Всю работу нервной системы вместо решения возникшей проблемы, с приложением духовных и физических сил, направляет на потребление и переработку ненужной пищи. Возможно, таким образом, он просто стремиться «отвлечься» от актуальной проблемы и «заесть» ее. К сожалению, это никак не решает возникших трудностей и вместо этого только добавляет новые…
Также поводом для чрезмерного потребления пищи может стать длительное воздержание от нее, будь то диета или пост. Что касается диет, то они не всегда полезны и эффективны. А что касается поста… Видимо, такая реакция на еду возникает у тех, для кого пост – это просто воздержание от пищи, без сопутствующего духовного роста. Еда не будет так много значить для того, кто думал во время поста о Боге, о жизни, о будущем, как для того, кто только и ждал времени разговения. Но, наверно, это уже тема для другой истории.
Последствия чревоугодия
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Сын Адама не наполнял сосуда хуже, чем желудок». Мудрость этих слов становится понятней, если учесть негативные последствия «наполнения желудка» в эмоциональной, духовной, умственной деятельности человека.
• Когда человек наполняет желудок пищей, он неосознанно отодвигает другие потребности «на задний план». Но беда в том, что игнорирование потребностей не означает избавление от них – они остаются актуальными и «активными». Человек будто обманывает себя. Ему нужно помолиться, но он обманывает себя тем, что он голоден и нужно сначала поесть. Он должен решить возникшую проблему, но ему «сначала нужно подкрепиться», ему нужно подготовиться к экзамену, но – «для начала чай с печеньками».
• Чревоугодие препятствует поклонению Всевышнему. Злоупотребление разрешенным (в данном случае пищей) является одной из преград между рабом и Всевышним. Это преграда, которая мешает человеку познать Аллаха, быть близким Ему. В книге «Исследование сокровенных тайн сердца» Аль-Газали приводит рассказ о Яхъе ибн Закарийи, мир ему. Рассказывается, что Яхъя, мир ему, увидел сатану, и на нем были крюки. Яхъя, мир ему, спросил: «Что это?» На что сатана ответил, что это желания, с помощью которых он ловит сынов Адама в сети грехов. Яхъя спросил: «Есть ли среди этого что-то и для меня?». Сатана ответил: «Нет, кроме единственного случая. Когда однажды ты наелся, и мы отяжелили тебя и не дали совершить молитву». С тех пор Яхъя никогда не наедался досыта.
• Лень. Забивая желудок пищей, человек «занимает» свое тело дополнительной работой, на выполнение которой (пищеварение, усвоение, переработка пищи) уходит определенное количество сил и энергии. Так, что уже на что-то другое их не хватает или вообще не остается. Человек становится ленивым и пассивным. Так, чревоугодие потупляет волю человека, мешает его сознательности и эффективной деятельности.
Нас всегда учили, что правильное питание – одна из основ хорошего здоровья. Но к этому нужно добавить, что правильное питание – это не только основа здорового тела, но еще и залог здоровья ментального и духовного.
Защищая свой желудок
Переедание подталкивают человека к совершению сомнительного
Мусульманин должен защитить свой желудок и установить строгие рамки для своего питания. Нужно беречь желудок от запретного и сомнительного, ограничивать себя в его избыточном наполнении даже теми продуктами, что являются разрешёнными.
Что касается потакания своим прихотям и чрезмерного наполнения желудка, которые являются неодобряемыми деяниями, – за этим кроется много вреда и бед. Среди них – ужесточение сердца, леность тела, его непослушание, отсутствие энергичности при поклонении, снижение способности к восприятию знаний и мудрости, уменьшение сострадания и милосердия по отношению к слабым, нуждающимся братьям и сёстрам.
Также существует опасность, что частое переедание и потакание своим прихотям в еде подталкивают человека к совершению сомнительного, а возможно, даже запрещённого.
Худжат аль-Ислам (имам аль-Газали), да пребудет с ним милость Всевышнего Аллаха, сказал: «Переедание того, что есть халяль, – источник зла, не говоря уже об употреблении харама».
Сказал тот, кто достоин поминания и восхваления: «Сын Адама не наполнял более зловредного сосуда, чем свой желудок. Ему достаточно маленьких кусочков, чтобы не умереть с голоду. Если же это невозможно, пусть наполняет он треть желудка пищей, треть – питьём и треть – оставит для воздуха» (приводят ат-Тирмизи, ан-Насаи, ибн Маджах, ссылаясь на аль-Микдада).
Также передают, что он (достойный поминаний и восхвалений) сказал: «Безнравственные из моего народа – это те, которые питаются с роскошью и чьи тела растут на ней, и те, которые устремились к разнообразию яств и одеяний, и те, которые стремятся быть красноречивыми» (приводят ат-Табарани в сборнике «Аль-Кабир» и аль-Байхаки в «Шуб аль-Иман», ссылаясь на Абу Умама).
И сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, чей желудок остаётся дольше всего наполненным в этой жизни, будет дольше всего голодным в следующей жизни» (приводит ат-Табарани в «Аль-Кабире», ссылаясь на Салмана). Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «А тот, кто ценит то, что входит в его желудок, будет оценён не выше того, что выходит из его желудка».
Верующий должен иметь такую черту: удерживать себя от желаний как средства довольства и наслаждения и отказываться от мирского. Когда он ест, он должен воздерживаться от полного наполнения своего желудка.
Нужно ограничить себя, довольствуясь тем из халяльного, что доступно, вместо того чтобы пускаться на поиски более вкусного или того, что по душе.
Если мусульманин нацелен на самую грубую и доступную пищу, то это лучше для его богобоязненности (таква): он меньше думает о себе, отдаляясь от собственных прихотей, и в своей добродетельности приближается к праведным предшественникам.
Самой обычной едой Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) была перловая каша: он сам замешивал ячмень, затем его готовили без просева (ситом стали пользоваться уже позднее). Он и его семья, да будет мир и благословение Аллаха с ними, питались лишь финиками и водой месяцами напролёт, и не зажигался в доме огонь ни для приготовления пищи, ни в других целях.
Верующий должен употреблять пищу, следуя этикету, который мы черпаем в Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), приступая к еде с именем Аллаха, заканчивая благодарностью.
Он должен есть с намерением питать свой организм для того, чтобы быть в состоянии совершать поклонение Всевышнему Аллаху, выполнять акты богослужения и следовать Сунне.
Имам Абдуллах ибн Алави аль-Хаддад
Из книги «Наса’их ад-Динийа Валь Васайа аль-Иманийа»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Чревоугодие это что за грех в исламе
Чревоугодие – смертный грех? (Источник фото: freepik.com).
Чревоугодие в христианстве считается смертным грехом наряду с гордыней, завистью и блудом. Примечательно, что у христиан греховным является не только безумное обжорство, но и обычное пресыщение и жажда определенной пищи ради своего удовольствия.
Страшно ли чревоугодие на самом деле, и что говорит об этом религия ислам?
Надо начать с того, что в еде основой является дозволенность, а любовь к различным лакомствам не является чем-либо греховным. Сообщается, что посланник Аллаха (с.а.с.) любил халву и мед (Ибн Маджа, ад-Дарими). В другом хадисе рассказывается, что Пророк (с.а.с.) называл гранат райским плодом, и что он ел его по одному зернышку. Он также говорил: «Ешьте и мякоть граната, потому что она очищает желудок» (Ахмад).
Если же говорить о пресыщении и обжорстве, то в исламе это является порицаемым: «Сын Адама не наполнял сосуда хуже, чем желудок». Эти слова показывают, что умеренность нужна также и в принятии пищи, а их мудрость становится очевидной, если изучить все негативные последствия пресыщения.
Есть более устрашающий хадис на эту тему: «Воистину, большинство людей, евших досыта в бренном мире, будут страдать от продолжительного голода в День суда!» (Ибн Маджа, аль-Байхаки и другие).
Сообщается, что сподвижник Абу Джухейфа (р.а.) рыгнул возле Пророка (с.а.с.), на что он сказал эти устрашающие слова. После этого случая сподвижник никогда не ел досыта. Если он ел обед, то в тот день отказывался от ужина, а от ужина отказывался, если ел обед.
Неужели мы будем голодать за то, что едим вдоволь в этом мире?
Ученые, комментируя данный хадис, говорят, что скорее здесь говорится о печальных последствиях переедания и пресыщения. Человек, который ест вдоволь, становится ленивым и беспечным к своему поклонению, в результате чего он теряет множество наград будущей жизни. Имам аль-Кади аль-Байдави (р.а.) писал: «Пророк в этом хадисе запретил чрезмерность в употреблении пищи, которая приводит к несварению и гниению пищи в желудке».
Имам ас-Сан’ани (р.а.) же так прокомментировал данный хадис: «Посланник Аллаха рассказал нам о печальном положении людей, евших досыта, ведь пресыщение заставляет человека много пить, а это в свою очередь приводит к сонливости, из-за которой человек перестает совершать благодеяния».
Другой смысл хадиса
Некоторые ученые рассказывали о другом смысле слов: «Воистину, большинство людей, евших досыта в бренном мире, будут страдать от продолжительного голода в День суда!» По их мнению, здесь говорится о разнице в положении между богатыми и бедными людьми в День суда.
В тот день, когда бедняки из-за легкости расчета войдут в Рай, богачи будут задержаны, ведь обилие благ требует более длительного расчета. Когда бедняки уже поселятся в Раю и станут вкушать прекрасные яства, богачи будут испытывать голод, давая отчет за свои деяния перед Господом.
В любом случае, переедание является порицаемым делом в исламе, ведь множество ученых-мухаддисов выделяли отдельные главы в своих сборниках для этой темы. В хадисе, приведенном в сборнике имама Муслима, Аиша (р.а.) рассказала: «Пророк вплоть до самой смерти не ел вдоволь ячменного хлеба в течение трех дней подряд».
В другом хадисе сказано: «С тех пор, как Пророк переселился в Медину, и до самой его смерти, членам его семьи никогда не приходилось есть пшеничного хлеба досыта в течение трех дней подряд».
Высказывания предшественников о чревоугодии
Очень важно знать, как ученые люди нашей уммы относились к голоду и чревоугодию, ведь они практиковали аяты Корана и хадисы, а образ их жизни максимально был приближен к жизни Пророка (с.а.с.).
Мухаммад ибн Васи’ говорил: «Кто мало ест, тот многое понимает и внятно объясняет».
Великий таби’ин и мудрец Хасан аль-Басри говорил: «Если ты хочешь меньше спать и быть здоровым, меньше кушай».
Ибрахим ибн Адхам изрек: «Кто заботится о своем желудке, тот заботится о своей религии».
Указывая на печальные последствия чревоугодия, Амр ибн Кайс говорил: «Остерегайтесь пресыщения, ведь из-за него ожесточаются сердца».
Имам аш-Шафи’и изрек: «Сытость делает тело тяжелым, притупляет сообразительность и приводит к сонливости». Он также говорил: «С 16 лет я ни разу не ел досыта, кроме одного случая».
Абу Сулейман ад-Дарани говорил: «Чревоугодие – ключ к мирскому, а голод – ключ к Вечной жизни».
Смотрите также:
Читайте также:
Можно ли кастрировать животных?
Можно ли кастрировать животных? Если можно то какие условия? Если нет то почему? (Малика, Самара)
Как правильно совершать саджда ас-сахв (земной поклон для исправления ошибок в намазе)?
Во время совершения намаза я иногда допускаю ошибки, к примеру, забываю – какой ракаат я читаю или читаю другую Суру, вместо Аль-Фатихи. Я знаю, что в таких случаях нужно совершать саджда-сахв (земной поклон исправления забывчивости в намазе) после намаза. Не могли бы вы подробно рассказать – как нужно совершать это саджда, и в каких случаях? (Аноним)
Исламская линия доверия: «Я женат, но люблю другую женщину. «
Мне 27 лет, 4 месяца назад я женился. Девушка хорошая, из хорошей семьи, но я не чувствую того счастья, той заботы. В общем, я не чувствую того, что ожидал от семейной жизни.
Каким знаком Всевышний отметил Мухаммада как последнего Пророка?
Аллах Всевышний избрал Мухаммада в качестве последнего посланника и пророка к мирам, сказав в Коране: «Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужчин, а является посланником Аллаха и последним из пророков» (аль-Ахзаб 33/40). Аллах Всевышний отметил эту бесподобную особенность своего посланника.
Известно о том, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) отдавал предпочтение соперничеству в силе и сноровке и всячески поощрял своих сподвижников в этом. В те времена было принято состязаться в верховой езде на скакунах и верблюдах. У Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) было несколько любимых скакунов и верховых верблюдов, причем, каждое животное имело свою кличку.
Первые 10 дней поста – милость, вторые 10 – прощение, а последние 10– это избавление от Ада
Вот и наступил месяц Рамадан. И сейчас мы находимся в самом его начале. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил.
Этот грех стирает все благие деяния
Если мусульманин совершит большой грех, не считая его дозволенным, то он не станет из-за этого вероотступником. Даже если он умрет, не успев покаяться в этом грехе, Аллах Всевышний может простить его по своей милости и щедрости, если пожелает, а если пожелает, то может подвергнуть его наказанию по своей справедливости
Почему из всех ангелов именно Азраиль забирает души людей?
Всевышний Аллах, решив создать Адама (мир ему) отправил ангела Джабраиля на землю, чтобы тот, принес землю, из которой должен был быть сотворен первый человек. Однако отправившийся ангел вернулся ни с чем. И когда Создатель спросил его, а где же земля, тот ответил:
©2021 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»
Желудок как источник счастья и несчастья человека
Одним из самых губительных деяний человека является чревоугодие. Живот является источником практически всех желаний человека, его болезней и страданий.
Удовлетворение потребности желудка возбуждает желание удовлетворить похоть, после просыпается жажда к славе и богатству, за удовлетворением одного желания следует желание удовлетворить другое, и это становится причиной многих глупостей. И всё это по причине небрежности к желудку и того, что проистекает из этой небрежности, потому Пророк ﷺ назвал живот худшим сосудом:
مَا مَلَأَ آدَمِيٌّ وِعَاءً شَرًّا مِنْ بَطْنٍ، بِحَسْبِ ابْنِ آدَمَ أُكُلَاتٌ يُقِمْنَ صُلْبَهُ، فَإِنْ كَانَ لَا مَحَالَةَ فَثُلُثٌ لِطَعَامِهِ، وَثُلُثٌ لِشَرَابِهِ، وَثُلُثٌ لِنَفَسِهِ
«Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем его собственное чрево. Сыну Адама достаточно нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет выпрямить свою спину [поддерживать свои силы], а если ему приходится есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть – для лёгкости дыхания». (Тирмизи, 2380; Ибн Маджах, 3349; Ан-Насаи, «Сунан аль-Кубра»)
К тому же переедание – одно из деяний лицемеров, и на это указывает другой хадис Пророка ﷺ :
المُؤْمِنُ يَأْكُلُ فِي مِعًى وَاحِدٍ، وَالكَافِرُ يَأْكُلُ فِي سَبْعَةِ أَمْعَاءٍ
«Верующий ест в один желудок, а неверующий – в семь». (Бухари, 5393; Муслим, 2060)
Эти слова Пророка подразумевают, что неверный ест в семь раз больше, чем верующий, или то, что аппетит лицемера в семь раз превышает аппетит верующего, а не то, что у него в буквальном смысле желудок в семь раз больше обычного.
А кто будет ограничивать себя в еде и голодать, следуя канонам шариата и словам праведников, тот защитит себя от вреда своего чрева и получит пользу, которую мы назовём по воле Аллаха. Итак, у голода десять видов пользы:
Сытость приводит к слабости разума, лишает человека ясности ума и перегружает сердце, отчего скорость мысли затормаживается. Ад-Дарани (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Голодайте, в этом заключается унижение эго, смягчение сердца, а это причина обретения небесных знаний».
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لِكُلِّ شَيْءٍ زَكَاةٌ، وَزَكَاةُ الْجَسَدِ الصَّوْمُ
«Для каждой вещи существует закят, а закятом тела является пост». (Ибн Маджах, 1745)
Аш-Шаляби сказал: «В какой бы день я ни голодал ради Аллаха, мне открывалась дверь к мудрости, которой я ранее не ведал».
2. наслаждение поминанием Аллаха;
Сколько славословий и восхвалений Аллаха сходит с языка человека, однако на сердце они не влияют, будто между ним и поминанием стоит преграда из-за чёрствости сердца. Абу Сулейман сказал: «Слаще всего для меня поклонение, когда моя спина соприкасается с животом».
Наслаждение общением с Аллахом при поклонении достигается путём размышления об истине. Полный желудок препятствует этому, а голод открывает дверь к познанию истин, которые переполняют сердце.
3. сломление и унижение собственного эго, избавление от высокомерия излишней радости и зла;
Ничто не ломает наше эго, как голод. Лишь голод заставляет его покориться Господу. Когда его лишают куска еды и долгожданного глотка воды, он перестаёт противиться из-за немощности и безысходности.
Пока человек не станет замечать свою униженность и немощность, он не увидит величие и могущество своего Творца. А спасение раба – в лицезрении себя низким и немощным, а Господа своего – великим и могущественным.
Живот и половые органы – это двери Ада, а сытость – пропуск в них. Унижение и сломление эго – это двери Рая, а голод – пропуск в них. Кто закрыл двери Ада, тот открыл двери Рая. Они подобны востоку и западу, чем ближе к одной стороне, тем дальше от другой.
4. позволяет помнить о людях, подвергающихся испытаниям и страданиям;
Сытый человек не вспоминает голодного и не помнит голода. Умный человек, видя бедствия другого, вспоминает страдания Судного дня. Так, испытывая жажду, он вспоминает о жажде творений в День великого стояния, а от голода вспоминает обитателей Огня, которые вынуждены есть плоды адского дерева заккум, по вкусу похожие на смесь из раскалённого гноя и крови.
Человеку следует разделять страдания других. Он должен либо видеть их, либо испытывать их на себе. И лучше всего разделить их путём голодания.
Напоминание о голодных и нуждающихся – одно из огромных достоинств голода, ведь оно пробуждает в человеке милосердие, стремление накормить бедняка и сострадание к сиротам и ко всем творениям Аллаха. А сытый не ведает боли, которую испытывает голодный.
5. отказ от грехов и полная власть над собственным эго;
Источник всех грехов – это внутренние желания и энергия, а поддерживает их, несомненно, еда. Следовательно, уменьшение её ослабляет всякую страсть и силы раба. Счастье раба в том, чтобы владеть своим эго, а не в том, чтобы оно владело им. Праведник Зу-н-Нун сказал: «Когда бы я ни ел досыта, я либо грешил, либо думал о грехе».
Голод является кладезем Аллаха, и наименьшее, от чего он сохраняет человека – это вред от языка и похоти. Голод не оставляет человеку сил на лишние разговоры и раздумья о грехе, напротив, он сторонится этого и тем самым оберегает себя от злословия и необдуманных действий.
6. короткий сон и постоянство в ночном поклонении;
Зачастую тот, кто много ест, и пьёт много, а большое количество воды вызывает сон. Единое мнение семидесяти праведников заключается в том, что долгий сон случается от потребления большого количества воды.
Общеизвестны достоинства ночного бодрствования, а во сне происходит его упущение. И когда бы ни возобладал над верующим сон, если он даже проснётся, он не найдёт сладости в поклонении.
7. лёгкость в поклонении;
Еда мешает учащению поклонения, так как на неё уходит много полезного времени: на покупку продуктов, приготовление пищи, частое посещение уборной. Большое количество еды усложняет постоянное пребывание в омовении, в мечети. А привычка голодать облегчает всё это и помимо этого облегчает соблюдение поста и многое другое, что приводит к довольству Аллаха.
Один из праведников в целях экономии времени на приготовление еды потреблял толокно в сухом виде, а когда его спросили об этом, он ответил, что во время пережёвывания и глотания еды можно 70 раз прочитать «Субхана-Ллаh», поэтому он не ел хлеб 40 лет.
8. здоровье тела и защита от болезней;
Чаще всего причиной болезни является злоупотребление едой, из-за чего в кишечнике и сосудах собираются излишки, которые становятся причиной многих болезней.
Затем эти болезни мешают поклонению, сосредоточению сердца, чтению зикра, размышлению, а порой делает жизнь человека невыносимой. Эти болезни принуждают человека к посещению врачей, трате средств и времени на лекарства. А привычка голодать защищает раба от всего этого.
9. экономия финансовых и материальных расходов;
Кто привык мало есть, тому достаточно и самой малости денег. А кто привык к сытости и чревоугодию, тот становится рабом своего живота, преследуемым и схваченным за шею каждый день. Привыкший довольствоваться малым свободен от долгов и лишних расходов на еду.
В общем, причина погибели людей – это сильное устремление к мирскому, причина их устремления к мирскому – половые органы, причина страсти половых органов – страсть живота, а в уменьшении рациона есть то, что закрывает все эти врата.
10. возможность тратить излишки на сирот и бедняков.
Человек, не скупящийся на милостыню, в Судный день будет под тенью своей милостыни. Ведь то, что он съест, исчезнет, а то, что расходовал, останется у Аллаха.
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что однажды, когда они зарезали овцу, Пророк ﷺ спросил:
مَا بَقِيَ مِنْهَا؟ قَالَتْ: مَا بَقِيَ مِنْهَا إِلَّا كَتِفُهَا قَالَ: بَقِيَ كُلُّهَا غَيْرَ كَتِفِهَا
«Что от неё осталось?» ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) ответила: «Ничего, кроме лопатки». Тогда он сказал: «Вся она осталась, кроме лопатки». (Тирмизи, 2470)
Человек ничем не владеет, кроме того, что расходовал на пути Аллаха, а то, что он съел или надел, исчезло и износилось.
Польза голода не ограничивается десятью вышеперечисленными достоинствами, в каждой пользе есть ещё много скрытых видов пользы, перечисление которых невозможно. Это огромный клад Ахирата. Один из праведников сказал: «Голод – это ключ к Ахирату и дверь к аскетизму, а сытость – ключ к мирскому и дверь к соблазну». (Имам Аль-Газали, «Ихья ‘улюм ад-дин»)
В завершение сказанного в целях предостережения, пробудившегося от голодания, дабы он не впал в крайность, мы скажем: лучше всего во всём соблюдать золотую середину, как на это указывает Аллах в Коране:
وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا
«Ешьте и пейте, но не излишествуйте [не переходите граней, которые установил Аллах] во всём этом». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Аʻраф: 31)
Последнее мешает поклонению в физическом плане, а чувство сильного голода также отвлекает мыслями о еде. Обе крайности порицаются шариатом. Когда Пророк ﷺ узнал, что кто-то решил поститься каждый день и выстаивать всю ночь в молитвах, он запретил это.
Будем благодарны за репост!
Чингиз Шихмагомедов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.