чпу что это в seo
Что такое красивые ЧПУ, или 9 правил, как сделать человекопонятные URL на сайте
Каждая страница любого сайта в интернете имеет свой адрес — URL или урл. Например, liderpoiska.ru/seo — урл страницы про SEO на нашем сайте, то есть адрес, по которому можно на эту страницу попасть.
Что такое ЧПУ
Выглядеть URL страницы может по-разному — это вопрос технической реализации и предварительной подготовки сайта к SEO. Часто адреса страниц в интернете выглядят некрасиво и непонятно: содержат в себе разные символы, цифры, буквы, могут быть длинными или даже супердлинными. Хорошим тоном делать на сайте ЧПУ (Человеко-Понятный Урл).
ЧПУ — это короткий и ёмкий адрес страницы, который сразу дает понимание как человеку, так и поисковому роботу о том, про что эта страница.
Значение ЧПУ для СЕО
В случае, если ЧПУ есть и сделаны корректно, то они дают ряд преимуществ сайту:
Примеры адресов страниц
Видно, что во втором случае, даже не зная адрес сайта, можно догадаться, что находится на странице, чего нельзя сказать про первый пример — это и есть разница между просто урлом и ЧПУ.
Примеры ЧПУ в выдаче
Виды ЧПУ
Сегодня существуют три основных вида ЧПУ:
Адрес, прописанный транслитом, будет понятен как посетителям сайта, так и поисковым системам. Поисковики в рунете предпочитают именно такой вариант. Поэтому мы рекомендуем использовать именно транслитерированную кириллицу.
Если ваша страница называется на русском языке «Холодильные камеры», то при транслите чпу будет выглядеть как «/holodilnie-kameri/» или «/xolodilnie-kamery/» — в зависимости от того, как в системе настроен транслит.
Тоже хороший вариант для написания адресов, так как многим интернет-пользователям понятны часто используемые английские слова. Употребление латиницы особенно актуально для сайтов, продвигаемых за границей (в англоговорящих странах).
Если ваша страница называется на русском языке «Современные кухни», то при латинице чпу будет выглядеть «/modern-kitchen/».
Сегодня многие сайты, например, Википедия, используют кириллические урлы. Насколько это удобно – вопрос спорный. С одной стороны, адрес становится максимально информативным и понятным для русского человека. С другой – при копировании и вставке такой URL автоматически перекодируется в Punycode, превращаясь в непонятный набор символов.
Если ваша страница называется на русском языке «Банкетные залы», то при кириллице чпу так и будет выглядеть «/Банкетные-залы/».
Пример ЧПУ с кириллицей
Правила составления ЧПУ
Основное правило для ЧПУ урла: адрес должно быть коротким и приближенным к самому значению страницы (фактически url = название страницы).
Вот свод правил, которые можно использовать при составлении ЧПУ на сайте (применить их можно как на этапе создания нового сайта, так и на уже давно существующих сайтах, если урлы на них не совсем «хорошие»):
В заключении
Придерживайтесь этих правил, и у вас будут красивые адреса страниц, понятные людям и привлекательные для поисковых систем. Правильно составленные адреса лучше, удобнее и эстетичнее, чем старые, громоздкие и непонятные URL-адреса. Обязательно используйте ЧПУ и удачи в продвижении!
Что такое ЧПУ в SEO-продвижении и зачем они нужны
Аббревиатура ЧПУ на слуху у многих специалистов, но не каждый понимает, как ее применять и почему это полезно.
В то же время, это одна из технологий, помогающих в SEO-продвижении сайта. А также, позволяющая сделать сайт удобнее и для пользователей.
В данной статье мы разберемся:
Что такое ЧПУ?
ЧПУ (человекопонятный урл, семантический URL) – это уникальный адрес сайта или его отдельной страницы, дающий пользователю описание их содержания.
Такие адреса не только понятны пользователю, но и хорошо индексируются поисковиками, что является большим плюсом для SEO-продвижения сайта.
Если у вас небольшая структура сайта и нет разделения на категории и подкатегории, давайте понятные и лаконичные названия вашим статьям. Например, по данной ссылке https://www.lazymarketer.pro/kross-marketing/ легко понять, что данная статья будет про кросс-маркетинг.
Виды ЧПУ
При создании сайта названия страниц обычно присваиваются автоматически. Генерируемые при этом ссылки сложно назвать простыми и понятными.
Иерархическая структура сайта также часто отражается в адресе страниц. Используя семантические URL можно сделать ее простой и понятной.
ЧПУ страница, отражающая иерахическую структуру сайта: категория SMM, раздел Instagram.
Существуют и используются три основных вида ЧПУ:
Выбор варианта создания ЧПУ – решение, которое полностью остается за владельцем сайта. Но мы рекомендуем остановиться на транслите или латинице, так как такие ссылки проще копировать для отправки или сохранения.
Как правильно использовать человекопонятные URL
ЧПУ – важный инструмент СЕО-продвижения сайта. Обычно в ссылках присутствуют ключевые слова, определяющие тематику ресурса. Поисковые системы высоко ценят этот фактор, а потому сайты с грамотно прописанными ЧПУ ранжируются выше остальных. Вот несколько правил, которые помогут правильно составлять человекопонятные урлы:
Хотя это и не запрещено, не рекомендуется применять в одном урле латиницу и кириллицу. Да и вообще нужно следить за используемыми символами, чтобы в адресе не было лишних букв, цифр и трудночитаемых слов.
Достоинства и недостатки семантических URL
Человекопонятные урлы – это удобнее и куда более эстетично, чем адреса, генерируемые автоматически. Среди преимуществ использования ЧПУ следует отметить:
Но человекопонятные урлы не лишены и некоторых недостатков. Так, например, для транслитерации необходимо устанавливать специальные плагины или использовать сторонние программы и сервисы. Можно «переводить» адреса и вручную, но это сложнее, к тому же, есть риск ошибки.
Например, для нашего сайта на WordPress мы используем плагин « Cyr-To-Lat «.
Особое внимание созданию понятных и коротких ЧПУ следует уделить при внедрении на сайт визуального контента (видео, фотографий, схем, таблиц и т.д.).
Зачем использовать ЧПУ ссылки и как делать это правильно
Термин «ЧПУ ссылки» принадлежит к лексикону SEO-специалистов и расшифровывается как «человекопонятные ссылки». Еще можно встретить синоним: «человекопонятный УРЛ» или просто с маленькой буквы: чпу url.
Что такое ЧПУ
Да, если ссылку бросили в мессенджер или разметили на сайте с объяснением, куда она ведет — нет проблем, открываем и смотрим. Но человеку, который ищет информацию в поиске, сложнее будет понять, надо ли переходить на сайт. Такая ссылка выглядит непонятно и даже подозрительно. Да и поисковые роботы такие ссылки индексируют хуже, чем ЧПУ ссылки («человекопонятные»).
Давайте разберемся, какие бывают виды ЧПУ ссылок, в чем их достоинства и недостатки, как их правильно настроить, чтобы они выполняли свою задачу в рамках SEO-продвижения («понятность» URL — один из факторов успешной раскрутки сайта).
Зачем нужен ЧПУ
Когда вы создаете сайт на базе системы управления контентом (CMS) типа Joomla, Битрикс или WordPress, каждой новой странице система присваивает понятный с ее точки зрения адрес. Для человека же такой нечитаемый и непроизносимый набор букв, цифр и символов становится причиной не переходить на сайт: вдруг там какая-то ерунда, ошибка или вирус. Программист или верстальщик с опытом примерно могут понять, куда ведет ссылка. Но обычный пользователь — никогда.
Облегчить пользователям понимание ссылок и увеличить тем самым трафик на сайт — наша задача. Для этого и нужны ЧПУ ссылки. Это часть сервиса по предоставлению качественного контента, так же, как удобные и красивые тарелки — часть качественного обслуживания в ресторане.
Поисковые системы настаивают на присваивании страницам сайта, а также роликам и картинкам на хостинге человекопонятных УРЛов . Их наличие показывает роботу, что владельцы ресурса бережно и уважительно относятся к посетителям, а не льют тонны контента под безликими номерами. За это поисковые системы ускоряют индексацию и повышают ранжирование подобных материалов. Чтобы сделать адрес страницы еще заметнее в выдаче и помочь читателю сразу понять, на нужную ли ему тему статья по ссылке, в УРЛ «зашивают» ключевое слово.
Как применять ЧПУ на сайте: советы веб-мастеров
Включайте в ЧПУ ключевые слова
Зачем это делать, мы только что сказали. Как включить в ЧПУ адрес ключевое слово? Просто берете и называете страницы согласно вашему списку ключевых слов. Допустим, у вас магазин бытовой техники и гаджетов. Люди ищут смартфоны — называем страницу с ними так: myshop.ru/catalog/smartphones. Люди ищут новый iPhone — называем лендинг с этим гаджетом так: myshop.ru/iphone11. Чем короче и понятнее — тем лучше.
Такую ссылку легко ввести вручную, легко запомнить и произнести для голосового набора или дать команду «Алисе». Подобно тому, как короткое и понятное название помогает товару завоевать рынок, краткий понятный ЧПУ страницы помогает вам рекламировать свой сайт и контент. Кликать на такую ссылку легко и приятно.
Не делайте длинные ЧПУ
У вас есть статья на тему «Как приготовить спагетти болоньезе без мясного фарша». Вы можете сделать ЧПУ типа mysite.ru/recepty/vegan/kak-prigotovit-spagetti-boloneze-bez-myasa.html. Читатель поймет, о каком рецепте идет речь. Но слишком длинные адреса сложно воспринимаются, а передать подруге ссылку на рецепт на слух вряд ли получится. Лучше делать ЧПУ адрес максимально коротким, но все еще понятным. Вот так: mysite.ru/recepty/vegan/boloneze.html. Обоснованием длины УРЛа для вас служит здравый смысл, а не технические ограничения поисковиков или CMS.
Не используйте в ЧПУ пробелы
Поисковые системы нормально понимают либо дефис («-»), либо нижнее подчеркивание («_»). Можно использовать оба варианта, но учтите, что дефис может иметь и смысловую нагрузку в самой фразе УРЛа: zima-pridet-meteorolog-rasskazal-o-pogode («Зима придет! — метеоролог рассказал о погоде»). Нижнее подчеркивание не несет смысловой нагрузки и его смело можно использовать как технический инструмент для проставления пробелов в ЧПУ.
Проставляйте ЧПУ в названиях файлов для картинок, видео и документов
Зачем это делать? Кажется, что названия файлов — внутреннее дело, это же не УРЛ страницы. Но поисковый робот анализирует все доступные ему названия, в том числе документов, изображений, аудио и видео роликов. Чем понятнее для человека назван файл, тем «лучше к нему относится» поисковый робот. Картинка с именем DSCN456 меньше нравится поисковому алгоритму, чем картинка с именем kotik_lol.
Робот анализирует содержимое файла по тематике страницы, где файл размещен, по тексту, который обрамляет картинку или видео, alt атрибутам, мета-данным. И по названию тоже. Чем больше мы расскажем поисковику о содержании сайта, тем быстрее он проиндексирует контент и тем выше его проранжирует. Поэтому стоит завести привычку при заливке на сайт любых файлов прописывать в их названиях человекопонятные УРЛы.
Как сделать ЧПУ: структура и шаблоны
Структура ЧПУ зависит от системы управления контентом, общей структуры сайта, его тематики и других факторов. Тем не менее, устоялось несколько шаблонов оформления человекопонятных ссылок.
Можно использовать еще один шаг с папкой каталога для интернет-магазина или раздела блога: mysite.ru/smartphones/iphone11 и myblog.ru/gadgets/iphone11. Дальше углублять структуру адреса не стоит. Оптимально: сайт + одна категория + сама страница, как в примерах выше. Есть такой момент, что чем дальше в ЧПУ пункт «категория» от самого адреса сайта, тем сложнее УРЛ для пользователя и тем ниже ссылку ранжируют поисковики.
Типы ЧПУ: транслит
Как вы заметили, в примерах ЧПУ мы в основном используем транслитерацию или английский язык. Почему так и какие вообще бывают типы ЧПУ — в этом разделе.
Сразу скажем, что лучший вариант для человекопонятных УРЛов — транслит. Этому есть техническое и логическое обоснования. Транслит хорош тем, что символы латиницы универсальны для всех поисковых систем и вероятность ошибок при обработке минимальна. В то же время, когда мы пишем русские слова латиницей, мы довольно хорошо понимаем смысл фразы. Таким образом, мы убиваем «двух зайцев»: посетитель легко читает УРЛ, а поисковик без проблем работает со ссылками. В регионе, где ведущий язык не английский, транслит может получать приоритет в выдаче. Единственная проблема — транслит выглядит неполноценным языком со стилистической точки зрения. В таком случае стоит писать УРЛы красиво латиницей.
Типы ЧПУ: латиница
Латиница хороша тем, что универсальна и максимально понятна всем без исключения поисковым системам и большинству жителей земного шара. Практически любой может прочесть простые английские слова типа shop, main, company, map, catalog, blog. Красиво, понятно… до определенного момента. Когда ваш УРЛ состоит из длинной фразы, например, …18-places-that-you-definitely-must-see-at-crimea.html… вы усложняете понимание смысла ссылки для тех, кто не понимает английский язык.
Типы ЧПУ: кириллица
Вы можете провести этот эксперимент самостоятельно.
Какой тип ЧПУ URL выбрать для сайта
Настроить ЧПУ — дело несложное: заходим в админку CMS, настраиваем тип отображения (транслит, кириллица, латиница). Дальше ЧПУ будут автоматически формироваться из заголовков статей. Главное, определиться, на каком языке будут ссылки.
Кириллицу хуже всего воспринимает Google. Также есть упомянутая проблема с кодированием. Английский язык хорош, но может быть непонятен некоторым посетителям. Яндекс хорошо ранжирует латиницу, но отдает предпочтение транслиту на территории России. Поэтому лучше всего настроить в CMS прописывание русских фраз транслитом — так будет максимум пользы и минимум проблем.
Как настроить ЧПУ в WordPress
Теперь при создании новой страницы сайта «правильный» ЧПУ будет формироваться автоматически. Остается перевести его в латинские символы. Заходим в меню «Плагины». Выбираем опцию «Добавить новый» и находим плагин CyrToLat. Нажимаем «Установить» и затем «Активировать». Готово, все наши УРЛы будут браться из русских заголовков статей и автоматически переводиться в транслит.
Ошибки при составлении ЧПУ
Плюсы и минусы работы с ЧПУ
SEO: поисковые системы высоко ценят ЧПУ, а ключевые слова в ссылке даже подсвечиваются при выдаче.
Юзабилити: посетителям удобнее пользоваться сайтом, им проще передать ссылку на вашу страницу.
При отсутствии на сайте CMS ссылки придется каждый раз сочинять и прописывать вручную.
Заключение
Как видите, минус в использовании ЧПУ всего один, да и то довольно условный. ЧПУ — это стандарт индустрии, которому нужно следовать не только из желания сделать сайт эстетически приятным и удобным для пользователей, но и для решения задач SEO-продвижения. С самого начала работы сайта уделите время настройке ЧПУ. Автоматизируйте формирование ссылок при помощи плагинов. Предпочитайте при прочих равных транслит. Не делайте ЧПУ слишком длинными и чересчур сложными. Не забывайте прописывать ЧПУ в названиях всех файлов.
5 причин использовать ЧПУ-адреса страниц и все про SEO Friendly URLs
Правильный ЧПУ адрес сайта позволяет повлиять на SEO вашего сайта самым непосредственным образом. От того, какими будут URL страниц сайта, зависит не только вид сайта в поиске, но многие другие факторы SEO. Как создать грамотный ЧПУ страницы и как использовать ЧПУ в продвижении сайта вы узнаете в этой статье.
Что такое ЧПУ и причем тут SEO
ЧПУ адрес или ЧеловекоПонятный УРЛ — это адрес страницы, который прост и понятен для посетителя сайта и поисковых систем (Search Engine Friendly URL). Давайте разберемся во всех преимуществах ЧПУ адресов, рассмотрим примеры ЧПУ для всевозможных обстоятельств и научимся правильно использовать ЧеловекоПонятные УРЛы в любых ситуациях. Я часто пишу о том, что SEO — это комплекс множества факторов, и одним из таких факторов является URL-адрес страницы.
Не буду тратить время и перейду сразу к примерам.
Пример не ЧПУ адреса страницы:
Еще пример плохого ЧПУ:
Последний URL страницы выглядит и читается проще прочих.
Как использовать ЧеловекоПонятные УРЛы
Первое, что приходит в голову — ключевые слова! Если человек ищет резиновую утку, дайте ему простой адрес:
Теперь, когда кто-то поставит на вас адресную ссылку, она будет нести в себе ключевые слова, а не номер id страницы, который ничего не означает.
Еще ЧПУ ссылки легко запоминаются:
Такой URL легко ввести вручную и сразу понятно, что нас там ждет SEO блог. То есть, посредством ЧПУ адреса, мы предоставляем посетителям больше информации о странице, на которую ведет ссылка. А ссылка несущая в себе больше информации — полезнее и ценнее.
Если ЧПУ ссылка содержит ключевые слова, то вся ссылка в сниппете либо же ее часть выделяется жирным. Это делает ссылку на сайт более заметной и увеличивает CTR сниппета страницы в поиске (кликать будут чаще, чем на конкурентов).
Скрин 1. Яндекс разбирается в свежей рыбе.
Скрин 2. А Google знает толк в КамАЗах.
Структура и шаблоны ЧПУ
Структуру ЧеловекоПонятных УРЛов можно оформить по-разному. Какой будет структура ЧПУ может зависеть от особенностей работы движка сайта, тематики или общей структуры сайта. Вот несколько примеров самых распространенных ЧПУ шаблонов.
Пример прямого ЧПУ адреса:
Пример прямого ЧПУ адреса с расширением:
Такой адрес обычно имеют статические страницы вроде страницы «Контакты».
Пример ЧПУ категорий интернет-магазина:
Пример ЧПУ структуры блога:
Заметьте, как удобно извлекать из такого адреса данные для запроса и как сложно потом перемещать страницы из одной категории в другую.
Чтобы корректно переместить страницы придется использовать 301 редирект, иначе исходная страница станет недоступной, а страница по новому адресу окажется дубликатом исходной, которая теперь недоступна.
Поисковики не оценят такие маневры и страница «вылетит» из поиска со всем вытекающими.
Постарайтесь не углублять структуру адресов, чаще всего достаточно глубины одной категории и множества категорий:
Ведь чем дальше от названия домена сайта категория, тем ниже ее значимость для поисковых систем.
ЧПУ транслитом
Поисковые системы понимают любую транслитезацию по ГОСТу. Транслитезация оптимальна для создания ЧПУ, так как символы латиницы универсальны и не создают проблем при обработке. Кириллица, переведенная в транслит, достаточно легко читается и способна быстро предоставлять информацию о названии документа как людям, так и поисковым системам. Плюс транслита может быть в том, что сайт, использующий транслит в ЧПУ, в том же языковом регионе может иметь больший приоритет, чем сайт использующий латиницу.
Скрин 3. Выделение Яндексом транслитизированного ЧПУ во всей красе.
Ну, а если вашей творческой частичке не нравится, как выглядят названия страниц транслитом — пишите ЧПУ латиницей.
ЧПУ латиницей
Латиница универсальна, ее легко обрабатывают поисковые системы, понимает половина мира и большая часть Россиян. А такие слова как shop, contacts или delivery уже давно близки и знакомы всем. Так что не бойтесь использовать английские слова в названии страниц и других документов, если такой вид ЧПУ кажется вам более подходящим.
Скрин 4. Как видно из скриншота, Google выделяет и латиницу, и кириллицу.
ЧПУ кириллицей
Многие сайты используют кириллические ЧПУ, например, Википедия. Только есть одна проблема — кодирование кириллических символов в URL при копировании ссылки.
Фактически, кириллический ЧПУ:
Выглядит совсем не ЧПУ:
Скрин 5. Google одобряет кириллический ЧПУ.
Пробелы, нижнее подчеркивание или дефис (тире) в ЧПУ
Не используйте в ЧПУ адресах пробелы! Пробелы лучше заменять на «-» или «_». А что лучше использовать в названии ЧПУ вместо пробела: тире (дефис) или нижнее подчеркивание? Давайте сравним.
Тире (дефис) в ЧПУ устанавливается нажатием одной клавиши минус и служит разделителем. Кликните два раза подряд на слово, и оно выделится ровно до появления тире.
Функционально дефис выполняет ту же роль, что и пробел, однако, он может иметь собственное смысловое значение к конструкции ЧПУ.
Нижнее подчеркивание в ЧПУ требует нажатия комбинации двух клавиш Shift и минус (+1 лишнее действие). Кликните два раза подряд на любую часть строки и выделится вся строка как будто это одно слово.
Нижнее подчеркивание не имеет собственного смыслового значения в конструкции ЧПУ и может использоваться как замена пробела.
Поисковые системы понимают и тире «-», и нижнее подчеркивание «_». Используйте то, что ближе вам.
ЧПУ картинок, видео, документов
Когда поисковая система находит изображение или любой другой документ, она скачивает файл и анализирует всю информацию о нем. Название файла имеет большое значение, так как сообщает о его содержимом, что в случае с изображениями может быть единственным источником информации о нем. Аналогично ЧПУ адресов страниц, если изображение имеет название:
то оно передает меньше информации о своем содержимом, нежели изображение с ЧПУ названием:
Поисковые системы могут различить содержимое изображения по тематике страницы, по тексту, который окружает картинку, по атрибуту alt-картинки, по названию картинки, метаданным изображения, по сравнению изображения с другими похожими изображениями и т.д. Наша задача — придать как можно больше информации о изображении поисковой системе, чтобы она лучше индексировалась и передавала больше ценности контенту и странице. По сути, изображение на сайте тоже имеет свой уникальный адрес, является документом, как и страница сайта, и к нему применяются те же требования по ЧПУ. Так что ЧПУ картинок — мастхев.
Обязательно читайте подробную статью про SEO оптимизацию картинок.
Подведем итог
Еще нужны причины, чтобы использовать ЧПУ?
Вот вроде бы и все, если что забыл — пишите в комментах.
Ставьте лайк, сохраняйте себе на стену.