читающий да разумеет что дух говорит церквам
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 24:15
Свт. Иоанн Златоуст
Прп. Максим Исповедник
От лежащих в душе страстей демоны заимствуют поводы воздвигать в нас страстные помыслы. Потом, ими поборая ум, понуждают его снизойти к соизволению на грех; победив его в этом, вводят его в грех мысленный; а по совершении сего, как пленника, ведут его на самое дело греховное. После сего, наконец, чрез помыслы, соделав душу запустелою, отходят вместе с оными. Остается только в уме идол (мысленный образ) греха, о котором говорит Господь: егда убо узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе. Читающий да разумеет, что место святое и храм Божий есть ум человеческий, в коем демоны, опустошив душу страстными помыслами, поставили идола греховного. В том же, что сказанное Господом сбылось и исторически, никто из читавших Иосифа Флавия, думаю, не сомневается. Некоторые впрочем, говорят, что тоже будет и при антихристе.
Главы о любви.
Прп. Иустин (Попович)
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Иероним Стридонский
Когда мы призываемся к разумению, тогда показывается, что сказанное весьма таинственно; а у Даниила мы читаем так: А в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя (Дан. 9:27). Об этом и апостол говорит (2 Фес. 2:3-8), что должен возвыситься человек беззакония и противник всего того, что называется и почитается Богом; так что дерзнет стать в храме Божием и показывать, что он сам есть Бог; что пришествие его по действию сатаны, возмутит и приведет к удалению от Бога тех людей, которые примут его. Можно это понимать и просто или в отношении к антихристу, или в отношении к изображению кесаря, которое Пилат поставил в храме, или в отношении к конной статуе Адриана, которая до настоящего времени стоит на самом святейшем месте. Мерзостию же, согласно древнему словоупотреблению Писаний, называется также идол, и прибавлено слово запустения, потому что в опустошенном и разрушенном храме поставлен был идол.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Феофилакт Болгарский
«Мерзостью запустения» называет статую вождя, овладевшего городом, которую он поставил в недоступном ни для кого святилище храма. Слово «запустение» указывает на разрушение и запустение города; «мерзостью» названа статуя потому, что евреи, гнушаясь идолопоклонства, называли статуи и изображения людей «мерзостями».
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе: иже чтет, да разумеет
Мерзостью называет здесь статую Тита, которую он, взяв город, поставил внутри храма. И действительно, такие изображения закон называл мерзостью. А назвал мерзостью запустения, потому что она была поставлена после опустошения города и храма. Или потому, что была изображением того, кто произвел опустошение это. Слова: егда узрите, казалось бы, сказаны к апостолам, но они относятся к иудеям, которые должны были знать, что не в далеком будущем, но при их жизни поставится мерзость. Притом многие из апостолов умерли прежде этого времени, а другие, оставшиеся в живых, находились тогда в других странах вселенной. Отослал их к Даниилу, который пророчествовал об этой мерзости и гибели. Тогда, говорит, читающий книгу Даниила (9:27) должен понять, что наступила погибель. Лука (21:20) указывает другой признак: егда же узрите обстоим Иерусалим вои, тогда разумейте, яко приближися запустение ему. Очевидно, что Христос сказал и то, и другое.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет
(Мк. 13:14; Лк. 21:20). Цан говорит, что слова Лк. 21:20-24 выступают из параллели с общей основой речи у Матфея и Марка. Этот отдел у Луки начинается одинаково, как у Мф. ст. 15 и Мк. 13:14, выражением όταν δε ϊδητε. Как у Матфея и Марка, так и у Луки речь о запустении; встречается такое же приглашение к жителям Иерусалима бежать в горы и говорится о горе беременным и питающим сосцами в эти дни. Но в остальном содержание у Луки совершенно иное, именно: у него изображаются осада и разрушение Иерусалима, умерщвление многих жителей, плен остальных и продолжительное господство язычников в Иерусалиме; у Матфея — Марка последние муки общества, которым будет конец с пришествием Иисуса Христа. Здесь, говорит Цан, отказывается служить все искусство гармонистов. С таким мнением трудно согласиться. Пророческая речь Христа во многих случаях походит на весы, которые отклоняются то в ту, то в другую сторону. Иногда Спаситель очень близко говорит о наступающих событиях в Иерусалиме, как будто совсем с ними соприкасается, центр тяжести как будто заключается в них. Но не нужно забывать, что чашка с весами тотчас же готова отклониться в другую сторону, и тогда речь Его начинает означать другое. Трудно предполагать, чтобы Христос в 15 стихе Матфея вовсе не сказал ничего о разрушении Иерусалима; но трудно также предполагать, чтобы Он не коснулся здесь и второго Своего пришествия, заимствовав образы от угрожающих Иерусалиму бедствий. Лука делает ударение больше на первом, Матфей и Марк на втором. Таким образом, здесь нет противоречия в показаниях евангелистов.
Поставленная в начале стиха частица “итак” (ούν) показывает, что новая речь сопоставляется в связь с предыдущей. Здесь содержится ответ на вопрос учеников: когда это будет? Эта частица всегда была затруднительной для комментаторов. Она указывает на то, что 15 стих есть вывод из предыдущей речи. Но, спрашивают, не вводится ли здесь анахронизма? Не странно ли делать вывод из того, что должно случиться при конце века, и этим регулировать то, что будет при разрушении Иерусалима? На самом деле здесь нет никакой странности. Не будущее разрушение мира служит образом разрушения Иерусалима, а наоборот. Поэтому правильно говорит Иоанн, что ούν не выражает того, что Спаситель возвращается к прежней Своей мысли, потому что здесь говорится о том, о чем не сказано было раньше, а только проводится дальнейшая мысль, присоединенная к прежней.
“Читающий да разумеет” — перевод точный. Но здесь затруднительно сказать, слова ли это Христа или евангелиста. Большинство комментаторов думает, что это была “церковная заметка,” которая, подобно славословию в 6:13, прокралась в текст. Некоторые утверждают, что это предположение совершенно произвольно, потому что такое же выражение встречается и у Марка. Решение вопроса зависит от того, как понимать слово άναγιγώσκω, в смысле ли замечать, признавать, уразумевать, или в более конкретном — читать. Слово имеет то и другое значение. В первом случае оно сказано было Самим Христом, во втором его нельзя приписать Ему, а евангелистам. Первое вероятнее.
Толковая Библия.
Троицкие листки
Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет
Толкование на Откровение 2:7
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Откровение 2:7 / Откр 2:7
Андрей Кесарийский (ок. VII в.)
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Имеющий ухо, да слышит. − Телесное ухо имеют все люди, духовное же приобретает только человек духовный; таковое, напр., имел пророк Исаия (8, 5). Такому человеку, побеждающему искушения бесов, обещает дать вкушать от древа жизни, т. е. сделать причастником благ будущего века. − Под древом жизни иносказательно понимается жизнь вечная; а та и другая есть Христос, как о сем сказали Соломон и сей же Апостол в другом месте: первый, говоря о Премудрости, сказал, что она есть древо живота (Притч. 3, 18), а последний говорит о Христе так: «Той есть истинный Бог и живот вечный» (I Иоан. 5, 20). − Если желаем достигнуть онаго, то, молю вас исправим жизнь, и победим страсти. Ибо за труды, во всяком случае, воспоследуют награды, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Мефодий Патарский
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
неразумные впали в заблуждение, не поняв (что здесь говорится) о древе жизни, которое прежде произрастало в раю, а теперь для всех произрастила Церковь, которое приносит прекрасный и красивый плод веры. Этот-то плод мы и должны принести, пришедши в первый день праздника на суд Христов. Если мы не будем иметь такого плода, то не будем праздновать вместе с Богом и, по словам Иоанна, не будем иметь участия в воскресении первом (Откр 20:6). Ибо древо жизни есть первородная из всех Премудрость. Она, — говорит пророк, — древо жизни для тех, которые приобретают ее (Притч 3:18), и твердыня для тех, которые опираются на нее, как на Господа; древо, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое (Пс 1:3): то есть учение и мудрость, доставляемая в надлежащее время приходящим к водам искупления. А тот, кто не уверовал во Христа, кто не познал, что Он есть начало и древо жизни, кто не может показать Богу кущу свою украшенною прекраснейшим из прекрасных плодов, как будет праздновать? как будет веселиться? Хочешь ли узнать прекрасный плод этого дерева? Посмотри на слова Господа нашего Иисуса Христа, как они прекраснее слов человеческих? Прекрасный плод произрос чрез Моисея — закон; но он не был так прекрасен, как Евангелие; ибо тот был только прообразом и тенью будущих вещей, а это — истина и благодать жизни. Прекрасен был плод пророков, но не так прекрасен, как возделываемый из этого (Евангелия) плод нетления.
Источник: Пир десяти дев.
Апрингий († сер. VI в.)
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Он говорил о делании Церкви и дал описание извращенности еретиков. Теперь, увещевая немощных к покаянию, Он обещает победившим награду за труд, так что, войдя в рай, они свободно могут есть от древа жизни, из-за которого Адам был извержен из рая, чтобы он не съел чего-либо от него. Поэтому Он говорит: которое посреди рая Бога моего, где дух вдыхает жизнь, где тайны являются в силе и где Бог производит плод древа жизни, вечный и неувядающий.
Источник: Трактат на Откровение.
Тертуллиан (155/60−220/40)
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Кем состязание проводится, как не тем, кто устанавливает венок и награды? Читай об объявлении такого состязания в Апокалипсисе; для этих наград Он призывает к победе особенно тех, которые действительно одержали победу при гонении, победив, когда сражались на деле не против плоти и крови, но против духов злобы. Итак, признай, что Устроитель состязаний и Судья, призывающий к награде, — один и тот же. Все, что достигается при гонении, — слава Бога, одобряющего и осуждающего, возвышающего и низвергающего.
Источник: О бегстве во время гонений.
Тиконий
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Побеждающему дам вкушать от древа жизни, то есть от плода крестного, который, как Он говорит, в раю Бога моего. А под раем можно понимать Церковь, ибо все было приведено в образ, и, по научению апостола, Адам тенью предшествовал Грядущему. Воистину, древо жизни — премудрость Божия, Господь Иисус Христос, Который был повешен на кресте, Который и в Церкви, и в духовном раю подает верным жизненную пищу и таинство Хлеба Небесного, о чем можете прочесть: Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее (Притч 3:18).
Экумений († X в.)
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Имеющий ухо, то есть послушный и повинующийся божественным законам, да слышит, что Дух говорит церквам. Он сказал Дух или потому, что под воздействием Духа возникли видения книги Откровения, или Христа назвал Духом, поскольку Он есть Бог и признается Богом, так же как Он [не] отвергает именования Сыном Человеческим, поскольку Он есть человек и признается человеком. Ибо по всеобщему утверждению, Божественность есть Дух, как сказал Сам Господь самаритянке: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин 4:24).
Источник: Комментарий на Откровение.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Воззвание, которое присоединяется к посланию Ефесской церкви, есть обычный в Свящ. Писании призыв к внимательности (Мф XI:15; Лк VIII:8). На вид выставляется не Иисус Христос, а св. Дух, потому что св. Дух есть та сила, которая просвещала ветхозаветных пророков, апостолов, а теперь самого Иоанна, а равно и вообще всякого верующего при усвоении откровения. — Награда вполне соответствует предыдущему изображению достоинств Ефесских христиан. За их строгую воздержность и ненависть к невоздержным николаитам им в награду обещается вкушение плодов древа жизни. Применительно к XXII:2 это древо жизни можно принимать за то блаженное древо, которое в будущей жизни в Новом Иерусалиме будет составлять одно из условий и источников блаженства, подобно тому как и в первом рае таковым было древо жизни (Быт II:9).
ЧТО ДУХ ГОВОРИТ ЦЕРКВАМ
«Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам…» (Откр. 2:7).
Павел ГАРАДЖА
«Апокалипсис начался»
Статью под таким заголовком поместила недавно газета «Крымский телеграф». Она открывается словами: «Похоже, планета готова всерьез «взбунтоваться». Есть научные доказательства того, что произошел сдвиг оси, относительно которой сбалансирована Земля. Одновременно с этим начал резко перемещаться северный магнитный полюс, и чем это все обернется для жителей Земли, ученые могут лишь предполагать. Впрочем, предположения эти одно другого хуже. График дрейфа магнитного полюса как две капли воды похож на график роста катаклизмов на планете в последние дни».
Далее подробно описывается, как «киевские исследователи ищут способ избежать конца света». Ученые утверждают, что ныне Земля окутана искусственной электромагнитной оболочкой, которую создали спутниковые средства связи, навигационные системы, мобильная связь, огромное количество приборов радиолокационных систем, промышленного и военного назначения… Это техногенное электромагнитное поле (ТЭП) нарушает существовавший тысячи лет баланс распределения энергии на планете, что и является главной причиной стихийных бедствий. Ученые предлагают технические меры, которые позволят отодвинуть, как пишет газета, «судный день человечества».
Озабоченность ученых понятна: они видят физические предзнаменования грядущих бедствий и, по наивности, считают, что «судный день» можно отодвинуть объединенными усилиями разумного человечества. Однако если всерьез верить в «судный день» и считать, что он наступает или уже наступил, тогда придется признать: вряд ли что-либо или кто-либо остановит его. Что может противопоставить человек воле всемогущего Бога? С таким же успехом муравей способен отодвинуть занесенную над муравейником ногу мамонта…
В мире накапливается критическая масса угрожающих факторов, это становится сегодня очевидным для многих. Информация, которая ежедневно обрушивается на наши головы, кричит о том, что описанные Библией признаки второго пришествия Иисуса Христа стали реальностью нашей жизни, обыденностью. Землетрясения и наводнения, бесконечные войны и теракты, преступность, алкоголизм и наркомания, болезни, отравление окружающей среды, агрессивное шествие содомии, нечестие священнослужителей – все это, так или иначе, напрямую или косвенно предсказано в Библии и говорит об одном: близок конец долготерпения Божьего.
Удивительно, что в то время, когда светские СМИ все чаще употребляют слово «Апокалипсис» как синоним конца света, находятся богословы, которые смеются над проповедями о восхищении Церкви, а среди верующих – те, кто им поддакивает. Не слыша шагов Господних, не видя приближения Его, они удобно расположились, чтобы поспать. В состоянии духовной летаргии все знамения пришествия кажутся им выдумками проповедников. Они не ощущают реальности последнего времени, в котором живут, и слова о том, что Господь может придти не сегодня-завтра, по-прежнему кажутся им метафорой и затертым штампом.
Что Дух говорит церквам сегодня?
Необрезанное ухо
«Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» – семь раз слово в слово повторяется в послании церквам, к которым обращается Господь Иисус Христос (Откр. 2-3 гл.). Поэтому есть смысл обратить на эти слова особое внимание.
В них сокрыты несколько проблем. И первая заключается в том, что у многих людей отсутствует духовное ухо, нет никакого слухового аппарата для восприятия Слова Божия. Несомненно, это неверующие и те, кто по тем или иным причинам лишь называет себя верующим. В свое время пророк Иеремия при виде духовного упадка народа Божия горестно заметил: «К кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот ухо у них необрезанное, и они не могут слушать; вот слово Господне у них в посмеянии: оно неприятно им» (Иер. 6:10).
Когда Писание употребляет столь непривычные для нас понятия, как «необрезанное ухо» или «необрезанное сердце», то имеется в виду внутреннее состояние человека, его отношение к Творцу. Обрезание, как это явствует из Библии, является в Ветхом Завете знаком принадлежности Богу, а не обрезание – напротив. Люди с необрезанным сердцем, а значит – и ухом, бесконечно далеки от Бога, они вообще лишены духовного слышания и способны воспринимать лишь информационный шум, сплетни мира сего.
Один из образчиков такового – миф о глобальном потеплении. Еще недавно о нем говорили на самых разных уровнях; ученые высказывали предположения, что, если ничего не предпринимать, то возможен всемирный потоп. Сегодня, когда Земля подвержена настоящим, а не вымышленным ударам, о глобальном потеплении забыли. Но верующие всегда знали, что это – шум, не более, что никакого всемирного потопа на Земле не будет, потому что в Библии написано об этом, Сам Бог пообещал после первого потопа: «… Не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9:11).
Но мир оглох к Слову Бога Живого. А когда Слово Господне – в посмеянии у людей, неприятно им, то это жалкое состояние как раз и приводит к созданию разного рода мифов. Ведь «вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Римл. 10:17).
Что же тогда от неслышания? Соответственно – неверие, т.е. грех номер один, ибо написано, что неверующий уже осужден (Иоан. 3:18).
Страшные последствия неслышания Бога людьми, читай – неверия, мы наблюдаем и пожинаем ежедневно. От неслышания Слова Божьего – все наши беды: социальные язвы, один перечень которых приводит в содрогание, и язвы в медицинском смысле слова (болезни), наконец, природные катаклизмы.
Грех неверия порождает все остальные грехи. При этом многие грехи человек пытается оправдать и даже узаконить (убийство нерожденных детей, однополые и гражданские браки и т.п.). Бессмысленная война против Бога длится на протяжении всей истории человечества с неизменным поражением богоборцев и ужасными последствиями.
Только Господь может обрезать сердце человека, вложить в него Свой закон и наполнить его слух божественной музыкой истины, спасения и любви!
Имеющий ухо
Самое большое несчастье для верующего – перестать слышать голос Спасителя, голос Духа Святого. Господь упрекал учеников именно за то, что сердце у них окаменело и они, имея очи, не видят, имея уши, не слышат (Марка 8:17-18). И в нашем случае Господь обращается к тем, кому Он уже обрезал сердце, даровал духовное ухо и отверз ум к уразумению Писаний (Луки 24: 11). Это верующие в полном смысле слова. Именно им настойчиво говорит Господь: «Имеющий ухо да слышит!»
Каждой из семи церквей отдельно, как записано, а в духе – каждому собранию верующих во Христа Спасителя. И даже каждому верующему, из коих состоит церковь-собрание! Ибо именно так заканчивается обращение Иисуса Христа к семи церквам: «…Если кто услышит голос Мой…» (Откр. 3:20). Дух говорит церквам и каждому ее члену персонально!
В каждой церкви Господь знает победителей, даже в той, которая находится там, где престол сатаны (Откр. 2:12). Он обращается к тем, кто способен Его услышать. Вначале услышать: «Если кто услышит голос Мой… Имеющий ухо да слышит…» Затем – отворить дверь, чтобы вошел Царь царей, Господь господствующих!
Это призыв к действию: не быть слушателем только, но стать исполнителем того, что Дух говорит, повелевает церквам, т.е. нам, верующим! «Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». Удивительная состоится Вечеря! Что скажет Господь тому, с кем разделит ее? Может быть, спросит: любишь ли ты Меня? может, как церковь в Эфесе, ты потерял свою первую любовь, охладел? может, вера твоя оскудела и ты близок к падению?
Или еще и еще раз Господь скажет простые, но бесконечно значимые слова: «Паси агнцев Моих!» Не отвлекайся на пустое, не оставляй церковь! Веди ее на злачные пажити Истины, не корми пустотой, развлечениями и байками.
Недавно мне прислали письмо с вопросом: «Как вы относитесь к пейнтболу?» (Это игра, в ходе которой ее участники стреляют друг в друга красящими веществами). Оказывается, таким способом в одной церкви решили привлекать людей, чтобы затем евангелизировать их. Каково?!
Сотворит ли Господь с нами Вечерю после таких игрищ?! Вечеря с Иисусом Христом состоялась у апостолов после того, как они три года ходили с Учителем. Многого не понимали, стремились занять лучшее место, боялись шторма, роптали… Но безоговорочно верили Господу и следовали за Ним повсюду, куда Он ни шел. Старались сердцем услышать все, что Он говорил. И только один не услышал, рассудил по-своему и погиб.
Эта опасность остается, поэтому так настойчиво, тревожно звучит сегодня: «Имеющий ухо да слышит… Если кто услышит голос Мой…» Можно и ухо духовное получить, и в служении участвовать, и молиться красиво… Но так и не услышать тихий голос Духа, того, что Он говорит Церкви Божией…
Через века глас Божий обращен непосредственно к нам, верующим последнего времени. Отключить шумовые эффекты лукавого века, очистить сердце и прильнуть к Спасителю, чтобы услышать, что Дух говорит церквам в канун второго пришествия! Непременно услышать!
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Откр. 2:7
Свт. Андрей Кесарийский
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Имеющий ухо, да слышит. − Телесное ухо имеют все люди, духовное же приобретает только человек духовный; таковое, напр., имел пророк Исаия (8, 5). Такому человеку, побеждающему искушения бесов, обещает дать вкушать от древа жизни, т. е. сделать причастником благ будущего века. − Под древом жизни иносказательно понимается жизнь вечная; а та и другая есть Христос, как о сем сказали Соломон и сей же Апостол в другом месте: первый, говоря о Премудрости, сказал, что она есть древо живота (Притч. 3, 18), а последний говорит о Христе так: «Той есть истинный Бог и живот вечный» (I Иоан. 5, 20). − Если желаем достигнуть онаго, то, молю вас исправим жизнь, и победим страсти. Ибо за труды, во всяком случае, воспоследуют награды, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Свт. Мефодий Патарский
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Пир десяти дев.
Сщмч. Викторин Петавийский
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Апрингий
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Он говорил о делании Церкви и дал описание извращенности еретиков. Теперь, увещевая немощных к покаянию, Он обещает победившим награду за труд, так что, войдя в рай, они свободно могут есть от древа жизни, из-за которого Адам был извержен из рая, чтобы он не съел чего-либо от него. Поэтому Он говорит: которое посреди рая Бога моего, где дух вдыхает жизнь, где тайны являются в силе и где Бог производит плод древа жизни, вечный и неувядающий.
Трактат на Откровение.
Тертуллиан
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
О бегстве во время гонений.
Тиконий
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Фрагменты.
Экумений
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Имеющий ухо, то есть послушный и повинующийся божественным законам, да слышит, что Дух говорит церквам. Он сказал Дух или потому, что под воздействием Духа возникли видения книги Откровения, или Христа назвал Духом, поскольку Он есть Бог и признается Богом, так же как Он [не] отвергает именования Сыном Человеческим, поскольку Он есть человек и признается человеком. Ибо по всеобщему утверждению, Божественность есть Дух, как сказал Сам Господь самаритянке: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин 4:24).
Комментарий на Откровение.
Лопухин А.П.
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия