чин двенадцати псалмов для чего читают

Чин двенадцати псалмов

чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают Чин пения 12-ти псалмов – это богослужебное последование, основу которого составляют 12 определенных псалмов. Хотя в принятом ныне в Православной Церкви Типиконе и других текстах, регламентирующих литургическую практику, Чин пения 12-ти псалмов не упоминается, он тем не менее включен во многие издания Следованной Псалтири и Каноника.

В наст. время Чин пения 12-ти псалмов не имеет определенного места в круге церковных богослужений и используется особенно усердными к молитве христианами в келейном правиле. Однако по происхождению этот чин не является правилом индивидуальной молитвы – он восходит к древнему циклу псалмов 12 часов ночи, являвшемуся частью специфической системы последований суточного круга, состоявшей из 24 служб (в отличие от принятой ныне повсеместно в Православной Церкви системы, основанной на палестинском Часослове и состоящей из 9 служб (или, если не считать полунощницу, позднее всего утвердившуюся в составе палестинского Часослова, и изобразительны, – из 7 служб)). Происхождением Чина пения 12-ти псалмов из иного по сравнению с принятым ныне Часослова и объясняется его неопределенный статус в современных богослужебных книгах.

Древний ряд

Древнейшая рукопись, описывающая ряды из 12 ночных и 12 дневных псалмов,- это Александрийский кодекс Библии V в. (Fol. 532v); номера (в их чтениях возможны ошибки) дневных псалмов здесь: 8, 29, 1, 41, 50, 6, 69, 4, 111, 140, 105, 120; ночных: 74, 29, 54, 6, 4, 40, 51, 80, 86, 95, 21, 56; здесь также указано по 3 псалма для утренней и вечерней служб, т. е. приведены краткие указания о составе целого Часослова. Следующим по времени свидетельством об этом Часослове является папирусный фрагмент 2-й пол. VI в. P. Naqlun inv. 72/8 (см.: Derda. 1995. P. 89-90), содержащий лишь номера 12 дневных псалмов (в основном совпадают с указанными в Александрийском кодексе, кроме псалмов для 8-11-го часов). Можно предположить (см.: Frøyshov. 2003. P. 555), что описанный в этих памятниках егип. происхождения круг из 24 суточных служб восходит к практике егип. монашества IV в. и соответствует «Правилу ангела», описанному еп. Еленопольским Палладием (Лавсаик. Гл. 32) и прп. Иоанном Кассианом Римлянином (De inst. coenob. II 4-6; III 2), где каждый час состоял из псалма и молитвы.

Древний ряд 24 суточных псалмов выписывается в качестве приложения в нек-рых рукописях Псалтири (см.: Диаковский. 1913. С. 176; Parpulov. 2004. P. 22-23. App. C5). В отдельных рукописях ряд объединен с системой суточных служб по палестинскому Часослову – напр., в Часослове Sinait. gr. 864, IX в., ряд из 12 ночных псалмов выделен в отдельную службу, следующую за 9-м часом и обозначенную специальным знаком, а ряд из 12 дневных псалмов (сохр. в рукописи фрагментарно) объединен с последованиями палестинского Часослова (см.: Диаковский. 1913. С. 176-177). Сходство в выборе псалмов указывает, что эта же система 24 псалмов, вероятно, была использована при составлении сложного цикла суточных служб, приведенного в знаменитой груз. рукописи X в. Sinait. Iber. 34 (см. о ней в ст. Грузинская Православная Церковь, разд. «Богослужение ГПЦ») (соответствующий фрагмент ныне находится в С.-Петербурге: РНБ. Сир. 16/1. Fol. 19) и основанного на палестинской практике, предположительно старше VII в. (см.: Frøyshov. 2003. P. 561-562).

Сопоставление указаний источников о древнем ряде 12 ночных псалмов позволяет выделить 2 редакции древнего ряда псалмов – α и β. Редакцию α кроме Александрийского кодекса и папируса P. Naqlun inv. 72/8 содержат рукописи (вероятно, существуют и др.): ГИМ. Хлуд. 129д (см. Хлудовская Псалтирь), ок. 850-875 гг. (Fol. 159-159v; см.: Corrigan. 1992. P. 129), Sinait. gr. 864, IX в. (см.: Maxime (Leila) Ajjoub. 2002. P. 174-179), Sinait. Iber. 34 и Athen. Bibl. Nat. 7, X в. (см.: Θουντούλης. 1963. Σ. 127-130), Кекел. А-38, нач. XI в. (см.: შანიმე. 1960. С. 470). 1-й, с 4-го по 6-й и 12-й из дневных псалмов в рукописях редакции α – одни и те же, а др. в источниках могут различаться (в сравнении с Александрийским кодексом: в качестве псалма 2-го часа может указываться 26; 3-го – 30; 7-го – 65 или 16; 8-го – 83, 84 или 81; 9-го – 114; 10-го – 150, 110 или 112; 11-го – 110 или 101). В выборе ночных псалмов рукописи редакции α едины между собой (кроме 10-го часа), не считая Александрийского кодекса (но разночтения псалмов между ним и проч. рукописями могут быть следствием ошибок писца или неточностей в чтениях; мелкие разночтения содержат также Псалтири Хлудовская и Athen. Bibl. Nat. 7) и указывают следующие псалмы: 74, 29, 54, 5, 7, 40, 31, 80 (Хлудовская Псалтирь: 8, тот же псалом указан, вероятно, в Athen. Bibl. Nat. 7), 81, 95 (или 92, или 93, 99), 104, 56 (Athen. Bibl. Nat. 7: 55).

Редакцию β древнего ряда 24 псалмов содержат Часословы Paris. gr. 331, XI в. (см.: Θουντούλης. 1963. Σ. 127-130), Leimonos. 295, XII в. (см.: Θουντούλης. 1963. Σ. 127-130; здесь для большинства дневных часов указано не по одному, а по неск. псалмов), Sinait. gr. 868, XII-XIV вв. (см.: Диаковский. 1913. С. 178). Выбор дневных псалмов в памятниках редакции β с нек-рыми разночтениями совпадает с их выбором в памятниках редакции α (принципиально отличаются только псалмы 5-го и 12-го дневных часов – в редакции β это псалмы 39 и 111 соответственно). Выбор ночных псалмов в известных рукописях редакции β – один и тот же; по сравнению с редакцией α здесь указаны иные псалмы для 2, 3, 4, 9, 10 и 11-го ночных часов: 26, 55, 101, 91, 6, 95 (или 97) соответственно. В совр. богослужебных книгах древний ряд псалмов (ни в редакции α, ни в редакции β) не встречается.

Новый ряд

Начиная с XIII в. в рукописях хорошо представлен новый ряд из 12 ночных псалмов, не имеющий при себе соответствующего ряда из 12 дневных псалмов; к нему относится и Д. п. ч. согласно совр. богослужебным книгам. Возможно, новый ряд происходит из студийской практики; во всяком случае он хорошо известен по рукописям, связанным с послеиконоборческой студийской традицией. Уже в X в. прп. Симеон Благоговейный (Студит) рекомендовал включать 12 псалмов в состав келейной ночной молитвы («Аскетическое поучение», главы 24-25). В южноитал. студийском Типиконе Vat. gr. 1877, 1292 г., в конце великопостного великого повечерия предписано петь 12 псалмов, объединенных в 4 группы по 3 псалма (29, 30, 31; 34, 39, 40; 43, 60, 69; 70, 76, 139; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 875-876). В груз. Часослове студийского типа Hieros. S. Crucis. Iber. 127, XII-XV вв., выписано 6 ночных часов, в каждом из к-рых по 2 псалма (16, 26; 30, 31; 39, 40; 56, 70; 85, 117; 142, 144).

Среди слав. студийских Часословов новый ряд есть в рукописях РНБ. Q. п. I. 57, XIII в.; Соф. 1052 и О. п. I. 2, XIV в., а также ЯМЗ. 15481, XIII в., в к-рой раздел с ночными часами оказался утрачен, тогда как дневной раздел содержит отдельные 3-псалмные службы 12 часов дня, выбор псалмов для них не совпадает с древним рядом дневных псалмов (но, согласно РНБ. Q. п. I. 57, совпадает с выбором псалмов на «почасиях») (см.: Слива. 1999. С. 99-106). Последование 12 ночных псалмов в слав. студийских Часословах озаглавлено как «великий мефимон» (т. е. великое повечерие; так в РНБ. Q. п. I. 57 и О. п. I. 2) или как «ночные часы» (так в РНБ. Соф. 1052 и ЯМЗ. 15481) и содержит перемежаемые дополнительными молитвословиями 4 трехпсалмия (псалмы: 26, 31, 56; 37, 38, 40; 69, 70, 76; 101, молитва Манассии, Пс 50), замыкающиеся вседневным славословием (см. ст. Великое славословие), 5 тропарями на каждый из 8 гласов, молитвой св. Евстратия, отпустительными тропарями и неск. молитвами (см.: Слива. 1998. С. 188, 193-194),- это последование в очень большой степени совпадает с печатаемым в совр. богослужебных книгах Д. п. ч.

Если новый ряд 12 ночных псалмов действительно происходит из студийской практики, то можно предположить наличие связи между новым рядом псалмов и древней к-польской традицией акимитского богослужения, к к-рой в доиконоборческую эпоху принадлежал Студийский мон-рь (а если верно и это предположение, то «новый» (к-польский?) ряд ночных псалмов оказывается не менее древним, чем «древний», восходящий к егип. традиции). Можно также предположить, что недостающую дневную часть нового ряда следует искать в 12 «дневных часах» Часослова ЯМЗ. 15481, т. е. в «почасиях», или междочасиях, хорошо известных по различным Часословам и Следованным Псалтирям, включая современные.

Принципы выбора псалмов в древнем и новом рядах

не могут быть окончательно выяснены, пока не будет точно установлено происхождение обеих систем и их первоначальный вид. Тем не менее, сравнивая древний и новый ряды между собой, можно заметить, что только в новом ряду номера псалмов идут по возрастающей. С нумерацией, а не с содержанием псалмов, видимо, связаны и 2 др. закономерности, наблюдаемые в древнем и новом рядах: последовательные числа в выборе псалмов (в древнем ряду есть пары: 80-81 и 29-30; в новом: [29-]30-31, 39-40, 69-70) и соответствия номера псалма номеру часа (в древнем ряду для 8-го ночного часа выбран, согласно некоторым источникам, Пс 8; для 6-го дневного часа – Пс 6). Однако главным критерием в выборе псалмов, судя по всему, было обязательное наличие среди стихов псалма темы непрерывной молитвы к Богу и/или указания на к.-л. время суток.

Несмотря на то что присутствие, согласно палестинскому Часослову, шестопсалмий на великом повечерии и утрене (т. е. на 2 древних ночных службах), к-рые в сумме дают 12 псалмов, напоминает системы 12 псалмов древнего и нового рядов, связи между этими рядами и шестопсалмиями великого повечерия и утрени нет; нет связи и между древним рядом 12 дневных псалмов и 4 трехпсалмиями дневных часов палестинского Часослова.

Молитвы и гимнография, сопровождающие ряды 12 псалмов

Согласно прп. Иоанну Кассиану Римлянину, в «Правиле ангела» псалом каждого часа сопровождался молитвой; простая последовательность «псалом – молитва» фактически представляла собой основную структуру ежедневных последований. Основываясь на предположении о прямой связи древнего ряда 12 дневных и 12 ночных псалмов с древним егип. монашеским Часословом, можно ожидать, что в связи с этим рядом должна была сохраниться и соответствующая система суточных молитв. Однако древнейшие списки дневных и ночных псалмов ограничиваются лишь указанием их номеров, а в позднейших рукописях молитвы или не указываются, или указываются с очень большими вариациями от памятника к памятнику.

Тем не менее в нек-рых источниках XI в. и позднейших система суточных псалмов имеет литургическое обрамление, включающее различные молитвословия и христ. гимнографию. При этом такое обрамление могут получать как каждый из псалмов в отдельности, так и их сочетания – двухпсалмия и трехпсалмия. Оформление 24 суточных псалмов в виде 24 отдельных «малых» часов (противопоставляемых здесь 4 «великим») сохранилось в рукописи Athen. Bibl. Nat. 15, XII в., на основе к-рой (с привлечением Paris. gr. 331 и Leimonos. 295) Фундулис предложил свою реконструкцию акимитского Часослова (Θουντούλης. 1994r); каждый из 24 «малых» часов здесь состоит из Трисвятого (здесь и ниже под этим термином понимается комплекс молитв, начиная с Трисвятого и заканчивая «Отче наш»), «Приидите, поклонимся», псалма, «Аллилуия… Господи, помилуй. Слава… И ныне…», тропарей и богородична, 15-кратного «Господи, помилуй» и молитвы. В Часослове Sinait. gr. 868 система 12 ночных псалмов также оформлена в виде 12 отдельных часов, сопровождаемых полунощницей. Структура этих часов сходна с изложенной в Athen. Bibl. Nat. 15, но в Sinait. gr. 868 на первых 6 часах дано лишь по одному тропарю с богородичном, а на оставшихся часах тропарей вообще нет, и ничего не сказано о многократном «Господи, помилуй» после тропарей. В груз. Часослове Hieros. S. Crucis. Iber. 127 система 12 ночных псалмов представлена в виде 6 двупсалмных ночных часов, каждый из к-рых начинается с вводных молитвословий и «Приидите, поклонимся», за к-рыми следуют 2 псалма, «Слава…», Трисвятое, тропари и 40-кратное «Господи, помилуй»; особых молитв нет.

В тех древнейших сохранившихся древнерус. Часословах, к-рые имеют в составе 12 ночных псалмов, они оформлены в виде трехпсалмий, каждое заключается «Слава…», Трисвятым, тропарями и многократным «Господи, помилуй»; молитвы в конце всего последования (см. выше). Практически такой же вид Д. п. ч. имеет и в совр. изданиях – он состоит из 4 трехпсалмий (1-е: Пс 26, 31, 56; 2-е: 33, 38, 40; 3-е: 69, 70, 76; 4-е: 101, молитва Манассии, вседневное славословие, молитва св. Евстратия), каждое заключается Трисвятым (проч. обычные для псалмов вводные и заключительные краткие молитвословия не указаны), серией из 2 тропарей и богородична покаянного содержания (разные для каждого из трехпсалмий) и 30-кратным «Господи, помилуй»; Д. п. ч. открывается обычным началом и заканчивается отпустом.

Ист. и лит.: Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности. VI: Послание архим. печерского Досифея священно(иноку) Пахомию о святогорском уставе иноческого келейного правила // ИОРЯС. 1903. Т. 8. Кн. 2. С. 65-68; Диаковский Е. П. Последование ночных часов: (Чин 12 псалмов) // ТКДА. 1909. Т. 2. № 7/8. С. 546-595; он же. Последование часов и изобразительных: Ист. исслед. К., 1913; Скабалланович. Типикон. Вып. 1; შანიმე მ. ფსალმუნის მველი ჟართული რედაჟციები X-XIII ს. ხელნაწერების მიხედვით. თბილისი, 1960. (მველი ჟართული ენის მეგლები; 11); Θουντούλης ᾿Ι. Μ. ῾Η εἰκοσιτετράωρος ἀκοίμητος δοξολοϒία̇ Ϫιατριβὴ ἐπ διδακτορία. ᾿Αθῆναι, 1963 [= idem. Εἰκοσιτετράωρον ὡρολόϒιον // Idem. Κείμενα λειτουρϒικῆς. Τ. 1: ᾿Ακολουθίαι τοῦ νυχθημέρου. Θεσσαλονίκη, 1994. Σ. 329-421]; Derda T. Deir el-Naqlun: The Greek Papyri. Warsz., 1995. Vol. 1; Corrigan K. Visual Polemics in the 9th Cent. Byzantine Psalters. Camb., 1992; Слива Е. Э. О нек-рых церковнослав. Часословах XIII-XIV вв.: Особенности состава // Русь и южные славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894-1987). СПб., 1998. С. 185-197; он же. Часословы студийской традиции в слав. списках XIII-XV вв. // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 91-106; Syméon leStoudite. Discours ascétique / Introd., texte et notes par Hilarion (Alfeyev); Trad. par L. Neyrand. P., 2001. (SC; 460); Frøyshov S. R. L’Horologe «géorgien» du Sinaiticus Ibericus 34: Diss. P., 2003; idem. Bønnens praksis i den egyptiske ørkenmonastisismen: En innledende studie // Norsk Teologisk Tidsskrift. Oslo, 2005. Vol. 106. P. 147-169; Maxime (Leila) Ajjoub. Livre d’Heures du Sinaï (Sinait. gr. 864). P., 2004. (SC; 486); Parpulov G. Toward a History of Byzantine Psalters: Diss. Chicago, 2004.

Источник

ДВЕНАДЦАТИ ПСАЛМОВ ЧИН

богослужебное последование, основу к-рого составляют 12 определенных псалмов. Хотя в принятом ныне в правосл. Церкви Типиконе и др. текстах, регламентирующих литургическую практику, Д. п. ч. не упоминается, он тем не менее включен во мн. издания Следованной Псалтири и Каноника (в т. ч. в совр. русские, где он обычно помещен под заглавием: чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают. ученые XIX в. видели в этом Досифее киево-печерского подвижника XIII в. (см., напр.: История РЦ. Кн. 2. С. 379-380), но, как показал Н. К. Никольский, упомянутое в заглавии святогорское правило принес на Русь живший ок. кон. XIV в. Досифей, игум. нижегородского Печерского мон-ря (Никольский. 1903); в сохранившемся тексте этого правила Д. п. ч. не назван, а последование 12 псалмов встречается уже в древнерус. рукописях XIII в.).

чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают

Чин двенадцати псалмов. Псалтирь. 1781 г. (РГБ)

Чин двенадцати псалмов. Псалтирь. 1781 г. (РГБ)

Древний ряд

Древнейшая рукопись, описывающая ряды из 12 ночных и 12 дневных псалмов,- это Александрийский кодекс Библии V в. (Fol. 532v); номера (в их чтениях возможны ошибки) дневных псалмов здесь: 8, 29, 1, 41, 50, 6, 69, 4, 111, 140, 105, 120; ночных: 74, 29, 54, 6, 4, 40, 51, 80, 86, 95, 21, 56; здесь также указано по 3 псалма для утренней и вечерней служб, т. е. приведены краткие указания о составе целого Часослова. Следующим по времени свидетельством об этом Часослове является папирусный фрагмент 2-й пол. VI в. P. Naqlun inv. 72/8 (см.: Derda. 1995. P. 89-90), содержащий лишь номера 12 дневных псалмов (в основном совпадают с указанными в Александрийском кодексе, кроме псалмов для 8-11-го часов). Можно предположить (см.: Frøyshov. 2003. P. 555), что описанный в этих памятниках егип. происхождения круг из 24 суточных служб восходит к практике егип. монашества IV в. и соответствует «Правилу ангела», описанному еп. Еленопольским Палладием (Лавсаик. Гл. 32) и прп. Иоанном Кассианом Римлянином (De inst. coenob. II 4-6; III 2), где каждый час состоял из псалма и молитвы.

Новый ряд

Начиная с XIII в. в рукописях хорошо представлен новый ряд из 12 ночных псалмов, не имеющий при себе соответствующего ряда из 12 дневных псалмов; к нему относится и Д. п. ч. согласно совр. богослужебным книгам. Возможно, новый ряд происходит из студийской практики; во всяком случае он хорошо известен по рукописям, связанным с послеиконоборческой студийской традицией. Уже в X в. прп. Симеон Благоговейный (Студит) рекомендовал включать 12 псалмов в состав келейной ночной молитвы («Аскетическое поучение», главы 24-25). В южноитал. студийском Типиконе Vat. gr. 1877, 1292 г., в конце великопостного великого повечерия предписано петь 12 псалмов, объединенных в 4 группы по 3 псалма (29, 30, 31; 34, 39, 40; 43, 60, 69; 70, 76, 139; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 875-876). В груз. Часослове студийского типа Hieros. S. Crucis. Iber. 127, XII-XV вв., выписано 6 ночных часов, в каждом из к-рых по 2 псалма (16, 26; 30, 31; 39, 40; 56, 70; 85, 117; 142, 144).

Среди слав. студийских Часословов новый ряд есть в рукописях РНБ. Q. п. I. 57, XIII в.; Соф. 1052 и О. п. I. 2, XIV в., а также ЯМЗ. 15481, XIII в., в к-рой раздел с ночными часами оказался утрачен, тогда как дневной раздел содержит отдельные 3-псалмные службы 12 часов дня, выбор псалмов для них не совпадает с древним рядом дневных псалмов (но, согласно РНБ. Q. п. I. 57, совпадает с выбором псалмов на «почасиях») (см.: Слива. 1999. С. 99-106). Последование 12 ночных псалмов в слав. студийских Часословах озаглавлено как «великий мефимон» (т. е. великое повечерие; так в РНБ. Q. п. I. 57 и О. п. I. 2) или как «ночные часы» (так в РНБ. Соф. 1052 и ЯМЗ. 15481) и содержит перемежаемые дополнительными молитвословиями 4 трехпсалмия (псалмы: 26, 31, 56; 37, 38, 40; 69, 70, 76; 101, молитва Манассии, Пс 50), замыкающиеся вседневным славословием (см. ст. Великое славословие), 5 тропарями на каждый из 8 гласов, молитвой св. Евстратия (нач.: чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть фото чин двенадцати псалмов для чего читают. Смотреть картинку чин двенадцати псалмов для чего читают. Картинка про чин двенадцати псалмов для чего читают. Фото чин двенадцати псалмов для чего читают), отпустительными тропарями и неск. молитвами (см.: Слива. 1998. С. 188, 193-194),- это последование в очень большой степени совпадает с печатаемым в совр. богослужебных книгах Д. п. ч.

Если новый ряд 12 ночных псалмов действительно происходит из студийской практики, то можно предположить наличие связи между новым рядом псалмов и древней к-польской традицией акимитского богослужения, к к-рой в доиконоборческую эпоху принадлежал Студийский мон-рь (а если верно и это предположение, то «новый» (к-польский?) ряд ночных псалмов оказывается не менее древним, чем «древний», восходящий к егип. традиции). Можно также предположить, что недостающую дневную часть нового ряда следует искать в 12 «дневных часах» Часослова ЯМЗ. 15481, т. е. в «почасиях», или междочасиях, хорошо известных по различным Часословам и Следованным Псалтирям, включая современные.

Принципы выбора псалмов в древнем и новом рядах

Несмотря на то что присутствие, согласно палестинскому Часослову, шестопсалмий на великом повечерии и утрене (т. е. на 2 древних ночных службах), к-рые в сумме дают 12 псалмов, напоминает системы 12 псалмов древнего и нового рядов, связи между этими рядами и шестопсалмиями великого повечерия и утрени нет; нет связи и между древним рядом 12 дневных псалмов и 4 трехпсалмиями дневных часов палестинского Часослова.

Молитвы и гимнография, сопровождающие ряды 12 псалмов

Ист. и лит.: Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности. VI: Послание архим. печерского Досифея священно(иноку) Пахомию о святогорском уставе иноческого келейного правила // ИОРЯС. 1903. Т. 8. Кн. 2. С. 65-68; Диаковский Е. П. Последование ночных часов: (Чин 12 псалмов) // ТКДА. 1909. Т. 2. № 7/8. С. 546-595; он же. Последование часов и изобразительных: Ист. исслед. К., 1913; Скабалланович. Типикон. Вып. 1; შანიმე მ. ფსალმუნის მველი ჟართული რედაჟციები X-XIII ს. ხელნაწერების მიხედვით. თბილისი, 1960. (მველი ჟართული ენის მეგლები; 11); Θουντούλης ᾿Ι. Μ. ῾Η εἰκοσιτετράωρος ἀκοίμητος δοξολοϒία̇ Ϫιατριβὴ ἐπ διδακτορία. ᾿Αθῆναι, 1963 [= idem. Εἰκοσιτετράωρον ὡρολόϒιον // Idem. Κείμενα λειτουρϒικῆς. Τ. 1: ᾿Ακολουθίαι τοῦ νυχθημέρου. Θεσσαλονίκη, 1994. Σ. 329-421]; Derda T. Deir el-Naqlun: The Greek Papyri. Warsz., 1995. Vol. 1; Corrigan K. Visual Polemics in the 9th Cent. Byzantine Psalters. Camb., 1992; Слива Е. Э. О нек-рых церковнослав. Часословах XIII-XIV вв.: Особенности состава // Русь и южные славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894-1987). СПб., 1998. С. 185-197; он же. Часословы студийской традиции в слав. списках XIII-XV вв. // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 91-106; Syméon le Stoudite. Discours ascétique / Introd., texte et notes par Hilarion (Alfeyev); Trad. par L. Neyrand. P., 2001. (SC; 460); Frøyshov S. R. L’Horologe «géorgien» du Sinaiticus Ibericus 34: Diss. P., 2003; idem. Bønnens praksis i den egyptiske ørkenmonastisismen: En innledende studie // Norsk Teologisk Tidsskrift. Oslo, 2005. Vol. 106. P. 147-169; Maxime (Leila) Ajjoub. Livre d’Heures du Sinaï (Sinait. gr. 864). P., 2004. (SC; 486); Parpulov G. Toward a History of Byzantine Psalters: Diss. Chicago, 2004.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *