четки с черепами что значат
Даже спокойный человек иной раз вздрогнет при взгляде на нечто с пустыми глазницами и зловещим оскалом. Тем более шокирующей может показаться мысль использовать изображение черепа в качестве изящного кулона или кокетливой броши. Однако находится немало желающих примерить подобное.
Здесь дело не только в желании выделиться из толпы и продемонстрировать свою оригинальность. К такому выбору всегда подталкивают явные или скрытые ассоциации. Череп – один из древних символов, и притом весьма неоднозначных. С течением времени его смысл неоднократно менялся, однако общие тенденции часто оставались прежними.
Бренность земного и путь к просветлению
Чаще всего череп воспринимается как олицетворение смерти, что вполне логично. Его изображение с древности призвано было служить напоминанием о конечности пребывания на земле. Кроме того, созерцание зловещего символа должно было помочь преодолеть страх смерти. Для воинов это было очень актуально.
Но конечен не только человек – рано или поздно к финалу подойдёт существование всей цивилизации. Поэтому популярность изделий в виде черепа нередко становилась своеобразным отражением эсхатологических настроений. Ожидающие конца света видели в мёртвом оскале символ приближения конца земной истории. Подобные настроения и в наши дни имеют место.
Череп выступал и как знак отречения от земных радостей в целях достижения просветления. Так он воспринимался индийскими йогами. У тибетских монахов бытовали чётки, где каждая из бусин выглядела как миниатюрный череп. Окостеневшая голова была атрибутом грозных божеств, которые одновременно воспринимались и как защитники.
Жизненная энергия и защита от зла
Череп нередко был жизнеутверждающим символом и наделялся таинственными свойствами приносить здоровье и богатство. Здесь присутствует определённая логика. Кости головы являются наиболее прочными и сохраняются очень долго – даже когда остальной скелет рассыпается прахом. Поэтому череп воспринимался как вместилище энергии.
Кельты считали, что изображение черепа способно придать необходимые силы в нужный момент. Похожие поверья были и у американских индейцев. В китайской традиции череп был местом средоточения энергии ян. Поэтому даосских бессмертных изображали с головой огромного размера – это служило знаком безграничных жизненных сил.
Для кого-то элегантный череп на цепочке станет амулетом, защищающим от происков тёмных существ, враждебных человеку. Такое назначение данного атрибута является очень древним. Не оставляют без внимания череп и желающие примерить на себя образ тибетского монаха или даосского отшельника – здесь налицо связь с этническим направлением в моде.
Дизайнеры украшений не оставляют без внимания стремление жителей XXI века к экстравагантности. Появляются ювелирные цепочки, где каждое звено – маленький череп. Он нередко изображён достаточно стилизованно, поэтому приходится приглядеться, чтобы увидеть его очертания.
Перстни, цепи, браслеты из недрагоценных металлов – настоящая находка для любителей всего одиозного. Жаждущие романтики усмотрят параллель с пиратской символикой, особенно с легендарным «Весёлым Роджером», без которого не обходятся морские приключения.
Каждый волен решать, надевать такие украшения или нет. Однозначно не стоит носить их с деловым костюмом в официальной обстановке. В других случаях следует взвесить ряд аспектов, прежде всего отношение окружающих людей. Не все воспринимают подобную символику как положительную, а чужие чувства и взгляды необходимо уважать.
ШКОЛА ШАКТИ
Школа Ашрам Каула Тантра Йоги
Четки
Джапа-Мала или Чётки
«Садхака украшенный [малой с] человеческими черепами является самим деватой».
Мала (чётки) являются неотъемлемой частью садханы, их используют для подсчета мантр, во время самостоятельной джапа медитации, на муртии или изображении деваты и также янтры.
Чётки также играют роль опознавательного знака для посвящённых, указывая на принадлежность к определённой ачаре и бхаве, а также тип духовной практики хозяина чёток.
«Четки из великой раковины (т.е. из человеческой кости), дающие исполнение всех желаний, используются [только] героями (Вира-бхава), в местах [пребывания] героев, о Прекраснотелая! [Никто другой] не должен их использовать, они порождают беспокойства. Поэтому лучшими садхаками для джапы используются четки из горного хрусталя.» /II.152-153/ Свачханда тантра
Чётки практикующих тантра-садхану изготавливаются с красной нитью и кистью, и зачастую выглядят в форме черепа. И это не случайно, ведь череп это символ смерти, и чем больше человек медитирует о смерти и принимает её, тем более плодотворной становится его жизнь и садхана. Через такую практику по-другому воспринимается жизнь и истинные ценности – служение другим, любовь, радость каждого мгновения. Мала из кости в виде черепов, является постоянным напоминанием о смерти. Только тот кто не боится смерти, способен стать бессмертным, но и не стремится собственно к бессмертию, может достичь Высшего Освобождения.
Начинающим же садхакам, хорошо подойдут чётки из рудракши или горного хрусталя.
Джапа медитацию необходимо начинать с очищения себя, внешне и внутренне, причём без очищения пранаямой, а только лишь физически, тело не считается очищенным и готовым к практике, ну и конечно также необходимо сделать обычные ньясы.
«Мала (чётки) из тридцати частей даруют богатство;
из двадцати семи – здоровье;
из двадцати четырех – освобождение;
из пятнадцати – силу подчинять;
а из пятидесяти – все совершенства».
Почтив чётки и троекратно посвятив им тарпану с вином из шри-патры и с мула-мантрой, следует, полностью обуздав свой ум, делать джапу.
Перед использованием малы, её следует очистить освящением.
Мантры для освящения чёток даёт непосредственно Гуру, но мы приведём основные:
Раковины: Om Hrim Hrim Om Muktamalini Shrim Shrim Svaha.
Жемчуг: Om Hrim Hrim Om Muktamalini Shrim Shrim Svaha.
Горный хрусталь: Om Ah Hram Hram Arkamale Hram Svaha.
Рудракши : Om Ah Shrim Hrim Rum Rudrakshamalini Shuddha Bhava Svaha.
Туласи: Om Shrim Om Strim Tulasi Vaishnavi Vaushad Svaha.
Рубин: Om Trom Dhum Manimale Manohare Svaha.
Семена лотоса: Om Prim Om Padma Akshamalini Hsauh Svaha.
Кость: Hrim Shrim Klim Hram Sauh Dantamale Mundamale Prim Strim Hsauh Svaha.
После очищения чёток с соответствующей мантрой, приступают к джапе используя свою ишта-мантру, данную во время дикши. Если у вас нет посвящения-дикши и соответственно нет ишта-мантры, то читать любую понравившуюся мантру не стоит, это может быть не только бесполезно, но и опасно.
«Те, которые не будучи посвящены, совершают пуджу, джапу и обряд — шудра [и он] отправится в ад, брахман последует низшим путем.
Не будет удачи для них, подобных непророщенному семени. Без Деви дикши, нет сиддхи, нет истинного пути. Поэтому со всем старанием, следует быть посвящённым учителем. Необходимо исследовать [мантру посредством] чакры. Непосвященный после смерти отправится в ад Раурава, поэтому следует всегда старательно выполнять дикшу [согласно] тантрам. /III.13-16/ Рудраямала тантра
Поэтому адикшита (непосвящённым) садхакам во время джапы следует читать
пятислоговую мантру (паньчакшара) «Намах Шивайя», посвящения в которую нет необходимости.
Паньчакшара-мантра бывает шести видов: стхула-паньчакшара (Намах Шивайя), сукшма-паньчакшара (Ши-вайя намах), карана-паньчакшара (Шивайя-Шива), маха-карана-паньчакшара (Шивайя), махаману-, или мукти-паньчакшара (Ши).
Можно совершать джапу с любой мантрой из этих шести видов.
Сидеть следует в падма-сане или сукхасане, лицом на восток или север, в тихом месте или комнате. Повторяйте паньчакшару и медитируйте на образ Господа Шивы. Удерживайте сознание на образе янтры в сердце или в промежутке между бровями.
При выполнении джапы большой палец способствует достижению освобождения;
указательный – уничтожению врагов;
средний – обретению богатства;
безымянный – приносит успех в умиротворяющих ритуалах;
мизинец – в сдерживающих ритуалах и все пальцы – подчиняющих ритуалах.
При тантрической Джапа медитации используют только правую руку. Важно правильное положение пальцев. Держать малу следует между большим и средним пальцем, перебирая бусины «внутрь ладони», указательный палец и мизинец оттопырены и держаться ровно. Большой палец собирает бусины внутрь, так как другое направление – рассеивает энергию. Дойдя до главной бусины «Меру» или «головы мала», направление меняют, чтобы не потерять собранную энергию.
В основном мантры читают на уровне сердца. Но если мантры используют для умножения силы, ума и богатства, то тогда чётки перебирают на уровне пупка.
Часто малу держат у сердца потому, что во время чтения мантр бусины пропускаются между пальцами в резонанс с ударами сердца. Так производится звук, который постепенно усиливается и развивается сила мантры внутри самого себя.
При чтении мантры после каждого раза передвигают одну бусину в сторону тела, и тогда энергия направляется прямо в область сердца. В обратном направлении, то есть от тела наружу, бусины перемещают в тех случаях, когда нужно остановить внешние негативные энергии и воспрепятствовать их проникновению.
Завершается джапа в обычным тантрическим методом, с размещением дыхания в сердце. При использовании чёток и для приобретения плода джапы следует также использовать антар тратаку концентрируясь на главном аспекте янтры. Циклы повторения мантры должны быть 27:54:108 и более, в соответствии с волей или рекомендацией Гуру.
Джапа-мала это Божественная суть, и к ним следует относится как к Богу, и в них энергия Бога и того кто практикует джапу, поэтому чётки следует держать на безопасном расстоянии от других людей, когда ними не используются.
В основном малу носят на шее, не давая остыть без человеческого тепла и тем самым всегда памятуя о садхане, также возможно для хранения малы использовать специальный мешочек.
Мала никогда не должна касаться земли. Если это произойдет, чётки должены быть переосвящены. Тоже самое касается таких моментов когда рвётся нить или разрушается бусина.
Практикуя джапа медитацию регулярно, ваше сердце очистится. Все самскары и грехи будут сожжены полностью. Вы достигнете шива-йога-ништхи, или нирвикальпа-самадхи. Вы обретете прославленную Шивападу, или Шивагати и станете едины с Шивой и Шакти. И насладитесь вечным блаженством ананды и станете бессмертны.
Символы в мужских украшениях. Череп.
Череп является одним из самых популярных символов, используемых в мужских украшениях и аксессуарах.
Поклонников данного символа можно обнаружить среди представителей разных субкультур. С чем связана такая популярность? Что символизирует череп?
Во все времена череп нес в себе элементы таинственности. Череп можно встретить в разных культурах, в мифологии. Так, например, в Латинской Америке череп означает: «Помните о том, что вы должны умереть» (лат. mementō morī). На первый взгляд, эта фраза кажется удручающей, но ведь это правда жизни: напоминание о том, что жить нужно более полно и осознано. Не тратить время попусту, откладывать любовь, свои увлечения и саму жизнь на потом, когда будет больше денег, времени, социального статуса и т.п.
Череп, отделенный от остальной части тела символизирует черную магию. Кельтские племена обнаружили много откликов смерти в доколумбовой культуре Америки. Кельты всегда верили, что черепа содержат душу их владельца, поэтому оберегали и демонстрировали черепа своих предков с особой осторожностью, а также важных вражеских персон, которые погибли в сражениях. Кельты приносили в свои храмы черепа поверженных врагов, чтобы подчинить себе жизненную силу погибших, и этому примеру следовали многие другие народы, находившиеся на низшей стадии развития. Ту же цель преследовали и некоторые племена североамериканских индейцев, у которых существовал обычай скальпировать пленных врагов.
Довольно широкое распространение у древних получил и обычай изготавливать из черепов чаши. Когда человек пил из такого сосуда, он вместе с напитком, содержавшимся в нем, как бы поглощал и жизненную силу, сохранявшуюся в черепе.
Некоторые Буддийские секты используют декоративные человеческие черепа как амулет, напоминающий им о том, что жизнь священна. Во многих культурах череп – воплощение таинственной силы (манны). У некоторых племен, в верховьях Амазонки, существуют священные места, где они хранят черепа. Считается, что духи умерших, кому принадлежали черепа, подчиняются человеку, хранившему эти черепа. Они способны отпугивать враждебных, злых демонов, а также сила принадлежащая человеку становится вашей, тем самым увеличивая вашу силу и мощь.
Во многих традициях, особенно на Востоке, череп рассматривался как вместилище духа, жизненной энергии и интеллекта.
Со второй половины XX века устрашающую эмблему черепа с некоторыми второстепенными элементами — молниями, крыльями и т.д. — начали использовать в своей символике «коммандос» и военизированные подразделения спецслужб США.
В нашей стране эмблема черепа, как знак, предупреждающий об опасности, применялась не военными, а техническими службами. С этой целью череп изображался на бутылях с ядовитыми веществами, на складах боеприпасов, а в сочетании с зигзагом молнии, как знак опасного напряжения, — на высоковольтных столбах и трансформаторных будках.
Как можно заметить, данный символ дуален: он заключает в себе два противоположных значения. Череп одновременно является и символом смерти и символом противостояние ей.
Значение мертвой головы в традиционной системе символов
Мертвая голова – вовсе не символ смерти
Исторический факт, который однозначно связал символику черепа со смертью, – использование образа мертвой головы на шевронах, фуражках и касках войск СС в фашистской Германии. В этом случае и не скрывалось, что череп – свидетельство готовности этих людей к безжалостному уничтожению всех, кто мешает торжеству идей нацизма.
И все же не стоит сводить символику мертвой головы лишь к идее уничтожения. На самом деле мировая культура предоставляет гораздо больше свидетельств совсем другого. Образ черепа изначально трактовался самыми разными народами как знак скорее бессмертия, силы жизни, плодородия, божественной мудрости, знаний, защиты предков. Воины воспринимали его как эмблему доблести и готовности отдать жизнь в бою за Родину.
берет свое начало еще с раннего палеолита. Люди каменного и бронзового веков почитали черепа мертвых как сильные обереги, вместилища особой энергии. К таким выводам пришли этнографы после анализа древнейших могильников и святилищ, найденных в процессе раскопок в Европе, Азии, Африке, Австралии и обеих Америках. Люди прошлого делали из черепов предмет поклонения. Они обрабатывали их с помощью травяных отваров, полировали, украшали резьбой, обтягивали кожей, оправляли в золото и серебро. После этого черепа помещались в родовые усыпальницы и священные места. Там они должны были охранять почитающие их племена от болезней и гибели, неурожаев, падежа скотины, женского бесплодия и прочих бед и неприятностей.
Языческие поверья многих народов утверждали, что именно в голове, то есть в черепе, сосредоточены все жизнеобеспечивающие качества личности. Поэтому такой желанной добычей для любого воина был череп врага, который часто использовался в качестве пиршественной чаши. Это означало взять себе силу и доблесть погибшего. Недаром печенежский князь Куря сделал себе роскошную чашу из головы убитого им великого воина князя Святослава, сына Ольги. Кроме того, у многих племен головами (часто – предков) было принято охранять свои поселения, амбары, загоны для животных. Считалось, что череп, зарытый в поле, поможет земле дать хороший урожай и убережет ее от засухи.
В более поздние времена поклонение черепу приняло более сложные формы. Он стал ассоциироваться с тем или иным божеством, делаясь его атрибутом.
Финикийская богиня луны, природы, материнства, урожая и изобилия Астарта (Иштар) иногда изображалась стоящей на груде черепов. Это подчеркивало ее связь с подземным миром мертвых, который становится источником жизни.
Скандинавский громовержец Тор носил кольцо, на котором, кроме всего прочего, была выбит череп. У викингов вообще чрезвычайно часто встречались рисунки и орнаменты, частью которых были бородатые мертвые головы предков, которые дают разные предсказания и советы склонившимся над ним людям.
Кельты тоже почитали черепа как священные предметы поклонения. Они считали их вместилищами души, самой сутью бытия. Кельты верили, что голова даже после смерти тела может продолжать полноценно жить, становясь особого рода божеством.
Древнеславянский бог солнца и плодородия Ярило в одной из рук держит череп. Наши предки считали мертвую голову превосходным оберегом от нечистой силы и болезней, поэтому не только насаживали черепа на колья около жилищ, но и клали их в постели.
тоже говорит не только о смерти, но и о вечной жизни через воскрешение. Всем известно, что на традиционном христианском распятии, кроме фигуры распятого Спасителя, изображен череп. Он находится внизу всей композиции и обозначает Адама, грехи которого Иисус омыл своей жертвенной кровью и тем самым искупил. Такая изобразительная традиция характерна как для православных, так и для католических и протестантских крестов, в том числе и могильных. Подробнее об этом, и многих других погребальных традициях, Вы можете прочитать на сайте компании «Данила-Мастер».
Само слово Голгофа (название горы, где был распят Христос) переводится с древнееврейского как «место лба (черепа)». Христианские отцы церкви, ссылаясь на древних раввинов, в один голос утверждали, что это название дала горе именно могила Адама. Кровь Иисуса освятила череп, и с этого момента адамова голова стала символом спасения человечества от грехов, знаком искупления и воскресения из мертвых. На старых христианских фресках можно увидеть рисунок черепа, наполненного кровью. Так он ассоциируется еще и со Святым Граалем.
Черепа украшают кресты и облачения православных монахов схимников, которые отказались от материального мира, чтобы возродить свою душу к вечной жизни. Один из общеизвестных исторических примеров такого рода – это рассказ о русских воинах-черноризцах Пересвете и Ослябе, которых Сергий Радонежский дал Московскому великому князю Дмитрию Ивановичу для битвы с монгольским войском на Куликовом поле. Их видели издалека благодаря не только черному облачению, но и ярким белым знакам черепов на ней. Оба монаха погибли за веру и землю Русскую.
Католическое христианство тоже почитало адамову голову не только как знак смерти и бренности, но и в качестве священного предмета, дающего жизнь и здоровье, укрепляющего веру. Особенно ярко это проявилось в период раннего Средневековья. Нередко в западных монастырях и церквях черепа местных святых употреблялись в качестве чаш, из которых пили для излечения от эпилепсии, лихорадки, для предотвращения эпидемии чумы. Эти священные сосуды оковывались серебром, орнаментировались узорами и покрывались символическими знаками.
– это еще одна знаковая ипостась мертвой головы. Многие считают его символом пиратства. Но этот улыбающийся череп с перекрещенными под ним саблями на самом деле был характерным знаком совсем не многих пиратских экипажей и их предводителей. Пожалуй, точно его использовали только Калико Джек Рэкхам, Эммануэль Уинн, Кристофер Кондента и Эдвард Инглэнд. Остальные предводители вольных разбойничьих судов предпочитали другие узнаваемые картинки. Пиратские черепа выглядели по-разному, но у всех был один повторяющийся признак: улыбка. Она говорила о том, что ходящие под флагом Веселого Роджера джентльмены удачи берут на абордаж чужие суда не убийства ради, а всего лишь для грабежа и взятия пленных, за которых можно получить хороший выкуп.
В России адамовой голове всегда придавали большое духовное значение и связывали ее с православием. Ее изображение использовали не только сражавшиеся с врагом монахи, но и обычные воины.
На Куликовом поле черное знамя с черепом развевалось над Засадным полком князя Владимира Серпуховского Храброго.
Михаил Воротынский (воевода Ивана Грозного) победил малым войском под Молодями огромные силы крымского хана Девлет Гирея. Храбростью отличился передовой полк опричника Хворостинина, который бился под стягом с адамовой головой.
продолжается прежде всего в современных субкультурах. В значении злой, дьявольской силы он используется сатанистами и готами. В древнем понимании черепа как вместилища жизненной энергии и оберега от несчастий он понимается культурами рокеров и байкеров. Очень популярными картинки с разного рода черепами остаются у любителей татуировок.
Например, Веселого Роджера в разных исполнениях накалывают в знак лихости и молодого куража.
В уголовной среде татуировка с черепом говорит о том, что ее хозяин принадлежит к воровской касте.
Череп с розой и лентой с именем обозначает любовь до гроба.
Мертвая голова со змеей – это мудрость и знание.
Череп с огнем – смелость и ненависть.
В современном мире трактовки практически любых символов размываются и носят произвольный характер. Значение мертвой головы также расширилось и часто наполнено индивидуальным пониманием.
Наши специалисты знают, как трактовать символы и знаки, как оформить памятник так, чтобы он максимально отражал Ваше видение о памяти о близком Вам человеке.