черпак норма выражение что означает
Поговорки с зоны
Артист-куплетист, мясник-фокусник. (о бойком, подвижном специалисте).
Балдоха светит, но не греет (Дословно, хоть солнце и светит, но тепла от него нет. Иносказательно. Что толку от чего-то, если от этого нет выгоды. Например, есть популярность, слава и уважение. Но, что толку от этого, если все это не приносит определенных дивидендов в денежном эквиваленте).
Бздило мученик. (о трусе).
Б..яди и вору долго оправдываться.
Ваша не пляшет. (имеется в виду «не ворам не везет»).
Витамин «С» (Це): сальце, маслице, винце.
Вот: дали ему год, отсидел 24 месяца и досрочно освободился.
Вор ворует, остальные вкалывают.
В поле ветер, в жопе дым (о легкомысленном человеке).
Глаз-ватерпас, ухо зверское (о специалисте высокого класса).
Где жид прошел, там делать нечего.
Гуляш по коридору, отбивные по ребрам (о лагерном пайке).
Девяносто девять плачут, один смеется.
Дела, как в Польше: тот прав, у кого хер больше.
Деляга с периловки (о подозрительном человеке).
Дунька-вырви глаз (об энергичной бедовой женщине).
Если зайца долго бить, можно научить курить.
Ему легче бздеть, чем нам нюхать (о человеке, находящемся в лучшем положении).
Ему бы голову оторвать и дать в руки поиграться.
Жалко парня, а как подумаешь, так и черт с ним!
Жадность фраера сгубила.
За стукачом топор гуляет.
И рыбку съесть, и на х… сесть.
Конь бздиловатый (о трусе).
На безрыбье и раком встанешь.
На чужом х… в рай въехать.
Не верь, не сцы, не проси.
Не бзди, Макар, я сам боюсь!
Лучше меньше, но больше.
Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан.
Лучше маленький Ташкент, чем большая Колыма.
Лучше уснуть фраером, а проснуться вором.
Мы работы не боимся, но работать не пойдем!
Он как мартышка: все хитрит, а жопа голая.
Пил бы, ел бы, срал бы, спал бы, да не работал николды.
Недолго музыка играла, не долго фраер танцевал.
Пусть лошадь пашет, она сильная.
Сидел, знаю. Вся жопа в шрамах (о приблатненном человеке).
Смеется тот, кто сильный.
Хоть жопой жуй (ешь)! (об изрядном количестве чего-либо).
Хитрый Дмитрий: насрал в штаны, а говорит «ржавчина».
Хрен на блюде, а не люди.
Человек твердый, но жопа мягкая (о показушном человеке).
Черный список: слова, которые мы зря произносим, не зная их происхождение
Спойлер: они из словаря уголовников. И часть из них успела прижиться в вашем лексиконе.
Богатый русский язык невозможно представить без жаргонизмов — слов или словосочетаний, которые употребляют определенные группы носителей языка. К примеру, каждый любитель компьютерных игр с легкостью ответит, что такое «респаун» (возвращение персонажа к жизни после того, как он был убит). А из армейского жаргона в повседневную жизнь перекочевало слово «салага».
Ни для кого не секрет, что свой жаргон есть и у преступников. Более того, многие выражения нам знакомы, а некоторые и вовсе стали привычными. Если вы знаете, что такое «ботать по фене», но никогда не слышали про «пахана» и «баклана», приготовьтесь к небольшому ликбезу. Рассказываем про словарь уголовников, которым не стоит пользоваться.
© кадр из фильма «Воздушная тюрьма» слова уголовников, уголовный жаргон
История воровского жаргона
У уголовного жаргона есть несколько целей: во-первых, благодаря «фене» участники преступного сообщества могут отделиться от социума и противопоставить себя законопослушным гражданам. Не менее важное предназначение жаргона — запутать стороннего слушателя, ведь смысл беседы заключенных для него становится абсолютно непостижимым. В воровском жаргоне отражена иерархия мира преступников: авторитеты слышат в свой адрес уважительные выражения, а вот те, кому не удалось подняться на верхние ступени иерархии, являются носителями обидных кличек.
Жаргон зародился очень давно: примерно в XIX веке преступники заимствовали арго, использовавшийся бродячими торговцами офенями — так появилось знакомое название «феня». В воровском жаргоне присутствуют слова из идиша (еврейский язык германской группы), заимствования из украинского и других языков. Особый язык исправительных колоний прославили писатели в 1930–1950-е годы: в своих трудах его употребляли Дмитрий Лихачев и Александр Солженицын. В результате многие слова из воровского жаргона перешли не только в разговорный, но и в литературный русский язык.
Слова, которые стали для нас привычными
Зачастую во время речи мы не задумываемся, откуда в наш язык пришло то или иное слово. А ведь многие выражения, которые стали для нас обыденностью, появились в лексиконе именно из воровского жаргона. Приводим самые распространенные варианты.
«Понт»
В арго у термина было несколько трактовок: отвлечение внимания; действие, которое совершают напоказ; демонстрированная роскошь. Популярность к слову «понт» пришла еще в дореволюционное время. В нулевые оно распространилось среди молодежи — так описывали что-то слишком вычурное. Кстати, когда-то «понтом» именовали жертву шулера, воровской прием, помогавший отвлечь ее внимание.
«Кент»
Если спросить, что значит «кент», большинство ответит «близкий друг» или «товарищ». Но мало кто задумывается, что в воровской среде «кентом» называют соучастника преступления или того, кто придерживается криминальных понятий.
© кадр из фильма «Воздушная тюрьма» слова уголовников, уголовный жаргон
«Косарь»
Почему тысяча рублей превратилась в «косарь»?
В жаргоне термин появился в XX веке, когда выпустили Государственный кредитный билет достоинством в тысячу рублей. Число, располагавшееся по краям, находилось под углом 45°. Купюру сначала прозвали «косой», а потом и привычным «косарем».
«Шестерка»
Сегодня «шестеркой» называют человека, который беспрекословно прислуживает кому-либо. В тюрьме шестерка — это тот, кто прислуживает ворам. Название произошло от самой младшей карты в колоде — такой символизм вполне понятен.
Выдержки из словаря преступников
Однако есть ряд терминов, которые не знакомы большинству из нас. Конечно, о значении некоторых выражений можно догадаться и без толковых словарей, но тюремный жаргон продолжает пополняться. Вот несколько ярких примеров.
«Хозяйский»
«Хозяин» — это начальник тюрьмы или полиции. Нетрудно догадаться, что «хозяйскими» прозвали заключенных, которые всегда выполняют распоряжения руководства. У таких людей есть еще несколько кличек — «козлы» или «черти».
© кадр из сериала «Побег» слова уголовников, уголовный жаргон
«Актировка»
Слово «актировка» означает процесс медосвидетельствования тяжелобольных заключенных. «Актировать» — досрочно освободить заключенного вследствие болезни.
«С воли не греюсь»
Нет, выражение не имеет ничего общего с температурой в камере или погодными условиями. Если заключенный сообщает, что он «не греется с воли», преступник подразумевает: близкие или родные не отправляют ему посылки или передачи.
«Заряжать фазана»
Эту птицу мы привыкли ассоциировать с заносчивыми персонами, ведь фазан — птица важная. Но в воровском жаргоне формулировка «заряжать фазана» имеет особое значение — врать, обманывать. Кстати, самими «фазанами» прозвали молодых и неопытных воров.
«Пахан»
Жаргонизм «пахан» считается одним из наиболее популярных. В уголовном сленге он обосновался еще в 60-е годы, и с тех пор слово не утратило актуальность. Первоначально «паханами» становились воспитатели малолетних преступников в СИЗО — это были заключенные в возрасте от 40 до 50 лет. Сегодня «паханами» зовут авторитетов в воровской среде, которые следят за порядком и урегулируют конфликты. «Пахан» не просто опытный вор, а настоящий наставник и лидер.
«Баклан»
В тюремном жаргоне слово «баклан» имеет строго негативный смысл. Термин появился в XIX веке: «бакланами» прозвали неопытных преступников. Сегодня «баклан» — это неопытный вор, хулиган или мелкий спекулянт. Авторитетного преступника никогда не назовут «бакланом», ведь под презрительным термином подразумевают глуповатого неудачника.
Пословицы и поговорки блатного русского народа
Размещённые здесь материалы даются в адаптированном виде, в сокращении. на самом деле, конечно, трактовки и комментарии более развёрнуты и подробны.
Буду благодарен за любую помощь.
БАБУШКА
*У бабушки лопату украл
Так определяют арестанты зэка, который отбывает наказание за незначительное преступление. Любопытна параллель с «Записками из Мёртвого дома» Ф. Достоевского: «у бабы простокишу съел, за то и кнута хватил». Образ несчастной бабушки, которую обкрадывает дебильный уголовник, чрезвычайно популярен в блатном фольклоре в качестве негативной характеристики уркагана, который способен только на мелкие, примитивные преступления. Вариантов множество. У Вадима Иноземцева встречаем, например:
«В счастливом детстве, сидя на горшке, залез к своей бабушке в карман за её пенсией и с тех пор не может остановиться».
(«Почему я не дарил тебе цветы. »)
Возможно, поговорка является закреплением в уголовном фольклоре реальных наблюдений и выводов из криминальной практики уркаганов; большинство из них и впрямь начинает с мелких краж, не брезгуя старушками, которые являются наиболее беспомощными жертвами. Этого не избежали даже многие авторитетные преступники. Например, если верить книге Ф. Бутырского и В. Карышева «Москва тюремная», так начиналась уголовная карьера известного вора в законе Паши Цируля:
ДАВАЙ
*Давай-давай х у е м подавился
Ходовой ответ арестантов на понукание «давай-давай!» или «давай!». Подобный словесный способ пробуждения «энтузиазма» зэковской массы отмечал ещё Варлам Шаламов:
Та же самая особенность подмечена старым лагерником Борисом Антоненко-Давидовичем в его рассказе «Конный милиционер». Характеристику популярного в лагере слова «давай» автор вкладывает в уста арестанта-казаха Беймбета Кунанбаева:
*Мент конвойнику не кент
Прежде эта поговорка подчеркивала разницу между военнослужащими МВД, служившими внутри зоны, и теми, кто охранял места лишения свободы. Хотя они находились в одном ведомстве, однако недолюбливали друг друга. Охрана, так называемые конвойники, считали себя военными и подчинялись штабу внутренних войск, а сотрудников мест лишения свободы, подчинявшихся управлению внутренних дел, относили к ментам, то есть работникам милиции (хотя и те, и другие носили военную форму).
Эту обоюдную неприязнь тонко подметили зэки и закрепили её в поговорке, которую с удовольствием использовали конвойники (а заодно и менты). В настоящее время присказка стала неактуальной. Во-первых, конвойников в конце концов переподчинили управлениям исполнения наказаний, и они сами оказались ментами. А потом органы исполнения наказаний вывели из состава Министерства внутренних дел и передали министерству юстиции, и они формально перестали быть ментами.
*Твои кенты в овраге лошадь доедают
Оскорбительный ответ человеку, который неправомерно называет тебя кентом (товарищем). Намёк на шакалов.
*Пальцы веером, сопли пузырями
Ироническая характеристика жужжащих, приблатнённых арестантов, тех, кто пытается показать себя бывалыми, а на самом деле ничего из себя не представляет, не имеет никакого веса в уголовном мире.
********
Другие арестанты проявляли недюжинную активность, носясь как угорелые из угла в угол, распустив пальцы веером, а сопли пузырями. По всей видимости, они еще не набегались на свободе, в их задницах продолжало пылать пламя пионерских костров. Им нравилось изображать из себя тюремных авторитетов и время от времени изрекать глубокомысленные фразы типа: «Наш дом — тюрьма» или «На свободе делать нечего».
(А. Кудин. «Как выжить в тюрьме»)
Черпак норма выражение что означает
Бляди и вору долго оправдываться.
Ваша не пляшет. (имеется в виду «не ворам не везет»).
Витамин «С» (Це): сальце, маслице, винце.
Вот: дали ему год, отсидел 24 месяца и досрочно освободился.
Вор ворует, остальные вкалывают.
В поле ветер, в жопе дым (о легкомысленном человеке).
Глаз-ватерпас, ухо зверское (о специалисте высокого класса).
Где жид прошел, там делать нечего.
Гуляш по коридору, отбивные по ребрам (о лагерном пайке).
Девяносто девять плачут, один смеется.
Дела, как в Польше: тот прав, у кого хер больше.
Деляга с периловки (о подозрительном человеке).
Дунька-вырви глаз (об энергичной бедовой женщине).
Если зайца долго бить, можно научить курить.
Ему легче бздеть, чем нам нюхать (о человеке, находящемся в лучшем положении).
Ему бы голову оторвать и дать в руки поиграться.
Жалко парня, а как подумаешь, так и черт с ним!
Жадность фраера сгубила.
За стукачом топор гуляет.
И рыбку съесть, и на х… сесть.
Конь бздиловатый (о трусе).
На безрыбье и раком встанешь.
На чужом х… в рай въехать.
Не верь, не ссы, не проси.
Не бзди, Макар, я сам боюсь!
Лучше меньше, но больше.
Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан.
Лучше маленький Ташкент, чем большая Колыма.
Лучше уснуть фраером, а проснуться вором.
Мы работы не боимся, но работать не пойдем!
Он как мартышка: все хитрит, а жопа голая.
Пил бы, ел бы, срал бы, спал бы, да не работал николды.
Недолго музыка играла, не долго фраер танцевал.
Пусть лошадь пашет, она сильная.
Сидел, знаю. Вся жопа в шрамах (о приблатненном человеке).
Смеется тот, кто сильный.
Хоть жопой жуй (ешь)! (об изрядном количестве чего-либо).
Хитрый Дмитрий: насрал в штаны, а говорит «ржавчина».
Хрен на блюде, а не люди.
Человек твердый, но жопа мягкая (о показушном человеке).
Лучше черный хлеб на воле, чем белый на зоне
всем нужна поддержка, король ты или пешка
Не говори другу того, чего не должен знать твой враг
Ты был богатым, а я был бедным, но на тот свет без багажа мы оба едем
С Волками жить по волчий выть.
Пусть будет проклят тот,кто век от века,тюрьмой хотел исправить человека.
Главны й в зоне Вор в законе.
Не суди да судим не будешь.
Лучще быть последним в стае волков,
Чем первым среди шакалов.
БОИШСЯ-НЕ ДЕЛАЙ,ДЕЛАЕШ-НЕ БОЙСЯ
-Никогда не думай и не говори о друзьях плохо.
За то что бы у вас было все и вам за это не чего не было
От работы катаржанской, потерял я вид жиганский
НЕ ПРОЩАЙ БЕСПРЕДЕЛЬСТВА УРОДАМ, САМ ЖИВИ И ДАВАЙ ЖИТЬ ДРУГИМ. ЧЕСТЬ ХРАНИ, И, КОНЕЧНО, СВОБОДУ, НУ А ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ – ЛИШЬ ДЫМ.
Есть люди,есть СУКИ. смотри кому ты жмешь руки.
Меньше говори, за себя не ври, не буть ратазей, лагерь не музей.
Что значит слон в армии?
Содержание статьи
Иерархия в армии
В армии есть несколько ступеней, которые проходят военнослужащие с момента призыва до возвращения домой. Такая сложилась традиция в военной среде. В процессе передвижения по этим ступеням все солдаты получают армейские прозвища, клички. В армейском сленге наиболее часто встречаются пять званий: дух, слон, череп, дед и дембель.
Иногда употребляется понятие «запах», которое характеризует призывника до присяги. Присягу можно назвать ритуалом, пройдя через который молодой человек начинает занимать определенное место в среде армейских отношений.
Духами называют новобранцев. Это молодые ребята, которые приняли присягу и прослужили в армии меньше ста дней. Они ещё не вписались в коллектив, поэтому их проверяют на прочность более опытные сослуживцы. К обязанностям духов относится преимущественно уборка, выполнять которую приходится неохотно. Духи только начинают постигать азы военной службы и не обладают авторитетом среди обладателей остальных неуставных званий. Аббревиатура «ДУХ» означает «домой ужасно хочется», что неудивительно, так как будучи духами солдаты неминуемо адаптируются к жизни под командованием.
Череп (черпак)
Деды одной ногой уже на гражданке, поэтому они полновластные хозяева структуры внутриармейских отношений. Дедами армейцы становятся спустя триста дней службы. Повидавшие всё и вся, это самые опытные и привелегированные парни, которых слушаются и черепа, и слоны, и духи. Дедам нельзя трогать предметы, которые предназначены для уборки. Это считается в определенной степени абсурдным, ведь уборка лежит на плечах духов. Дедами хотят стать все нижестоящие солдаты в иерархии, но, конечно, не настолько сильно, как дембелями.
Дембель
Стать дембелем – это значит попасть под приказ Министерства обороны Российской Федерации об увольнении в запас и почувствовать приближение свободы. Дембелю нужно отвественно отнестись к завершению службы и не ударить в грязь лицом. Стать дембелем в армии мечтает каждый, ведь ему скоро домой, где его будут ласково называть по имени, где его любят и ждут уже целый год.
Почему не стоит переживать из-за этой иерархии
Дедовщина (в плохом смысле этого слова) в армии перестала быть актуальной, когда срок службы в армии сократили до года, это произошло в 2008 году. Конечно, встречаются и исключения, но в большинстве случаев в армии солдат просто проходит путь от неумелого юноши до сильного мужчины, а стать таковым прихожится не без труда: нужно и духом побыть, и слоном, и черпаком, и дедом, и дембелем. Важно понимать, что кличка в армии определяет срок службы солдата, а не его личность. Неуставное звание не ставит на человека клеймо позора и не навешивает на него медаль победителя. Иерархия в армии – это лестница, шагая по которой, солдат проходит незаменимую школу жизни.
Солдату, будучи слоном, необходимо воспринимать физический труд как возможность приобрести важные для мужчины умения, повод развить мускулатуру и выносливость. Любой этап в армии временный, любые трудности имеют свой конец. В условиях отсутствия привычного для светской жизни комфорта непросто держать под контролем своё психологическое состояние, а с помощью физического труда можно выплескивать эмоциональную агрессию без вреда для окружающих. Если научиться видеть в лишениях и ограничениях солдатской жизни возможности, а не проблемы, можно достичь великолепных результатов не только в армии, но и в гражданской жизни.
Символика слона
Другие важные понятия в армейском словаре жаргона
«Шакал» – офицер или прапорщик, которого не любят солдаты. Такая кличка выражает пренебрежительное восприятие солдатами личности человека.
«Родить» – получить любым способом в кратчайшие сроки какую-то вещь или определенные продукты питания.
«Точить» – кушать, есть, принимать пищу.