черный камень в каабе что за камень
Чёрный камень Каабы – аль-Хаджар аль-асвад
Наверное, каждый человек, который побывал в хадже, видел священную Каабу, которая находится внутри мечети под названием «аль-Харам» (Запретная мечеть), и вокруг которой совершают обхождение все паломники. А кто-то видел её в разных картинках на телефоне или в социальных сетях.
Да, это Кааба, покрытая чёрным материалом, которую многие ошибочно считают одним большим камнем. Однако это священная Кааба, главная святыня мусульман. Вот в его стенах и расположен знаменитый «аль-Хаджар аль-асвад».
Очень многие мусульмане, подходя к Каабе, стремятся поцеловать и обнять её, и обратиться к Аллаху с мольбой в таком состоянии. Но есть особый камень в углу Каабы, он чёрного цвета и вокруг серебряный круг, внутри которого он находится, а от касания людей он уже стал как ямка в углу святыни.
«Аль-Хаджар аль-асвад» (Чёрный камень) или «аль-Хаджар аль-асаад» (камень счастья), как любят говорить мекканцы, самый ценный камень в мире. А та сторона Каабы, в которой находится этот камень, самый лучший и достойный угол – «рукн аль-Хаджар аль-асвад». Поэтому его целуют, ставят на него лоб, касаются его руками, дабы получить благодать. Он расположен где-то в полутора метрах от земли в углу Каабы.
Кто первым поставил Чёрный камень в стену Каабы
Первым построил Каабу Пророк Адам (мир ему). Это согласно мнению Саида ибн аль-Мусайиба, Ибн аль-Джавзи, Ибн Хаджара аль-Аскаляний. Есть и другие мнения учёных, что первым священную Каабу построил Пророк Ибрахим (мир ему).
Но мнение, что Пророк Адам (мир ему) первый построил её – более вероятное, потому как Всевышний Аллах в Коране сказал:
وَعَهِدْنا إِلى إِبْراهِيمَ وَ إِسْماعِيلَ أَنْ طَهِّرا بَيْتِيَ
Смысл: «И мы возложили на Ибрахима и Исмаиля (сына Ибрахима) очистить (от идолов, которым поклонялись люди, помимо Аллаха) Мой дом (т.е. священную Каабу)» («аль-Бакара», 125). То есть Кааба уже существовала ещё до рождения пророка Ибрахима (мир ему), но во время всемирного потопа, случившегося в эпоху пророка Нуха (мир ему), она была вознесена, а Чёрный камень был скрыт в горе Абу Кубайс.
Во времена пророка Ибрахима (мир ему) он заново отстроил его по повелению Аллаха. Построив Каабу, Ибрахим (мир ему) обнаружил, что не хватает камня в одном из углов, который указывает начало круга при обходе Каабы. Тогда со стороны горы он услышал голос: «Возьми Чёрный камень из меня!» (т.е. во мне) и раскрылась. Рассказали, что ангел Джибриль (мир ему) достал этот камень и принёс его пророку Ибрахиму (мир ему), вот так завершилось строение Каабы.
Оказывается, изначально этот камень был белым, а чёрным он стал из-за грехов сыновей Адама (людей). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
نزل الحجر الأسود من الجنة وهو أشد بياضاً من اللبن، فسودته خطايا بني آدم
«Чёрный камень ниспосылался из Рая, будучи очень белым, и он стал чёрным из-за людских грехов» (ат-Тирмизий).
В последующем разные народы и племена пытались своровать этот камень, а другие пытались присвоить себе. В этом нет ничего необычного, потому как все мусульмане всех времён знали, что этот камень из Рая, а тот, приобретал его, имел авторитет и почтение в обществе.
Однако волю и решение Аллаха никто не сможет изменить, и последние бану Хузаа за-брали его у племени Джурхум и поставили обратно. А когда курайшиты времени Посланника Аллаха (мир ему и благословение) решили отреставрировать Каабу, то сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был удостоен чести принять участие в установлении этого камня в угол Каабы. После этого и до сегодняшнего дня были ещё реставрации и некоторые реконструкции Каабы.
Достоинство Чёрного камня
Это величайший камень, принесённый из Рая, который человек может увидеть воочию и до которого он может дотронуться. Помимо того, что этот камень в углу главной святыни всех мусульман, есть и изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о его достоинстве. В хадисе сказано:
الحجر الأسود من حجارة الجنة
«Чёрный камень – это камень из Рая» (ат-Тирмизий, достоверный хадис).
В другом хадисе говорится:
إن الركن والمقام ياقوتتان من ياقوت الجنة طمس الله تعالى نورهما ولو لم يطمس نورهما لأضاءتا ما بين المشرق والمغرب
«Поистине, Рукн (т.е. Чёрный камень) и макам (камень, на котором стоял Ибрахим, когда строил Каабу) Ибрахима (мир ему) – драгоценные камни (яхонт) из драгоценных камней Рая, и Аллах скрыл их сияния. Если бы Аллах не скрыл это, то они озарили бы запад и восток (весь мир)» (ат-Тирмизий, Ахмад).
Экспертиза камня
Один британец, когда услышал, что Пророк (мир ему и благословение) говорил, что это камень из Рая, решил проверить. Он изучил арабский язык, вылетел в Мекку и с помощью принадлежностей взял частицы камня и увёз их на экспертизу. То, что он узнал, поразило его, и он принял Ислам, потому как утвердился в том, что данный камень не имеет аналогов на этой земле по своему составу и т.д. Этот человек не был мусульманином, ему не было смысла врать в поддержку Ислама. А также принять другую веру очень сложно, и для этого должны быть очень сильные аргументы, а этому человеку Аллах раскрыл эти убедительные аргументы и наставил посредством этого на путь Ислама.
Чёрный камень – лучшее лекарство
Этот камень исцеляет любую болезнь, кроме смерти. В хадисе сказано:
لولا ما مس الحجر من أنجاس الجاهلية ما مسه ذو عاهة إلا شفي وما على الأرض شيء من الجنة غيره
«Если бы этого камня не коснулась нечисть джахилийи (доисламских времён невежества, т.е. руки многобожников), то больной (физические болезни или порча), который дотронулся бы его, непременно исцелился бы, и нет на земле ничего из Рая, кроме этого камня» (Ахмад, ат-Тирмизий).
Целование и касание Чёрного камня
Целовать этот прекрасный камень – значит целовать частичку из Рая. Миллиарды и миллиарды мусульман до сегодняшнего дня и до Дня Суда почитают этот камень, как завещали нам Посланники и Пророки Аллаха (мир им), четыре праведных халифа и праведные предки (саляфу салих). Поистине, это есть чудо, чудо от Самого Аллаха и знамение для всех разумеющих.
Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) подошёл к этому камню и поцеловал его, а далее сказал: «Я знаю, что ты просто камень, который не вредит и не приносит пользу (т.е. сам по себе), и если бы я не увидел, что Пророк (мир ему и благословение) целовал тебя, то я не поцеловал тебя» (аль-Бухари).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إن لهذا الحجر لسانًا وشفتين يشهد لمن استلمه يوم القيامة بحق
«У этого камня в День Суда будет язык и губы, и он будет свидетельствовать в День Суда в пользу того, кто поцеловал его» (привёл Ибн Хузайма в книге «Сахих»).
Это милость Аллаха и ходатай в день Великого Суда. Да сделает нас Аллах из числа паломников, совершающих хадж на священную землю. Аминь!
Ибн Мухаммад
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Черный камень в Каабе — что это такое, почему ему поклоняются мусульмане?
Кааба – святыня исламского мира – представляет собой постройку в виде куба внутри Заповедной Мечети (Масджис аль-Харам). Наверное, это наиважнейшее место, которое обязан посетить мусульманин при совершении хаджа – одного из пяти столпов ислама. Согласно легенде, первую Каабу построил изгнанник из рая Адам.
Во время всемирного потопа по разным сведениям та Кааба либо вознеслась на небо, либо была уничтожена. В восстановленной Авраамом и его сыном Измаилом Каабе был установлен Черный камень (аль-Хаджар аль-Асвад). История его загадочна, легенд существует множество. Поклонение Черному камню – необходимая часть хаджа.
Черный камень — что это?
Черный камень представляет собой несколько кусков породы темного цвета размером приблизительно 16 на 20 см, соединенных между собой цементом и вставленных в массивную оправу из серебра. Он расположен в восточном углу Каабы на высоте полутора метров.
По некоторым предположениям, Черный камень представляет собой метеорит. Эта версия подтверждается тем, что ориентировочно в тысяче километров от Мекки есть метеоритный кратер. Достоверно датировать его ученые не сумели. Одни уверены в том, что метеорит упал за несколько тысяч лет до нашей эры, прочие – что всего несколько сотен лет тому назад.
Большинство склоняется к тому, что самый знаменитый и почитаемый камень в мире – это смесь из метеорита и расплавленных горных пород. Подтверждением этому служит неоднородность камня: он содержит осколки кварца, расплавленный песок и т. д.
Однако все вышеперечисленные версии происхождения имеют вес в глазах материалиста. Для истинного мусульманина Черный камень – дар Всевышнего, кусочек потерянного рая. Аль-Хаджар аль-Асвад – святыня, переданная правоверным руками Адама, Авраама, Мухаммада, практически цель хаджа.
История происхождения и легенды, связанные с камнем
Первая Кааба, построенная еще прародителем Адамом, во времена потопа разрушилась (или вознеслась на небо). Заново отстроить мечеть взялся Авраам (Ибрахим) со своим сыном Измаилом. В помощь им взамен строительных лесов был дан летающий валун, который сохранился до настоящего времени, хранит на своей поверхности следы ног Авраама и также находится в Каабе.
По окончании строительства Аврааму потребовался еще один камень, отмечающий начало тавафа – ритуального шествия вокруг Каабы. По преданию, до изгнания, находясь в раю, прародитель вместе с ангелами обходил небесный храм семь раз. Авраам желал того же и на погрязшей в грехе земле. Тогда архангел Гавриил (Джибраэль) принес ему Черный камень с одной из соседних гор.
По другой версии, Черный камень был дан Аллахом Адаму при его изгнании из рая для того, чтобы он очистил свою душу. Или он сам его взял как напоминание об утраченном рае и небесной Каабе. Кто-то считает, что после грехопадения аль-Хаджар аль-Асвадом стал ангел-хранитель Адама, другие – что это целый сонм ангелов, отправленных на землю для защиты Каабы, Мекки или даже всего исламского мира в целом.
По легенде, изначально цвет Черного камня мусульман был белоснежным, блеск его был виден за несколько дней пути от Мекки, но под влиянием грехов человечества святыня потемнела. Ученые же предполагают, что потемнела она от впитанных благовоний и мирра, которым его помазывали поклонявшиеся ему до возникновения ислама язычники.
В начале 7-го века Кааба снова начала ветшать, и отцы города решили ее отремонтировать. Для этого необходимо было перенести высокочтимый камень в другое место. Между влиятельными семьями Мекки (курайшитами) разгорелся горячий спор за право сделать это, чуть не переросший в кровопролитие. Тогда пророк Мухаммад решил проблему оригинальным и всех устроившим способом: он расстелил на земле одежду, положил на нее аль-Хаджар аль-Асвад, и главы семейств, взявшись за края, вместе перенесли камень.
В дальнейшем камень претерпел множество злоключений – был разбит снарядом из катапульты во время осады Мекки в последней четверти 7-го века, был неоднократно украден, осквернен. Его пытались сделать объектом языческого поклонения, предметом для совершения магических действий. Сейчас он состоит из нескольких обломков, находящихся в оправе, которая закреплена гвоздями из серебра.
Как бы то ни было, мусульмане свято верят в сверхъестественное происхождение аль-Хаджар аль-Асвада и почитают его за то, что:
Внешний вид и состав породы
Исследовать аль-Хаджар аль-Асвад не представляется возможным. Для правоверных мусульман это объект поклонения, а никак не изучения. К нему можно прикоснуться, поцеловать, посмотреть на фото или видео, но не более.
Некоторые ученые склоняются к космической природе артефакта. Свое умозаключение они обосновывают тем, что химический анализ песка вокруг Мекки показывает повышенное содержание иридия – вещества, содержащегося в метеоритах.
Другие деятели науки не согласны с такими выводами. Они не признают в Черном камне ни железный, ни каменный метеорит и выдвигают версию, что это осколок неизвестной до сего времени вулканической породы. Основываются они на том, что по преданию аль-Хаджар аль-Асвад может плавать. Так или иначе без детального изучения камня говорить о его природе бесполезно.
Почему мусульмане поклоняются этому камню?
Существует несколько причин, почему последователи ислама поклоняются Черному камню. Во-первых, считается, что его принес из рая прародитель Адам. То есть целовать аль-Хаджар аль-Асвад – значит целовать частицу рая. Согласно хадисам (преданиям), Черный камень – это «правая рука» Аллаха. Таким образом, человек, поцеловавший или дотронувшийся до аль-Хаджар аль-Асвада, здоровается и прикладывает лоб к длани Всевышнего. То есть праведник, коснувшийся аль-Хаджар аль-Асвада и поцеловавший его, осуществил предварительную встречу с Творцом.
Хадисы утверждают, что камень в конце времен будет выступать в защиту тех, кто целовал его и прикасался к нему. Прикосновение к аль-Хаджар аль-Асваду способно исцелить любые болезни.
Какими бы качествами ни наделяли свою святыню верующие, сколько бы легенд о нем ни ходило, хадисы и лидеры магометанства говорят о том, что аль-Хаджар Аль-асвад – свидетель жизненного пути пророка Мухаммада. Как сказал однажды Умар ибн аль-Хаттаб (один из десяти ближайших сподвижников пророка Мухаммада): «Я знаю, что ты просто камень, который не может ни навредить, ни принести пользы, когда бы я не видел целующего тебя Пророка, то не целовал тебя». Мусульманские вероучители с ним полностью согласны.
Черный камень Мекки
В небольшой долине среди гор, спрятанная от всего мира, находится святая святых ислама – город Мекка. Именно к нему пять раз в день обращаются взоры мусульман всего земного шара.
В отличие от других восточных городов Мекка не была обнесена стеной, а естественной оградой ей всегда служили горы. Через весь город тянется широкая улица Массаи, к которой с гор многочисленными ярусами сползают дома – большие и маленькие.
Посреди улицы, в самой нижней части долины, расположена площадь, на которой стоит знаменитая мечеть Харам аш-Шериф, что означает «Дом Бога». Мусульмане уверены, что именно в этом месте находится центр мироздания, потому что это даже и не земля, а опрокинутая на землю часть неба. И в последний день существования мира она на небо и вернется.
Территория «Запретной мечети» – священное место для мусульман всего мира. Об этом многократно говорится во второй суре Корана: «И откуда бы ни вышел ты, обращай свое лицо в сторону Запретной мечети; и где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону».
Площадь похожа на традиционный восточный двор, только очень больших размеров. Она окружена в три, а где и в четыре ряда колоннами из мрамора, гранита и обыкновенного камня. Поверху колонны соединены стрельчатыми арками и покрыты маленькими белыми куполами, а над ними возвышаются семь стройных минаретов.
Но почему именно Мекка считается киблой – стороной, куда должна быть направлена молитва мусульман и обращен михраб – священная ниша в мечети, где бы эта мечеть ни находилась? Ведь казалось бы, что молитва Аллаху должна возноситься на небо.
К Мекке обращали свои взоры еще древние арабы, потому что их языческие боги тоже находились в Каабе. Этот храм был подлинным пантеоном богов и мог удовлетворить все запросы. В нем было сосредоточено около 360 различных идолов и скульптурных изображений обожествляемых лиц. Среди них – арабские боги Илат, Узза, Хубал и другие; ассиро-вавилонские Мардук, Ассор, Син, Самас и Астарта; еврейский патриарх Авраам и Дева Мария с младенцем—Христом на руках.
По преданиям арабов, Кааба была воздвигнута как алтарь для молитвы прародителем людей Адамом. Адам очень страдал от того, что лишился не только рая, но и храма, в котором он привык молиться в раю. Тогда Бог смилостивился, и копия храма была спущена на землю.
Чтобы Каабу легче было строить, ангел Джабраил принес Ибрахиму (Аврааму) плоский камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строительных лесов. Камень этот до сих пор находится в Каабе, и верующие могут видеть на нем отпечатки ног своего праотца.
В центре площади находится большой каменный куб высотой около тринадцати метров с плоской крышей. Это и есть Кааба, некогда языческое святилище, а ныне главный храм мусульманского мира.
Окон в Каабе нет, а обитая листами серебра дверь поднята от земли примерно на высоту 120 сантиметров, поэтому в храм можно попасть только по деревянной лестнице, которую специально подкатывают во время хаджа.
Сверху, примерно на три четверти своей высоты, Кааба покрыта кисвой – черным шелковым полотном, сшитым из восьми кусков. На нем золотыми и серебряными буквами вышиты изречения из Корана. Долгое время эта материя приготовлялась в Египте и высылалась в Мекку, а вышивать ее имеет право только одна семья, которая передает его по наследству из поколения в поколение.
Закрывать стены Каабы в виде особого почитания впервые стал владетель Керб ибн Эсед. При багдаском халифе Мамуне покрывало это делали из светлой материи и меняли три раза в год. Но в 1349 году египетский халиф Салих Исмаил стал высылать из Египта кисву из черной материи, и делалось это только один раз в год. С тех пор этот обычай сохранился до настоящего времени.
С восточной стороны Каабы есть ворота Баб-э-шейба. Паломник, входящий в эти ворота с правой стороны, оказывается рядом с Макам эль-Ибрахим (местом Ибрахима) – киоском из густой бронзовой решетки, внутри которого, в железном сундуке, покрытом расшитой золотом шелковой материей, находится тот самый камень, который служил Ибрахиму подмостками при строительстве Каабы. По желанию строителя он мог подниматься или опускаться.
Когда, по преданию, строительство Каабы было почти закончено, Ибрахиму понадобился другой заметный камень, чтобы обозначить на стене то место, с которого следует начинать ритуальное шествие вокруг храма. В раю Адам и ангелы, наученные самим Богом, семь раз обходили храм, и Ибрахим хотел, чтобы и на земле богослужение проходило правильно. Вот тогда ангел Джабраил и принес ему знаменитый Хеджер эль-Эсвад – Черный камень.
По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного. Когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от грехов людских он темнел и темнел, пока совсем не превратился в черный.
Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок неизвестной вулканической породы, ведь каменистая Аравия изобилует многими потухшими вулканами.
Когда в 1630 году Магомет вернулся из Медины в Мекку, он выбросил из Каабы всех языческих идолов, но почтительно приложился посохом к Черному камню. Но еще до того как Магомет выступил с проповедью, в Мекке решили отремонтировать сильно обветшавшую Каабу. Когда нужно было перенести Черный камень на другое место, между корейшитскими семьями возник спор, какая из них наиболее достойна этой священной миссии. И тогда Магомет разрешил эту проблему весьма остроумно: он расстелил на полу Каабы свой плащ, положил на него Черный камень, а затем старейшины всех знатных родов подняли плащ с камнем.
«По преданию, – писал русский штабс-капитан Давлетшин, – в 929 году Черный камень был увезен в Йемен, но в 951 году снова был возвращен в Мекку». Сейчас Черный камень, вделанный в Каабу выше земли и чуть ниже человеческого роста, заключен в массивную серебряную оправу. Видимая часть камня в диаметре имеет около 36 сантиметров.
Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж – посетить Мекку. В прошлые века дело это было нелегким, хлопотным, порой даже опасным. Хадж совершался при условии достаточных средств для посещения Мекки и для обеспечения семьи до возвращения паломника. Если есть все условия, а хадж не совершается, шариат грозит нарушителю очень тяжелым наказанием на том свете, а пренебрегших этим долгом приравнивают к неверующим. Наоборот, выполнившим хадж обещается полное отпущение грехов, совершенных до того времени, и совершившие это паломничество с гордостью носили свои белые чалмы – знак хаджа.
В прошлые времена каждый пришедший в Мекку должен был найти себе матвафа – проводника, который обеспечит паломнику не только ночлег и пищу, но и будет следить, чтобы тот не совершил ошибок в выполнении ритуальных обрядов и молитв. В процедуре хаджа столько тонкостей, что ни одному мусульманину (даже самому истовому) самостоятельно с ними трудно справиться.
В основе хаджа лежит таваф – семикратное обхождение вокруг Каабы. Это шествие символизирует божественный порядок, согласно которому все существа подчинены единому центру – солнечной системе, воплощенной в боге. Во время обхождения Каабы пилигримы набожно прикладываются к Черному камню, ибо глубоко верят, что в день Страшного суда он заговорит и будет называть перед Аллахом имена всех верных, лобзавших его чистыми устами.
Другой ритуал – «сай» – обязывает паломников семь раз пробежать (туда и обратно) по главной улице Мекки, длина которой более 400 метров. Сай – это повторение мучительных метаний Хаджар по раскаленной пустыне в поисках воды.
На восьмой день хаджа из Мекки направляется огромная процессия на холм Арафат, чтобы прослушать проповедь имама и совершить особые молитвы. Приближаясь к холму, все паломники молятся и непрестанно восклицают: «Ляббайк!» («Повинуюсь тебе!»). В долине, у подножия холма Арафат, верующие должны провести ночь, и только посетившие этот холм паломники получают титул «хаджа».
И эти люди потом за идолопоклонничество че то базарят
Встав лицом к мечети, на шарообразной Земле, вы одновременно поворачиваетесь к ней жопой.
Блять они пизде поклоняются
Хоть и не моё, но познавательно.
Про мусульман поволжья
Я родился и рос в одной небольшой, но многонациональной деревне(татары, башкиры, казахи и русские). Сама деревня по названию была татарская. Татары проживали на улице Центральная и Солнечная, та часть деревни в которой проживали башкиры, также состояла из двух улиц, конечно же Салавата Юлаева и М.Джалиля. Еще была небольшая улица на которой жили казахи, они переселились в 70х из своей какой-то отдаленной деревушки, в нашу деревню, их улица была без названия и называлась по названию их деревни Карабаур. Еще были русские несколько семей, они проживали в башкирской части, на улице Юлаева. Эту улицу в деревне все называли «немецкой», я долго не понимал почему, думал из-за русских, типа они пленных с войны привезли и держали в рабстве (не шибко умный был). Оказалась, давно в 60х, на этой улице жила учительница немецкого, т.о. от нее и получила улица свое второе название.
Теперь о деде Харисе. С приходом 90х, он на волне нац.движений возомнил себя правоверным мусульманином. Еще у него был сын, коммерсант. В общем отец уговорил сына построить в деревне мечеть. Сын дал денег и деревенские мужики поставили красивую деревянную мечеть. Пригласили молодого муллу из Казани. Все чинно.
Дед Харису тоже не нравилось, что на мусульманском кладбище лежат неверные, с годами он все чаще ворчал по этому поводу, говорил, что это башкиры такие-сякие с русскими якшаются, в общем гнал на башкир знатно. Сказал, что он на этом кладбище лежать не будет.
Еще где-то в конце 90х на деревню летом обрушился град размером с куриной яйцо, побили все крыши в деревне, убило много птицы (гуси, куры, утки), телят, пастух сильно пострадал. И этому деду Харису прилетело, он ходил потом по деревне показывал всем шрам на лысине. По его словам виноваты конечно оказались те русские похороненные на мусульманском кладбище. Типа аллах в наказание нам град на деревню послал.
Потом сын этого деда организовал ему хадж (паломничество, связанное с посещением Мекки) в Аравию, Харис усиленно готовился к нему, изучал арабский, купил одежду, ходил весь такой просветленный. А когда приехал, выкинул из дома всю религиозную атрибутику, перестал повторять при каждом слове эти арабские словечки (альхам дулила, иншала и пр.). Все думали, что же с ним такое произошло на хадже, но он так и не рассказал до смерти.
Похоронили его на кладбище, памятник с полумесяцем не поставили, просто большой валун с именем и датами(по его предсмертной просьбе).