чернышевский суть романа что делать
Проблема произведения что делать. Роман Чернышевского «Что делать?» Проблематика, идейный смысл
История создания
Роман «Что делать?» Чернышевский начал в конце 1862 г. и закончил весной 1863. Чернышевский написал роман в Петропавловской крепости, в одиночной камере. Начало работы не случайно совпало с датой восстания декабристов, а стало замыслом писателя.
Роман частями печатался в журнале «Современник» в №3-5 за 1863 г. Редактор «Современника» Некрасов решил не дожидаться, когда Чернышевский допишет роман. Но первую часть рукописи он случайно потерял, когда вёз в типографию. Её вернули только на пятый день после трёхкратного объявления в «Ведомостях полиции».
Цензура спокойно пропустила социальный роман, приняв его за семейно-бытовой, историю о любви и семейных отношениях. Впоследствии нерадивый цензор был уволен. С тех пор роман существовал в рукописных копиях, пока не был опубликован в 1906 г. на русском языке. В Женеве роман был напечатан в 1867 г.
Литературное направление и жанр
Арестованному в июле 1862 г. Чернышевскому никак не могли предъявить обвинение, так что в тюрьме он занимался переводами и задумал социально-философский роман. Роман должен был стать третьей ступенью трудов Чернышевского. Первая ступень была предназначена для учёных, вторая – для всей публики, а третья должна быть подобна роману «с анекдотами, сценами, остротами» для тех, кто не читает ничего, кроме романов. Но Чернышевский написал из задуманного только роман, который стал «энциклопедией знания и жизни». Цель социально-утопического романа — разъяснить людям, «в чём истина и как следует им думать и жить». Действительно, роман стал программой жизни для молодёжи.
Реалистическое направление романа, как ни странно, не вступает в конфликт с жанром социальной утопии, к которому роман принадлежит. Фантастическая мастерская Веры Павловны кажется альтернативной исторической реальностью. Коммунистический принцип, по которому живут девушки-швеи, не называя его (от каждого по способности, каждому по труду) не может быть притягательным для жителей постсоветского пространства, но Чернышевский очень убедителен в своих описаниях.
«Что делать?» — философско-публицистический роман. Он – ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Это рассуждения о правильной и счастливой жизни. Роман – не просто утопия, а научно обоснованный путь к утопии. Недаром для современников Чернышевского он становился руководство к действию, а сегодняшний читатель (если такой обнаружится) не сразу поймёт, почему не получится устроить такую чудесную и справедливую жизнь, как в романе.
Чернышевский сам не считал себя профессиональным литератором. Поэтому его роман полон публицистических приёмов. Чернышевский обращается к читателям и даже поругивает их, комментирует поступки своих героев, объясняет сюжетные перипетии и даже композиционное расположение глав.
Чтобы обмануть цензоров, Чернышевскому пришлось замаскировать роман под семейно-бытовой. Сюжетная линия и название глав связаны с историей семьи Веры Павловны и семейными отношениями других героев (Лопахина, Кирсанова, Саши Крюковой).
Тематика и проблематика
Сюжетная линия романа связана с темой любви. Чернышевский выводит в своём романе все типы любви, открытые в Древней Греции. Родственная любовь (стронге) возникает между Лопуховым и Верой, которые живут как брат с сестрой. Искажённый вид этой любви показан в отношениях семьи Розальских. Любовь-дружба (филео) проявляется в отношениях Лопухова и Кирсанова, девушек в мастерской Веры Павловны. Любовь-эрос охватывает Веру и Кирсанова. Эта любовь в искажённом виде проявляется в притязаниях офицера Сторешникова. Божественная любовь Агапе воплощена в образе Рахметова, который всего себя отдаёт служению людям.
Тема счастливого труда как жизненной цели воплощена в идее мастерских Веры Павловны и трудовой деятельности многих «новых людей».
Ради темы революции и написан роман. Рахметов воплощает идеального революционера. Идее революции служат и сны Веры Павловны.
В романе поднимаются актуальные для того времени социальные проблемы. Одной их важнейших проблем романа стал «женский вопрос». Для Чернышевского с освобождения женщин начинается освобождение народа в целом. Вера Павловна не только сама освобождается от вековечной принадлежности сначала родителям, потом мужу, но и делает свободными трудящихся швей. Именно уверенность Веры Павловны в том, что нужно преобразовать мир, чтобы «вовсе никто не был ни беден, ни несчастен», становится двигателем экономического чуда её мастерских.
Поднимается проблема экономического и социального кризиса страны, который приближал социальные потрясения, в том числе и желанную Чернышевским революцию.
Другие социальные проблемы связаны с социальным неравенством, приводящим к нищете, моральному падению, безнадёжности. Роман Чернышевского отличается от реалистических произведений 19 в. тем, что он не просто отражает проблемы общества, как зеркало, но и предлагает выход, новый путь развития.
Проблематика и поэтика романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Основные герои русской классической литературы предшествовавшей Чернышевскому,-«лишние люди». Онегин, Печорин, Обломов при всём различии между собой сходны в одном: все они, по словам Герцена, «умные ненужности», «титаны слова и пигмеи дела», натуры раздвоенные, страдающие от вечного разлада между сознанием и волей, мыслью и делом, — от нравственного изнурения. Не таковы герои Чернышевского. Его «новые люди» знают, что им нужно делать, и умеют осуществить свои замыслы, у них мысль неотделима от дела, они не знают разлада между сознанием и волей. Герои Чернышевского — творцы новых отношений между людьми, носители новой морали. Эти новые люди находятся в центре внимания автора, они — главные герои романа; поэтому уже к концу второй главы романа «отпускаются со сцены» такие представители старого мира, как Марья Алексеевна, Сторешников, Жюли, Серж и др.
Роман разбит на шесть глав, из которых каждая, за исключением последней, в свою очередь делится на главки. Стремясь подчеркнуть исключительно важное значение заключительных событий, Чернышевский рассказывает о них в особо выделенной одностраничной главке «Перемена декораций».
Очень большое значение в романе приобретают развёрнутые образы-аллегории — сны Веры Павловны. Так, в первом сне в аллегорической форме изображена революция, которая несёт свободу закрепощённым женщинам, томящимся в «сырых, тёмных подвалах жизни». Во втором сне даётся изображение «реальной грязи», все элементы которой здоровы. «Реальная грязь», «чистая грязь»,- это народ, жизнь которого «имеет главным своим элементом труд». «Колос, который вырастает из этой грязи от солнечного света, будет здоровый колос». «Фантастическая грязь», «грязь гнилая» — это паразитические классы, живущие чужим трудом. Всё, что порождается этой «фантастической грязью», дурно и дрянно.
Особенно велико значение четвёртого сна Веры Павловны. В нём в аллегорической форме, в смене картин, рисуется прошлое, настоящее и будущее человечества. В четвёртом сне Веры Павловны снова появляется революция, «сестра своих сестёр, невеста своих женихов». Она говорит о равенстве, братстве, свободе, о том, что «нет ничего выше человека, нет ничего выше женщины», рассказывает о том, как будет устроена жизнь людей и каким станет человек при социализме.
Характерной особенностью романа являются частые авторские отступления, обращения к героям, беседы с проницательным читателем. Значение этого воображаемого персонажа очень велико в романе. В его лице осмеяна и разоблачена обывательская часть публики, косная и тупая, ищущая в романах острых сцен и пикантных положений, постоянно толкующая о «художественности и ничего не понимающая в подлинном искусстве. Проницательный читатель — тот, кто «самодовольно толкует о литературных или учёных вещах, в которых ни бельмеса не смыслит, и толкует не потому, что в самом деле заинтересован ими, а для того, чтобы пощеголять своим умом (которого ему не случилось получить от природы), своими возвышенными стремлениями (которых в нём столько же, как в стуле, на котором он сидит) и своей образованностью (которой в нём столько же, как в попугае)».
Издеваясь и глумясь над этим персонажем, Чернышевский тем самым обращался к читателю-другу, к которому он питал огромное уважение, и требовал от него вдумчивого, пристального, подлинно проницательного отношения к рассказу о «новых людях».
Введение в роман образа проницательного читателя объяснялось необходимостью привлечь внимание читающей публики к тому, о чём по цензурным условиям Чернышевский не мог говорить открыто и прямо.
Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы:
1. Социально-политическая проблема переустройства общества революционным путем, т. е. через физическое столкновение двух миров. Эта проблема дана намеками в истории жизни Рахметова и в последней, 6-ой главе «Перемена декораций». Из-за цензуры эту проблему Чернышевский не смог развернуть подробно.
2. Нравственно-психологическая. Это вопрос о внутренней перестройке человека, который в процессе борьбы со старым силой своего разума может воспитать в себе новые моральные качества. Автор прослеживает этот процесс от его начальных форм (борьба против семейного деспотизма) до подготовки к перемене декораций, т. е. к революции. Эта проблема раскрывается в отношении Лопухова и Кирсанова, в теории разумного эгоизма, а также в беседах автора с читателями и с героями. В состав этой проблемы входит и обстоятельный рассказ о швейных мастерских, т. е. о значении труда в жизни людей.
3. Проблема эмансипации женщины, а также норм новой семейной морали. Эта нравственная проблема раскрывается в истории жизни Веры Павловны, в отношениях участников любовного треугольника (Лопухов, Вера Павловна, Кирсанов), а также в первых 3-х снах Веры Павловны.
4. Социально-утопическая. Проблема будущего социалистического общества. Она развернута в 4-ом сне Веры Павловны как мечта о прекрасной и светлой жизни. Сюда же относится и темаосвобождения труда, т. е. технического машинного оснащения производства.
Основным пафосом книги является страстная увлеченная пропаганда идеи революционного преобразования мира.
Основным желанием автора было стремление убедить читателя, что каждый при условии работы над собой может стать «новым человеком», стремление расширить круг своих единомышленников. Основной задачей являлась разработка новой методики воспитания революционного сознания и «честных чувств». Роман призван был стать учебником жизни для всякого мыслящего человека. Основным настроением книги является острое радостное ожидание революционного переворота и жажда принять в нем участие.
К какому читателю обращен роман?
Чернышевский был просветителем, верящим в борьбу самих масс, поэтому роман обращен к широким слоям разночинно-демократической интеллигенции, ставшей в 60-е годы ведущей силой освободительного движения в России.
Художественные приемы, с помощью которых автор доносит свои мысли до читателя:
1 прием: названию каждой главы придан семейно-бытовой характер с преимущественным интересом к любовной интриге, что довольно точно передает сюжетную фабулу, но скрывает истинное содержание. Например, глава первая «Жизнь Веры Павловны в родительском семействе», глава вторая «Первая любовь и законный брак», глава третья «Замужество и вторая любовь», глава четвертая «Второе замужество» и т. д. От этих названий веет традиционностью и незаметно то, что является действительно новым, а именно новый характер отношений людей.
2 прием: применение сюжетной инверсии — передвижение 2-х вводных главок из центра в начало книги. Сцена таинственного, почти детективного исчезновения Лопухова отвлекала внимание цензуры от истинной идейной направленности романа, т. е. от того, чему в дальнейшем уделялось основное внимание автора.
3 прием: применение многочисленных намеков и иносказаний, называемых эзоповой речью.
Примеры: «золотой век», «новый порядок» — это социализм; «дело» — это революционная работа; «особенный человек» — это человек революционных убеждений; «сцена» — это жизнь; «перемена декораций» — новая жизнь после победы революции; «невеста» — это революция; «светлая красавица» — это свобода. Все эти приемы рассчитаны на интуицию и интеллект читателя.
Сюжет и композиция
Сюжет романа несложен. Вера Павловна — девушка из семьи, где мать поколачивала её и отца, управляющего хозяйки дома. Но и сама Марья Алексеевна была глубоко несчастна, насильно отдана замуж. От брака, который фактически является продажей Веры, девушку спасает учитель её брата Лопухов, с которым Вера заключает фиктивный брак и живёт, как с братом. За три года она организовывает швейные мастерские, в которых девушки работают и живут при них коммуной.
Когда Вера Павловна поняла, что влюблена в университетского друга Лопухова Кирсанова и решила уйти от мужа, Лопухов инсценировал самоубийство и уехал в Америку. Изучив в Америке промышленное производство, Лопухов вернулся в Россию под именем Бьюмонда. Он хотел купить завод у промышленника Полозова и влюбился в его дочь Катю. Женившись, Лопухов открылся Кирсанову и Вере. Молодые семьи живут в одном доме, который становится местом собраний прогрессивной молодёжи.
Сюжет романа не совпадает с фабулой. Чернышевский тщательно продумал композицию, чтобы занять «читательскую публику». Роман начинается со сцены мнимого самоубийства Лопухова, от которого ушла Вера Павловна. Сюжет прерывается рассуждениями автора, его обращениями к читателям, объяснениями поступков героев и даже композиционных решений. Особенную роль в композиции играют 4 сна Веры Павловны. Это не только аллегорическое изображение идей Чернышевского, но и информация о прошлом героев, которую Вера Павловна как будто угадывает. Например, из второго сна можно узнать об учёных беседах молодых людей из окружения Лопухова.
Важна для идеи романа последняя сцена пикника с дамой в трауре и крошечная глава «Перемена декораций», в которой счастливое будущее уже наступает.
Характеристика главных героев
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Герои и образы
Целью Чернышевского было показать «новых людей», их мораль, цели. Недаром современники сравнивали этих практичных людей с теоретиком Базаровым, да и сам роман сопоставляли с «Отцами и детьми» Тургенева.
Чернышевский сам назвал этих людей типом, который «недавно народился и быстро распложается», является порождением и знамением времени.
Этим героям присуща особая революционная мораль, в основе которой просветительская теория 18 в, так называемая «теория разумного эгоизма». Эта теория состоит в том, что человек может быть счастлив, если его личные интересы совпадают с общественными.
Вера Павловна – главная героиня романа. Её прототипы – жена Чернышевского Ольга Сократовна и Марья Александровна Бокова-Сеченова, которая фиктивно вышла замуж за своего учителя, а потом стала женой физиолога Сеченова.
Вера Павловна сумела убежать от обстоятельств, которые окружали её с детства. Её характер закалился в семье, где отец был к ней равнодушен, а для матери она была просто выгодным товаром.
Вера так же предприимчива, как и мать, благодаря чему ей удаётся создать швейные мастерские, дающие хорошую прибыль. Вера Павловна умна и образованна, уравновешенна и добра и к мужу, и к девушкам. Она не ханжа, не лицемерна и умна. Чернышевский восхищается стремлением Веры Павловны ломать устаревшие моральные устои.
Чернышевский подчёркивает схожесть Лопухова и Кирсанова. Оба медики, занимаются наукой, оба из небогатых семей и добились всего тяжёлым трудом. Ради помощи малознакомой девушке Лопухов отказывается от научной карьеры. Он более рационален, чем Кирсанов. Об этом свидетельствует и замысел мнимого самоубийства. Зато Кирсанов способен на любую жертву ради дружбы и любви, избегает общения с другом и возлюбленной, чтобы забыть её. Кирсанов более чувствительный и харизматичный. Ему верит Рахметов, вступая на путь совершенствования.
Но главный герой романа (не по сюжету, но по идее) – не просто «новый человек», но «особенный человек» революционер Рахметов. Он вообще отказывается от эгоизма как такового, от счастья для себя. Революционер должен жертвовать собой, отдавать жизнь за тех, кого любит, жить так, как весь народ. По происхождению он аристократ, но порвал с прошлым. Рахметов зарабатывал, как простой плотник, бурлак. У него было прозвище «Никитушка Ломов», как у богатыря-бурлака. Все средства Рахметов вкладывал в дело революции. Он вёл образ жизни самый аскетический. Если новые люди называются Чернышевским солью земли, то революционеры, подобные Рахметову – «цвет лучших людей, двигатели двигателей, соль соли земли». Образ Рахметова овеян ореолом таинственности и недосказанности, поскольку не всё Чернышевский мог сказать прямо.
У Рахметова было несколько прототипов. Один из них – помещик Бахметев, передавший в Лондоне Герцену почти всё своё состояние на дело русской пропаганды. Образ Рахметова собирательный.
Образ Рахметова далеко не идеальный. Чернышевский предостерегает читателей от восхищения такими героями, потому что их служение безответно.
Смысл романа Чернышевского — Что делать
Роман русского философа Николая Чернышевского «Что делать?» вызвал много споров среди литературных критиков. Автор находился в заключении в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Именно в этот непростой жизненный период и появилась книга «Что делать?» В чем же истинный смысл произведения?
Смысл названия книги «Что делать?» Н. Чернышевского
«Что делать?» На первый взгляд, странное заглавие. Автор словно стоит на перепутье. Его окружают сомнения и противоречия. Однако можно сказать точно, что это название обращено к будущему. Среди множества проблем, препятствий, при любых сложных обстоятельствах нужно искать выход. Н. Чернышевский с помощью своего романа учит читателей с надеждой и верой смотреть в завтрашний день. Никогда не поздно начать все с чистого листа. Главное, чтобы было желание и стремление к переменам.
С помощью вопроса, которым и называется произведение, Николай Чернышевский задаёт тон всему роману. На месте главной героини может оказаться любая девушка. Какой выбор следует делать сотням представительниц прекрасного пола, когда они попадают в беду. Своим заглавием автор намерен сказать всем, что выход есть всегда. Шансы есть всегда. Иногда следует остановиться, оглядеться, проанализировать ситуацию и сделать следующий правильный шаг.
Смысл произведения «Что делать?» Н. Чернышевского
Произведение «Что делать?» Николая Чернышевского стало резонансным в литературных кругах. Некоторые читатели увидели в романе лишь любовную линию. Однако истинный смысл книги «Что делать?» гораздо глубже. Рассмотрим основные темы, которые освещает Николай Чернышевский в своём произведении.
Тема свободы
Вера — главная героиня произведения. Автор в своём романе показывает границы личностной свободы девушке. Однако это произведение не только о прекрасной девушке, которая оказалась перед нелегким выбором. Тема свободы раскрывается в романе с разных сторон. Это и свобода отдельно взятой личности, и свобода всего народа, и свобода при принятии решения. Николай Чернышевский уверен, что в любом представленном аспекте свобода имеет право на существование и никто не может забрать ее у человека.
Персонажи романа «Что делать?» преодолели себя, свой страх и обрели истинное счастье. Свобода сделала главную героиню независимой, сильной и уверенной в себе личностью.
Тема равенства
В мире Николая Чернышевского нет места частной собственности. Ведь по мнению автора все люди равны. Персонажи Н. Чернышевского ведут аскетичный образ жизни, они не гонятся за материальным достатком. Им чужда жажда наживы. Они довольствуются самым необходимым. Поэтому в таком мире отсутствуют ненависть, зависть, притворство. Не случайно Вера, находясь на должности начальницы, спокойно и дружелюбно общается со своими работниками. Ведь все вокруг понимают, что несмотря на должность, у всех одинаковая зарплата, равные условия труда.
Любовная тема
Красивая трогательная любовная линия. Однако даже это светлое глубокое чувство осквернено собственничеством. Люди совершают свои поступки инстинктивно. Николай Чернышевский предлагает забыть о чувстве ревности и уйти от формального понятия «брак». Персонажи романа счастливы, ведь у каждого из них есть личное пространство, никто не принадлежит никому.
Тема дружбы
Николай Чернышевский в своём романе показал порядочных и честных мужчины, которые верны своему слову и делу. Для них дружба — это не пустой звук. Персонажи произведения готовы наступить на горло собственных интересов ради просьб и желаний товарища. Только при наличии чести, достоинства, свободы выбора возможна искренняя бескорыстная дружба.
Тема семьи
Не последнее место в романе отведено и семье. Устоявшаяся насколько прочна, настолько и безнравственна. Супруги ущемляют интересы друг друга. Николай Чернышевский предлагает принципиально новую модель семьи. Отношения между супругами основаны на взаимном доверии и уважении. Никто из героев не переходит границы личностной свободы каждого. Лишь в этом случае у персонажей появляется потенциал для роста и развития. У каждого члена семьи есть надёжный тыл, плечо, на которое можно опереться в любой сложной жизненной ситуации.
Смысл финала произведения «Что делать?» Н. Чернышевского
В своём романе «Что делать?» Николай Чернышевский осветил многие проблемы. В чем же смысл финала произведения? Что должен понять для себя читатель после изучения книги? Персонажи романа обрели настоящее счастье. Однако ради светлого безоблачного существования им предстояло пройти нелёгкий путь. Благодаря личностной свободе, отсутствию жадности и зависти, нежеланию мириться с мнением большинства герои научились двигаться вперёд.
Автор полностью уверен в том, что женщины должны иметь те же права, что и представители сильного пола. Нельзя ущемлять интересы ни руководителей, ни простых работяг. Людям нужно стремиться к избавлению от страхов и навязчивых мыслей. Общественное влияние на выбор каждого должно быть минимальным. Лишь в этом случае люди могут обрасти истинное счастье. Лишь в этом случае жизнь народа обречена на светлое и осмысленное существование.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.5 / 5. Количество оценок: 6
Анализ романа Что делать? Чернышевского
История создания
Роман был написан во время пребывания Чернышевским в Петропавловской крепости. Арест был по объяснимой причине – новаторские, но неугодные властям идеи. К слову, данное творение планировалось как ответ шедевру Тургенева «Отцы и дети». Это можно заметить хотя бы по героям, Базарову и Рахметову, меж которыми существует некое сходство
Жанр
Что же касается жанра, «Что делать?» можно охарактеризовать как смесь философского, политического и любовного романов с некоей ноткой утопии. Основным направлением служит реализм. Несмотря на то, что в творении имеется несколько сюжетных линий, центральная проблема все равно остается открытой. Присутствует синкретизм.
О чем роман?
Произведение обладает весьма оригинальной композицией. Существует несколько сквозных линий: жизнь Веры Павловны, Кирсанова и Лопухова. Достаточно пристальное внимание уделяется любовным перипетиям. Роман также отражает социально-политические проблемы, которые переплетаются во снах героини: два параллельных мира богатых и бедных, вопрос эмансипации, мечты о новой и счастливой жизни.
Возможно, именно благодаря такому разнообразию аспектов, которые автор счел нужным осветить, сюжет представляется довольно сложным и даже запутанным. Роль труда в человеческой жизни, отношения между мужчиной и женщиной, брак по расчету, и многие другие проблемы – все эти темы в той или иной степени освещаются в романе, все они объединены грифом «Что делать?».
Главные герои и их характеристика
Розальская Вера Павловна – одна из основных героинь. Красивая, стройная девушка. Обладает черными волосами и смуглой кожей. До того, как встретила Лопухова, проживала с матерью и братом на Гороховой улице. Отец управлял доходным домом, мать была процентщицей. В брак с Лопуховым, учителем ее брата, вступает, чтобы избежать нежелательного замужества, которого хочет ее родительница.
Открывает швейную мастерскую, куда приглашает работать девушек не как подчиненных, а на равных условиях. Видит граничащие с реальностью сны, которым в романе уделяется достаточно большое внимание. Склонна к рассуждениям. Задумывается о правах женщин и их равенстве с мужчинами.
Кирсанов Александр Матвеевич – друг Лопухова, впоследствии муж Веры. Окончил медицинскую академию. Когда товарищ тяжело болел, Кирсанов был его лечащим врачом, а когда Лопухов инсценировал самоубийство, женился на Вере Павловне. Обладает некоей долей человеколюбия, сопереживания. Интеллигент и в чем-то гуманист. Его образ мыслей во многом совпадает с главной героиней.
Но впоследствии, чтобы дать жене свободу, инсценирует самоубийство и меняет имя.
Рахметов – молодой дворянин. Человек «особенный». Друг Лопухова. Характеризуется как честный и самоотверженный. Крепок волей и физически – причем, начал формировать себя с юных лет. Духовность в нем воспитал Кирсанов. Когда Рахметов понял, что человек не может обладать абсолютно всем, он стал вести аскетичный образ жизни. В понимании автора идеальный революционер, человек новой формации.
Тема
Можно сказать, что в романе «Что делать?» сталкиваются два противоборствующих лагеря – люди старой закалки (в числе которых мать Веры Павловны) и представители «нового мышления» (допустим, Рахметов, Лопухов, Кирсанов, сама Вера). Неспроста проводится аналогия с «Отцами и Детьми» Тургенева. Здесь также присутствует конфликт. Молодые люди осознают необходимость революции. В их понимании она приведет к прогрессу. Они уверены, что для того, чтобы жизнь стала лучше, необходимо производить радикальные изменения не только в государственном строе, но и мышлении общества.
Что же касается «возрастных» героев, те довольны своей жизнью и не стремятся к переменам. Но не потому, что «так правильно», а потому, что «они так привыкли». Нежелание понимать нужды своих отпрысков и принимать тот факт, что задача молодежи – строить тот мир, в котором им будет комфортно жить, и есть тот основополагающий фактор, благодаря которому два полюса никогда не поймут друг друга, не пойдут на компромисс.
Проблематика
Под освещением Чернышевским любовной линии скрывается нечто куда более важное – раскрытие злободневных проблем. Среди них как значение интеллигенции в истории, так и необходимость изменения всех существующих доктрин. Причем, сделать это должны «новые люди», ровесники Рахметова. Следовательно, поднимается проблема будущего социалистического общества.
Сны Веры показывают смену общественного строя – то, «как было» и то, «как будет». Политическая проблема переустройства, борьба за равенство, женская эмансипация, любовь и труд – все эти области формируют проблематику данного произведения.
Смысл романа
Стремления к светлому будущему, желание улучшить действительность – это прекрасно. Тем не менее, изменение строя и общественной жизни, решение социально – политических, нравственных и прочих проблем возможно лишь в случае радикальной перестройки, как уклада, так и человеческого создания.
Можно сказать, данная ситуация поделила людей на «новых» и «старых». Вторые уже отживают свое, а первые – готовы к переменам и обустройству «современного», более счастливого, идеального общества, основным правилом в котором станет своеобразный «закон равенства и братства».
2 вариант
Произведение создается в период заключения писателя по причине его радикальных высказываний под арест в Петропавловскую крепость и является своего рода ответом на роман Тургенева И.С. «Отцы и дети».
Жанровая направленность произведения представляет собой роман в стиле социологического реализма с элементами утопии. Отличительной особенностью жанровой направленности является сочетание настоящего, объективного отражения реальности того периода времени и будущего. Помимо этого, роман характеризуется в качестве философско-публицистического в связи с использованием автором скрытого смыслового значения в целях демонстрации собственной политической позиции.
Сюжетная линия романа повествует о девушке, вынужденной проживать в невежественной и грубой семье с порядками, установленными расчетливой и жестокой матерью, которая желает выдать дочь замуж за состоятельного человека. От замужества девушку спасает ее репетитор, предложившей ей фиктивный брак. Проживая с фиктивным мужем, женщина влюбляется в его друга, отвечающего ей взаимностью. Чтобы не мешать счастью влюбленных, фиктивный муж инсценирует собственное самоубийство.
Главные герои романа представленными несколькими образами, центральным из которых является Рахметов, изображенный в произведении особенным человеком, отличающимся целеустремленностью, физической силой, плодотворностью, готовностью отдать собственную жизнь во благо счастья других. Рахметов представляется в романе не в качестве романтического героя, а в лице реального человека, описанного автором с различных сторон его характера. При этом писатель подразумевается предостережение от восхитительного восприятия данного героя, поскольку он характеризуется стремлением объятия необъятного.
Главной героиней произведения является Вера Павловна, представленная в образе красивой, смуглой женщины, имеющей длинные темные волосы, отличающейся спокойствием, уравновешенностью, задумчивостью, но в то же время хитростью, непреклонностью и силой воли. Ее стремление к образованию и хорошее окружение позволяют девушке стать умной, интересной и сильной личностью, интеллектуальной развитой.
Фиктивным мужем Веры Павловны становится Дмитрий Сергеевич Лопухов, представленный в образе студента-медика, характеризующегося хладнокровием, изощренным умом, хитростью, прагматичностью и одновременно хитростью, добротой, чуткостью, жертвенностью.
Также основным персонажем произведения является Кирсанов Александр Матвеевич, представленный в образе возлюбленного Веры Павловны, доброго, интеллигентного, отзывчивого молодого человека, отличающегося решительностью, твердостью характера.
Главной характеристикой ключевых героев романа является их благородство, порядочностью и честность.
Писатель поднимает в романе несколько тем, основными из которых являются любовь, волевые черты характера молодого поколения, противостояние равнодушия и отзывчивости, революционные настроения и народное просвещение.
Проблематика произведения представляет собой болезненно актуальную и злободневную, поскольку писателем затрагиваются проблемы социального неравенства, женского вопроса в стране, характеризующегося бесправием и беспомощность женской половины населения, кризиса монархического устройства, народной нищеты, а также проблема нравственного выбора.
Смысловая нагрузка романа заключается в изображении автором примера подражания для молодого поколения, представленного в образе Рахметова, нового типа человека дела, способного к решению проблем своей страны. С помощью своего героя автор высказывает собственную позицию в необходимости отказа от эгоистических взглядов, сословного высокомерия, проявления поддержки окружающим, участия в глобальных программных изменениях реальной действительности.
Жизнь настоящего революционера, по мнению писателя, заключается в таком же существовании, как и простого человека, без возведения в отдельную элиту. Образ Рахметова является аккумуляцией совокупности положительных черт характера русского человека, представляющего автором в качестве сверхчеловека, имеющего светлые идеалы и твердую решимости для их реализации.
Анализ произведения Что делать?
Роман Чернышевского «Что делать?» был написан, когда писатель находился под арестом в Петропавловской крепости. В период создания произведения (декабрь 1862 по апрель 1863 года) каждая написанная часть тщательно проверялась специально созданной комиссией на наличие цензуры. Представитель этой комиссии, не увидев в нем ничего предосудительного, кроме любовных взаимоотношений разрешил пропустить роман в печать. Но вскоре, после выхода рукописей стало понятно, что главный цензор Бекетов допустил ошибку, не увидев политических моментов. В связи с этим его сняли с руководящей должности. Однако эти действия ничего не решили, роман был уже прочитан, и по стране прошла волна волнения и подражания главным героям.
Выйдя из-под опеки своей жестокой матери, девушка исполняет давнюю мечту – открывает Швейную Мастерскую. Но это не обычная Мастерская, в ней нет нанятых людей, каждый работает сам на себя, стараясь сделать все, чтобы она процветала. В отношениях молодых людей есть договоренность, между ними дружба и свободные отношения. Они часто ходят в гости к своим друзьям, где Вера влюбляется в лучшего друга своего супруга – Александром Керсановым.
В своем романе «Что делать?» Чернышевский открыл миру новое поколение людей, желающих, во что бы то ни стало сделать свой народ счастливее. В нем он славил революцию и социализм, и выступает против разделения люде на богатых и бедных. Ведь власть выбрана народом, а значит, она служит во благо этому народу.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ романа Что делать? Чернышевского
Популярные сегодня темы
Осознание того, что̀ конкретно для человека является ценным, всегда зависит от одного лишь человека и от того, какие ценности ему прививали с детства. Наши родители очень часто и есть примерами того, какие жизненно важные вещи мы должны пропагандировать.
В рассказе К. Паустовского «Растрепанный воробей» описываются события одного из зимних вечеров. Пока мама девочки Маши находилась в огромном здании театра на премьере Золушки в роли главной героини, нянюшка Петровна дремала
Софью, пожалуй, можно назвать главной положительной героиней в данном замечательном произведении, которое было написано Денисом Фонвизиным.
Вокруг красоты языков часто разгораются споры. Носители защищают и восхваляют свои языки, приписывают им множество заслуг. Абсолютное же большинство голосов во все времена отдавалось русскому языку.