чернышевский что делать какой класс
К изучению романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Разделы: Литература
Не секрет, что чтение не самое популярное занятие у современной молодёжи, тем более такой литературы, как «Былое и думы» А.Герцена, «Что делать?» Н.Чернышевского, «Жизнь Клима Самгина» М.Горького. Как быть? Что делать? Спросить бы Чернышевского…
Считаю целесообразным изучение произведений адаптировать, насколько это возможно, к современным, понятным сегодняшним подросткам жизненным условиям. Приступая к изучению творчества того или иного писателя, его произведения, мы часто говорим: это современно, это своевременно. Я думаю, эти слова как нельзя лучше подходят к роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?» Предлагаю вариант примерного изучения этого произведения при условии, что учащиеся предварительно с текстом незнакомы и на изучение романа выделяется не более трёх часов.
Урок 1. Новые люди.
В начале урока предлагаю учащимся найти решение проблемы. Ситуация для девушек: вы замужем более 3-х лет, «как тихо и деятельно прошли эти годы, как полны были они и спокойствия, и радости, и всего доброго». (гл.3, V) Вы счастливы, кажется, ничто не может омрачить ваши отношения с мужем. Однажды ваш муж приводит в дом своего давнего друга, сокурсника по университету. И с этого момента тот часто бывает у вас. Примерно через полгода вы понимаете, что чувства, которые вы испытывали к мужу,- всё что угодно, только не любовь. А любовь проснулась только сейчас, и к тому же она взаимна. Каким образом вы постараетесь выйти из создавшейся ситуации?
Девочки предлагают разное: уйти с любимым ( не жестоко ли по отношению к мужу?), прекратить все отношения с другом мужа ( предать любовь?). Был и такой вариант: скрыв от мужа, завести роман с его другом, как Варвара Кабанова из «Грозы» А.Н.Островского (что ж, очень современно!).
Юноши, выслушав «признания своих жён», отвечают на вопрос: что предпримете вы, оказавшись в таком положении? Ответы ребят любопытны, но на моих уроках ни разу не прозвучало близкое к тому, что совершил герой романа. Об этом мы и говорим дальше.
— Как вы оцениваете этот поступок?
В классе обычно находится кто-то, кто выкрикивает: «Дурак!»
— Видимо, той ночью и вы были на мосту в толпе. Открываем первую главу романа, читаем её название. Да, «Дурак». Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь в романе?
Ученики предлагают варианты: о любви, о любовном треугольнике, а, может быть, это детективный сюжет?
— Об этом пишет и автор в «Предисловии»: «Содержание повести – любовь, главное лицо – женщина…» (III, «Предисловие»)
Сообщение учащегося ( предварительная индивидуальная подготовка ). История создания произведения в условиях пребывания писателя в Петропавловской крепости, о необходимости выбора именно такой формы повествования.
Подводим итог этой части разговора: замысел Чернышевского удался – цензура не усмотрела ничего крамольного.
Познакомимся поближе с героями романа: молодая жена – Вера Павловна Лопухова, её муж – Дмитрий Сергеевич Лопухов, друг мужа – Алексей Кирсанов. Почему автор называет их новыми людьми?
Сообщение учащегося. Новые люди. Как зародился этот тип? Черты, отличающие новых людей? Каков главный принцип новых людей?
«Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, так что оно не выскользнет из рук: это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: «Можно ли положиться на этого человека безусловно?» Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна,- смело кладите на неё свою голову, на ней можно отдохнуть Эти общие черты так резки, что за ними сглаживаются все личные особенности.» ( гл. 3, VIII )
Подробно осветить этот вопрос поможет книга Фогельсона И.А. [1] Вот некоторые тезисы: знание и труд как основа жизни новых людей; достоинство и независимость, гуманизм и высокое сознание общественного долга, широта дерзаний и смелость поступков- главные качества новых людей;»разумный эгоизм» как нравственный принцип новых людей.
Там же есть материал, который можно использовать для создания «Морального кодекса» героев Чернышевского:
— Чем труднее дело, тем более радуешься своей силе и ловкости, исполняя его удачно.
— А приятно издали думать о людях, с которыми поступил честно.
— Я чувствую радость и счастье, значит, мне хочется, чтобы все люди стал радостными и счастливыми.
— Будь честен, и всё будет отлично.
— Полного счастья нет без полной независимости.
Сообщение учащегося «Моральный кодекс» героев Чернышевского» послужит своеобразным итогом урока.
По ходу урока учащиеся делают записи в тетрадях.
Домашнее задание: чтение главы 3, XXIX, «Особенный человек».
Уроки 2, 3. Особенный ли человек?
Основные вопросы для общей работы: Зачем Рахметов введён в роман? Кому адресован вопрос, вынесенный в заглавие романа? Есть ли ответ на него в самом романе?
Образ Рахметова.
Обобщаем сказанное: действительно ли Рахметов «особенный человек», «экземпляр очень редкой породы»?
Место и роль Рахметова в романе.
Предположения учащихся о том, что Рахметов станет главным действующим лицом …
-Вот что об этом пишет автор: « Ну,- думает проницательный читатель,- теперь главным лицом будет Рахметов и заткнёт всех за пояс, и Вера Павловна в него влюбится, и вот скоро с Кирсановым начнётся та же история, какая была с Лопуховым…Ничего этого не будет…Рахметов уйдёт из этого рассказа и не будет он ни главным, ни неглавным, вовсе никаким действующим лицом в моём романе. Зачем же он введён в роман и так подробно описан? Вот попробуй, проницательный читатель, угадаешь ли ты это?» ( гл.3, XXX )
При наличии времени можно выслушать все предположения учащихся. Возможно, кто-то приблизится к верному ответу. За неимением времени обращаемся сразу к главе 3, XXXI, «Беседа с проницательным читателем»
-«Скажите же мне теперь, зачем выставлена и так подробно описана эта фигура?»- повторяет свой вопрос Н.Г.Чернышевский. Ответ, который даётся в этой главе, я пробую изобразить в рисунках.
В центральной части доски рисую от руки обыкновенный дом( рис.1), спрашиваю: этот дом хороший? Примерные ответы: хороший, пойдёт, ничего, так себе.
Ниже этого дома рисую подобие лачуги, шалаша (рис. 2).Показывая на первый дом (рис. 1), спрашиваю снова: этот дом хороший? Учащиеся солидарны в ответе: конечно, по сравнению с лачугой,- хороший.
Выше среднего рисунка изображаю угол дворца, особняка (рис. 3). Повторяю вопрос: этот дом (рис 1) хороший? Ответы: по сравнению с верхним, хуже; нормальный, жить можно…
-С какой целью я изобразила угол дворца? Конечно, чтобы показать, что дом на первом рисунке-обыкновенный дом.
Читаем отрывок из названной главы: «Человек, который не видывал ничего, кроме лачужек, сочтёт изображением дворца картинку, на которой нарисован так себе, обыкновенный дом. Как быть с таким человеком, чтобы дом показался ему именно домом, а не дворцом? Надобно на той же картинке нарисовать хоть маленький уголок дворца…»
-А что получится, если эти рассуждения применить к обществу, к людям, конкретно к героям романа?
Возвращаясь к образу Рахметова (глава «Особенный человек»), цитирую (или подготовленный ученик читает наизусть): А такие, как Рахметов? «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли.»
В этом месте я обычно предлагаю ученикам определиться: где, на каком уровне находится каждый из вас? Ответы учеников любопытны: одни убеждены, что их место рядом с новыми людьми, другие склонны к более критичной самооценке, относя себя к большинству.
-А что надо делать для того, чтобы вырасти? Не забыли ли мы о названии романа? «Что делать?»
Кому же адресован вопрос? Да, проницательному читателю, просто читателю, то есть всем нам. Есть ли ответ на вопрос в самом романе?
-Чернышевский продолжает беседу с проницательным читателем:( выразительное чтение отрывка учеником) « Нет друзья мои,… не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко. Вы видите теперь, что они стоят просто на земле; это от того казались они вам парящими на облаках, что вы сидите в преисподней трущобе. На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди, …тем людям, которых я изображаю вполне, вы можете быть равными, если захотите поработать над своим развитием. Кто ниже их, тот низок. Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет; славно жить на нём, и путь лёгок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие. Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их – их книги радуют сердца, наблюдайте жизнь- наблюдать её интересно, думайте- думать завлекательно. Только и всего, жертв не требуется, лишений не спрашивается. Их не нужно. Желайте быть счастливыми – только, только это желание нужно. Для этого вы будете с наслаждением заботиться о своём развитии: в нём счастье. О, сколько наслаждений развитому человеку! Даже то, что другой чувствует как жертву, горе, он чувствует как удовлетворение себе, как наслаждение, а для радостей так открыто его сердце, и как много их у него! Попробуйте: хорошо!» ( гл.3, XXXI )
-Итак, развитие, рост, самосовершенствование, движение. Это своего рода программа деятельности для молодого поколения и эпохи Чернышевского, и сегодняшнего времени. Свои мысли о главном Н.Г.Чернышевский вложил в беседы с проницательным читателем, а также, используя « эзопов язык», в сны Веры Павловны Лопуховой.
Наши сны нам не подвластны, кажутся бессмысленными, обрывочными, часто абсурдными. Поэтому неудивительно, что таковы сны Веры Павловны. Попробуем объяснить один из них.
Сообщение учащегося «Второй сон Веры Павловны» ( предварительная подготовка с помощью учителя).
Пересказ сна. Почему из одной грязи родится пшеница белая, чистая, нежная, а из другой не родится?
Вывод: снова движение, труд, развитие.
— Последний в нашем разговоре вопрос: зачем развиваться, двигаться вперёд? Что ждёт нас впереди? Будущее. Для него и нужно работать, совершенствоваться, развиваться. Вот как об этом пишет Чернышевский (отрывок из 4-го сна Веры Павловны): «Будущее светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот это в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в неё из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее всё, что можете перенести.» (гл.4,XVI).
Домашнее задание: творческая работа – отзыв о прочитанном (тему формулирует учащийся).
Технологическая карта по литературе: » Духовные искания Н.Г. Чернышевского.» Роман » Что делать?»
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему ««Духовные искания Н.Г. Чернышевского. Роман «Что делать?»
Дата проведения: 28 сентября 2021г.
Тема урока: «Духовные искания Н.Г. Чернышевского. Роман «Что делать?».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока: раскрыть место творчества Н.Г. Чернышевского в литературном процессе второй половины XIX века; познакомить с историей создания, сюжетом и героями романа «Что делать?».
• формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной литературы XIX века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике произведений.
• развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной работы, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
•формирование представлений о системе стилей художественной литературы; раскрытие специфики проблематики и сюжета произведения; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом.
Методы и формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения.
Дидактическое обеспечение урока: учебник, текст, иллюстрации.
Организационный момент (2 минуты)
Цель: включение в деятельность, мотивировать учащихся к изучению темы.
— Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок.
— Проверяют готовность к уроку, положительно настраиваются на урок.
мобилизация сил и энергии.
сформированность позитивной моральной самооценки.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация знаний учащихся ( 8 минут)
Цель: повторение изученного материала.
1. Беседа по вопросам учебника (стр.119):
· В какой атмосфере прошло детство Н.Г. Чернышевского? Какие нравственные ценности прививались ему в семье?
· Почему Н.Г. Чернышевский, происходивший из духовного сословия, решил получить светское образование?
· В чем проявилось стремление молодого Н.Г. Чернышевского к духовному лидерству? его вера в свое необычное призвание?
· Какую роль в становлении взглядов Н.Г. Чернышевского сыграли идеи утопического социализма?
· Как проявилось свободомыслие Н.Г. Чернышевского в годы жизни в Саратове?
2. Чтение вслух статьи учебника «Гражданская казнь» (стр.113).
3. Слово учителя о жизни и творчестве Н.Г. Чернышевского.
Чернышевский Николай Гаврилович (12 (24) июля 1828 – 17 (29) октября 1889) – русский философ материалистического направления, сторонник революционного движения, автор теоретических основ утопического социализма. Кроме политической деятельности был ученым и литератором.
Родителями будущего революционера были Евгения Егоровна Голубева и протоирей Гавриил Иванович Чернышевский.
До 14 лет обучался в домашних условиях своим отцом, который обладал энциклопедическими знаниями и сильно набожным человеком. Ему помогала двоюродная сестра Николая Гавриловича Л. Н. Пыпина. В детские годы к Чернышевскому был приставлен гувернер из Франции. В детстве молодой Коля очень любил читать и проводил за книгами большую часть свободного времени
В 1843 году Чернышевский делает первый шаг в получении высшего образования, поступая в духовную семинарию города Саратов. Проучившись там три года, Николай Гаврилович решает бросить учебу.
Формирование социально-политических взглядов Николая Гавриловича происходило под влиянием кружка И. И. Введенского, в котором Чернышевский начинает постигать азы писательской деятельности.
В 1850 году обучение в университете заканчивается и молодой выпускник получает назначение в Саратовскую гимназию. Это учебное заведение уже в 1851 году начинает использоваться как стартовая площадка для взращивания в своих учащихся передовых социально-революционных идей.
У Чернышевского биография изобилует тяжелыми моментами жизни. В 1864 году за свою социально-революционную деятельность и причастность к «Народной воле» Николай Гаврилович направлялся в 14-летнюю ссылку для работы на каторге. Спустя время срок приговора был в два раза уменьшен благодаря указу императора. После каторги Чернышевскому предписывалось пожизненно остаться в Сибири. Отбыв каторгу, в 1871 году ему предписывают местом жительства город Вилюйск.
В 1874 году ему предложили свободу и отмену приговора, но Чернышевский не стал отправлять императору свое прошение о помиловании.
— Семья не бедствовала, не нуждалась, но достаток поддерживался здесь непрестанной работой старших и носил довольно своеобразный характер. Н. Г. Чернышевский, совершенно свободно говоривший на латинском языке, был целиком обязан этим отцу. «Я самоучка во всем, кроме латинского языка, которому хорошо учил меня отец».
— Не исключено, что к получению светского образования Чернышевского подтолкнул отец, только что переживший незаслуженную опалу со стороны духовного начальства. Положение духовного сословия в тогдашней России было далеко не блестящим.
Университетское же образование давало большую независимость, а при определенных умственных способностях и перспективу перехода из духовенства в привилегированное дворянское сословие.
— С ранних лет укрепилось в Чернышевском действительно присущее ему чувство умственной исключительности, а вслед за ним и вера в силу человеческого разума, преобразующего окружающий мир.
— Изучение утопического социализма Н.Г. Чернышевского имеет в марксистской литературе давнюю традицию. Идейное наследие Н.Г. Чернышевского хорошо изучено. О нем написано много содержательных научных и научно-популярных работ, в которых дается анализ социалистических взглядов русского мыслителя, сильных и слабых сторон его мировоззрения.
— Саратов занимает видное место в биографии Н.Г. Чернышевского. В родном доме он прожил два года. Во время уроков Н.Г. Чернышевский вел беседы с учениками и на политические темы, высказываясь против крепостничества и самодержавия. В этом же доме Чернышевский вел «Дневник», записывая свои впечатления о жизни города, о людях, с которыми ему приходилось встречаться, о беседах с ними.
— Учащиеся читают статью из учебника.
— Учащиеся слушают учителя и знакомятся с Чернышевским.
контролирование учебных действий, исправление допущенных ошибок.
понимание значения данной темы.
формулирование собственной мысли, высказывание и обоснование своей точки зрения.
Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности. (2 минуты)
Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умение.
— Мы с вами только что закончили изучение романа
И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором автор впервые в русской литературе открыл тему нового общественного деятеля, сменившего тип «лишнего человека».Эта тема нашла свое продолжение в творчестве еще одного русского писателя второй половины XIX века – Николая Гавриловича Чернышевского. В его романе « Что делать?»
— Откройте тетрадь и запишите тему урока.
Тема: ««Духовные искания Н.Г. Чернышевского. Роман «Что делать?»
Цель урока: познакомиться с автором романа и творческой историей произведения, основной сюжетной линией, системой образов романа, особенностями художественного стиля писателя.
— Учащиеся записывают число и тему урока в тетрадь.
желание приобретать новые знания, совершенствование имеющихся.
формулирование собственной мысли, высказывание и обоснование своей точки зрения.
Первичное усвоение новых знаний. ( 10 минут)
Цель: активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация.
— Давайте познакомимся с сюжетом романа.
— Я начну, а дальше вы продолжите.
Общие очертания сюжета романа просты: дочь мелкого петербургского чиновника освобождается от тяжких уз домашнего плена и обретает счастье. Литературоведы считают, что в основу сюжетной линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека – ученого-физиолога И. М. Сеченова. Таким образом, прототипами Лопухова стал Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов.
Страстно желая сделать произведение популярным, Н. Г. Чернышевский использует психологически проверенные приемы приключенческой литературы.
Чтобы привлечь к роману широкого читателя, автор вводит в повествование и мнимое самоубийство, и второй брак героини, и возвращение в Петербург бывшего мужа (Лопухова) в облике иностранца. Это позволило, с одной стороны, привлечь к роману внимание широкой читающей публики, с другой стороны, помогало обмануть бдительность цензуры.
– Таков в общих чертах сюжет романа.
— Роман разбит на шесть глав, из которых каждая, за исключением последней, в свою очередь делится на главки. Стремясь подчеркнуть исключительно важность заключительных событий, Чернышевский рассказывает о них в особо выделенной одностраничной главке «Перемена декораций».
— Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Вера живет с невежественной и грубой семьей, там свои порядки установила расчетливая и жестокая мать.
— Марья Алексеевна хочет выдать дочь за богатого сына хозяйки дома, где работает управляющим ее супруг. Алчная женщина не гнушается никакими средствами, может даже пожертвовать честью дочери.
Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата Феди)
— Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью.
Семейная жизнь Лопуховых также необычна для своего времени, основные её принципы – взаимное уважение, равноправие и личная свобода. Молодые люди живут как брат с сестрой, любовных чувств между ними нет.
— Дмитрий привязался к своей «жене», открыл в ней многогранную и сильную личность, занимаясь ее образованием. Вера учится, пытается найти свое место в жизни. Девушка не желает сидеть на шее мужа и хочет самостоятельно устроить свою жизнь. С помощью верных друзей она реализует свою мечту: открывает швейную мастерскую «нового типа», где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия.
«Супруги» часто бывают в обществе единомышленников, где героиня знакомится с лучшим другом Лопухова – врачом Александром Кирсановым, с которым у неё гораздо больше общего, чем с мужем.
— Александр и Вера проникаются взаимной симпатией, но не могут быть вместе, так как боятся задеть чувства друга. Вера и Кирсанов начинают избегать друг друга, надеясь скрыть свои чувства, в первую очередь друг от друга. Однако Лопухов догадывается обо всем и вынуждает их признаться. Дмитрий чувствует, что мешает друзьям. Он любит и уважает жену, но понимает, что та будет счастлива только с Кирсановым.
Чтобы дать жене свободу, Лопухов инсценирует самоубийство (эпизодом мнимого самоубийства начинается роман), сам же уезжает в Америку, чтобы на практике изучить промышленное производство. Естественно, о его планах никто не знает, все искренне оплакивают его кончину.Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в Россию. Он – агент английской фирмы и прибыл по её поручению, чтобы приобрести стеариновый завод у промышленника Полозова. Вникая в дела завода, Лопухов посещает дом Полозова, где знакомится с его дочерью Екатериной. Молодые люди влюбляются друг в друга и вскоре женятся, после чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями завязывается тесная дружба, они поселяются в одном доме и вокруг них ширится общество «новых людей» – тех, что желают устроить «по-новому» свою и общественную жизнь.
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Первичная проверка понимания ( 10 минут)
Цель: отслеживание собственного понимания.
— Давайте подумаем, на какие группы можно разделить героев романа?
— Давайте в тетрадке начертим таблицу и заполним её.
Роман «Что делать?». Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения
Урок 14. Русская литература 10 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Роман «Что делать?». Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения»
Сегодня на уроке мы:
– Узнаем, как создавался роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?»
– Выясним, в чём заключается своеобразие этого романа.
– Поговорим о значении романа «Что делать?» в истории литературы и общественной жизни России.
Роман Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» ‒ одно из самых загадочных и сложных произведений русской литературы. И судьба этого романа так же удивительна, как и судьба его автора.
Роман появился на свет в застенках Петропавловской крепости. Николай Гаврилович Чернышевский писал его в одиночной камере, находясь под следствием. Писателя обвиняли в антиправительственной пропаганде и связях с революционной эмиграцией.
Следствие длилось почти два года, но роман был написан всего за два с половиной месяца. Чернышевский начал работать над ним 14 декабря 1862 года, а завершил работу 4 апреля 1863 года.
Рукопись романа цензура просматривала дважды. Первым с рукописью ознакомился цензор следственной комиссии. Он написал, что роман является «апологией образа мыслей и действий той категории современного молодого поколения, которую разумеют под названием «нигилистов и материалистов» и которые сами себя называют «новыми людьми». Тем не менее, ничего предосудительного в романе он не нашёл. А второй цензор позже признавался, что лишь бегло прочёл роман, потому что на нём стояла печать следственной комиссии.
Роман был допущен к публикации в журнале «Современник». Но уже позже, оценив общественный резонанс, власти роман запретили. Сняли запрет цензуры с романа Чернышевского только в XX веке, после революции 1905 года.
Номера журнала с главами романа Чернышевского изымались и уничтожались. Но роман жил. Журнал прятали и вручную переписывали главы романа, заучивали отрывки наизусть и читали вслух на закрытых собраниях. Известен даже факт чтения романа «Что делать?» на собрании в духовной семинарии.
Роман читали, переписывали, обсуждали, критиковали и хвалили. Например, оценка Ивана Сергеевича Тургенева была резко негативной.
«. Чернышевского ‒ воля ваша! ‒ едва осилил. Его манера возбуждает во мне физическое отвращение, как цитварное семя. Если это ‒ не говорю уже художество или красота ‒ но если это ум, дело ‒ то нашему брату остается забиться куда-нибудь под лавку. Я ещё не встречал автора, фигуры которого воняли: господин Чернышевский представил мне сего автора».
А вот что о книге Чернышевского писал русский учёный, революционер-анархист, князь Пётр Алексеевич Кропоткин. «Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем».
Известны слова Николая Семёновича Лескова: «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, – но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: “гадость”, “прелесть”, “мерзость” и т. п. – все на разные тоны».
Так гадость или прелесть? Почему оценки романа настолько противоречивы и категоричны? Ответ на этот вопрос кроется в жанровом своеобразии романа.
Чернышевского часто упрекали в том, что его роман очень дурно написан. Николай Гаврилович и сам не раз говорил, что лишён художественного дарования. Вспомним, что Чернышевский прежде всего публицист, философ и общественный деятель. Поэтому его роман и вызывал отвращение у эстетических натур, как Иван Сергеевич Тургенев. А с восторгом роман приняли те, для кого важнее всего были идеи, которые Чернышевский изложил в романе.
Но постойте, скажете вы. Зачем писать один плохой роман, если можно написать десяток отличных статей? Начнём с того, что статей Чернышевский написал не один десяток. К тому же идеи в романе не были откровенно новаторскими. Большая их часть встречалась ранее в трудах европейских философов и экономистов.
Есть мнение, что Чернышевский спрятал за любовной линией опасные идеи, чтобы перехитрить цензуру. С другой стороны, любовная линия могла бы привлечь множество читателей. Но, возможно, всё немного сложнее.
Дело в том, что статья может объяснить положения какой-то теории. Но эти выкладки воспринимаются оторванными от реальности. Выбрав форму романа, Чернышевский не только изложил свои идеи. Он на примере обычной молодой семьи показал, как эти идеи воплотить в жизнь. Чернышевский подчёркивал, что его герои не идеальные, а реальные. И таким может и должен стать каждый.
Интересно, что некоторые идеи романа воплощались буквально. Например, устраивались коммуны по схеме писателя. Организовывались швейные мастерские для помощи девушкам. И эти мастерские успешно работали.
Роман Чернышевского литературоведы обычно определяют как художественно-публицистический. Но единого мнения по этому вопросу нет. Одни говорят, что роман Чернышевского социально-идеологический. Другие считают, что он философско-утопический. Ещё роман называют семейно-бытовым, интеллектуальным, публицистическим и даже детективным.
Вернёмся к определению «семейно-бытовой» и снова зададим вопрос. Почему Чернышевский в качестве внешнего конфликта выбрал любовный? Ведь можно было написать авантюрный роман или роман-путешествие, чтобы замаскировать идеи. А в романе Чернышевского очень много внимания уделяется семейным отношениям героев, любви.
Ответ на этот вопрос поищем у самого автора романа. Вот его слова из письма к сыновьям: «Любя кого-нибудь честным чувством, мы больше, нежели было бы без того, любим и всех людей. Такова-то научная истина о всех честных и добрых личных чувствах: это чувства, имеющие непреодолимое свойство расширяться с любимого нами человека на всех людей. И теперь не засмеёмся ли мы, если нам попадется в какой-нибудь ученой книге глупость такого сорта: «семейная любовь ‒ чувство узкое». Это совершенно не научная мысль, при научном анализе оказывающаяся бессмысленным сочетанием слов».
Чернышевский считал основой общества семью. И верил, что для переустройства общества свергнуть царя недостаточно. Надо начинать с её основ. То есть, с семьи.
Ключевой теорией романа является «теория разумного эгоизма». Согласно этой теории, личные интересы человека важнее интересов других людей. Но счастье одного человека невозможно, если при этом несчастны другие люди. Делая добро другим, человек обретает счастье.
Реализуется эта идея в романе через любовную линию. Лопухов подстраивает самоубийство, чтобы не мешать жене и другу быть счастливыми. Ведь ситуация любовного треугольника делает несчастными их всех. А переписав заново свою жизнь, Лопухов обретает истинное счастье.
Надо сказать, что для революционной молодёжи в романе важнее всего оказались социальные и экономические теории. Например, обустройство швейных мастерских – это воплощение «теории малых дел». А вот писатели острее всего восприняли именно «теорию разумного эгоизма». Разумеется, это нашло своё отражение в литературе.
Многим писателям показалось чудовищной идея о том, что жизнь можно строить исходя из теории расчёта выгод. А ставить собственные потребности во главу угла для них было неприемлемо. И уж тем более загонять живую, непредсказуемую жизнь и человеческие чувства в рамки логики. А некоторые писатели попросту придерживались консервативных взглядов. Поэтому роман пришёлся им не по вкусу.
С Чернышевским так активно спорили на страницах романов, что появился даже целый литературный жанр. Назывался он «антинигилистическим романом». Такие романы строились по определённым канонам. Революционеры-нигилисты изображались в них невеждами, хамами и наглецами. А эмансипированные женщины были жертвами обмана этих наглецов. Один из таких романов высмеял Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
«Мысль этого романа заключается в следующем: мыслить не надобно, ибо мышление производит беспорядок и смуту», ‒ писал он.
Крупнейшие представители критического реализма тоже не остались равнодушными к идеям романа. У Достоевского полемика с Чернышевским прослеживается в «Записках из подполья».
А в романе «Преступление и наказание» писатель создал сразу несколько характеров, которые показывают, куда может завести теория разумного эгоизма. Это Лужин, Лебезятников, Раскольников и Свидригайлов. Полемику с Чернышевским можно обнаружить в произведениях Лескова, Толстого, Тургенева и многих других писателей второй половины XIX века.
Вторая волна интереса к роману «Что делать?» возникла уже в XX веке. После революции 1905 года его рассматривали как учебник, по которому нужно строить общество социализма. А деятелям искусства понравились футуристические картины будущего из четвёртого сна Веры Павловны. Скульпторы и художники-конструктивисты проектировали здания из бетона, стекла и алюминия. Эти проекты для своего времени были инновационными.
Можно смело сказать, что философ-просветитель Николай Гаврилович Чернышевский создал уникальный роман, который стал феноменом в русской культуре.
Находясь в одиночной камере Петропавловской крепости, Чернышевский понимал, что ему необходимо быть осторожным. Поэтому он тщательно, по несколько раз перерабатывал рукопись.
Многие острые моменты и реплики героев были вычеркнуты. Например, критика славянофилов. Вычеркнутой оказалась и эта фраза из «Предисловия»: «Зачем вы так много страдаете, люди? Нет вам никакой надобности страдать, кроме дикости ваших понятий. Поймите истину, и истина осчастливит вас».