чернобыльская аэс для чего была создана

Легенда о чернобыльском «эксперименте»: что на самом деле произошло на АЭС и зачем в СССР соврали о причине катастрофы, предсказанной конструкторами

чернобыльская аэс для чего была создана. Смотреть фото чернобыльская аэс для чего была создана. Смотреть картинку чернобыльская аэс для чего была создана. Картинка про чернобыльская аэс для чего была создана. Фото чернобыльская аэс для чего была создана

Это вполне привычное явление: западная киноиндустрия известна забавными ляпами про нашу страну. Куда интереснее то, что «Чернобыль» до сих пор остается плодородной почвой для мифотворчества и в самой России.

Чернобыльская авария случилась вовсе не из-за «эксперимента», как принято думать, и не из-за ошибок персонала АЭС. Причина катастрофы — два конструктивных просчета при проектировании реактора типа РБМК. Причем важнейший из этих просчетов был выявлен его конструктором, и тот даже направил на Чернобыльскую АЭС соответствующее письмо — но на него никто не обратил внимания.

Суть легенды: операторы плохие, советский реактор — хороший

Именно в этих докладах 1987 года впервые прозвучало слово «эксперимент»: персонал АЭС якобы ставил эксперимент по работе реактора во внештатных условиях. Запустить этот «эксперимент» можно было, только отключив автоматическую защиту — систему стержней, которые должны «глушить» цепную реакцию при проблемах с охлаждением. Из-за отключения этой защиты персоналом якобы и случилась авария.

Простая аналогия: представьте, что водитель автобуса с пассажирами проводит эксперимент, как его автобус будет вести себя без тормозов, и снимает тормоза, а потом выезжает на трассу. Конечно, в таком варианте без жертв обойтись трудно. Доклады 1987 года показали персонал именно таким невменяемым водителем. Такое простое и логичное объяснение обладало одним существенным недостатком: это ложь.

Суть аварии

И снова простая аналогия. При техосмотре из автомобиля сливают моторное масло, для чего нужно выкрутить сливную пробку. Четвертый энергоблок ЧАЭС был автомобилем, на котором персонал по инструкции «скрутил пробку» — остановил защиту реактора. Но если автомобиль при открытой пробке и сливающемся масле вдруг взорвется и убьет немало человек, то никто и никогда не будет обвинять автомеханика. Вопросы возникнут к тому, кто автомобиль делал. Попробуем понять, почему плановое испытательное мероприятие — а вовсе не выдуманный «эксперимент» — привело к аварии.

В сердце взорвавшегося чернобыльского реактора цилиндр из двух тысяч тонн графита, пронизанный

1700 каналами (на фото ниже).

чернобыльская аэс для чего была создана. Смотреть фото чернобыльская аэс для чего была создана. Смотреть картинку чернобыльская аэс для чего была создана. Картинка про чернобыльская аэс для чего была создана. Фото чернобыльская аэс для чего была создана

По каналам течет вода, замедляющая нейтроны от ядерного топлива до необходимой «рабочей» скорости, потому что на слишком быстрых, незамедленных нейтронах реактор начинает «тормозиться» автоматически. Если же случается авария и реактор начинает перегреваться, по плану вода из каналов испаряется. Водяной пар хуже воды замедляет нейтроны — то есть при перегреве реактор должен сам себя «тормозить», защищаясь от последующего взрыва.

Увы, проектировщики схему рассчитали неточно. Графита в реакторе они заложили слишком много. Поэтому даже без воды графит замедлял нейтроны достаточно — когда вода в каналах закипала от перегрева, разгон реактора продолжался. Продолжим автомобильную аналогию: это как если бы конструкторы автомобиля напутали так, что педаль тормоза на большой скорости работала бы как педаль газа. Это первая и очень большая ошибка создателей РБМК.

чернобыльская аэс для чего была создана. Смотреть фото чернобыльская аэс для чего была создана. Смотреть картинку чернобыльская аэс для чего была создана. Картинка про чернобыльская аэс для чего была создана. Фото чернобыльская аэс для чего была создана

Но, к сожалению, была еще и вторая ошибка — она-то и привела к катастрофе Чернобыля. При перегреве реактора в него вдвигаются стержни аварийной защиты — из материала, отлично поглощающего нейтроны и за счет этого мгновенно останавливающего цепную реакцию. В РБМК конструкцию стержней продумали плохо. Они вводились в каналы с водой, замедляющей нейтроны, — и вытесняли воду, ускоряя цепную реакцию расщепления урана. Представим, что в вашей машине есть аварийный тормоз, который нажимают, только когда все совсем плохо и речь идет о жизни и смерти. Чернобыльская АЭС была машиной, в которой и аварийный тормоз мог лишь дополнительно поддать газу.

чернобыльская аэс для чего была создана. Смотреть фото чернобыльская аэс для чего была создана. Смотреть картинку чернобыльская аэс для чего была создана. Картинка про чернобыльская аэс для чего была создана. Фото чернобыльская аэс для чего была создана

Их мощность составляла несколько тонн в тротиловом эквиваленте — значительная часть реактора была разрушена, продукты деления урана взрывом выбросило в атмосферу. Катастрофа свершилась, и главную роль в этом сыграли просчеты тех, кто создавал реактор.

Зачем врали?

Причины, по которым в СССР решили сделать крайними людей, эксплуатировавших реактор, понять не так сложно. Скажем, ваша промышленность сделала автомобиль, у которого иногда тормоз начинает работать как газ. Водитель на нем об этом не знал и в ходе «торможения» ускорился, отчего въехал в толпу людей. Кого надо за это судить? Можно промышленность, конструкторов и так далее, но это плохой вариант: на бумажках про запуск в серию такого типа реакторов масса начальственных подписей: министры, главные конструкторы — одним словом, большие шишки, люди со связями.

Куда проще обвинить водителя, а в случае ЧАЭС — простых операторов реактора. У них нет связей до самого верха, на них можно списать все что угодно, зато советский атомпром будет на высоте и никому не придется ехать из светлого и просторного московского кабинета на Колыму.

И все прошло бы как по маслу — в советские побасенки об «эксперименте» безответственных работников АЭС в МАГАТЭ вполне поверили, потому что откуда им было узнать правду, — если бы не развал Союза. Некогда всесильные советские министерства и конструкторские бюро вдруг утратили свои связи в верхах, да и сами верхи радикально изменились.

Тогда-то из бывшего СССР в МАГАТЭ поступила совсем иная информация, на основе которой был выпущен доклад INSAG-7. В его основных выводах признается : «Авария произошла в результате наложения следующих основных факторов: физических характеристик реактора, особенностей конструкции органов регулирования, вывода реактора в нерегламентное состояние». Заметьте: слова о вине персонала пропали полностью. Даже нерегламентное состояние реактора ему не приписывают. Ведь, как показано в том же докладе, приведение реактора в нерегламентное состояние во время планового ремонта не считалось отклонением от требований по его эксплуатации.

Какова роль лжи в Чернобыльской катастрофе?

К чести разработчиков, они раньше других осознали проблему и даже пробовали о ней предупредить.

Как видно из писем ( можно почитать полную версию по ссылке ), уже за три года до аварии руководство Чернобыльской АЭС было предупреждено о проблемах со стержнями — и о путях их решения. Однако на письмо никто и никак не отреагировал, так велика была вера в «безаварийность» атомной энергетики.

Однако приведенные выше письма — на последней странице видно, что среди их адресатов был и глава Чернобыльской АЭС, — никакого эффекта не имели. Ни один свидетель аварии не помнит, чтобы его знакомили с этим письмом. Такое игнорирование случилось по очень простой причине: в СССР до Чернобыля практически никто ничего не знал о серии аварий в атомной отрасли — например, 1957 года на «Маяке» или 1975 года на Ленинградской АЭС, однотипной с Чернобыльской. Привычка заметать мусор под ковер привела к формированию в стране и мире идеи о том, что атомные реакторы безопасны, что с ними ни делай. Смысл письма конструкторов просто не дошел до директора ЧАЭС: он был уверен, что ничего суперстрашного от описанных в письме проблем быть не может.

Проблема была свойственна не только для СССР: в первой половине 1980-х в международный научный журнал Nature не приняли статью ученых с хорошей репутацией только потому, что она говорила о возможной аварии на АЭС.

Показателен в этом отношении секретный протокол заседания ЦК КПСС от 3.07.1986 года, случайно попавший в открытой доступ из-за перестроечной неразберихи. В нем Горбачев лично выразил недоумение тотальной самоуспокоенностью, царившей в атомной энергетике до Чернобыля:

«Помню и другое: статью в «Правде» к 30-летию первой АЭС. Там: «атомная энергетика может служить эталоном безопасности». И акад. Легасов это подписал. А что на поверку? Грянул Чернобыль, и никто не готов… Директор станции Брюханов был уверен, что ничего не могло произойти… А между тем за 11-ую пятилетку, 104 аварии было на [всех] АЭС, за последние годы было много [более мелких] аварий на Чернобыльской АЭС. Это вас не насторожило…

Мы 30 лет слышим от вас [ученых, специалистов, министров. — А. Б.], что все тут [в атомной энергетике. — А. Б.] надежно. И вы рассчитываете, что мы будем смотреть на вас, как на богов. От этого все и пошло. Потому что министерства и все научные центры оказались вне контроля. А кончилось провалом. И сейчас я не вижу, чтобы вы задумывались над выводами. Больше все констатируете факты, а то и стремитесь замазать кое-какие… Во всей системе царил дух угодничества, подхалимажа, групповщины, гонения на инакомыслящих [речь, среди прочих, об академике Доллежале, с 1970-х выступавшем против АЭС в густонаселенных зонах, которого травил атомный мейнстрим. — А. Б.], показуха, личные связи и разные кланы вокруг разных руководителей».

Можно по‑разному относиться к М. С. Горбачеву, но здесь его выводы очень близки к тому, что говорили и специалисты в области «мирного атома». В аудиозаписях академика Легасова (кстати, одного из персонажей сериала НВО) излагается множество неприятных деталей того, как именно борьба кланов и личные связи негативно влияли на безопасность советских реакторов.

Если бы не традиционная советская культура замалчивания неудач и выпячивания достижений, письмо главного конструктора про дефекты в РБМК (и пути их исправления) не прошло бы мимо сознания директора ЧАЭС Брюханова. И катастрофы бы не произошло. Чернобыль случился из-за дефектности не только реактора, но и всей системы втирания очков, замалчивания и искажения реальности, укоренившейся в позднем Советском Союзе.

Был ли усвоен урок?

На сегодня в России работает десять реакторов типа РБМК, и все они имеют нулевые шансы на повторение Чернобыльской катастрофы. Причины очень просты: оба критических недостатка РБМК, взорвавшегося в Чернобыле, были быстро учтены и исправлены (начиная с лета 1986 года). Сейчас концентрация урана в топливе для наших РБМК повышена, за счет чего реактор перестал быть перезамедленным — при перегреве он больше не разгоняется, а, напротив, сам себя тормозит. Исправлена и ошибка в конструкция аварийных стержней: в каналах под ними больше нет воды. Поэтому сейчас аварийный тормоз действительно дает торможение, а не внезапный разгон реактора.

В атомной отрасли урок Чернобыля усвоен, и благодаря просачиванию информации после развала СССР усвоен достаточно широко.

чернобыльская аэс для чего была создана. Смотреть фото чернобыльская аэс для чего была создана. Смотреть картинку чернобыльская аэс для чего была создана. Картинка про чернобыльская аэс для чего была создана. Фото чернобыльская аэс для чего была создана

К сожалению, это относится к специалистам по атомной энергетике, но не относится к общественному сознанию. В нем этот урок все еще подается как пример небрежности и халатности операторов АЭС.

Чернобыль как тема всплывает только в большие юбилеи катастрофы. Поэтому особенно вникать в эту тему немодно, и старинные россказни про «эксперимент» и злокозненно-халатных работников АЭС все еще вполне в ходу.

В итоге общество не в курсе главного: авария стала следствием привычки сообщать наверх, что все прекрасно и замечательно. И со временем люди, втирающие очки начальству, лишаются даже минимального контроля со стороны этого самого начальства — а при таком раскладе любая система в конечном итоге пойдет вразнос.

Источник

Чернобыльская АЭС

Чернобыльская АЭС

Чернобыльская АЭС – атомная электростанция на Украине, получившая широкую и печальную известность во всем мире в связи с аварией, случившейся в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года. Она расположена в Полесье, на берегу Припяти, всего в 11 км от границы с соседней Беларусью. Станция окружена трехкилометровой санитарно-защитной зоной, к западу от которой находится покинутый город, или город-призрак Припять. Относительно недалеко от этого объекта, в 110 км, раскинулась столица Украины – город Киев.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Чернобыльская АЭС

Общая информация

Чернобыльская станция вот уже более трех десятилетий остается более чем красноречивым свидетельством того, к каким страшным последствиям может привести беспечное и безответственное обращение с так называемым «мирным атомом». Предполагалось, что АЭС компенсирует дефицит электроэнергии, имевший место в 60-70-х годах в центральных регионах Украины, но в конечном итоге ее эксплуатация обернулась бедой, отголоски которой ощущаются и сегодня. Слово «Чернобыль» стало нарицательным, символизирующим ядерную катастрофу, радиационное заражение, лучевую болезнь, пустое и безжизненное пространство, где вымерло всё, что могло вымереть. И подобные аналогии отнюдь не преувеличены: зона отчуждения вокруг станции представляет собой как раз такую местность.

Однако с течением времени отношение к Чернобыльской АЭС стало меняться. Она и прилегающая к ней территория перестали восприниматься в массовом сознании как фактор безусловного и высокого риска для здоровья и жизни. Место катастрофы становится популярным среди туристов, особенно у иностранцев, и это несмотря на довольно высокую стоимость экскурсий. В 2018 году, например, здесь побывали 70 тыс. человек, а в 2019-м ожидается около 150 тыс. путешественников. Интерес к зоне отчуждения вокруг атомной станции подогрел и вышедший в 2019 году мини-сериал «Чернобыль», снятый в жанре исторической драмы американским телеканалом НВО и британской телесетью Sky и занявший в рейтинге MDB первое место, обойдя при этом лидера последних нескольких лет – знаменитую «Игру престолов».

Между тем, Чернобыльская зона как туристическое направление развивается не так быстро. Туроператоров, организующих сюда экскурсии, не слишком много ввиду того, что гидам требуется пройти специальное обучение. Непосредственно в зону отчуждения попасть можно только через специальные контрольно-пропускные пункты с ограниченной пропускной способностью, что создает дополнительные неудобства, хотя такие препятствия вряд ли могут остановить любителей путешествий и ценителей всего нового, таинственного и неизведанного. Из положительного следует отметить то, что маршруты все же потихоньку расширяются, становятся доступными многие ранее закрытые участки, до некоторых из них можно будет добраться по воде – на каяках. В перспективе планируется открытие дополнительных КПП.

История строительства атомной электростанции

Решение о том, что станция будет размещаться именно там, где она находится сейчас, приняли не сразу. Перед этим в 1965-1966 годах специалисты Всесоюзного проектного института «Теплоэлектропроект» искали подходящую площадку, обследовав в общей сложности 16 участков в Киевской, Винницкой и Житомирской областях. В конечном итоге остановились на правобережье реки Припяти, притока Днепра, на участке, расположенном в 4 км от села Копачи и в 15 км от райцентра Чернобыль Киевской области, это недалеко от станции Янов однопутной железнодорожной линии Чернигов – Овруч. Земли на этой территории были признаны малопродуктивными для ведения сельского хозяйства. Исследование также показало, что участок соответствует требованиям водоснабжения, транспортным нормативам и стандартам санитарно-защитной зоны.

Строительство Чернобыльской АЭС стартовало в 1970 году. Согласно проекту, ее генерируемая мощность составляла 6000 МВт. Запуск первого энергоблока состоялся в 1974 году, второго – в 1975 г. В 1981 году ввели в эксплуатацию третий энергоблок, а спустя еще два года – четвертый и последний, который и станет «могильщиком» всего объекта и прилегающей местности. Но тогда вряд ли кто-то мог предвидеть подобное развитие событий, поэтому первые 100 млрд кВт/ч электроэнергии, выработанные ЧАЭС в августе 1984 года, воспринимались как великое достижение. Вместе с Курской и Ленинской атомными станциями она за короткое время вошла в тройку самых мощных в Стране Советов. В 1986 году ее суммарная мощность достигла уже 4000 МВт.

Новый объект, тем более столь динамично развивающийся и перспективный, требовал участия значительных людских ресурсов, поэтому одновременно с возведением станции шло строительство Припяти – одного из самых молодых городов в Советском Союзе. Причем молодых и с точки зрения его жителей, средний возраст которых составлял всего 27 лет. Сюда на постоянное место жительства вместе с семьями приезжали инженеры и ученые со всех уголков огромной страны, где им давали квартиры со всеми удобствами – до аварии тут проживало уже 47,5 тыс. человек. Многие даже сравнивали Припять с Байконуром, поскольку жить и работать здесь считалось так же престижно, как и в городе-спутнике одноименного космодрома. Его, отличавшегося современной инфраструктурой, называли городом энергетиков, городом будущего, а также «атомградом». На 1 мая 1986 года намечалось торжественное открытие городского парка развлечений, но страшная катастрофа поставила крест на этих планах. Как и на будущем всего города…

Авария 9 сентября 1982 года

Авария задела и реакторное пространство второго энергоблока, в которое было выброшено около 800 кг воды. Последняя, испаряясь, спровоцировала резкое повышение давления, вследствие чего оказались выдавлены гидрозатворы, и парогазовая смесь из реакторного пространства устремилась под колокол мокрого газгольдера. Затем, смешавшись с радиоактивной парогазовой смесью из реакторного пространства первого энергоблока, она через опорожненный гидрозатвор блока №2 вырвалась в вентиляционную трубу, а оттуда в атмосферу. Радиоактивные вещества загрязнили довольно обширную территорию. Чтобы ликвидировать последствия этой аварии, потребовалось около трех месяцев ремонтно-восстановительных работ. Однако возвращать к жизни канал №62-44 не стали. Навсегда был выведен из работы и примыкающий непосредственно к нему участок активной зоны.

После случившегося проектировщики разработали и реализовали мероприятия по предотвращению подобных ситуаций, однако уже через четыре года на ЧАЭС случилась такая масштабная катастрофа, в сравнении с которой первая авария может показаться мелким инцидентом с незначительными последствиями.

Авария 26 апреля 1986 года

Кроме того, в первые же часы аварии отключили оборудование четвертого энергоблока и полностью остановили соседний третий. Однако вечером 26 апреля в центральном зале четвертого энергоблока возник сильный пожар. Ввиду того, что вследствие взрыва реактора возникла тяжелая радиационная обстановка и горение имело большую интенсивность, для его ликвидации использовали вертолетную технику, так как с самого начала было ясно, что штатными средствами обойтись не получится.

В первые дни после катастрофы ликвидаторы работали на Чернобыльской АЭС без необходимых средств защиты и, получив несовместимую с жизнью дозу радиоактивного облучения, вскоре скончались. Так называемая активная стадия аварии продолжалась 10 суток, на протяжении которых происходили чрезвычайно интенсивные выбросы радиоактивных элементов. Среди них изотопы урана, плутония, а также цезия-134 и цезия-135, период полураспада которых составляет, соответственно, 2 года и 30 лет, стронция-190 (его период полураспада – 29 лет), йода-131 (период полураспада один из самых коротких – 8 дней). В первые дни горячая струя над разрушенным реактором устремлялась на высоту более километра, уменьшившись позднее до нескольких сотен метров.

Когда произошла Чернобыльская катастрофа, руководство страны первое время не осознавало реальных масштабов случившегося. По словам главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, экс-президент СССР Михаил Горбачев в частных беседах с ним вспоминал, что спецслужбы сначала доложили ему о пожаре на станции и только потом стала поступать более полная информация. Однако от обычных граждан ее скрывали, объясняя это необходимостью избежать паники среди населения. Так, 28 апреля было распространено сообщение ТАСС, в котором говорилось о «несчастном случае» на Чернобыльской АЭС.

В то время, когда иностранные журналисты били в набат, рассказывая об угрозе для жизни людей, о радиоактивном облаке, устремившемся в сторону Европы, в Киеве и других городах Украины и Беларуси проводились традиционные майские парады. Киевляне шли по Крещатику и площади Октябрьской революции (сегодня – Майдан Независимости), нарядные, с цветами, с красными флагами и транспарантами, даже не догадываясь о том, что на тот момент уровень радиации превышал фоновый в несколько десятков раз.

Но наиболее пострадали, конечно, Украина и Беларусь, не говоря уже о местности, непосредственно прилегающей к атомной электростанции. Первой жертвой «мирного атома» стал старший инспектор главного циркуляционного насоса четвертого энергоблока Валерий Ходимчук, погибший во время взрыва. Второй сотрудник получил серьезные травмы, от которых наутро скончался. 104 пострадавших 27 апреля доставили в Москву, в больницу №6. Еще 134 сотрудника, а также члены пожарных и спасательных команд заболели лучевой болезнью, из которых 28 человек скончались в ближайшие несколько месяцев.

По данным Всемирной организации здравоохранения, общее количество людей, погибших вследствие аварии, или могущих погибнуть в будущем составляет 4 тысячи человек. Из этого количества в общей сложности 50 аварийных сотрудников погибли от острой лучевой болезни, а 9 детей умерли от рака щитовидной железы, спровоцированной облучением. Еще примерно 3940 человек, согласно оценкам ВОЗ, могут умереть от рака и лейкоза, вызванных радиационным поражением организма.

Но есть еще более страшные цифры. В общей сложности на ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС было задействовано 600 тысяч человек со всего Советского Союза. Из них умерли 60 тыс., стали инвалидами 165 тыс.

Спустя три десятилетия после аварии не теряет актуальности вопрос: что же стало его причиной? Имеются разные версии. По одной из них, взорвавшийся реактор изначально не отвечал стандартам безопасности и имел слабые места в конструкции. В качестве возможных причин также называются недоработанный регламент эксплуатации, недостаточная квалификация персонала и его халатное отношение к системам защиты во время проведения испытаний. Но какая из них является истиной или хотя бы максимально приближена к ней, сказать трудно. Не исключено, что имела место комбинация всех этих факторов.

Чернобыльская АЭС после аварии

Чтобы предотвратить дальнейшее распространение радиации, разрушенный взрывом реактор в конце 1986 года накрыли специальным инженерным сооружением, получившим известность как объект «Укрытие». Его также называют «саркофагом». Сооружений, аналогичных ему, в мире больше нет. Этот печальный символ Чернобыльской катастрофы возвели на основе новейших строительных изысканий, до этого момента не применявшихся. Он возводился в условиях радиации, несших прямую угрозу здоровью и жизни строителей. Кроме того, объект «Укрытие», проектировавшийся с 20 мая по 20 августа 1986 года, представляет собой крупнейшее в мире сооружение, которое строили с использованием дистанционных методов.

Непосредственно монтаж «саркофага» происходил с июня по ноябрь того же года. Объект возводился круглосуточно, вахтенным методом. В одну смену порой было задействовано до 10 тыс. человек. Строители сняли и переместили 90 тыс. м³ грунта, собрали свыше 7 тонн металлоконструкций, уложили около 400 тыс. м³ бетона, и все это за пять месяцев.

Ударные темпы работ не могли не сказаться на их качестве. Технологии соблюдались не до конца и не во всем. Например, часть опорных балок просто лежала на развалинах разрушенного реактора, а часть крыши накрыли большого диаметра трубами, которые даже не закрепили. С годами старый саркофаг стал приходить в негодность, и возникла необходимость накрыть его новым. Строительство последнего началось в 2007 году. Объект назвали «Новый безопасный конфайнмент» (НБК) или просто «аркой», так как он представляет собой изоляционное арочное сооружение. Первоначально планировалось завершить его в 2012-2013 годах, но по причине недостаточного финансирования эти сроки отодвинулись на несколько лет. В конце ноября 2016 года НБК надвинули на здание реактора, а окончательно сдали его в эксплуатацию только 10 июля 2019 года. «Арка» благодаря своей высоте 100 м, ширине 257 м и длине 165 м стала крупнейшей подвижной наземной конструкцией.

Что касается Чернобыльской атомной электростанции в целом, то было принято решение ее закрыть. Сроки вывода энергоблоков из эксплуатации были утверждены Верховным Советом и Советом министров Украинской ССР 17 февраля 1990 года. После того, как 11 октября 1991 года на втором энергоблоке возник пожар, руководство УССР распорядилось остановить его немедленно. Через два года планировалось закрыть первый и третий энергоблоки, но правительство Украины предложило продолжить эксплуатацию ЧАЭС. Однако под давлением мировой общественности окончательное решение о выводе станции из эксплуатации все же было принято.

Начиная с декабря 2000 года, в процессе подготовки к остановке, мощность станции постепенно уменьшалась. 15 декабря был организован телемост Чернобыльская АЭС – Национальный дворец «Украина», во время которого президент Леонид Кучма отдал приказ навсегда остановить работу станции. И тут же, в прямом эфире, был повернут ключ аварийной защиты на реакторе третьего энергоблока, и ЧАЭС перестала генерировать электроэнергию. Это произошло в 13:17.

Между тем, процесс вывода станции из эксплуатации нельзя считать завершенным. Согласно утвержденному графику, это должно произойти в 2064 году. До этой даты реакторы будут находиться в законсервированном состоянии, пока не снизится их радиоактивность.

Чернобыльская зона как туристическое направление

Так называемый чернобыльский туризм становится всё более популярным, и он является полностью безопасным. Если сравнивать зону отчуждения в первые годы после аварии и сейчас, то разница очевидна. Начинает активно пробуждаться природа, появляются редкие виды растений и животных. Хотя, и этого никто не скрывает, в зоне ЧАЭС и по сегодняшний день остаются места со значительно повышенным и потенциально смертельно опасным уровнем радиации.

Это обусловлено тем, что радиация распространяется не равномерно, а оседает на заражаемой территории «островками». Вот и получается парадоксальная, на первый взгляд, ситуация, когда непосредственно возле станции радиационный фон не превышает 300 микрорентген в час, а на расстоянии от нее, даже значительном, он может быть ощутимо выше. Самой опасной в этом плане считается стела «ЧАЭС им. В. И. Ленина» – уровень радиации здесь временами достигает чрезвычайно опасной отметки в 1200 микрорентген в час.

Путешественников на эти «островки» не пускают, выбирая для них безопасные маршруты. Конечно, во время пребывания в зоне отчуждения человек получает дополнительное радиационное воздействие тремя типами ионизирующего облучения: альфа-, бета- и гамма. Однако нанести вред здоровью они не могут.

В 2017 году 30-километровая зона отчуждения получила официальный статус как Чернобыльский радиационно-экологический биосферный заповедник, который уже называют туристическим объектом №1 на Украине. Это уникальное место, где можно увидеть дикую природу такой, какой вы ее не увидите больше нигде. Здесь обитают вместе волки и олени, бобры и черепахи, медведи и дикие лошади. Ежегодно в этом заповеднике бывает более 50 тыс. человек, и развитие туризма способствует зарождению местной экономики. Правда, модных отелей, развлекательных центров, кафе, ресторанов и сувенирных магазинов тут нет. Чернобыльская зона, хотя и открыта для туристов, продолжает оставаться охраняемой военной территорией и центром распределения электроэнергии между соседними Украиной и Беларусью.

Неподдельный интерес у любителей путешествий вызывает Припять – настоящий город-призрак. В нем никто не живет, но время оказалось не властно над его ландшафтом и особенной атмосферой. После аварии на станции окрестные деревни захоронили в землю при помощи экскаваторов, а вот «атомград» своего существования не прекратил. Через год после катастрофы жителям разрешили ненадолго вернуться, чтобы взять что-то из имущества.

Как и вся зона отчуждения, Припять находится под охраной полиции и патрульных, но постоянное дежурство не спасло его от происков грабителей и мародеров. Пожалуй, не осталось ни одной квартиры, в которую бы не зашли воры, похитившие всё самое ценное. Полностью разграблены военный завод «Юпитер», функционировавший до 1997 года, и плавательный бассейн «Лазурный», закрывшийся на год позже. В настоящий момент в городе продолжают работать насосная станция, снабжающая ЧАЭС водой, прачечная, обслуживающий ее персонал и гаражи для грузового автотранспорта.

Экскурсия по городу перенесет вас в 80-е годы прошлого века. Припять – это маленький кусочек Советского Союза эпохи развитого социализма не только на Украине, но и во всем бывшем СССР. На стенах домов сохранились граффити тех лет. Повсюду встречаются портреты, плакаты и лозунги, связанные с Лениным и КПСС, их можно увидеть в школах, детских садах, дворце культуры, больнице, гостинице, в отделении милиции. Глядя на все это, невозможно отделаться от впечатления, что совершил путешествие в то самое кажущееся безмятежным прошлое, по которому ностальгирует основная масса представителей старшего поколения. К реальности возвращает разве что пустота и зловещее безмолвие вокруг. В Припяти не только безлюдно – даже птиц в небе не увидишь.

Для современной молодежи экскурсия в Припять – это уникальная возможность получить наглядное представление о временах Советского Союза. Не нужно быть обладателем богатой фантазии, чтобы представить себе, насколько процветающим был этот город энергетиков, и какие блестящие перспективы его ожидали, не случись в апреле 1986 года эта страшная катастрофа. Правда, все здания однотипные, строились из бетона, и в этом плане Припять ничем не отличалась от других советских городов. Некоторые дома скрыты под кронами разросшихся деревьев и их едва видно, а другие рухнули то ли от времени, то ли под тяжестью большого количества выпавшего на них снега.

Как легально попасть в Чернобыльскую зону

Организацией туров в 30-километровую зону отчуждения ЧАЭС занимается несколько украинских операторов, самым крупным из которых является компания «Чернобыль тур». Автобусы с любителями «радиационного отдыха» отправляются туда ежедневно, тем более что после выхода сериала «Чернобыль» спрос на экскурсии в эти зловещие места удвоился. Некоторые туристы-экстремалы официальные экскурсии сюда считают слишком скучными и обращаются к услугам нелегальных гидов. Последние готовы провести желающих потаенными тропами и обеспечить ночлег в каком-нибудь заброшенном доме в лучших традициях шпионских фильмов. Разумеется, за соответствующую оплату. Но стоит ли так рисковать, учитывая, что зона отчуждения является охраняемым объектом? За нарушение режима предусмотрено наказание в соответствии с украинским законодательством.

Туристам, легально приезжающим в заброшенный город Припять и вполне комфортно существующий райцентр Чернобыль, в котором проживают рабочие-вахтовики, обслуживающие станцию, выдают индивидуальные дозиметры и учат ими пользоваться. Таким образом, люди, что называется, убивают двух зайцев – и на экскурсии побывают, и базовые знания получат, как действовать на случай радиационной катастрофы, чтобы выжить.

За несколько дней до поездки турист должен обратиться к оператору, имеющему официальное разрешение на деятельность в зоне отчуждения. Оставив свои паспортные данные, он вносит предоплату. Для граждан Украины однодневная экскурсия обойдется минимум в 49 долларов, для граждан иностранных государств – в 99 долларов и выше.

Личные данные о потенциальном туристе проходят проверку в спецслужбах. Если человек по каким-то причинам не вызывает доверия, ему откажут в посещении Чернобыльской зоны отчуждения. Тем, кому разрешат, туроператор оформит пропуска. Когда сформируется группа, назначается день и место сбора в Киеве, где ее встречает экскурсовод и рассаживает в автобус. Время в пути до ЧЗО составляет полтора часа. Затем туристы проходят на территорию через контрольно-пропускной пункт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *