черно красный цвет что символизирует
Символика цвета
Любой цвет может иметь как позитивное, так и негативное значение. Цвета оказывают влияние на наши мысли, воздействуют на психику; они могут вдохновить либо взволновать нас, вызвать грусть или радость.
Жизнь — это цвет! Научитесь мыслить в цвете. Цвета присутствуют вокруг нас: в вещах, порах года, растениях… Цвета, которые мы носим, а также те, которые носят другие люди, действуют на физиологию организма и на его психологическое состояние, то есть настроение.
Только представьте себе, что целый день будете окружены людьми исключительно в черном цвете одежды! Не думаю, что к концу дня у вас еще будет настроение. Цвета далеко не безобидны! Они влияют на все — хотя мы этого не замечаем — на поведение, способность мыслить и даже на нашу лексику.
Многие события в нашей жизни мы сопровождаем так называемыми «цветными» выражениями. Например, такими: «белый как снег», «зеленый от злости», «красный как рак», «предаваться черным мыслям», «видеть жизнь в розовом цвете» и так далее. Цвета помогают нам сориентироваться: каждая страна представлена флагом с характерным набором цветов. Цвета имеют свою историю — впрочем, все они вписываются в Историю. Коды, стоящие за цветами, создают символические системы… ведь символ по определению является знаком распознавания, который изменяется в зависимости от народов, стран, цивилизаций, религий.
Опросы говорят
В настоящее время любимый цвет европейцев — синий (40 процентов жителей отдают предпочтение именно ему). «Рейтинг» зеленого — 17 процентов, красного — 12 процентов, желтого — 6 процентов, оранжевого — 5 процентов. Остальные проценты приходятся на оттенки этих цветов, а также на белый и серый.
Подобно долгим эхо, которые смешиваются вдалеке и там сливаются в сумрачное, глубокое единство, пространное как ночь и как свет, — подобно долгим эхо отвечают один другому благоухания, и цвета, и звуки. Шарль Бодлер
Символика чёрного цвета
Чёрный цвет представляет собой отсутствие всякого света и всякого цвета. Он символизирует: твердость убеждений, а также элегантность и утонченность. Он придает человеку умеренность, исключительность и загадочность. Черный часто ассоциируется с негативными либо сомнительными ценностями (черный юмор, черная дыра…).
Было бы несправедливо сводить его только к ним, но надо признать, что черный цвет означает отсутствие фантазии и радости. Черный является символом траура, тревоги, депрессии. Он топит вас в массе и может отталкивать других — часто он свидетельствует о непроницаемом характере, стремлении доминировать, жесткости. Если он носится слишком часто, то может означать непреходящую тревогу либо страх выйти из подросткового возраста.
Символика белого цвета
Цвет-граница, «не-цвет» (ничто или нечто перед всяким началом), дневной свет. Белый — это совокупность всего света. В атмосфере он является суммой цветов, и его разложение дает радугу. Белый — символ чистоты, невинности, естественности. Он подчеркивает идеализм характера, стремление к совершенству. Это цвет вечности и божеств. Суфии (исламские аскеты) связывают белый цвет с тайной внутреннего света.
Если вы одеты во все белое с головы до ног, то будьте осторожны, чтобы не выглядеть слишком «больнично», не создать впечатление пустоты и бесконечности. Белый часто ассоциируется с отсутствием, с чем-то несуществующим («белая ворона», «белые пятна», «белый билет»…). Он словно бы символизирует ожидание: свадьба, крещение и так далее. Нежелание отказываться от белого цвета в одежде может свидетельствовать о страхе выйти из подросткового возраста.
Символика серого цвета
Умеренный цвет, находящийся между черным и белым, всем и ничем. Серое вещество — мозг. «Напрягать серое вещество» в разговорном языке означает размышлять. «Серая жизнь» — жизнь без ярких событий. Цвет воплощает в себе пассивность. Он — символ уважения, равнодушия, скромности, нерешительности и нейтралитета.
В профессиональной жизни он отражает серьезность и эффективность, когда сочетается с другим. Если носить лишь серый, то он вызовет грусть, страх, приближение смерти, холода, монотонности, заставит думать о худших временах. Человек, носящий серое, как бы стирается в собственной тени: серое и тень отождествляются.
Символика серебристого цвета
Этот цвет несет в себе пассивность. В нем мы различаем внутренние силы, которые ведут мечтателя к изучению самого себя. Если серебристый избыточен, то он уничтожает всякое понятие об умеренности. Нереальность, космос… Человек в серебристом словно бы живет на другой планете либо на Луне!
Символика каштанового цвета
Есть люди красивые и некрасивые. Что касается цвета кожи, это лишь причуды природы, вот и все. Даниэль Пеннак, «Маленькая торговка прозой»
Символ земли, древесины, простоты, возврата к традициям жизненной энергии. Он бодрит, облегчает общение. Но будьте осторожны: если вы носите слишком много каштанового, то рискуете создать впечатление уныния, апатии, банальности (цвет может ассоциироваться с крестьянской работой, армейским камуфляжем). Поэтому лучше его сочетать с иным оттенком — ради большей оживленности вашего образа.
Символика розового цвета
Розовый — очень позитивный цвет, символизирующий обольщение, чистоту, преданность. Это символ женственности и любви.
Этот цвет имеет также аспект, указывающий на отдых, и может символизировать радость жизни, период успехов. Видеть жизнь в розовом цвете: быть радостным, с оптимизмом смотреть в будущее. Розовый цвет — это романтизм, скромность, робость, мягкость. Он является эмблемой божественного, ассоциируясь с Венерой. Это символ нежности, деликатности.
Розовый цвет выражает симпатию, отзывчивость, но также и поиск безопасности, привязанности, защиты. Писательница Барбара Картленд предпочитала носить одежду в розовой цветовой гамме, накладывала розовый макияж, пользовалась розовыми предметами в быту и так далее. Розовый был ее коньком! Она добилась успеха в литературе, но была известна также и эксцентрической походкой. Носила она всегда воздушные пастельно-розовые и карамельно-розовые костюмы.
Цвет выглядит блестяще лишь в определенном окружении, так же как глаза улыбаются лишь на лице. Людвиг Витгенштейн, философ
Символика красного цвета
Подчинение, соревнование, обольщение, эффективность, надежность — вот с чем ассоциируется этот цвет. Красный нейтрализует усталость, стимулирует, тонизирует; является цветом жизненной энергии. Красная расцветка — символ пылкой красоты, импульсивной силы, молодости и здоровья. Пышный (зрелый) красный цвет с нотой фиолетового (пурпурного) — знак власти.
Цвет огня и крови, красный считается основным символом жизни. Он говорит об увлечении, энергии, сексуальности… мощи, храбрости, оптимизме, амбициях. Красный нейтрализует усталость, стимулирует. Тонизирует; является цветом жизненной энергии. В Китае и Японии красный считается благоприятным цветом, он дает жизнь и защищает от злых духов, поэтому его можно видеть на воротах синтоистских храмов, на входных дверях домов и на паланкинах новобрачных.
Красная лента вокруг запястья приносит удачу и защищает от злых духов. Камни: рубин, гранат. Это цвет 1-й чакры, связанной с нашими корнями, нашим тяготением к Земле.
Символика оранжевого цвета
Оранжевый символизирует точку созидания и сексуальности. Он находится на полдороги между красным и желтым, то есть между разумом и темпераментом. Оранжевый цвет накапливает энергию, позволяет добиться поставленной цели. Активный, тонизирующий, он пробуждает чувства, символизируя жизненную силу, энтузиазм, гостеприимство, общительность, динамизм, радость и беспечность.
Он символизирует также преданность, искусство приспосабливаться, творческую энергию. Оранжевый цвет оживляет чувства и вызывает ощущение уюта, хорошего настроения; символизирует проявление вселенской Любви. Камни: сердолик, янтарь. Это цвет 2-й чакры, связанной с творческой силой, вдохновением, чувством красоты, знанием.
Символика желтого цвета
Желтый — цвет позитивной энергии. Он стимулирует способность к концентрации, усиливает дар коммуникации, дает чувство легкости. Это цвет солнца, успокаивающего тепла. Символизирует духовный свет, знания, науку, динамизм, надежды юных сил, а также интеллектуальные качества, прозорливость, веселый нрав и свободу.
В египетской мифологии жара и лучи солнца считались золотым семенем бога Ра. В исламе желтый — это цвет предательства и разочарования. Золото — металл христианства. Желтый цвет присутствует на флаге Ватикана. Камни: солнечный камень (гелиолит), тигровый глаз. Это цвет 3-й чакры: символ самоуважения, уверенности в себе, мощи, власти.
Символика зелёного цвета
Когда зеленого слишком много, это утомительно и предсказуемо. Трава всегда зеленее на соседнем лугу… разве что дальтоники этого не видят. Зеленый крест — символ аптек, экологов. Зеленый цвет является естественным природным цветом. Он ассоциируется с водой и молодыми растениями. Это «женский» цвет, отражающий красоту, молодость, напор и жизненную силу. Зеленый — цвет возрождения природы, а также духовного возрождения в надежде на бессмертие. Зеленый — цвет тепла и приветливости, символ удачи, суеверия, долголетия.
Он представляет растительный мир, рост, плодородность. Он спокойный и умиротворяющий, толкает к терпимости, вызывает чувства гармонии, надежды, равновесия, доверия к себе, обостряет прозорливость. Светло-зеленый оттенок является успокаивающим, расслабляющим. Темно-зеленый означает доверие, солидность, серьезность. В мусульманском раю святые одеты в зеленое, как и сам пророк, поскольку они обладают Знанием.
В Индии зеленая вода в давние времена давала жизнь, а Вишну, который удерживал мир, изображается как черепаха с зеленым лицом. Богиня первовещества, которая рождается в молочном море, обладает зеленым телом. Зеленый выражает изнанку и лицевую сторону, удачу и невезение, судьбу и рок. Камни: нефрит, гелиотроп. Это цвет 4-й чакры: символ равновесия, обновления, Любви, принятия, сочувствия, гармонии.
Символика синего цвета
Глубокий, холодный, нематериальный цвет, цвет правды: символизирует воду, которая очищает, питает и освежает. Синий цвет также символизирует внутреннюю жизнь, женственность, доброту, чувство долга, преданность, стабильность, стремление к идеалам. Это цвет личности, заслуживающей доверия, постоянной, собранной, спокойной.
Он соответствует божественной истине, вере, лояльности. Мечты, связанные с этим цветом, обеспечивают чувство самоуглубленности. Это цвет холода, лазури, неба и рая. Он настраивает на отдых, поскольку не отталкивает взгляд, а позволяет ему потеряться в себе. Синий придает строгость и достоинство, в нем кроется своеобразие и требовательность.
Синему цвету разных оттенков долгое время не придавалось значения. Лишь с XII века он приобрел благородные свойства благодаря прогрессу красильного ремесла и по более символической причине — благодаря культу Девы Марии. Он стал цветом королей, и Деву Марию традиционно изображали облаченную в плащ и накидку лазурного оттенка.
Камни: бирюза, гематит. Цвет 5-й чакры: голубой. Символ ума, стремления к чистоте и бесконечности. Он представляет собой могущество мысли, веру, остроту восприятия, сознание, глубину бытия, преданность. Цвет 6-й чакры: темно-синий. Символ общения, самовыражения, способности к творчеству, спокойствия. Камни: голубой агат, турмалин (индиголит).
Символика фиолетового цвета
Стимулирует интуицию и вдохновение, безграничную уверенность в себе, снимает напряжение, придает элегантность. Фиолетовый — символ духовности. В христианстве он означает слияние в Иисусе человека со Святым Духом. Это цвет умеренности, успокоения, холода, превосходства, благородства, дипломатии, интуиции, душевного равновесия, трансформации и самоусовершенствования.
Фиолетовый загадочен, он соединяет обдуманное действие и просветление. В нем есть равновесие между небом и землей, разумом и духом, страстью и мудростью. В вашем образе его не должно быть слишком много, это может навести на мысли о трауре. Камни: аметист, киноварь. Цвет 7-й чакры: символ духовности, связи с духовным Отцом, властью.
Язык цветов значение и символика различных видов цветов — А какой ваш любимы цвет?
Тайны Красного цвета: что знает астрология
Символика красного цвета
Издавна красный цвет считался цветом мудрости и власти. У древних иудеев он был царским цветом, в православии символизировал божественное проявление. В Древнем Риме цезари носили пурпурные тоги.
Слишком уж противоречив этот цвет, да и достаточно нелогичен. Так, красным цветом в иудаизме окрашен День Страшного суда. Но одновременно красный украшает и крыши первых иудейских храмов, и одежды первосвященников, и многое другое.
Все это, да еще, пожалуй, тот факт, что красный посвящен в христианстве Святому Духу, позволяет понять и ассоциации красного со Страстями Господними. С кровью Иисуса Христа, пролитой во спасение человечества.
Тантризм же связывает энергетический центр красного цвета с усилением жизненной энергии и повышением иммунитета или выносливости. А каббала наделяет красного бога солнца строгостью и непреклонностью.
Красный является основным геральдическим цветом. На знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу, независимость. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».
Свойства красного цвета
Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.
Так как красный цвет ассоциируется с активным мужским принципом, с кровью, с огнем, возникают ассоциации и с любовью, с сексуальным возбуждением, страстностью и т. п.
Красный цвет часто вызывает волнение, беспокойство. Усиливает нервное напряжение. Повышая уровень тревожности, красный заставляет больше внимания уделять окружающему миру.
Психологами отмечено, что ношение красных очков спортсменом повышает его выносливость. Выявляет боевую борцовскую решительность в его характере.
Наличие красного цвета в помещении, где принимается пища, способствует аппетиту. Этот цвет является возбуждающим половые инстинкты.
В христианской культуре ассоциируется со страхом и грехом. А в Средние века рыжих волос было достаточно, чтобы считать женщину ведьмой.
Наряду с синим является излюбленным цветом большинства людей. Это цвет силы, здоровья, жизненной энергии. В одежде его носят экстраверты и оптимисты, жизнерадостные и импульсивные, здоровые и энергичные люди, которые могут иметь тенденцию к агрессивности. Человек в красном дерзок и хочет получить от жизни все, что возможно. Если же у спокойного по натуре человека в одежде появляется много красного, то он нуждается в тепле, силе и жизненной энергии.
Красное олицетворяет физическую жизнь. Он первый цвет, который стал известен людям.
Чакра, ответственная за выживание, окрашена в красный цвет.
Символика цвета: белый-черный-красный
Цвета белый-красный-черный – устойчивая триада в символике цвета. Она встречается во многих древних культурах. В текстах Упанишад она служит цветовым выражением качеств (гун) материальной природы – благости-страсти-невежества. Во многих символических системах эти цвета соотносятся также с основными стихиями, качествами, органами, чертами характера итд. (например, в китайском «Каноне Перемен», где к базовой триаде добавляются желтый и синий (или зеленый) цвета).
1.1. Цвет и магия у первобытных народов
В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета — белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни древних людей. Как подчеркивают различные исследователи, преобладание этих красок нельзя объяснить, например, легкостью их добычи. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов первобытных народов современности, живущих в Африке, Южной Америке и т.д. Особая заслуга здесь принадлежит английскому этнографу В. Тэрнеру (1983), собравшему большой фактический материал по «цветовой классификации» у первобытных народов, в частности, африканского племени Ндембу.
Наблюдения за обрядами и ритуалами Ндембу, а также беседы с членами племени, позволили В. Тэрнеру подробно описать символические значения трех «основных» цветов в жизни первобытного человека.
Ндембу связывают эти цвета с тремя реками (сущностями) одного Бога, который ими представлен. Конкретные символические значения каждого цвета (реки) следующие.
1. Благо;
2. Источник сил и здоровья;
3. Чистота;
4. Безбедность;
5. Сила;
6. Отсутствие неудач, слез, смерти;
7. Главенство или власть;
8. Встреча с духами предков;
9. Жизнь, здоровье;
10. Зачатие или рождение ребенка;
11. Охотничья доблесть;
12. Щедрость;
13. Поминание духов предков;
14. Дружелюбие;
15. Поедание пищи;
16. Размножение;
17. Явность для глаза (ясность, открытость, доступность);
18. Возмужание или созревание;
19. Омовение;
20. Отсутствие насмешек.
Среди приведенных значений мы не обнаруживаем ни одного отрицательного. В целом, белый цвет означает для Ндембу благо, добро, счастья, развитие.
Это обобщенное значение белого универсально для всех первобытных народов, как древности, так и современности. Белый для них — символ бытия, мира, жизни.
Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в которых они апеллировали к силам добра и жизни или защищались от воздействия злых духов и божеств. Белый цвет привлекал добрых богов, и отпугивал злых. Наиболее важными из этих ритуалов были ритуалы, посвященные рождению, инициации, браку и смерти.
Белый цвет использовался и как защитное средство от сглаза и порчи. Злые силы не могли нанести вред человеку, животному или жилищу, если они были помечены белой краской, либо имели амулеты белого цвета.
Важную роль играл белый и в ритуале жертвоприношения. Добрым богам и духам стремились приносить в жертву животных белого цвета, либо окрашенных в белое.
Для первобытных людей белый — не только наглядно-чувственный символ, но и понятие, выражающее основные морально-этические принципы поведения. Так у ряда африканских народов до сих пор существует обычай клясться своей печенью. Если дающий клятву хочет подчеркнуть, что его намерения честные и он не питает никаких злых умыслов, то специально указывает на то, что у него «белая печень». Имеет смысл, поэтому, говорить о регламентирующей роли белого в поведении первобытных людей, как своеобразного критерия, с помощью которого люди организовывали свое поведение. В этом аспекте белый цвет можно рассматривать как психологический знак — т.е. средство управления человека своими психическими функциями и поведением. Как указывает В. Тэрнер (1983), у Ндембу есть понятие «белого поведения». Оно означало быть явным для соплеменников, т.е. — не уединяться, не замышлять плохого и т.д., другими словами, быть «чистым».
Каковы истоки символики белого у первобытных людей? В. Тэрнер полагает, что корни символики белого (впрочем, как и других основных цветов) следует искать в психобиологическом опыте человека. Несомненна связь белого цвета с двумя важнейшими жидкостями (тканями) человеческого организма — семенной и молочной, которые считались древними людьми священными. Вспомним, что Ндембу трактуют белый в качестве одной из рек верховного божества. Семенная и молочная жидкости лежат в основе жизни человека, являясь теми началами, от которых первобытный человек вел отсчет своего существования и поэтому их цвет получил значения блага, жизни, здоровья и т.п. Кроме этого, белый — свет, день, когда человек наиболее активен и деятелен, когда он воспринимает окружающее ясно и отчетливо. Оптически, белый — эталон чистоты, противоположность хаоса и грязи и поэтому служит образцом чистоты мыслей и поведения. Таковы основные психобиологические источники символики белого цвета, позволяющие понять его магическое значение в жизни первобытного человека.
Для примера, приведем наиболее важные символические значения черного цвета для Ндембу (В. Тэрнер — 1983).
Черный — антитезис белого, противоположная сторона жизни. Все самое негативное в жизни первобытных людей выражал черный. Злые силы, враждебные человеку, в представлениях древних имели черный цвет. В отличие от «белой» «черная магия» апеллирует к силам зла, и приводит человека к гибели и проклятию.
Черный также использовался для защиты от сглаза и порчи, но смысл этой символической защиты в сравнении с белым другой. Если над белым зло, по мысли первобытного человека в принципе, не властно, то использование черного означало, что его носитель не обладает ничем, что могло бы быть достойным зависти. Исходя из этого, на лица новорожденных наносили черные точки, чернили животных, дома (черный краеугольный камень) и т.д.
Черный считался цветом злого колдовства и ведовства. К «черным магам» относились со страхом и враждебностью. На жилища людей, подозреваемых в злом колдовстве, наносили черную краску. Выражение — «у него черная печень» означает человека со злыми намерениями.
Несмотря на то, что все негативное в жизни первобытного человека символизировалось черным, этот цвет обладал не только отрицательными значениями, но и положительными, то есть, в отличие от белого, являлся амбивалентным символом. Например, у племен засушливых районов Африки черный почитается как цвет дождевых туч, а люди с особо черными волосами считаются красивыми. Интересна связь черного с половым влечением. У Ндембу черный считается цветом, возбуждающим половую страсть, поэтому женщины этого племени специально чернят свои половые органы. В случае удачного полового акта в первую брачную ночь у порога молодоженов рассыпают черный пепел.
Истоки символики черного также необходимо искать в психобиологическом опыте первобытных людей. Черный — это отсутствие света, ночь, когда активность человека снижена, и он не может хорошо ориентироваться в окружающем, становится беззащитным перед стихиями и хищниками. Черный — отсутствие сознание, сон, подобный смерти, цвет пепелища и распада. Черная река — река смерти и забвения. Е.П. Блаватская (1888) и J.G. Frazer (1911) отмечали, что у первобытных людей черный символизирует внутреннюю или подземную сферу мира, Скрытый Источник, из которого исходит первоначальная (черная, оккультная или бессознательная) мудрость.
Заключает триаду «основных» цветов для первобытных людей красный цвет. В отличие от белого и черного он относится к хроматическим цветам и из всех трех является наиболее амбивалентным символом. По данным В. Тэрнера, для Ндембу красный выражает т.н. «красные вещи», которые сделаны из крови или красной глины. Символические значения красного определяются «видом» крови:
1. Кровь животных;
2. Кровь последа (роженицы);
3. Кровь всех женщин (менструальная кровь);
4. Кровь процедуры обрезания крайней плоти;
5. Кровь убийства;
6. Кровь колдовства и ведовства (связанная с некрофагией).
Все «красные вещи» разделяются на две категории, в зависимости от того, приносят они добро или зло. Но, независимо от своей валентности, все «красные вещи» обладают силой, т.к. кровь — сила, без нее человек умирает.
Сила — главное значение красного и этим объясняется его роль в качестве магического средства. Например, в ритуале, посвященном рождению ребенка, новорожденному наносились красные точки на голову, половые органы и другие части тела для того, чтобы он рос здоровым и сильным (Е. Вундерлих — 1925). По мнению этого же автора рисунок красной руки перед входом в первобытную пещеру служил для отпугивания злых демонов. Раскрашивание красной краской лиц воинов, магически, должно было придать им силу и храбрость и одновременно устрашить врагов. Как символ силы, красный использовался и в качестве средства от сглазов и наговоров.
Уже первобытные люди считали красный лечебным цветом, способным заживлять раны и возвращать здоровье. С этой целью к пораженным участкам тела прикладывались красные тряпки или глина. Также они наносили кровь на предметы, которые хотели оживить (Х.Э. Керлот — 1994).
Важную роль красный цвет играл в обрядах очищения. Члены племени, участвовавшие в процедуре обрезания, должны были на протяжении определенного времени носить на руках и шее предметы красного цвета.
В сочетании с белым цветом красный составляет т.н. «жизнеутверждающую пару», символизирующую добрые силы, могущество, почет, власть и богатство. В паре с белым нивелируются отрицательные значения красного и, наоборот, сочетание красного и черного усиливает негативные стороны красного цвета, придает ему зловещий характер, и с точки зрения древней магии, символизирует злые силы.
Символические значения красного объясняются его связью в сознании древних с кровью. Красный — третья река верховного Бога, цвет одной из самых важных жидкостей человеческого организма. Причем, связь красного с кровью для первобытного сознания более существенна, чем с огнем.
В палитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий и желтый. Но эти цвета не являются «самостоятельными». Желтый «тяготеет» (в символическом плане) к белому, а синий — к черному.
Принципиальное сходство цветовой символики у первобытных народов различных частей света позволяет нам вслед за В. Тэрнером трактовать цветовую триаду как архетип человека. Для первобытного человека три «основных» цвета — не просто различия в зрительном восприятии различных частей спектра, а сокращенное или концентрированное обозначение больших областей его психобиологического опыта, затрагивающее как разум, так и все органы чувств, и связанное с первичными групповыми отношениями. Поскольку этот опыт имеет своим источником саму природу человека, он является всеобщим для всех людей как представителей человеческого рода. Поэтому символический смысл цветовой триады является принципиально схожим в самых различных культурах.
1.2. Цветовая символика в древней Индии и Китае
В Индии и Китае с древности и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими и в полном объеме передаются только посвященным. Отдельные фрагменты этих учений содержатся в дошедших до нас памятниках философской и религиозной литературы.
Цветовая триада занимает ведущее место в этих учениях, а символические значения цветов во многом схожи с теми, что отмечаются в первобытных культурах.
Вот, что об этом говорится в Чхандогья Упанишаде (комментарии Шанкарачарьи): «красный цвет (материального) огня — цвет первоогня, белый цвет (материального) огня — цвет первичных вод, черный цвет (материального) огня — цвет изначальной земли. Так в огне исчезает все то, что, обычно, зовется огнем, видоизменение — это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета (формы) истинны» (цит. по В. Тэрнеру — 1983). Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен (трехчастен). Так съеденная пища распадается на три части: самая тяжелая, темная часть (черный) становится калом; средняя часть превращается в плоть (красный); и, наконец, наиболее легкая часть становится мыслью (белый). То же верно и в отношении выпитой воды, распадающейся в организме человека на три части: мочу (черный), кровь (красный) и прану (белый).
В другом философском произведении Санкхьякарике Ишваракришны три «основных» цвета соответствуют трем гунам или «нитям существования мира» — саттва, раджас и тамас. Гуна саттва означает «бытие», ее цвет белый, символизирующий чистоту и безмятежность. Вторая гуна — раджас (красный) представляет собой активное начало, порождающее карму. Третья гуна — тамас (черный) может быть понята как состояние сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии.
На этих примерах видно, что в Древней Индии «основные» цвета являлись символами главных мировых (космических) сил, составляющих частей мироздания (см. также Махабхарату, Рамаяму и др.).
Основа основ для древних индийцев — солнце (Брахман, главная веда и высшее божество) не имеет определенного цвета, может постигаться только в мышлении, а не чувственно. Оно содержит в себе любые цвета, точнее, порождает их. Отсюда существует понятие «невидимого света», «черного солнца» и др.
Свет и тьма (белый и черный) понимались как единство, тьма являлась инобытием света. В «Ригведе» это единство выражено следующим образом: огонь, чистый и яркий в небе, оставляет черные полосы на земле (или обгоревшем предмете); дождь, черный в небе (в виде дождевых облаков), становится прозрачным на земле (М. Schneider — 1946).
Более низкие по рангу божества имеют определенный, устойчивый цвет (Махабхарата). Цвет богини любви — белый, смерти (Кали) — черный и красный, богини материнства — красный, т.к. она связана с принципом творения, активности, который выражается красным цветом (H. Zimmer — 1946). В целом, добрые боги и силы обозначались белым цветом, а злые — черным или сочетанием черного и красного.
В Древнем Китае цвет также рассматривался в качестве символа важнейших сил и стихий. Согласно эзотерическим учениям три ряда символов (оттенки цветов, составные и природные элементы, чувства и реакции) исходят из общего источника, действующего на глубочайших уровнях действительности (Х.Э. Керлот — 1994). В «Книге перемен» («И цзин») мы находим следующую систему цветовой символики (см. таблицу 1.2.1.), исходящую из принципов теории соответствий.
К списку «основных» цветов в Древнем Китае добавились синий (зеленый) и желтый. Л.Н. Миронова (1984) указывает, что у древних китайцев понятия синего и зеленого были взаимозаменяемы, а четкого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было, возможно, потому, что зеленый рассматривался как порождение синего.
Цвет и символизируемая им стихия для китайцев не были жестко связаны друг с другом. У одной и той же силы могло быть несколько цветовых символов в зависимости от состояния этой силы или стихии. Так светло-синий являлся символом полуденного неба, а черный с небольшой долей красного (Сюань) — предрассветного, означая зарождение света в недрах мрака (Щуцкий Ю.К. — 1960).
В китайской символике цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. Например, желтый считался священной привилегией императорской фамилии (A.Beaumont — 1949). Цвета делились на «благородные» и для простого народа, как об этом говорится в «книге песен» («Ши цзин»).
В учении о первосущностях Инь и Ян также присутствует цветовая символика. Ян имеет белый (желтый) цвет, а Инь — черный (синий).
Сравнивая содержание цветовых символов у первобытных народов с цветовой символикой Древней Индии и Китая, можно сделать вывод о его принципиальном сходстве, а значит и единстве корней цветового символизма у самых различных культур, разделенных между собой во времени и пространстве. По мнению В. Тэрнера (1983), цветовая символика мировых начал имеет древнейшее происхождение, возможно, доиндоевропейское, а дошедшие до нас памятники представляют собой более поздние философские спекуляции на данную тему.