через что можно процедить моторное масло
Через что можно процедить моторное масло
Оно само отфильтруется.
Для ЭТОГО в ДВС существует фильтр.
Залей в двигатель.. и пусть поработает на холостых минут 30.
Не газуй.
Иначе откроется клапан и масло пойдет мимо фильтра.
Фильтр после процедуры поменять на новый (без замены масла)
HOMEP 13, а зачем его фильтровать?
Добавлено через 33 секунды
Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).
Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).
Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).
Надеюсь понятно написал..
Для чего нужна очистка отработки?
Ответ, казалось бы, очевиден! Очистка отработанного масла нужна для повторного использования. Да, это действительно так. Отработанное масло можно и, главное, нужно использовать вторично. Сфера повторного применения отработки весьма обширна, но особенно популярна в низко- и среднефорсированных двигателях внутреннего сгорания, а также в механизмах с гидравлическими устройствами, попросту говоря в гидравлике.
Очищая и повторно используя отработанные горюче-смазочные материалы, мы также способствуем улучшению экологической обстановки в каждом регионе. Не будем также забывать и о финансовой составляющей, о получаемой экономии в денежном эквиваленте.
А есть ли необходимое сырье для очистки
Я думаю, все согласятся, что очистить и повторно использовать отработку не только полезно, с точки зрения экологии, например, но и финансово выгодно. Не будем забывать, что стоимость нефтепродуктов с каждым годом только увеличивается.
Но сразу же возникает второй вопрос. А есть ли сырье? Достаточно ли его, чтобы очистка отработанных гсм была выгодна на достаточно длительную перспективу? Для тех, кто захочет заняться этим на коммерческой основе, можно констатировать – сырье есть!
Для примера, в одной только Российской Федерации в течение года скапливается от полутора до двух миллионов тонн различных отработанных горюче-смазочных материалов. При чем, вторичной переработке, в том числе и очистке, на сегодняшний день подвергаются всего лишь 14-16 процентов из них. В разных регионах цифры разнятся. В целом это составляет порядка 3,0-3,5% от общей доли потребляемого объема нефтепродуктов.
Так что для бизнеса это настоящая золотая жила. Всегда ли так будет? Как говорится, свято место пусто не бывает и важно успеть развиться пока есть свободная ниша.
Для примера, в странах Западной Европы собирают и повторно используют очищенное масло уже более 55% от первоначального потребления. Так что процесс идет. Причем во многих странах поддержка повторного использования отработанных нефтепродуктов осуществляется на законодательном уровне.
Также хотелось бы отметить тот факт, что очистка отработки позволяет получать более 80% продукта пригодного для повторного употребления. Имеется ввиду, что вы получите более 80% от общего количества продукта, подвергшегося очистке.
Где брать отработку
Вопрос, где взять отработку, в принципе также не актуален. В любом регионе есть масса автосервисов, где не знают,как избавиться от слитой отработки. Они еще вам приплачивать будут, если вы с них снимете эту головную боль. Дело в том, что утилизация нефтепродуктов дело очень непростое и достаточно затратное. Просто так вылить масло куда-то в канаву после замены не получится. Можно нарваться на большие неприятности. Закон строго стоит на защите экологии. А моторные масла входят в разряд особо опасных отходов, способных загрязнять окружающую среду.
Поэтому наладить сбор и очистку отработанного моторного масла проблемы не составит. Эти достаточно легко решаемые проблемы могут возникнуть у вас, если вы захотите заниматься очисткой на коммерческой основе.
Но ведь можно получить значительную выгоду и не занимаясь коммерцией. Двигатель вашего автомобиля также исправно требует замены масла. И ничто не мешает, с небольшими трудозатратами, повторно использовать слитую отработку. Причем это довольно просто. Остановимся на этом вопросе несколько подробнее. Он актуален для многих автовладельцев.
Вы заменили масло в двигателе, а дальше?
Смазка трущихся деталей в двигателе, облегчает его работу и увеличивает срок эксплуатации. Поэтому мы все знаем, что масло в двигателе нужно периодически менять. Меняться оно должно или после определенного пробега автомобиля или после определенного времени, прошедшего после предыдущей замены.
Последнее обычно актуально для «дачников», которые эксплуатируют автомобиль только в дачный сезон. Но, тем не менее, не будем забывать, что если масло залито в двигатель, следующая замена должна быть через определенный пробег или определенное время нахождения его в двигателе. Кстати, в канистре тоже. Масло имеет срок хранения.
А зачем, собственно, нужно его менять? Ведь на каждом двигателе стоит фильтр? Дело в том, что масляный фильтр предназначен только для очистки от механических примесей.
А в процессе эксплуатации, в моторном масле идет процесс накопления продуктов окисления, в первую очередь различные смолистые и сернистые соединения. Конечно же, помимо продуктов окисления накапливаются и различные механические включения. Это и нагар и стружка от трения деталей двигателя и так далее.
Как я уже говорил, на каждом двигателе стоит масляный фильтр, служащий для улавливания именно механических включений в смазке. Но и здесь он не панацея. В процессе эксплуатации фильтр постепенно забивается, хуже улавливает различные мелкие частички, а это уже дополнительный износ трущихся деталей.
Для улучшения эксплуатационных свойств масел производители добавляют в них различные дисперсные присадки. Это, несомненно, улучшает технические характеристики, но присадки также имеют свой ресурс. Поэтому в процессе эксплуатации двигателя сами присадки также становятся источником загрязнения.
В общем, выход один: покупать и менять масло в двигателе. А куда девать отработку? Конечно же, очищать и повторно использовать! Вопрос: как очистить?
Как очищать отработанные масла
В чем заключается процесс очищения отработанных нефтепродуктов? Для этого нужно удалить из отработки различные вредные примеси, такие как битумные накопления, продукты химического окисления, различные коллоидные вещества и так далее. В общем, все то вредное, что накопилось в процессе эксплуатации, в том числе и различные механические примеси, конечно.
В настоящее время разработано достаточно много технологий, в том числе и промышленных, позволяющих очистить отработанное масло. У каждой из них есть свои плюсы и минусы. Но главное, что такие технологии есть, и они уже апробированы. Какую технологию выбрать, дело вкуса.
Но любая технология предусматривает в первую очередь механическую очистку отработанного масла. Поэтому вам потребуется фильтр для механической очистки. Но, в начале, нужно:
В промышленных установках обычно используются все три ступени очистки. В домашних же условиях часто бывает достаточно физической и химической очистки масел, без применения дорогостоящих вакуумно-фракционных установок. Но все зависит от конечного продукта, который вы хотите получить и его дальнейшего использования.
Таким образом, очищать и повторно использовать отработанные нефтепродукты вполне возможно и нужно. Сам процесс очистки состоит из трех стадий: физическая, затем химическая и вакуумно-фракционная.
Конечный продукт очистки находит самое разное применение, в том числе в гидравлике, среднефорсированных двигателях и так далее. Для регенерации можно применять небольшие установки промышленного производства, выпуск которых уже налажен.
Видео: очистка отработанной солярки своими руками
Осветление отработанного масла: чем и зачем?
Вторая жизнь отработанного масла. Почему не стоит от него избавляться
Рекомендованная замена, автомобильного масла, производится каждые 10 тысяч километров. И многие водители задаются вопросом: «Что делать с отработкой?». А ее, между прочим, не менее 4-х литров. На утилизацию мало кто сдает, не тот менталитет… приходится либо в канистрах хранить, либо часто попросту выливают в землю. Напишите в комментариях что с отработкой делаете вы
!
Выливать отработку в землю категорически нельзя
по нескольким причинам. Первое, данное деяние карается законом и влечет за собой штраф и не только. Второе, загрязнение окружающей среды и уничтожение микрофлоры в земле, где вылита отработка.
Некоторые автовладельцы, дабы избежать данной проблемы, отгоняют авто на сервис, чтоб заменить масло. Ведь там эту жидкость сливают в специальные емкости и отправляют на утиль. Причем их не смущает то, что они платят за ту работу, которую можно легко сделать самому.
Ну, а если вы из тех людей, что «складируют» отработку, как я, то расскажу, куда ее можно применить. А также на чем можно сэкономить, если использовать отработанное масло.
Слили, заменили и что дальше?
В процессе эксплуатации моторных масел в них накапливаются продукты окисления. Это асфальтосмолистые соединения, нагар, лаковые отложения и др. Чтобы предотвратить выпадение осадка этих вредных соединений, в масло вносят моюще-диспергирующие присадки, которые удерживают продукты окисления в коллоидном (взвешенном) состоянии.
Значительное снижение эксплуатационных характеристик моторных масел наступает, когда присадки вырабатывают ресурс. В этот период продукты окисления начинают выпадать в осадок, тем самым вызывая усиленный износ двигателя. Такое состояние моторного масла свидетельствует о необходимости срочно его заменить.
Моторное ОМ относится к категории опасных отходов, является источником загрязнения окружающей среды. Его нельзя сливать в мусорные баки, канализацию или на землю. Из-за присущей вязкости такое масло прилипает ко всему, от песка до оперения птиц. Отработанные масла не растворимы, химически устойчивы и могут содержать токсические химические соединения и тяжелые металлы. В естественных условиях масло разлагается в течение длительного времени. Представьте, что всего 1 л моторного масла может превратить 1 000 000 л питьевой воды в техническую.
Для основного состава транспортных предприятий тема утилизации ОМ – одна из самых злободневных. Организация и содержание пунктов сбора ОМ, хранение, транспортировка, переработка – все это требует финансовых затрат. В реальности незначительную часть ОМ сжигают, а бо’льшую часть все-таки сливают либо на почву, либо в водоемы и канализацию.
А ведь бережно собранное ОМ, без внесения в него дополнительных загрязнений в виде почвенной и воздушной пыли, воды, топлива, моющих жидкостей и жидкостей не нефтяного происхождения, можно использовать после очистки и восстановления в среднефорсированных двигателях внутреннего сгорания при умеренных нагрузках, в гидравлических системах машин, в коробках передач и трансмиссиях тракторов и автомобилей при умеренных нагрузках, в ходовой части гусеничных тракторов, а также при консервации техники. Современные технологии позволяют получать такой объем смазочного масла из 1 л ОМ, для получения которого при прямом производстве тратится 42 л сырой нефти.
Процесс восстановления отработанного моторного масла в современном понимании включает удаление из него коллоидных веществ, кислот, битумных отложений, механических частиц и химического осадка, удаление газов, водного конденсата, придание восстановленному продукту цвета и запаха оригинала. Однако из существующих и реализованных в настоящее время промышленных процессов восстановления ОМ трудно выделить предпочтительные, все они не лишены как преимуществ, так и изъянов. В каждом конкретном случае при выборе предлагаемой технологии вторичной переработки ОМ необходимо исходить из анализа работы уже действующих прототипов и очень осторожно браться за внедрение новых предложений.
Три лучших способа самостоятельной утилизации моторного масла
Данные способы подойдут всем, у кого есть гараж, свой дом или дача. Они универсальны и почти что безопасны, что, пожалуй, самое главное.
Самый распространенный, но не очень гуманный способ утиля –
сжигание
. Масло в небольших количествах можно добавлять в качестве топлива для печи. Несмотря на то, что дым от масла достаточно сильный, после сгорания все смолы оседают и выделяется углекислый газ, который не так вредит природе, как вылитая на землю отработка. Им можно как поливать дрова так и сделать печку которая будет работать на отработке.
Более безопасный и актуальный способ для тех, у кого есть дача или свой дом с деревянным забором. За несколько лет, из-за переменной влажности, палящего солнца и вредителей, новый брус дерева сгнивает или рассыхается в труху. Можно
обработать древесину
отработкой, что защитит от влаги, паразитов и грибка. И это уместно не только для заборов, а и различных не жилых деревянных сооружений. Да будет вонять сильно поначалу, но запах долго не продержится. Единственный минус — не дай бог что, то вспыхнет как спичка..
Используют отработанное масло и
для смазки
различных как
резьбовых соединений
, так и
поверхностей трения
. Чаще всего именно для дверных петель гаража, ворот, хоз. построек, цепи и т.п. Сам держу литрушку для такого дела ( жмите палец верх если и вы так делаете ).
Кроме этих самых распространенных аргументов, используют ее и для закалки металла
А вот мой сосед по гаражу, задувает в кузов
Есть такие энтузиасты, которые занимаются даже перегонкой в топливо (чаще в соляру, но иногда даже бензин). Что правда таких единицы.
Так что если скопилось достаточно много отработки дать ей вторую жизнь всегда можно. ДЕЛИТЕСЬ
этими способами в соцсети,
ЖМИТЕ
палец ВВЕРХ, рассказывайте как еще можно применить старое масло и не забывайте
ПОДПИСЫВАТЬСЯ
!
Три способа. Какой лучше?
Первый это традиционный способ
— снять агрегат, промыть его с помощью мойки высокого давления и химии, затем полностью разбираем его, помещаем части в ванну с химией и отмываем их. Способ
подходит не всем — трудозатратный
, да и дорогостоящий, поэтому детально останавливаться на нем мы не будем.
Мягкая промывка: безопасно, но не всегда достаточно
Второй способ — мягкая промывка
Кстати, промывка существенно усиливает моющие свойства масла. Однако иногда этой процедуры недостаточно. В любом случае, желательно начинать очистку двигателя с мягкой промывки, поскольку это является методом безопасным и правильным
Агрессивная промывка: тестируем средства
Третий способ представляет собой агрессивную промывку. Нужно залить в двигатель, прямо в старое масло, специальную жидкость, запустить, пусть поработает, примерно полчаса (смотря как предполагает инструкция), затем промывка сливается прямо со старым маслом.
Однако не все промывки хорошо справляются со своей задачей, кроме того, промывки довольно агрессивные, что отражается на уплотнительных прокладках, а также сальниках.
Последнее время на просторах Интернета стали чаще обсуждать эффективность промывки и раскоксовки двигателя путем добавки Димексида
, его можно купить в аптеках. Сегодня для тестов я купил этот препарат, он мне обошелся в 54 рубля, и будем проводить эксперименты.
Димексид приобретает форму кристаллов уже при температуре 20 градусов, поэтому предварительно придется его подогреть.
Что эффективнее?
Итак, чтобы условия были равными для каждого средства, берем один поршень, распиливаем его на куски, каждый кусок помещаем в отдельную колбу, и заливаем эти куски уайт-спиритом, жироудалителем и Димексидом. Помещаем колбы на плитку, чтобы жидкости не остывали, и не кристаллизировался Димексин.
Наблюдаем реакцию в колбе с жироудалителем, пошла какая-то пена, уайт-спирит никаких признаков жизни не проявляет. Через несколько минут мы видим, что жидкость в колбе с Димекидом сильно потемнела, жироудалитель тоже, хотя и меньше, уайт-спирит никак не сработал.
Лучше всех себя проявило себя аптечное средство
, шлам легко удаляется даже без механического воздействия, уайт-спирит не дал какого-то ощутимого результата. Жироудалитель сделал свою работу, только поверхность стала какой-то матовой, шероховатой – очевидно, что он
вступает в химическую реакцию с алюминием
, поэтому никак нельзя советовать в двигатель его заливать ни в коем случае нельзя.
, все очистилось просто отлично, мы ожидали эффекта, но не думали, что получится настолько хорошо.
Для чего нужна очистка отработки?
Ответ, казалось бы, очевиден! Очистка отработанного масла нужна для повторного использования. Да, это действительно так. Отработанное масло можно и, главное, нужно использовать вторично. Сфера повторного применения отработки весьма обширна, но особенно популярна в низко- и среднефорсированных двигателях внутреннего сгорания, а также в механизмах с гидравлическими устройствами, попросту говоря в гидравлике.
Очищая и повторно используя отработанные горюче-смазочные материалы, мы также способствуем улучшению экологической обстановки в каждом регионе. Не будем также забывать и о финансовой составляющей, о получаемой экономии в денежном эквиваленте.
Очистка отработанного масла физическими методами
К физическим относят методы, использование которых позволяет удалять только механические примеси: песок, пыль, частички металла, смолистые, асфальтообразные, коксообразные и углистые вещества, горючее. При этом химическая основа очищаемого сырья остается неизменной.
На практике очистка отработанного масла физическими методами осуществляется отстаиванием, фильтрацией, сепарацией (центрифугированием), отгоном горючего и промывкой водой.
Отстаивание
Отстаивание зачастую является первым и обязательным этапом очистки. Его суть базируется на естественном осаждении механических примесей и воды, находящихся во взвешенном состоянии, при спокойном стоянии масла. При этом ключевое воздействие определяется силами тяжести. Если вспомнить уравнение Стокса, то можно констатировать, что скорость осаждения механических частиц будет тем больше, чем больше их размер и удельный вес, и меньше вязкость масла.
В наибольшей степени подвержены выпадению в осадок металлические частицы, смолистые вещества и кокс.
Отметим, что отстаивание отработанных масел далеко не всегда приводит к желаемому результату. Иногда даже при существенном увеличении длительности процесса большинство примесей так и остаются во взвешенном состоянии, т.е. масло практически не отстаивается. Такая ситуация чаще всего наблюдается при очистке отработанных дизельных и автомобильных масел, в состав которых входят диспергирующие (моющие) присадки, а также масел, загрязненных мелкодисперсными примесями.
Сепарация
Сепарация представляет собой процесс центрифугирования. Центробежные силы оказывают влияние на наиболее тяжелые частицы, которые перемещаются к стенкам сосуда, образуя кольцевой слой отложений. Второй слой состоит из воды, а третий – из очищенного масла.
Фильтрация
Фильтрацией называют процесс разделения неоднородных систем с помощью пористых перегородок. Свойства последних позволяют одни фазы задерживать, а другие наоборот – пропускать.
Отгон горючего
Отгон горючего применяется при обработке масел из двигателей внутреннего сгорания. Без данной процедуры невозможно получить масла с необходимой вязкостью и температурой вспышки. Физическая основа метода отгона горючего – это разность температур кипения топлива и масла. В случае нагревания отработанного сырья сначала из него испаряется топливо и только потом масло. При знании соответствующих температур кипения нагревание прекращают в момент начала испарения масляных фракций.
Промывка водой
Промывку водой применяют в случае необходимости очистки масел от кислых продуктов – водорастворимых низкомолекулярных кислот и мыл. Если масло уже подверглось глубокому старению, то такая промывка не способна восстановить его полностью.
После того, как вода растворила кислоты, она отделяется от масла сепарацией при подогреве до 60 ºС.
Результаты очистки отработанного масла с помощью оборудования GlobeCore
А есть ли необходимое сырье для очистки
Я думаю, все согласятся, что очистить и повторно использовать отработку не только полезно, с точки зрения экологии, например, но и финансово выгодно. Не будем забывать, что стоимость нефтепродуктов с каждым годом только увеличивается.
Но сразу же возникает второй вопрос. А есть ли сырье? Достаточно ли его, чтобы очистка отработанных гсм была выгодна на достаточно длительную перспективу? Для тех, кто захочет заняться этим на коммерческой основе, можно констатировать – сырье есть!
Для примера, в одной только Российской Федерации в течение года скапливается от полутора до двух миллионов тонн различных отработанных горюче-смазочных материалов. При чем, вторичной переработке, в том числе и очистке, на сегодняшний день подвергаются всего лишь 14-16 процентов из них. В разных регионах цифры разнятся. В целом это составляет порядка 3,0-3,5% от общей доли потребляемого объема нефтепродуктов.
Так что для бизнеса это настоящая золотая жила. Всегда ли так будет? Как говорится, свято место пусто не бывает и важно успеть развиться пока есть свободная ниша.
Для примера, в странах Западной Европы собирают и повторно используют очищенное масло уже более 55% от первоначального потребления. Так что процесс идет. Причем во многих странах поддержка повторного использования отработанных нефтепродуктов осуществляется на законодательном уровне.
Также хотелось бы отметить тот факт, что очистка отработки позволяет получать более 80% продукта пригодного для повторного употребления. Имеется ввиду, что вы получите более 80% от общего количества продукта, подвергшегося очистке.
Адсорбенты
При нагревании трансформаторных масел пока в основном используют синтетические адсорбенты, которые дефицитны и стоят дорого, что делает их применение экономически выгодным только при условии многократного использования после восстановления. Необходимость восстановления адсорбентов усложняет использование их для регенерации масел, так как требуются дополнительное’ оборудование и значительные затраты рабочей силы. В связи с этим применение дешевых и доступных природных адсорбентов с достаточно высокой адсорбционной способностью имеет большое народнохозяйственное значение. В ближайшее время природные адсорбенты, обладающие хорошими адсорбционными и отбеливающими свойствами, должны занять в регенерации трансформаторных масел такое же место, какое им принадлежит в нефтепереработке и при регенерации отработанных минеральных смазочных масел. Особенно важно использовать местные природные адсорбенты в отдаленных районах, например в северо-восточной части России (Магаданская область), на Дальнем Востоке и т. д. Действие адсорбентов основано на их способности адсорбировать и удерживать на своей поверхности некоторые из содержащихся в масле продуктов старения, являющихся поверхностно-активными веществами. Из находящихся в маслах веществ к легко адсорбируемым относятся кислородсодержащие соединения (асфальто-смолистые вещества, органические кислоты, эфиры и др.). Адсорбенты обладают чрезвычайно развитой поверхностью (сотни квадратных метров на 1 г), причем активной поверхностью является не только наружная, но и (главным образом!) внутренняя, образованная огромным количеством пор, пронизывающих адсорбент. Характер и величина поверхности пор адсорбента являются решающим фактором, определяющим интенсивность (эффективность) процесса адсорбции: чем больше поверхность пор, тем выше степень адсорбции. Большое значение имеет также величина адсорбируемых молекул. Крупно- и мелкопористые адсорбенты при прочих равных условиях одинаково адсорбируют вещества, состоящие из молекул малых размеров, и по-разному — вещества с крупными молекулами. При превышении адсорбируемыми молекулами размера пор адсорбента эффективность процесса снижается. Для регенерации трансформаторных масел в основном применяются крупнопористые адсорбенты. Эффективность адсорбции зависит и от природы адсорбента. Например, адсорбенты основного характера (окись алюминия и др.) лучше поглощают и нейтрализуют органические кислоты, особенно низкомолекулярные, и несколько хуже действуют на смолистые вещества. Силикагель же лучше поглощает асфальто-смолистые вещества и несколько хуже — органические кислоты. В качестве адсорбентов для регенерации трансформаторных масел могут применяться силикагель, окись алюминия, бокситы, отбеливающие глины различных месторождений и др. Ниже рассмотрены свойства синтетических и природных адсорбентов, способы повышения их адсорбционной и нейтрализующей способности, а также качество масел, регенерированных различными адсорбентами. Синтетические адсорбенты. К ним относятся силикагель, окись алюминия, алюмосиликатный катализатор и др. Силикагель — пористое вещество с большой адсорбционной поверхностью (400—500 м?/г), представляющее собой гель двуокиси кремния Si02, высушенный и прокаленный при 600° С. При регенерации трансформаторных масел применяют силикагель КСК (крупный силикагель крупнопористый) по ГОСТ 3956—64 и ШСК (шихта силикагель крупнопористый). Окись алюминия. Промышленностью выпускается окись алюминия следующих видов: активная окись алюминия(ТУ МХП 2170—49); окись алюминия «Носитель» (ТУ МХП 2854—51); активный глинозем (ТУ МХП 65-53). Активная окись алюминия представляет собой частички цилиндрической формы диаметром 3—6 мм и высотой 10—25 мм. Общая поверхность активной окиси алюминия достигает 370 м2/г, радиус пор колеблется от 25 до 55 А. Активная окись алюминия является высокоэффективным адсорбентом с основными свойствами, а следовательно, имеет высокую адсорбционную способность по отношению к кислым продуктам старения масел. Особенно активна окись алюминия по отношению к низкомолекулярным кислотам, вызывающим кислую реакцию водной вытяжки масла. Окись алюминия «Носитель» получают термической активацией формованных частиц технической гидроокиси алюминия. На поверхности формованных гранул окиси алюминия «Носитель» в результате недостаточной механической прочности этого адсорбента появляется пылевой слой. Чтобы предупредить вынос маслом мельчайших твердых частиц при перколяционном фильтровании, окись алюминия «Носитель» предварительно промывают маслом непосредственно в адсорбере и затем масло пропускают через фильтрпресс, на фильтрующей перегородке которого задерживаются пылевидные частицы адсорбента. Активный глинозем — продукт термической активации гидроокиси алюминия, являющийся отходом глиноземных заводов. Стоимость активного глинозема в 3 раза меньше стоимости окиси алюминия «Носитель» и более чем в 6 раз меньше стоимости активной окиси алюминия при сравнительно высокой адсорбционной способности. Алюмосиликатный катализатор находит широкое применение в нефтеперерабатывающей промышленности. При производстве стандартного алюмосиликатного катализатора получается отсев, который применяют для регенерации трансформаторных масел. Ниже приведен химический состав (в %) партии отсева алюмосиликатного катализатора: Отсев алюмосиликатного катализатора можно применять для регенерации масел как при перколяционном фильтровании, так и при контактной обработке. Размер частиц отсева меньше 1 лш, поэтому его целесообразно применять для регенерации масел методом контактирования после размола на шаровой мельнице. Природные адсорбенты. К природным адсорбентам относятся материалы, не требующие дополнительной обработки и имеющие значительную поглотительную способность по отношению к парам, жидкостям или растворенным веществам. Эти адсорбенты широко распространены в природе. К ним относятся отбеливающие глины (силиколиты), бокситы и вещества органического происхождения (растительного и животного: гумус, лигнин, бурый и каменный уголь и др.). Химический состав природных адсорбентов весьма разнообразен. Пока не удалось установить связь между химическим составом и адсорбционными свойствами природных адсорбентов, однако, рассматривая химический состав родственных по происхождению отбеливающих глин, можно судить об их адсорбционных свойствах. Наиболее важные физические свойства, характеризующие качество природных адсорбентов, — объемная масса, истинная и кажущаяся плотность и пористость. Объемная масса, т. е. масса единицы объема слоя зерен или порошка адсорбента, обычно не превышает 1,5 г/см3 и для лучших природных адсорбентов снижается до 0,5 г/см3. Она в большой степени зависит от влажности адсорбента и поэтому должна определяться в условиях постоянной влажности; обычно для природных адсорбентов объемную массу определяют в воздушно-сухом состоянии. Истинная плотность природного адсорбента зависит от содержания в нем минеральных и органических компонентов и составляет 1,600—2,700 г/см3. Малая объемная масса и большая пористость природных адсорбентов обусловливают их развитую удельную поверхность и высокие адсорбционные свойства. Бокситы. Практическое значение в качестве адсорбента для регенерации трансформаторных и турбинных масел имеют сравнительно недорогие природные бокситы, содержащие значительное количество глинозема (до 70%). Месторождений бокситов, являющихся сырьем для производства алюминия, в России очень много; бокситы окрашены в различные цвета — от белого до темно-красного. При термической активации бокситов различных месторождений при 500—700° С влажность их снижается до 2,7—5% и они приобретают хорошие адсорбционные свойства. Установлено, что при расширении температурного интервала активации адсорбционная способность бокситов понижается; измельчение их также способствует снижению температуры активации — примерно на 100—150° С.
Рис. 20. Снижение кислотного числа масла в зависимости от продолжительности сорбции различными адсорбентами (2% от количества масла): 1,2 — белые бокситы; 3,4 — активная окись алюминия; 5 — силикагель КСК.
В ОРГРЭС проведены исследования белых бокситов Тургайского месторождения (размер зерен 3—7 мм), обладающих достаточной прочностью, для регенерации трансформаторных масел на действующем оборудовании. Было установлено, что белые бокситы превосходят силикагель по поглощению из масла кислых продуктов и приближаются по адсорбционной способности к активной окиси алюминия, являющейся одним из наиболее эффективных синтетических адсорбентов (рис. 20). Особенно хорошо белые бокситы удаляют из масел низкомолекулярные кислоты (рис. 21). Из приведенных графиков ясна возможность использования этих адсорбентов в течение длительного времени. Отбеливающие глины. В России имеется огромное количество месторождений отбеливающих глин, пригодных (в естественном или активированном состоянии) для регенерации отработанных масел, в том числе и трансформаторных. Применение отбеливающих глин тормозится в основном из-за трудностей разработки и доставки этих адсорбентов из промышленно разрабатываемых карьеров на регенерационные установки. Отбеливающие глины являются продуктами выветривания изверженных горных пород (базальтов, вулканических шлаков и пеплов, а также туфов) и их разложения под действием воды, двуокиси углерода и других факторов. При длительном воздействии воды и растворенных в ней веществ на изверженные горные породы из пород удаляются щелочи, щелочные земли и закисное железо. В результате образуются промежуточные породы более рыхлой и пористой структуры, с заметными сорбционными свойствами. Вследствие неполного выветривания изверженных пород образуются типичные отбеливающие глины (бентониты, фуллеровы земли и др.), являющиеся гидроалюмосиликатами различного состава. Конечный продукт процесса выветривания — силикаты с малым содержанием щелочей (силиколит) или гидраты полуторных окислов (бокситы, латериты и ферролиты). Поглотительная способность отбеливающих глин связана с их пористой структурой, обусловливающей высокоразвитую поверхность, и природой поверхности. При очистке играют роль не только адсорбция, но и другие сорбционные (капиллярная конденсация, хемосорбция) и коллоидно-химические (флокуляция, коагуляция и др.) процессы.
Рис. 21. Снижение кислотного числа в зависимости от продолжительности сорбции различными адсорбентами (2% от массы масла): 1 — курьинская опока; г — силикагель KCK; 3 — белый боксит. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов показывают, что отбеливающими свойствами обладают глины самого разнообразного химического и минералогического состава (опоки, монтмориллонитовые и каолиновые глины). Значительное распространение получили отбеливающие глины типа опок. Содержание кремнезема в них 75—88%, глинозема 5—12%, а соотношение Si О 2 : А1203 равно 2 : 3. Чем больше это соотношение, тем выше отбеливающая активность глины. Характерной особенностью опок является высокое содержание в них коллоидной кремнекислоты. Они также отличаются низкой насыпной плотностью: для наиболее активных опок (курышской, зикеевской и привольской) она колеблется от 0,336 до 0,490 г/см3, для опок средней активности от 0,511 до 0,659 г/см3. Опоки относятся к разнородно пористым адсорбентам с преобладанием пор большого диаметра, что обусловливает их высокую обессмоливающую способность. Удельная поверхность пор отбеливающей глины 100—300 м2/г. В отечественной практике регенерацид нефтяных масел наибольшее применение получила опока Зикеевского месторождения (вблизи ст. Зикеево Калужской области) вследствие ее высокой адсорбционной активности. Поэтому при изучении новых месторождений отбеливающих глин она обычно принимается за эталон. Хранить отбеливающую глину следует в сухих складских помещениях. Подготовка крупки опоки перед загрузкой в адсорберы сводится к термической активации ее при 150—200° С и отсеву мелких (до 3 мм) зерен на сите № 4 (16 отверстий на 1 см2). К опоке для регеперации энергетических масел адсорбционным методом предъявляются следующие требования:
По снижению кислотного числа масел зикеевская опока уступает силикагелю, а по устранению кислой реакции водной вытяжки они почти одинаковы. Для получения одинакового адсорбционного эффекта крупку опоки загружают в адсорберы в большем количестве, чем силикагель. Зикеевская опока хорошо снижает tg δ трансформаторных масел и по активности превосходит силикагель и окись алюминия. Промышленные месторождения отбеливающих глин, пригодных для регенерации трансформаторных масел, имеются также на Украине и в Белоруссии, большое число месторождений опок было найдено в Поволжье. Отбеливающая способность саратовских и волгоградских опок исследована в широких пределах (табл. 17) [26, 27].
Адсорбенты | Расход, % | Кислотное число масла, мг КОН/г | Число омыления, мг КОН/г | Содер- жание сили- кагелевых смол, % | Оптическая плотность | Фактор обесцв- ечив- ания, % | Зольность, % |
Глина Зикеевского месторождения | 0 | 0,16 | 0,571 | 2,2094 | 0,795 | ||
3 | 0,099 | — | — | 0,622 | 24,8 | 0,0004 | |
7 | 0,050 | 0,507 | 1,3600 | 0,500 | 31,1 | 0,0002 | |
Симферопольский кил | 3 | 0,144 | — | — | 0,718 | 9,7 | 0,0008 |
7 | 0,058 | — | — | 0,670 | 15,8 | 0,0004 | |
Уфимская глина | 3 | 0,096 | _ | _ | 0,700 | 12,0 | 0,0012 |
7 | 0,053 | 0,536 | 1,4252 | 0,599 | 24,7 | 0,0047 | |
Саратовская глина | 3 | 0,109 | — | — | — | _ | 0,00 |
7 | 0,054 | — | — | — | — | — | |
Вольская мука | 3 | 0,093 | _ | _ | _ | __ | — |
7 | 0,046 | 0,510 | — | 0,447 | 43,8 | 0,0016 | |
Инзерская земля | 3 | 0,111 | — | _ | — | _ | __ |
7 | 0,066 | 0,543 | — | 0,624 | 21,5 | 0.0024 | |
Вулканический пепел Камчатский | 3 | 0,1.07 | _ | _ | _ | _ | |
5 | 0,075 | — | — | — | — | 0,0016 | |
Владивостокский туф | 3 | 0,119 | — | _ | — | _ | __ |
5 | 0,096 | — | — | — | — | 0,00 | |
Французская глина | 3 | 0,086 | — | — | 0,688 | 13.5 | 0,0024 |
7 | 0,046 | — | — | 0,606 | 23,9 | 0.0028 |
Эти глины применимы как для непрерывной регенерации масла в трансформаторах с термосифонными фильтрами, так и для регенерации масла, слитого из энергетического оборудования (преимущественно контактным способом). Промышленный интерес представляют также месторождения: Балашеевское (вблизи станции Балашеевка Куйбышевской железной дороги), Башкирские (на восточном склоне Урала), Саринское (вблизи станции Сара Оренбургской железной дороги), Курьинское и др. Глины, в состав которых входят минералы группы монтмориллонита, также широко распространены. Они отличаются от опок меньшим содержанием кремнезема (51 — 67%) и большим — глинозема (15—38%). Для этих глин характерно низкое содержание коллоидной кремневой кислоты и невысокая пористость. Их отбеливающая способность, в противоположность опокам, с повышением температуры увеличивается. Одной из наиболее активных монтмориллонитовых глин является гумбрин, широко применяемый на бакинских и грозненских заводах; на Северном Кавказе также имеются глины, например нальчикин. Симферопольский кил — типичный бептонит, эффективность его значительно возрастает в результате кислотной активации. Исследованиями, проведенными в Казанском филиале АН, доказано, что в Татарстане имеется группа месторождений естественных бентонитовых глин [28], например Бикляньское месторождение.
Отбеливающие глины, которые с успехом могут быть применены для регенерации отработанных масел, имеются на Дальнем Востоке и в Сибири. Наилучшими адсорбционными свойствами обладают туф Святогорского месторождения и пепловый туф Архаринского месторождения. Многие образцы отбеливающих глин Сибири не уступают балашеевской глине [29, 30]. Для регенерации масел пригодны также суйфунит, красная глина и продукт выветривания барановского обожженного туфа.
Где брать отработку
Вопрос, где взять отработку, в принципе также не актуален. В любом регионе есть масса автосервисов, где не знают,как избавиться от слитой отработки. Они еще вам приплачивать будут, если вы с них снимете эту головную боль. Дело в том, что утилизация нефтепродуктов дело очень непростое и достаточно затратное. Просто так вылить масло куда-то в канаву после замены не получится. Можно нарваться на большие неприятности. Закон строго стоит на защите экологии. А моторные масла входят в разряд особо опасных отходов, способных загрязнять окружающую среду.
Поэтому наладить сбор и очистку отработанного моторного масла проблемы не составит. Эти достаточно легко решаемые проблемы могут возникнуть у вас, если вы захотите заниматься очисткой на коммерческой основе.
Но ведь можно получить значительную выгоду и не занимаясь коммерцией. Двигатель вашего автомобиля также исправно требует замены масла. И ничто не мешает, с небольшими трудозатратами, повторно использовать слитую отработку. Причем это довольно просто. Остановимся на этом вопросе несколько подробнее. Он актуален для многих автовладельцев.
Вы заменили масло в двигателе, а дальше?
Смазка трущихся деталей в двигателе, облегчает его работу и увеличивает срок эксплуатации. Поэтому мы все знаем, что масло в двигателе нужно периодически менять. Меняться оно должно или после определенного пробега автомобиля или после определенного времени, прошедшего после предыдущей замены.
Последнее обычно актуально для «дачников», которые эксплуатируют автомобиль только в дачный сезон. Но, тем не менее, не будем забывать, что если масло залито в двигатель, следующая замена должна быть через определенный пробег или определенное время нахождения его в двигателе. Кстати, в канистре тоже. Масло имеет срок хранения.
А зачем, собственно, нужно его менять? Ведь на каждом двигателе стоит фильтр? Дело в том, что масляный фильтр предназначен только для очистки от механических примесей.
А в процессе эксплуатации, в моторном масле идет процесс накопления продуктов окисления, в первую очередь различные смолистые и сернистые соединения. Конечно же, помимо продуктов окисления накапливаются и различные механические включения. Это и нагар и стружка от трения деталей двигателя и так далее.
Как я уже говорил, на каждом двигателе стоит масляный фильтр, служащий для улавливания именно механических включений в смазке. Но и здесь он не панацея. В процессе эксплуатации фильтр постепенно забивается, хуже улавливает различные мелкие частички, а это уже дополнительный износ трущихся деталей.
Для улучшения эксплуатационных свойств масел производители добавляют в них различные дисперсные присадки. Это, несомненно, улучшает технические характеристики, но присадки также имеют свой ресурс. Поэтому в процессе эксплуатации двигателя сами присадки также становятся источником загрязнения. В общем, выход один: покупать и менять масло в двигателе. А куда девать отработку? Конечно же, очищать и повторно использовать! Вопрос: как очистить?
Что представляет собой моторное масло, необходимость его применения
Эксплуатация силовых агрегатов невозможна без применения масла для смазки его движущихся деталей. Эта жидкость образует пленку, защищающую элементы двигателя от сухого трения и преждевременного износа.
Кроме этого, масло предохраняет металлические части ДВС от появления коррозии и воздействия вредных соединений, обычно образующихся при работе мотора.
Вне зависимости от вида конечного продукта (различают минеральные, синтетические или полусинтетические виды смазочных жидкостей) производится базовое масло путем перегонки сырой нефти. В дальнейшем полуфабрикат может отправляться на дальнейшую переработку, для улучшения характеристик вводятся различные присадки.
Количество масла, необходимого для заливки в двигатель, определяется техническими характеристиками транспортного средства. Наглядно зависимость объема смазочной жидкости от типа мотора представлена на фото.
Чтобы силовой агрегат надежно служил долгие годы, масло в нем необходимо периодически менять. Связано это с тем, что при эксплуатации мотора происходит изменение характеристик смазочной жидкости, приводящее к невозможности дальнейшего ее использования.
Частота замены зависит от рекомендаций производителя транспортного средства. Как правило, она определяется пробегом автомобиля. Обычно менять масло рекомендуется после 7,5, 10 или 15 тыс. километров пробега.
Но в любом случае эта операция проводится не реже, чем раз в год. Даже если машин весь год простояла без движения. Это обусловлено потерей свойств материала при контакте с воздухом, металлическими и резиновыми деталями мотора.
Отработанное масло остается не только в автопарках и гаражах, оно в большом количестве скапливается на различных производствах и электростанциях.
К слову, помимо непосредственно моторного масла, проводится периодическая замена и других жидкостей, необходимых для работы транспортных средств, а также промышленного оборудования: трансмиссионных и тормозных жидкостей, индустриальных смазочных материалов и т.д.
В результате после замены смазочной жидкости остается большое количество отработанного продукта, которое необходимо каким-то образом утилизировать. Мировое потребление масла составляет примерно 60 млн. тонн в год.
Как очищать отработанные масла
В чем заключается процесс очищения отработанных нефтепродуктов? Для этого нужно удалить из отработки различные вредные примеси, такие как битумные накопления, продукты химического окисления, различные коллоидные вещества и так далее. В общем, все то вредное, что накопилось в процессе эксплуатации, в том числе и различные механические примеси, конечно.
В настоящее время разработано достаточно много технологий, в том числе и промышленных, позволяющих очистить отработанное масло. У каждой из них есть свои плюсы и минусы. Но главное, что такие технологии есть, и они уже апробированы. Какую технологию выбрать, дело вкуса.
Но любая технология предусматривает в первую очередь механическую очистку отработанного масла. Поэтому вам потребуется фильтр для механической очистки. Но, в начале, нужно:
В промышленных установках обычно используются все три ступени очистки. В домашних же условиях часто бывает достаточно физической и химической очистки масел, без применения дорогостоящих вакуумно-фракционных установок. Но все зависит от конечного продукта, который вы хотите получить и его дальнейшего использования.
Таким образом, очищать и повторно использовать отработанные нефтепродукты вполне возможно и нужно. Сам процесс очистки состоит из трех стадий: физическая, затем химическая и вакуумно-фракционная.
Конечный продукт очистки находит самое разное применение, в том числе в гидравлике, среднефорсированных двигателях и так далее. Для регенерации можно применять небольшие установки промышленного производства, выпуск которых уже налажен.
Восстановление отработанного масла – Основные средства
В периоды кризиса остро встают вопросы экономии сырья и материалов, вторичного использования ресурсов, восстановления выработавших ресурс механизмов и материалов.
Растет год от года добыча сырой нефти – главного сырья для производства моторных масел. Только флагман мировой нефтегазовой промышленности компания Exxon Mobil, владеющая 38 нефтеперерабатывающими заводами в 21 стране мира, ежесуточно перерабатывает 6,3 млн. баррелей сырой нефти.
Потребление моторных масел в мире составляет примерно 60 млн. т в условном топливе. И есть данные только о четвертой части этого количества, сообщающие, что после отработки ресурса масло использовано повторно либо переработано или сожжено.
По нашей стране статистика еще печальнее. За год на территории РФ собирается около 1,7 млн. т различных отработанных масел (ОМ). Переработке при этом подвергается до 0,25 млн. т, или 15%, что составляет 3,3% от общего объема потребления.
Для сравнения: в Германии, занимающей первое место в Европе по очистке ОМ, производится сбор и использование около 55% всего объема потребленных свежих масел. Немецкое законодательство в области защиты экологии обязывает производителей масла, чьи производства находятся на территории Германии, добавлять в производимые масла не менее 10% так называемого refining base oil – восстановленного масла. В некоторых европейских странах существует порядок, когда при сдаче отработанного масла сдающий получает свежее масло со скидкой.
О необходимости сбора и переработки ОМ свидетельствует тот факт, что из примерно 100 т нефти получают только 10 т моторного масла, а при переработке 100 т ОМ можно получить более 80 т уже готового к употреблению продукта.
Слили, заменили и что дальше?
В процессе эксплуатации моторных масел в них накапливаются продукты окисления. Это асфальтосмолистые соединения, нагар, лаковые отложения и др. Чтобы предотвратить выпадение осадка этих вредных соединений, в масло вносят моюще-диспергирующие присадки, которые удерживают продукты окисления в коллоидном (взвешенном) состоянии.
Значительное снижение эксплуатационных характеристик моторных масел наступает, когда присадки вырабатывают ресурс. В этот период продукты окисления начинают выпадать в осадок, тем самым вызывая усиленный износ двигателя. Такое состояние моторного масла свидетельствует о необходимости срочно его заменить.
Моторное ОМ относится к категории опасных отходов, является источником загрязнения окружающей среды. Его нельзя сливать в мусорные баки, канализацию или на землю. Из-за присущей вязкости такое масло прилипает ко всему, от песка до оперения птиц. Отработанные масла не растворимы, химически устойчивы и могут содержать токсические химические соединения и тяжелые металлы. В естественных условиях масло разлагается в течение длительного времени. Представьте, что всего 1 л моторного масла может превратить 1 000 000 л питьевой воды в техническую.
Для основного состава транспортных предприятий тема утилизации ОМ – одна из самых злободневных. Организация и содержание пунктов сбора ОМ, хранение, транспортировка, переработка – все это требует финансовых затрат. В реальности незначительную часть ОМ сжигают, а бо’льшую часть все-таки сливают либо на почву, либо в водоемы и канализацию.
А ведь бережно собранное ОМ, без внесения в него дополнительных загрязнений в виде почвенной и воздушной пыли, воды, топлива, моющих жидкостей и жидкостей не нефтяного происхождения, можно использовать после очистки и восстановления в среднефорсированных двигателях внутреннего сгорания при умеренных нагрузках, в гидравлических системах машин, в коробках передач и трансмиссиях тракторов и автомобилей при умеренных нагрузках, в ходовой части гусеничных тракторов, а также при консервации техники. Современные технологии позволяют получать такой объем смазочного масла из 1 л ОМ, для получения которого при прямом производстве тратится 42 л сырой нефти.
Процесс восстановления отработанного моторного масла в современном понимании включает удаление из него коллоидных веществ, кислот, битумных отложений, механических частиц и химического осадка, удаление газов, водного конденсата, придание восстановленному продукту цвета и запаха оригинала.
Однако из существующих и реализованных в настоящее время промышленных процессов восстановления ОМ трудно выделить предпочтительные, все они не лишены как преимуществ, так и изъянов.
В каждом конкретном случае при выборе предлагаемой технологии вторичной переработки ОМ необходимо исходить из анализа работы уже действующих прототипов и очень осторожно браться за внедрение новых предложений.
Как переработать?
В зависимости от примененного процесса регенерации получают две-три фракции базовых масел, из которых путем компаундирования и введения присадок получают товарные масла: регенерированные моторные можно использовать как трансмиссионные, гидравлические масла, СОЖ и пластичные смазки, а кроме того, их используют при производстве асфальта.
Обычно при восстановлении в первую очередь механическим путем удаляют свободную воду и твердые частицы. Затем идет теплофизическая фаза – выпаривание, вакуумная перегонка. За этой фазой происходит физико-химическая обработка.
Дело в том, что при фильтрации ОМ наблюдается весьма незначительный эффект очистки за счет присутствия многофункциональных присадок, в составе которых есть моющий компонент.
Окисные соединения, которые под действием присадок находятся в коллоидном мелкодисперсном состоянии, необходимо с помощью коагулянтов несколько увеличить в объеме, тогда масло становится фильтруемым. Исследования доказали, что оптимальное коагулирование осуществляется в случае применения моноэтаноламина.
На следующем этапе регенерируемое масло подвергают микрофильтрации, пропуская его через мембраны, различающиеся как производительностью, так и термической устойчивостью, поскольку традиционным способом увеличения удельной производительности мембран является снижение вязкости жидкости за счет повышения температуры. Наиболее распространенными являются полимерные мембраны типа МФФК.
Они способны отфильтровать около 800 л/(м2.ч) при диаметре пор 0,07 мкм. Металлокерамические мембраны типа «ТРУМЕМ» являются самыми производительными – при диаметре ячейки 0,07 мкм они пропускают 1000 л/(м2.ч). Для самой тонкой очистки применяют мембраны керамические одноканальные со средним диаметром пор 0,03 мкм.
Углеродные одноканальные мембраны осуществляют наиболее грубую очистку: у них диаметр пор 0,1 мкм, зато эти мембраны термически устойчивы до 300 °С.
Высшей целью регенерации является получение масел с характеристиками, превосходящими первоначальные свойства продукта, поступившего на восстановление. Это возможно, но для этого кроме вышеперечисленных этапов обработки ОМ требуется применять химические способы регенерации, связанные с использованием сложного оборудования и большими затратами. Реально же очищенные ОМ обладают достаточным запасом эксплуатационных свойств, обеспечивающих применение в менее нагруженных узлах и агрегатах машин.