череп что символизирует в православии
Символ: Череп
Как и кем используется символика черепа
Сегодня и в обозримом прошлом эта символика объединяет, пожалуй, самые непохожие группы людей. Схимники православных монастырей, пираты, готы, рокеры, эсесовцы, гусары, летчики, эмо. и многие другие группы используют череп в своей символике.
В субкультурах череп как символ бесстрашия перед смертью и скоростью используется байкерами. У байкеров и военных череп считается символом, приносящим победу, и символизирует защиту от смерти. Он же является символом Пиратской партии, цель которой — реформа законодательства в области интеллектуальной собственности.
Ну и конечно же, изображение человеческого черепа часто используется в качестве предупреждающего знака о смертельной опасности. Например, о токсичных материалах на химическом производстве, высоком напряжении электрического тока.
Символический смысл
Вопросы о жизни и смерти, о бессмертии всегда волновали людей, и череп как двоякий символ смерти и бессмертия, является поводом для различных трактовок и философствований на эти темы.
Череп это символ смерти и символ противостояния ей. Устойчивость костных тканей к разложению и тлению ещё в самых древних культурах символизировала жизненную силу.
При этом череп всегда рассматривался как вместилище души. Считается, что душа продолжает жить в пределах черепа после смерти человека. Если вы владеете черепом другого, то вас уже двое, поэтому череп может принести обладателю победу в экстремальных столкновениях.
Культ черепа
Во многих первобытных племенах череп считался вместилищем души. Голову убитого врага не хоронили вместе с телом, а ставили на почетное место в жилище, объясняя это тем, что отныне она принята в семью и не должна никому в этом доме делать ничего плохого.
Череп поверженного красили в яркие цвета, чтобы он не чувствовал себя «обиженным». У кельтов Череп почитался в качестве средоточия священной силы, которая защищала человека от неблагоприятных сил и даровала здоровье и богатство.
Человеческая голова использовалась во многих предсказательных ритуалах. Скандинавский Один всегда брал с собой голову Мимира, которая приносила ему вести из других миров. Убеждение в том, что череп обладает силой умершего человека отражено в многочисленных мифических историях.
В среде майя практиковался так называемый «культ черепов»: отделенная от тела голова очищалась, а в черепе сверлилось отверстие для ношения в качестве кулона. В воинских обрядах кельтов, скифов и гуннов культу человеческого черепа отводилось центральное место. Черепа не только вывешивались у входа в святилище, но они служили в качестве украшения жилищ. Число подвешенных черепов на поясе кельтского или гуннского воина было своеобразным показателем его доблести. Череп считался не только символом победы над врагом, но также средством защиты победителя.
По мнению кельтов, мистическая сила, заключенная в голове, продолжает и после смерти побежденного служить его победителю. Часто черепа оправлялись в золото или серебро и из них делались сосуды для питья.
Кельтские всадники шли в бой, прикрепив головы на копья и упряжь лошадей. Когда вождь кельтов убивал предводителя вражеского войска, он отрезал ему голову и преподносил ее храму. Смертельно раненному товарищу также отрубали голову, чтобы она не попала в руки врага.
В христианстве
В христианской иконографии при изображении святых и апостолов череп используется для обозначения отшельников. Изображение с черепом свидетельствует об их размышлениях о смерти.
Символическое значение черепа с костями в православии — это освобождение от смерти и возможность спасения. Череп и кости — адамова голова до сих пор наносится на монашескую схиму, а так же используется в нательных крестах и распятиях.
По преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло распятие Христа. Его кровь омыла череп Адама и в его лице все человечество — даруя возможность спасения.
Опираясь на это предание, средневековые иконописцы часто изображали капли крови, вытекающие из ран Христа и падающие на череп Адама, что символизировало смывание его греха. Иногда череп Адама изображали перевернутым, в виде своеобразной чаши, где накапливается стекающая кровь Христа. В этом случае голова Адама фактически отождествляется со Святым Граалем. Череп, наполненный кровью, символизировал в иконографии самоотречение и искупление грехов.
В живописи
В изобразительном искусстве череп выступает и как самостоятельный символ, и как главный атрибут персонифицированных фигур. Символизм бренности существования передан в цикле картин, объединенных латинским наименованием «Vanitas» (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие»).
Рядом с черепом часто изображали еду. «Спешите творить добро, — говорят нам авторы таких натюрмортов, — ведь жизнь проходит так же быстро, как гниет груша». Также популярны были песочные часы, цветы, напитки, не долгоживущие бабочки и символы человеческих занятий, отнимающих жизнь.
В портретной живописи рука персонажа, возложенная на череп, указывает на глубокое почтение к покойному. Венок, увенчивающий череп, красноречиво свидетельствует о посмертной славе умершего.
Пираты
Корабли и флот появились в первую очередь для военных целей, поэтому была разработана система цветов флагов. Черный флаг означал приказ к немедленной остановке и капитуляции, желтый — символизировал смертельное заболевание на борту или безумие экипажа корабля. Если судно не реагировало на предупреждение, поднимался красный флаг, означавший невозможность проявления милосердия.
Общеизвестное название пиратского флага — «Весёлый Роджер». Многие пираты имели черные флаги, но изображен на них этот знак был далеко не всегда, и от традиционного знака он сильно отличался. Например, у пирата Калико Джека Рэкхама на флаге был череп со скрещенными абордажными саблями, у Томаса Тью — рука с мечом, у легендарной Черной Бороды Эдварда Тича — скелет с копьем пронзающий алое сердце.
Элемент военной формы
Изображение черепа с костями вошло в моду в армиях в эпоху романтизма, в XVIII веке. Военные сами заказывали себе значки с черепами и вешали их на свои мундиры. Официально эти знаки были закреплены в военной форме позднее.
Стоит упомянуть и об употреблении символики смерти частями красноармейцев и анархистскими отрядами Нестора Махно. В этом случае искажено подлинное значение черепа в воинской традиции. Череп используется для устрашения разрушения и смерти. На знамени «анархо-коммунистов» батьки Махно, красовались также «мертвая голова» и надпись «Смерть всiм, хто на пиришкодi добутья вiльностi трудовому люду».
Германская армия — «Тотенкопф»
Впервые Череп как атрибут военной формы использовалась в ударных гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. «Гусары с мертвой головой» — «Totenkopfhusaren» наносили серебряный череп на черные шапки что символизировало единство войны и смерти на поле битвы.
В годы Первой мировой войны «мертвая голова» (tоtеnkopf) стала эмблемой элитных штурмовых частей германской армии, огнеметных рот и танковых батальонов. «Тотенкопф» была личной эмблемой летчика-аса германских люфтваффе Георга фон Хантельмана.
После 1918 года «мертвая голова» появилась на униформе добровольческих корпусов Веймарской Германии, сражавшихся против немецких большевиков, что символизировало презрение к смерти и готовность идти в своей борьбе до конца. Символика смерти появилась также на машинах и касках членов «черного рейхсвера».
Русская армия — «Адамова голова»
В русской армии символика смерти появляется в 1812 году в одном из конных полков Петербургского ополчения, называвшемся Смертоносным или Бессмертным. На головных уборах чинов этой ополченческой части крепился все тот же серебряный череп над скрещенными костями.
В заграничном походе против Наполеона русские гусары Александрийского полка стали подражать своим прусским товарищам, с которыми сражались бок о бок, и тоже с ног до головы увешались серебряными черепами. Но официально герб на головных уборах в виде черепа и костей был установлен для «александрийцев» Николаем II лишь в начале ХХ в.
В мае 1917 года, проходивший съезд солдатских депутатов фронта принял положительную резолюцию о создании «добровольческих частей». «Батальоны смерти» были призванны своим примером воодушевить остальные войска и тем самым удержать фронт от распада.
Первоначально добровольческие формирования не имели единой формы. Вместо кокарды на фуражках они носили «адамову голову» — изображение черепа со скрещёнными костями (несколько позднее кости были заменены мечами). Постепенно форменные знаки, возникшие на Юго-Западном фронте, распространились приказами Главковерха Брусилова во всей Русской армии.
Допустимо ли использование символа Адамова голова?
Источники символизма (христианские корни):
Череп с перекрещёнными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, по промыслу Божьему кровь Христа омыла череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле.
Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста, например наносится на православную монашескую схиму.
Похожие вопросы
4 Ответа
Не совсем понятно, что конкретно Вы имеете в виду, когда пишите о «войске» Христовом, сражающемся в «последние времена с войсками антихриста». Если Вы подразумеваете здесь всех православных христиан, то зачем изобретать какой-то отличительный знак. Нательный крест – вот наш отличительный знак. А главное, наши дела и образ жизни должны нас отличать, а не нашивки.
В христианском искусстве этот символ создавался не с целью угрожать или пугать кого-то, он символизирует освобождение человечества от смерти и Спасение. На одеянии схимника изображение «Адамовой головы» воспринимается иначе, нежели на военной форме или стилизованной под военную. В военном деле больший упор в использовании данного символа делается на устрашение, он как бы символизирует угрозу смерти от рук противника. Такое понимание противоречит изначальному христианскому смыслу данного изображения.
Вы же не будете каждому встречному в деталях объяснять историю происхождения выбранной Вами символики. Есть символы, использование которых военными преступниками навсегда изменило отношение к ним. Например, фашистская свастика. Не фашисты придумали ее, она более древняя, фашисты ее позаимствовали. Но теперь свастика у многих ассоциируется именно с фашизмом и теми бедами, которые он принес. У нас в стране свастика вообще запрещена. И никто не оправдывает ее использование лишь потому, что она изначально имела иной смысл.
Главным христианским символом во все времена является крест. Он символ победы Жизни нам смертью.
православные люди не боятся смерти, не боятся положить свою голову за Веру, Царя и Отечество
Не стоит идеализировать, далеко не все православные христиане не боятся смерти. За веру, царя и отечество голову клали в последний раз, вероятно, в Гражданскую войну. Царя давно нет, а веры в отечестве стало куда меньше, чем при царе. К тому же христианство никак не привязано к земному отечеству.
Обратим внимание, что в христианстве Адамова глава используется в символике Креста, а не сама по себе. Сам по себе этот символ в настоящее время больше связан с электрическими шкафами.
Предание сохранило рассказ, согласно которому Богочеловек Иисус Христос был распят на месте древней могилы праотца Адама, и кровь Богочеловека, стекающая по основанию Креста, попала на главу погребенного здесь первого человека, чем и был смыт грех праотца, совершенный в Эдемском саду (подробнее).
И в облачении великой схимы Глава адама изображается в основании Креста.
Поэтому крайне некорректно извлекать из цельного символа один элемент, который, при этом, теряет главный свой смысл.
Знак «Адамова голова» издавна использовался в христианской религиозной символике. В частности, у многих из нас он присутствует на шейном кресте.
Христианские воины также пользовались им в качестве самостоятельного символа. Здесь можно вспомнить и знаменитый стяг атамана Бакланова, и знамена четников на Балканах.
В общем, символ замечательный, но и пользоваться им надо, имея правильные побуждения. Да и надо ли нам примеривать на себя роль «воинов Апокалипсиса», придумывать для них символику? Достойны ли мы быть ими или даже сравнивать себя с ними? Не уверен.
Могут для нас воины, пусть и талантливые, служить образцами в богословских вопросах?
У чётников череп с костями имеет кардинально иную символику, чем у Главы Адама — не жизни, а смерти. Символика четников — чёрное знамя, где изображён череп с костями, а внизу написано: «С верой в Бога. Свобода или смерть».
Так молодой человек и задавал вопрос об Адамовой голове, как о воинском символе.
С уважением,
Выше в ответах было показано, что этот символ имеет глубокое богословское значение в символике Креста, но не в отрыве от Него.
Я полагаю, что применение этого символа возможно и в таком виде, если понимать и преподносить его в верном контексте. Скажем, святитель Николай Велимирович одобрял четническое движение времен Второй мировой войны и нигде не осуждал их символику. Ее носили и многие священнослужители, участвовавшие в четническом движении.
С уважением,
Вот в этом и загвоздка? Кто сможет преподнести и кто понять в том значении, которое будет вкладывать носитель этой «условной эмблемы»?
И это вопрос не из области можно/нельзя, а из области лучше/хуже.
Очевидно, что свт. Николай понимал этот символ не так, как будет понимать его большинство наших современников. Например, лозунг «Пpaвославие или cмeрть» нам понятен, а в РФ признан экстремиcтcким.
Череп что символизирует в православии
Подобное хранилище черепов имеется и в Киево-Печерской Лавре. Между прочим, этот факт послужил одним из пунктов обвинения во время показательного судебного процесса, проводившегося в 30-е годы борцами с религией. Монахов обвиняли в том, что они убивали и грабили богомольцев в подземных лабиринтах, приводя в качестве «доказательства» черепа, сложенные в нишах.
В Киево-Печерской Лавре из черепов иноков выделяется миро − особая жидкость, в объяснении происхождения которой современная наука оказывается безсильной. Эти черепа покоятся в стеклянных и серебряных сосудах и установлены в одной из подземных церквей. Время от времени они начинают источать особую благоуханную маслянистую жидкость, которой помазывают верующих. Возраст некоторых из этих черепов приближается к тысяче лет.
Во времена антирелигиозных гонений монастырь был превращён в музей-заповедник, и мироточение прекратилось. Однако в 1988 году, когда в честь 1000-летия Крещения Руси часть музея вновь была передана Православной Церкви, несколько черепов «ожили». В этот раз атеисты не могли обвинить священников в «обмане верующих», потому что факт мироточения был зафиксирован научными сотрудниками музея-заповедника. Состав жидкости был исследован в биохимической лаборатории Киевского мединститута. Экспертная комиссия во главе с профессором Юрием Хмелевским пришла к выводу, что она имеет дело с выделениями, присущими живому организму. По словам учёного, в исследованном образце были обнаружены высокоочищенные масла примесей белков, которые имеют органическое происхождение. Синтезировать подобные соединения даже при использовании современных технологий практически невозможно.
По словам паломника, посетившего обитель святой Екатерины у горы Синай, «в этом монастыре на возвышении по правую руку от главного алтаря стоит небольшой и невысокий ковчег из белого мрамора, в котором заключены лежащие в безпорядке и перенесённые сюда с вершины горы Синай кости и голова блаженной девы и мученицы Екатерины. Прелаты монастыря с подобающей торжественностью, молитвами и благоговением открывают этот ковчежец перед пилигримами и показывают лежащие в нём святые реликвии. Старший чин с помощью специального серебряного инструмента с силой трёт кости и раздаёт появляющуюся – о чудо Господне! – из костей жидкость желающим, однако в малых количествах, ибо жидкость эта выступает из костей наподобие пота, а не сочится постоянно. Жидкость обладает особым ароматом, и она считается Божьим даром, ниспосланным благодаря святой Екатерине, и отличается от бальзама, масла и любой другой жидкости, ибо – а это достоверно известно – транцендентной природой обладает».
В 1987 – 1989 гг. во время археологических исследований в Антониевых пещерах Черниговского Болдиногорского Богородичного монастыря, с XVII cтолетия известный под названием Ильинский, или Троицкий Ильинский, был зафиксирован древний и редко встречающийся на территории Древней Руси христианский погребальный обряд, суть которого заключалась в эксгумации (повторном вскрытии) останков погребённого с последующим перемещением их на постоянное хранение в специальное помещение – костницу. До настоящего времени на территории монастыря обнаружено и исследовано три подобных памятника.
Наиболее интересным из них является кимитрия, расположенная на втором ярусе Антониевых пещер, в пространстве между подземными храмами Феодосия Тотемского и Николы Святоши. В одной из вырубленных площадок подземелья обнаружено прямоугольное погребальное углубление с тремя человеческими скелетами, захороненные один над другим через определённые промежутки времени.
При осмотре камеры на её восточной стороне обнаружено граффити в виде равностороннего креста.
По результатам раскопок можно говорить о двух этапах существования памятника. Первый: конец XI – начало XII века, когда подземелье служило местом обитания монаха-анахорета. Второй: вторая половина XII – начало XIII века, когда после некоторого периода запустения в заброшенной келье сформировалась костница. Эта погребальная традиция ведёт своё прямое происхождение с Афона. Сходным образом в Чернигове монаха после смерти клали в яму со срубом, где тело лежало некоторое время, до полного истлевания мышечных тканей. После этого кости помещали на материковое возвышение, раскладывая по нишам.
Подобные пещерные усыпальницы можно встретить и в Палестине. Способ погребения, бытовавший у палестинских монахов, описан на примере Лавры Святого Саввы Освященного: «Против часовни гроба св. Саввы, к северу от неё, находится великая пещера – общая братская усыпальница; высечена она в скале под землёю, и вход в нее прикрыт большою плитою. Пещера эта тройная: в одной устроен придел во имя святого Николая, в другой – также предел в честь пострадавших в Лавре отцов, а третья служит общей усыпальницею. Когда кто-либо из братии умирает, то его тело относят в усыпальницу и кладут на каменное ложе, где и оставляют лежать до следующего покойника, тогда спускаются опять в усыпальницу и если первый покойник уже совсем разложился, то обмывают его кости, служат над ним панихиду и ссыпают их в особую тут же пещеру-усыпальницу, а череп кладут отдельно на каменную полку».
Другая показательная находка была открыта в 1986 году на черниговском детинце во время исследования кладбища XI – XII веков вблизи церкви-усыпальницы, построенной Владимиром Мономахом в 1070 – 1080 гг. Небольшая по размерам, она была двухэтажной, причём первый этаж играл роль крипты-усыпальницы. По всей видимости, впоследствии она стала монастырским храмом, что косвенно подтверждается наличием обломков кирпича-плинфы или дикого камня, зафиксированных в ногах и головах погребенных. В северо-восточной части некрополя обнаружено 54 черепа, сложенных горкой в 4 – 5 ярусов.
По словам преподобного Ефрема Сирина: «Заглянем в могилу и увидим тайны нашего естества – кучу лежащих одна на другой костей, черепа, обнажаемые от плоти, и прочие кости. Смотря на них, увидим в них себя самих. Где красота настоящего цвета? Где доброзрачность ланит? Размышляя об этом, откажемся от плотских вожделений, чтобы не быть нам постыжёнными в общее воскресение мёртвых».
Таким образом, череп вошёл в христианскую символику как символ жертвенного искупления грехов во имя грядущего спасения через Воскресение. Христиане полагают, что Голгофа находилась в центре мiра, представляя собой вершину мiровой горы и то место, где Адам был не только похоронен, но и сотворён изначально. «Первый человек Адам стал душою живущею, а последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор. 15, 45). Череп изображён не только на распятиях в христианских храмах, но и на нательных крестах, и на облачениях схимников – монахов, принявших сугубый постриг, как бы заживо легших в гроб, дабы возродиться из него к жизни вечной.
Сергей Николаевич НЕПОДКОСОВ
Мне в детстве мама не покупала футболки рок-групп с черепами. думала это привлекает дурную энергетику. (хотя потом всё же купила Metallica со скелетами)
Жаль, что тогда не было Русского символа, Ваши футболки не только правильные, но и крутые! для молодё1жи это важно