ченч бэк в банке что
Чарджбэк по карте: как это работает
Не всегда списание с банковской карты произошла правильно, услуги/товар оказались некачественными или клиент стал жертвой мошенников. В этом случае есть возможность сделать возврат средств, оформив необходимые документы и вовремя обратившись к специалистам банка.
Что такое чарджбэк?
Процедура принудительной отмены проведенного платежа для владельцев карточке Visa и MasterCard называется «чарджбэк».
Использовать чарджбэк можно в том случае, если:
Для проведения процедуры чарджбэк у клиента должны быть неоспоримые доказательства незаконности проведенных платежных операций. В противном случае претензии будут отклонены.
В данной процедуре принимают участие три стороны:
Возврат средств (чарджбэк) производится в рамках договоров между этими тремя сторонами.
Чарджбэк – это инструмент воздействия в определенных ситуациях одного банка на другой для возврата средств, снятых/переведенных через платежную систему.
Процедура
Сама процедура возврата не представляет собой ничего сложного. Главное условие, чтобы клиент не пропустил сроки обращения.
Чтобы начать чарджбэк, человеку необходимо обратиться в банк, выдавший ему карту. Там он пишет заявление в свободной форме на возврат средств (чарджбэк) и указывает причину, почему он хочет это сделать. В тексте заявления указывается возникшая проблема, контактные данные клиента, номер карты/счета и основания для выдвинутой претензии. Иногда к заявлению необходимо прикрепить копии документов, которые подтверждают личность и доказательство некачественной услуги/товара, мошеннических действий. Последнее оказывает значительное влияние на положительное решение банка.
Приняв заявление, финансовое учреждение обращается в платежную систему с запросом. Там есть специальное отделение, принимающее претензию к рассмотрению. Если претензия обоснована и доказательства нечестности «на лицо», тогда представители платежной системы обращаются в банк получателя с просьбой вернуть средства покупателя. Вторая сторона спора имеет от 45 до 180 дней для опротестования запроса покупателя и предоставления аргументов в защиту правильности своих действий.
Полученная информация тщательно проверятся представителями платежной системы. Только после изучения аргументов обеих сторон, принимается окончательное решение.
Операция чарджбека – серьезный финансовый инструмент. Она проводится только в случае действительно некачественных или мошеннических действий. Просто так, по минутному желанию клиента, осуществить ее нельзя.
Чарджбэк онлайн
Сегодня существует большое количество компаний, которые предлагают помочь в возврате средств (чарджбэке). При этом некоторые из них просят предоплату в размере 10% от потерянной суммы. У других оплата услуг по факту получения денег. Что заставляет людей обращаться в такие компании? Это отсутствие необходимости посещать офис, проведя всю процедуру в режим онлайн или по телефону.
Решив провести процедуру возврата денег (чарджбэк) в режим онлайн, следует воспользоваться услугами своего банка. Благодаря интернет-банкингу сейчас не нужно посещать отделение. Специалист-консультант подскажет и поможет заполнить необходимую форму, а затем примет запрос клиента.
Основные банки РФ, работающие сегодня на финансовом рынке помогают своим клиента решить вопрос с возвратом денег. Некоторые более лояльны в этом вопросе, у других – позиция строже, а пакет требуемых документов больше.
Заявление на инициацию процедуры возврата денег можно скачать здесь.
Сбербанк
На законодательном уровне отказывать клиентам в приеме документов на возврат средств (чарджбэк) запрещено. Однако за Сбербанком России закрепилась слава финансового учреждения, которое делает это неохотно. В большинстве случаев виноват человеческий фактор в лице некомпетентных сотрудников.
Но и в данной ситуации можно найти выход:
Сама процедура чарджбека в Сбербанке описана ниже.
Как сделать чарджбэк в Сбербанке?
В случае любых мошеннических действий с деньгами, некачественной услугой или недоставленным товаром, клиент Сбербанка имеет законное право обратиться в любое отделение и подать заявление на возврат средств.
При себе необходимо иметь:
Срок обращения для проведения чарджбэка – 120 дней с момента транзакции.
Иногда сотрудники Сбербанка указывают меньший период, однако это не законно и дает человеку полное право обратиться в арбитраж платежной системы.
Заявление (скачать)
ВТБ 24
БТБ 24 – это возможность возврата средств клиента, при наличии убедительной причины, в течение определенного времени без согласия этих действий с поставщиком товара/услуг.
Причины, по которым может быть произведен чарджбэк:
Срок обращения клиента – 120 дней с момента проведения транзакции. Если человек сделал это позже, тогда он дал законное основание банку отказать в инициировании чарджбэка.
Тинькофф
Банк Тинькофф принимает заявления от граждан на полный или частичный возврат денег (чарджбэк) при мошеннических действиях или некачественно выполненных услугах. Клиент может подать заявление лично или через личный интернет-кабинет. Чтобы была запущена процедура возврата, человек должен оформить:
Срок оформление чарджбэка в Тинькоффбанк – до 40 дней с момента проведения транзакции. Средства на счет клиента при положительном решении возвращаются через 1-2 месяца.
В случае если представитель банка отказывает принять заявление, клиент имеет полное право обратиться в арбитраж МПС.
Альфабанк
Держатели карт системы Мастеркард и Visa, которые обслуживаются в Альфа-банке имеют право на чарджбэк.
Стоит отметить, что специальный бланк заявления на возврат средств (чарджбэк) в этом финансовом учреждении не предусмотрен. Поэтому клиент может воспользоваться заявлением другого банка. К нему, в обязательном порядке, прикладываются выписки о транзакциях и ответ от поставщика услуг/товара.
Специалист банка обязан принять у клиента заявление и начать процедуру чарджбэка. На рассмотрение претензии у финансового учреждения есть от 60 до 120 дней. Если банк не выполнил свои обязательства чарджбэка перед клиентом или человеку кажется, что процедура выполнена не в полной мере, он имеет право подать жалобу в арбитраж МПС.
Чарджбэк на картах
Все карты, выпускаемые российскими банками, обслуживаются в нескольких международных платежных системах:
Каждая из них имеет свои правила чарджбэка. Рассмотрим их подробнее.
Сразу оговоримся, что правила процедуры возврата средств меняются через каждые три месяца. В них вносятся уточнения и дополнения, которые международные платежные системы не спешат переводить на русский язык.
Обязательным условием чарджбэка является проведение транзакции держателем карты. В противном случае клиент сразу получит отказ.
Мастеркард
Владелец карты Мастеркард (MasterCard) имеет право затребовать возврат своих средств в случаях, которые уже описаны выше:
Срок подачи заявки на чарджбэк зависит от конкретного случая и может составлять от 45 до 120 дней с момента проведения транзакции.
Если претензии покупателя не были удовлетворены или продавец считает их безосновательными, запрос на возврат средств передает в арбитражный отдел Мастеркард. Его решение считается окончательным. Однако в течение 45 дней клиент имеет право на оспаривание вердикта.
Данные правила действуют в отношении платежной системы Маэстро, которая является одним из ответвлений системы Мастеркард.
Коды основных причин возвратных платежей MasterCard reason codes
В апреле 2018-ом платежная система Visa внесла уточнения в сроки и основания, согласно которым человек может требовать возврата своих средств (чарджбэк).
На территории Российской Федерации клиент может ознакомиться только с общими правилами проведения платежей. Более точная информация содержится в англоязычных источниках.
Остановимся на основных моментах:
Подавая запрос на осуществление чарджбэка, клиент должен знать, что ответчик может специально затягивать срок по ответу. Иногда на это идут финансовые учреждения и сами платежные системы, требуя дополнительную информацию или новые доказательства. Поэтому приняв решение вернуть свои средства, необходимо максимально быстро оформлять запрос.
Коды основных причин возвратных платежей Visa Chargeback reason codes
Карты мира
Система платежей Карты мира или «МИР» на территории РФ появилась относительно недавно, однако уже активно используется. В ней предусмотрена процедура чарджбэка в случае, если продавец отказывается вернуть средства за невыполненную услуги или не доставленный товар. Срок подачи заявление зависит от конкретной ситуации и может составлять от 30 до 540 дней с момента проведения транзакций.
Решение о возврате денег принимается только после тщательного изучения всех моментов и получения информации от обеих сторон.
Стоит отметить, что в случае мошенничества инициатор чарджбэка будет оштрафован в рамках действующего Положения о платежных системах.
Яндекс деньги
Большой популярностью сегодня пользуются расчеты через интернет по средствам виртуальных кошельков (Яндекс.Деньги, Qiwi и т.д.)
При необходимости человек может сделать возврат средств на свой счет, оформив запрос в автоматическом режиме.
Если по какой-то причине сделать это автоматически не получается, клиент должен создать специальное платежное поручение. В нем должны быть указаны следующие вещи:
В случае, когда у клиента не хватает данных для заполнения платежного поручения, он может подать заявку на merchants@yamoney.ru. В тексте письма прописывается, какую сумму и по какому договору необходимо вернуть.
После заполнения платежного поручения, клиенту необходимо обратиться с обслуживающий его банк. Тот делает запрос в банк получателя. Ответчик внимательно изучает претензию покупателя и принимает решение о возврате или не возврате денег. Возвращенные средства с лицевого счета переводятся на Яндекс. Кассу, а затем — на кошелек клиента.
Киви(QIWI) кошелек
Провести возврат средств за услуги или товар оплаченный с Киви.кошелька возможно, однако при условии использования карт платежной системы Мастеркард или Visa. Прямого возврата средств на виртуальный кошелек не предусмотрено. Именно поэтому при оплате за услугу или товар лучше его не использовать, а перевести средства на карту и только потом осуществить транзакцию.
Отзывы
Процедура возврата средств (чарджбэк) действительно работает, и к ней стоит прибегать, если клиента обманули или оказали некачественную услугу. Чаще всего чарджбэком пользуются люди, которые пострадали от действий брокеров или решили совершить покупку в китайском/американском магазине. Ниже приведены их отзывы.
Сергей В., 37 лет.
Меня долгое время обхаживал брокер с Форекса Андрей. Все предлагал попробовать свои силы в инвестициях. Через год его уговоров, я согласился. Сначала все было отлично. Сделки приносили прибыль, я даже взял кредит в банке. Однажды решил забрать половину сумму (у меня было уже более 17 тыс.дол.) и сказал об этом вечером Андрею. Утром на моем счету было пусто. Андрей разговаривать со мной отказался. Начал поиски возможностей вернуть свои деньги и наткнулся на процедуру чарджбэка. В интернете некоторые агентства предлагают помощь в возврате средств. Одни берут предоплату, а другие – нет. Хорошо, что попал на форум и прочитал отзывы о работе таких агентств. С помощью знакомых и таких же пострадавших людей, как и я, нашел формы заявлений, приложил переписку с Андреем. Время было потрачено не зря. Я сумел вернуть половину суммы.
Виталий К., 21 год.
Я оформил заказ на АлиЕхпресс на сумму 385 долларов. Продавец получил деньги и уверил меня, что покупка отправлена. В доказательство прислал плохо читаемый скан квитанции об отправке и номер посылки, по которому я смогу отслеживать ее движение в системе Почта России. Представьте мое удивление, когда посылка оказалась не на мое имя, а на другого человека, живущего в Нижнем Новгороде (я сам проживаю в Саратове). Настойчивые обращение к продавцу и в сервис Почты России результата не дали. Свою покупку я не получил. На мои настойчивые просьбы вернуть деньги за товар, который ко мне не пришел или выслать взамен новый, продавец не реагировал, а потом и вовсе прекратил общение. Большое спасибо службе поддержки Qiwi и Visa. Их специалисты оказали помощь в решении моего вопроса. После обращения в течение 21 дня деньги были возвращены на мой счет.
Смотрите видео пошаговая инструкция возврата денег:
Не каждый покупатель и не в любой ситуации может воспользоваться этим способом возврата своих средств. Существуют определенные правила, прописанные в договоре между владельцем карты и банком. Принимая от человека заявление, финансовое учреждение тщательно изучает ситуацию и только потом принимает решение о запуске процедуры чарджбэк.
Легенда 112 Чарджбэк Отзывы.
Компания Легенда 112 Чарджбэк – это международная компания, которая представляет интересы пострадавших трейдеров и инвесторов. К сожалению, очень малый процент людей, обманутых брокерами, финансовыми пирамидами, обращаются к процедуре Чарджбэк. Все это из-за незнания о существовании такой процедуры.
Компания Чарджбэк Легенда112 работает в сфере возврата денег от Брокеров с 2010 года. За время существования данная организация накопила большой опыт в сфере возврата средств от мошеннических организаций. А также накопила огромную доказательную базу практически по каждому брокеру, финансовой пирамиде и интернет казино.
В сети интернет можно найти множество положительных отзывов клиентов от Легенда 112, что говорит о высоком качестве работы компании.
Компания Легенда Чарджбэк 112 существует очень давно, что можно проверить по дате регистрации самой компании на государственных ресурсах, а так же полистав группу Вконтакте https://vk.com/chargeback_rf увидите дату первых публикаций в 2014 году, а также проверив сайт www.чард-бэк.рф дата регистрации сайта конец 2014 года.
Отзывы Клиентов Легенда 112:
«Работал со специалистом Легенда112 Натальей Николаевной Питер, хочу выразить благодарность за возврат средств от мошенника Uft Group. Обратился за помощью к Наталье Николаевне зимой 2019 года, на тот момент в течении 2-х месяцев самостоятельно урегулировать вопрос с брокером. Каждый раз при общении мой брокер обещал вывести средства, но как только деньги должны были выводить, всегда находилась причина, которая мешала выводу. То это европейский банк заморозит транзакции, то якобы Сбербанк отказывается от денег из Европы, то требуется комиссия за переводы, то верификацию по-новому нужно пройти и многое другое. В феврале начал сотрудничать с компанией Легенда, начали с переписки с брокером. В марте отправили заявление в банк, затем второе и третье заявление. И в итоге в начале июня я получил все инвестированные средства обратно на свой счет. За что искренне благодарен всему коллективу компании Чарджбэк Легенда 112.»
Смотрите Видео-отзыв клиента Бабарика Владимира Ивановича.
Обратиться за помощью в компанию Легенда 112 вы можете по следующим контактам:
Как самостоятельно сделать Чарджбэк (Chargeback): пошаговая инструкция
Банковские карты уже давно и вполне оправданно заслужили репутацию надёжного и удобного платёжного инструмента. Однако безналичный способ оплаты не способен дать представление о добропорядочности участников сделки, а потому сопряжён с рисками, будь то система финансовых рынков или покупка товаров и услуг в интернет-магазинах.
В связи с чем платёжные системы разработали процедуру chargeback (чарджбэк), позволяющую защитить держателя карты от проблем, связанных с мошенничеством или другими непредвиденными ситуациями, грозящими потерей денег.
К сожалению, уровень финансовой грамотности не у всех граждан на высоте, чем и пользуются не только мошенники и недобросовестные продавцы, но и банковские сотрудники. Будем исправлять ситуацию и расскажем всю правду о том, что такое чарджбек, как инициировать возвращение платежа и всегда ли это возможно.
Как работает электронная платёжная система
Система электронных платежей (СЭП VISA, Mastercard или даже МИР) представляют собой комплекс взаимосвязанных структур и объектов, осуществляющих финансовые транзакции (операции по переводу денежных средств с одного счёта на другой).
Рассмотрим алгоритм проведения электронных переводов посредством СЭП:
Что такое чарджбэк?
В переводе с английского «chargeback» означает «возвратный платёж». Именно под данным термином процедура опротестования проведённой транзакции вошла в практику безналичных взаиморасчётов, с помощью банковских карт. Говоря простыми словами, чарджбэк – это возможность вернуть деньги в досудебном порядке.
Chargeback – это не банковская услуга! И за возврат денег на карту с банком придется побороться.
Механизм и этапы процедуры chargeback
Механизм чарджбэка регулируется:
Высокая степень защиты системы чарджбека исключает возможность её использования в мошеннических целях. Фактически операция сводится к следующим этапам:
К сведению! Продавцы замотивированы на снижение процента возвратных платежей, т.к. МПС предъявляют высокие требования к репутации банков-эквайеров, которые в свою очередь лимитируют допустимый процент чарджбэков в отношении каждого своего клиента. Превышение обозначенного лимита грозит продавцам, как минимум, существенными штрафными санкциями, а как максимум – отказом в дальнейшем обслуживании.
Поэтому большинство добросовестных продавцов заинтересованы в цивилизованном методе решения проблемных ситуаций со своими клиентами посредством рефанд-метода (refund), заключающегося в добровольном (порой автоматическом) возмещении денег покупателю без привлечения банков и МПС. Тем более что причины возникновения проблем чаще непреднамеренны:
В зависимости от ситуации и суммы возврата рефанд бывает полным или частичным.
Ремарка. В роли инициатора чарджбека может выступать и продавец товара или услуг, когда оказанная им услуга была выполнена в полном объёме, но оплаты он не получил (чаще всего из-за технических проблем в работе СЭП).
Сроки подачи на Чарджбэк
Регламентом МПС обозначен максимальный срок, отведённый на опротестование платежа и проведение чарджбэка, — 540 дней с момента осуществления транзакции. Однако следует учитывать, что подготовка документов на Chargeback банком-эмитентом и передача дела в арбитраж могут быть затянуты, а значит, практически этот срок ограничивается 500 днями.
К сведению! Каждая платёжная система (ПС) предъявляет свои требования к срокам оспаривания Chargeback. Сроки для ПС Visa и MasterCard рассмотрим ниже.
В процессе рассмотрения претензии на каждый этап также отводится определённый период времени:
Документы, которые понадобятся для подачи на Chargeback
Для того чтобы опротестовать законность оспариваемого перевода, в банк необходимо предоставить ряд документов, которые обоснуют Ваши требования. Без них заявление на chargeback просто не примут!
В первую очередь – это копии документов, подтверждающие личность заявителя, и письменное заявление, в котором указываются:
Кроме того понадобятся документы, подтверждающие факт нарушения Ваших прав:
Обратите внимание: все предоставленные в банк документы должны быть зарегистрированы с обязательным составлением их описи.
Чарджбэк с VISA
К сожалению, основные правила по чарджбеку (chargeback guide) ПС Visa в свободном доступе изложены только на английском языке: https://usa.visa.com/dam/VCOM/download/merchants/chargeback-management-guidelines-for-visa-merchants.pdf
В самом обобщённом виде некоторые разъяснения изложены на русском в Правилах ПС Виза по осуществлению финансовых операций в РФ от 01.01.2018. Это существенно осложняет процедуру инициализации chargeback и контроля механизма возврата гражданам, не владеющим английским, чем, собственно говоря, и пользуется большинство банков сознательно затрудняя подачу на чарджбэк.
Разберём базовые моменты, относящиеся к основаниям, по которым инициализируется процедура возврата денежных средств по чарджбэку:
Коды основных причин возвратных платежей Visa Chargeback reason codes
На картинке ниже представлена выжимка из правил «Chargeback management guidelines for visa-merchants».
Важно! 14.04.2018 вышел в свет новый регламент. После ознакомления с ним, информация на сайте будет обновлена. Следите за нашим релизом!
По опыту процедура подачи на chargeback в Виза проходит легче.
Самые распространенные коды chargeback для Виза
Код 30. Товар не доставлен (или сервис не предоставлен)
Для процедуры чарджбэк физический товар и услуга – это одно и то же!
Основания для chargeback:
Код 41. Отмена повторяющихся транзакций
Пример: автоматическое списание денег с карты раз в год за пользование лицензионным ПО.
Основания для chargeback:
Код 53. Дефектный или не соответствующий описанию товар
Товар не соответствует своему описанию в платежных документах: он сломан, он с дефектами или с абсолютно другими техническими характеристиками. Еще один вариант: товар идентифицирован как подделка (например, нейтральным экспертом).
Основания для чарджбек:
Причины отказа в возврате денег по чарджбэку:
Код 57. Множественная мошенническая транзакция
Обязательные условия для подачи на chargeback (все одновременно):
Важный момент! Код 57 неприменим для покупок через Интернет, по телефону и по почте!
Код 75. Транзакция не признается
Суть претензии: владелец карты утверждает, что не оплачивал проведенную транзакцию. Актуально только для неумышленных транзакций и тех, что подтверждаются подписью владельца.
Код 80. Неверная сумма сделки или неправильный номер счета
Основания для chargeback:
В случае удачного чарджбэка на счет будет возвращена разница между правильной и неправильной суммой!
Код 82. Двойная оплата
Суть претензии: одна и та же транзакция была проведена больше одного раза (например, в торговом терминале). Бывает, что одну сумму депонировали сразу и продавец, и эквайер. Либо же по одной транзакции создали два чека-дубля.
Код 85. Оплата не была оформлена
В каком случае используется этот chargeback-код:
Сумма возврата не может быть больше суммы транзакции!
Чарджбэк с MasterCard
Руководство по чарджбеку ПС MasterCard также представлено только в англоязычном формате: https://www.mastercard.us/content/dam/mccom/en-us/documents/rules/chargeback-guide.pdf
Ключевые моменты операции полностью описанному выше механизму, отличия касаются следующих аспектов:
Коды основных причин возвратных платежей MasterCard reason codes
На картинке выше выжимка из официального chargeback-guide.pdf
Опять же по опыту chargeback в Mastercard и Maestro проходит сложнее чем в других системах. Особенно если ваш случай связан с брокерами на Форекс и Бинарными опционами.
Обновление правил от апреля 2017, связанное с брокерами
Обратите внимание что в апреле 2017 года правила были обновлены и появилась следующая, противоречащая самой себе формулировка:
Chargebacks are available to the issuer for transactions in which any value is purchased for gambling, investment or similar purposes. However, issuers have no chargeback rights related to the use of these chips or value, unspent chips, or withdrawal of such value, or on any winnings, gains or losses resulting from the use of such chips or value.
Этой формулировкой вводится в действие новое правило, которое запрещает проведение чарджбэка по операциям, связанным с использованием денежных средств в гэмблинге, трейдинге и инвестициях.
Пугаться не стоит, потому что почти во всех случаях подачи на chargeback, связанных с брокерами форекс, фондовых рынков и бинарных опционов правило можно обойти, доказав, что компания, в которую вы перечислили деньги не имеет лицензий на осуществление своей деятельности. Проблема в том, что на практике это долго и сложно доказать, но положительные прецеденты есть!
Чарджбэк с МИР
Единственный официальный русскоязычный источник, позволяющий в полной мере ознакомиться с регламентом разрешения спорных вопросов, — это правила ПС «МИР». В некотором смысле их можно рассматривать как эталонные, т.к. основы работы механизма чарджбека схожи во всех платёжных системах:
Кодировка оснований возвратных платежей (аналог Чарджбэк) ПС МИР
Примеры и самые частые ситуации, в которых работает чарджбэк
Предлагаем рассмотреть наиболее частые причины для инициализации процедуры chargeback:
Если в сложившихся обстоятельствах доказана непосредственная вина самого покупателя (владельца карты), в chargeback отказывают:
Варианты подачи заявления на Чарджбек
Заявление на чарч бэк в банк может быть подано:
• лично (владельцем карты);
• посредством привлечения третьих лиц, действующих на основании нотариально оформленной доверенности.
Как подать на возврат с помощью юриста
В роли посредника выступают, как правило, профессиональные юристы. По факту заключения договора, они берут на себя обязательства по:
Стоимость их услуг, безусловно, зависит от суммы возврата (завязана на проценте от неё), но не может быть меньше определённого рубежа. Поэтому большинство юридических компаний не берут в работу возвраты, менее 50 000 руб.
Как самостоятельно подать на чарджбек?
Данный вариант предпочтительнее: личное участие позволит держать ситуацию под неусыпным контролем, да и обойдётся дешевле. Однако специфика процедуры chargeback потребует от Вас определённых знаний, навыков и настойчивости.
Здесь также существует 2 варианта обращения в банк:
Первый способ лучше, т.к. помогает контролировать и при необходимости корректировать ситуацию на месте: настоять на принятии заявления по чарджбеку, удостовериться в его регистрации, своевременно предоставить недостающие документы и пр.
Второй, безусловно, экономит Ваше время, но увеличивает шансы затянуть процесс и получить форменную отписку.
Четыре этапа оспаривания платежа
Для общего понимания процесса chargeback приводим схему, далее подробно расскажем про каждый этап.
Алгоритм ваших действий на получение чарджбэка на первом этапе
Короткий чеклист для тех, кто хочет подать на chargeback как можно быстрее:
Далее расскажем как действовать в каждом конкретном случае.
Пошаговая инструкция по самостоятельному ведению процесса Chargeback
Предлагаем вам инструкцию на примере возврата депозита от Forex-дилера или брокера бинарных опционов. Инструкция подготовлена исходя из нашей практики и позволит вам понять весь процесс чарджбэка изнутри.
Один из самых распространенных случаев: вы завели деньги на счет брокера, далее путем обмана или пользуясь вашей некомпетентностью эти деньги были потеряны. Компания больше не выходит на связь либо пытается вытянуть из вас дополнительные деньги под видом «страховки», «кредитования» или других совершенно стандартных ухищрений.
Запомните — их главная цель на данном этапе — постараться вытянуть из вас как можно больше денег. Поэтому не затягивайте процесс и сразу начинайте готовить документы на чарджбэк.
Шаг 1. Попытка урегулирования проблемы до инициализации процедуры чарджбэка
Как мы уже упоминали выше, чарджбек по банковской карте должен рассматриваться как крайняя мера. Возможно, что на первом этапе Вам удастся договориться с поставщиком товаров (услуг) в мирном порядке и оформить возврат посредством рефанда.
В любом случае данная попытка позволит Вам собрать дополнительный материал для его предоставления в качестве доказательной базы:
Если договориться все-таки не получается, используйте собранные доказательства, чтобы показать банку, что вы пытались решить проблему мирным путем и смело начинайте готовить документы на chargeback. Здесь главное быстрота.
Шаг 2. Подготовка документов для обращения в банк
Перечень документов, которые могут использоваться в качестве аргументов, мы уже обозначили выше. Главное помните, что чем больше документов, доказывающих Вашу правоту, будет предоставлено, тем больше шансов на благоприятный исход чарджбека.
Шаг 3. Подача заявления в свой банк-эмитент
Заявление на оспаривание подаётся владельцем карты в свободной форме или на фирменном бланке (зависит от условий и уровня кредитного учреждения) Например в Сбербанке требуют заполнить свое чарджбек-заявление, которое называется «Заявление о спорной транзакции».
Будьте готовы к отстаиванию своей точки зрения и проявите максимум настойчивости, т.к.:
Заявление должно быть зарегистрировано, а Вам — предоставлены данные, по которым Вы сможете отслеживать процесс, т.к. непосредственное Ваше участие в нём на данном этапе заканчивается. Напомним что подавать на чарджбэк можно лично, либо по почте, с описью вложения.
Шаг 4. Взаимодействие банков-участников процесса
Механизм взаимодействия регулируется правилами ПС и описан выше. Непосредственное участие заявителя в процессе исключается. Итогом становится решение о выплате чарджбэка или отказе в нём, которое и сообщается заявителю.
По итогу, в случае отказа вам обязаны предоставить объяснения, которые дала противоположная сторона.
Шаг 5. Подача заявления на повторное рассмотрение дела (арбитраж)
В случае получения отказа по первоначальному заявлению, необходимо оценить его правомерность и предоставленные противоположной стороной контрдоводы. Возможно, удастся собрать дополнительную доказательную базу. И в течение 45 дней подать заявление на повторное рассмотрение чарджбека, которое теперь будет рассматриваться ПС на основании установленных ею правил.
Шаг 6. Обращение в суд
В случае полной уверенности в своей правоте и невозможности её доказать в рамках установленного механизма чарджбека может быть использовано право обращения в суд, как в последнюю инстанцию.
Советы или как повысить шансы на Чарджбэк
Что делать если банк отказывается принимать заявление на Chargeback?
Приём заявления на чарджбэк – обязанность банка, а не право. Работая с МПС, он принимает её условия, что закреплено соответствующими договорами, и нарушение данных правил грозит банку определёнными санкциями. Тем не менее, в ряде случаев банковские учреждения отказывают в приёме заявления. Причин может быть несколько:
Однако чаще всего сотрудники банков просто игнорируют эти проблемы, не желая загружать себя дополнительной работой, связанной с рассмотрением чарджбека.
Помните! Ответ по заявлению может быть разный, но принять его они обязаны в любом случае!
Настаивайте на своём, требуйте принятия заявления и его регистрации, в противном случае, требуйте предоставления письменного отказа с обоснованием его причин. При невозможности последнего, отправляйте заявление официальным заказным письмом с уведомлением, подавайте официальные запросы с требованием отреагировать и предоставить обратную связь.
В дальнейшем с данным документом Вы сможете обратиться с жалобой на некомпетентность и незаконность действий сотрудников банка:
В крайнем случае, можно возбудить судебное разбирательство против банка по статье о нарушении прав потребителя, затребовав при этом не только возмещение морального ущерба, но и выплату той суммы по чарджбэку, возврату которой он воспрепятствовал.
Что делать если пришел по чарджбэку пришел отказ в возврате?
Если заявление было принято, но в результате по нему пришёл отказ, необходимо разобраться в причинах этого решения, которыми могут быть:
Проинформируйте руководство банка о своём несогласии с принятым решением, исправьте допущенные ошибки, соберите дополнительную доказательную базу и подавайте запрос на повторное разбирательство. По правилам чарджбека на это отводится 30-45 дней.
Однако следует помнить, что неудовлетворяющее Вас решение может быть вполне обоснованным. Если нарушены сроки или представленные доказательства не были убедительными, а других просто нет, инициировать повторный чарч бэк не имеет смысла.
Подводные камни процедуры
Как отдельные банки относятся к чарджбэку
Как мы обозначали выше, не все банки однозначно относятся к практике чарджбэков. Ниже мы представляем сводную таблицу лояльности, основанную на отзывах клиентов банков по вопросу возвратных платежей.
«> Лояльны | «> Не очень лояльны | «> Не лояльны |
---|---|---|
«> Сбербанк | «> Газпромбанк | «> |
«> ВТБ (но затягивают процесс) | «> Альфабанк | «> БанкМосквы |
«> ПочтаБанк | «> БинБанк | «> Тинькофф |
«> Райффайзен | «> Русский Стандарт | «> |
«> ДойчеБанк | «> СитиБанк | «> БКС-банк |
«> Азиатско-тихоокеанский банк | «> Хоум Кредит | «> Абсолют |
«> ЮниКредитБанк | «> МТС банк | «>Статистика отзывов по чарджбэк в РоссииРеальность такова, что в России шансы на положительный результат по чарджбеку невелики – не больше 25% от поданных заявок. Причин этому много, но основных всего три.
И напоследок. В наш век цифровых технологий и электронных денег просто необходимо работать над своей финансовой грамотностью, ведь при её отсутствии мы становимся лёгкой мишенью для всякого рода мошенников. Если у вас есть какие-то вопросы по проведению процесса chargeback или вам нужен наш совет — пишите в комментариях к этой статьи и не стесняйтесь спрашивать нашего юриста-консультанта на сайте. Его консультации для вас бесплатны!
|