чему учиться в 21 веке
Навыки будущего: что нужно знать и уметь в XXI веке
Знание и умение формируют навык
Чтобы сформировать навык, нужно получить знания и отработать их на практике. Знания — это информация, которую мы получаем и запоминаем для себя. Источников знаний много: книги, статьи, лекции, личное общение, советы наставника. Для примера возьмем вождение автомобиля. Изучение устройства машины, правил дорожного движения и теория вождения — это знания.
Применение знаний на практике, первый и еще не отработанный опыт — умение. Умением будет поездка на автомобиле по городу или учебной площадке. Это то, с чем мы получаем права, навык еще не сформирован.
Вот, например, бывший CEO пяти компаний Маргарет Хеффернан рассказывает, почему нужно меньше технических и больше человеческих навыков в непредсказуемом мире:
Навык сформируется, когда умение дойдет до автоматизма — мы научимся выполнять задачу одинаково хорошо, не теряя в качестве, вне зависимости от изменения внешних условий. Уверенное вождение независимо от погоды, аварийных ситуаций и других внешних факторов — это навык.
«Базовые навыки» — основа любой деятельности в новом мире
В 20 веке главной задачей массового образования было научить людей читать, писать и считать. Затем грамотные работники формировали навыки под конкретные профессии в техникумах, университетах и курсах. В то время профессиональные задачи почти не менялись. Достаточно было оттачивать несколько навыков, чтобы подниматься по карьерной лестнице — например, от рабочего до начальника цеха. К началу 21 века около 85% населения планеты владели базовой грамотностью, зато узких профессиональных навыков стало не хватать. Сложный мир требовал новые базовые и профессиональные навыки.
В каждой отрасли есть небольшое ядро распространенных навыков, которые применяют большинство работников. В центре этого ядра находятся «базовые навыки», например, умение читать, писать и считать. Такими навыками обладают все работающие люди независимо от сферы деятельности.
Авторы доклада выделили набор компетенций и «базовых навыков», которые будут востребованы в любой сфере деятельности человека.
Авторы «Навыков будущего» отмечают, что образование человека не должно ограничиваться «базовыми навыками». В 21 веке важно перейти от утилитарного индустриального образования к интегральной образовательной парадигме. Традиционная парадигма жестко выделяла образование из других сфер жизни, и охватывала только учащихся, чтобы подготовить их к будущей жизни. Новая парадигма непрерывна — она предполагает обучение для всех людей в течение всей жизни. Такая система образования ориентируется не только на передачу знаний и развитие навыков, но и поддержку становления человека как полноценного автора во всех сферах своей жизни.
«Длинный хвост» — навыки, которые будут тянуться за вами до конца жизни
Бесконечно расширять образовательные программы, включая в них всевозможные навыки и знания, опасно. Согласно исследованию «Навыки будущего» Московской школы управления «Сколково», большая часть навыков специалистов на «сложном» рабочем месте — уникальные узкоспециализированные навыки. Их используют один или несколько сотрудников в каждом предприятии или во всей отрасли. Сотни и даже тысячи специфических навыков, которые нужны для выполнения конкретных задач в конкретных условиях, создают «длинный хвост». Например, программист использует «базовые» и профессиональные навыки каждый день — общается с коллегами, читает инструкции, пишет код на языке программирования. Навык работы в фотошопе и HTML применяет два раза в год — они и сотня других навыков создают «длинный хвост». С усложнением мира такой «хвост» постоянно увеличивается — и это нормально.
Почему умение непрерывно учиться — ключевой навык человека будущего
Руководитель службы маркетинга и развития бизнеса PwC, профессор практики МШУ «Сколково» Светлана Миронюк уверена: такой сценарий нас ждет в самом ближайшем будущем, и к нему нужно быть готовым уже сейчас.
75 млн человек по всему миру потеряют работу к 2022 году из-за развития технологий и инноваций, предсказывает Всемирный экономический форум (ВЭФ). А в России, по оценкам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), в течение следующих десяти лет при активной модернизации отраслей могут быть сокращены до 6 млн человек, при этом для 25 млн могут радикально измениться требования и состав работы, что говорит о фактическом исчезновении и этих мест.
«Стабильные» профессии (как минимум, до 2022 года) — ученые, инженеры по робототехнике, управляющие и исполнительные директоры, специалисты по управлению рисками, преподаватели вузов, инженеры нефтегазовой области, специалисты по кибербезопасности и специалисты по базам данных.
Идея о непрерывном образовании появилась 100 лет назад — новой реальностью она становится только сейчас
Сама концепция непрерывного образования появилась в работе Эдуарда Линдемана «Значение образования для взрослых», опубликованной в США в 1926 году. Но воплощается она только сейчас, в жизни нашего поколения. Суть lifelong learning хорошо передает цитата американского футуролога:
«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Как и множество других идей в истории человечества, идея непрерывного образования прошла через стадии рождения, непринятия и хайпа вокруг нее.
Профессиональная жизнь раньше была устроена по одноколейному сценарию: «одна жизнь — одно образование — одна профессия — одна работа». Человек учился, долго и поэтапно шел по выбранному пути, достигал профессиональных и карьерных высот, а потом отправлялся на пенсию, в российских реалиях часто — на дачу, в огород.
Теперь в этом многолетнем сценарии появились новые развилки, наполняющие жизнь новыми вызовами и непростыми задачами.
Сегодня непрерывное образование — осознанная повседневность современного человека и часть рабочего процесса компаний.
Жизнь в среднем стала гораздо длиннее, и карьера — длиннее вместе с ней
Каждые 10 лет продолжительность жизни увеличивается на 1–2 года. Статистические прогнозы говорят, что, к примеру, японцы, родившиеся в 2007 году, должны дожить до 2107 года.
На свет уже появилось поколение со средним ожидаемым сроком жизни в 100 лет, а британский геронтолог и инженер Обри ди Грей утверждает, что уже родился и первый человек, которому предстоит прожить целую тысячу лет. Значит, период активной экономической деятельности превысит привычные предыдущим поколениям 35–40 лет. Вероятно, нынешние 40-летние проработают до своих 70, а нынешние 20-летние проработают до своих 80 лет. Привычные последовательные этапы жизни — учеба, работа, пенсия — исчезают. Кто может адекватно планировать карьеру на 60 лет вперед?
Карьера длиной в 50–60 лет вряд ли может строиться на одном и том же стартовом образовательном багаже и проходить в одной и той же профессиональной колее. Развилки, возможные изменения профессионального сценария, конечно, привязаны к разным этапам карьерной и возрастной зрелости, к личным обстоятельствам. Но повороты на этих развилках невозможны без нового образования.
Что почитать по этой теме:
Пока непрерывное образование все еще воспринимается как надстройка — дополнительное обучение в тех случаях, когда не хватает основного. Но в новой экономике образование принципиально понимается как незавершаемое, и именно оно становится основным двигателем карьеры и предпосылкой возможности множественных профессиональных сценариев в течение всей жизни. Это определяет главное изменение сегодняшнего времени — запрос на индивидуализацию образовательных траекторий. Набор необходимых конкретно вам компетенций выбирает уже не образовательный институт, а каждый для себя самостоятельно.
Меняется и роль преподавателя — он уже не просто транслятор знаний, а исследователь, консультант, ментор, руководитель проектов. Сегодня среди популярных и востребованных преподавателей люди из самых разных сфер деятельности — науки, бизнеса, госуправления, СМИ. Эта профессия тоже становится высококонкурентной.
Как научиться учиться всю жизнь?
Взрослые люди учатся не так, как дети. Они не учатся через монопроцесс, когда в классе есть доминирующий авторитет — учитель — и внимающая ему аудитория, а поток знаний следует только в одном направлении — от учителя к ученику. Да и дети сейчас уже учатся понимать мир по-другому, через творчество и любопытство.
Видео-интервью с автором курса о том, как научиться учиться:
Взрослые лучше учатся через так называемые проектно-проблемные подходы. В процессе обучения проблемы рассматриваются и обсуждаются исходя из новых знаний и предыдущего опыта, который ни в коем случае не нужно отбрасывать, он — хорошая основа для дальнейшего развития.
Соответствуют ли университеты и бизнес-школы запросам на непрерывное образование? Смогут ли они ответить на потребность работодателей в новых кадрах? Кто будет учить профессиям, которых еще не существует? Похоже, выживут в новых условиях только адаптивные образовательные модели. Растет конкуренция, образовательный рынок открывается для новичков, которые выходят с новыми решениями.
Что почитать по этой теме:
Образовательные институты оказались не вполне готовы к социальным и экономическим сдвигам, к новым требованиям со стороны людей, государств, корпораций — запросам на индивидуализированное развитие, гибкую достройку и постоянный апгрейд необходимых компетенций наемного менеджера или чиновника. Само образование как индустрия переживает сейчас болезненный процесс цифровой трансформации, из которого выйдет сильно измененным.
Если классическое образование не изменится, оно погибнет, его затопчут неофиты. Если оно найдет в себе силы, инструменты, ресурсы быстро меняться вместе с меняющимся запросом студентов, особенно взрослых студентов, то оно имеет шанс на выживание.
В изменениях, которые сейчас переживает сфера образования для взрослых, самое главное слово — гибкость. Все слышали про agile в разработке софта и про agile в выстраивании бизнес-процессов. Образовательные институты сталкиваются с похожими вызовами: они должны научиться подстраивать свои программы и под индивидуальные треки каждого человека и под глобальные изменения на рынках труда одновременно.
Как может выглядеть образование будущего?
Американский предприниматель и визионер Питер Диамандис уверен: подход к обучению детей должен радикально измениться с учетом огромного потенциала технологий искусственного интеллекта, робототехники и виртуальной реальности.
При этом развитие некоторых личных качеств поможет ребенку достичь успеха во взрослой жизни.
Наиболее важные из них:
Увлеченность. Очень много людей сейчас не имеют цели в жизни. При этом самый ценный ресурс человечества — усидчивый и страстный ум, поэтому поощрение увлеченности у детей чрезвычайно важно.
Любопытство. Это то, чем дети обладают с рождения, но что с течением времени теряет большинство взрослых. В мире Google, роботов и ИИ нужны будут те, кто постоянно задается вопросом «а что, если?» и проводит эксперименты.
Воображение. Предприниматели и визионеры представляют мир и будущее, в котором хотят жить, и затем создают его. Очень важно показать ребенку, насколько раскрепощающим может быть воображение.
Критическое мышление. В мире противоречивых идей, необоснованных заявлений, негативных новостей и дезинформации обучение навыкам критического мышления помогает отделять правду от лжи и находить рациональное зерно в бессмысленной информационной шумихе.
Твердость характера и упорство. Это один из наиболее важных факторов, определяющих успех и способствующих ему.
Чему еще нужно учить человека?
Искать и развивать новые увлечения;
Развивать любопытство, задавать вопросы, проводить эксперименты;
Не терять настойчивость при неудачах и сложностях;
Понимать новые инструменты и технологии, то, как их можно использовать;
Развивать эмпатию (способность к сопереживанию);
Не забывать об этике и морали;
Творчески мыслить и импровизировать;
Понимать принципы предпринимательства и продаж;
Познавать новые языки.
Там, где не успевают традиционные институты, может помочь онлайн-образование: всевозможные обучающие интернет-ролики и курсы, а также целые онлайн-школы и университеты предлагают множество разнообразных материалов с возможностью учиться в своем темпе из любой точки мира. Дистанционные программы предлагают и некоторые классические институты. Но обучение только онлайн, вероятно, тоже не лучшее решение: будущее скорее за сочетанием онлайн- и офлайн-занятий.
Кто сегодня основной потребитель новых образовательных подходов?
По опыту МШУ «Сколково», самый активный запрос на получение новых компетенций сегодня идет, во-первых, от крупных корпораций, а во-вторых, от самих сотрудников, которые хотят развиваться и реализовываться дальше и масштабнее в рамках своей текущей карьеры, либо придумать для себя новые карьерные пути. Многие проактивно сами приходят за новыми компетенциями, получают подходы, видение, знания и инструменты, чтобы соответствовать новому цифровому времени.
Результатом нового образования сегодня является не объем усвоенного и запомненного материала, а развитие когнитивных способностей: умения анализировать, работать с информацией, критически мыслить, решать проблемы, реализовывать творческие и инновационные идеи.
Современное образование — не вопрос диплома на стене в кабинете: «корочки» больше не добавляют востребованности ни в корпорации, ни в отрасли. Навыки, умение развивать себя непрерывно и новый, более широкий круг общения — именно эти составляющие вместе служат мультипликатором возврата личных инвестиций в собственное образование. Инвестиции в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив, который одни могут себе позволить, а другие — нет.
Современное образование — это еще и включение в новые профессиональные круги, наработка новых контактов, нового социального капитала — отличного от того, которым человек обладал, когда долго варился в одной и той же профессиональной или отраслевой нише. Чем шире и разнообразнее социальный капитал и круг контактов, тем больше новых возможностей для развития открывается перед человеком. Непрерывное образование, общение в самых разных профессиональных группах дает возможность человеку на любом карьерном или возрастном этапе расширить свои горизонты, придумать и реализовать новый трек, зачастую найти себя.
Нужно ли образование в XXI веке?
За последние пару лет в сети появилось большое кол-во статей на тему того, как «хакнуть» высшее образование. Приводятся разные аргументы: от конкретных недостатков современной системы образования до примеров предпринимателей, которые смогли добиться успеха не имея «вышки». Но вопрос остается не отвеченным: «стоит ли учиться в мире, где информация доступна в 1 клик на смартфоне?»
В этой статье я поделюсь своим опытом получения высшего образования в США и на какие мысли меня это навело.
Мое желание учиться в США культивировалось с малых лет. Когда мне было 10, моя семья переехала в Силиконовую Долину, где мой отец получал степень MBA в Стэнфордском университете. Я ходил в обычную американскую школу, научился говорить по-английски и впитывал в себя стартаперский дух «долины».
Этот опыт полностью перевернул мое сознание. Именно тогда я прочитал свою первую нехудожественную книгу на английском. Называлась она «iCon» — в ней журналист описал жизнь Стива Джобса его путь к успеху. Вдохновившись ею, я прочитал еще 10-15 книг про Джобса из отцовской библиотеки. 10-летний я заболел идеей построить глобальный бизнес и жить в Силиконовой Долине.
8 лет спустя, уже будучи в Москве, у меня не было сомнений, что мне надо учиться в США. Я поступил на программу IB (International Baccalareaute) в Школе «45», написал 15 эссе, сдал SAT и TOEFL. А 31-го декабря, сидя перед известным фильмом, отправил форму заявления и ушел дорезать «оливье».
Я подал в 5 самых топовых ВУЗов США (и мира), но Стэнфорд поставил меня на «лист ожидания». Это такой лист неопределенности: ты вроде бы подходишь по всем параметрам, но мест для тебя пока нет. Поступишь ты или нет — дело случая. Я решил не ждать и отправил документы в Babson College: лучший предпринимательский ВУЗ США.
Уезжая в Бабсон, я не знал чего ожидать. Но я ожидал, что этот опыт даст мне нереальный «прыжок» в моем мировоззрении и становлении как предпринимателя. Но я ошибся.
Через 7 месяцев я ворвался в кабинет деканата и с уверенностью сказал, что послезавтра улетаю в Москву. Декан пожелал мне удачи, а я купил билет в один конец и вот уже полгода как нигде формально не учусь.
Что такое образование?
Мой уход из Бабсона был не внезапным. Ощущение полной неадекватности происходящего, непринятие ценностей страны и людей вокруг меня, накапливалось месяцами. Я ощущал себя взрослее и мудрее, чем ребята на 4-м курсе. «Стартапы», которые строили студенты Бабсона были из разряда «светящийся в темноте USB-кабель». Здорово, но давно не интересно. Все свободное время (а его было очень много), американские студенты пьют. Причем пьют больше, чем русские, и пьют ослиную мочу c сахаром под названием «punch».
В какой-то момент я сказал себе, что следующие 4 года жизни — очень важны. И я хочу потратить их с пользой. Я сказал себе «хватит».
Вернувшись, я много размышлял на тему того, что из себя должно представлять «образование». Я давно заметил, что когда ты находишься в критической точке, ты переосмысляешь свои ценности и задаешься фундаментальными вопросами. Один из таких фундаментальных вопросов для меня в 2017 году стал: «Что такое образование?», и каким оно должно быть. Высшее образование — это точка прыжка. Когда тебе 17-19 лет, ты находишься на старте. Чем дальше ты прыгнешь в следующие 5-7 лет, тем дальше ты пойдешь. Именно поэтому эти важные года отводятся на образование.
К сожалению, современная тенденция высшего образования уходит в сторону прагматики. Студенты требуют, чтобы их обучали навыками, которые: «помогут в жизни «. Ведь действительно, зачем учить интегралы — где ты их будешь использовать в жизни? Говорить такое — это тоже самое, как говорить: «Зачем мне отжиматься на боксерской тренировке? Где я в бою буду отжиматься?».
Скорее всего, ты не будешь высчитывать интегралы на работе ровно также, как ты не будешь отжиматься на ринге. Но суть ВУЗов не в том, чтобы дать практические знания. Она в том, чтобы построить фундамент. Без этого фундамента ты не сможешь получить практические навыки. В противном случае, ты рискуешь стать андройдом с набором практических навыков, не понимая их сути.
Высшее образование — это про построение интеллектуального фундамента.
Мне очень грустно слышать от своих сверстников, что они поступают в университеты для того, чтобы «откосить от армии». Пока ты не понял, зачем тебе нужно образование — не поступай. Нет ни одной адекватной причины, по которой ты должен сразу идти в ВУЗ после школы. Я испытал это на себе и четко понимаю, что мне необходим был год-другой, чтобы выдохнуть, осмотреться и понять чего я хочу делать дальше.
Стоит ли учиться?
Короткий ответ: обязательно. Сегодня потребность в получении образования больше, чем она когда-либо была. Совсем недавно люди жили в парадигме: отучиться, поработать, уйти на пенсию. Сегодня это уже не работает. Учиться надо всю жизнь. Но это совсем не значит, что надо получать 3-4 высших и потратить 30 лет на потение перед учебниками.
ВУЗ — это не панацея. Поколение людей, родившихся 1992-2000 — это поколение экспериментаторов. Мы пробуем, мы ломаем стереотипы и мы по-другому смотрим на привычные в социуме вещи. И так и должно быть. Мир не будет двигаться вперед, если молодые не будут пробовать. Нет никакого писанного закона, по которому каждый человек должен идти одной и той же дорогой. Дорог миллион и тебе решать, какую из них выбрать. Главное, чтобы она была твоей.
Есть огромное количество проектов зарубежом, которые мотивирует молодых ребят не идти в ВУЗ, а заниматься интересными для них вещами. Один из наиболее известных: Thiel’s Fellowship Питера Тиля. Это 2-х годовая программа для юных предпринимателей, кто хочет послать всех в известное русскому народу направление и заниматься своим бизнесом.
Нас все детство пугают страшными словами «ОГЭ» или «ЕГЭ» и твердят, что это единственный путь к успеху в жизни. Навязывая важность этих стандартов, нас вгоняют в «матрицу»: в ненастоящий, искусственный и выдуманный (не нами!) мир. Учиться можно и нужно, но это можно делать иначе.
Что является главным навыком 21 века?
Я совершенно не согласен с популярным обесцениваем «ВУЗов» — что «все можно загуглить». Факт: 90% информации в мире (если считать в кб) появилось за последние 3 года. Но изобилие информации — это иллюзия. Гугл полон проплаченных статей (именуемых модном словом «контент-маркетинг»), а полезная информация не всегда углубляется в детали. Информации вроде много, но она вся как еда в Макдональдсе. Первоисточников мало.
Зубрить действительно не стоит. Мир движется вперед и никто не говорит, что надо запоминать все факты истории и в каком костюме выступал Сергей Пенкин. Но зубрить не надо было никогда — это стереотип советского мышления. Намного важнее понимать суть, внутреннюю механику и фундамент процессов. Более того: важно знать, что гуглить. Задача современного человека: научиться задавать правильные вопросы.
Когда информации много (пускай и не всегда качественной), необходимо научиться с ней грамотно работать. А потому важный скилл 21 века — это умение работать с информацией. Отсекать bullshit от того, что действительно имеет вес.
Все практические навыки — это алгоритмы. Значит, их можно закодировать и позволить машинам выполнять работу. Через 15-20 лет большинство вещей, которые мы привыкли делать руками будут делать роботы.
Если посмотреть на исследование Сколково в 2016 году (ссылка: https://www.m24.ru/articles/профессии/15042016/102799), то можно заметить, что ключевыми навыками будут не программирование и не работа «оператора». В 21 веке важно развивать эмоциональный интеллект: уметь общаться с людьми, организовывать команды, мотивировать людей и вести к цели. Это то, чему пока не учат в современных ВУЗах и то, к чему каждый человек приходит самостоятельно.
Из-за пропасти между быстро-развивающимся миром и институтом именуемым «Образование», задача каждого современного человека — научиться учиться самостоятельно.
Мета-скилл 21 века — это научиться учиться.
Здесь мы подходим к самой интересной части статьи: как должно выглядеть современное образование.
Как должно выглядеть современное образование?
Отказавшись от университета, я начал искать пути заниматься собой. Я привлек личного учителя, и мы вместе сложили «образовательный продукт»: альтернативу высшему образованию, которое я в шутку именую Faldin University. Продукт состоит из 3-х частей: major — экономика (предмет, который мне интересен), minor — философия Стоицизма (область, в которую я давно хотел погрузиться) и фундаментальное чтение классиков (от Гомера до Дикенса). Все это было составлено лично мной и моим преподавателем — а потому учиться мне интересно и легко. При таком подходе, нет вопроса дисциплины. Ты сам составил себе программу, а значит халтурить — это врать самому себе.
Проучившись почти 2 месяца по такой программе, вот что я понял:
1. Образование должно быть индивидуальным. Оно должно быть твоим и только твоим. Выбор образования — это такая же интимная вещь, как выбор девушки или жены. А потому я не понимаю, почему все должны идти по протоптанной дороге. Это все сказки индустриального общества.
2. Образование не должно быть обязательным. Учиться бесспорно надо, но для этого у людей должна быть свобода выбора. Когда студент поступает, чтобы не петь «здравствуй небо в облаках, здравствуй юность в сапогах» — это его не мотивирует. Мотивация должна идти изнутри, извне искусственно ты ее никак не создашь.
3. Образование должно быть омниканальным. Я не верю, что новаторские изобретения способны «убить» что-то, что было построено веками. Скорее, должна быть синергия. В Faldin Univeristy я использую все открытые образовательные ресурсы: Coursera, edX, ПостНауку и раз в неделю сажусь со своим учителем обсуждать пройденный материал. Ценность в очных лекциях, когда преподаватель читает из книжки равна 0. Тоже самое скоро должно скоро появиться в традиционных системах образования: мы будем слушать лекции дома и обсуждать в классах.
4. Наконец, образование должно быть разным. Мир прекрасен в его многообразии. Очень мощно находить взаимосвязи между разными областями — это способствует развитию креативного мышления и делает тебя целостным, как личность. Именно поэтому в моей программе Faldin University присутствует блок фундаментального чтения классической литературы.
Когда я был в 5-м классе, я был очень активным мальчиком. Любил бегать по коридорам, запирать девочек в туалетах и не носить жуткие, жаркие «жилетки» с символикой школы. В один из таких ярких школьных дней, я забыл жилетку дома (специально). Моя учительница по географии подошла ко мне и сказала: «Фалдин, когда-нибудь ты доиграешься и сядешь».
Российская система образования просто сломана, начиная со школы. Жутко неуверенные в себе подростки, неспособность принимать самостоятельные решения — это все издержки несовершенства системы.Но и мировая система образования устарела. Очень многие вещи, которыми мы пользуемся были изобретены веками до нас и это не значит, что они совершенны. Государство изобрели в 18 веке, образование изобрели чуть раньше католики, а деньги 5000 лет назад. У нас сейчас столько интересных и новых вещей: от Убера до Биткоина, а потому нет никакой причины продолжать пользоваться механизмами 200-300 летней давности. Надо пробовать новое.
Обо мне
Меня зовут Сергей, мне 19 лет. Живу и работаю в Москве.
Сегодня я учусь по собственной программе образования, которое именую Faldin University. В обозримом будущем, я из него планирую сделать образовательный продукт, некую альтернативу высшему образованию. Так что если у вас есть предложения, вопросы или комментарии, пишите: Faldin.sergey@gmail.com (Telegram: @sfaldin) — с радостью обсужу, подскажу.
И подписывайтесь на мои каналы в Телеграме: