чему учит янки при дворе короля артура

Янки при дворе короля Артура чему учит, мысль автора!

чему учит янки при дворе короля артура. Смотреть фото чему учит янки при дворе короля артура. Смотреть картинку чему учит янки при дворе короля артура. Картинка про чему учит янки при дворе короля артура. Фото чему учит янки при дворе короля артура

чему учит янки при дворе короля артура. Смотреть фото чему учит янки при дворе короля артура. Смотреть картинку чему учит янки при дворе короля артура. Картинка про чему учит янки при дворе короля артура. Фото чему учит янки при дворе короля артура

чему учит янки при дворе короля артура. Смотреть фото чему учит янки при дворе короля артура. Смотреть картинку чему учит янки при дворе короля артура. Картинка про чему учит янки при дворе короля артура. Фото чему учит янки при дворе короля артура

Роман «Капитанская дочка» — это художественное отра-

жение истории. Но некоторые материалы «Истории Пугачевс-

кого бунта» так или иначе отображены в произведении.

Например, эпизод «Пугачев под Курмышем» напоминает

сцену взятия Белгородской крепости. В романе использованы

такие детали, как зверства пугачевцев, нежелание (майор Юр-

лов) присягать самозванцу. Совпадают некоторые детали порт-

рета Пугачева (рост, телосложение, цвет волос).

Но в «Истории Пугачевского бунта» портрет дан один раз, а

в романе к описанию внешность героя Пушкин прибегает нео-

днократно. Он показывает портрет в зависимости от обстоя-

тельств: то Пугачев лукавый, то грозный и страшный, одет ге-

рой тоже по-разному. Большое внимание автор уделяет описа

Описывая пугачевское восстание, Пушкин в «Истории Пу-

гачевского бунта» старается быть объективным историком, а в

щим о судьбах людей той эпохи. С этой точки зрения он рас-

сматривает и восставших, и офицеров царской армии. Они

люди, наделенные достоинствами и недостатками. Пушкин ста-

рается выделить их человеческую сущность. Его интересует

внутренний мир людей, особенно тех, кто находится в отряде

Пугачева. Так легче понять мысль Пушкина о русском бунте,

«бессмысленном и беспощадном».

Высказывание историка В.О. Ключевского можно понять так:

история содержится не только в событиях, она прежде всего в

душах людей. Сами по себе исторические факты невозможно

понять, если не понимать движение и жизнь человеческих душ.

В этом смысле высказывание историка абсолютно верное.

Источник

“Янки из Коннектикута при дворе короля Артура”: развенчание мифов о рыцарстве

чему учит янки при дворе короля артура. Смотреть фото чему учит янки при дворе короля артура. Смотреть картинку чему учит янки при дворе короля артура. Картинка про чему учит янки при дворе короля артура. Фото чему учит янки при дворе короля артура

Укоренилось мнение, что литературные произведения Марка Твена – это сплошь забавное повествование, смешки, сарказм, веселые приключения и т.д. Неудивительно, ведь американский писатель ассоциируется по большей части с бессмертными персонажами Тома Сойера и Гекльберри Финна. В действительности его труды являются куда более серьезными работами, чем кажутся на первый взгляд. А используемые юмор и сатира помещаются туда не для красного словца и не для обсуждения злободневных тем. Есть куда более серьезная мотивация, и заключается она в познании человеческого социума со всеми его позитивными и отрицательными сторонами.

Ведь неспроста Эрнест Хемингуэй утверждал, что от романа “Приключения Гекльберри Финна” пошла вся американская проза. Даже задорное произведение о похождениях беспризорного мальчишки оказывается не просто дневником беззаботных приключений, а настоящим альманахом житейского уклада среднестатистического американца, живущего по реке Миссисипи.

Ровно таким же откровением о средневековье становится роман “Янки из Коннектикута при дворе короля Артура”. Полное в самом начале сарказма и сатиры произведение в конечном итоге обращается в настоящую драму. Недавно встречавшиеся смешки планомерно сменяются суровой и жестокой действительностью нравов тех лет. Весь романтизм рыцарства оказывается на плахе, где в роли палача выступает не только главный герой книги, но и сам автор. Но самое удивительное, что Твен в самом конце приговаривает и свой родной конец XIX века.

Содержание

Информация о романе

Вышедший в 1889 году роман “Янки из Коннектикута при дворе короля Артура” стал плодом нескольких лет работы Марка Твена. Культовый американский прозаик приступил к своему значимому произведению в 1885 году, будучи жителем штата Нью-Йорк. Там он написал основную часть книги, а уже ближе к завершению работы переехал в Хартфорд, конечно же, это штат Коннектикут.

В декабре 1889 года роман выпустило издательство Chatto & Windus, после чего писатель и критик Уильям Дин Хауэллс моментально назвал “Янки из Коннектикута при дворе короля Артура” лучшим произведением Твена и «наглядным уроком демократии». Многозначительность и глубину произведения, однако, поняли и приняли не все. Большинство читателей забавлялось злоключениями главного героя, попавшего в Средневековье, и несколько озадачилось весьма драматичной концовкой.

Между прочим, принято считать, что Герберт Уэллс был первым писателем, написавшим литературное произведение о путешествиях во времени. Но существование “Янки из Коннектикута при дворе короля Артура” ставит этот статус под большой вопрос. Да, в книге Твена не было фактического путешествия с научной точки зрения, и происходившее с героем былом плодом его фантазии. Но все-таки столь детальное описание тонкостей быта и человеческих нравов прошлых лет позволяют роману считаться литературным произведением о путешествии во времени. По этой причине “Янки” определенно обходят “Машину времени” Уэллса, но преданный поклонник английского автора подскажет, что в 1888 году у него вышел рассказ “Аргонавты времени”, посвященный все тем же прогулками по ‘tempus’. Что ж, тогда не стоит забывать, что Твен начал свою работу в 1885 году и это был полноценный роман, поэтому лавры первопроходца в этом жанре все-таки стоит отдать американскому литератору.

Но настоящий скандал относительно оценок романа Марка Твена возник, само собой, в Великобритании. Чопорные британцы, а если точнее, англичане, были возмущены столь неуважительным и претенциозным описанием Средневековой Англии. А приписанная Королю Артуру легкомысленность и в определенной степени недалекость оскорбляла всю культуру горделивых сынов Ее Величества.

Сюжет

Незадачливый инженер Хэнк Морган после очередных посиделок в питейном заведении оказывается поверженным кочергой. Кто и почему это сделал неважно, так как главный герой неожиданно для себя оказывается в Средних веках, прямо в эпоху легендарного Короля Артура.

Еще ничего не понимая Хэнк оказывается плененным сэром Кеем, представляющим рыцарей круглого стола. Дерзкое поведение пришельца из будущего определило его судьбу, и статус плененного был лихо заменен на статус приговоренного к смерти. Тут-то и начали сказываться знания и способности, приобретенные в будущем. Заранее зная о солнечном затмении, Хэнк устраивает настоящее шоу, которое освобождает его из темницы. А последующее уничтожение башни Мерлина при помощи молнии и пороха возвела янки в ранг доверенного лица Короля Артура.

Получив в свое распоряжение почти неограниченную власть, Хэнк принимается обустраивать не только свою судьбу, но и уклад всей Британии. Технологии, навыки и умения, которыми обладает каждый простак в XIX веке, являются настоящим чудом для жителя раннего Средневековья.

Дух модернизма, хлынувший на улицы городов и поселений Англии, подарил нации школы и университеты, телефон и промышленные фабрики. А Хэнка Моргана за его заслуги и величие стали величать не иначе как Хозяин. Выше него был авторитет только у Иисуса Христа и Короля Артура, да и то церковь крайне ревностно относилась к популярности непрошенного гостя, устанавливающего свои порядки и отнимающего слово и авторитет у священнослужителей. Ведь грамоте были обучены именно они. Даже знатные рыцари не могли связать и двух слов на бумаге, поэтому такой подрыв авторитета мог сказаться на всем роде деятельности церкви.

Хозяин творит чудеса за чудесами: восстанавливает истощенный святой источник, приведя в порядок подземную кладку; спасает 44 принцессы, оказавшихся простыми свиньями; а также сражает каждого бросившего ему вызов рыцаря при помощи лассо и пистолета. Хэнк Морган в полной мере обрел могущество, но, как и Королю Артуру, этот статус для него мало что значит, душу терзает желание отправиться в приключения. И два главных человека Англии переодеваются в бедняков, чтобы узнать жизнь простолюдина как она ей, со всей подноготной. Что чуть не стоило жизни обоим. От казни их спасли приехавшие на велосипедах рыцари Круглого стола – очень смешной и одновременно драматичный момент романа: нескольких плененных уже казнено и вот-вот должен быть повешен Король Артур, и в противовес этой трагедии скрипя педалями комично въезжает на авансцену бравый отряд воинов под предводительством сэра Ланселота.

Вкусив все “прелести” жизни бедняков, Хэнк приходит к выводу, что пора превратить Англию в республику и подарить свободу простым людям, которые не живут, а выживают и сильно страдают от прихотей богачей. Начинается серьезный длительный процесс по преобразованию английской государственности. Механизм демократизации по мнению янки из Коннектикута налажен и запущен, теперь можно смотреть на все со стороны.

Обзаведясь семьей, главный герой всецело погружается в проблему спасения собственной дочери, которая сильно заболела (здесь во многом прослеживается параллель с сыном автора, который умер в раннем возрасте от дифтерии). Поэтому Хозяин с близкими покидает Британские острова, а по возвращении обнаруживает абсолютный хаос там, где, казалось бы, все должно работать как часы. Технологические решения и достижения отправлены в топку, Лондон снова превратился в серый и удручающий город, Король убит, а внутри королевства началась междоусобица. Апогеем цивилизационного развала становится битва нескольких десятков учеников Хозяина с тысячами восставших против революционных законов рыцарей. Жестокая и кровавая бойня заканчивается полной победой более развитых с точки зрения знаний и технологий падаванов Хозяина.

Но уже после битвы Хэнка бьет ножом раненый рыцарь, которому Хозяин хотел просто по-человечески помочь. После чего янки из Коннектикута приходит в себя и возвращается в свое время.

Марк Твен считает катастрофичным романтический образ Средневековья, какой строит среднестатистический обыватель из романа Вальтера Скотта “Айвенго” или сказаний о Короле Артуре. Как будто не было кровожадных и грабительских крестовых походов, братоубийственных сражений и скотского отношения к низшим сословиям общества.

Это негодование американского писателя легло в основу его романа о похождениях Хэнка Моргана, инженера из Коннектикута, получившего по башке ломом и очнувшегося в эпоху Короля Артура. Мотив романтики испепеляется Твеном моментально, так как главный герой быстро оказывается на грани жизни и смерти. Ведь помимо своей неприспособленности к реалиям тех дней, он также оказывается во власти скудоумных, но горделивых рыцарей.

Пройдя за короткий промежуток времени путь от приговоренного к смерти заключенного до второго по статусу человека в Британии, Хэнк не уставал поражаться заблуждениям тех лет, главная из которых – ничтожность человеческой жизни. И если даже убрать в сторону вопиющие примеры крайней жестокости знати по отношению к простолюдинам, стоит выделить и безрассудство рыцарей, которые на раз-два отдавали свои жизни за грош в никому не нужных соревнованиях.

Имея явный козырь в знаниях и умениях, Хэнк, получивший многозначительный титул Хозяина, пожелал выстроить идеальный гражданский уклад Британии. Все что он предлагал, казалось ему прорывом и шансом на лучший мир. Но он даже не задумывался, что столь опережающие время идеи могут быть отторгнуты представителями всех слоев обществ. Человек Средневековья не был к ним готов, ведь перед ним предстала не просто революция сознания, а уничтожающий прежние скрепы ураган, предлагающий снести все устои своего времени, заменив новыми тенденциями. До поры до времени новообретенные современники Хозяина терпели странности и причуды этого незаурядного колдуна и мудреца, но в конце концов терпение лопнуло.

Ведя население к демократии, Хэнк натолкнулся не только на противодействие со стороны знатных вельмож, которые, конечно же, выступили против перспективы потери власти. Настоящим обескураживающим откровением для него стало нежелание и бедняков менять действительность. Новый индустриальный мир, выстроенный главным героем, оказался невостребованным. Развитие общества должно проходить плавно и равномерно, а всякая встряска непременно вызовет неприятие у консервативной части общества, всегда представляющей подавляющее большинство.

Побывав в шкуре правителя Британии, Хэнк на личном горьком убедился, что значит быть Королем. Нельзя терять бразды правления ни на минуту, ни в коем случае не погружаться в прелесть маленьких жизненных радостей, в том числе и семьи, так как потеряешь чутье, хватку и будешь немедленно предан и подставлен ближайшим окружением. Вот удел ярких исторических личностей – посвящать всего себя служению отечеству, нации. Тяжкое бремя, которое дано нести не каждому, да еще нужно найти достойного и готового к такому самопожертвованию.

И несмотря ни на что, Хэнк даже перед смертью хочет вернуться в Камелот, так как этот грубый и неотесенный мир оказался куда более искренним и правдивым, чем лживый и алчный XIX век на границе с XX.

Источник

«Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»: попаданец в исполнении Марка Твена

Попаданцы… скажу честно, я их просто ненавижу. То обычный школьник попадает в штаб Гейнца Гудериана и начинает учить его искусству танкового боя. А отец современной, на тот момент, танковой доктрины заглядывает ему в рот и жадно это все проглатывает. То к Николая Второму прилетит сильная и независимая и давай спасать его от мерзких коммуняк, используя свои туфли. А то Иосифа Сталина закинут в мир Звездных войн. Я не шучу, такое тоже есть. Про японский сегмент данного жанра, даже заикаться страшно.

Конечно, и в этом жанре есть интересные произведения. Ведь, не даром, моя любимая книга, принадлежит к этому жанру.

Сюжет и время написания книги

Любое художественное произведение, является продуктом своего времени. Оно не разрывно связано с ним. И данное произведение такого.

Конец 19 века. Механизация и стандартизация широкими шагами идут по планете. Окончательную роль в мировой политике взял крупный капитал, сведя к нулю влияние родовой знати и монархических семей. Теперь, они стали не более чем защитниками государственного капитала.

И тогда, популярность начало набирать пятицентовые романы. Крайние простые, не обладающие какими-либо идеями или сложными художественными достоинствами приключенческие книжки. В самом этом явлении ничего худого нет. Скорее наоборот, они помогали людям отвлечься от окружающей их действительности. Проблема возникла тогда, когда на основании данных романов люди начали формировать свое мнение об окружающем их мире. А учитывая, что примерно в это время начали набирать популярность легенды артуровского цикла, то начало и формироваться мнение о средних веках. Вернее не так. Оно стало ещё куда более романтизированным чем раньше.

И вот тут то и выходит на сцену Марк Твен с его романом, что увидел свет в 1889 году. По сюжету романа, в городе Хартфорд штат Коннектикут работает бригадир. Который был зол на одного из своих работников, за то что тот допустил ошибку при изготовлении детали. Он попытался ему было это высказать, но тот был настолько крупным, что одним ударом отправил бригадира в нокаут. Бригадир, которого зовут Хэнк, просыпается под деревом, где его немедленно берет в плен человек-консерва, то бишь рыцарь. Хэнка привели ко двору короля, где человек-консерва начал рассказывать такие невероятные истории о захвате Хэнка, что аж Кинг завидует.

Хэнк, будучи человеком прогрессивным, начинает устанавливать свои порядки. Создает классы обучения для сирот, вводит налоговые и страховые выплаты, создает экономические и торговые концессии, модернизирует общество и так далее.

Однако это приводит его к мысли о том, что общество становится черствым и нечувствительным к тому, что происходит вокруг. Всех начинает интересовать одно: прибыль. Перенимая технологии и устои будущего, общество так же меняется, на что Хэнк начинает жаловаться своей жене и верным друзьям.

А его практически авторитарная диктатура и самомнение о себе как о «человеке эпохе Возрождения», приводит к тому, что он пытается захватить власть.

О чем же этот роман?

Это книга о двух эпохах. О том, как люди меняются с течением времени, под давлением технологического и политического прогресса. И, что важно, о том что наше представление о прошлом часто бывает затуманенно из-за того, что нам кажется, будто бы в прошлом не было проблем.

Марк Твен, словно выливает ушат холодной воды на таких людей, говоря им: что да, таких проблем не было в прошлом, но были другие.

Ну и наконец, эта книга о человеке в крайне непростых условиях. О человеке который посчитал себя чуть ли не равным богу, просто потому, что он чуть умнее окружающих.

Вывод

Данный роман я рекомендую всем к прочтению. Он написан великолепным языком, одного из лучших писателей XIX-XX веков. Роман заставит вас: улыбаться, грустить, радоваться, сжимать кулаки от ярости и конечно же, задуматься над тем, что Твен показывает в своем романе.

Источник

Отзывы на книгу « Янки из Коннектикута при дворе короля Артура »

Попутно нужно приготовить к этим самым изменениям самого Артура. Только как заставить закостенелого упрямца понять, что государству это действительно нужно? Что пора покончить с рабством и позволить свободным людям работать на себя, а не на бесполезную чванливую знать?
Что настало время разобраться с хитрыми церковными чиновниками и положить конец всему рыцарству, как институту, который себя не оправдал?
Правильно! Нужно отправится вместе с монархом путешествовать по королевству в обличье простолюдинов и показать ему настоящую картину Камелота.

Но он не подошел. Он остановился и с минуту рассеянно глядел на темную массу невольников, видимо о чем-то размышляя, потом задул свою свечу, задумчиво направился к выходу и, прежде чем я мог сообразить, как он намерен поступить, вышел и затворил за собой дверь.
— Живо! — сказал король. — Верни его!
Разумеется, это необходимо было сделать, и я мгновенно вскочил и бросился за ним. Но, бог мой, ведь в то время не было уличных фонарей, а ночь была темная. Все же в нескольких шагах от себя я разглядел какую-то фигуру. Я бросился на нее, и вот тут-то началась потеха! Мы боролись и колотили друг друга. Мгновенно собралась толпа.

Как он мог бросится вдогонку за хозяином, если тот закрыл двери или он оставил рабов, даже не удосужившись запереть их на замок?
И второе несоответствие: бежав из неволи, Хэнк покупает много одежды, а где он взял на неё деньги? Неужели работорговец не заметил денег в его карманах и он всё это время держал их при себе? Но про это тоже ни слова.
Первые две трети книги я не мог от неё оторваться, настолько меня захватил сюжет и разворачивающиеся в ней события. Но заключительная часть книги оказалась не такой захватывающей, а концовка вообще разочаровала. Если бы можно было ставить три оценки, то за завязку и кульминацию я бы поставил твёрдую пятёрку, а за развязку трояк!
Кому понравится этот роман? Я считаю, что он будет более интересен мужской аудитории, так как в нём много технических подробностей, политики и есть сцены жестокости, а с любовью тут напряг, её категорически не хватает) Могу посоветовать читать эту книгу лет с четырнадцати, не такая уж она мимимишная, чтобы подходила для всех возрастов.
Но, если отбросить вредную привычку деления литературы на «М» и «Ж», от такого деления, признаемся честно, попахивает. то можно советовать эту книгу всем ценителям классического юмора и изысканных приключений.

Источник

«Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» за 11 минут

англ. Mark Twain. A Connecticut Yankee in King Arthur’s Court · 1889
Краткое содержание романа
Читается за 11 минут, оригинал — 10 ч

Янки приводят в огромный зал с дубовым столом величиной в цирковую арену, вокруг которого в ярких диковинных одеждах сидит множество мужчин, пьющих из цельных бычьих рогов и закусывающих мясом прямо с бычьих же костей, которых дожидается свора псов, то и дело бросающихся в драку из-за добычи — к общему восторгу присутствующих. Ослепительно ярко одетые женщины располагаются на галерее — напротив музыкантов.

В промежутках между собачьими драками рыцари, очень дружелюбные и внимательные друг к другу, занимаются тем, что чудовищно врут о своих воинских подвигах и столь же простодушно выслушивают чужое вранье. Очевидно, врагов своих они истребляют не из злобы и не из корыстных помыслов, а исключительно из любви к славе.

Пленивший нашего янки сэр Кэй приговаривает его к смерти, однако всех смущает его странный, скорее всего, заколдованный костюм, но знаменитый придворный чародей, старец Мерлин, советует его раздеть — и нагота героя снова смущает лишь его одного. Янки выдаёт себя за ещё более могущественного чародея и, уже возведённый на костёр, велит солнцу погаснуть, а потом, воспользовавшись общим ужасом, возвращает солнце в обмен на сан бессменного министра, облечённого всей полнотой исполнительной власти.

Быстро выясняется, что шёлковые и бархатные наряды очень непрактичны, а истинного комфорта лишены даже министры — вместе с мылом, свечами, зеркалами, телефоном, газом… С изящным искусством тоже обстоит неважно — ни одной цветной рекламы страховой компании на стене. Зато слава! И бешеная зависть старикашки Мерлина, распространяющего слухи о чародейском бессилии своего конкурента. С помощью Кларенса и нескольких оружейников янки изготавливает порядочную порцию пороха и громоотвод, а затем в ближайшую грозу уничтожает «небесным огнём» башню Мерлина: «волшебство науки» оказывается сильнее устаревших чар.

Престиж янки поднимается ещё выше, и все же неизмеримо более могущественной остаётся власть церкви, и вообще, нация не умеет по-настоящему ценить никакие доблести, если они не подкреплены павлиньей родословной. В конце концов янки получает от народа единственный в стране титул «Хозяин», что не мешает графам и герцогам смотреть на него свысока. Правда, сэр Саграмор Желанный удостоивает его вызова на поединок из-за случайного недоразумения. Сам поединок откладывается на три-четыре года, покуда сэр Саграмор вернётся из очередного странствия в поисках святого Грааля — кубка, в который, по преданию, когда-то была собрана кровь Христа.

В отпущенное время янки спешит построить цивилизацию — сначала идёт бюро патентов, затем школьная сеть, а затем газета; только газета способна поднять из гроба мёртвую нацию. В тихих уголках возникают ростки будущих промышленных предприятий, куда специальные агенты собирают способных молодых людей. В этих уголках учат ещё и свободомыслию, подкапывающемуся под рыцарство и церковь. При этом янки насаждает не атеизм, а систему свободных протестантских конгрегаций, чтобы каждый мог выбрать себе религию по душе. Электрическая цивилизация с телеграфом и телефоном разрастается в подполье, как раскалённая лава в недрах потухшего вулкана. Людей, сохранивших достоинство, склонных к самостоятельному мышлению, Хозяин самолично отправляет на фабрику Людей.

Но его бурную деятельность прерывает нелепая история: ко двору Артура является никому не известная Алисандра ля Картелуаз (впоследствии переименованная Хозяином в Сэнди) и рассказывает, что её госпожа и ещё сорок четыре прекрасных девы заточены в мрачный замок трёх одноглазых, зато четвероруких великанов. Честь освободить прекрасных пленниц Артур предоставляет мысленно чертыхающемуся янки. В сопровождении Сэнди янки отправляется на поиски, ибо о картах здесь не имеют понятия. Он переносит неисчислимые неудобства, путешествуя в панцире, когда невозможно ни высморкаться, ни почесаться, ни самостоятельно забраться на лошадь, и тем не менее берет в плен и отправляет ко двору нескольких рыцарей, перепуганных клубами дыма из его трубки, который янки выпускает через забрало.

Слушая болтовню Сэнди, он с грустью вспоминает «телефонную барышню», которую любил в прежней жизни: какое счастье было утром сказать в трубку: «Алло, центральная!» только затем, чтобы услышать её голос: «Алло, Хэнк!» И все же приятно встретить в пути своего торгового агента — странствующего рыцаря с объявлениями на груди и спине: «Мыло Персиммонса! Все примадонны моются этим мылом!» Производство мыла растёт, несмотря на ужасную вонь, от которой король однажды чуть не падает в обморок, а самый знаменитый рыцарь Ланселот только ходит по крыше и ругается, не считаясь с присутствием дам.

Не менее приятно встретить и рыцаря, рекламирующего зубные щётки, который преследует обманувшего его коллегу, распространяющего политуру для печей.

Наконец странники добираются до замка, который за это время силой злых чар оказался превращённым в свиной хлев, великаны в пастухов, а прекрасные пленницы в свиней. Купить все стадо оптом оказалось делом нетрудным — гораздо сложнее было, не снимая лат и соблюдая изысканную вежливость, препроводить пленниц до ночлега, разместив их конечно же в доме: янки никогда ещё ничего подобного не нюхал! К счастью, удаётся сдать свиней на руки слугам, чтобы те под присмотром дожидались своих друзей со всех концов земли. Но, к сожалению, отделаться от не в меру разговорчивой Сэнди ему не удаётся — её должен отбить в поединке какой-нибудь другой рыцарь.

Янки встречает ужасные картины рабства, но хочет его искоренить руками народа, пока что поразительно равнодушного к страданиям рабов. Затем он узнает, что неподалёку, в Долине святости, иссяк чудодейственный источник и Мерлин уже три дня усиленно колдует над ним, но впустую. Янки обнаруживает, что святому колодцу нужен обычный ремонт, и восстанавливает его, но для большего эффекта обставляет пуск воды такими пиротехническими эффектами, что Мерлина отправляют домой на носилках. Новые газеты изображают событие в столь развязном арканзасском стиле, что даже Хозяина коробит.

В его отсутствие король берётся воплощать идею об экзамене на офицерский чин, и главным требованием оказывается родовитость. Но Хозяин находит выход: составить для знатной молодёжи особый полк Его Величества, наделённый всевозможными привилегиями, а уж остальные части армии составить из более заурядных материалов и требовать от них знаний и дисциплины, раз уж другие доблести им недоступны. Янки даже додумывается сделать службу в придворном полку настолько престижной, что во имя её члены королевского дома должны отказываться от пользования специальным королевским фондом. Это сулит заметное облегчение для государственного казначейства.

Попадающееся им по пути простонародье проявляет в беседах удручающую непонятливость и забитость, но встречаются и проявления чувства справедливости, готовности на жертву во имя близких; любой народ, думает янки, способен создать республику, даже такой угнетённый, как русский, и такой робкий и нерешительный, как немецкий.

В конце концов, несмотря на отвагу короля, их с Хозяином незаконным образом продают в рабство с публичного торга, причём короля как будто больше всего оскорбляет то обстоятельство, что за министра дали девять долларов, а за него только семь. Работорговец быстро смекает, что «чванство» короля (янки умоляет короля не говорить о своём королевском звании, чтобы не погубить их обоих) отталкивает покупателей, и принимается выбивать из него гордый дух. Но, несмотря на все истязания, король остаётся несломленным. Пытаясь освободиться, янки и король едва не попадают на виселицу, но их спасает отряд рыцарей на велосипедах, вовремя вызванный по телефону Хозяином.

Тем временем вернувшийся сэр Саграмор затевает поединок, и янки, несмотря на все ухищрения Мерлина, убивает Саграмора выстрелом из никем здесь не виденного револьвера. В продолжение своих побед он вызывает на бой все странствующее рыцарство. Пятьсот всадников несутся на него, но несколько выстрелов, каждый раз выбивающих по седоку, оказывается достаточно, чтобы обратить эту лавину в бегство.

Странствующее рыцарство как институт погибает. Начинается триумфальное шествие цивилизации. Графы и герцоги становятся железнодорожными кондукторами, странствующие рыцари — коммивояжёрами, янки уже планирует сменить турниры на состязания по бейсболу. Янки женится на Сэнди и находит, что она сокровище. Слыша, как во сне он часто повторяет «Алло, центральная!», она решает, что он твердит имя своей бывшей возлюбленной, и великодушно даёт это имя родившейся у них дочери.

Возвращённый в прежнюю эпоху, Хозяин умирает, повторяя в бреду имена Сэнди и Алло-Центральной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *