чему учит три товарища осеева
«Три товарища» читательский дневник
«Три товарища» — небольшой, но поучительный рассказ о школьных товарищах, среди которых только один мог называться настоящим другом.
Краткое содержание «Три товарища» для читательского дневника
ФИО автора: Осеева Валентина Александровна
Название: Три товарища
Число страниц: 1. Осеева Валентина Александровна. «Три товарища». Издательство «Детская литература». 1977 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1944 год
Главные герои
Витя – скромный, застенчивый мальчик, потерявший свой завтрак.
Коля, Миша – друзья Вити, которые не поделились с другом завтраком, а лишь поучали его.
Володя – одноклассник Вити, который, узнав о его беде, молча поделился с ним бутербродом.
Сюжет
На большой перемене ребята, как обычно, подкреплялись тем, что принесли с собой из дома. Но в этот раз Витя скромно стоял в сторонке, потому что потерял свой завтрак. Он прекрасно понимал, что до обеда ещё далеко и ему придётся затянуть поясок потуже. Настроение у мальчика было не самое радостное.
Витя поделился своей неприятностью с друзьями — Мишей и Колей. Миша поинтересовался, где он потерял свой завтрак, но Витя этого не знал. Тогда Коля, жуя вкусную белую булку, стал обвинять Витю в рассеянности, а Миша стал поучать, как правильно нужно носить с собой школьные завтраки – не в кармане, а в сумке. Тогда и не будет никаких неприятностей.
Витя и сам всё это прекрасно понимал. Он лишь надеялся на поддержку своих друзей, но так и не получил её. В этот момент к грустному Вите подошёл его одноклассник Володя, разломал пополам свой бутерброд с маслом и молча протянул ему половинку. Так Витя понял, что такое настоящая дружба.
План пересказа
Главная мысль
Настоящий друг – не тот, кто раздаёт советы, а тот, кто оказывает реальную помощь и никогда не бросает в беде.
Чему учит
Рассказ учит дружбе, взаимовыручке, сопереживанию. Учит быть настоящим, верным другом, а также различать, кто является другом, а кто – просто приятелем.
Отзыв
Рассказ совсем небольшой, и в нем описана самая обычная жизненная ситуация. Но даже здесь раскрывается истинный смысл дружбы – настоящий друг не тот, кто дает советы, а тот, кто помогает делом. Миша и Коля, узнав о проблеме своего друга, только поучали его, а сами даже не подумали поделиться с ним. И лишь Володя, ни слова не говоря, разделил с ним свой скромный завтрак.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Три товарища.
Пословицы
Что понравилось
Очень понравился поступок Володи. Он не осуждал Витю, не указывал на его ошибку, а просто отдал половину своего бутерброда, понимая, что в противном случае товарищ останется голодным.
Осеева «Три товарища» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Валентина Александровна Осеева — советский писательница, автор множества детских рассказов. Более 30 лет она работала воспитателем и педагогом в детских коммунах и приемниках, учила беспризорных детей. Именно поэтому ее рассказы понятны детям. Они рассказывают об их сверстниках, о животных, о добре и зле. Ярким примером ее творчества, является рассказ «Три товарища».
Краткое содержание для читательского дневника
Главные герои
1) Витя — школьник, который случайно потерял свой завтрак. Молчаливый и гордый, потому что никому не рассказал о своей беде.
2) Коля — товарищ Вити. Он по-доброму сочувствует Вите, дает советы как стоит носить завтрак, чтобы не потерять.
3) Володя — товарищ Вити. Добрый мальчик, который без лишних слов поделился с Витей половиной своего завтрака.
Главная мысль
В рассказе автор хотел показать, что дружить можно по-разному. Можно просто давать советы, а можно по-настоящему помогать товарищу в трудной ситуации. Нужно помогать другу делом, а не словом.
Чему учит?
Рассказ учит тому, что нужно помогать друзьям в трудной ситуации. Не надо бояться рассказать друзьям о своей беде, ведь настоящие друзья окажут поддержку, помогут делом и поделятся.
Пословицы
1) Друг познается в беде.
2) Без беды друга не узнаешь.
3) Друга иметь, себя не жалеть.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса.
Отзыв
Во время прочтения рассказа хочется пожалеть Витю, который потерял завтрак. И очень обидно было за него, когда Коля расспрашивал о его беде, но не поделился своим куском хлеба. И как же радостно было читать, что есть такие друзья как Володя. Друзья, которые не оставят в беде, а по-настоящему помогут.
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе В.Осеевой «Три товарища»
Главные герои рассказа Осеевой «Три товарища» — школьники Миша, Коля и Володя. Во время завтрака на большой перемене ребята обратили внимание, что их товарищ Витя ничего не ест. Тогда Коля поинтересовался у Вити, что же случилась. Выяснилось, что Витя потерял свой завтрак. Коля, который в это время ел кусок белого хлеба, сказал, что это плохо – потерять завтрак.
Другой товарищ Вити, которого звали Миша, стал выяснять, каким образом Витя мог потерять завтрак. Миша назидательно заметил, что завтрак надо носить в сумке, а не в кармане. И только третий товарищ Вити, по имени Володя, ничего не стал говорить, а просто разломил свой бутерброд с маслом пополам и поделился с товарищем.
Таково краткое содержание рассказа.
Главный смысл рассказа «Три товарища» состоит в том, что настоящий друг и товарищ не тот, кто поучает, а тот, кто помогает. Коля и Миша лишь посочувствовали Вите, но не предприняли никаких действий, чтобы помочь товарищу. Реальную помощь Вите оказал Володя, который поделился с ним своим завтраком, не говоря при этом ни слова.
В рассказе мне понравился Володя, который поступил, как настоящий товарищ. Он поделился с Витей едой и не стал при этом говорить ему нравоучительные слова.
Какие пословицы подходят к рассказу «Три товарища»?
Советчиков много, а помощников нет.
Назвался другом — помогай в беде.
Без беды друга не узнаешь.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Осеева Валентина рассказ «Три товарища»
Читательский дневник по рассказу «Три товарища» Валентины Осеевой
Автор: Валентина Александровна Осеева
Название: «Три товарища»
Главные герои: Володя, Витя, Коля, Миша.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Витя — рассеянный мальчик.
Потерял свой обед и чуть не остался голодным.
Миша и Коля — не поняли, что товарищу нужна помощь.
Володя — добрый мальчик и верный товарищ.
Краткое содержание рассказа «Три товарища»
Витя потерял свой завтрак.
Его товарищ Коля сказал, что это плохо.
Миша сделал вывод, что Витя неправильно нёс завтрак.
При этом мальчики продолжали есть свою еду.
И только Володя подошёл к Вите и поделился хлебом с маслом.
План рассказа:
Основная мысль произведения «Три товарища»
Главная мысль рассказа в том, что настоящий друг всегда поделит с тобой последнее.
Основная идея рассказа в том, что настоящий товарищ тот, кто поможет в трудную минуту.
Чему учит рассказ
Произведение учит поддерживать друзей, помогать товарищам.
Учит доброте и отзывчивости.
Краткий отзыв по рассказу «Три товарища» для читательского дневника:
Прочитав этот рассказ, я подумала, что из трёх товарищей, настоящим был только один.
Только Володя, не раздумывая о причинах случившегося, пришёл на помощь.
Это интересный и поучительный рассказ.
Автору удалось показать, что на словах все товарищи, а на деле только тот, кто помогает.
Мне понравился мальчик Володя своим бескорыстием и отзывчивостью.
Такому другу можно смело доверять, он не подведёт в трудную минуту.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, действительно ли мы являемся настоящими друзьями, товарищами, или просто об этом говорим.
Пословицы к произведению:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша.
Ещё читательские дневники по произведениям Валентины Осеевой:
Библиотека произведений автора пополняется.
Конспект урока по произведению В.Осеевой «Три товарища»
Цели урока:
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент
Мы будем учиться.
Не будем лениться.
Мы будем читать, размышлять,
О многом из книг узнавать.
У меня на доске записана пословица. Она сегодня на уроке будет служить нам девизом. Прочитаем её.
Давайте подумаем, о чем будет наш сегодняшний разговор? (о добре и добрых делах, поступках).
— Ребята, а какие поступки вы считаете добрыми? (Добрые это те, которые приносят пользу, помогают кому-то в сложной ситуации, приносят радость и счастье).
— А вы часто совершаете добрые поступки? (выслушиваем ответы детей).
Наш урок мы начнем с такого задания. Каждый ряд получает конверт. В нем лежат карточки со словами. Вам надо подумать, что их объединяет.
Задания для групп:
Дети:
— А как связаны между собой эти рассказы?
Дети. Эти рассказы написала Валентина Осеева.
Знакомство с произведением В.Осеевой «Три товарища»
— О чем пишет свои произведения Валентина Осеева? (о дружбе и добре)
— Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении «Три товарища»? (о трех товарищах).
— Ребята, а кто такие товарищи? (товарищ – это друг).
— Значит, речь пойдет о трех друзьях? (да).
— Что вам помогло предположить содержание рассказа? (Иллюстрация, заголовок.)
— Давайте же познакомимся с этим произведением и узнаем, верно ли наше предположение.
Первично чтение текста учителем
— Как вы думаете, ребята, а что произошло дальше?
(выслушиваем предположения детей – мальчики поделились завтраком, Витя нашёл свой завтрак)
Рассказ прочитывается до конца.
Беседа по первичному восприятию
— Оправдались ваши предположения?
Дети: Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей.
— Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?
— А сколько на самом деле оказалось товарищей у Вити?
— Почему автор назвал текст «Три товарища» (Заставляет нас задуматься над тем, каким должен быть настоящий друг.)
Вторичное чтение (чтение по частям + анализ отрывков текста)
— Ребята, сейчас мы прочитаем рассказ вместе! Сначала найдем в тексте, что произошло с Витей?
Дети: «Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.» Витя потерял свой завтрак.
— (ребенок читает и отвечает на вопрос):
Коля, сказал, что терять завтрак плохо и до обеда еще далеко, сам при этом ел.
— (ребенок читает и отвечает на вопрос):
Миша дал совет, как правильно нести завтрак, чтобы не потерять его.
— А как поступил Володя?
— (ребенок читает и отвечает на вопрос):
«А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
Володя поделился завтраком с Витей без лишних вопросов и советов.
Анализ героев, сюжета
— Как вы считаете, Коля и Миша поступили хорошо или плохо? (плохо).
— Почему? Ведь Витя же сам потерял свой завтрак, а Коля и Миша дали ему советы, как этого не допустить впредь? (Плохо, потому что на самом деле они не помогли Вите. Он так и остался голодным.)
— Нужны были Вите советы ребят или он сам все понял, как вы думаете? (Не нужны, он все понял, ведь мальчик не выпрашивал еду у других, а стоял в сторонке и ждал конца завтрака).
— А как поступил Володя? (Он не давал советов, а помог Вите, поделившись с ним едой)
— Каким был Володя? (добрым и щедрым, готовым прийти на помощь в трудную минуту, а не размышлять о том, как не надо делать)
— Почему? Другие ребята не были равнодушными, давали советы? Разве это плохо? (Витя хотел кушать и только Володя ему помог. Советами сыт не будешь).
— А как бы вы поступили в данной ситуации? (помогли бы товарищу, поделились бы, как Володя).
— Хорошо иметь таких друзей, которые не останутся равнодушными к вашей беде и всегда придут на помощь.
— Как по-вашему, кто такой настоящий друг? (Выслушиваем ответы детей, затем обобщенные ответы прочитываем на слайде презентации)
Рефлексия
Предлагаю всем составить синквейн по рассказу Валентины Осеевой.
Давайте вспомним, как его составлять.
Синквейн
Составим синквейн своего понимания слова «друг».
1 строка. 1 слово – заголовок. Слово-предмет. (Кто? Что?)
2 строка. 2 слова Слова-признаки. (Какой? Какая? Какое? Какие?)
3 строка. 3 слова Слова-действия. (Что делает? Что делают?)
4 строка. 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.
5 строка. 1 слово Вывод, итог. Слово-предмет. (Кто? Что?)
Друг.
Верный, надёжный.
Поможет, поддержит, подскажет.
Друг не бросит в беде одного.
Товарищ.
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Давайте вернемся к словам пословицы, которая была девизом нашего урока.
На ваш взгляд, какое слово в этой пословице будет наиболее важным? (добрые дела)
Мне очень хочется, чтобы вы были добрыми, отзывчивыми. Берегите своих близких и друзей. Совершайте ради них добрые поступки.
«Лесенка успеха»
Предлагаю каждому оценить свою работу на уроке.
Дети крепят на лесенке кружочки, в зависимости от того, как оценили свою работу.
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение по ролям рассказа В.Осеевой «Три товарища».