чему учит стихотворение тучи лермонтова

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» по плану

1. История создания

Стихотворение «Тучи» написано Лермонтовым в Петербурге в 1840-м году перед второй кавказской ссылкой.

Предчувствуя неизбежность разлуки, поэт задумчиво смотрит в окно гостиной и наблюдает за перемещением облаков над Летним садом. Образы низкого северного неба наводят его на печальные размышления.

В том же 1840-м году вышел единственный сборник стихотворений Лермонтова, напечатанный при его жизни. Стихотворение «Тучи» будет опубликовано в нём.

2. Литературное направление

Стихотворение «Тучи» — яркий пример романтической лирики.

3. Род

На то, что перед нами лирическое произведение, указывает манера изложения от первого лица, слиянность героя с миром природы, размышления о внутренних противоречиях и отчуждении от мира людей.

4. Жанр

Стихотворение «Тучи» — это элегия с присущими ей особенностями: философичностью, интонацией печали и сожаления, наличием скрытой жалобы.

5. Проблематика

В данном произведении Лермонтов затрагивает проблему оторванности человека от родины, родной для него среды.

6. Тематика

Здесь звучит тема одиночества, одна из основных в творчестве поэта.

7. Идея

Идея произведения в том, что его одиночество также естественно, как вечные странствия небесных туч, не имеющих родины на земле. Перемещения из одного города в другой – лишь вершина огромного айсберга, которым является глубинное одиночество Лермонтова. Поэт понимает, что у него нет родины в мире людей.

8. Пафос

В стихотворении слышится тоска человека, теряющего связь со всем, что ему дорого. Пытаясь отстраниться от конкретной жизненной ситуации, лирический герой выходит на уровень вселенской печали о человеческом одиночестве.

9. Система образов

Основной образ произведения – это тучи, проплывающие по лазурному небу.

Лермонтов ласково именует их «тучками», он жалеет их, любуется переливчатой игрой света, рисунком их очертаний. Поэт гадает о причинах их перемещений, относится к тучам, словно к живым собеседникам, способным понять его печаль.

Мало кто другой может разделить его чувства. Жить вдали от родных и близких, не имея опоры под ногами, могут только жители неба, а человек страдает, как бы высок душой он ни был.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения: сам поэт и тучи над его головой.

Так как монолог автора адресован им, можно сделать вывод, что для поэта они равноценны живым существам. Их объединяет слово «изгнанники». Тучи плывут к югу по воле стихии, а поэта влечёт туда воля монарха.

11. Лирический герой

Лирический герой так одинок, что обращается с горестными размышлениями не к людям, а к тучам – обитателям небосвода.

Используя приём отождествления, он сравнивает их судьбу со своей и делает собственный вывод: «Нет у вас родины – нет вам изгнания». Он видит преимущество туч в том, что они «вечно свободные». У него же, увы, нет подобной свободы.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения можно описать так. Герой обращается к небесным тучам с вопросом о том, почему они обречены на вечное странствие. Он сравнивает их судьбу со своей, ведь, подобно тучам, он вскоре последует с севера на юг, в чужие края.

Отвечая самому себе на поставленный вопрос, поэт делает вывод о том, что тучам «наскучили нивы бесплодные», «что им чужды» человеческие страдания. Тучи лишены чувства родины, свободны от всех привязанностей, а потому холодны и бесстрастны. Их не пугает изгнание.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

Мысль автора движется от завязки (1-я строфа) к развитию действия (2 строфа).

В третьей строфе звучит кульминация («Нет, им наскучили нивы бесплодные…») и развязка, выраженная в трёх последних строках.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения изобилует образными определениями. Тучи опоэтизированы и выделены цветом: они мчатся «степью лазурною, цепью жемчужною».

Синтаксис произведения характеризуют ряды однородных членов, вопросно-ответные конструкции. Они передают напряжённость авторского монолога, которому так и не удалось стать диалогом.

Обращает на себя внимание особая интонация, напоминающая заунывное пение, плач. Поэт словно прощается с лучшей порой жизни, друзьями и близкими, окончательно признавая, что его судьба складывается особым, не совсем человеческим, образом.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано дактилем, соответственно используется дактилическая рифма (когда ударение падает на третий от конца слог).

Этот ритм соответствует интонации причитания, ассоциируется с древними традициями похоронного обряда. В каком-то смысле Лермонтов хоронит надежды юности, отправляясь в очередную ссылку.

Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Текст разбит на 3 строфы, которые представляют собой классические катрены.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении встречаются эпитеты: «цепью жемчужною», «с милого севера», «нивы бесплодные», «вечно холодные», «вечно свободные».

Метафора «лазурная степь», за которой скрывается образ неба, переносит читателя в плоскость человеческих отношений. Тучи скитаются по небу, а самому поэту предстоит дорога на юг, через бескрайние русские степи.
Себя поэт сравнивает с тучами. Это сравнение построено на мотиве изгнанничества.

Олицетворение «мчитесь вы» подчёркивает особое восприятие поэтом явлений природы. Также поэт персонифицирует человеческие чувства и пороки (зависть, злобу, клевету), которые могут гнать тучи прочь с привычного им места.

На смену олицетворения приходит овеществление: «Чужды вам страсти и чужды страдания». В конце Лермонтов вспоминает, что тучи – не живые. У них нет родины, значит, изгнание для них не существует.

На этом контрасте отчётливее становится трагедия героя, живого, чуткого, привязанного к милым сердцу местам.

С помощью аллитераций («чк», «нб», «ст») поэт передаёт неровное дыхание, будто спотыкающийся ход своих мыслей. В этих сочетаниях звуков слышится неестественность, передающая абсурдность всего, происходящего с героем. Это впечатление усиливают ассонансы («и», «э», «у»), звучащие, словно жалоба.

17. Значение произведения

Стихотворение «Тучи» — шедевр «позднего» периода лермонтовской лирики. В нём мысль о человеческом одиночестве доведена до абсолюта. Страшнее всего не быть изгнанным, а не иметь родины вообще.

18. Актуальность

Произведение Лермонтова не потеряло актуальности. В трудные минуты жизни человеку необходима поддержка. Оставаясь в одиночестве, он чувствует себя покинутым, чуждым всему земному.

У одиночества несколько уровней глубины. Лермонтов касается самого сокровенного из них, и об этом одиночестве, данном нам от рождения, люди будут помнить столько же, сколько существует мир.

19. Моё отношение

Стихотворение «Тучи» наводит на грустные размышления. Мне жаль молодого поэта, рано оставшегося без родителей, а затем вынужденного скитаться из края в край. Он, как никто, чувствовал одиночество и воспел его в своих стихах. Не хотелось бы испытать подобные чувства.

20. Чему учит

Лермонтов учит нас быть внимательнее и добрее друг к другу. Чтобы избавиться от тоски, нужно окружать заботой своих близких. Если думать только о своём страдании, рядом никого не останется.

Источник

Стихотворение и анализ «Тучи»

Анализ

История создания

М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Тучи» в день отъезда во вторую кавказскую ссылку (12 апреля 1840 г.). Прощальный вечер проходил в доме Карамзиных, где собрались близкие друзья поэта. По воспоминаниям В. А. Соллогуба, Лермонтов наблюдал через окно за пробегавшими по небу тучами и в порыве вдохновения создал новое произведение. При чтении перед собравшимися поэт прослезился.

чему учит стихотворение тучи лермонтова. Смотреть фото чему учит стихотворение тучи лермонтова. Смотреть картинку чему учит стихотворение тучи лермонтова. Картинка про чему учит стихотворение тучи лермонтова. Фото чему учит стихотворение тучи лермонтова

А. Саврасов. Перед грозой. 1850

Жанр произведения

Главная тема стихотворения — невозможность достижения свободы

Лермонтов тяжело переживал свою повторную отправку на Кавказ в виде наказания за дуэль. Точные обстоятельства его ссоры с Эрнестом де Барантом до сих пор не выяснены. По одной из версий, французский посол считал, что в стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов оскорбил всю французскую нацию. Это и стало главной причиной дуэли.

В ходе официального расследования было сделано заключение, что поэт «вышел на дуэль… из желания поддержать честь русского офицера». Это должно было служить смягчающим обстоятельством, но по личному указанию Николая I приговор был очень суров: лишение гвардейского звания и перевод в действующую армию. Возмущение Лермонтова ярко проявилось в стихотворении «Тучи».

Автор сравнивает с себя с тучами — «вечными странниками». Этот образ очень близок его собственному положению. Поэт вместе с тучами вынужден сменить «милый север» (Петербург) на «сторону южную» (Кавказ).

В то же время между небесными «изгнанниками» и автором есть существенная разница. Причины бегства могут быть различны: «злоба открытая», «зависть тайная», «клевета ядовитая». Все это сыграло роковую роль в судьбе Лермонтова. Однако «тучки небесные» ничто не связывает с человеческими отношениями. Им просто «наскучили нивы бесплодные».

Лермонтов устал в одиночку противостоять равнодушному высшему обществу. Его сопротивление все равно обречено на поражение. Горячо любящий Россию поэт поставлен в такое положение, что начинает завидовать «вечно свободным» тучам, для которых нет разницы между родиной и изгнанием.

Из стихотворения напрашивается неутешительный вывод: достижение свободы в царской России невозможно. Только отрекшись от всего самого дорогого и близкого сердцу, убив в душе все «страсти» и «страдания», можно сбросить рабские цепи.

Размер и композиция

Стихотворение состоит из трех строф, в которых описаны: сравнение «тучек» с судьбой автора, их отличия, неосуществимые мечты о вечной свободе. Размер произведения — четырехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.

Выразительные средства

Лермонтов использует яркие эпитеты в описании движения туч («небесные»,»лазурною», «жемчужною»), противопоставляя им опостылевшую земную жизнь («клевета ядовитая», «нивы бесплодные»). Тучи выступают одушевленными существами благодаря сравнениям («странники», «изгнанники») и олицетворениям («кто же вас гонит», «вам наскучили», «чужды вам»).

Вторая строфа целиком состоит из риторических вопросов. Эмоциональность произведения усиливается в финале за счет лексических повторов («чужды», «вечно», «нет у вас», «нет вам»).

Основная идея произведения

Разочарованный поэт приходит к мысли, что деспотизм царской власти и покорное ему общество превращают честных и справедливых людей в «тучки», которые под давлением вынуждены отрекаться от родины.

Краткое содержание

Тучи в этом произведении называют вечными странниками, все время путешествующими по небу. Они торопятся друг за другом в сторону юга. Та же судьба предопределена и для лирического героя.

Он спрашивает себя, что стало причиной такого бегства туч по небу. Возможно, это воля судьбы. Или тучи побудили к побегу злоба и зависть. Появились у лирического героя сомнения в возможности того, что тучи отправились в путешествие по причине совершенного преступления. Но вполне возможно, их побудили к бегству наветы друзей, ранее помогавших во время жизненных трудностей.

Герой самостоятельно нашел ответ на свой вопрос. Оказалось, что тучам стало скучно на бесплодных нивах. Может быть, причиной стало еще что-то, потому что автор поставил многоточие, оставив недоговоренность. Тучи очень холодные. По этой причине они не испытывают страданий и страсти. Они обладают вечной свободой. Возможно, что по этой причине они никогда не будут иметь приюта в чужом краю и собственной родины.

Источник

«Тучи» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – средства выразительности, история создания, лирический герой, тема

С лирикой М. Ю. Лермонтова дети знакомятся ещё в младших классах, на уроках литературы в 6 классе изучается стихотворение “Тучи”. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Тучи” по плану и почерпнуть много полезной информации для более глубокого понимания произведения.

чему учит стихотворение тучи лермонтова. Смотреть фото чему учит стихотворение тучи лермонтова. Смотреть картинку чему учит стихотворение тучи лермонтова. Картинка про чему учит стихотворение тучи лермонтова. Фото чему учит стихотворение тучи лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.

История создания – написано в апреле 1840 года в день отъезда на Кавказ (вторая ссылка).

Тема – одиночество и изгнание.

Композиция – три строфы в форме обращения лирического персонажа к природе.

Жанр – стихотворение, философская лирика.

Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль с перекрёстной рифмовкой.

Эпитеты“лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”.

Олицетворение – “вечные странники”.

Сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.

Риторические вопросы – Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)

Антитеза“с милого севера – в сторону южную”

История создания

Стихотворение написано в апреле 1840 году, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ, перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.

Тема одиночества и изгнания, которая достаточна характерна для лирики Лермонтова. “Лишние люди” у поэта, будто тучи, вынужденные проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности. Грустное, глубокое стихотворение насыщено живыми образными определениями: “вечные странники, лазурная степь, жемчужная цепь, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета”.

Разместив это стихотворение в конце своего сборника, поэт ставит точку в своей борьбе с непониманием и отчуждением.

Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север”, обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.

Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Идея – полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его, он страдает от отсутствия смысла в жизни.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху. В первом четверостишие лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, которые – попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь.

Последняя строфа начинается восклицательным отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. Он завидует свободе туч, их независимости и тому, что человеку не дано жить такой жизнью. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.

Лирическое стихотворение (есть черты элегии). Относится к философской лирике, на что указывает скрытый смысл и размышления лирического героя о смысле жизни. Написано четырёхстопным дактилем с перекрёстной рифмовкой. Очень органичное, цельное, зрелое произведение, одно из лучший в творчестве поэта.

Средства выразительности

В стихотворении много ярких живых образов и выражений за счёт использования автором эпитетов: “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”. Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное.

Вторая строфа состоит из риторических вопросов, что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт своё отношение и опыт в “темных вопросах” человеческого отношения. В стихотворении есть открытое сравнение: лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы будто как я же, изгнанники”). Антитеза “с милого севера – в сторону южную” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам.

Источник

Лермонтов — «Тучи»

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения

чему учит стихотворение тучи лермонтова. Смотреть фото чему учит стихотворение тучи лермонтова. Смотреть картинку чему учит стихотворение тучи лермонтова. Картинка про чему учит стихотворение тучи лермонтова. Фото чему учит стихотворение тучи лермонтоваСтихотворение «Тучи» Михаил Лермонтов написал в 1841 году, во время его пребывания в Петербурге. А если быть точнее, то стихотворение было написано в вечер, когда Лермонтов приехал к Карамзиным, чтобы проститься с друзьями. И пока его товарищи рассуждали о засилье цензуры, о невозможности жить в этом обществе порядочным и уважающим себя людям. Пока они говорили о несправедливости крепостничества, Михаил Юрьевич, стоя у окна и отрешившись от своих товарищей, сочинял, глядя в затянутое тучами небо. Так родилось стихотворение «Тучи».

Композиция и построение стиха

Стихотворение «Тучи» состоит из 3-х строф по 4 стиха в каждой строфе. Оно написано в жанре послания, в котором автор обращается к тучам. Композиционно, это поэтическое произведение состоит из двух частей. В первой части из двух строф. Поэт задает вопрос, а во второй части, точнее, в последней строфе он отвечает сам себе.
В этом произведении звучит аналогия, в которой поэт сравнивает себя, с тучами. В его вопросе из второй строфы звучит его понимание того, что он стал жертвой чужой интриги.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Тучи свободны. Но он, поэт, вынужден покидать дорогих ему людей и отправляться снова на Кавказ, чтобы укрощать народы, живущие своей вольной жизнью, выполнять чужие приказы. В отличие от туч, он не свободен.
Стихотворение написано дактилем, трехсложным стихотворным размером, в котором ударение падает на первый слог. И потому рифмы получаются безударные, женские. Рифмовка перекрестная.

Тема и идея стихотворения

В стихотворении поэт показывает природное явление: тучи, плывущие по небу. Возможно, в эту ночь будет гроза или дождь. Гонимые ветром, тучи плывут по небу. Описание природного явления и служит темой стихотворения. Но, как часто бывает в поэтических произведениях Лермонтова, от природных явлений, от описаний картин природы, Михаил Юрьевич проводит ассоциации и аналогии с существованием людей. Главная мысль этого произведения, или его идея заключается в свободе туч, и несвободе людей, связанных правилами, условностями, отношениями с другими людьми.
В последней строфе звучит какая-то горечь. Тучи-то свободны, но они безжизненны, им все безразлично: «Чужды вам страсти и чужды страдания». Тучам не о чем сожалеть в отличие от нас, от людей.

Средства художественной выразительности

В стихотворении, описывающем природные явления, непременно присутствуют средства художественной выразительности:

В произведении встречаются следующие фигуры речи: антитезы: тайная – открытая, с милого севера – в сторону южную. Часто повторяются некоторые слова:

Это стихотворение в некоторой степени автобиографично. Достаточно вспомнить, при каких обстоятельствах оно было написано, чтобы понять, его настроение и мотивы. Поэт мечтает выйти в отставку, а его отправляют в ссылку из-за какой-то глупой ссоры, и дуэли с несчастным французом. И ведь не он, Лермонтов, был инициатором ссоры и дуэли с сыном французского посла. А вот как выходит. Отвечать приходится ему, русскому дворянину Лермонтову. Снова ехать на Кавказ, подставлять голову под пули, укрощать непокорных горцев. Как это все несправедливо. А этот холеный французишко будет продолжать кружить головы французским барышням. И все только из-за того, что он сын посла. А вот тучам, плывущим за окном ни до чего нет дела. Плывут себе туда, куда гонит их ветер.

Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

По просьбе присутствующих на встрече друзей, Михаил Юрьевич прочитал им стихотворение. А наутро покинул Санкт-Петербург.

Источник

Лермонтов «Тучи» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.

Михаил Юрьевич Лермонтов – известный русский писатель, поэт, драматург, художник. Написал более 400 стихотворений, около 30 поэм, множество произведений в прозе. Как художник рисовал акварели и рисунки, в том числе пейзажи, портреты, карикатуры.

Одним из произведений, написанных автором, является стихотворение «Тучи», написанное в 1840 году.

Краткое содержание

Читайте по теме:

Главные герои

1) Автор – от его имени написано произведение, отправляется в изгнание, смотрит на тучи, сравнивает их полет со своим изгнанием

2) Тучи – мчатся по небу, свободные, холодные, летят на юг.

Главная мысль

Тучи свободны и вольны лететь куда хотят, в отличие от людей, которых могут отправить в изгнание.

Чему учит?

Стихотворение учит любить природу, ценить свободу, анализировать.

Пословицы

1) Не в богатстве счастье, а в свободе.

2) Соя воля всего дороже.

3) Хорошо птичке в золотой клетке, а того лучше на зеленой ветке.

Отзыв

«Тучи» интересное и философское стихотворение. Оно написано перед тем, как автора отправили в ссылку на Кавказ за дуэль. Автор олицетворяет свой путь и путь туч, считая и себя и тучи изгнанниками. Он задумывается о своей жизни, спрашивая, что стало причиной ссылки. В итоге он делает вывод, что тучи свободны в отличие от него. Красивое, печальное стихотворение с множеством красивых олицетворений.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 3 класса, 6 класса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *