чему учит стих птичья школа заходер
Анализ стихотворения «Птичья школа» Бориса Заходера
Произведение «Птичья школа» Бориса Владимировича Заходера – веселая фантазия на тему учебы в начальной школе.
Стихотворение создано не позднее 1970 года. Автору его в этот момент за пятьдесят, он довольно давно пишет для детей, имеет солидный багаж изданных книг. Занимается также переводами, несколько его стихотворений стали мультфильмами. В жанровом отношении – страница из жизни птичьей страны. Структура стихотворения неоднородна. Придуманный поэтом мир имеет вполне реалистичные черты. Скажем, начинается стихотворение с прозаического объявления о наборе учеников в классы. Другое дело, что занятия здесь – аж с 5 утра (ранние пташки!), да еще и без каникул. И, несмотря на такие условия, от желающих нет отбоя. Во второй строфе перечислительная градация с уменьшительными суффиксами: воробушки, щеглята. Третья строфа – новая амплификация, построенная на динамичных глаголах: щебечут, галдят, дерутся. Здесь уже прямая аналогия с ребятишками. «Влетел учитель в класс»: пример игры слов, живо опознаваемой детьми. Уместен и прямой, и иносказательный смысл, строка опять относится как к людям, так и к птицам. «Смирнее голубей»: забавное сравнение птиц с птицами же. «Старый Воробей»: обыгрывание идиомы «стреляный воробей». После чистописания, столь необходимого, должно быть, воронятам, начинается следующее занятие. Остроумно подаются правила собственно русского языка, где слово не всегда пишется так, как слышится. На уроке литературы Чижа вызывают читать наизусть поэму «Чижик-Пыжик». Действительно, лучший кандидат для ее декламации. Впрочем, это вовсе не поэма, да и Чиж запамятовал слова. Нерадивого ученика спас звонок с урока. «Заморит червячка»: вновь поговорка прямиком из устного народного творчества. Здесь она обретает свой прямой смысл, ведь черви в самом деле часть птичьего рациона. Заключительное занятие, естественно, пение. Есть и доска почета на той же «старой липе», и даже классный журнал с оценками. «Молодцы!»: завершает поэт свое произведение. Пока все, даже желторотые, учатся на одни пятерки. «Летите по домам, птенцы!» — обращение опять адресовано детям. Эпитеты простые, их немного: большою, любимых. Есть звукоподражание. Инверсия: проставлены отметки.
«Птичья школа» — хрестоматийный пример детской поэзии Б. Заходера, построенной на смысловой игре.
Птичья школа
На старой липе во дворе
Большое оживление.
Повесил кто-то на заре
Такое объявление:
«Открыта школа для птенцов!
Занятия — с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем предметам!»
И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи,
Стрижи,
Щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и скворцы.
Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся…
Что сделаешь —
Птенцы!
Но вот влетел учитель в класс,
И суматоха улеглась.
Сидит смирнее голубей
На ветках молодежь.
Учитель — Старый Воробей,
Его не проведешь!
Он справедлив, но очень строг.
— Итак, друзья, начнем урок!
У нас
По расписанию
Сейчас
Чистописание. —
Воробушки и галочки
Сидят, выводят палочки…—
Второй урок — родной язык.
Запомним: пишется «чирик»,
А произносится «чивик»
Или «чилик», кто как привык!
Теперь займемся чтением
Любимых детских книжек.
Читаем с выражением
Поэму «Чижик-Пыжик».
К доске пойдет, допустим, Чиж…
Ну, что же ты, дружок, молчишь?
— «Чижик-Пыжик! Где ты был?»
А как дальше, я забыл…
Но тут звонок раздался.
— Попрыгайте пока.
А кто проголодался,
Заморит червячка! —
Теперь естествознание.
Запишем два задания:
«Где собирают крошки»
И «Как спастись от кошки».
Отлично! В заключение
Сегодня будет пение.
Все, даже желторотые,
Поют с большой охотою.
Вот самый лучший ученик
Отдельно на картинке:
Он спел три раза «чик-чирик»
Почти что без запинки!
А вот на этой ветке
Проставлены отметки.
У всех пятерки.
Молодцы!
Летите по домам, птенцы!
Заходер Птичья школа: краткое содержание, главная мысль, кто главные герои?
Небольшое стихотворение Бориса Заходера знакомит ребят с птичьей школой. Оказывается, птичья школа работает даже летом. Птенцы учатся чистописанию, учатся читать вслух стихи, пению, в школе они узнают как нужно себя вести, чтобы не попасть в лапы к кошке. Обучение проходит весело, беззаботно и шумно. В школе есть даже переменки.
Когда занятия в школе заканчиваются, птенчики разлетаются по своим домам.
Борис Заходер родился 9 сентября 1918 года в молдавском городе Кагул, в семье юриста, с малых лет его сердце занимала биология и литература, но несмотря на учебу на биологических факультетах Московского и Казанского университетов, литература победила, и в 20 лет он поступил в Литературный институт им. А.М.Горького.
Широкому читателю Борис Заходер известен своими переводами и пересказами зарубежных детских произведений, это
Но кроме них он не забывал и любимую биологию, животный мир был у него очеловечен:
В печатном издании рассказ «О чём Индюк думал» мне не повстречался, но в он есть в электронном виде на сайте Литературного клуба.
Где-то слышала или читала, что российский Винни Пух из мультика получился более самостоятельный, самобытный, энергичный, деятельный. Он сам планирует свои действия, сам, как может, размышляет и познает мир, сам выстраивает отношения с другими игрушками. Может быть поэтому убрали Кристофера? К стати, многим англичанам нравится именно наш Винни Пух.
Заходер стихи для детей писал так, что прочитав или услышав их один раз, сразу хочется познакомиться со всем его творчеством. Стихи Бориса Заходера одновременно смешные и грустные, иногда просто задорные, но чаще с глубоким смыслом, в басенном жанре. Их нравится читать и детям и взрослым, ведь ему удавалось иногда всего в две-три строки вложить столько тонкого юмора и житейской мудрости, что, не только ребята, но и их родители запоминают наизусть. Детские стихи написаны таким понятным языком, что кажется, будто он смотрел на окружающий мир детскими глазами и всё-всё понимал.Стихи и сказки учат добру, развивают чувство юмора. Все его творчество пропитано весельем и вызывает лишь позитивные эмоции и смех.
Конспект внеурочного занятия «Птичья школа»
Конспект урока по внеклассному чтению 2 класс
Тема: Б.Заходер «Птичья школа»
Цель: познакомить детей с творчеством Б.Заходера
1) учить детей строить доказательные ответы на поставленные вопросы.
2) формировать умения правильно называть книги, определять структуру книги, умения составлять рассказ о книге;
3) воспитывать у детей экологическую культуру.
— Перед вами выставка книг. Назовите книги, представленные на выставке.
— …правильно назвала книгу?
— Что значит назвать книгу? (автор, заглавие)
Учитель вешает карточку: название книги=автор+заглавие.
— Посмотрите, нет ли лишней книги?
— Почему это лишняя книга? (автор другой)
— О чем сегодня будем говорить на уроке? (о творчестве Б. Заходера)
На доске перевернутые карточки с именем автора и названием произведения, портрет.
— Мы познакомимся с произведениями известного детского писателя Бориса Владимировича Заходера.
(сообщение ученика)
Биография автора
Школьные годы Б.Заходера (1918-2000) провел в Москве. Отличался неугомонным озорным характером. Б.Заходер писал про всех на свете: про зверей, про птиц, про насекомых… А еще он был замечательным переводчиком. Не читали произведения «Малыш и Карлсон», «Винни-Пух и все-все-все», «Приключения Алисы в стране чудес»…? Эти произведения Б.Заходер перевел с иностранных языков.
— Посмотрите еще раз на книги и скажите, на какие группы их можно разделить? (книги-произведения, книги-сборники)
— Назовите книги-произведения.( «Гимнастика для головастика»)
— Как вы узнали? (по заглавному листу, по обложке)
— Что можно узнать по обложке? (автора, заглавие)
— Что еще есть на обложке? (иллюстрация)
— Что можно узнать по иллюстрации? (о чем книга)
— Как вы думаете, как называется заглавный лист? (титульный)
— Что можно узнать по титульному листу? (автора, заглавие, жанр, художника, издательство, год издательства)
— Мы выяснили, что это книга-произведение. Жанр – сказка.
— У нас есть еще книги-произведения? (нет, остальные сборники)
— Докажите. (возьмем книгу Б.Заходера «Звонкий день»)
— Почему это сборник? (есть содержание, и в нем несколько произведений, а на титульном листе – жанр – стихи)
— Какую особенность в книгах вы увидели? Что может еще находится на титульном листе? (фото автора)
Что еще? Переверни на 2 стр. (обращение к читателям)
— Еще на титульном листе может быть аннотация. (зачитываем) Аннотация – это краткий рассказ о книге.
— Хорошо. Из предложенных на выставке произведений мы будем читать с вами произведение «Птичья школа». Это произведение есть у вас в учебниках. Откройте учебники на странице…. Я буду читать, а вы внимательно слушайте. (учитель читает)
— К какому жанру относится произведение? (это стихотворение)
— Какое настроение вызвало оно у вас?
— Что смешного запомнилось?
— Какие картины вы представили?
IV.Чтение произведения учащимися.
— Перечитайте стихотворение про себя. Подумайте, похоже ли оно на сказку? Если похоже, то чем? (похоже. Птицы учатся в школе, разговаривают…)
V. Анализ содержания.
— В какое время года открылась школа для птенцов? (летом)
— Кто учится в птичьей школе? Зачитайте. (Воробушки, галчата, чижи, стрижи, щеглята, сороки, воронята, синицы и скворцы.)
— Кто учитель в школе? Зачитайте.
— Какой он? (справедливый, строгий)
— Почему Старый Воробей пишется с большой буквы? (имя)
— Как вы понимаете слово «суматоха»? (суета, возня)
— Какие уроки в птичьей школе? (чистописание, родной язык, чтение, естествознание, пение)
— Чем занимаются на уроке чистописания? Зачитайте.
— Чем занимаются на родном языке? Зачитайте. Какие слова учитель просит запомнить? («чирик», «чивик», «чилик»)
— Какую поэму читают на уроке чтения? Зачитайте.
— Что предложил учитель на перемене? Зачитайте.
— Как вы понимаете выражение «заморить червячка»? Когда употребляется это выражение? (когда хотят есть)
— Как автор относится к птенцам? (с лаской,…) Найдите и зачитайте слова, которые подтверждают это.
— Почему автор называет птенцов желторотыми? (потому что у птенцов клювики желтые)
— Как он пишет о птенцах? (ласково, с добротой)
— Рассмотрим иллюстрации. Прочитайте слова, которые к ним подходят.
— Почему автор создал это произведение?
— Чему учит произведение? (надо много учиться, чтобы стать человеком. Под птицами он подразумевает детей (людей))
— Откройте рабочие тетради на с.78. Выполните упр.1,2.Прочитайте задание. Что надо сделать?
— С творчеством какого автора мы сегодня познакомились на уроке? (Б.Заходера)
— Что вы запомнили из его биографии?
— О чем писал Б.Заходер?
— Какое произведение мы читали?
-Чем вам понравилось произведение?
— Чему учит стихотворение?
— Выразительное чтение стихотворения, читать другие произведения автора.
На доске плакат с произведениями Б.Заходера.
— Урок окончен. Спасибо за работу. До свидания.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Урок литературного чтения на тему Б. Заходер «Птичья школа»
Тема: Борис Заходер «Птичья школа»
Цель: учить работать с информацией в стихотворной форме и формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;
воспитание интереса к чтению и книге;
понимание заглавия произведения;
адекватное соотношение заглавия с содержанием текста;
определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка, жанр, авторское произведение, структура (композиция);
характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение) данного текста.
развитие познавательных интересов, учебных мотивов (смыслообразование);
формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия (самоопределение);
развитие этических чувств (нравственно-этическая ориентация);
овладение речевой и коммуникативной культурой (особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению; использование норм речевого этикета в условиях учебного общения);
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
выделение и формулирование познавательной цели;
поиск необходимой информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
учебник «Литературное чтение» 2 класс (2-ая часть) Л.А.Ефросининой, Вентана-Граф
Ученики называют школьные слова
Ученики называют свои ассоциации.
Ученики высказывают своё видение школы.
Ученики говорят свои варианты.
3. Формулирование темы и цели урока
(НА ДОСКЕ карточки) Б.Заходер «Косточка»
В.Осеева «Птичья школа»
Л.Толстой «Три товарища»
Ученики читают предложенные записи.
Один ученик у доски выполняет задание, остальные следят за правильностью выполнения и реагируют: хлопают в ладоши, соглашаясь с выполнением – поощряют товарища.
Учитель открывает на доске: ТЕМА – Б.Заходер «Птичья школа».
(открывается доска, НА ДОСКЕ – портрет Заходера и даты жизни: 1918 – 2000гг.)
Чтение текста учителем в учебнике Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 2 класс» (2 часть) на с.133 – 135.
Учитель: — Откройте учебник на с.135 прочитайте задание 1.
Ученики читают и выполняют задание.
Один ученик выразительно читает первую часть.
Ученики перечитывают и делают приседания, называя виды птиц.
Ученики зачитывают нужный отрывок.
Ученики перечитывают названия уроков.
Ученики зачитывают отрывки про каждый урок.
Ученики читают и находят слово «желторотые»и объясняют его смысл..
Ученики готовят сценки, а затем их разыгрывают.
Ученики читают и находят отрывки к иллюстрациям.
Ученики работают в 4-ках: три группы находят общее, а три – отличия птичьей школы от человечьей, нужное фиксируют на листах. Затем отчитываются группы, перечисляя по очереди, по одному общему признаку, а затем по одному отличию, отмечая в своих коллективных записях названное товарищами и дополняя других.
Ученики высказывают свою точку зрения.
Ученики предлагают: изобразительное искусство – рисунки при помощи отпечатков лапок;
птицеведение – различение видов птиц – друзей и врагов; математика – сколько раз родители летают за кормом для своих птенцов, сколько надо самим съедать в день, сколько нужно пролететь осенью до тёплых стран.
Ученики называют вид птицы – личную ассоциацию (соловей, утка, коршун).
Ученики анализируют и высказывают своё мнение о результате своей работы на уроке.