чему учит сказка васюткино озеро
«Васюткино озеро» главная мысль. Чему учит?
«Васюткино озеро» главная мысль и чему учит рассказ Астафьева Вы узнаете в этой статье.
«Васюткино озеро» главная мысль
Главная мысль — уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки)
Чему учит рассказ «Васюткино озеро»Астафьева? Это произведение вызывает желание изучать и беречь живую природу своего края
О чем рассказ «Васюткино озеро»?
Сибирь. Поздняя осень. 13-летний мальчик Васютка отправился в тайгу за кедровыми орехами и заблудился. Тайга не шутка, конечно, взрослому и то страшно, а тут ребенок.
Не растерявшись, Васютка стал вспоминать всё, что хоть когда-то слышал от рыбаков о том, какие приметы могут помочь ему выйти из глухой тайги, он проявил недюжинную мудрость и мужество, он продержался в тайге долгих пять дней, добывая себе пищу, охотясь, не падал духом.
На пятый день он вышел к неизвестному озеру, где было очень много рыбы, и по его течению вышел к Енисею, где его и нашли друзья отца. Озеро, которое нашел мальчик, назвали в его честь – Васюткиным озером.
В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. Все время, которое он провел в лесу, мальчик помнил слова отца и дедушки: «Тайга наша, кормилица, хлипких не любит!» Поэтому как ни страшно было Васютке, каким безвыходным ни казалось его положение, он держал себя в руках, не раскисал, не падал духом. Смекалка и наблюдательность помогли Васютке найти верный путь домой и рассказать о необыкновенном озере с белой рыбой. За эту находку мальчику были благодарны взрослые рыбаки. Обнаруженное озеро — достойная награда мальчику за смелость и выдержку, проявленную им в незабываемые дни, которые он проведел один на один с тайгой
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
14.11.2018
Астафьев В. «Васюткино озеро»
Астафьев В., рассказ «Васюткино озеро»
Жанр: рассказ о детях
Главные герои рассказа «Васюткино озеро» и их характеристика
Чему учит рассказ «Васюткино озеро»
Рассказ учит смелости, находчивости, оптимизму. Учит быть предусмотрительным и запасаться впрок, идя в тайгу или другое место. Учит уметь применять знания на практике. Учит не впадать в отчаяние и верить в лучшее. Учит быть самостоятельным. Учит не баловаться в лесу и не отходить от тропинки.
Отзыв на рассказ «Васюткино озеро»
Мне очень понравился этот рассказ и особенно понравился мальчик Васютка. Он остался один в тайге, не знал дороги домой, но он не растерялся и не пропал. Он выбрал верное решение и старался выжить любой ценой. И ему улыбнулась удача. Он не только нашел дорогу домой, но помог рыбакам найти богатое рыбой озеро. Конечно Васютка поступил опрометчиво, погнавшись за глухарем, но дальше он вел себя образцово, хотя ему было и страшно, и грустно.
Пословицы к рассказу «Васюткино озеро»
На бога надейся, а сам не плошай.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Тайга что море, кто ее не знает, тому горе.
Кто идет вперед, того страх не берет.
Упорства хватит, и сквозь землю пройдешь.
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро»
Астафьев «Васюткино озеро»: чему учит рассказ?
Мальчик выходил к воде, можно сказать, дважды. Первый раз непосредственно к озеру, а затем уже к реке. И оба раза были для него приятной неожиданностью.
Перечислим признаки, которые указывали Васютке, что он выходит к озеру (но он сначала думал, что это уже Енисей):
1). Мальчик шел по мху, который рос в тени хвойных деревьев, и вдруг ему стала попадаться сначала редкая трава, а потом ее стало больше.
2). Затем хвойник сменился лиственными деревьями и кустарниками.
3). И вот его ноги попали в болото.
Мальчик так обрадовался, что побежал навстречу воде, но тут его ждало небольшое разочарование: это был не Енисей, а озеро.
После мальчик нашел и выход к реке, так как определил, что это озеро с проточной водой.
1). В озере много белой рыбы, а она речная.
2). Утку, убитую им, отнесло.
3). Далее он увидел бороздку лиственного леса.
4). Показались берега реки.
Но ему хватило мужества перестать паниковать и начать думать. Применяя все свои знания, временами ругая себя за то, что был слишком невнимательным к поучениям старших, он смог выйти к Енисею, где его и подобрал рыбацкий баркас.
Мальчик Васютка из рассказа Астафьева «Васюткино озеро» хорошо знал тайгу и ходил по ней используя зарубки на деревьях. В тот злополучный день он отправился в лес за шишками и успешно обобрал два дерева. А потом ему повстречался глухарь и охотничий азарт взял верх над обычной осторожностью мальчика.
Преследуя глухаря Васютка не заметил как заблудился, потерял зарубки и не смог выйти к дому.
Ему пришлось брести по тайге и ночевать в ней.
Он благополучно преодолел путь до берега реки и попутно нашел свое озеро.
Помогли выжить Васютке те знания, которые он получил от родителей, храбрость, смекалка и надежда.
Васютка проводил летние каникулы в рыболовецкой бригаде с родителями, он ходил в тайгу за кедровым орехом и заблудился. Он был наблюдательным мальчиком, знал законы тайги. Когда он проплутал в тайге несколько дней, вышел к озеру, подбил утку и заметил, что ее отнесло в другое место, ветра не было, значит вода в озере текла, оно было проточное. Потом он увидел белую рыбу в озере. Именно все это помогло ему найти дорогу к Енисею.
В рассказе «Васюткино озеро» мать говорит о старинных таежных законах, когда Васютка за кедровыми шишками в лес засобирался:
Именно эти правила/законы, переданные в рассказе словами матери, не следует нарушать. Васютка убедился в правоте таежных правил, когда заблудился. Он нарушил закон «зарубок», увлекшись погоней за глухарем. Почувствовал вкусноту солёной еды, посетовав, что соли нужно было коробочек насыпать, ценность хлеба, без которого и дичь с шишками становятся пресными (и ведь спорил с мамой, говоря, что всегда хлебушек обратно приносит), ну а спички, чтобы костер разогреть, да обогреться и еды себе приготовить не раз выручили его в этом таёжном приключении.
Анализ «Васюткино озеро»
сочинение по литературе 5 класса
История создания
С автобиографическим рассказом В. П. Астафьева «Васюткино озеро» связана интересная история. Когда будущий писатель учился в пятом классе, он однажды заблудился в тайге. Проблуждав один несколько дней, мальчик сумел выйти к людям. В самом начале учебного года учитель русского языка и литературы (известный сибирский поэт И. Д. Рождественский) дал ученикам задание: написать сочинение на тему «Как я провел лето». Астафьев описал свои «приключения» в тайге. Рождественский отметил талант пятиклассника. Его рассказ был опубликован в школьном журнале под названием «Жив».
В 1952 г. Астафьев вспомнил о первом литературном опыте и на основе школьного сочинения написал свой первый рассказ для детей — «Васюткино озеро». Спустя четыре года произведение было опубликовано.
Сюжет
Тринадцатилетний сын бригадира рыболовецкой бригады каждое лето проводит на природе. Он помогает взрослым, собирая кедровые орехи и охотясь. Однажды мальчик увлекся погоней за глухарем и заблудился. Поначалу он поддался панике, так как прекрасно понимал, насколько опасно потеряться в бескрайних сибирских лесных просторах.
Главный герой все же был сыном таежника. Он начал вести себя спокойно и рассудительно, заботясь прежде всего о тепле, еде и ночлеге. За пять дней мальчик преодолел расстояние в шестьдесят километров и вышел на берег реки, где его и подобрали люди. Он не только сумел спастись, но и нашел в тайге неизвестное до этого озеро, богатое рыбой. В честь юного героя это озеро назвали его именем.
Главная идея рассказа заключается в том, что даже в самой трудной ситуации нельзя отчаиваться и сдаваться без борьбы. Одни из лучших человеческих качеств — мужество, смелость и находчивость.
Уже в самом начале произведения Васютка предстает перед читателем опытным таежным жителем, который является достойной сменой отца. Тринадцатилетний мальчик приехал в лес не на отдых. Он снабжает рыбаков орехами, каждый день уходя все дальше в леса. «С ружьем на плече и патронташем на поясе» Васютка похож на настоящего мужика-промысловика.
Несмотря на несвойственную возрасту «лесную мудрость», Васютка все же остается обычным ребенком. Страстное желание добыть первого в своей жизни глухаря заставляет его забыть обо всем и углубиться в тайгу. После безуспешных поисков затесей (специальных отметок на деревьях) мальчиком постепенно овладевает панический страх. От взрослых он слышал немало рассказов о тех, кто заблудился в тайге и погиб.
С наступлением темноты врожденный инстинкт охотника одерживает верх над безотчетным страхом. Васютка вспоминает мудрую фразу: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!». С этого момента все действия мальчика направлены на выживание.
Васютка разводит костер, жарит глухаря, готовит место для ночлега. Даже остатки еды он заботливо подвешивает в мешке на дереве. Все последующие дни мальчик ведет себя, как настоящий мужчина, поставивший перед собой твердую цель. Он бережет патроны, еду и спички, пытается определить правильное направление пути.
Благодаря усвоенным с малых лет знаниям главному герою удается добраться до Енисея. Только при виде людей мужество изменяет измученному ребенку: «За-заблудился я-а, совсем заблудился-а…».
Проблематика
Главная проблема рассказа — выживание человека в экстремальных условиях.
Васютка в рассказе (как и сам автор в реальной истории из своего детства) спасается благодаря хладнокровию и стойкости. Только таким образом удавалось выживать многим поколениям сибирских охотников и рыбаков.
В начале 90-х гг. Астафьев пролетел на вертолете над местами, где заблудился в детстве. Писатель был вынужден признаться, что, вероятно, в той ситуации ему помог сам Бог: «В этой тайге самому спастись, да еще будучи мальчишкой, — невозможно…».
«Васюткино озеро» краткое содержание, главная мысль какая, как написать?
Краткое содержание «Васюткино озеро» В.П. Астафьева, для читательского дневника какое, как написать, где посмотреть, найти?
Чему учит рассказ Астафьева «Васюткино озеро», какова главная мысль сюжета рассказа, какую тему раскрывает автор?
Рассказ «Васюткино озеро» учит детей не поддаваться на страх, а всегда держать холодную голову. Нужно всего лишь подумать. Автор учит не поддаваться панике, ведь паника главный враг потерявшихся. Рассказ учит нас не сдаваться ни при каких условиях. Нужно бороться за свою жизнь, как в данном примере. Рассказ учит изучать природу, ведь это очень полезно. Рассказ учит любого, как можно выжить в глухом лесу. А что именно полезно сказано в данном рассказе.
Мальчик 13 лет по имени Васютка живет со своими родителями на берегу Енисея. Мальчик любит природу и изучает ее.
Однажды поймав глухаря Васютка понимает, что потерялся. Он разводит костер, готовит птицу, ужинает и ложится спать.
На следующее утро Васютка двигается на север, где набредает на озеро с большим количеством рыбы.
Наконец Васютка выходит к Енисею, он думает что тут его найдут быстрее. Однако проходящий мимо пароход игнорирует все знаки Васютки.
На пятый день Васютку забирает мимо проходящая судно и доставляет мальчика к родителям.
Васютка рассказывает о большом озере с рыбой, где в дальнейшем открывается рыбный промысел.
В дальнейшем озеро называют в честь Васютки.
Рассказ Астафьева «Васюткино озеро».
Главные герои: Мальчик 13 лет, Васютка Щадрин; Григорий Щадрин, отец Васютки; Анна Щадрина, мама Васютки; Афанасий Шадрин, дед Васютки; Коляда, капитан Баркаса.
Краткое содержание рассказа.
В рассказе рассказывается нам о том, как мальчик Васютка заблудился в совсем знаком лесу. Юный охотник погнался за глухарём, но сбился с пути. Испугался Васютка, ведь ему пришлось ночевать в страшном, холодном лесу. Сначала он поддался панике, но, потом вспомнил, что отец и дед говорили ему, что тайга любит сильных людей. Васютка смог выйти к людям от большого рыбного озера, в которое никто не хотел верить. Но, позже, они нашли это заповедное место, и назвали его Васюткино озеро.
Если Вы потерялись в лесу, то ни стоит паниковать. Ведь паника, это самое страшное, что может быть у человека. В любой ситуации, Вы должны сохранять ясность ума, присутствие духа, и конечно не терять надежды.
В рассказе «Васюткино озеро» мы встречаемся с мальчиком, отец которого занимался рыбным промыслом. Но этим летом рыбы не было, а в конце августа Васютка начал готовиться к новому учебному году.
Один раз Вася собрался в лес за орехами, а его предусмотрительная мама надоумила мальчика прихватить с собой хлеб и спички. Васютка собирал кедровые шишки и углублялся в лес, а затем он увидел глухаря. Мальчик выстрелил в него и побежал по его следам. Глухаря он нашел, но понял, что заблудился.
Васютка побродил по лесу, но все-таки пришлось ему заночевать в лесу. На следующий день он искал дорогу домой, но не обнаружил. Все это время мальчик ловил уток и питался орехами, что его и спасло от голода. Однажды Вася вышел к незнакомому озеру с огромным количеством рыбы, которая плавала в чистой воде.
Васютку доставили домой и он рассказал рыбакам о необыкновенном озере, с рыбами и утками. А вскоре он показал мужчинам это озеро, которое с этого момента получило название Васюткино.
Главная мысль произведения Астафьева заключается в том, что в экстремальных ситуациях нельзя паниковать и теряться. Нужно сосредоточиться на главном и спокойно найти решение проблемы. Мальчик не отчаялся и упрямо продолжал свой путь к дому, и верно принятое решение позволило вернуться.
Рассказ «Васюткино озеро» учит нас, что лишних знаний не бывает. Все, что вы знаете, может вам пригодиться, а потому нужно хорошо учиться.
Данное произведение рассказывает о мальчике Васютке, который был сыном Григория, у которого была бригада рыбаков. Васютка жил на берегу Енисея. Часто он ходил в тайгу за орехами, их ели рыбаки отца.
И вот однажды в поисках орехов он заметил глухаря и решил подстрелить его. Но получилось так, что он только ранил птицу, та стала улетать от него он пустился в вдогонку, и через какое то время поймал её. Но понял, что бежал не запомнив дороги, он заблудился. Стал искать метки на деревьях и в итоге еще больше заплутал.
Васютке пришлось ночевать в тайге, от голода его спас подбитый глухарь. Парень несколько дней плутал по тайге и наткнулся на маленькое озеро, которое было заполнено белой рыбой, что было странно. Исследуя озеро парнишка понял, что оно проточная и устремился на поиски реки. Он нашел речку и стал спускаться вниз по течению, вскоре он услышал гудки парохода и понял, что Енисей близко.
Постепенно он дошел до Енисея, дождался другого парохода, но люди на судне не поняли, что ему нужна помощь и прошли дальше. На следующий день Васютку подобрало судно, которым управлял знакомый отца, старшина бота «Игарец» дядя Коляда. Он и доставил парня к родителям.
Васютка прибыл домой, все обрадовались. Оказалось что его не было 5 дней и он ушел от дома на 60 км ниже по течению.
Данный рассказ показывает как парень из мальчика превратился в мужчину. Не впал в панику и смог выжить в тайге.
Васюткино озеро. Рассказ Астафьева.
Если уж совсем коротко передавать содержание и главную мысль, то можно примерно так.
Тринадцатилетний мальчишка по имени Васютка идёт в лес за орехами и, заметив глухаря., начинает его преследовать и в конце концов понимает, что заблудился.
Васютка сумел побороть в себе панические настроения, сосредоточился, вспомнил всё, чему его учили взрослые и сумел выйти к реке Енисей, где его и подобрали проплывающие мимо рыбаки. Во время похода по лесу мальчик наткнулся на небольшое лесное озеро, в котором было много рыбы.
После всех злоключений, Васютка сумел привести рыбаков на это озеро и они основали там промысел, а озеро назвали именем Васютки- Васюткино озеро.
Рассказ учит не паниковать в экстремальных ситуациях, собирать волю в кулак когда это необходимо, слушать взрослых, запоминать их советы и никогда не сдаваться.
Это произведение было написано Астафьевым в 1952 году, в котором главными персонажами являются Васютка, тринадцатилетний подросток и бригадир рыбацкой бригады Шадрин Григории Афанасьевич.
В этом рассказе повествуется как Васютка, поздней осенью, отправляется за кедровыми орешками в Тайгу, но он заблудился. Васютка не растерялся и вспоминая все, что он раньше слышал от рыбаков, пытается найти выход из этой серьезной ситуации. Скитаясь в течении пяти суток, Васютка выходит к озеру и по течению ручья, вытекающему из него он находит путь к Енисею, где встречается с друзьями отца. Это озеро, которое в Тайге нашел Васютка и было названо его именем.
Главной мыслью этого рассказа является то, что нельзя в сложных ситуациях падать духом, а нужно вспомнить все, что поможет решить проблему, ведь только желание выйти победителем из трудной ситуации помогли Васютке выжить.
Хирургия. Рассказ Антона Павловича Чехова. Лично по моему мнению, каждый читатель может найти для себя свою мораль в этом произведении и может выделить то своё главное, что он усвоил и что вынес из этого рассказа.
Так вот, лично мне оказалось, что здесь явно прослеживается мысль о том, что люди перестали быть настоящими, а носят маски. Фельдшер Курятин пытается казаться тем, кем не является, то есть надевает на себя образ интеллигента-професс ионала с аристократичнми манерами и деталями в одежде.
Он курит дешёвые сигары и сыплет заумными терминами, понимая, что собеседник врядли в курсе дела того, о чём идёт речь.На деле же, Курятин малоквалифицированны й, малокультурный человек.
То же самое касается дьячка Вонмигласова, который изображает из себя благообразного, всепрощающего христианина, а на деле- обычный обыватель, который при первой же боли готов всех прилюдно и громогласно предать анафеме.
Защита Чика. Краткое содержание.
У учителя русского языка Акакия Македоновича, привычка писать правила грамматики с стихотворной форме. Он требует от учеников заучивать эти правила полагая, что таким образом они лучше эти правила запоминают.
Однажды, стихи показались Чику смешными и он рассмеялся. Авторское самолюбие Акакия Македоновича было задето и он сказал Чику, что придётся поговорить с его родителями.
Тётушка Чика, очень гордилась успехами Чика и для неё приход в школу, был бы большим потрясением.
Чтобы обдумать ситуацию, Чик уединяется на верхушке груши и наблюдает за жизнью двора. Он видит, пришедшего с работы и опустившего ноги в тазик с водой, торговца сладостями Алихана, который играет в нарды с Богатым портным.
Сумасшедший дядя Коля отмахивается от прохожего, пытающегося выяснить у него какой-то адрес. А словарь дяди Коли состоит из смеси абхазского, русского и турецкого языков. Тогда, Чик решает повести в школу дядю Колю.
Чик продумывает хитрую комбинацию. Пообещать дяде Коли лимонад, деньги на который попросить у приятеля Оника взамен на застрявший у водосточной трубы, теннисный мяч, когда его смоет дождь.
Оник бежит за деньгами, а Чик, на следующее утро, показывает деньги дяде Коли и громко говорит :»Лимонад»! Затем дядя Коля выпивает две бутылки лимонада и Чик ведёт его к учителю. После беседы с учителем, довольный Акакий Македонович, замечает, что дядя Коля малограмотный.
Когда дядя Коля, вымыв руки у колонки, удаляется, довольный Чик бежит в школу.