чему учит сказка толстый и тонкий

Анализ рассказа «Толстый и тонкий» (А.П. Чехов)

Проза А. П. Чехова стоит особняком в русской литературе, никто, кроме него, не смог так глубоко заглянуть в человеческую душу и раскрыть её читателю во всей её неоднозначности. Его рассказ «Толстый и тонкий» является ярким примером творческого периода Чехова, направленного на развитие им традиционной для русской литературы темы «маленького человека». В нём, как и во всех творениях писателя, проявляется его оригинальный взгляд на окружающий мир и человека.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам свой разбор произведения «Толстый и Тонкий».

История создания

Сквозь года и десятилетия до нас дошли интересные факты о создании рассказа «Толстый и Тонкий». Это достижение относится к раннему творчеству Чехова и является частью золотого фонда русской литературы… А вот и то, что действительно интересно:

Направление и жанр

Рассказ «Толстый и тонкий» явно относится к направлению реализма. В нём писатель стремится к достоверному отображению окружающей действительности. Созданные им образы дышат реализмом, они максимально типичны, и мы можем поверить в то, что такие люди существуют в реальности.

Краткость, малое количество действующих лиц, максимальная размытость деталей и общая комичность позволяют нам без всяких сомнений определить жанр этого произведения, как юмористический рассказ. На «юмористичность» указывают: курьезный и анекдотический сюжет, нетипичные для России имена и забавные клички героев, комические диалоги, насыщенные живой разговорной лексикой.

«Толстый и Тонкий» — сатира на общество, которое живет в рамках строгой иерархии и подчиняет все живые и естественные чувства мертвым и навязанным условностям. Чехов высмеивает своих современников за рабскую подчиненность догматам службы. Они раболепствуют по привычке, уже даже не осознавая того. Звезды на погонах или в петлице определяют их личность, а не дела или хотя бы даже слова.

Смысл названия

Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.

В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и, главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка, пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в противопоставлении этих героев.

Композиция и конфликт

Логически рассказ делится на две части: до того, как мы узнаём чин «толстого», и после того, как мы узнаём чин «толстого». Такая структура нужна для того, чтобы ярче выразить главную мысль рассказа, показать, как изменяется обстановка после того, как в повествование вклинивается социальный статус.

Особенность линейной композиции рассказа «Толстый и Тонкий» в том, что основная часть объема приходится на завязку и экспозицию, а кульминация и развязка представляют собой лаконичные, но предельно выразительные части.

В основе конфликта рассказа лежит противопоставление реальных человеческих отношений карьеризму и чинопочитанию, которое царит во всём русском обществе.

Суть: о чем рассказ?

На вокзале сталкиваются два чиновника: Михаил («толстый») и Порфирий («тонкий») со своей семьёй. Внезапно чиновники узнают друг в друге своих школьных приятелей. Между ними разгорается тёплый разговор о прошлом.

Однако в какой-то момент речь заходит о службе, и тут же выясняется, что «толстый» в чиновничьей иерархии находится несоизмеримо выше «тонкого». Как по волшебству, «тонкий» преображается, переходит с «ты» на «вы» и начинает беззастенчиво подлизываться к своему другу, с которым он недавно вёл себя так естественно и непринуждённо. «Толстый» испытывает отвращение и спешит удалиться.

Главные герои и их характеристика

Образы Толстого и Тонкого изображены автором схематично, они лишены индивидуальности. Каждый из них — отражение своего класса, своего чина, своего статуса в обществе и семейного положения. Их характеристика выполнена Литреконом в формате таблицы:

герои рассказа «толстый и тонкий»характеристика
михаил

тайный советник. полный человек доброго нрава. уверен в себе, испытывает отвращение к подлизам и карьеристам. он достиг карьерных высот и наслаждается обеспеченностью. несмотря на высокие достижения, он помнит старых друзей и не стремится возвыситься над ними.
порфирийколлежский асессор. худощавый мужчина. имеет жену луизу и сына нафанаила. жалкий и обремененный заботами человек, который готов пресмыкаться перед «сильными мира сего». он лишен личностных качеств: все они заменяются его служебными повадками и приличиями. он слишком вжился в роль чиновника и перестал быть человеком.

Тематика рассказа «Толстый и Тонкий» по-настоящему интересна и актуальна во все времена:

Если этот раздел показался Вам неполным, Многомудрый Литрекон дополнит его, если Вы напишите об этом в комментариях.

Проблемы

Проблематика рассказа «Толстый и Тонкий» часто встречается в эссе, поэтому запомните этот рассказ и приводите его в качестве аргументации.

Основная идея

Смысл рассказа Чехова «Толстый и Тонкий» лежит на поверхности. Развивая тему «маленьких людей», Чехов показал, что зачастую не обстоятельства делают человека тем, кто он есть. Сам индивид решает, как ему жить и кем быть: рабом или свободным человеком. Никто не заставляет Тонкого прогибаться перед начальством, кроме его же алчности и трусости.

Так же писатель изобразил общественные проблемы, которые его волновали. По его мнению, общество, погрязшее во лжи, объятое карьеризмом и чинопочитанием, обречено на гибель. В нем теряются такие важные человеческие чувства, как дружба, любовь и взаимовыручка. Такова главная мысль рассказа «Толстый и Тонкий».

Чему учит?

Этот рассказ учит нас ценить настоящие, живые чувства, не позволять таким незначительным вещам, как карьера или заработок денег, разрушить их. Такова мораль произведения «Толстый и Тонкий»: что бы ни было, человеческие отношения важнее статусных преград и бытового расчета.

Так же рассказ может помочь человеку в его духовном становлении. Он доносит до нас основную мысль, что человек в любой ситуации, даже самой неблагоприятной должен оставаться человеком и сохранять достоинство. Вывод из прочитанного текста прост: нужно выдавливать из себя раба, пока он полностью не завладел господином своей судьбы.

Критика

Как и многие другие рассказы писателя, «Толстый и тонкий» был радушно принят читателями и критикой и оставил свой след в русской литературе.

Так, литературовед Зиновий Паперный отметил достоверность героев Чехова. Он разглядел осуждение обывательщины в рассказе, порождением которой и является Порфирий.

Общую тенденцию малой прозы Чехова подметила М. Семанова:

«…серьезной теме, очень жизненной во времена Чехова и глубоко волновавшей писателя — теме деспотизма, грубости, насилия и рабской покорности, — посвящает Чехов многие свои рассказы: «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Пережитое», «Двое в одном», «Маска» и др. Эти рассказы юмористические, но они заставляют нас не только смеяться, но и серьезно задумываться. В этих рассказах Чехов не высказывает прямо, открыто своего отрицательного отношения к героям (как и в рассказах «Налим» и «Лошадиная фамилия»), но он заставляет нас угадать свое отношение по тому, каковы факты в произведении, как построен рассказ, каковы в нем слова и выражения. Для этого нужно лишь внимательно, вдумчиво читать рассказы Чехова и понимать те намеки, которые автор в них делает. » (М. Семанова, вступительная статья в книге «А.П.Чехов. Рассказы», серия «Школьная библиотека», 1951 г.)

Интересно, что в СССР, когда многие литераторы были забыты и погребены в небытие из-за идеологического несоответствия программе партии, проза Чехова, напротив, приобрела вес в литературных кругах и стала частью школьной программы.

«Чехов с самого начала своей литературной деятельности ставил перед собой художественные задачи, и его творчество резко выделялось на общем фоне беллетристики тех журналов, где он печатался. Сквозь смешные эпизоды и курьезные детали, в изобретении которых Чехов, казалось, был неистощим, наиболее чуткие современники в его рассказах улавливали нечто более значительное, понимая, как тонко и сильно художник разоблачает ложь и лицемерие буржуазного общества. В том же 1883 году среди всего, что было написано Чеховым для юмористических журналов, появляются подлинные шедевры: «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона», «Толстый и тонкий».» (вступительная статья А.К.Котова в книге «Чехов в воспоминаниях современников», 1954 г.)

Рассказ попал в «Словарь русской культуры XX века» Руднева, который отметил не только смысловую наполненность рассказа, но и особое внимание Чехова к физиологии героев.

Источник

«Толстый и тонкий» читательский дневник

чему учит сказка толстый и тонкий. Смотреть фото чему учит сказка толстый и тонкий. Смотреть картинку чему учит сказка толстый и тонкий. Картинка про чему учит сказка толстый и тонкий. Фото чему учит сказка толстый и тонкий

Всего получено оценок: 899.

Всего получено оценок: 899.

«Толстый и тонкий» – юмористический рассказ, описывающий случайную встречу двух друзей детства. Искренняя радость от встречи была испорчена неискренностью, возникшей из-за глубокой социальной пропасти, отделявшей главных героев.

Краткое содержание «Толстый и тонкий» для читательского дневника

Число страниц: 2. Чехов Антон Павлович. «Толстый и тонкий». Издательство «Азбука». 2014 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1883 год

чему учит сказка толстый и тонкий. Смотреть фото чему учит сказка толстый и тонкий. Смотреть картинку чему учит сказка толстый и тонкий. Картинка про чему учит сказка толстый и тонкий. Фото чему учит сказка толстый и тонкий

Время и место действия

Действие рассказа происходит в конце XIX века на железнодорожной станции в Петербурге.

Главные герои

Михаил (Толстый) – тайный советник, высокопоставленный чиновник, непринуждённый, искренний, доброжелательный в общении, несмотря на свой высокий социальный статус.

Порфирий (Тонкий) – мелкий чиновник, худой, бедный, ничем не примечательный человек, большой чинопоклонник, подхалим и льстец.

Луиза – жена Порфирия, лютеранка, худенькая женщина с длинным подбородком, преподавательница музыки, скромная, неуверенная в себе.

Нафанаил – сын Порфирия, гимназист, по примеру отца учится оценивать людей по чинам.

Сюжет

На вокзале встретились два товарища: тонкий и толстый. Они были товарищами ещё со времён детства, но затем их жизненные пути разошлись. Толстый, Михаил, только что отобедал, и всё его существо выражало полное удовлетворение жизнью. Тонкий, Порфирий, сошёл с поезда и был весь нагружен чемоданами. За его спиной стояла худенькая жена и высокий сын-гимназист.

Друзья детства были очень рады видеть друг друга и даже прослезились от переизбытка чувств. Они принялись расспрашивать о том, как сложилась жизнь, и с головой окунулись в воспоминания. Порфирий вспомнил, как в детстве Михаила дразнили Геростратом за то, что он поджёг папироской учебник, а его самого – Эфиальтом за тягу к ябедничеству. Он рассказал, что служит коллежским асессором, а в свободное от работы время делает деревянные портсигары на продажу. Жена его Луиза, урожденная Ванценбах, зарабатывала на жизнь уроками музыки.

Порфирий отметил, что товарищ его хорошо одет, прекрасно выглядит и, по всей видимости, явно не бедствует. Михаил поведал, что дослужился до тайного советника, получил две звезды. Узнав, что друг детства так круто взобрался по карьерной лестнице и преуспел в жизни, Порфирий изменился в лице. Он будто весь съёжился, а вместе с ним и все его чемоданы и узелки. Его супруга приняла почтительное выражение лица и даже Нафанаил застегнул все пуговицы своего мундира и вытянулся в струнку.

Тонкий вдруг заговорил неестественным голосом, в котором явственно читалось раболепие и угодничество. Соблюдая субординацию, он принялся обращаться к Михаилу на «вы» и всячески заискивать и лебезить перед ним. Поведение Порфирия резко изменилось, и это очень не понравилось толстому, которого чуть не стошнило от излишнего благоговения и почтительности со стороны друга детства. На прощанье он подал руку Порфирию, и тот с подобострастием пожал ему три пальца. Вместе с женой и сыном он ещё долго смотрел вслед Михаилу и никак не мог прийти в себя от встречи со столь важной персоной.

Вывод и своё мнение

Общество никогда не будет здоровым, пока в нём присутствует поклонение перед богатством, чинами, высоким социальным статусом. Чинопочитание, столь характерное для России XIX века, на корню губит личность, уничтожая все лучшие качества любого человека: искренность, открытость, честность, доброжелательность. Человек, сознательно уничижающий собственные достоинства из-за поклонения высокому социальному статусу другого человека, не может считаться полноценной личностью. Хуже всего, когда подобное поведение считается в обществе абсолютно нормальным и молодое поколение перенимает эту модель поведения.

Главная мысль

Настоящая дружба не терпит лицемерия и лести.

Авторские афоризмы

«…Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства…»

«…Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание. »

«… на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило…»

«…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…»

Толкование непонятных слов

Облобызались – поцеловались, расцеловались.

Щёголь – тот, кто нарядно, изысканно одевается, кто любит наряжаться.

Жалованье – плата за службу, постоянное денежное пособие, выдаваемое регулярно.

Мундир – военная или гражданская форменная парадная верхняя одежда с золотым или серебряным шитьём.

Новые слова

Флердоранж – белоснежные цветки померанцевого дерева (семейства Цитрусовые). В данном тексте – запах дорогих духов.

Херес – креплёное вино, производимое в Испании из белого винограда.

Лютеранка – сторонница протестантского течения в христианстве.

Портсигар – плоский футляр, коробочка для переноски сигар, сигарет или папирос.

Источник

Рассказ «Толстый и тонкий» для читательского дневника

Произведение А. П. Чехова «Толстый и тонкий» было написано в 1883 году. В своем юмористическом рассказе автор описал неожиданную встречу друзей детства. Писатель затронул тему чинопоклонничества, взаимоотношений и поступков. Краткое содержание «Толстый и тонкий» для читательского дневника поможет выяснить основную идею рассказа, а также понять, что хотел передать А. П. Чехов читателям своей работой.

Анализ произведения

Рассказ был экранизирован несколько раз, а его героям установлен памятник в г. Таганроге. Сюжет происходит в конце XIX века на железнодорожной станции Петербурга.

Краткое содержание

На вокзале Петербурга встретились два приятеля: тонкий (Порфирий) и толстый (Михаил). Они дружили с детства, но их жизненные пути разошлись.

Михаил пообедал и был доволен своей жизнью, а Порфирий только что сошел с поезда с кучей чемоданов. Рядом с ним стояла худенькая супруга и высокий сын-гимназист.

Товарищи были рады встрече, даже прослезились от счастья. Они стали расспрашивать друг друга, как сложилась жизнь, вспоминать былое. Тонкий вспомнил, как толстому дали прозвище Герострат за поджог учебника папироской. Его самого же называли Эфиальтом, так как он любил ябедничать. Порфирий рассказал, что работает коллежским асессором, а в свободное время изготавливает деревянные портсигары и продает их. Его супруга Луиза преподавала музыку.

Тонкий заметил, что его друг очень хорошо одет, замечательно выглядит, следовательно, не бедствует. Михаил подтвердил это, рассказав, что дослужился до тайного советника, получил 2 звезды. Весть о карьерном и жизненном успехе друга исказила лицо тонкого. Он съежился, его жена сделала почтительное выражение лица, а сын застегнул все пуговицы мундира и выпрямился.

Порфирий неожиданно стал говорить неестественным голосом, пытался угодить товарищу, лебезить перед ним, заискивать, называть на «вы». Толстому это не понравилось, ему было неприятно от излишних благоговений и почтительности со стороны друга детства. На прощанье он подал руку тонкому, а тот с подхалимством пожал ему только три пальца.

Вместе с супругой и сыном Порфирий долго смотрел вслед другу, пытался прийти в себя после встречи с такой важной персоной.

Описание героев и главная мысль

«Толстый и тонкий» — это произведение, где представлены два главных персонажа и два второстепенных.

К ним относятся следующие лица:

На примере героев писатель показал, что с годами многие люди перестают вести себя естественно, попадают в плен общественных предрассудков.

Два друга выросли в одной среде, но почему-то тонкий возвысил высокое положение толстого, повел себя неадекватно, унизив себя таким поведением. Писатель высмеивает сложившуюся в обществе иерархию ценностей. Беспрекословное подчинение авторитету уничтожает личность человека. Тонкому внушали, как он должен вести себя с высокопоставленными чинами, соответственно, иначе уже не может.

Произведение учит никогда не терять чувство собственного достоинства, не унижаться перед другими, понимать, что чинопоклонничество — это порок. В этом и заключается основная мысль «Толстый и тонкий» Чехова.

К произведению прекрасно подходят следующие пословицы:

Отзывы о книге

Тема подхалимства перед людьми более высокого звания описана во многих произведениях. Здесь конкретно рассказано про то, как друзья детства не смогли нормально общаться из-за разницы в чинах. Причем это исходило не от того, кто выше по званию. Я считаю, что люди должны быть свободными личностями, не зависеть от мнения, сложившегося в обществе. Тема свободы хорошо раскрыта в произведении Толстого «Птичка». Рекомендую прочитать обе эти книги.

Основная мысль рассказа «Толстый и тонкий» заключается в том, что ни при каких обстоятельствах ни перед кем нельзя терять свое достоинство, унижаться, преклоняться. В книге описана актуальная проблема в наши дни. Порой людям приходится угождать чиновникам, чтобы добиться какой-то цели. Их вынуждают это делать. Я бы рекомендовал всем прочесть это произведение.

Перед прочтением этого произведения я изучила рецензию на него. Меня заинтересовала история героев, поэтому прочитала весь рассказ. Считаю, что тема, затронутая автором, актуальна до сих пор. Только в наши дни большинство чиновников не тошнит от лести, а они ее ждут, да еще удивляются, если с ними невежливо обошлись. Ведь они высокопоставленные люди, в отличие от обычных человечков. Советую прочитать.

Источник

Презентация «Анализ рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

Анализ произведения Чехова “Толстый и тонкий” невозможен без определённых знаний об эпохе, в которую жил и творил писатель. Рассказ освещает такую проблему, как зависимость людей от того, какой социальный статус они занимают и какие стереотипы мышления с ним связаны. Автор в юмористической манере показывает людей, пресмыкающихся перед должностью. На уроках литературы в 6 классе могут понадобиться дополнительные сведения при анализе произведения. Вся нужная информация содержится в нашей статье: композиция, тема и идея, сюжет и жанр, история создания и критика.

чему учит сказка толстый и тонкий. Смотреть фото чему учит сказка толстый и тонкий. Смотреть картинку чему учит сказка толстый и тонкий. Картинка про чему учит сказка толстый и тонкий. Фото чему учит сказка толстый и тонкий

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Толстый и тонкий.
Год написания – 1883 год.

История создания – рассказ написан в конце 19 века “на злобу дня”, затрагивает самые острые проблемы общества. Сюжет взят писателем из ситуации или истории близкого окружения, переосмыслен и художественно переработан.

Тема – угодничество, чинопочитание, рабское мышление и мировоззрение.

Композиция – у Чехова “Толстый и тонкий” имеет классическую композицию с небольшой особенностью: завязка и развитие событий более объёмны, кульминация и развязка – лаконичные, динамичные и особенно выразительные.

Жанр – рассказ.

Направление – критический реализм.

Персонажи работы

В рассказе Антона Павловича «Толстый и тонкий» было несколько действующих лиц. Краткая характеристика поможет ближе узнать каждого:

чему учит сказка толстый и тонкий. Смотреть фото чему учит сказка толстый и тонкий. Смотреть картинку чему учит сказка толстый и тонкий. Картинка про чему учит сказка толстый и тонкий. Фото чему учит сказка толстый и тонкий

Автор с нескрываемой иронией описывает суть произведения, рассказывая читателям, насколько общение двух старых приятелей может измениться посредством всего лишь единственной незначительной фразы, превратив одного в покорного подданного, который напрочь забыл о дружбе. Второй же герой старается как можно быстрее распрощаться с бывшим товарищем, который от своего лицемерия изменился в худшую сторону.

История создания

Известно, что в черновом варианте, толстый был прямым начальником тонкого и случайно провинился перед ним. В окончательном варианте бывшие друзья детства не связаны служебными отношениями, однако тонкий лебезит перед толстым “по привычке”, а не из необходимости. Критики восприняли рассказ позитивно, он был благосклонно принят и отмечен, как достойное “художественное отражение пороков общества”. Название рассказа построено на антитезе, антонимы-прилагательные выражают абсолютную противоположность героев произведения не только физически, но и духовно. Тема и идея в рассказе взаимосвязаны: раб, живущий в каждом из нас, должен быть побеждён нами самими. Именно в этом, по мнению литературоведов, суть чеховского произведения.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Чему учит Чехов?

Сатирик высмеивает чинопочитание, которое превращает людей в ничтожества и лишает их достоинства. Автор остроумно показал, как оно разрушает дружбу и превращает товарищей в Тонкого и Толстого, разделяя их навеки. Такое деление по чинам неоправданно, ведь хорошие люди есть везде, независимо от того, какое место они занимают и сколько у них оклад. Писатель понимает, что лизоблюдство, или его противоположность – презрение только вредят обществу, а не упорядочивают его, поэтому эти пороки он предает осмеянию.

Автор завещает своим потомкам всем известную мудрость: «Каждый день по капле выдавливай из себя раба». Этому труду стоит посвятить всего себя, иначе условности, предрассудки, общественное мнение или самодуры на пост выше могут сломить волю, искоренить индивидуальность и оставить бесхребетного человека на милость победителя. Свободная же личность гармонично развивается и обретает независимость взглядов и суждений, что позволяет ей выбирать свой путь.

Автор: Анжелика Дятленко
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведения позволяет сделать следующие выводы: автор условно обозначает общество “тонких” и “толстых”. “Тонкие” раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.

“Толстые” привыкли жить просто и легко, не оглядываясь на других, не замечая чинов и должностей, они видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом. Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.

Именно служебная иерархия сделала тонкого морально “нездоровым” человеком. А он воспитал своего ребёнка и привил супруге свои раболепские взгляды. Чтобы понять, чему учит рассказ, достаточно обратить внимание на концовку повествования. Основная мысль – вызвать отвращение к раболепству и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение – это основа личности.

Главные герои

Отношение Чехова к героям произведения нейтральное. Он рассказывает историю и выносит ее на суд читателей, однако не выносит ей моральные приговоры. Он беспристрастен в своей лаконичной манере изложения.

Важнейшей стилистической фигурой в книге является антитеза, которая заявлена Чеховым уже в названии. Герои рассказа «Толстый и тонкий» символизируют социальное неравенство, которое прокладывают между собой сами люди. На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного – «ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет. Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к нему «на вы». Характеристика героев основана на сравнении. Если один робеет перед чином, то другой уже научился надуваться от самодовольства. Если у одного в жизни суета и мельтешение, то у другого – комфорт и праздность.

Меняется не только отношение, но и речь. И Тонкий, и Толстый используют разговорную лексику: «Голубчик мой», «Милый мой», «Батюшки», «душонок». Когда же Порфирий узнает должность своего друга, то переходит на официальное и почтительное обращение: «ваше превосходительство», «вы-с», «приятно-с».

Композиция

Композиция рассказа традиционна для малого жанра. Анализ текста “Толстый и тонкий” в плане композиционной структуры несложен, но имеет ряд существенных моментов.

Особенностью композиции является то, что завязка и развитие событий занимают большую часть объёма повествования, а кульминация и развязка – динамичны, как выстрел.

Всё произведение построено на противопоставлении, причём не только образов главных героев. Если в начале автор рассказывает о вкусном завтраке Толстого, то в конце сухо комментирует состояние персонажа (от выражения лица тонкого его стошнило). Произведение построено на диалоге двух товарищей с вкраплениями описания мимики персонажей. Изредка фигурируют образы жены и сына Тонкого, которые меняют своё поведение в соответствии с новыми фактами, всплывающими в процессе разговора.

Основная мысль и смысл рассказа

Автор хотел высмеять пороки, чтобы людям стало стыдно так себя вести. Общество должно было выдавить из себя лицемерие, которое, увы, стало неотъемлемой частью карьерного роста и преуспеяния в жизни. Тонкий лицемерит уже на автомате, он даже не осознает этого, как и вся его семья. Это уже не частный недостаток, это глобальная проблема, которую надо решать. Идея рассказа «Толстый и Тонкий» заключается в том, что лицемерие, скорее, погубит человекаА, а не поможет ему. Оно всегда заметно и противно смотрится. Люди отворачиваются от лицемера, как Михаил отвернулся от Порфирия. Они видят, что неискренность для лжецов – обычное дело, и не хотят быть обманутыми. Кроме того, лицемер смешон и ничтожен, его не за что уважать и тяжело любить. Своим поведением он перечеркивает свою репутацию.

Надо уметь разграничивать личные и рабочие связи, не ущемляя ни одну из этих сфер жизни. Даже если карьера не задалась, и нужен блат, не стоит продавать свое личное пространство, свое достоинство. Продав их один раз, человек навсегда лишается чести и становится пресмыкающимся. Главная мысль в произведении Чехова заключается в том, что жизнь лицемера перестает иметь значимость для него самого, ее цена ниже цены денег, и другие люди это чувствуют, поэтому их отношение меняется в худшую сторону. Например, сначала Толстый был искренне рад встретить друга, но потом его вывернуло наизнанку от отвратного зрелища раболепства. Если сперва он и сам подумывал помочь товарищу, то в финале он готов бежать от него со всех ног, так как на него накатывает презрение.

Разговор по душам

Тонкий был очень рад такому сюрпризу. Он начал с интересом разглядывать толстого и осыпать его комплиментами. После всех шумных приветствий, он подвел к нему свою жену Луизу, которую представил под девичьей фамилией Ванценбах и указал, что она лютеранка. А потом очередь дошла и до сына, которого тонкий представил Нафанаилом и сказал, что он ученик третьего класса.

Затем худой обратился к своему семейству и объявил, что он встретил друга своего детства, с которым вместе учились в гимназии. Нафанаил в знак приветствия тут же снял шапку.

Два давно не видевшихся друга стали вспоминать о своих шалостях и проделках в гимназии и кто чем, так сказать, «прославился».

чему учит сказка толстый и тонкий. Смотреть фото чему учит сказка толстый и тонкий. Смотреть картинку чему учит сказка толстый и тонкий. Картинка про чему учит сказка толстый и тонкий. Фото чему учит сказка толстый и тонкий

Чеховский рассказ – это нечто большее, чем стандартный текст небольшого объёма с одной сюжетной линией. Именно Антон Павлович сделал этот жанр легендарным. Помимо этого, рассказ у Чехова – удивительно поучительный жанр, мораль всегда на поверхности, нет скрытого смысла. Чтобы понять произведение, достаточно просто ознакомиться с текстом.

Сочинения«Мы» анализ произведения Замятина – жанр, проблемы, суть, смысл рассказа

Сочинения«Гранатовый браслет» анализ произведения Куприна – проблемы, жанр, смысл названия, суть повести

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *