чему учит сказка снегурочка русская народная сказка
Смысл сказки «Снегурочка»
Книгу о чуде, которое скрасило долгую зиму и исчезло весной, нам читали в раннем детстве. Теперь уже трудно вспомнить, о чём сказка «Снегурочка». Существует три истории с одинаковым названием и похожим сюжетом. Все они рассказывают о чистой и светлой девочке, погибшей и превратившейся в облако или лужицу воды.
О чём написана сказка
В рассказе американского писателя Н. Готорна брат и сестра вышли гулять после снегопада и слепили себе сестричку. Их отец не верит, что малышка – это ожившая снежная фигура. Он хочет согреть её, уводит в жарко натопленный дом, и этим губит.
В сборнике А.Н. Афанасьева была напечатана русская сказка. В ней бездетные старики слепили из снега дочку. Весной она затосковала, с каждым днём становилась все печальней. Дед и баба велели ей идти играть с подружками, а те уговорили прыгнуть через костёр.
В пьесе А.Н. Островского дочь Мороза и Весны-Красны является на землю берендеев и должна растаять от солнечных лучей, когда обретёт любовь. Чужая, никем не понятая, она умирает во время праздника. Окружающие быстро забывают про неё, веселятся и поют.
Суть сказки
В основе сказок лежат древние мифы и обычаи. Раньше, чтобы приблизить весну, сжигали чучело Масленицы – символ уходящей зимы. В пьесе Снегурочка становится жертвой, которая должна избавить от непогоды и неурожая.
Прощаться со стужей весело. В народной сказке подруги не слишком грустят, расставаясь со снежной девочкой.
Значение для детей
Сказка – это способ объяснить, что всему своё время. На смену одному сезону всегда приходит другой. Бывает, что поздней весной снег все ещё лежит в тени и в лесных оврагах, случаются летние заморозки. В давние времена парни и девушки жгли костры и прыгали через них. Они верили, что тепло огня окончательно прогонит холод. Снегурочка смогла пережить весну, но все же, растаяла в середине лета.
Чему учит сказка
Сегодня мы находим в волшебной истории другой смысл, объясняем с её помощью явления нашей жизни.
Часто родителям трудно понять непохожесть своего ребёнка, принять его. Они забывают, что его рождение чудесно само по себе. Старик и старуха радовались, обретя дочь, но теперь им нужно, чтобы она стала как все и играла с другими девочками.
Снегурочка – осколок сказочного мира, прекрасная льдинка. Люди хотят объяснить чудо, найти ему применение, приспособить к жизни. Стремятся сделать его близким и понятным, отогреть, расколдовать. Но снимая чары, они уничтожают и само волшебство. В сказке Н. Готорна девочка, созданная тонкими детскими пальчиками для красоты и веселья, погибает в грубых руках практичного и разумного взрослого.
«Снегурочка» — трогательная и печальная история о закономерностях времени и необходимости следовать законам природы. Она рассказывает о хрупкости волшебства, о красоте, которая существует просто так, а не для того, чтобы приносить пользу.
Урок литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Снегурочка». Чему учит сказка»
Учитель: Волкова Анастасия Владимировна.
Предмет: литературное чтение.
УМК: «Перспектива», хрестоматия для 1-4 классов.
Тема: «Русская народная сказка «Снегурочка». Чему учит сказка».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Оборудование : хрестоматия для 1-4 классов, рабочие тетради, электронная презентация, раздаточный материал (иллюстрации к фрагментам текста)
Цель: научить детей понимать основную мысль текста, определять нравоучительный аспект сказки.
Предметные. Учащиеся научатся понимать различия авторской сказки и народной. Продолжат совершенствование техники чтения, умений работы с текстом. Научатся сопоставлять содержание смысловых частей текста с художественными иллюстрациями. Научатся восстанавливать хронологическую последовательность действий литературного (фольклорного) произведения.
Личностные. Обучающиеся будут развивать художественно-эстетический вкус и интерес к фольклору и литературе, развивать эмоционально-нравственную сферу.
Приветствие, настрой на учебную деятельность.
2. Речевая разминка.
На слайде презентации пословицы и поговорки про сказку, которые учащиеся читают.
1.Сказка – ложь, да в ней намек.
2.Сказка от начала начинается, до конца читается, в серёдке не перебивается.
3.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
4.В сказках всё есть, да в руках ничего нет.
5.Красна сказка складом, а песня – ладом.
После чтения учитель обращается к классу: «Ребята, как вы понимаете значение пословицы под номером 1?». (Вывод: В сказке описываются вымышленные события, которые не могут произойти в реальной жизни. Но любая волшебная история, представленная в сказке, нас чему-то учит.)
3. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
Учитель: «Ребята, давайте проверим, как хорошо вы поняли отрывок сказки, прочитанный дома. На слайде перед вами несколько иллюстраций к тексту. Расскажите, пожалуйста, какие события изображены на каждой из них»
Учащиеся отвечают, вспоминают действия в сказке, главных героев, последовательность событий.
Вопросы уточняющие, наводящие:
— Что расстраивало деда с бабой? (всего у них было вдоволь, а самого главного – деток не было)
— Какой выход они нашли для себя? (решили слепить они себе дочку)
— Какая дочка у них получилась? (красивая, живая, глазки голубые, роток из алой ленточки)
— В какое время года слепили себе дед с бабой Снегурочку? (зимой)
— Что наступило после зимы? (весна)
— Как Снегурочка отнеслась к приходу зимы? Почему? (заскучала, невесела стала. Все ребята радовались, а снежная девочка все грустила, плакала. Тепло она не любила, по зиме и холоду скучала)
4. Постановка проблемного вопроса. Введение в тему урока.
Учитель: «Ребята мы с вами успели узнать, что Снегурочку слепили из снега дед с бабой. Девочка получилась ладненькая. Но вот уж очень не любила тепло, приход весны ее очень расстроил. На последней иллюстрации мы видим, как все ребята радуются, хороводы водят, а Снегурочка в тенечке прячется и грустит. А что же будет дальше? Как вы думаете?»
Обучающиеся строят свои предположения.
Учитель: «Молодцы. Сколько много возможных вариантов развития событий. Давайте сформулируем тему нашего урока?»
Тема урока: «Продолжение знакомства с русской народной сказкой «Снегурочка»».
Учитель: «Скажите, а чем отличается народная сказка от авторской?»
Обучающиеся: «У авторской есть автор. Ее написал писатель. А народную сказку придумал народ, коллектив. Люди, которые не были писателями»
Учитель: «Молодцы. А теперь вспомним, какая одна из главных особенностей сказки, которая отличают ее от любого другого литературного произведения?»
Обучающиеся: «Сказка нас чему-то учит».
Учитель: «Отлично. Теперь сформулируйте цели нашего урока, пожалуйста»
Обучающиеся: «1.Дочитать сказку до конца. 2.узнать то, чему нас учит сказка «Снегурочка»»
5. Работа по теме урока.
Подготовка к чтению:
На слайде список слов, встречающихся в сказке. Словарная работа.
Лето красное – красивое лето
Велят – говорят, что делать
Венки плетут – украшение на голову из живых цветов
Хворост – засохшие и опавшие ветки деревьев
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
7. Продолжение работы по теме урока.
Чтение сказки (по две строки по цепочке, жужжащее чтение).
После чтения сказки, на экране появляется новый слайд с иллюстрациями к смысловым отрывкам текста в хаотичном порядке.
Учитель: «Ребята, обратите внимание на иллюстрации. Подумайте, какие события они отражают»
Дети объясняют своими словами каждый эпизод, после обсуждения ищут изображенные действия в тексте.
Вопросы к обсуждению гибели Снегурочки:
— Ребята, что случилось со Снегурочкой в конце сказки? (Она прыгнула через костер и растаяла)
— Хотела ли Снегурочка прыгать? (нет, она не хотела, боялась)
— Почему же она тогда решилась прыгнуть? (ее уговорили девочки. Все прыгали, веселились. Снегурочка не хотела отличаться от подруг, как-то выделяться)
— К чему привело ее желание, быть похожей на подруг? (к ее гибели)
— Как вы думает, чему учит нас сказка? (Сказка учит меня быть самим собой, не смотреть на других людей)
Вывод о том, чему учит нас сказка, дети записывают в тетрадь под диктовку.
8. Подведение итогов.
— Ребята, вы согласны с тем, что мы разные? Человек должен сохранить свою индвидиуальность, иначе, в погоне за всеобщим признанием мы можем потерять себя.
— Какую сказку мы сегодня с вами дочитали? Кто ее автор?
— Наша сказка подтвердила народную мудрость, с которой мы встретились вначале урока? (Сказка – ложь, да в ней намек.)
Выберите и продолжите предложение:
— После урока мне захотелось….
— На этом уроке мне было трудно…..
10. Домашнее задание.
Ученики получают листы с иллюстрациями из урока, расположенными в хаотичном порядке. Дома нужно их вырезать и вклеить в тетрадь в правильном порядке. (Приложение 1)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Даль Владимир сказка «Девочка Снегурочка»
Читательский дневник по сказке «Девочка Снегурочка» Владимира Даля
Автор: Владимир Иванович Даль
Название: «Девочка Снегурочка».
Жанр произведения: сказка.
Главные герои: Снегурочка, старики, Лиса, Жучка.
Второстепенные герои: Медведь, Волк.
Характеристика главных героев:
Снегурочка — добрая, умная и милосердная девочка.
Находчивая и смелая.
Жучка — доверчивая.
Купилась на обман лисы и осталась без дома.
Преданная и верная.
Старики — бездетные. Слепили девочку из снега.
Лиса Патрикеевна — хитрая, коварная, обманщица.
Характеристика второстепенных героев:
Волк и Медведь — лесные звери, хотели съесть девочку.
Краткое содержание сказки «Девочка Снегурочка»
Жили-были дед и баба.
Не было у них детей, и часто старики смотрели на то, как играют деревенские ребята.
Однажды взяли они во дворе снежок, положили в горшок, а утром нашли девочку, маленькую и хорошенькую.
Жила у стариков Жучка и весной обманула её лиса.
Старик выгнал Жучку и ушла собака в лес.
А летом отправилась Снегурочка в лес за ягодами и заблудилась.
Залезла на дерево, а мимо медведи ходят, волки, все на девочку зубы точат.
И лиса прибежала, стала уговаривать Снегурочку спуститься.
Но не верит девочка диким зверям.
И прибежала Жучка из леса, облизала Снегурочку и домой отвела.
Простили старики Жучку и осталась она снова с ними жить.
План сказки:
Основная мысль произведения «Девочка Снегурочка»
Главная мысль сказки в том, что любую вину можно простить или искупить честным трудом.
Основная идея сказки в том, что нельзя судить близких слишком строго за их невольные ошибки.
Чему учит сказка
Сказка учит нас верить и не терять надежды.
Учит прощать, искупать свою вину.
Учит не доверять диким зверям, незнакомцам.
Краткий отзыв по сказке «Девочка Снегурочка» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что никогда нельзя судить сгоряча.
В приступе гнева так легко наделать непоправимых ошибок.
Надо успокоиться и только потом думать, как поступить.
Вот герои этой сказки сгоряча выгнали собаку, которая ошиблась, пожалев лису.
И остались без друга и сторожа.
А если бы Жучка не нашла в лесу Снегурочку, остались бы старики вновь бездетными.
Это очень хорошая и поучительная сказка.
Автору удалось показать, что опасно действовать на эмоциях, принимать важные решения на скорую руку.
Мне очень понравилась верная Жучка, которую жестоко оказали за ошибку.
Но собака сохранила верность хозяевам и выручила Снегурочку, потерявшуюся в лесу.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что верные друзья на дороге не валяются.
Их нужно беречь, ценить, и уметь прощать.
Пословицы к сказке:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про всё позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голос подают.
Ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли.
Словарь неизвестных слов:
Ещё читательские дневники по произведениям Владимира Даля:
Библиотека произведений автора пополняется.
Девочка Снегурочка – краткое содержание сказки Даля (сюжет произведения)
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
вторник, 31 июля 2021 г.
“Девочка Снегурочка”
Даль В. сказка “Девочка Снегурочка”
Жанр: литературная волшебная сказка
Главные герои сказки “Девочка Снегурочка” и их характеристика
План пересказа сказки “Девочка Снегурочка”
Кратчайшее содержание сказки “Девочка Снегурочка” для читательского дневника в 6 предложений
Главная мысль сказки “Девочка Снегурочка”
Никогда не следует что-то делать в гневе, не подумав и не взвесив все последствия.
Чему учит сказка “Девочка Снегурочка”
Сказка эта учит не принимать скоропалительных решений. Учит тому, что верный друг всегда заслуживает прощения, если он совершил проступок по неосторожности. Учит прощать и не держать зла. Учит не верить посторонним, чужим людям. Учит тому, что если чего-то очень хочется, то это всегда сбывается.
Отзыв на сказку “Девочка Снегурочка”
Эта сказка мне очень понравилась. Особенно мне нравится в ней Жучка. Это маленькая собака, которая пожалела лису, а та ответила ей черной неблагодарностью. Жучку выгнали из дома, но она все равно сохранила верность хозяевам и не держала на них зла. Это преданный и бескорыстный друг.
Пословицы к сказке “Девочка Снегурочка”
Старый друг лучше новых двух. Стрелянного воробья на мякине не проведешь. Утро вечера мудренее. Хорошая собака без хозяина не останется. Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Девочка Снегурочка”
Жили как-то старик со старухой и не было у них детей. Выйдут старые зимой на улицу, посмотрят как соседские ребятишки в снежки играют, веселятся, так грустно им станет. Вот как-то скатал старик снежок, принес в дом и положил в горшочек. А старуха горшочек ветошью накрыла. Солнышко пригрело, слышат старики, что в горшочке что-то пищит. Смотрят – а там девочка маленькая, кругленькая, беленькая как снежок. И говорит девочка, что она Снегурочка. Обрадовались старики, одели, накормили девочку, балуют. А Снегурочка растет и все красивей становится. И все у стариков хорошо было. Да только вот к концу зимы перевели старики птицу в хлев. А хитрая лиса пришла к Жучке и просится в хлеву погреться. А Жучка весь день где-то бегала и знать не знала, что в хлеву птица сидит. Ну и пустила лису по доброте душевной. А лиса, не будь дурой, двух кур подмышки и утащила. Разгневался старик, поколотил Жучку и со двора прогнал. Пожалели собачку старуха со Снегурочкой, да только со стариком во гневе не поспоришь. И вот однажды, попросилась Снегурочка с девками в лес по ягоды. Те обещали за Снегурочкой присматривать, да позабыли ее. Потерялась Снегурочка, плачет, шороху каждого пугается. Залезла она на дерево. Идет мимо медведь. Предлагает Снегурочку домой отвести, не соглашается Снегурочка, боится. Идет волк, тоже зовет Снегурочку спуститься, не соглашается Снегурочка, боится. Бежит Лиса. Зовет Снегурочку вниз, обещает домой отвести, не согласна Снегурочка, не верит она лисе. А тут лай в лесу слышится. Зовет Снегурочка Жучку, прибегает собачка, и Лису гонит. Спустилась Снегурочка, с Жучкой пошла. Медведь с волком по кустам шарят, а близко подойти боятся. Так и довела Жучка Снегурочку домой. Обрадовались старики, напоили, накормили Жучку, на старое место посадили – дом сторожить.
История создания
Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.
Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.
В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ри — слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.
Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» — ярчайшая веха в творчестве драматурга.
«Девочка Снегурочка» – краткое содержание для читательского дневника
любовь способна сотворить чудо.
Настоящая преданность поможет перенести обиду.
старик, старуха, Снегурочка, Жучка.
У старика со старухой не было детей. Это причиняло им большое горе. Стариками оставалось только смотреть на веселые забавы других детей и завидовать. Один раз старик увидел, как ребятишки катают из снега шарики. Старик поднял один из них и с горечью сказал, что было бы хорошо, если бы у них была такая же белая и круглая девочка. Старухе только и оставалось ответить, что раз уж нет детей, то ничего уже не поделаешь. Но старик взял этот снежный комочек домой, положил его в горшок, накрыл тряпочкой и подставил у окна под солнечные лучи.
Солнце грело все сильнее, и постепенно снег в горшке начал таять. Вскоре старики услышали, как в нем что-то запищало. Сняли они тряпку и видят, что внутри лежит маленькая кругленькая девочка. Она сказала старикам, что зовут ее девочка Снегурочка. Только любовь и надежда смогли сотворить такое чудо.
Старики очень обрадовались. Старуха сразу же принялась шить одежду для своей обретенной дочки, а старик закутал ее в полотенце и начал петь колыбельную песню. Снегурочка очень быстро подрастала и радовала стариков своим умом и сообразительностью. С этого времени у стариков и хозяйство наладилось, потому что все делалось с любовью.
Наступило лето. Пришло время собирать ягоды. К старикам пришли подруги их дочки и стали просить отпустить Снегурочку с ними в лес. Старики боялись, как бы с их любимой дочкой ничего не случилось. Но в конце концов поддались на уговоры девочек. К тому же дочка также начала их упрашивать отпустить ее погулять по лесу. Пришли девочки с кузовами, увидели сколько ягод поспело и, забыв обо всем, кинулись в разные стороны. Набрали все полные кузова, а Снегурочку найти не смогли.
Ходит девочка Снегурочка по лесу, плачет, аукает, но никто из подруг не откликается. Попробовала она залезть на дерево и сверху позвать на помощь. На голос Снегурочки вышел из лесу медведь и спросил, почему она плачет. Ответила девочка, что слеплена она из снега, жила у старика со старухой. Пошли они с подругами собирать ягоды, а она потерялась. Медведь уговаривал ее слезть и обещал довести до дома. Но Снегурочка не поверила и сказала, что боится, как бы медведь ее не съел. Пришлось ему уйти ни с чем. Точно такой же разговор произошел у Снегурочки с волком.
Следующей на зов девочки откликнулась лиса-обманщица. Чтобы сманить Снегурочку слезть с дерева, она стала называть ее ласковыми именами: “красавица”, “умница”. Но девочка была действительно умница и не поверила хитрым уговорам лисы.
А лиса, в отличие от медведя с волком, уходить не собиралась. Она стала ходить вокруг дерева и ждать, когда Снегурочка сама слезет. Вдруг неподалеку залаяла Жучка. Снегурочка обрадовалась и стала ее звать, рассказывая о своей беде. Лиса услышала, что собака лает и бежит к этому месту, и от страха бросилась наутек. Снегурочка слезла, обнялась с Жучкой, и пошли они вместе домой. Жучка лает, и ни один лесной зверь не осмеливается тронуть Снегурочку.
Привела Жучка Снегурочку домой. Старики так обрадовались, что заплакали. Уложили они ненаглядную дочку спать, а Жучку на радости простили и вновь поставили сторожить двор.
Отзыв о произведении.
В.И. Даль, взяв за основу народную сказку, значительно ее переработал в целях правильного детского воспитания. В начале очень жалко стариков. Снегурочка появляется на свет в награду за их многолетнее ожидание. Но самое главное в сказке – преданность Жучки, которая перенесла обиду и выручила девочку из беды.
Как можно охарактеризовать лягушку из сказки «Лягушка-путешественница»? В данном тесте несколько верных вариантов ответов. Болтливая Злая Печальная Из обретательная Как вёл себя артиллерист после выстрела в произведении «Акула»? Побежал спасать сына Упал подле пушки и закрыл лицо руками Затрудняюсь Как вёл себя артиллерист после выстрела в произведении «Акула»? Побежал спасать сына Упал подле пушки и закрыл лицо руками Затрудняюсь ответить Сел в кресло В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а …. иронично иначе иносказательно Сочинение по картине Григорьева «Вратарь» 7 класс даю 35 баллов Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербуржскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. И.А. Крылов В.Ф. Од оевский М.Ю. Лермонтов Как Рукодельница могла вернуть ведёрко в сказке «Мороз Иванович»? Ей не нужно было ничего делать Она должна была три дня послужить Просто поговорить с Морозом Ивановичем Ей нужно было приготовить еду Сложные вопросы из сказки аленький цветочек о чудище
Я перечитал давно знакомую мне сказку «Снегурочка», где рассказывается о том, как старик со старухой, волшебным образом, слепили из снега живую дочь. Снегурочка выросла за одну зиму. У неё появились подруги. Когда наступила весна, она большую часть времени стала проводить в доме, прячась от солнца. А летом почти не выходила на улицу. Но однажды подруги уговорили её пойти в лес погулять. Там они начали прыгать через костёр и подзадоривать Снегурочку тоже прыгнуть. Она не хотела, но подруги не отставали. В конце концов Снегурочка прыгнула и тут же растаяла над огнём. В связи с этой сказкой мне вспомнился один из наших уроков по основам безопасности жизнедеятельности. Мы рассматривали ситуацию, в которой к мальчику пришли друзья и стали уговаривать сходить вместе в дом, где, по слухам, обитают привидения. Мальчик не хотел туда идти. Друзья стали его дразнить. Но он не пошёл, и был прав. Даже если в доме нет никаких привидений, нельзя без взрослых ходить в безлюдные и глухие места. Если бы Снегурочка тоже сделала разумный выбор, она была бы жива Как я понял, мораль сказки «Снегурочка» такова: нельзя в подражание друзьям делать то, что угрожает жизни и здоровью. Даже если человека будут уговаривать и дразнить, он должен поступить правильно.