чему учит сказка серая шейка для читательского дневника
«Серая Шейка» читательский дневник
«Серая Шейка» – трогательная история о маленькой уточке, которая из-за сломанного крыла не смогла улететь на юг с родной стаей. Лишь благодаря счастливой случайности ей удалось избежать смерти.
Краткое содержание «Серая Шейка» для читательского дневника
Название: Серая Шейка
Число страниц: 32. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка». Издательство «РИПОЛ классик». 2012 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1893 год
Главные герои
Серая Шейка – молодая уточка со сломанным крылом, добрая и наивная.
Лиса – злая, коварная, очень терпеливая хищница.
Заяц – весёлый, но трусливый и беззащитный, друг Серой Шейки.
Селезень и Утка – родители Серой Шейки.
Охотник – добрый старик, пожалевший уточку.
Сюжет
С наступлением осени перелётные птицы стали собираться в дальний путь. В большом выводке Селезня и Утки был один птенец-калека – весной Лиса сломала крыло Серой Шейке, и она не могла летать. Мама Утка очень тревожилась о судьбе дочери и советовала ей держаться полыньи, которая долгое время не замерзала.
Постепенно улетели все птицы, и Серая Шейка осталась в полном одиночестве. Единственным её товарищем стал трусливый Заяц, который всего боялся. Однажды у полыньи оказалась Лиса, которая сразу узнала свою старую знакомую. Она попыталась подманить Серую Шейку, но та была умной уточкой и не подплыла к ней.
Заяц предупредил Серую Шейку о том, какой коварной была Лиса, и уточка стала ещё больше её остерегаться. С каждым днём мороз крепчал и река всё сильнее замерзала. Лиса каждый день приходила проверять, насколько крепким стал лёд, чтобы добраться до беззащитной уточки. Когда полынья стала размером в сажень, Лиса уселась на берегу и принялась звать Серую Шейку, обещая её всё равно съесть.
Так бы и случилось, если бы не счастливый случай. Однажды в лесу появился старый Охотник, который собирался подстрелить зайцев на шубу для жены. Но зайцы бросились врассыпную, оставив Охотника с носом. И тут он увидел пушистую рыжую Лису и выстрелил в неё.
План пересказа
Главная мысль
Спасение зачастую приходит оттуда, откуда его не ждёшь.
Чему учит
Сказка учит терпению, смирению и одновременно стойкости и умению добиваться своего. Кроме того, сказка учит любить своих детей, заботиться о них и никогда не бросать в беде.
Отзыв
Добрая и поучительная сказка показывает, что мир не без добрых людей, и даже в самой сложной жизненной ситуации всегда найдётся кто-то, кто подаст руку помощи.
Рисунок-иллюстрация к сказке Серая Шейка.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, что, несмотря на все трудности, уточка не стала добычей коварной лисы, которая терпеливо поджидала свою добычу. Добро и справедливость победили, и это главное.,0
«Серая шейка» читательский дневник
«Серая шейка» — сказка о доброте и милосердии, о дружбе и желании помочь тому, кто оказался в беде. Читательский дневник сказки поможет заполнить такие данные: жанр, главная мысль, главные герои, краткое содержание, отзыв. Также важно подобрать пословицы к произведению и понять чему учит эта история.
Мамин-Сибиряк «Серая шейка» читательский дневник
Год написания — 1893
Сколько страниц — 19
Основная мысль произведения «Серая шейка»
В сложной ситуации не стоит опускать руки, надо все делать для изменения ситуации, и тогда выход обязательно найдется.
Герои сказки «Серая шейка»
«Серая шейка» план сказки
Чему учит сказка «Серая шейка»?
Сказка учит сочувствию, сопереживанию, доброте и вере в победу. Учит проявлять заботу о ближних и приходить на выручку в тех случаях, когда кто-то в этом нуждается. Учит не терять надежды, того, а верить в лучшее
Отзыв о сказке «Серая шейка»
Это очень хорошая и добрая сказа со счастливым концом. Я очень переживала о судьбе Серой шейки, мне было ее очень жаль. И мне понравилось, что лиса осталась ни с чем, и над ней даже зайцы смеялись. Добро и справедливость победили, и это главное.
«Серая шейка» пословицы к сказке
«Серая шейка» краткое содержание 5-6 предложений
Пересказ
Серая шейка — молодая уточка. Лиса повредила ей крыло и она не смогла осенью улететь со всей стаей в тёплые края. Отец-селезень не любил себя тревожить, а вот мать-утка очень переживала за маленькую Серую шейку: улетая, она наказала ей держаться берега, где стекает ключик, в том месте вода не замерзает даже зимой.
Пришлось коротать зиму в одиночестве, ей было очень одиноко и страшно. А потом она подружилась с Зайцем, который очень сочувствовал и пытался облегчить Серой шейке грустное существование.
Мало того, что полынья, в которой плавала уточка, начала потихоньку замерзать, еще и старая знакомая — лиса, стала наведываться, все ждала подходящего момента — когда лед на реке окрепнет и она сможет безопасно подобраться к уточке и съесть ее.
Наступила зима, и река почти полностью замёрзла, а когда лед по-настоящему окреп, лиса направилась к уточке.
Увидев одиноко плавающую уточку, старик решил взять ее домой, чтобы она не погибла. А по весне выпустить на волю.
«Серая Шейка» — читательский дневник по сказке Мамина-Сибиряка (1 класс)
Год написания: 1893 Жанр: сказка
Главные герои: Серая Шейка — уточка, заяц, лиса
Маленькая уточка по имени Серая Шейка не могла улететь со своей семьей в теплые края, потому что Лиса поранила ей крыло. Когда уточка осталась одна, то от скуки решила пойти в лес. Там Серая шейка познакомилась с Зайцем, который предупредил ее о том, что ей нужно опасаться Лису. Лиса приходила изо дня в день к уточке и ждала пока вся полынья замерзнет. Однажды утром охотник хотел подстрелить Лису, но увидел уточку в почти замерзшей полынье. Он забрал ее и подарил своим внукам.
Главная мысль: Сказка повествует о том, что нельзя сдаваться и нужно всегда идти до конца несмотря на все жизненные препятствия.
Сюжет (краткое содержание)
С наступлением осени перелетные птицы стали собираться в дальний путь. В большом выводке Селезня и Утки был один птенец-калека – весной Лиса сломала крыло уточке Серой Шейке, и она не могла летать. Мама Утка очень тревожилась о судьбе дочери, и советовала ей держаться полыньи, которая долгое время не замерзала.
Постепенно улетели все птицы, и Серая Шейка осталась в полном одиночестве. Единственным ее товарищем оказался трусливый Заяц, который всего боялся. Однажды у полыньи оказалась Лиса, которая сразу узнала свою старую знакомую. Она попыталась подманить Серую Шейку, но та была умной уточкой, и не подплыла к ней.
Заяц предупредил Серую Шейку о том, какой коварной была Лиса, и уточка стала еще больше ее остерегаться. С каждым днем мороз все больше крепчал, и река все сильнее замерзала. Лиса каждый день приходила проверять, насколько крепим стал лед, чтобы добраться до беззащитной уточки. Когда полынья стала размером в сажень, Лиса уселась на берегу и принялась звать Серую Шейку, обещая ее все равно съесть.
Так бы и случилось, если бы не счастливый случай. Однажды в лесу появился старый Охотник, который собирался подстрелить зайцев на шубу для жены. Но зайцы бросились врассыпную, оставив Охотника с носом. И тут он увидел рыжую пушистую Лису, и выстрелил в нее. Когда же он подбежал к полынье, то увидел вместо Лисы Серую Шейку. Она рассказала Охотнику о своем горе, и тот пожалел ее. Охотник забрал с собой беспомощную уточку и принес домой, к внукам.
«Серая Шейка»: главные мысли
Сказка затрагивает такие основные темы, как:
Кроме того, сюжет произведения рассказывает о добре, милосердии и желании помочь тем, кто в этом нуждается. На примере мамы-утки сказка учит любить своих детей и проявлять заботу о них. А на примере старика Акинтича она учит милосердию и состраданию к животным, братьям нашим меньшим.
Пословицы и поговорки к произведению:
Композиция произведения
Книга разделена на 4 главы.
В главе I описывается семья Серой Шейки и почему она стала калекой. Противопоставляются переживания мамы-утки и безразличие селезня к судьбе дочери.
Глава II описывает отлет птиц на юг. Серая Шейка остается одна.
В главе III происходит знакомство Серой Шейки с зайцем, который поддерживает покалеченную уточку. Полынья, в которой Серая Шейка спасается от лисы, постепенно замерзает.
В главе IV наступает развязка и происходит чудесное спасение Серой Шейки.
Идея произведения, художественные средства, раскрывающие ее.
В произведении реальное содержание (отлет птиц, охота лисы) переплетаются с вымышленными (животные чувствуют, думают и разговаривают, как люди).
События сказки иллюстрируются описаниями природы. Например, когда на юг летят журавли, дует холодный осенний ветер, а небо покрыто тяжелыми осенними облаками. Природа созвучна тоске Серой Шейки, которой предстоит остаться одной.
Основная идея произведения – никогда не сдаваться и бороться за жизнь.
Тема: Д. Н. Мамина — Сибиряк «Серая Шейка» план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема: Д. Н. Мамина — Сибиряк «Серая Шейка»
Тип урока: изучение новой темы
— знакомство со сказкой Д. Н. Мамина — Сибиряка «Серая Шейка»;
— формирование представления о жизни и творчестве писателя, его произведениях для детей;
— формирование знаний о рассказе;
— формирование навыка правильного, сознательного и выразительного чтения;
— формирование основ правильной читательской деятельности.
— осознание потребности в чтении рассказа;
— формирование действия нравственно — этической ориентации при определении, хорошо или плохо поступили герои.
— осознание цели чтения;
— формирование самоконтроля и контроля над правильностью чтения;
— формирование действия самооценки;
— формирование действия коррекции при исправлении собственных ошибок.
— формирование действия анализа при анализе художественного текста;
— формирование действия синтеза на итоговой беседе по произведению;
— формирование действия обобщения на этапе формулировки идеи произведения;
— умение извлекать информацию из текста;
— понимать идею текста, авторский замысел.
— формирование умения выразить и обосновывать свою точку зрения;
— формирование умения выразить свои впечатления о прочитанном;
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы с вами будем читать очень интересную сказку. Но для этого нам понадобится учебник. Проверьте, все ли готовы к уроку. Начнем урок.
— Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.
1. КНОСЛИКПРСЛОНГДВОЛКМИТ раб. в парах
У:Ребята, вы узнаете человека на портрете? Кто это?
У: Ребята, это автор произведения, которое мы сегодня будем читать.
Обратите внимание на взгляд. Какой он?
Грустный или веселый? А, может, суровый? Или загадочный?
У: Каким он вам представляется по характеру?
У:Дмитрий Наркисович Мамин — Сибиряк жил давно, в конце прошлого века, родился 6 ноября в заводском поселке Пермской губернии в семье священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог. Когда умер отец, вся тяжесть забот о семье легла на Мамина — Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь.
Цикл «Алёнушкины сказки» Мамин — Сибиряк написал для больной дочери после смерти жены и отзывался о нем так: «Это моя любимая книжка – её написала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное».
Мамин — Сибиряк много путешествует по Уралу, тщательно изучает экономику, историю края. Общение с местными жителями, погружение в самобытную жизнь простого народа дает огромный материал для произведений. Тогда же Мамин становится Маминым — Сибиряком. Свои произведения он часто подписывал литературным псевдонимом Д. Сибиряк, который Дмитрий решил присоединить к своей настоящей фамилии.
После публикации этих произведений становятся заметными основные мотивы творчества Мамина — Сибиряка: уникальное описание природы Урала, ее влияния на человеческую жизнь.
Детские произведения Мамина — Сибиряка уникальны: любовью и нежностью к маленьким людям пронизана каждая строчка прозы писателя. Он изначально задумывал не обычные сказки, а произведения, которые смогут воспитывать чувства ребенка, его разум.
Не менее ценными являются и произведения, в которых описывается природа. Писатель старался развить любовь читателей к родному краю, сделать их не уничтожителями, а защитниками своей природы. В честь писателя названо несколько улиц.
У:а сейчас проверим, как вы внимательно слушали. Ребята, какая настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича?
У: Какой псевдоним он себе придумал?
У: В какой семье он родился?
(В семье священника и учительницы начальной школы. )
У: Как называется цикл сказок, который он написал для своей дочери?
У:Молодцы, ребята, внимательно слушали.
Ребята, давайте подготовимся к чтению произведения.
Поросль – молодые побеги растений.
Бывалые – опытные; много видавшие и испытавшие.
Партии – много лиц, объединяющихся с какой — нибудь целью.
Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки.
Рок– означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже Боги.
Ключ – (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник.
Косяк – стая рыб, птиц.
У: Понравился ли вам рассказ? Чем? Что чувствовали, когда слушали рассказ? Что особенно взволновало вас в рассказе? Кто главные герои рассказа? Кто из героев понравился больше?
У: Чтобы лучше понять рассказ, прочитаем его по частям.
Достаточно. Где происходит действие?
У: Что делали лебеди, гуси, утки в последние дни перед отлетом?
(Начинали готовиться к отлету, объединялись в стаи)
У: Почему Серая Шейка не могла принимать участие в прогулке?
(У нее было сломано одно крылышко)
У: Что чувствовала перед разлукой Старая утка?
(Не спала всю ночь, переживала. )
У: Что она советовала Серой Шейке? Прочитайте.
«Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, — советовала она. – Там вода не замерзает целую зиму».
У: Как вы думаете, что чувствовала Серая Шейка, когда провожала улетавший косяк?
У:Обратимся к описанию природы. Катя, прочитай нам этот отрывок.
Какое настроение у вас вызывает это описание?
(Грустное, тоскливое, печальное)
У: Что чувствует Серая Шейка с приближением зимы?
У:Ребята, давайте сравним состояние природы и состояние Серой Шейки. Обратимся к тексту.
У:«…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке?
Страшно, одиноко, жутко. Большая река и маленькая серая шейка одна.
У:«…среди голых берегов…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности?
У:Есть где спрятаться Серой Шейке?
(Нет, потому что берега оголилась. )
У: Получается, она беззащитна.
«…ветер обрывал листья и уносил их…» Листья улетают, и так же улетает кто?
Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.
У:«…мелкий осенний дождь…» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним?
(Серая Шейка плачет, Старая утка. )
У:Скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?
(Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму. )
У: Через описание природы показывает переживание Серой Шейки. Ребята, о чем говорилось в первой части?
(Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой, ей страшно. )
У: Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание: страницы в учебнике 126 — 136 прочитать, ответить на вопросы
Творческое задание – сделать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки. Продолжить работу в рабочих тетрадях по произведению.
Зимой не только Серой Шейке из сказки Мамина-Сибиряка грозит опасность. Может ли каждый из вас стать спасителем для птиц?
— Я могу похвалить себя …
— Я доволен собой, потому что …
— Я не очень доволен собой, потому что …
У: Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Мне понравились ответы. Читали хорошо, без ошибок.
Урок окончен. Всем спасибо.
Чему учит нас сказка?
На самом деле многому. И это даже несмотря на то что сказка — произведение детское. Тут и материнские чувства, и равнодушие отца. Сколько таких семей, где родители заряжены по отношению к ребенку полярно? Тут есть и памятник человеческому, подростковому мужеству. Краткое содержание сказки «Серая Шейка» (по крайней мере, хочется в это верить) присоединяет, заставляет сопереживать читателя мытарствам уточки.
Она и сама понимала, что шансов выжить у нее немного. Но стоит отдать должное ее мужеству и стойкости. Она не запаниковала, не совершила самоубийство, бросившись в пасть Лисы, а мужественно боролась до самого конца, и удача улыбнулась ей.
Ценнее всего то, что все эти моральные императивы (посылки, установки, предписания) «вмонтированы» в детскую сказку. Таким образом, ребенок, читая ее, становится чуть человечнее и добрее. Он понимает, что мир не так уж плох и зол, как представляют сейчас различные ток-шоу.
Таким получилось краткое содержание рассказа «Серая Шейка». Мы не только пересказали содержание, но и раскрыли моральное содержание произведения Мамина-Сибиряка.
Глава 1. Неприятные хлопоты и Селезень-ницшеанец
Рассказ начинается с картины, как разные птички собираются на юг. Тяжелее всех приходится Старой Утке. Перед ней стоит непростая моральная дилемма. У нее есть дочка – Серая Шейка. Когда она еще была маленьким утеночком, Лиса сломала ей крылышко, и теперь юная утка не может летать. Теперь Шейка только плавает, зато плавает отменно.
Не секрет, что не все птицы добираются до теплых стран. Причем мы говорим о животных в хорошей физической форме. Мама волновалась, ведь придется оставить ребенка совсем одного, а кругом дикие звери и не слишком благоприятные погодные условия. Даже краткое содержание «Серой Шейки» дает понять, почему так мучилась мама-утка.
Селезень (муж Старой Утки) относится к мучениям жены равнодушно, даже цинично. Он говорит, что, конечно, Серую Шейку жалко, но у мамы-утки есть и другие дети. В своих размышлениях Старая Утка дошла до того, что решила остаться с дочкой-калекой. А здоровые дети? Здоровые дети справятся и без нее.
Селезень, которому был не чужд дух философии Ницше, подходил к проблеме Серой Шейки на удивление равнодушно. Он считал, что раз дочка доставляет столько неудобств, то лучше было бы, если бы Лиса ее тогда загрызла.
Краткое содержание «Серой Шейки» достаточно четко позволяет понять материнское сердце и необъяснимую черствость отца «неправильного» утенка.
Появление Лисы
Однако для уточки, которая осталось одна без помощи и поддержки, были и плохие новости. Лиса прознала, что Шейка теперь без защиты, и стала ее навещать. А озеро все больше покрывалось льдом. Уточке оставалась только небольшая часть водной глади, где цвела полынь, для того чтобы плавать. Лиса ходила вокруг этого островка и облизывалась. Справедливо полагая, что Шейка не может быть бдительной все время, и когда-то она забудется.
Мастерски все сделал Мамин-Сибиряк. Серая Шейка в этом месте заставляет читателя очень тревожиться за свою судьбу.
Мамин — Сибиряк Дмитрий сказка «Серая шейка»
Читательский дневник по сказке «Серая шейка» Дмитрия Мамина-Сибиряка
Автор: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Название произведения: «Серая шейка»
Главные герои: Серая Шейка, Селезень, Старая Утка, Заяц, Лиса.
Второстепенные герои: охотник.
Характеристика главных героев:
Серая Шейка — добрая и отважная уточка.
Сумела выжить, хоть и была с раненым крылом.
Находчивая и бесстрашная.
Лиса — хитрая, ловкая и злая.
Хотела съесть Серую шейку, но чуть не погибла от выстрела.
Заяц — весёлый, неунывающий. Верный друг.
Селезень — отец Шейки. Суровый, неумолимый.
Утка — мать Шейки. Добрая, отзывчивая.
Характеристика второстепенных героев:
Старик — Добрый и милосердный.
Спас уточку и забрал её с собой.
Краткое содержание сказки «Серая шейка»
Осенью утки собиралась улетать на юг.
Не могла с ними лететь только Серая Шейка, у которой одно крыло было сломано лисой.
Мать сильно жалела дочку, но отец был неумолим. Им надо было лететь.
Мать-утка рассказала дочери, как выжить зимой, плавая в полынье.
Они улетели, и Шейка осталась одна.
Уточка сильно тосковала, но вскоре подружилась с зайцем.
Тот рассказал, что вокруг бродит лиса.
Она не могла добраться до Шейки, но ждала, пока полынья не замёрзнет.
Лиса часто приходила к полынье и издевалась над уточкой.
И вот полынья стала совсем крошечной.
Лиса поползла к уточке.
В это время старик охотился на зайцев, те разбежались и привели старика к полынье.
Охотник увидел лису и выстрелил.
Он промахнулся, лиса убежала.
Но старик подобрал уточку и принёс домой, где она выздоровела.
План рассказа:
Основная мысль сказки «Серая шейка»
Главная мысль сказки в том, что любую беду можно пережить, если тебе помогают друзья.
Основная идея сказки в том, что не надо отчаиваться, всё может измениться в лучшую сторону.
Чему учит сказка
Произведение учит быть добрым, отзывчивым, бдительным, сопереживать другим.
Учит не терять надежды и верить в лучшее.
Краткий отзыв по произведению «Серая шейка» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, как важно для человека или животного иметь друга.
Иметь того, кто поддержит морально и поможет в трудную минуту.
Для уточки-калеки таким другом стал заяц, столь же беззащитный и несчастный.
Он тоже боялся лисы, но ещё больше возмущался, видя жестокость рыжей хищницы.
Это очень интересная и увлекательная сказка со счастливым концом.
Автору удалось рассказать о том, как проводят зиму различные животные.
Как они справляются с холодами и снегом.
Мне очень понравился добрый заяц, который поддерживал свою подружку и не давал уточке совсем приуныть.
Но и сама Шейка мне тоже понравилась.
Она была мужественной и смело смотрела в лицо опасности.
Уточка знала, что спасти её может только чудо, но боролось до конца.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что какой бы безвыходной нам ни казалась ситуация, надежду терять всё равно нельзя.
Если человек сам не сдаётся, он непобедим.
И у него всегда остаётся шанс переломить ситуацию в свою пользу.
Пословицы к сказке:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Сквозь дым от выстрела охотник видел, как что-то метнулось на льду, — и со всех ног кинулся к полынье;
по дороге он два раза упал, а когда добежал до полыньи, то только развёл руками,
— воротника как не бывало, а в полынье плавала одна перепуганная Серая Шейка.
— Вот так штука! — ахнул старичок, разводя руками.
— В первый раз вижу, как Лиса в утку обратилась.
— Дедушка, Лиса убежала, — объяснила Серая Шейка.
Ещё читательские дневники по произведениям Дмитрия Мамина-Сибиряка:
Библиотека читательских дневников автора пополняется.