в чем преимущества холдинга
Что представляет собой холдинг и как им управлять
Холдинги — весьма активные участники рынка 21 века. Несмотря на это, они практически не регулируются законодательством. Это понятие редко можно встретить в нормативных документах. Большинство аспектов деятельности холдингов определяется на основании существующей практики.
Как учитываются международными холдинговыми компаниями в целях налога на прибыль акции (доли) дочерних компаний, доходы от их реализации, а также дивиденды?
Что собой представляет холдинг?
Единое понимание холдинга на данный момент отсутствует. Законодательного определения его не существует не только в России, но и в других государствах. Термин «холдинг» произошел от английского слова, обозначающего «держать». В широком смысле, это группа организаций, включающая в себя материнскую и дочерние компании. В узком смысле, это материнская компания. В словаре РФ дано определение холдинга: это компания, которая приобретает контрольные пакеты акций других организаций для осуществления контроля над ними. Существует много определений холдинга. Однако все они содержат общий признак – это группа компаний, которые зависимы друг от друга.
Вопрос: Должна ли головная организация банковского холдинга на своем официальном сайте в сети Интернет размещать информацию о лицах, входящих в состав органов ее управления, а также банковских группах и банковских холдингах, в которые она входит?
Посмотреть ответ
Законодательное регулирование
Как уже сказано выше, холдингам практически не уделено внимания в нормативных актах. В ГК РФ этого понятия нет вовсе. Впервые в законодательстве холдинг замечен в законе РСФСР от 3 июля 1991 года «О приватизации госпредприятий». Однако и в нем точного определения группам компаний не дано. Термин разъяснен только в Указе Президента РФ №1392. Однако в этом нормативном акте говорится только об организациях, возникающих вследствие приватизации.
К СВЕДЕНИЮ! Можно сказать, что холдинги практически никак не регулируются правовыми актами. Управление ими осуществляется на основании сложившейся практики.
Преимущества холдингов
Многие компании объединяются в холдинги, и на это есть причины. Популярность этой юридической формы объясняется следующими ее преимуществами:
Организация холдинга не гарантирует достижения всех перечисленных преимуществ. Для обеспечения всех этих достоинств нужно приложить силы к обеспечению эффективной деятельности, разумному распределению функций. Рассмотрим недостатки холдингов:
В холдинге будет работать огромный штат сотрудников, что также приносит определенные сложности.
Как организовать холдинг?
Рассмотрим основные этапы создания холдинга:
ВАЖНО! Данный порядок основывается на законе «О приватизации госпредприятий» от 1991 года. Он касается только создания холдинга на основании приватизированного предприятия. В других случаях организация групп компаний будет регулироваться в основном локальными актами. Можно, к примеру, создать дочерние компании.
Разновидности холдингов и особенности их построения
Организация холдинга зависит от его типа. Вид групп компаний определяется на основании индивидуальных потребностей.
Горизонтальная структура
Горизонтальная структура предполагает одну материнскую компанию, а также ряд дочерних фирм, которые аналогичны друг другу. Основной способ повышения эффективности такого холдинга – максимальное территориальное расширение. Примером такого образования может быть сеть магазинов. Горизонтальная структура характерна для оптово-розничной торговли. Рассмотрим ее преимущества:
Однако у этого варианта есть минусы:
Вариант с горизонтальной структурой подходит торговым маркам.
Вертикальная структура
Вертикальная структура подходит предприятиям полного цикла. К примеру, одна компания отвечает за обработку, вторая – за транспортировку, третья – за реализацию. Примером вертикальной структуры может стать агрохолдинг. Ее преимущества:
Минусом является необходимость в доскональном знании всех особенностей каждого направления деятельности.
Распространенные проблемы при управлении холдингом
Управление холдингом осуществляется на основании нормативных актов. Рассмотрим наиболее распространенные управленческие проблемы:
Для эффективного управления очень важно разработать общую финансовую и инвестиционную политику. Для каждой дочки следует установить общие правила. Во главе каждой организации нужно поставить опытного менеджмента.
Преимущества и недостатки холдингов
Самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной российской экономике являются холдинги. Холдинговым компаниям принадлежит особая роль в формировании бюджета страны. Так, на протяжении нескольких лет их налоговые платежи превышают 60% в общем объеме поступлений федеральных налогов и сборов в России. Из них почти 20% составляют налоговые отчисления газового холдинга «Газпрома».
Исторический анализ формирования понятия «холдинг» в российской правовой и научной литературе представлен ниже в таблице.
Источник, дающий
определение
Предлагаемое определение холдинга
Пункт 1.1 Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденного Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392
Холдинговой компанией признается предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. На основании этих контрольных пакетов холдинговая компания влияет на вынесение этими предприятиями своих решений
Кравченко Е.Н. Такие разные холдинги // Учет. Налоги. Право. 2000. N 17
Под холдингом понимается структурированная организация юридических лиц, одно из которых (холдинговая компания) имеет возможность оказывать влияние на решения остальных участников холдинга (дочерних компаний)
Российский энциклопедический словарь. М., 2001. Т. 2. С. 1728
Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. М.: ООО «Городец-издат», 2003
Холдинги. являются разновидностью группы лиц, основанной на отношениях экономи- ческой зависимости и контроля, участники которой, сохраняя юридическую самостоя- тельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы, который в силу владения контрольными пакетами акций (долями участия в уставном капитале), договора или иных обстоятельств оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы
Портной К. Правовое положение холдингов в России: Научно- практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2004
Проект Федерального закона «О холдингах» (проект N 99049555-2)
Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно- практ. издание: Учеб. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 50
В последнее время в России холдингами называют любые конгломератные объединения коммерческих структур, в которых отношения между управляющей компанией и дочерними подразделениями регулируются не только и не столько правом собственности или мерой участия в уставном капитале, сколько посредством тех или иных форм договорных отношений, определяемых действующим законодательством.
На основании вышеизложенного предлагаем следующее определение холдинга.
Виды холдингов
В связи с недостаточной разработкой вопросов, связанных с особенностями отдельных видов холдингов, большое теоретическое и практическое значение имеет научно обоснованная классификация холдингов. Выявление на ее основе особенностей отдельных видов холдингов позволит более четко урегулировать вопросы деятельности холдингов в законодательных и подзаконных нормативных актах.
Классификацию холдингов можно проводить по следующим критериям.
1. Исходя из типов зависимости, установленных законодательством, холдинги следует подразделить на:
Наиболее распространенными в российском и мировом бизнесе и, соответственно, изученными в научной литературе являются имущественные холдинги. При этом очень часто на практике, применительно к конкретному холдингу, имеет место не один, а несколько типов зависимости. Наличие организационного типа зависимости, как правило, дополняет имущественную и договорную зависимость и вытекает из владения контрольным пакетом акций (долями участия) или договора. Договорная зависимость зачастую формируется в развитие имеющегося контроля в уставном капитале.
2. В зависимости от того, является ли головная компания холдинга исключительно только держателем акций (или долей участия) дочерних обществ, не занимаясь при этом самостоятельной производственной, торговой, банковской или иной коммерческой деятельностью, или же она занимается также и какой-либо коммерческой деятельностью, выделяют два вида холдингов:
2) смешанные холдинги.
В чистом холдинге головная компания никакую коммерческую деятельность не проводит, а, владея контрольными пакетами акций (преобладающим долевым участием) иных участников холдинга, осуществляет только контрольные и управляющие функции по руководству и координации деятельности других участников холдинга.
3. В зависимости от характеристики собственников можно выделить следующие разновидности холдингов: государственный и частный холдинг.
Семейным холдингом является, например, известная корейская фирма «Daewoo», крах которой в 1999 г. вызвал шок у многих корейцев. Жители Южной Кореи в течение многих десятилетий твердо верили в неуязвимость огромных многопрофильных семейных холдингов, которые определяют лицо корейской экономики и которые до того времени пользовались безусловной поддержкой правительства.
4. В зависимости от характера производственных и экономических отношений между участниками холдинга и способа организации холдингового объединения различают горизонтальные, вертикальные и диверсифицированные холдинги.
Специфика горизонтального холдинга состоит в том, что дочерние общества, входящие в холдинг, рассредоточены. Холдинг позволяет создать единую политику в отношении конкретного вида товара (реализуемую в виде скидок, подарков для клиентов и т.д.). В данном случае централизация управления играет важную роль в выработке общей политики.
Диверсифицированные холдинги в отличие от горизонтальных и вертикальных представляют собой форму объединения различных бизнесов, действующих на разных рынках. Их создание связано с распространением хозяйственной деятельности холдинговой компании на новые сферы (с расширением номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т.д.). При этом нередко компании не идут на полное слияние, а создают тот или иной механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями.
Международные холдинги широко используют форму диверсифицированной холдинговой компании с целью контроля и руководства дочерними АО, выделяемыми по какому-либо признаку (национальному, отраслевому и т.д.).
5. С точки зрения функционального наполнения деятельности холдинговой компании или головной организации холдинга в зарубежной и российской литературе выделяют финансовый, управляющий, а также смешанный финансово-управляющий холдинг.
Финансовый холдинг имеет в качестве преобладающей функции формирование портфеля долевого участия основного общества в дочерних. В финансовом холдинге основное общество не осуществляет управленческой деятельности по руководству объединением. Этот вид холдинга, с нашей точки зрения, можно классифицировать как инвестиционный холдинг.
Управляющим холдингом является холдинг, в котором основное общество осуществляет единое экономическое руководство дочерними. Т. Келлер называет управляющий холдинг холдингом в узком смысле. Другие специалисты считают именно управляющий холдинг классическим.
6. С точки зрения наличия «системы участия» структурной сложности выделяют основной холдинг и промежуточный холдинг, или субхолдинг.
Промежуточные холдинги существуют в многоуровневых холдинговых объединениях, когда дочерние общества основного холдинга составляют промежуточный холдинг, являясь материнскими обществами в отношении своих дочерних обществ, выступающих по отношению к основному холдингу как «внучатые».
7. В зависимости от дислокации деятельности предприятий холдинга можно выделить: транснациональный холдинг и национальный холдинг.
Транснациональным холдингом является холдинг, хозяйственные общества которого дислоцируются в различных государствах. Вследствие, как правило, широкого географического рассеивания его обществ, транснациональные холдинговые (головные) компании часто регистрируются в государствах, которые наряду с особыми налоговыми преимуществами (в виде особенно выгодного налогообложения иностранных доходов от участия и прибыли) облегчают доступ к международным финансовым рынкам и особым инструментам финансирования.
Существенным признаком национального холдинга является дислокация его участников в одном государстве.
8. С позиции отраслевой принадлежности различают отраслевые и межотраслевые холдинги. Так, например, вертикально интегрированные нефтяные компании являются отраслевыми холдингами. Можно назвать промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, энергетические и другие холдинги. Не каждый из этих видов холдингов имеет специфическое правовое регулирование, отдельные даже не упомянуты в законах и иных правовых актах. Сказанное не относится к банковскому холдингу, в отношении которого действующим законодательством установлен особый правовой режим.
Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).
9. В зависимости от функций дочерних обществ различаются такие холдинги, как контрольный холдинг, холдинг на основе менеджмента, холдинг ценных бумаг, холдинг долевого участия, холдинг капитала.
На практике чаще всего встречаются контрольные холдинги и холдинги долевого участия.
В контрольном холдинге головная (холдинговая) компания владеет контрольными пакетами акций других участников холдинга, благодаря чему оказывает определяющее влияние на их деятельность.
Необходимо иметь в виду, что в данном случае возможна такая ситуация, когда холдинговая компания с относительно небольшой долей участия может оказывать существенное влияние на управление акционерной компанией, входящей в соответствующий холдинг. Это случается при сильно рассеянном капитале или слабых интересах в управлении других акционеров.
10. Другие виды холдингов.
Выделяют также классический и распределенный холдинги, достаточно широко встречающиеся в российской практике. Рассмотрим вышеуказанные виды холдингов, которые получили большое распространение в сфере гражданского оборота.
К классическому холдингу относятся объединения предприятий, контрольный пакет акций которых сосредоточен в руках материнской компании. Здесь, однако, необходимо уточнить, что термин «контрольный пакет акций» используется в данном случае в широком смысле (в соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях), так как в ряде российских холдинговых компаний дочерние хозяйственные общества не являются акционерными обществами, а имеют организационную форму обществ с ограниченной ответственностью или государственных унитарных предприятий.
Распределенный холдинг является разновидностью смешанного (финансово-управляющего) холдинга. К распределенному холдингу следует отнести такие объединения, в которых роль головной компании выполняют несколько самостоятельных обществ, объединенных принадлежностью или аффилированностью одному лицу или группе совместно действующих физических лиц. Распределенный холдинг состоит из нескольких территориально существенно удаленных филиалов, ведущих сложную хозяйственную деятельность, например производственных.
Преимущества и недостатки холдинговой модели организации бизнеса
Преимущества организации бизнеса в холдинговой форме условно можно разделить на две группы. Первая группа связана с эффектом интеграции вообще, независимо от формы, в которой она представлена: холдинг, ФПГ, простое товарищество, поскольку понятно, что в период всеобщей экономической глобализации осуществлять деятельность в автономной, некооперированной структуре, как правило, менее выгодно, чем в интегрированной. Вторая группа преимуществ холдинга связана со спецификой именно этой формы предпринимательского объединения.
Эффект объединения хозяйственных обществ в холдинг как синергетический эффект системы заключается в том, что преимущества от объединения достигаются не посредством арифметического сложения, а умножением возможностей всех организаций, входящих в структуру холдинга. Холдинги как разновидность предпринимательских объединений в сравнении с неинтегрированными коммерческими организациями обладают следующими преимуществами:
— реализацией масштаба используемых ресурсов (производственных фондов, инвестиционных средств, трудовых ресурсов), в том числе возможностью привлечения квалифицированного управленческого, научного, производственного персонала;
— минимизацией для участников объединения в сравнении с обособленными производителями, не входящими в него, отрицательного воздействия конкуренции, поскольку участники объединения, как правило, не допускают взаимной конкуренции на одном и том же рынке;
— возможностью производства конкурентоспособной продукции (работ, услуг) вследствие создания самодостаточной вертикально интегрированной системы от добычи сырья до выпуска законченной продукции высокой степени переработки;
— значительной централизацией капитала, который в зависимости от экономической конъюнктуры может «перетекать» из одной сферы предпринимательской деятельности в другую;
— возможностью диверсификации производства для снижения предпринимательских рисков и обеспечения специализации отдельных видов деятельности как условия их конкурентоспособности;
— объединением производства, технического опыта и научно-исследовательских разработок, возможностью интеграции науки и производства;
— возможностью осуществлять согласованную финансовую, инвестиционную, кредитную политику;
— имиджем крупной и влиятельной интегрированной структуры;
— возможностью лоббирования в законодательных и правительственных органах. Так, с 1 января 2008 года при переводе прибыли из дочерней компании в материнскую в форме дивидендов налог на прибыль платить с них не надо, если материнская компания владеет контрольным пакетом «дочки» больше года, этот пакет стоит более 500 млн. рублей и «дочка» не зарегистрирована в офшоре. Принятие данного закона выгодно многим российским холдингам, так как достигается экономия на налоге на прибыль в сотни млн. рублей;
— гибкостью и мобильностью в выборе организационно-правовых форм участников холдинга, в распределении между ними функций, определении степени их автономии;
— облегченностью процедур создания и реструктуризации холдингов (отсутствие регистрационных процедур, приобретение бизнеса через покупку акций);
— устойчивостью и стабильностью (нельзя добровольно выйти из состава холдинга);
— ограниченным риском ответственности (основное общество несет ответственность по долгам дочернего только в случаях, установленных федеральными законами);
— распределением коммерческих рисков (особенно для диверсифицированных холдингов);
— возможностью спекуляций на акциях дочерних обществ;
— эффективностью финансового и налогового планирования;
— конфиденциальностью контроля для владельцев бизнеса, находящихся на верхушке холдинговой пирамиды.
Не каждое холдинговое объединение обеспечивает единовременно реализацию всех перечисленных преимуществ. Отдельные из названных преимуществ холдингов оборачиваются для других субъектов (государство, граждане, другие предприниматели, например контрагенты по договорам) обратной стороной и могут быть отнесены с точки зрения реализации их интересов к недостаткам. Здесь следует исходить из общего подхода защиты прав и законных интересов всех участников правоотношений, осуществляющих свои права разумно и добросовестно.
К недостаткам холдинговой модели организации бизнеса наряду с очевидными преимуществами можно отнести:
— отсутствие внутри холдинга конкуренции, влекущей за собой возможность сохранения нерентабельных производств и снижения экономической эффективности холдинга в целом;
— бюрократизацию управления, сложность иерархической структуры;
— неоптимальное налогообложение участников холдинга, отсутствие «налогового единства» холдинга;
— сложность управления холдинговым объединением:
а) большое количество субъектов корпоративных отношений, имеющих различные интересы;
б) высокие транзакционные издержки (в том числе усложненный документооборот);
— отсутствие адекватного нормативно-правового регулирования холдингов;
— отсутствие особенностей правового регулирования совершения сделок с заинтересованностью внутри холдинга.
Таким образом, холдинг как предпринимательское объединение, представляющее собой производственно-хозяйственный комплекс, отвечает следующим условиям:
1) это объединение может выступать в качестве единого субъекта;
4) объединение проводит единую политику (инвестиционную технологическую, производственно-хозяйственную, финансовую или научно-техническую).
Плюсы и минусы создания холдинга
Холдинги – одна из самых распространенных форм предпринимательских объединений. Им принадлежит особая роль в формировании бюджета нашей страны. Прежде чем говорить о преимуществах и недостатках холдинговых компаний, необходимо разобраться с тем, что собой представляет данное объединение.
Что такое холдинг?
Холдинг – это акционерное общество, представляющее собой совокупность нескольких коммерческих организаций, включающих в себя материнскую компанию и несколько более мелких дочерних компаний. Первая из которых владеет контрольным пакетом акций и осуществляет контроль за работой всех структурных подразделений. Остальные акции холдинга распределяются между дочерними компаниями. Дочерние компании холдинга юридически самостоятельны. Они имеют право заключать коммерческие сделки от своего имени, однако более важные решения, относящиеся к деятельности всего холдинга, принимаются только материнскими компаниями.
Холдинг имеет свои особенности:
Данные предпринимательские объединения имеют как массу преимуществ, так и массу недостатков. И те и другие нужно учитывать пред тем, как создавать холдинг. Ниже рассмотрим детальнее основные плюсы и минусы создания такого объединения.
Каковы основные плюсы создания холдинга?
Холдинговые корпорации имеют массу преимуществ по сравнению с обычными объектами хозяйственной деятельности:
Минусы холдинга
Данные объединения имеют как массу преимуществ, так и массу недостатков. К основным из них можно отнести:
Выводы и рекомендации
Холдинговая модель бизнеса требует больших капиталовложений, это крупное акционерное общество, управлять которым довольно сложно. Важно уметь организовать и скоординировать работу всех дочерних предприятий таким образом, чтобы достичь общей цели. Перед внедрением такой модели ведения бизнеса, важно оценить все риски и просчитать наперед возможные финансовые результаты.
Огромное преимущество такой системы в независимости. Таким огромным компаниям не страшна конкуренция – они зачастую сами диктуют условия на рынке. Кроме того нет необходимости зависеть от поставщиков, перерабатывающих и реализующих предприятий – все это находится в одном месте, главное правильно скоординировать работу, чтобы не было «слабых мест».
Что такое холдинг? Виды, особенности, плюсы и минусы
Холдинг – сложная структура организаций коммерческого типа, включающая материнскую компанию и ряд мелких, подконтрольных ей фирм. У головного предприятия основной пакет ценных бумаг, остальные акции распределяются между подчиненными компаниями.
Содержание
Общая информация
Под холдингом подразумевается акционерное предприятие, имеющее основной пакет ценных бумаг в независимых, с юридической точки зрения, фирмах, контролирующее действия. Все производства, включенные в совместную сеть, проводят все операции от своего имени, но привилегия ключевого урегулирования вопросов по деятельности остается за холдинговым предприятием.
Основным преимуществом такой структуры является возможность борьбы с конкурентами совместными, объединенными усилиями. Головная фирма в холдинге обладает преимуществами, которые представлены правом:
Образование корпорации позволяет возродить административные методики координации работы. Управление подразумевает возможность замены руководящих кадров по решению держателей акций, оценка возможных рисков при управлении денежными потоками в рамках общей стратегии.
Особенности
На головную компанию возлагается ответственность по контролированию работы нижерасположенных сегментов корпорации. Она выполняет обязанности единственного исполнительного органа, проверяет их хозяйственную деятельность.
Влияние на вторичные конструкции корпоративного объединения осуществляется в рамках существующего законодательства.
Структура холдинга может состоять из предприятий, ответственных за производство, транспортные услуги, закупку, сервис и реализацию изготовленной продукции.
Крупные коммерческие конструкции образуются при слиянии отдельных предприятий, в зарубежной версии соединение затрагивает компании, находящие внутри страны и за ее пределами. Строение холдинговой системы представлено головной фирмой и подчиненными первичными и вторичными компаниями. Основное предприятие контролирует нижестоящие в структуре подразделения, имея в активе 5% ценных бумаг, вторичные фирмы не могут владеть денежными документами основного предприятия.
Результатом слияния становится право распоряжения главным предприятием собственностью, которая по стоимости превышает в несколько раз ее фактический капитал. Концентрация ценных бумаг позволяет облегчить решение задач финансового и хозяйственного типа, обеспечить слаженную работу нескольких компаний.
Регистрация корпорации проводится в любой из ОПФ:
Техническая политика холдингового предприятия подразумевает создание единого центра, подчиненного головному офису, с целью проведения научно-технических исследований и разработок с последующим предоставлением полученных достижений вторичным компаниям.
Основной целью крупного холдинга является распределение ассортимента изготавливаемой продукции и экономического пространства для реализации товаров между вторичными фирмами, с целью предотвращения конкуренции между собственными компаниями.
На территории Российской Федерации законодательными актами предусмотрена регистрация двух вариантов холдингов:
Материального варианта – подразумевает объединение, где большая часть капитала состоит из ценных бумаг вторичных компаний. Ключевая роль деятельности материнского предприятия заключается в финансовых операциях, иные виды активности не предусмотрены действующим законодательством. Финансовый холдинг соединяет денежные средства, а не фирмы.
Смешанного – основная компания имеет все права на изготовление продукции и последующую их реализацию. Эта форма подходит технологично связанным предприятиям со смежной деятельностью и объединенным научным исследовательским центром.
Российские холдинги представлены «РосБизнесКолсатингом», «Агрохолдингом», РАО «ЕЭС России», «Газпромом», «Сургутнефтегазом», «Лукойлом».
Под агрохолдингом подразумевается группа юридических лиц, занимающаяся сельскохозяйственной деятельностью и реализацией готовой продукции. В общепринятом смысле такой тип объединения отвечает за производство продуктов питания и обеспечение населения страны продовольственными товарами.
Объединения подразделяются на несколько подвидов:
Существует два варианта управления подчиненными предприятиями основной фирмой, которые представлены:
Род деятельности у материнской фирмы зависит от выполняемых работ и функций. Деление по разновидностям представлено:
Консервативной версией – ключевая компания не занимается производством, ее деятельность заключается в регулировании работы смежных дочерних фирм. Основное предприятие имеет большую долю ценных бумаг из актива всех нижестоящих структурных подразделений.
Комбинированной – при которой основное предприятие проводит определенные виды работ: занимается определенным видом услуг, выпускает продукцию. Параллельно проводит наблюдение за зависимыми компаниями, управляет их работой.
Объединение в холдинг рассматривается на фоне взаимных связей между разными производствами. Структурное деление представлено:
Объединенным вариантом – в нем компании связаны технологическим циклом. Такой тип объединения встречается в холдингах нефтегазовой направленности, где головная фирма совмещает предприятия, отвечающие за добычу, перевоз, переработку и дальнейший сбыт готовой продукции.
Конгломератовым – включающим в себя различные производства, не связанные смежными обязательствами. У каждой фирмы собственный бизнес, на который не влияет работа остальных структур холдинга.
Деление корпоративной структуры проходит по уровню взаимного влияния друг на друга. Строение холдинга представлено разновидностями:
Типичной версией – в ней основное предприятие может управлять нижестоящими подразделениями за счет их контрольного пакета акций. У дочерних компаний нет ценных бумаг головной фирмы, но существуют и исключения из правил: вторичные структуры могу иметь небольшое количество акций ключевого холдинга.
Пересекающейся – такой вариант взаимосвязи встречается в странах Азии, где банковские и промышленные предприятия владеют контрольными пакетами ценных документов друг друга. Особенность такого холдинга позволяет быстрее решать проблемы, упрощая предприятиям доступ к материальным средствам и позволяя банкам контролировать работу дочерних компаний, помогая бороться с финансовыми затруднениями при помощи кредитования.
Плюсы и минусы холдингов
К недостаткам холдингов относят бюрократизацию управленческого аппарата, усложненный оборот документов, сложность управления предприятием-гигантом. Отсутствие конкурентной внутренней борьбы приводит к искусственному сохранению нерентабельных производств, снижению экономической эффективности всей структуры.
Положительные стороны холдингов включают имидж солидного предприятия, возможность привлечения ценных сотрудников, стабильность и устойчивое положение.
Вывод
Отличительной чертой холдингов является использование организации собственного капитала для покупки ценных бумаг других предприятий. Деятельность холдинговых корпораций регулируется антимонопольным и налоговым законодательством.