чему учит сказка пришвина кладовая солнца
Пришвин Михаил рассказ «Кладовая Солнца»
Читательский дневник по рассказу «Кладовая солнца» Михаила Пришвина
Автор: Михаил Михайлович Пришвин
Название произведения: «Кладовая солнца»
Главные герои: Настя, Митраша.
Характеристика главных героев:
Митраша — мальчик серьёзный и ответственный.
Храбрости ему не занимать, но любит спорить.
Он сам из ружья убивает волка, хотя целился в зайца.
Настя — старательная и заботливая девочка.
Это старшая сестра Митраши и старается его опекать.
Характеристика второстепенных героев:
Травка — добрая и верная собака. Не может забыть своего хозяина.
Серый помещик — волк, жадный, жестокий.
Краткое содержание «Кладовая солнца»
В селе возле болота жили сироты.
Девочка Настя и её брат Митраша.
Они были хозяйственными и самостоятельными.
Однажды дети отправились на болото собирать клюкву.
В дороге они поругались и пошли порознь разными тропами.
Митраша попал в трясину и стал кричать, зовя на помощь.
Его сестра увлеклась сбором клюквы и не слышала брата.
Брат и сестра встретились и помирились.
Они отдали собранную клюкву раненым солдатам в госпиталь.
План рассказа:
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль рассказа «Кладовая солнца»:
Главная мысль рассказа в том, что нужно держаться вместе, быть командой и помогать друг другу, несмотря на разногласия.
Основная идея рассказа в том, что болота представляют собой огромное богатство, расходовать которое нужно бережно и аккуратно.
Чему учит рассказа
Произведение учит находить компромиссы, договариваться и поддерживать друг друга.
Учит никогда не опускать руки, бороться до конца.
Учит любить и беречь природу.
Краткий отзыв по произведению «Кладовая солнца» для читательского дневника:
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что часто мелкие ссоры и обиды серьёзно вредят большому делу.
Люди не могут найти общий язык и делают всё наперекор.
Вот и герои рассказа поссорились в самый ответственный момент.
Из-за этого мальчик едва не погиб.
Дети были неправы оба.
Митраша потому что хотел всё делать сам, слишком верил в свои силы.
Настя потому что была упрямой и тоже самоуверенной.
Это интересный и поучительный рассказ, в котором автор описал почти реальный случай на болоте.
Писателю удалось показать, как опасно разделяться в лесу, действовать поодиночке.
Тогда как дикая природа всегда таит в себе опасность.
Несмотря на это, мне очень понравились герои рассказа.
Они были смелыми, упорными, трудолюбивыми.
Они привыкли полагаться на свои силы.
В этот раз такая самоуверенность подвела их, но они учли урок.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что нельзя ссориться по пустякам.
О том, что умный человек уступит глупому, чтобы не было плохо всем.
Пословицы к рассказу:
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Но было уже поздно.
Сгоряча, как раненый, — пропадать так уж пропадать! — на авось, рванулся ещё, и ещё, и ещё.
И почувствовал, что он плотно схвачен со всех сторон по самую грудь.
Теперь даже и сильно дыхнуть ему нельзя было: при малейшем движении его тянуло вниз.
Он мог сделать только одно: положить плашмя ружьё на болото и, опираясь на него двумя руками, не шевелиться и успокоить поскорее дыхание.
Так он и сделал: снял с себя ружьё, положил его перед собой, оперся на него той и другой рукой.
Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Пришвина:
Библиотека читательских дневников автора пополняется.
Нравственные уроки М.М.Пришвина (по рассказу «Кладовая солнца») (5 класс)
Пример 1
М. М. Пришвин – замечательный писатель, создатель разных историй для детей. Сказка-быль “Кладовая солнца” – одно из самых ярких его произведений, являющихся кладезью интересной и поучительной информации. Мы видим, как автор описывает красоту родного края, взаимоотношения людей между собой, а также отношения человека к природе.
Нам, городским жителям, очень интересно и познавательно читать такие истории. Мы видим лося и змею, путешествуем по лесу в поисках ягод. Автор так подробно описывает лес, деревья, которые растут там, поведение животных, что нам хочется тоже оказаться на месте героев и вдохнуть чистый сельский воздух. Пришвин пытается передать нам свою любовь к природе и хочет, чтобы мы тоже прониклись этим чувством и старались относиться бережнее к окружающей среде.
«Чему научила меня сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца»»
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок», — говорит народная мудрость. Конечно же, каждая сказка может научить своих читателей чему-то новому, а уж сказка-быль — тем более. На мой взгляд, «Кладовая солнца» М. М. Пришвина — это настоящая кладовая ценной и интересной информации. Здесь и человеческие взаимоотношения, и богатые знания об особенностях родного края, и даже уроки выживания в трудных ситуациях.
Писатель говорит о том, как важно любить и уметь трудиться. Главные герои повести — брат и сестра — остались одни. Их трудолюбие и хозяйственность помогли им справиться со всем крестьянским хозяйством, оставшимся после смерти родителей, а Митраша даже мастерил соседям деревянную посуду.
В своей сказке М. Пришвин говорит также о важности умения договориться, найти взаимопонимание в сложных ситуациях. Так, если бы дети не поспорили и не рассорились бы друг с другом на развилке дорог в лесу, Митраша не увяз бы в болоте, они быстрее набрали бы клюквы и вернулись домой. И все же ребята поняли свои ошибки, не растерялись, проявили не только силу характера, но и сообразительность — и благополучно выпутались из беды. А это — еще один урок не только для них, но и для нас, читателей замечательной поучительной сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Сказка-быль «Кладовая солнца» — одно из интереснейших произведений Михаила Михайловича Пришвина. В ней он рассказывает о самостоятельной жизни детей-сирот, Насти и Митраши. Картины описания быта детей сменяются интересными приключениями, выпавшими на их долю по пути на Слепую Елань. Дети есть дети, они часто спорят, не соглашаются друг с другом, отстаивают свою правоту. Это чуть не стоило жизни Митраше. Но мальчик, попав в болото, не растерялся, проявил смекалку и мужество, поэтому остался жив.
Травка — добрая и умная собака, она привыкла помогать на охоте Антипычу, поэтому пошла на голос Митраши.
Такие рассказы помогают понять и полюбить окружающую природу, научиться читать ее загадочные страницы.
Природа всегда играет важную роль в художественных произведениях. Она помогает писателю передать состояние души героя, подчеркнуть плохое или хорошее несут в своих характерах и поступках персонажи в повествовании.
В Рассказе «Цапля» автор Владимир Пронский выступает как психолог и философ. Он утверждает вечность и первозданность природы и через отношение человека к ней отражает движение помыслов человеческой души и состоятельность человека как
События, происходящие в рассказе, предельно сжаты и проходят за очень короткий промежуток времени – одни сутки. Одинаковое хобби – охота сблизила двух людей недавно работающих вместе: главного героя и Олега. Олег любил поболтать, а
Заливать про охоту был просто мастак. Это импонировало главному герою. На охоте, на утренней зорьке, Олег ради похоти убивает цаплю, птицу, которую никогда не относили к охотничьим трофеям.
Автор этим эпизодом мастерски обнажает бездушие Олега, не пожалевшего несчастную цаплю, и раскрывает его равнодушие к уникальному и удивительному миру природы, что постоянно перед глазами человека. При этом он заставляет героя рассказа вместе с читателем невольно ежиться от бесполезного убийства цапли и пренебрежительного
Отношения к её мёртвому грациозному телу. Эпизод писатель подытоживает риторическим вопросом о том, зачем человек «стрелял в невредную птицу», совершенно ему не нужную? Автору психологически непонятны и неприятны «людские особи»
Вроде Олега, которые живут, не ощущая своего единения с окружающей природой.
Далее писатель показывает, что мир беспредельной красоты окружает человека, что на земле есть такие люди, как главный герой, чьи сердца открыты природе. Они — прямая противоположность Олегу. И у них от светлой радости общения с природой могут возникнуть нежные чувства даже к простому паучку, возившемуся на росистой метёлке камыша: «У паучка, видимо, в жизни что-то случилось неладное, он бегал по метёлке туда-сюда, словно искал что-то. Ему, наверное, было очень грустно оттого, что он был один, и никто не может ему помочь, а я не знал как».
Последующее изложение событий принимает для главного героя вообще трагический оборот. На вечерней заре два чирка стремительно пролетели мимо. Герой резким движением спугнул другую цаплю, и она поднялась и полетела в сторону Олега.
Он даже не успел крикнуть: «Не стреляй!» — а цапля, сложившись комом, рухнула в заросли…
Дальше герой в это утро охотиться с Олегом больше просто не мог и уехал, чтобы не видеть его. Потом несколько дней герой ходил сам не свой. Правда, через неделю-другую немного отмяк, во всяком случае уже не так злобно смотрел на Олега.
Олег же не чувствовал нравственного мучения за содеянное. Он постоянно подходил к главному герою и что-нибудь спрашивал, например: «На русаков не собираешься?» Но прошедшая охота полностью изменила отношение главного героя к Олегу: « В
Таких случаях я теряюсь и не знаю, что ответить Олегу, на каком языке говорить с ним, и всякий раз неопределённо пожимаю плечами».
Размышляя о рассказе в целом, хочется отметить, что автор подводит читателя к мысли о нецелесообразности варварского вмешательства человека в «данную богом» гармонию природы. Мир природы вечен. Человек является частью природы. Лучшей или худшей — толком мы не знаем, самонадеянно относя себя, конечно, к лучшей. И нередко придумывающей такое, чему никто потом не рад. Например, охота – в наше время просто убийство диких животных без всякой на то необходимости.
Один счастливый человек, философ и мыслитель, Иоанн Дамаскин («Златоструйный»), написал:
Благословляю я тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду…
Пример 2
Зачем были придуманы сказки? Чтобы научить детей отличать добро от зла, показать важность всегда поступать правильно. Значит, сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» тоже научила читателей чему-то хорошему. Чему это произведение научило меня?
Во-вторых, эта сказка учит тому, как важна семья. Мать Насти и Митрашки умерла от болезни, отец погиб на Великой Отечественной войне. Только они были у друг друга, только на себя дети могли положиться. Самые близкие люди на свете поссорились, и из этого не вышло ничего хорошего: младший брат чуть не утонул в трясине, пока старшая сестра собирала клюкву. Девочка чуть не забыла о Митрашке, увлекшись своим занятием. После того, как все закончилось, Настя поняла, как неправильно поступила, и отдала всю собранную ягоду детям, эвакуированным из Ленинграда. Автор хотел донести до читателей, что очень важно заботиться о своих родных, всегда помогать им, что ссоры не должны портить отношения между людьми и мешать достигать общих целей.
Таким образом, сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» научила меня заботиться о природе, уважать её. Еще она показала всю важность семейных отношений и любви к близким.
Чему научила меня сказка — быль Пришвина «Кладовая солнца»
Сказка «Кладовая солнца» Пришвина Михаила написана очень художественным языком о природе для детей и о детях в лесу, об их приключении и других обитателях леса. Он отождествляет лес и деревья с живым существом и рассказывает о них, словно это живые существа, а не просто растения. Автор учит любить и ценить природу, уметь обращаться с нею. Кто умеет обращаться с природой, тому она дарит свои богатства. Надо считаться с природой и тогда можно пользоваться ее благами. А еще учить быть осмотрительными. Она о сиротах мальчике и девочке Насте и
Митраше, которые попали в лес, когда пошли за ягодами. Надо хорошо знать лес и его тайны и обитателей.
Она учит тому, что по сути нет ничего лучше естественного лона природы и ее обитателей. Что человек несмотря на всю урбанизацию и пост индустриальное обустройство мира, должен уделять свое внимание и любить природу и ее обитателей и только тогда, он будет подлинно счастлив.
Кладовая Солнца была написана писателем Михаилом Пришвиным, который очень любил природу, и всегда описывал ее с благоговением и уважением. Это произведение было написано после войны в 1945 году, и речь в нем идет о становлении детских характеров.
автор определяет данное произведение, как сказку, которая является былью.
Он дает намек в том, что даже домашние животные всегда заслуживают нашей любви и нашего уважения, потому что тоже могут быть хорошими друзьями и помощниками.
И всегда нужно верить своим друзьям и подставить плечо помощи, если в этом возникла нужды.
Пришвин учит уважать природу, будь то цветочек или букашка.
Кладовая солнца учит бережному отношению к друг другу, нельзя бросать на произвол судьбы даже если очень сильно поругался, нужно стараться не терять голову в трудных ситуациях. И большая часть произведения учит любить природу, если человек отнесется к окружающей природе с вниманием, то природа обязательно отблагодарит человека.
Сказка «Кладовая солнца»учит тому, что нужно любить природу, ни в коем случае не наносить ей вред, по доброму относится к животным, ведь они очень преданные и вполне могут быть самыми лучшими верными друзьями человеку.
Прежде всего сказка М. Пришвина «Кладовая солнца»учит нас быть рассудительными и, не поддаваться желаниям доказать свою правоту, а слушать голос разума. Если бы девочка и мальчик не старались каждый доказать свою правоту, а вместе пошли по проверенной тропе, то они набрали бы клюквы и вернулись благополучно домой.
Во вторых сказка призывает людей научиться любить, уважать и ценить природу и домашних животных, которые намного преданнее людей.
И конечно же нельзя пройти мимо описаний красоты картин природы, которые так умело и подробно описывает автор.
Прежде всего эта сказка учит нас любить природу, поскольку написал ее великий поклонник русской природы Михаил Пришвин. Вся сказка полна очень красивыми описаниями суровых и опасных, но таких прекрасных мест и их обитателями — лосем, птицами, зайцами. Однако идя в лес не стоит никогда разделяться и капризничать. Если уж вышли в лес вместе, то и дальше следует идти вместе, не чинясь, кто старше, кто умнее или у кого компас. То есть в любом походе должна быть строгая дисциплина. Любой лес это не только безобидные птицы и звери, но и опасные — гадюка, волк, медведь. Справится с ними можно лишь если рядом есть плечо друга. Ну и наконец в этой сказке показана преданная и верная собака, которая даже потеряв старого хозяина, сохранила любовь к человеку. И хорошо, что все хорошо кончается, волк был убит, Настя и Митраша встретились, а собака нашла нового хозяина.
Сочинение: “Чему научила меня сказка-быль Кладовая солнца” М.М. Пришвина, 6 класс
Примеры готового сочинения на тему «Чему научила меня сказка-быль Кладовая солнца», 6 класс
Пример 1
М. М. Пришвин – замечательный писатель, создатель разных историй для детей. Сказка-быль “Кладовая солнца” – одно из самых ярких его произведений, являющихся кладезью интересной и поучительной информации. Мы видим, как автор описывает красоту родного края, взаимоотношения людей между собой, а также отношения человека к природе.
Нам, городским жителям, очень интересно и познавательно читать такие истории. Мы видим лося и змею, путешествуем по лесу в поисках ягод. Автор так подробно описывает лес, деревья, которые растут там, поведение животных, что нам хочется тоже оказаться на месте героев и вдохнуть чистый сельский воздух. Пришвин пытается передать нам свою любовь к природе и хочет, чтобы мы тоже прониклись этим чувством и старались относиться бережнее к окружающей среде.
Пример 2
Зачем были придуманы сказки? Чтобы научить детей отличать добро от зла, показать важность всегда поступать правильно. Значит, сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» тоже научила читателей чему-то хорошему. Чему это произведение научило меня?
Во-вторых, эта сказка учит тому, как важна семья. Мать Насти и Митрашки умерла от болезни, отец погиб на Великой Отечественной войне. Только они были у друг друга, только на себя дети могли положиться. Самые близкие люди на свете поссорились, и из этого не вышло ничего хорошего: младший брат чуть не утонул в трясине, пока старшая сестра собирала клюкву. Девочка чуть не забыла о Митрашке, увлекшись своим занятием. После того, как все закончилось, Настя поняла, как неправильно поступила, и отдала всю собранную ягоду детям, эвакуированным из Ленинграда. Автор хотел донести до читателей, что очень важно заботиться о своих родных, всегда помогать им, что ссоры не должны портить отношения между людьми и мешать достигать общих целей.
Таким образом, сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» научила меня заботиться о природе, уважать её. Еще она показала всю важность семейных отношений и любви к близким.
«Кладовая солнца» читательский дневник
Всего получено оценок: 1844.
Всего получено оценок: 1844.
«Кладовая солнца» – поучительный рассказ о взаимоотношениях брата и сестры, в котором показано, насколько важно слышать друг друга и идти на компромиссы.
Краткое содержание «Кладовая солнца» для читательского дневника
Название: Кладовая солнца
Число страниц: 21. Пришвин М. М. «Кладовая солнца». Издательство «Стрекоза пресс». 2004 год
Жанр: Сказка-быль
Год написания: 1945 год
Главные герои
Настя – двенадцатилетняя девочка, хозяйственная, рассудительная, заботливая.
Митраша – младший брат Насти, решительный, безрассудный, самоуверенный мальчик 10 лет.
Сюжет
В небольшом селе возле Блудова болота жили брат с сестрой – Митраша и Настя. Они были круглыми сиротами: мать недавно умерла от болезни, а отец погиб на войне. Поначалу им помогало всё село, но очень быстро дети стали самостоятельными и научились своими силами управляться с хозяйством.
Однажды Настя и Митраша решили отправиться к Блудову болоту собирать клюкву. В лесу они принялись спорить о том, какой дорогой идти. В результате каждый из них пошёл своей тропинкой. Митраша, решив сократить путь, пошёл по неизвестной дороге и вскоре угодил в болотные топи и начал тонуть. Он звал на помощь Настю, но та его не слышала, увлечённо собирая клюкву. Когда же Настя наконец вспомнила о брате, она принялась звать его, но брат не откликался.
План пересказа
Главная мысль
Родным людям никогда нельзя забывать о любви и согласии.
Чему учит
Рассказ учит отвечать за свои поступки, доверять близким людям, любить животных и природу. Учит тому, что жадность и гордость – не лучший выбор в отношениях между любящими людьми.
Отзыв
В произведении очень гармонично переплетена реальная жизнь со сказкой. Деревья и травы выступают как живые существа, а животные и птицы поступают очень разумно.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Кладовая солнца.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, что Митраша и Настя, хотя и совершили ошибки, но смогли их признать и раскаяться в них. Они поняли, насколько важно действовать сообща и никогда не бросать друг друга в беде.
Сочинение: “Чему научила меня сказка-быль Кладовая солнца” М.М. Пришвина, 6 класс
Пример 1
М. М. Пришвин – замечательный писатель, создатель разных историй для детей. Сказка-быль “Кладовая солнца” – одно из самых ярких его произведений, являющихся кладезью интересной и поучительной информации. Мы видим, как автор описывает красоту родного края, взаимоотношения людей между собой, а также отношения человека к природе.
Нам, городским жителям, очень интересно и познавательно читать такие истории. Мы видим лося и змею, путешествуем по лесу в поисках ягод. Автор так подробно описывает лес, деревья, которые растут там, поведение животных, что нам хочется тоже оказаться на месте героев и вдохнуть чистый сельский воздух. Пришвин пытается передать нам свою любовь к природе и хочет, чтобы мы тоже прониклись этим чувством и старались относиться бережнее к окружающей среде.
Пример 2
Зачем были придуманы сказки? Чтобы научить детей отличать добро от зла, показать важность всегда поступать правильно. Значит, сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» тоже научила читателей чему-то хорошему. Чему это произведение научило меня?
Во-вторых, эта сказка учит тому, как важна семья. Мать Насти и Митрашки умерла от болезни, отец погиб на Великой Отечественной войне. Только они были у друг друга, только на себя дети могли положиться. Самые близкие люди на свете поссорились, и из этого не вышло ничего хорошего: младший брат чуть не утонул в трясине, пока старшая сестра собирала клюкву. Девочка чуть не забыла о Митрашке, увлекшись своим занятием. После того, как все закончилось, Настя поняла, как неправильно поступила, и отдала всю собранную ягоду детям, эвакуированным из Ленинграда. Автор хотел донести до читателей, что очень важно заботиться о своих родных, всегда помогать им, что ссоры не должны портить отношения между людьми и мешать достигать общих целей.
Таким образом, сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» научила меня заботиться о природе, уважать её. Еще она показала всю важность семейных отношений и любви к близким.
Кладовая солнца Анализ произведения
Аннотация. Этот урок позволит говорить с детьми об очень сложной философской проблеме поиска смысла жизни. Начинается разговор с героев-животных: у собаки Травки и волка Серого помещика своя правда.
Чьи жизненные принципы выбрать, к чему это может привести человека на его непростом жизненном пущ когда человек перестаёт быть человеком? Над этими и многими другими вопросами заставляет задуматься сказка-быль Пришвина.
Ключевые слова: правда, смысл жизни, добро, верность, жизнь для других, злость, эгоизм, ненависть, жизнь для себя, любовь, верность.
Хочу предложить вам урок по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». В отличие от предыдущих моих статей, эта посвящена программному произведению. Уроков по нему (как в журналах, так и в Интернете) великое множество. И всё-таки я рискую предложить свой вариант.
В данном произведении отправной точкой для серьёзного разговора стали слова Антипыча о правде. На первый взгляд кажется, что говорить с шестиклассниками на такую сложную тему невозможно. Но это только на первый взгляд. Этот урок получился одним из самых интересных и запоминающихся в моей практике. А понятия «правда Травки» и «правда волка» вошли в лексикон моих учеников и начали применяться ими уже и на других уроках.
— В сказке-были Пришвина, как и в любом художественном произведении, очень много загадок. Например, там есть такой эпизод, когда рассказчик вспоминает, как спрашивали у Антипыча, сколько ему лет, а тот только шутил в ответ. «Антипыч, ну брось свои шутки, скажи нам по правде, сколько же тебе лет?» — спрашивали его. «По правде, — отвечал старик, — я вам скажу, если вы вперёд скажете мне, что есть правда, какая она, где живёт и как её найти». Как вы думаете, о какой правде здесь идёт речь? — Давайте обратимся к словарю. Значение слова «правда» по словарю Ушакова: Правда — то, что соответствует действительности, что есть на самом деле, истина. Открой мне всю правду, не бойся меня. Пушкин. 2. Правдивость, правильность. Никто не думает о правде слов моих.
Идеал поведения, заключающийся в соответствии поступков требованиям морали, долга, в правильном понимании и выполнении этических принципов. Искать правды. Стоять за правду. Жить правдой. Пострадать за правду. — Слово, как видите, многозначное. В каком значении, на ваш взгляд, употребляет слово «правда» Антипыч? — То есть правда — это некий ориентир, к которому надо стремиться, смысл жизни, если хотите. Как же можно перефразировать вопрос Антипыча? (В чём смысл жизни и как его найти?) — Какой серьёзный философский вопрос задаётся в этом произведении! А задумывались ли вы, в чём смысл жизни? В любом случае я предлагаю вам задуматься об этом сейчас.
2. Анализ текста. «Правда Травки и правда волка».
— Давайте вспомним, как жили Настя и Митраша. — Что вы можете сказать об их отношении друг к другу? Они жили и работали очень дружно, помогали друг другу, заботились друг о друге, заботились о своём хозяйстве. — На чью правду похоже их представление о жизни: на правду Травки или правду волка? — Но жизнь так устроена, что она постоянно ставит человека перед какими-то преградами, перед трудностями, проверяет человека на прочность, на верность своим убеждениям, своим принципам. Что в данном произведении послужило проверкой для детей? Их поход за клюквой, их спор, ссора и то, как они вышли из затруднительной ситуации.) — Что послужило причиной их ссоры? Они начали спорить, по какой тропе идти. — Что мы здесь видим вместо дружбы, заботы друг о друге? Как дети себя ведут в этом эпизоде? Какие чувства испытывают по отношению друг к другу? Разозлились, рассердились друг на друга; не хотели слушать друг друга, не желали подчиниться другому; каждый в данный момент думал только о себе; Настя даже плюнула вслед брату.
Задания для первой группы: 1. Прочтите эпизод «Митраша в болоте» (со слов: «Мало-помапу, по мере того как Митраша продвигался вперёд по указанию стрелки и тропы … » до слов: «По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слёзы«) 2. Проследите за тем, как Митраша попал в Слепую елань. Для этого выделите предложения, в которых описана тропа, по которой идёт Митраша. 1) Какое определение даёт этой тропе автор? Почему? По каким признакам можно определить, что перед нами тропа, по которой ходили люди? 2) С какими чувствами идёт Митраша по этой тропе? Почему? 3) Помнит ли он про сестру? Какие чувства он сейчас испытывает по отношению к сестре? Попробуйте предположить, что он думает по поводу случившегося. 4) Почему Митраша сходит с этой тропы? 6) Каков результат его неосмотрительного поступка? «Слой под ногами у Митраши становился все тоньше и тоньше … но он всё шёл и шёл вперёд. Митраше оставалось только верить тому человеку, кто шёл впереди его и оставил даже тропу после себя». «Миграша … ничуть не трусил, — что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая: шёл такой же человек, как и он, значит, и он сам, Митраша, мог по ней смело идти».
«Вот Митраша увидел: его тропа круто завёртывает влево и туда идёт далеко и там совсем исчезает. Он проверил по компасу, стрелка глядела на север, тропа уходила на запад… Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша подумал: «Зачем же я буду поворачивать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать, виднеется там, за полянкой?»»
Митраша выбирает слабую тропу, на которую показывал компас. Автор даёт определение этой тропе — «человеческая». Узнать её можно по траве белоус, которая вырастает вдоль тропы. Это тропа, по которой шёл человек. Митраша идёт по ней смело, потому что по ней ходили люди, а значит, может пройти и он. Он не думает о сестре. По крайней мере, автор ничего об этом не пишет. Но, возможно, думает о том, что он прав, гордится тем, что не пошёл на поводу у старшей сестры.
Митраша сходит с тропы потому, что стрелка компаса показывает на север, а тропа уходит влево и потому, что прямо перед ним оказывается чистое, ровное место, нисколько не похожее на что-то страшное и смертельно опасное. В результате он попадает в Слепую елань и чуть не тонет. — Какое значение имеет эпитет «человеческая тропа»? Ведь сойдя с этой человеческой тропы, Митраша попадает в Слепую елань. Забыв о сестре, испытывая злость, раздражение, Митраша сходит с человеческой тропы. — На прошлом уроке мы говорили о том, что Митраша берёт с собой компас, потому что так его учил отец. Он говорил: «Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как её ни верти, всё на север глядит». Почему же в этой ситуации компас подвёл мальчика? — Козьма Прутков говорил: «Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни». Как вы понимаете эти строки? Нельзя бездумно идти по стрелке компаса. Она только лишь указывает, где север. Но куда тебе идти — решаешь ты сам. Стрелка компаса поможет выбраться из леса, но показать путь в жизни не сможет. Это зависит только от человека, от его выбора.
Задания для второй группы
З. Подведение итогов