чему учит сказка откуда взялись броненосцы
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Киплинг Р. “Откуда взялись броненосцы”. Читательский дневник, краткое содержание
Киплинг Р. “Откуда взялись броненосцы”. Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Киплинг Р.
Название: “Откуда взялись броненосцы”
Жанр: сказка
Тема произведения: животные
Число страниц: 8
Главные герои и их характеристика
Еж. Злючка-колючка. Хитрый, умный, находчивый и сообразительный.
Неспешная Черепаха. Неторопливая. Умная.
Расписной ягуар. Голодный, нетерпеливый, глупый.
Мама ягуара. Опытная, мудрая кошка.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Ягуар хочет съесть ежа и черепаху, но не знает, кто из них кто. А еж и черепаха специально стараются запутать ягуара и осваивают умения друг друга.
Сюжет — краткое содержание
На далекой реке Амазонке жили в одном лесу Еж, Черепаха и Ягуар.
Мама объяснила Ягуару, как поступать с ежом и черепахой, но Ягуар не мог понять, кто на самом деле еж, а кто черепаха.
Он попытался выцарапать ежа и утопить черепаху, но у него не вышло.
Еж и черепаха подслушали советы мамы Ягуара и решили запутать зверя.
Они стали тренироваться, еж учился плавать, а черепаха старалась свернуться клубком.
Ягуар испугался невиданных зверей, и его мама посоветовала оставить этих странных зверей в покое.
Понравившийся эпизод
Мне понравилось, как Черепаха учила ежа плавать, а еж учил ее сворачиваться клубком. Они так сильно старались, что стали походить друг на друга.
План произведения для пересказа
В диких лесах Амазонки
Ягуар встречает ежа и черепаху
Неразбериха со зверями
Ягуар в растерянности
Главная мысль
Если долго мучиться, что-нибудь получится.
Чему учит эта книга
Сказка учит не падать духом раньше времени и всегда искать выход из трудной ситуации. Учит тому, что безвыходных положений не бывает, а если что-то не получается, то упорными тренировками можно добиться и этого.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравилась эта веселая история, и особенно умные еж и черепаха. У них не было выхода, если бы они не освоили новые умения, их бы съели. Но они оказались такими упорными, что превратились совсем в новых, необычных зверей.
Новые слова и выражения
Амазонка — река в Южной Америке.
Броненосцы — вид животных.
Пословицы к произведению
Упорство и труд все перетрут.
На хотенье есть терпенье.
Всякое дело терпеньем одолеть можно.
В мире нет трудных дел, нужны лишь усердные люди.
Сноровка и умение — в беде спасение.
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о сказке Киплинга «Откуда взялись броненосцы»
Главные герои сказки Редьярда Киплинга «Откуда взялись броненосцы» — Еж, Черепаха и глупый Леопард. Эти звери жили на реке Амазонке. Леопард был юным, и мать учила его, как можно справиться с Ежом и Черепахой, если поймать их. Она сказала, что Ежа надо бросать в воду, чтобы тот развернулся из клубка, а Черепаху необходимо выцарапывать из панциря.
Однажды юный Леопард застал Ежа и Черепаху врасплох, и они не могли от него скрыться. Леопард сказал, что знает, как с ними справиться, но он не знает, кто из них Еж, а кто Черепаха. Тогда Еж и Черепаха стали путать глупого Леопарда, и Еж назвался Черепахой. Леопард ударил лапой по Ежу, чтобы разбить панцирь, как его учила мать, но лишь поранился об иголки. А Черепаху он бросил в воду, думая, что она – это Еж. Черепаха уплыла прочь.
Позднее мать объяснила Леопарду, как можно распознать Ежа и Черепаху. Она сказала, что еж сворачивается в клубок, а Черепаха умеет плавать. Эти пояснения слышали Еж и Черепаха, и они придумали хитрый способ, как снова обмануть глупого Леопарда.
Еж попросил Черепаху научить его плавать, а Черепаха попросила Ежа ослабить шнурки ее панциря и попробовала свернуться в клубок. Научившись проделывать такие фокусы, Еж и Черепаха нашли Леопарда и предложили ему определить, кто из них кем является. При этом они оба сворачивались в клубок перед Леопардом и оба отлично плавали.
Обескураженный Леопард отправился к матери и рассказал ей о странных зверях, которые умеют сворачиваться в клубок, как ежи, и плавать, как черепахи. Мать подумала и посоветовала сыну никогда не трогать этих зверей. Она назвала их Броненосцами. Так на берегах Амазонки появились Броненосцы.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки Киплинга «Откуда взялись броненосцы» заключается в том, что слабый может победить сильного, если сумеет запутать его, ввести в заблуждение. Еж и Черепаха сумели запутать глупого Леопарда и спаслись от его лап и зубов.
Сказка Киплинга «Откуда взялись броненосцы» учит быть умным и сообразительным, никогда не теряться в критических ситуациях, всегда находить решение проблемы.
В сказке мне понравились Еж и Черепаха, которые оказались достаточно умными, чтобы обмануть сильного, но недалекого Леопарда.
Какие пословицы подходят к сказке Киплинга «Откуда взялись броненосцы»?
Один ум хорошо, а два – лучше.
Разум силу победит.
Смекалка — сестра уму.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Киплинг «Откуда взялись броненосцы»: какая главная мысль, чему учит сказка?
Какая главная мысль сказки Киплинга «Откуда взялись броненосцы»?
Чему учит сказка Киплинга «Откуда взялись броненосцы»?
История, рассказанная Киплингом в сказке «Откуда взялись броненосцы», относит нас в далекие времена. Мы очутились на берегах Амазонки, где водятся ягуары, ежи и черепахи.
Вскоре Ягуар встретил Ежа и Черепаху, но не смог определить кто из них кто. А зверьки стали его запутывать, в результате Ягуар ударил лапой по свернувшемуся клубком Ежу, принимая его за Черепаху. Обиженный герой с лапами в колючках отправился к матери и она уточнила свой наказ: еж сворачивается клубком, а черепаха прячется в своем панцире.
Но Ягуару не удалось поживиться зверьками, они даром время не теряли и научили друг друга тонкостям защиты от нападения. Теперь и Еж, и Черепаха могли плавать и сворачиваться в клубки, но внешний вид их изменился.
Ягуар, повстречавший новых невиданных прежде зверей, рассказал о них Ягуарихе, а та назвала их Броненосцами.
Главная мысль поучительной сказки состоит в том, что если проявить смекалку, то можно победить и более сильного противника. Автор призывает нас никогда не теряться в сложных ситуациях, а искать путь к спасению. Никогда нельзя терять присутствие духа, нужно призвать на помощь свои ум и сообразительность. И тогда ситуация разрешится в вашу пользу.
Разумеется, они не хотели быть съеденными, поэтому Еж сворачивался в клубок, а Черепаха пряталась в панцирь.
Мама-ягуариха учила своего ребенка, как можно съесть и того, и другого, несмотря на их уловки и как их различать. Но каждый раз друзья оказывались умнее и хитрее, благодаря чему Ягуар их так и не смог скушать.
Во-вторых, сказка о дружбе. Если бы Ежик с Черепахой не дружили, они бы не научили друг друга плавать и сворачиваться в клубок.
Ну и в третьих, сказка о находчивости и сообразительности. Если подумать, можно найти выход даже из самого трудного положения. В данном случае хитрость и находчивость спасла Ежу с Черепахой жизнь.
Эта сказка про то, как спасаясь от ягуара, друзья Злая Колючка еж и черепаха изменились и стали броненосцами.
Ягуар учения матери запомнил, но не знал самое главное – он не мог отличить ежа от черепахи и сделал все наоборот – черепаху бросил в воду и она уплыла, а об иголки ежа поранил лапу.
Мать объяснила молодому ягуару, что он все перепутал, но спасшиеся черепаха и Злая колючка еж стали учиться, еж начал плавать и у него иголки слиплись от воды, а черепаха научилась сворачиваться в клубок.
Так еж и черепаха превратились в броненосцев.
Эта сказка поучительна, так как в ней мы видим, что в трудной ситуации, нужно искать правильное решение. Правильное решение, желание изменить себя и научится тому, что раньше не умели ни еж, ни черепаха, помогли им выйти победителями в борьбе с ягуаром.
Это произведение учит не бояться трудностей и не жалея сил их преодолевать.
В сказке Редьярда Киплинга «Откуда взялись броненосцы» еж и черепаха могли перехитрить ягуара. А потом они же смогли обезопасить себя от будущих атак хищника. Черепаха научилась сворачиваться клубком, а еж плавать. Так они стали броненосцами.
Главная мысль: освоение новых навыков делает нас сильнее.
Сказка учит:
Главная мысль сказки в том, что нужно быть очень внимательным, нельзя всем верить на слово, как ягуар.
На мой взгляд главная мысль этой сказки в том, что слабый всегда может противостоять сильному, если проявит хитрость, упорство и сообразительность. Будь Ягуар немного сообразительнее, он мог бы запросто расправиться с Ежом и Черепахой, но они смогли запутать его и выиграли тем самым время. А затем они научились тому, что им было несвойственно, Еж научился плавать, Черепаха сворачиваться в клубок, поэтому они уже стали не такими, как прежде. А раз они стали не такими, как прежде, значит, это были уже звери нового вида. «Ум силу побеждает», есть в русском языке такая поговорка. Еще можно отметить, что Еж и Черепаха действовали вместе, сообща, уча друг друга полезным навыкам, то есть можно вспомнить и такую поговорку, как «одна голова хорошо, а две лучше».
Часто в жизни побеждает не просто грубая сила, а именно ум человека и его умения.
Хорошая сказка учит нас доброте и великодушию к слабым. Учит и к устремлению постигнуть что-то совершенно новое. Учит также и храбрости, твердости, упорству. Сказка учит почтительному отношению к женщине. Учит не страшиться любых трудностей и не пасовать перед ними. Учит одерживать победу, невзирая на условия.
Мне попалась это произведение в сборнике сказок народов мира, где оно идет в категории татарских народных сказаний. Если кратко рассказывать о сюжете сказки, то оно заключается в следующем:
Существует много вариантов этой народной сказки. Но во всех вариантах, русская народная сказка «Чудесная рубашка» учит детей тому, чтоб они не были злыми и жадными, а были добрыми и смелыми. В сказке рассказано, что те герои, которые сеют вокруг себя только зло, на доброе отношению к себе рассчитывать не могут. Еще она учит детей тому, чтоб они понимали, что не все то золото, что блестит.
Так же сказка готовит малышей к тому, чтоб они в жизни начали понимать, что зло могут им причинить не только посторонние, но и родные люди. Как два брата Ивану, главному герою сказки. А совершенно посторонние люди, иногда могут принести и добро. Сказка учит помогать другим людям в сложных жизненных обстоятельствах и самому не пасовать ни перед какими трудностями.
В сказке «Вещий сон» речь идет о парне по имени Иван, который отказался рассказывать всем свой сон, за что был несколько раз наказан. Сначала го наказал отец, а потом и пожалевший его царевич. В итоге Иван помог царевичу добиться руки Елены Прекрасной, за что был удостоен богатств. Только после этого Иван рассказал всем свой сон. Как оказалось сон был вещий.
Главная мысль заключается в том, что своего мнения и принципов нужно держаться. Нельзя поддаваться на уговоры и соблазны, если сам этого не хочешь. Автор учит нас терпению и выдержке. Именно благодаря терпению и выдержке Иван смог добиться таких успехов. Автор показывает нам, как важно иметь свое мнение.
Здесь можно прочитать краткое содержание сказки.
Это самая лучшая сказка Владимира Сутеева о том, как папа-заяц нашел в лесу дикую яблоню с красными яблоками, набрал их целый мешок, хотя Ворона хотела помешать ему, но до дома так и не донес яблоки, раздал все яблоки по своей доброте всем встретившимся по дороге зверям: Мишке, бельчатами, козлятам, ежику, кроту, а затем когда опять вернулся к своей яблоне, там произошла неприятная встреча с Волком, который хотел его съесть, но он сумел накинуть пустой мешок на его голову и убежать.Но пока он дошел до дома, все звери, которых он обдарил яблоками, принесли его зайчатам разных фруктов и ягод,овощей а сам Медведь Потапыч притащил банку с медом. Эта сказка должна учить детей человечности, благородству, бескорыстности.И на самом деле учит этому.
Сказка «Откуда взялись броненосцы»
Сказка «Откуда взялись броненосцы» Р.Д. Киплинга учит детей быть умными и сообразительными, не теряться в трудных ситуациях – любую проблему можно решить. Это доказывают главные герои сказочной истории Ёж с Черепахой. Они намного слабее остальных животных. Но сумели победить сильного Леопарда, запутали его, ввели в заблуждение и спаслись от могущих лап и острых зубов. Почему? Потому что были умнее глупого Леопарда. Правда, ради этого им пришлось многому научиться: черепахе – сворачиваться словно ёжик в клубок, а ёжику – научиться отлично плавать. Когда Леопард рассказал о них маме, то та посоветовала ему никогда их не трогать, так как признала в них броненосцев.
Откуда взялись броненосцы
Милый мальчик, я опять расскажу тебе сказку о Далеких и Старинных Временах. Жил тогда Злючка-Колючка Еж. Жил он на мутной реке Амазонке, ел улиток и разные разности. И была у него подруга, Черепаха Неспешная, которая тоже жила на мутной реке Амазонке, ела разные разности и зеленый салат. Все шло хорошо, не правда ли, милый мальчик?
Но в ту же самую пору, в Далекое и Старинное Время, жил на мутной реке Амазонке Расписной Ягуар. Он ел все, что ему удастся поймать. Не удастся поймать оленя — он съест обезьяну; не удастся поймать обезьяну — съест лягушку или таракашку. А уж если нет ни лягушек, ни таракашек — он идет к своей мамаше Ягуарихе, чтобы та объяснила ему, как нужно ловить черепах и ежей.
Изящно помахивая грациозным хвостом, мамаша часто наставляла его:
— Если, сынок, ты найдешь Ежа, скорее швырни его в воду. Еж сам собою развернется в воде. А если найдешь Черепаху, выцарапай ее лапой из панциря.
И все шло хорошо, мой милый мальчик.
Была прекрасная ночь на мутной реке Амазонке. Расписной Ягуар увидел, что под стволом свалившегося дерева сидят рядышком Злючка-Колючка Еж и Черепаха Неспешная. Спастись бегством они не могли, и вот Злючка-Колючка Еж свернулся шаром, потому что иначе он не был бы Еж, а Черепаха Неспешная втянула ноги и голову под свой панцирь, потому что она была Черепаха.
Все шло как следует, милый мой мальчик, не правда ли?
— Слушайте меня внимательно! — сказал Расписной Ягуар. — То, что я хочу вам сказать, имеет для вас большое значение. Моя маменька учила меня, что, если я увижу Ежа, я должен швырнуть его в воду, и тогда он сам собою развернется, а если я увижу Черепаху, я должен выцарапать ее лапой из панциря. Но кто же из вас Черепаха, а кто из вас Еж, — клянусь моими пятнами, не знаю!
— Хорошо ли ты помнишь, что говорила тебе твоя маменька? — спросил Злючка-Колючка Еж. — Уж не напутал ли ты? Может быть, маменька говорила тебе, что, когда ты развернешь Черепаху, ты должен выцарапать ее из воды, а когда ты поймаешь Ежа, ты должен бросить его прямо на панцирь?— Хорошо ли ты помнишь, что говорила тебе твоя маменька? — спросила Черепаха Неспешная. — Уж не напутал ли ты? Может быть, она говорила тебе, что, когда ты смочишь водою Ежа, ты должен расцарапать его лапой, а когда встретишь Черепаху, ты должен снять с нее панцирь, чтобы она развернулась?
— Едва ли это так! — сказал Расписной Ягуар, но все же опешил немного. — Будьте добры, повторите еще раз, что вы сказали сейчас. И, если можно, яснее.
— Когда ты поцарапаешь воду когтями, налей ее и разверни Ежом, — сказал Злючка-Колючка Еж. — Запомни это хорошенько, потому что это очень важно.
— Но, — сказала Черепаха Неспешная, — когда ты выцарапаешь воду из Ежа, ты должен полить этой водой Черепаху. Неужели ты и этого не знаешь?
— У меня от вашей путаницы даже пятна на спине заболели! — сказал Расписной Ягуар. — Я не спрашиваю ваших советов, я только спрашиваю, кто из вас Еж и кто Черепаха.
— Не скажу, — ответил Еж. — Но, если хочешь, — изволь — попробуй-ка выцарапать меня из моего панциря.— Ага! — сказал Расписной Ягуар. — Теперь я вижу, что ты Черепаха. Ты думала, что я не догадаюсь. А я догадался.
И хлопнул Ягуар лапой со всего размаха по Ежу как раз в ту минуту, когда Еж свернулся клубком. И, конечно, в лапу Ягуару вонзились острые колючки Ежа. Это было бы, пожалуй, еще ничего, но, к несчастью, Ягуар ударом лапы отбросил Ежа далеко-далеко в лес и не мог найти его в кустах, так как было очень темно. Тогда он сунул лапу себе в рот, но от этого иглы стали колоть еще больше. От боли он долго не мог говорить, а когда заговорил, сказал:
— Теперь я вижу, то была совсем не Черепаха. Но как мне узнать, Черепаха ли это?
И он почесал затылок той лапой, которая не пострадала от колючек Ежа.
— Я и есть Черепаха, — призналась Неспешная. — Твоя матушка учила тебя правильно. Она сказала, что ты должен выцарапать меня лапой из панциря. Это верно. Ну, принимайся за дело!
— Только что ты говорила, что она говорила одно, а теперь ты говоришь, что она говорила другое! — сказал Ягуар, высасывая колючки из лапы.
— Ты говоришь, что я говорю, что она говорила другое, — сказала Черепаха. — Что ж из этого? Ведь если, как ты говоришь, я говорила, что она говорила то, что я говорила, то и выходит, что я говорила то, что говорила она. А если ты думаешь, что она говорила, будто ты должен развернуть меня лапой, а не бросать вместе с моим панцирем в воду, я здесь ни при чем, не правда ли?
— Но ведь только что ты сама говорила, что я должен выцарапать тебя лапой из твоей скорлупы, — сказал Расписной Ягуар.
— Подумай хорошенько, и ты поймешь, что я этого никогда не говорила. Я только говорила, что твоя мама говорила, что ты должен содрать с меня когтями мой панцирь, — сказала Неспешная.
— А что будет, если я сдеру с тебя панцирь? — осторожно спросил Ягуар и потянул носом воздух.
— Не знаю, потому что до сих пор никто еще не сдирал с меня панциря, но говорю тебе правду: если ты хочешь посмотреть, как я уплыву от тебя, брось меня, пожалуйста, в воду.
— Я тебе не верю! — сказал Расписной Ягуар. — Мама моя говорила одно, а ты говорила, что она говорила другое, и теперь все у меня так перепуталось, что я не знаю, где у меня хвост, где голова. А теперь ты сказала простые слова, которые я понимаю, и это путает меня больше всего. Мама учила меня, чтобы я бросил одного из вас в воду, и так как ты говоришь, что тебе хочется в воду, ясно, что тебе не хочется в воду. Так прыгай же в мутную воду реки Амазонки. Живо!
— Хорошо, я прыгну, но знай: мама твоя будет очень недовольна. Пожалуйста, не говори ей, что я не говорила тебе, что она говорила…
— Если ты скажешь еще хоть одно слово о том, что говорила моя мама. вскричал Ягуар, но не успел договорить, потому что Черепаха как ни в чем не бывало нырнула в мутную воду реки Амазонки.
Долго она плыла под водою и выплыла на берег, где ее ждал Злючка-Колючка Еж.
— Мы чуть не погибли! — сказал Еж. — Не нравится мне этот Расписной Ягуар. Что ты сказала ему о себе?
— Я сказала ему правду. Я честно сказала ему, что я Черепаха, но он не поверил, заставил меня прыгнуть в воду и очень удивился, увидев, что я и в самом деле Черепаха. Теперь он пошел жаловаться маме. Ты слышишь?
Было слышно, как среди кустов и деревьев над мутной рекой Амазонкой ревет Ягуар и зовет к себе мать Ягуариху. И она пришла.
— Ах, сыночек, сыночек! — заговорила она, изящно помахивая грациозным хвостом. — Ты, кажется, делал такое, чего тебе не следовало делать.
Здесь изображена вся история Ягуара, Ежика, Черепахи и Броненосцев, все сразу. Ты можешь поворачивать рисунок в любую сторону. Черепаха учится наклоняться, а потому чешуйки на ее спине разъехались. Черепаха стоит на Ежике, который ждет своей очереди поучиться плавать. Этот Ежик — еж японский; дело в том, что, когда мне хотелось нарисовать картинку, я не разыскал в моем саду наших собственных ежиков. (Это было днем, и они ушли спать под георгинами.) Пятнистый Ягуар выглядывает сверху; Ягуариха заботливо забинтовала его мясистую лапу; ведь он укололся, стараясь выцарапатьЕжа из-под его колючек. Он очень изумлен при виде того, что делает Черепаха; его лапа болит. Существо со странным рыльцем и с маленькими глазами, через которое старается перелезть пятнистый Ягуар именно Броненосец; в таких Броненосцев превратятся Черепаха и Ежик после того, как они прекратят свои упражнения. Это волшебная картинка; отчасти потому-то я и не нарисовал усов на морде Ягуара. Другая причина, почему я этого не сделал, та, что его усы еще не выросли. Мама-Ягуариха любила называть своего сына Увальнем.
— Я встретил над рекою одну зверюшку и хотел выцарапать ее из-под панциря; она сама сказала, что ей хочется этого, и вот теперь у меня вся лапа в зано-о-озах!
— Ах, сыночек, сыночек! — сказала мать, изящно помахивая грациозным хвостом. — По этим занозам, которые впились в твою лапу, я вижу, что то был Еж. Тебе следовало кинуть его в воду.
— В воду я кинул другого зверька. Он сказал, что его зовут Черепаха, но я не поверил ему. Оказывается, то и вправду была Черепаха. Она нырнула в воду, в мутную реку Амазонку, и больше я не видел ее. И вот я остался голодный и думаю, что нам нужно переселиться отсюда в другие места. Здесь, на мутной реке Амазонке, все звери такие умные. Мне, бедному, не справиться с ними.
— Ах, сыночек, сыночек! — сказала его мать, изящно помахивая грациозным хвостом. — Слушай внимательно и запомни, что я скажу. Еж свертывается в клубок, и его колючки торчат во все стороны. По этой примете ты всегда узнаешь Ежа.
— Не нравится мне эта старуха, ох как не нравится! — сказал Злючка-Колючка Еж. — Что еще она скажет ему?
— А Черепаха не может сворачиваться, — продолжала Ягуариха, изящно помахивая грациозным хвостом. — Черепаха втягивает голову и ноги под панцирь. По этой примете ты всегда узнаешь Черепаху.
— Не нравится мне эта старуха, ох как не нравится! — сказала Черепаха Неспешная. — Даже Расписной Ягуар и тот не забудет такого простого урока. Ах, Злючка-Колючка, как жаль, что ты не умеешь плавать!
— Полно тужить обо мне, — отозвался Злючка-Колючка. — Тебе тоже кое-чего не хватает. Подумай: как было бы чудесно, если бы ты умела сворачиваться в клубок! Ах, в какую беду мы попали! Прислушайся, что говорит Ягуар!
Расписной Ягуар сидел над мутной рекой Амазонкой, высасывал из лапы колючки и бормотал про себя:
Кто свернется клубком,
Тот зовется Ежом.
Кто в воде поплывет,
Черепахой слывет.
— Этого он никогда не забудет, даже после дождика в четверг, — сказал Еж. — Поддержи меня за подбородок, Неспешная, — я хочу научиться плавать. Это может пригодиться потом.
— С удовольствием! — сказала Черепаха.
И она поддержала Колючку за подбородок, покуда Колючка барахтался в мутной реке Амазонке.
— Из тебя выйдет отличный пловец! — сказала она Ежу. — А теперь, будь так добр, распусти у меня на спине те шнурки, которыми стянут мой панцирь, я попробую свернуться в клубок.
Злючка-Колючка Еж распустил па спине у Черепахи шнурки, и Черепаха стала так силиться и корчиться, что ей наконец удалось чуть-чуть согнуться, — не совсем, а чуть-чуть.
— Очень хорошо! — сказал Еж. — Но довольно, больше не надо. У тебя даже лицо посинело. А теперь, пожалуйста, поддержи меня в воде еще разок! Я попробую плавать боком. Ты говорила, что это очень легко.
И Еж опять пустится вплавь. Это был его второй урок. Черепаха плыла рядом с ним.
— Очень хорошо! — сказала она. — Еще немного, и ты будешь плавать не хуже Кита. А теперь, будь так добр, распусти-ка шнурки на моем панцире еще на две дырочки, я попробую наклониться вперед. Ты говоришь, это очень легко. То-то будет удивлен Расписной Ягуар!— Очень хорошо! — воскликнул Еж, весь мокрый после купания в мутной реке Амазонке. — Ты сворачиваешься так хорошо — ну совсем как мои братья и сестры. Две дырочки, ты говоришь? Ладно, только не нужно так громко пыхтеть, а то услышит Расписной Ягуар. Смелее! Когда ты кончишь, я попробую нырнуть и подольше продержаться под водою. Ты говоришь, это очень легко. То-то будет удивлен Расписной Ягуар! Но как сдвинулись щитки у тебя на панцире! Прежде они были рядом, а теперь один на другом.
— Это оттого, что я сворачиваюсь, — сказала Черепаха. — Да и с тобою произошла перемена. Прежде ты был похож на каштановый орех, а теперь сделался как еловая шишка. Все колючки склеились и стали чешуйками.— Неужели? — воскликнул Еж. — Это оттого, что я вымок в воде. То-то будет удивлен Расписной Ягуар!
Так до самого утра они помогали друг другу, а когда солнце поднялось высоко над землей, они сели отдохнуть и обсушиться. И, глядя друг на друга, заметили, что стали совсем на себя не похожи.
Потом они позавтракали, и Черепаха сказала:
— Милый Еж, я уже не такая, какая была вчера. Но я думаю, что теперь мне удастся позабавить Ягуара как следует.
— Я как раз хотел сказать то же самое, слово в слово! — воскликнул Еж. — По-моему, чешуя лучше всяких колючек, к тому же я теперь умею плавать. То-то будет удивлен Расписной Ягуар! Пойдем и найдем его.
Вскоре они нашли Ягуара. Он все еще возился со своей раненой лапой. Когда они предстали перед ним, он так удивился, что стал пятиться назад и три раза перекувырнулся через свой собственный хвост.
— Доброе утро! — сказал Злючка-Колючка Еж. — Как бесценное здоровье вашей маменьки?
— Благодарю вас, она в добром здравье, — ответил Ягуар. — Но не взыщите, пожалуйста, я плохо помню ваши имена.
— Ах, какой вы нелюбезный! — сказал Еж. — Ведь только вчера вы пытались выцарапать меня из панциря…
— Но вчера у тебя не было панциря — вчера ты был весь в иголках. Кому же это знать, как не мне? Посмотри-ка на мою лапу!
— Только вчера, — сказала Черепаха, — вы велели мне броситься в воду, чтобы я утонула в мутной реке Амазонке, а сегодня и знать меня не хотите. Вот какой вы грубый и забывчивый!
— Неужели вы забыли, что сказала вам ваша мамаша? — спросил Злючка-Колючка Еж. — Ведь она ясно сказала вам:
Кто свернется клубком,
Черепахой слывет.
Кто в воде поплывет,
Тот зовется Ежом.
Тут они оба свернулись клубками и как пошли кататься вокруг Ягуара катались, катались, катались… У того даже глаза закружились, словно колеса в повозке.
Он убежал и позвал свою мать.
— Мама, — сказал он, — там в лесу какие-то невиданные новые звери! Про одного ты сказала, что он не умеет плавать, а он плавает. Про другого ты сказала, что он не умеет сворачиваться, а он сворачивается. И, кажется, они поделились одеждой. Прежде один был гладенький, а другой колючий, а теперь оба они в чешуе. Кроме того, они так кружатся, кружатся, кружатся, что у меня голова закружилась.
— Ах, сыночек, сыночек! — сказала мать Ягуариха, изящно помахивая грациозным хвостом. — Еж — это Еж, и чем же ему быть, как не Ежом? Черепаха — это Черепаха и останется всегда Черепахой!
— Но это совсем не Еж! И совсем не Черепаха! Это немножко Еж и немножко Черепаха, а как оно зовется, я не знаю.
— Пустяки! — сказала мать Ягуару. — У всякого должно быть свое имя. Я буду звать этого зверя Броненосец, покуда для него не найдется настоящего имени. И на твоем месте я оставила бы его в покое.
Ягуар поступил, как ему было сказано; особенно свято выполнил он наставление маменьки — оставить этого зверя в покое. Но удивительнее всего то, милый мальчик, что на мутной реке Амазонке с того самого дня до сих пор Злючку-Колючку Ежа и Черепаху Неспешную все так и называют Броненосцем. Конечно, в других местах есть по-прежнему и Ежи и Черепахи (есть они и у меня в саду), но лучшие, умнейшие из них — старинные Ежи и Черепахи, покрытые щитками, как еловые шишки, те самые, что в Далекие Дни жили на мутных берегах Амазонки, — те всегда зовутся Броненосцами, потому что они такие разумные.
Чего же тебе еще, милый мальчик? В с е устроилось отлично, не правда ли?
На далекой Амазонке
Не бывал я никогда.
Только «Дон» и «Магдалина»
Быстроходные суда,
Только «Дон» и «Магдалина»
Ходят по морю туда.
Из Ливерпульской гавани
Всегда по четвергам
Суда уходят в плаванье
К далеким берегам.
Плывут они в Бразилию,
Бразилию,
Бразилию.
И я хочу в Бразилию,
К далеким берегам!
Никогда вы не найдете
В наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров,
Броненосных черепах.
Но в солнечной Бразилии,
Бразилии моей,
Такое изобилие
Невиданных зверей!
Увижу ли Бразилию,
Бразилию,
Бразилию?
Увижу ли Бразилию
До старости моей?