чему учит сказка кубок жуковского
Жуковский «Кубок» читательский дневник
Баллада «Кубок» читательский дневник поможет написать краткое содержание и отзыв, запомнить кто главный герой и составить план. Анализ баллады Жуковского, которая повествующее о героизме, храбрости и, возможно, своеобразной беспечности, подскажет какая тема, идея, главная мысль, чему учит произведения.
В.А. Жуковский «Кубок» анализ (читательский дневник)
Сколько страниц: 10.
Жанр: Баллада
Год написания: 1831
Литературное направление — романтизм.
Композиция. В балладе 27 строф, каждая является шестистишием.
Стихотворный размер — амфибрахий.
«Кубок» средства художественной выразительности
♥Метафоры: «И глубь застонала от грома и рёва». «И бездна таинственно зев свой закрыла». «В нём жизнью небесной душа зажжена».
♥Сравнения: пена кипела к ак будто гроза; шипит как влага ;
♥Олицетворения: пучина бунтует, клокочет; разъяренный прилив; глубь застонала; глубина глотала.
Главная мысль баллады «Кубок»
Судьба не любит, когда с ней играют, пренебрегая здравым смыслом и рассудком. Она может спасти однажды, но рассчитывать на ее постоянную благосклонность, по меньшей мере, не разумно.
Главные герои баллады кубок «Кубок»
План к балладе «Кубок»
Чему учит баллада «Кубок»?
Произведение учит быть смелым и отважным, ничего не бояться в жизни. Учит думать о последствиях, учит быть осторожным, различать смелость от безумства.
Отзыв о балладе «Кубок»
Пословицы к балладе «Кубок»
Жуковский «Кубок» краткое содержание для читательского дневника
Краткий пересказ
Однажды царь, чтобы поразвлечься, выбросил в море золотой кубок и предложил смельчакам достать его. А тот кто смог бы его достать, получил бы этот кубок в награду. Море бурлило и ни один из окружавших царя придворных не выказывал желания рисковать своей жизнью ради кубка. Рыцари хранят молчание, нет гордых безумцев и царь трижды повторяет призыв. Вдруг вперед вышел молодой паж и сказал царю, что он готов достать кубок.
Паж нырнул, волны над ним сомкнулись. Казалось, будто паж погиб, ведь в этих местах гибли все, даже корабли. И никто не согласился бы прыгать в бездну даже ради половины царства. Но вдруг мощный поток воды вынес его на поверхность.
Все были рады чудесному спасению, внимательно выслушали рассказ пажа о том, как он помолился богу под водой, что он видел чудовищ на морском дне (млата, ската, однозуба). Только царь не унимался, он протянул пажу золотой кубок и предложил добавить к нему перстень с алмазом, если паж повторит свой подвиг. Юная царевна просила отца пощадить пажа, ведь он и так совершил невозможное.
Но царь, увидев, что его дочь благосклонно приняла этот поступок пажа, второй раз бросил кубок в море, на этот раз пообещав отдать дочь замуж за того, кто сможет достать злополучный кубок.
Юный красавец не может отказаться от такого предложение, его уже ничто не остановит. Он смело прыгает за кубком в бушующие волны, и пучина вроде затихает, но затем поглощает пажа навечно.
«Кубок» читательский дневник
Всего получено оценок: 80.
Всего получено оценок: 80.
«Кубок» – красивая, романтичная и вместе с тем печальная история об отважном паже, который пожертвовал собственной жизнью ради выполнения воли капризного монарха-самодура.
Краткое содержание «Кубок» для читательского дневника
Название: Кубок
Число страниц: 10. Жуковский В. А. «Баллады. Поэмы». Издательство «Искатель». 2016 год
Жанр: Баллада
Год написания: 1831 год
Время и место
Поскольку баллада имеет сказочную форму, невозможно определить точное место и время действия. По косвенным признакам (присутствие рыцарей, латников, пажей) можно сделать вывод, что речь идёт о средневековой Европе.
Главные герои
Царь – эгоистичный, безжалостный правитель, который готов жертвовать людьми ради удовлетворения собственных прихотей.
Паж – отважный, решительный юноша, верный своему правителю.
Царевна – царская дочка, добрая, милосердная.
Сюжет
Однажды скучающий монарх решил проверить преданность своих подданных. Сбросив с высокой горы в бушующее море золотой кубок, он предложил своим рыцарям продемонстрировать смелость и достать его. Однако среди многочисленной свиты не нашлось такого смельчака: море в этом месте было таким коварным и беспощадным, что с лёгкостью уносило на дно целые корабли, не говоря уже о человеческих жизнях.
Неожиданно перед правителем выступил юный паж. Не проронив ни слова, он сбросил с себя одежду и подошёл к обрыву. Толпа в оцепенении взирала на безумца, который перед роковым прыжком принялся молиться небесному покровителю, прося о пощаде. Юноша сделал решающий шаг в бездну, и все вскрикнули от ужаса: никто не сомневался, что паж разбился об острые скалы и утонул в бушующих волнах.
К удивлению собравшихся море ненадолго затихло, затем с удвоенной силой забурлило, и из морских недр поднялся мощный поток в густой белой пене. В центре потока виднелся живой и невредимый юноша с кубком в руках. Преодолев высокие волны, он благополучно выбрался на берег. От перенесённого напряжения паж едва держался на ногах, но всё же он нашёл в себе силы подойти к правителю, опуститься на одно колено и вручить ему золотой кубок. Юноша торжественно произнес, что избавился от страха смерти только ради его величества.
Дочь монарха преподнесла юноше кубок вина. Когда он немного пришёл в чувство, то рассказал обо всём, что ему довелось увидеть на морском дне, а также о том, как он спасся благодаря сильному морскому водному вихрю, который буквально вытолкнул его на поверхность.
Рассказы юноши так заинтересовали повелителя, что он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В этот раз в качестве награды он пообещал золотое кольцо с драгоценными камнями: так ему хотелось услышать новые истории о морских обитателях. Молодая царевна принялась умолять отца пожалеть пажа и отказаться от этой жестокой затеи. Однако монарх, привыкший, чтобы все его прихоти незамедлительно исполнялись, оставался непреклонным. Он бросил в морскую пучину золотой кубок и добавил, что в качестве награды паж получит, помимо кольца, и царскую дочку в придачу.
Юному пажу не оставалось ничего иного, как вновь броситься в бушующие волны. Море вновь затихло на мгновенье и забурлило с новой силой. Вот только в этот раз юноше не удалось выбраться на поверхность…
Вывод и своё мнение
В произведении кубок являет собой символ совести царя, которой он совсем не дорожит. Не ценит монарх и собственных подданных, которыми готов пожертвовать ради удовлетворения собственных желаний и капризов. Исполнить царскую прихоть готов юный паж. Это смертельно опасно, но царская свита не сделала ничего, чтобы уберечь юношу от бессмысленной смерти. Судьба подарила пажу шанс на спасение, однако во второй раз этого не произошло: судьба не любит, когда с ней играют, пренебрегая здравым смыслом.
Главная мысль
Не стоит лишний раз искушать судьбу: она может повернуться своей тёмной стороной.
Авторские афоризмы
«…Того, что скрывает та бездна немая, Ничья здесь душа не расскажет живая…»
«…Пучина бунтует, пучина клокочет… Не море ль из моря извергнуться хочет. »
«…И бездна таинственно зев свой закрыла: Его не спасёт никакая уж сила…»
«…И смертный пред богом смирись: И мыслью своей не желай дерзновенно Знать тайны, им мудро от нас сокровенной…»
Толкование непонятных слов
Рыцарь – средневековый почётный дворянский титул в Европе, вооруженный конный воин.
Латник – воин в доспехах из крупных металлических пластин — в латах.
Паж – мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе в качестве личного слуги у знатной особы.
Сокровенный – скрытый, затаённый.
Новые слова
Бездна – пространство, имеющее неведомую, очень большую глубину.
Кубок – сосуд для питья вина, пива, мёда или медовухи.
Мгла – непроглядная темнота.
Пурпуровый (пурпурный) – тёмно-красный или ярко-красный цвет с фиолетовым отливом, багряный.
«Кубок» — читательский дневник по балладе В. Жуковского
Баллада «Кубок» Василия Жуковского опубликована в 1831 году. Является переводом баллады «Водолаз» Шиллера.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Жуковский Василий Андреевич
Название произведения: Кубок
Жанр: баллада
Год написания: 1831
Издательство: ИД Мещерякова
Год издания: 2005
Количество страниц: 16
Главные герои и их краткая характеристика
Царь – эгоистичный, безжалостный правитель, который готов жертвовать людьми ради удовлетворения собственных прихотей.
Паж – отважный, решительный юноша, верный своему правителю.
Царевна – царская дочка, добрая, милосердная.
Время и место сюжета
Поскольку баллада имеет сказочную форму, невозможно определить точное место и время действия. По косвенным признакам (присутствие рыцарей, латников, пажей) можно сделать вывод, что речь идет о средневековой Европе.
Краткое содержание и сюжет
Однажды скучающий монарх решил проверить преданность своих поданных. Сбросив с высокой горы в бушующее море золотой кубок, он предложил своим рыцарям продемонстрировать смелость и достать его. Однако среди многочисленной свиты не нашлось такого смельчака – море в этом месте было таким коварным и беспощадным, что с легкостью уносило на дно целые корабли, не говоря уже о человеческих жизнях.
Неожиданно перед правителем выступил юный паж. Не проронив ни слова, он сбросил с себя одежду и подошел к обрыву. Толпа в оцепенении взирала на безумца, который перед роковым прыжком принялся молиться небесному покровителю, прося о пощаде. Юноша сделал решающий шаг в бездну, и все вскрикнули от ужаса – никто не сомневался, что паж разбился об острые скалы и утонул в бушующих волнах.
К удивлению собравшихся море ненадолго затихло, затем с удвоенной силой забурлило, и из морских недр поднялся мощный поток в густой белой пене. В центре потока виднелся живой и невредимый юноша с кубком в руках. Преодолев высокие волны, он благополучно выбрался на берег. От перенесенного напряжения паж едва держался на ногах, но, все же, он нашел в себе силы подойти к правителю, опуститься на одно колено и вручить ему золотой кубок. Юноша торжественно произнес, что избавился от страха смерти только ради его величества.
Дочь монарха преподнесла юноше кубок вина. Когда он немного пришел в чувство, то рассказал обо всем, что ему довелось увидеть на морском дне, а также о том, как он спасся благодаря сильному морскому водному вихрю, который буквально вытолкнул его на поверхность.
Рассказы юноши так заинтересовали повелителя, что он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В этот раз в качестве награды он пообещал золотое кольцо с драгоценными камнями – так ему хотелось услышать новые истории о морских обитателях. Молодая царевна принялась умолять отца пожелать пажа и отказаться от этой жестокой затеи. Однако монарх, привыкший, чтобы все его прихоти незамедлительно исполнялись, оставался непреклонным. Он бросил в морскую пучину золотой кубок, и добавил, что в качестве награды паж получит, помимо кольца, и царскую дочку в придачу.
Юному пажу не оставалось ничего иного, как вновь броситься в бушующие волны. Море вновь затихло на мгновенье, и забурлило с новой силой. Вот только в этот раз юноше не удалось выбраться на поверхность…
Очень краткое содержание для читательского дневника
Царь бросил кубок в море, обещая его тому, кто сможет его достать со дна. Молодой паж смело бросился в воду и вернул кубок. Он рассказал о страшных чудовищах и течениях. Царь предложил добавить перстень, если паж повторит подвиг. Царевна попыталась заступиться и царь пообещал отдать ее в жены, если паж повторит подвиг. Паж смело прыгнул в море и больше не вернулся.
План пересказа
Основная мысль
Не стоит лишний раз искушать судьбу – она может быть повернуться своей темной стороной.
Чему учит
Баллада учит не играть чужими жизнями и судьбами, не требовать от человека невозможного. Учит смелости и отваге. Учит осторожности. Учит благородству. Учит рисковать и побеждать. Учит различать разумный и неразумный риск. Учит жертвовать собой ради любви.
Отзыв и что понравилось
Вывод и мое мнение
В произведении кубок являет собой символ совести царя, которой он совсем не дорожит. Не ценит монарх и собственных поданных, которыми готов пожертвовать ради удовлетворения собственных желаний и капризов. Исполнить царскую прихоть готов юный паж. Это смертельно опасно, но царская свита не сделала ничего, чтобы уберечь юношу от бессмысленной смерти. Судьба подарила пажу шанс на спасение, однако во второй раз этого не произошло – судьба не любит, когда с ней играют, пренебрегая здравым смыслом.
Цитаты из текста баллады
«…Того, что скрывает та бездна немая, Ничья здесь душа не расскажет живая…»
«…Пучина бунтует, пучина клокочет… Не море ль из моря извергнуться хочет. »
«…И бездна таинственно зев свой закрыла: Его не спасет никакая уж сила…»
«…И смертный пред богом смирись: И мыслью своей не желай дерзновенно Знать тайны, им мудро от нас сокровенной…»
Словарь новых и незнакомых слов
Рыцарь – средневековый почетный дворянский титул в Европе, вооруженный конный воин.
Латник – воин в доспехах из крупных металлических пластин — латах.
Паж – мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе в качестве личного слуги у знатной особы.
Златой – золотой.
Сокровенный – скрытый, затаенный.
Бездна – пространство, имеющее неведомую, очень большую глубину.
Кубок – сосуд для питья вина, пива, меда или медовухи.
Мгла – непроглядная темнота.
Пурпуровый (пурпурный) – темно-красный или ярко-красный цвет с фиолетовым отливом, багряный.
Средства художественной выразительности
Эпитеты: бездонная, зияющая мгла, истощенное чрево, седая пена, разъяренный прилив, красавец отважный, безобразные груды
Метафоры: волны спирались, чрево пучины, дымящимся столбом, зев бездны, водомет прилива, влажная пропасть.
Сравнения: кипела как гроза, шипит как влага,
Олицетворения: пучина бунтует, клокочет, глубь застонала, бездна закрыла, глубина глотала
Краткий анализ баллады
В балладе 27 строф, каждая является шестистишием.
Стихотворный размер — амфибрахий.
Литературное направление — романтизм.
Жуковский. «Кубок»: чему учит баллада?
Жуковский «Кубок» чему учит?
Жуковский «Кубок» чему учит для читательского дневника
Жуковский «Кубок» чему учит произведение?
В. А. Жуковский «Кубок» чем учит?
Автор описывает главную героиню с помощью эпитетов «Дунушка-голубка» называет муж свою жену Авдотью, а Авдотья прощается с сыном, называя его мой голубочек. С помощью сравнений и эпитетов мы понимае, что в семье Авдотьи царили мир и гармония. Автор рассказывает о горе Авдотьи слова «она лицо свое бити, плачем лицо умывати», горе было смертельное, душевная боль Авдотьи была настолько сильна, что она пыталась ее заглушить физическим страданиями.
Гиперболы в балладе «Авдотья Рязаночка», слова Авдотьи говорят о силе царища татарского, Авдотья сравнивает татарского царища с драконом, который в один раз проглотил весь город. Гипербола показывает смелость Авдотьи.
Гипербола «слезы до пят потекли» показывают всю боль Авдотьи, когда настал решающий момент, что скажет царища на ее дерзкие слова.
рисует образ женщины, в одиночку спасшей целый город.
В балладе «Авдотья Рязаночка» используются приемы повторов и синтаксического параллелизма, создающих ритмическую основу текста. В балладе «Авдотья Рязаночка» повторы связаны с числом три, повторы помогают лучше запомнить текст баллады и создают песенную основу. Приемы образного параллелизма в балладе создают музыкальность текста, что также доказывает ритмичную основу баллады.
Примеры синтаксического параллелизма в балладе «Авдотья Рязаночка»
Примеры повторов и синтаксического параллелизма доказывают, что текст, который в современном переводе больше похож на прозу имеет ритмическую основу, как только в тексте доходим до повторов и приемов параллелизма, изложение о подвиге Авдотьи превращается в песнь.
Вообще, конечно, есть зелёное вино – так по традициям виноделов называют вино молодое, не выдержанное и ещё не набравшее крепости. Однако в данном случае речь идёт не о нём.
Присмотритесь к тексту, а ещё лучше – прислушайтесь к самому исполнителю: увидите и услышите, что вино не зелЁное, а зелЕное. Мало того, при исполнении песни самим автором, вино, похоже, вообще зелЕно.
И это не обычная для нас замена на письме Ё на Е, и не обычное для стихотворчества вольное обращение с окончаниями для выразительности речи и попадания в рифмованный размер. В этих строчках Рождественский сказал именно то, что хотел сказать – в лучших русских традициях.
Сочетание «зеленое вино» или «зелено вино» встречается в летописях и былинах.
А русские былины слагались тогда, когда вино было иностранной экзотикой и вообще делом редким. Отсутствовали у нас виноградники, пили мед, квас да разные сбитни – вот и было вино чём-то особенным.
При этом различалось вино красное и вино зеленое. Первое – это собственно вино, виноградное, привозное. Его пили на пирах да на любовных свиданиях, причём люди не бедные.
Второе же… варенное, хлебное. Тоже для Руси не совсем традиционное, но делали его уже «на месте». И настаивали на травах
Для обозначения травы вообще (и злаков в частности) использовалось слово «зель», «зеленец», «зелие» (отсюда, к слову, «зелье»). Так что крепкий спиртной напиток на травах вполне логично назывался «зеленым» («травяным» или «злаковым») вином – в противоположность вину красному, виноградному.
Догадались о чём речь?
Ещё подскажу: с давних времён и до сегодняшнего дня весьма неприятную болезнь, вызванную чрезмерным пристрастием к этому напитку, образно называют «зеленым змеем».
И ещё: какой напиток у нас принято пить «с горя», если на сердце погано и душу кошки скребут? Маетно, в общем, плохо?
Да, всё правильно: «зеленое вино» – это водка. Название у неё такое «экзотическое», потому что водка – не наш напиток, не традиционный, вот и пришлось подбирать понятные сравнения. Само же слово «водка» (как обозначение крепкого спиртного напитка) родом из польского языка и появилось в русской речи в конце 17-ого века (а широко использоваться стало ещё позже).
Так что сыновья из «Баллады о красках», вернувшиеся с войны, пьют «как повелось» водку. А что ещё пить в таких случаях-то?
А Роберт Рождественский талантливо это изобразил: образно и точно – с учётом и русской традиции, и собственно темы этой песни о войне. В красках.
«Кубок» — краткое содержание баллады В.А. Жуковского
В данной статье можно узнать краткое содержание и анализ произведения В. А. Жуковского «Кубок».
Рассмотрим также план, идею, основную мысль, на которых строится повествование — все это пригодится для записей в читательском дневнике.
История создания баллады Жуковского
В XII веке было широко известно сказание о ныряльщике, который ради наживы отправился на морское дно. По этой легенде Ф. Шиллер написал балладу «Водолаз».
Василий Андреевич Жуковский, основным направлением творчества которого был романтизм, перевёл её на русский язык, немного изменив основной смысл.
В новом легендарном повествовании главная черта героя не жадность, а храбрость и самоотверженность.
Главные герои и их характеристика
Царь – жестокий, самолюбивый правитель. Чтобы развеяться от скуки, он предлагает своим подданным нырнуть в глубокое море и достать золотой кубок.
Издеваясь над рыцарями и латниками, государь бросает ценную вещь со скалы. Он думает, что никто не отважится на такой поступок.
Молодой паж – прекрасный юноша, бросивший вызов царю и всем окружающим. Он отважно и безрассудно, что свойственно юности, прыгает в море и достаёт кубок.
Когда властитель снова бросает кубок в море, предлагая царевну в жёны, паж снова прыгает в воду. Он думает, что если струсит, то девушка не будет его любить.
«Кубок» — краткое содержание баллады В. А. Жуковского
Царь со своей свитой находится на обрывистом берегу моря. Ради развлечения, он бросает в море золотой кубок и обещает подарить его тому, кто решится нырнуть за ним на дно.
Насмехаясь над рыцарями и латниками, владыка три раза призывает храбрецов, но никто не хочет рисковать жизнью. Только молодой паж вызывается на такой безрассудный поступок.
Юноша прыгает с крутого обрыва, обращаясь к Богу за помощью. Окружающие сочувствуют ему. Многие уже не верят, что он вернётся.
В морской пучине молодой храбрец видит страшных чудовищ. Он находит кубок и возвращается на берег. Его поступок производит сильное впечатление на дочь царя. Правитель, видя это, опять бросает кубок в глубину и обещает пажу за золотую чашу сделать его своим зятем и любимым рыцарем.
Молодому человеку нравится царевна. Он ныряет в пучину, но на второй раз пучина уже не отпускает свою добычу.
Анализ произведения
Правитель этой страны, повинуясь какой-то своей идее, решил испытать своих подданных. Предлагая рискнуть своей жизнью ради наживы, он заранее знал, что никто на это не пойдёт.
И вдруг, молодой паж, ничем не примечательный ранее, захотел блеснуть перед всеми своим бесстрашием и отвагой. Он мог стать добычей морских чудищ или утонуть. Но ему помогло молитвенное обращение к Господу. Молодец выбрался из глубины с кубком в руках.
Царю не понравилось, что кто-то вышел победителем. Он стал обещать ещё больше – кольцо с алмазом в придачу к кубку. Тут царевна стала просить за юношу. Это ещё сильнее распалило злость властелина. Тогда уже и собственная дочь была обещана в награду, что развеяло все сомнения.
Паж прыгнул в море и уже не вернулся. Злая жестокость победила бесхитростную юность.
Главная мысль
Даже краткий пересказ дает понять, что глупо безрассудно рисковать собой из-за такого незначительного повода. Оставшись в живых, смелый, отважный молодой человек мог совершить много хороших поступков и принести пользу людям.
Выбравшись невредимым в первый раз, паж уже завоевал внимание царевны. Их ждала взаимная любовь. Судьбе не нравится, когда её испытывают.
Несколько раз подряд редко когда везёт. Свои поступки надо хорошо обдумывать.
Жанр и композиция
Данное произведение — это не сказка и не басня. Оно написано в жанре романтической баллады.
Проследим за композицией баллады:
Экспозиция: действие происходит на берегу моря, где находится царь со своей свитой.
Завязка: царь кидает в море драгоценный кубок и обещает подарить его тому, кто сможет его достать. Юный паж прыгает за ним в воду.
Развитие действия: претерпев страшные испытания, храбрец выходит на берег с кубком. Он рассказывает о своих приключениях, но царю этого мало. Правитель во второй раз швыряет кубок с обрыва и предлагает снова достать и продолжить рассказ. За это обещает перстень и царевну в жены.
Кульминация: молодец ныряет в море. Все ждут его возвращения.
Развязка: юноша погибает.
Направление и стихотворный размер
В произведении хорошо прослеживаются черты романтического направления. Паж — пылкий, смелый и романтический юноша.
Это заметно по тому, как он описывает его погружение в пучину и выход из нее.
На этом «развлечении» царя присутствуют дамы, действие происходит во времена царей и рыцарей. А это тоже характеризует произведение с точки зрения романтизма.
Стихотворный размер: амфибрахий с некоторыми вариациями.
Средства художественной выразительности
Эпитеты – «море грозное», «мгла таинственная», «пучина бездонная», «рыцарь знатный», «награда победная», «пена седая», «разъярённый прилив».
Метафоры – «пучина бездонной мглы»; «разинулось черною щелью жерло», «стрелою стремглав полетел я туда».
Сравнения — «пена кипела: как будто гроза, наступая, ревела»; «волна за волною и воет, и свищет, и бьет, и шипит, как влага, мешаясь с огнем».
Романтическое произведение с глубоким смыслом — вот что такое «Кубок» В. А. Жуковского. Фантастический сюжет и главный герой, совершающий подвиг, учат тому, что добро должно побеждать зло.
Однако автор отступил от традиций. В финале главный герой погибает, но это ещё больше привлекает читателя своей необычностью.