чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

Сочинение Чему учит рассказ Кавказский пленник Толстого

В середине девятнадцатого столетия русский писатель Лев Николаевич Толстой открыл народную школу для крестьянских детей и опубликовал несколько учебников. В один из таких сборников и вошла повесть «Кавказский пленник».

Произведение написано очень простым и доступным для подрастающего поколения языком, при этом оно несет большую смысловую нагрузку. В нем освещены как исторические факты о самой затяжной и кровопролитной войне Российской империи на Кавказе, так и общечеловеческие ценности. Вопросы нравственности, поднятые в повести, актуальны и в современном мире, в этом и заключается ее образовательная значимость.

Жилин и Костылин, оказавшись в плену, проявляют свои качества по-разному. Первый не соглашается с ролью жертвы, за внешним спокойствием и покладистостью, он прячет непримиримый нрав. Проявляет железную волю и стойкость, всеми силами стремится к свободе.

Побег – единственная мысль, которая придает жизненной энергии Жилину, помогает ему выстоять в суровых условиях. Он не просто мечтает о спасении, он активно разрабатывает план побега. Для этого, как человек деятельный и мастеровитый, он входит в доверие к горцам. Местные жители начинают ему доверять, восхищаются его умением, проникаются к нему уважением.

Его товарищ Костылин морально сломлен неудачей, неволя превращает его в плаксивого, безвольного труса. Именно из-за него побег заканчивается неудачей. Он не может и не хочет бороться, покорно ждет смерти, потеряв надежду на спасение.

Дочь хозяина, маленькая девочка, как светлый ангел, оказывает поддержку пленным. Ребенок свободен от предрассудков и непримиримости взрослых, для нее Жилин не враг, а добрый человек, который нуждается в помощи.

Полувековая вражда между противоборствующими сторонами, приводящая к уничтожению целых народов, разумному, мыслящему человеку представляется противоестественной. Толстой провел около трех лет на Кавказе по приглашению своего старшего брата, офицера действующей армии. Писатель был покорен первобытной красотой природы, свободолюбивым нравом горцев, их патриархальным жизненным укладом. Время проведенное в этом волшебном уголке, оставило в его душе неизгладимые впечатления. В повести писатель выступает с осуждением кровопролития, длящегося многие десятилетия, когда люди убивают друг друга лишь потому, что являются представителями разных наций.

Также читают:

Картинка к сочинению Чему учит рассказ Кавказский пленник

Популярные сегодня темы

Сейчас не осталось ни одного человека, который хотя бы краем уха не слышал про фаст-фуд. Многие пробовали и любят эту вредную пищу. В быстром темпе большого города, зачастую не успеваешь полноценно пообедать

План в цитатах на последние главы рассказа Кавказский пленник

Зимой в 1946 году художником была написана великолепная картина «Первый снег». С одного взгляда на нее, сразу появляется эмоция радости. Ведь вспомните себя в детстве. Как вы ждали тот самый первый снег

Великий испанский писатель Мигель де Сервантес посвятил частицу своей жизни созданию гениального произведения под названием «Дон Кихот». Это описание легендарных приключений рыцаря и его оруженосца.

Источник

Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л.Н. Толстой)

В истории нашей страны было немало страшных и кровопролитных войн. Одной из них являлась Кавказская война, шедшая с 1817 по 1864 год. Многие писатели и поэты упоминали о ней в своих произведениях. Не обошел стороной эту тему и Лев Николаевич Толстой. В своем рассказе «Кавказский пленник» он рассказывает о русском офицере, попавшем в плен к кавказцам. Писатель сам принимал участие в этих боевых действиях, был в гуще всех событий, поэтому его произведение буквально пропитано реальностью и достоверностью описываемых перипетий. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого рассказа.

История создания

В основу рассказа также легли «Воспоминания кавказского офицера» барона Ф. Ф. Торнау. В мемуарах полковника рассказывается о его опыте пребывания в плену у горцев, о его дружбе с девушкой-абхазкой по имени Аслан-Коз и ее попытках помочь ему, о его первой неудачной попытке побега, и последующем освобождении из пленения.

Жанр, направление

«Кавказский пленник» хоть иногда называется повестью, все же является рассказом. Об этом говорят небольшой объем, ограниченное количество персонажей, одна сюжетная линия и повествование, которое ведется от первого лица.

Написан рассказ в направлении реализма. Все творчество Льва Николаевича было построено на данном литературном направлении, и «Кавказский пленник» не является исключением. Подтверждает это и то, что произведение основано на реальных событиях. Автор в рассказе изображает настоящую жизнь, без прикрас и романтизации описываемых действий.

Суть: о чем?

В сюжете рассказа лежит история об офицере Иване Жилине, участвовавшем в боевых действиях на Кавказе. Однажды ему пришло письмо от матери. В нем она говорила, что стала совсем уже плоха, просила его приехать домой, последний раз повидаться и проститься. Офицер недолго думая отправился в отпуск домой.

Обоз шел слишком медленно, поэтому Жилин вместе с другим офицером Костылиным решили идти вперед. К несчастью, они нарываются на горцев и попадают в плен. Их отдают в качестве долга Абдул-Мурату. Новый «хозяин» теперь требует выкуп за них. Жилин, жалея мать, понимая, что у нее нет таких денег, отправляет письмо на неверный адрес.

Жилин с товарищем находятся в плену уже месяц. За это время Жилин смог завоевать симпатию, делая глиняные игрушки для детей и чиня вещи, со стороны некоторых жителей аула, в числе которых находятся хозяин и его дочь Дина, в благодарность тайно носящая ему еду и молоко. Костылин все ждет ответа из дома, надеется на выкуп. Главный герой, в свою очередь, не летает в облаках и полагается только на самого себя. По ночам он роет подкоп.

Самочувствие Костылина в яме становится все хуже и хуже. Жилин же придумал новый план побега. Он подговорил Дину принести ему длинную палку, по которой он взберется из ямы и будет свободен. Он хочет взять с собой товарища, но у того не осталось на это никаких сил, поэтому главный герой сбегает в одиночку. Он всю ночь шел в сторону крепости и, уже подходя к ней, нарвался на татар. Из последних сил он побежал в сторону казаков, крича им просьбы о помощи. Те, к счастью, услышали его и вовремя подоспели на помощь. Костылин же все-таки дождался выкупа только спустя месяц и вернулся в крепость очень ослабленным и буквально еле живым.

Главные герои и их характеристика

При написании рассказа Л. Н. Толстой применил прием антитезы. Он противопоставил Жилина и Костылина друг другу для придания большей контрастности произведению. Благодаря такой антитезе, становятся более явными проблемы и вопросы, поднятые автором в рассказе. Большинство людей из правящего класса подобны Костылину: они ленивы, слабы, трусливы и беспомощны без своих денег. Поэтому дворянству надо ровняться на изобретательного, смелого и сильного Жилина, который в любой ситуации найдет выход. Только на таких мужчин может положиться страна в трудное время.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам таблицу со сравнительной характеристикой Жилина и Костылина:

герои рассказа «кавказский пленник»характеристика
иван жилинрусский небогатый дворянин. он упрям и принципиален. когда татары заставляли писать его письмо матери с просьбой прислать за него 3000 рублей, он стоял на своем, говоря, что таких денег никто не пришлет, и в конце концов, они сдались и согласились на его цену. он бойкий и храбрый, не опускает руки в трудных ситуациях. он не ждет чуда или помощи от других, а надеется только на себя. жилин очень выносливый, несмотря на свои стертые в кровь ноги, все равно помогает товарищу и несет его на себе. это также говорит о том, что он хороший и надежный товарищ, который не даст в обиду и не предаст. у него очень сильное чувство собственного достоинства: даже находясь в плену, герой требует уважения к себе. иван является мастером на все руки, он и лепит кукол, и чинит часы и ружья, и плетет плетенки. герой очень умен, он умеет ориентироваться по звездам: взобравшись на гору с легкостью определяет, где находится его крепость и как туда добраться, а, находясь среди татар, герой быстро начинает понимать их язык и даже немного говорить на нем. за свой характер он заслуживает уважение у татар.
костылинсостоятельный дворянин. представляет собой полную противоположность ивану. он грузный, полный и неуклюжий. герой слишком изнеженный беззаботной жизнью, он не привык сталкиваться с какими-либо трудностями, поэтому пребывание в плену дается ему очень тяжело. в отличие от главного героя, он — ненадёжный товарищ. видя противников, он стремглав бросает жилина одного, показывая свою подлость и трусость. оказавшись в плену, герой попросту смиряется со своей участью пленника, не собирается предпринимать никаких действий и только ждет выкупа из дома. он постоянно находится в отчаянии. он сомневается в идее побега жилина, уверен, что у них ничего не получится. а когда они все-таки бежали и оба сильно натерли ноги, в отличие от главного героя, костылин начинает ныть и жаловаться. именно из-за него они не смогли сбежать в первый раз.

Темы и проблемы

Главная мысль

Своим рассказом автор хотел показать, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком, проявлять свои самые лучшие качества и не бездействовать. Его основная идея заключалась в том, чтобы на противопоставлении двух совершенно разных героев изобразить, к чему может привести то или иное поведение личности. Жилин, который не видя преград, продолжает бороться и действовать, в конце концов, добивается свободы, а пассивный и вечно унывающий Костылин, который только создает еще больше трудностей, еле выживает в сложившейся ситуации.

Смысл рассказа «Кавказский пленник» в том, что добрый, стойкий и храбрый человек может справится с любыми испытаниями, которые ждут его на жизненном пути. Главный герой Жилин выжил именно благодаря этим качествам. На примере же Костылина мы осознаем, что деньги, титулы и чины, не смогут помочь тебе в плену врага, а трусливость, низменность и отчаянность только усугубят положение.

Чему учит?

Л. Н. Толстой в «Кавказском пленнике» заставил над многим задуматься читателей. Главная мораль произведения – никогда не сдавайся. Именно такого плана придерживался главный герой. Автор является сторонником идеи, что безвыходные ситуации настигают только тех людей, которые опускают руки и не предпринимают каких-либо решений и действий.

Еще довольно важным выводом рассказа «Кавказский пленник» является мысль о том, что войны и межнациональные стычки никогда не приведут ни к чему хорошему. Все мы люди, и брать в плен или убивать кого-то из-за его этнической принадлежности — это не то, что бессмысленно – это ужасно, жестоко и бесчеловечно. Всегда надо помнить, что вне зависимости от пола, цвета кожи, народности, вероисповедания каждая человеческая жизнь бесценна.

Над чем заставляет задуматься этот рассказ? К большому сожалению, проблемы, показанные и раскрытые в «Кавказском пленнике», актуальны и по сей день. Такие произведения как этот рассказ, для того и необходимы, чтобы люди, читая их, понимали все последствия подобных действий и учились на ошибках прошлого.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

26.10.2018

Толстой Л. «Кавказский пленник»

Толстой Л., рассказ «Кавказский пленник»

Главные герои рассказа «Кавказский пленник» и их характеристика

Чему учит рассказ «Кавказский пленник»
Рассказ учит тому, что война очень плохое дело и воевать никогда нельзя. Нужно жить в мире представителям самых разных народов. Учит обращать внимание не на национальность человека, а на его дела и поступки. Потому что плохие никчемные люди есть у каждого народа, но хороших всегда больше. Учит тому, что дети видят кто хороший человек и им все равно какой он нации.

Отзыв на рассказ «Кавказский пленник»
Мне очень понравился этот рассказ. Дружба, которая возникла между Жилиным и татарской девочкой Диной, такая трогательная и она единственная напитана настоящими эмоциями. Все остальные действовали не сами по себе, а повинуясь принятым стереотипам поведения. Мне очень понравилась добрая и смелая Дина, и я надеюсь, что ее судьба сложилась удачно. А вот Костылин меня разочаровал, он оказался не просто обузой, он был никому не нужен.

Пословицы к рассказу «Кавказский пленник»
Кто идет вперед, того страх не берет.
Велик телом, да мал делом.
В мире нет трудных дел, нужны лишь усердные люди.
Перед настойчивым и горы преклоняются.
Под лежачий камень вода не течет.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Кавказский пленник»

Источник

Чему учит рассказ «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого?

чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть картинку чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Картинка про чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

Не замахиваясь на глубинный анализ произведения, попытаюсь дать тезисный ответ, который в сжатой форме (это, собственно, и требуется при выполнении «домашки» к этому рассказу) поможет при подготовке.

Далее. Пытаться понять человека, даже если у него свои, устоявшиеся взгляды на жизнь, а не стараться переделать его «под себя».

А ещё рассказ учит любви к людям, несмотря на существующие национальные преграды, разные социальные устои, а также развивать в себе такие качества (товарищество, нравственность, равенство, смелость, честность), чтобы люди потянулись к общению с тобой, а ты стал им хорошим товарищем.

чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть картинку чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Картинка про чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

Этот рассказ,ставший уже классическим произведением, учит толерантности и взаимоуважению между народами.Так возникшая симпатия между девочкой с гор и Жилиным,совершено не случайна приведена автором и наглядно показывает читателю,что никакие различия между людьми во взглядах,привычках и религиозных расхождениях не могут стать причиной для взаимопонимания двух близких по духу и хороших людей.Даже разница в возрасте оказалась не помехой для этого.Великолепный рассказ.Молодей,Толстой.

чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть картинку чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Картинка про чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть картинку чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Картинка про чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть картинку чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Картинка про чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

Рассказ «Кавказский пленник» был написал Львом Николаевичем Толстым на основе личных впечатлений о войне на Кавказе, где он служил юнкером.

Описания характеров главных героев помогут ребенку понять, что поведение человека, его характер, рождает судьбу человека.

чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть картинку чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Картинка про чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть картинку чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Картинка про чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

Этот рассказ повествует о кавказкой войне, которая была во времена царской России. Но по видимому он ничему так и не научил, исторических выводов сделано не было и она повторилась уже в современной России.

Можно для сравнения привести пример пленного сына Шамиля, он был почетным пленником. Для него была построена башня на манер тех, что были на его родине. Русские пленники держались на положении рабов и держались в ямах.

чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть картинку чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Картинка про чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

Хороший воспитательный рассказ о том, что человек может выбраться из самого затруднительного положения, стоит ему только захотеть.

чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть картинку чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Картинка про чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть картинку чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Картинка про чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

Лев Николаевич Толстой написал около 629 произведенеий для детей.

В нем идет характеристика двух характеров.

чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть картинку чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Картинка про чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть картинку чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Картинка про чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

Эти строки из рассказа Л.Н.Толстого «Правда всего дороже».

чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть картинку чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Картинка про чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

Чему учит рассказ:

чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть картинку чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Картинка про чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

Полковник в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» не был двуличным человеком. Он всегда поступает искренно. Он очень любит свою дочку, нежен с ней. Он восхищается ее молодостью, красотой. Не хочет прерывать ее развлечение, оставляя ее на балу. Когда самому ему нужно было уехать по службе. Он общителен, хорошо себя чувствует в обществе людей, куда пришел на бал. Ему приятно вспомнить молодость и станцевать с дочкой. Т.е. на балу он искренен, расслаблен, счастлив.

В сцене наказания солдата он тоже поступает так, как подсказывает ему его сердце, усердие, привычки. Он привык все делать по правилам, не задумываясь о справедливости этих правил. Раз положено солдата избить до смерти за побег, значит, надо так сделать. Жалости к солдату он не испытывает. Он искренен и в данной ситуации.

Полковник в рассказе Толстого не был двуличным человеком. Он скорее был равнодушным к чужому горю, черствым сердцем. Поэтому рассказчик и не смог жениться на его дочери и пойти на воинскую службу.

чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть картинку чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Картинка про чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

Лев Толстой написал рассказ «Кавказский пленник» для создаваемой им Азбуки, для обучения детей. Писателю в молодости довелось два года служить на Кавказе, он многое там повидал, был представлен к награде, и однажды сам чуть не попал в плен. Эти воспоминания и послужили толчком к созданию сюжета о двух плененных русских офицерах.

Жилин внимателен и добр к людям, рискуя собой он несет на себе Костылина, и никогда не упрекает его в слабости. У него завязываются дружеские отношения с чеченской девочкой. Костылин же думает только о себе, и о своих интересах.

Источник

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть картинку чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Картинка про чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.

Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.

Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.

чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть картинку чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Картинка про чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.

Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.

чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Смотреть картинку чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Картинка про чему учит сказка кавказский пленник льва толстого. Фото чему учит сказка кавказский пленник льва толстого

Главные герои

В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.

Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.

Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.

Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.

Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.

Жилин и Костылин. Анализ героев

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.

Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.

Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».

Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.

Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.

Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.

Поведение в экстренной ситуации

Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *