чему учит сказка как мужик гусей делил
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о сказке Л.Н.Толстого «Как мужик гусей делил»
Главный герой сказки Толстого «Как мужик гусей делил» — бедный мужик. Мужик был до того неимущий, что однажды у него не стало хлеба. Решил он у барина хлеба попросить, а чтобы не с пустыми руками идти, поймал гуся и зажарил его.
Барину подарок понравился, но решил он мужику задачу дать – как того гуся поделить между членами барской семьи. Мужик подумал, да и предложил такое решение, которое и барину понравилось, и мужик в накладе не остался. Довольный барин дал мужику хлеба, да еще и денег добавил.
Историю с гусем узнал богатый мужик. Он тоже пришел к барину и принес несколько гусей ему в подарок. Барин и ему задал вопрос, как гусей делить? Но богатый мужик не смог эту задачу осилить. Тогда позвали к барину бедного мужика. Тот снова гусей по хитрому разделил – одного гуся барину с барыней, другого — двум сыновьям барина, третьего – двум дочерям барина. А себе мужик взял двух гусей, пояснив при этом, что теперь всех по трое получилось.
Опять барину понравилось, как бедный мужик делить умеет. Барин наградил его деньгами и хлебом, а богатого мужика выгнал.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки Толстого «Как мужик гусей делил» заключается в том, что умный и смекалистый человек всегда найдет возможность решить проблему с пользой для себя. Бедный мужик пошел к барину хлеба просить, а в итоге не только хлебом разжился, а еще и деньгами и гусями. И уважение барина сумел завоевать.
Сказка Толстого учит не теряться в трудных ситуациях, проявлять сообразительность и смекалку.
В сказке «Как мужик гусей делил» мне понравился главный герой, бедный мужик. Собираясь к барину просить хлеба, он приготовил подарок в виде жареного гуся. А когда барин задал ему хитрую задачу, мужик сумел решить ее так, что и сам с выгодой остался.
Какие пословицы подходят к сказке «Как мужик гусей делил»?
Голь на выдумки хитра.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
Нужда смекает делом.
Находчивого не озадачишь.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Как мужик гусей делил читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Лев Николаевич Толстой – русский писатель, прозаик, уделял много внимания произведениям для детского чтения. Создавал как авторские для самых маленьких, так и творчески перерабатывал народный сюжет, к числу которых принадлежит литературная обработка русской народной сказки «Как мужик гусей делил». Сказка впервые издана в 1875 году в сборнике произведений Л.Н.Толстого «Третья русская книга для чтения» (читайте по теме: Краткая биография Льва Толстого: самое главное).
Краткое содержание
1) У бедного крестьянина закончился хлеб.
2) Чтобы получить необходимый хлеб, мужик пошел к барину, но не с пустыми руками, а с жареным гусем.
3) Богатый барин не знал, как разделить гостинец между всеми домочадцами, поэтому попросил помощи у бедняка.
4) Мужик проявил смекалку и так разделил гуся, что ему самому досталась большая часть, а барин, видя такую расторопность, дал мужику хлеб и в придачу наградил деньгами.
5) Узнав о щедрости барина, богатый мужик тоже решил повторить затею бедняка, но не сумел разделить 5 жареных гусей на шестерых человек.
6) На помощь вновь пришел бедняк, и снова ему досталась большая часть, но уже от 5 гусей, и новая награда от барина.
Главные герои
1) Мужик – бедный, обладает живым умом, сообразительностью и хитростью.
2) Барин – щедрый, оценил изворотливость мужика и наградил его за способность выйти из трудной ситуации.
3) Богатый мужик – не отличается сообразительностью, завистливый, скупой.
Главная мысль
Ум гораздо важнее богатства. Умный человек обязательно найдет способ решения проблемы. Любое дело будет спориться, если сопровождать его шутками да прибаутками. А жадность и зависть – плохие «помощники» человека.
Чему учит
Сказка «Как мужик гусей делил» относится к жанру бытовых. Один из обязательных признаков этого жанра – рассказ о смекалке простого человека, есть он и здесь. Мужик проявил хитрость: сумел обосновать свой способ решения проблемы, за что и был вознагражден. Сказка учит быть изобретательными, использовать чувство юмора и нестандартную логику.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса.
Пословицы
В нужде и кулик соловьем свищет.
Хитрость – второй ум, находчивость – великая сила.
Карман толстый, да ум пустой.
Отзыв
Думаю, что сказка «Как мужик гусей делил» не развлекательная, а поучительная. Она учит извлекать урок даже из трудных ситуаций. Очень понравилось жизнелюбие бедняка. Если бы он печалился и жаловался на свою бедность, то вряд ли сумел бы придумать такую удачную хитрость. Сначала мне показалось странным, что мужик идет просить хлеб не с пустыми руками. Однако потом стало понятно, что бедняк обернул в свою пользу любовь барина к загадкам.
Чему учит сказка «Как мужик гусей делил»?
Чему нас учит сказка «Как мужик гусей делил»?
Какое краткое содержание сказки «Как мужик гусей делил»?
Какая главная мысль сказки «Как мужик гусей делил»?
В сказке «Как мужик гусей делил» рассказывается о бедном мужике у которого не стало хлеба,чтобы кормить свою большую семью и он пошёл просить у барина, поймав и пожарив по дороге гуся,чтобы не идти с пустыми руками.
Барин взял гуся и сказал, что не знает как его разделить между всеми членами его семьи,чтобы не было обиды.
Мужик разделил гуся так_Барину-голову,в семье голова;
Задок гуся жене-занимается домашним хозяйством;
Сыновьям ножки-топтали папины дорожки;
Дочерям крыльца-улетят из дома;
Барину понравилось и он дал мужику денег и хлеба.
Об этом узнал богатый мужик,он пожарил 5 гусей и пошёл к барину.
Но он не смог их разделить и барин снова позвал бедного мужика и он их разделил так:
Одного-барину с барыней, одного сыновьям, одного дочерям и двух себе забрал, у всех с гусями получилось по трое.
Барин его похвалил за смекалку и снова дал хлеба и денег.
Главная мысль сказки в том, что ум и смекалка сможет прокормить даже бедняка.
Сказка учит нас всегда с юмором подходить к решению проблем, а также учит нас тому, что жадность и зависть являются плохими качествами человека.
Сказка «Как мужик гусей делил» учит нас тому, что смекалка всегда выручит человека в сложной ситуации. Бедный мужик проявил чудеса находчивости, нестандартное решение в дележе гуся, которого трудно было разделить так, чтобы досталось всем членам семьи. Он подошел к задаче с долей юмора. А вот богатый человек разделить пятерых гусей не смог.
Сказка учит находчивости.
Богатый позавидовал и тоже захотел получить от барина награду, но не смог разделить 5-х гусей между 6-тью членами семьи барина, а бедный мужик снова смог.
Барину и барыне дал одного гуся (их с гусем стало трое), двум дочерям дал одного гуся (их с гусем стало трое), двум сыновьям дал одного гуся (их с гусем стало трое), и себе взял двух оставшихся гусей (их с гусем стало трое).
Мужик поделил все с юмором и пользой для себя.
Стало бедняку нечего кушать, пошел он к барину помощи просить, да гуся зажарил, чтоб не пустыми руками.
А барин его спрашивает как ему гуся на 6 разделить: он да жена, две дочки, два сына.
Понравилась барину такая делёжка, он ещё и проплатил мужику.
Главная мысль произведения заключается в том, что ум, да смекалка выручат в самой, казалось бы, безвыходной ситуации.
Сказка учит тому, что выход всегда найдется, если его искать, а не сидеть сложа руки.
Сказка «Как мужик гусей делил» содержит несколько важных уроков.
Она показывает, насколько важны смекалка и изобретательность. Из любой ситуации можно найти выход. Иногда это выход может быть очень необычным. А нестандартные решения порой приносят большой успех.
Главным героем сказки является простой мужик, которому нечего было есть и нечем кормить домашних. Он решил поступить хитро. Зажарил гуся и понес его барину. Барин попросил мужика разделить гуся, а тот поступил очень мудро. Голову он отдал самому барину, назвав его «головой всему». Задок барыне, так как она сидит дома и заботится о хозяйстве. Сыновьям отдал ножки, а дочерям крылышки. А остатки взял себе.
Как хитро он поступил, оставив себе всю тушку. Барин оценил его изобретательность и дал ему хлеба и денег.
Богатый мужик тоже захотел получить от барина награду. Он принес ему пять гусей, но не смог их разделить. А бедный снова проявил смекалку, разделив гусей между всеми, не обделил он и себя.
Находчивость простого мужика оценил даже барин. За мудрость и изобретательность он наградил его. На примере мужика видно, что подобные качества очень помогают в жизни.
В сказке Льва Толстого рассказывался о том, как один бедный, но находчивый мужик смог два раза по-умному поделить жареных гусей между членами семьи барина.
Трудно было разделить одного гуся, ведь в семье барина было 6 человек, но мужик справился и с шутками-прибаутками разделил явно не ущерб себе так:
Во второй раз нужно было разделить 5 гусей между теми же 6, но и опять мужик разделил так, что не обидел себя, но и барин не обиделся, потому что ему понравилась идея, как делить:
Главная мысль этой сказки: ум, смекалка помогают в любом деле, никакое богатство не поможет, если не хватает сообразительности, а шутка поможет сгладить любую ситуацию, даже когда немного обхитрил.
В данном вопросе речь идет о поучительной сказке Льва Николаевича Толстого под названием «Как мужик гусей делил». В данной сказке главным героем является бедный мужик, который смог дважды поделить гусей барину.
Согласно сюжету сказки, мужик пришел к барину просить денег, но у него был только жареный гусь. Барин не знал, как разделить гуся между членами семьи, но мужик быстро сообразил.
Потом мужик еще раз помог барину с дележкой гусей:
Из этой сказки видно, как смекалка может помочь выжить и получить выгоду.
Сказка Льва Толстого «О том, как мужик гусей делил» показывает, каким может быть мудрым простой русский мужик, у которого пусто в кармане, а на стол он не может положить кусок хлеба к обеду. Идет он попросить помощи у барина, а сам зажарил гуся, лишь бы только идти не с пустыми руками. За смекалку и умение интересно поделить гуся между членами семьи, самого себя не забыв, барин вознаграждает щедро мужика. Эта сказка показывает, также, каким милостивым может быть барин, когда его задобришь, да еще развеселишь.
Сказка учит быть щедрым, мудрым, смекалистым, уметь выйти ловко из положения, смотреть на вещи широко, просить у другого человека поддержки, да самому прийти к нему не с пустыми руками, быть с юмором.
Данная сказка учит тому, что нет безысходных ситуаций и выход можно найти всегда даже из самого худшего положения, когда все очень плохо.
1.Сказка учит нас тому, что выход всегда можно найти, даже в самых безнадежных ситуациях.
2 Краткое содержание:
Прослышал про это другой богатый мужик и зажарил 5 гусей, пришел к барину, но разделить их не смог. Так как 5 на 6 не делятся. Тогда опять позвали бедного мужика и попросили его разделить этих гусей. Бедный мужик подумал и разделил одного барину и его жене, второго двум дочкам,третьего гуся он отдал двум сыновьям, а двух оставил себе. Барин посмеялся над его дележкой, но все-же дал ему и денег и хлеба.
3.Главная мысль сказки в том, что в безвыходных ситуациях может помочь находчивость и смекалка.
В сказке Льва Толстого «Как мужик гусей делил» речь идет об одном бедном мужике, простом человеке, который вынужден искать пропитание для своей большой семьи.
Мужик проявляет смекалку, сообразительность и остроту ума, помогая барину делить гуся в первый раз и делить гусей во второй раз.
При этом, если посмотреть формально, то получается, что мужик делит гуся справедливо. Ведь он не просто отдает какие-то части гуся членам семьи, но и дает этому обоснование.
Поэтому трудно не согласиться с ним, но тем не менее всю основную часть гуся мужик забирает себе.
Эта это находчивость и сообразительность нравится барину и он помогает бедному мужику. Даёт ему хлеба и денег.
Сказка учит тому, что нужно не сидеть сложа руки, когда трудно и голодно, а нужно не обижая никого, проявлять сообразительность и смекалку.
Совсем небольшая сказка, написанная Братьями Гримм, которая читается буквально за 5 минут. Поэтому свой отзыв в дневник читателя мы дома сделали, ограничившись написанием краткого содержания истории про ленивого Гейнца, с указанием главных персонажей. Получилось это так:
В сказке Братьев Гримм мы знакомимся в Гейнцем, который пасет козу на лугу, а чуть позже с Триной, у которой тоже в хозяйстве имеется коза.
Встреча юноши и девушки происходит потому, что лентяй Гейнц устал работать и решил жениться на Трине, чтобы она ухаживала за обеими козочками.
Вскоре Трине тоже надоедает заниматься этой работой, т.к. она, как и Гейнц, ужасно ленива. Но девушка идет дальше Гейнца в своей лени и предлагает обменять двух коз на один улей с пчелами, т.к. за насекомыми ухаживать не надо, они сами мед делают.
Обрадованный Гейнц соглашается с доводами умной Трины, и они получают улей. Однажды, Трина, размечтавшись о сытой и довольной жизни, описывает Гейнцу, как здорово будет, когда у них появится сын, который будет им помогать в хозяйстве. Гейнц ей возражает, говоря, что дети в современном мире непослушны. Раздосадованная Трина замахивается, и горшок с медом, который насобирали им пчелы, разбивается.
Гейнц утешается тем, что горшок не разбил ему голову и предлагает Трине полакомиться остатками меда из черепков.
Главной темой сказки стала лень, которая способная разрушить благосостояние человека. Так у Гейнца с Триной сначала было две козы, которые могли кормить их целый год, потом у них остался только улей, меда из которого могло хватить на несколько месяцев, а в итоге, не осталось ничего, кроме разбитых черепков. Вывод: лениться нельзя!
В свой читательский дневник можно так коротко написать о сказке про «пятерых из 1-го стручка»:
Вывод: одна жизнь породила/подарили/пр одлила другую жизнь!
Кратко о том, как Мафин поехал в Австралию. Итак, однажды ослик увидал почтальона, который шел прямо к его домику. Зверушки уже давно решили, что пришедшие письма должен открывать дежурный, т.к. раньше, когда они все набрасывались на корреспонденцию, она от их натиска превращалась в клочки. Поэтому теперь, когда у них появился главный открыватель, все терпеливо ждали, когда Мафин (именно он по графику дежурил в этот день) разберет почту.
Примерный план для пересказа истории о том, как Мафин поехал в Австралию
П.С. Следующая история о том, кто такой киви Кирри, оказавшийся (оказавшаяся) в кругу Мафина и его друзей. Краткий пересказ и план сказки.
Конспект урока литературы 2 класс «Как мужик гусей делил»
Внеклассное чтение: русская народная сказка «Как мужик гусей делил» 2 класс
Провела: Голованова Наталья Викторовна
ГУ «Первомайская средняя школа отдела образования Мендыкаринского района»
Цель: формирование читательской компетенции младшего школьника.
Задачи: развитие речи обучающихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком; развитие умений грамотно читать (учить понимать произведение, определить главную мысль, отношение автора к героям); расширять словарный запас; ввести термин «анималистические» сказки; воспитывать читательский интерес, эстетический вкус; воспитывать умение дружить.
Оборудование:
1. Хрестоматия литературного чтения для 2 класса
2. Раздаточный материал.
3. карточки
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях. Потянулись к солнышку!
(руки через стороны вверх, поднимаемся на носочки)
Вы растёте, становитесь добрее, умнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе, гостям. Пожелайте всем любви и добра!
2. Актуализация знаний метод: Верные неверные утверждения ( найти каждому понятию определение.)
Обращение к природным явлениям или животным – это потешка. (закличка)
Описание признаков предмета, которые необходимо отгадать – это считалочка (загадка)
Стихотворения которое используют в игре, для выбора водящего – это скороговорка (считалочка)
Небольшое стихотворение, которое всегда чему-то учит – это Закличка ( потешка)
Молодцы! А теперь давайте вспомним какие заклички (потешки, загадки, скорогаворки, считалки)мы знаем. Все вспомнили. Молодцы!
Учитель: Что объединяет все эти произведения? (Они устного народного творчества)
Учитель: Есть ли автор у каждого из них? (Народ)
Сообщение темы и цели урока.
— Ребята! Сегодня мы совершим интересное и увлекательное путешествие в страну сказки.
У сказки чистая душа,
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ её творец,
В неё мечту свою вложил.
Как золото в ларец.
Работа по теме урока
Давным –давно, когда не было реактивных самолётов и вертолётов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время… Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, помощников людей.
А вы любите сказки? Сегодня мы с вами вспомним сказки, и поучимся доброте у сказочных героев.
А сегодня мы познакомимся с вами с еще одной русской народной сказкой «Как мужик гусей делил».
Учитель: Ребята, как вы думаете какова цель нашего урока? Чему мы научимся? Правильно, сегодня на уроке мы должны научиться быть грамотным ЧИТАТЕЛЕМ. Что это значит? (Уметь правильно читать, научиться понимать произведение, определять главную мысль, понять отношение автора к произведению, к героям, уметь выражать свои мысли, понимать, для чего нужно это произведение в литературе).
Учитель: Для того, чтобы это все выполнить, какими мы должны быть? (Мы должны быть внимательными и наблюдательными).
Учитель: Попробуйте ответить на вопрос: нужны ли людям сказки?
Учитель: В конце урока мы вернемся к этому вопросу.
Работа в группах
у каждого на парте лежит герой сказки (красная шапочка, лягушка, Маша и медведь, Золушка)
-Ребята, у каждого из вас лежит герой сказки. Давайте вспомним из каких сказок эти герои. Дети называют героев и сказки. А какие это сказки? (Красная шапочка- бытовая, Царевна-лягушка-волшебная, Золушка – волшебная, Маша и медведь – о животных)
-Молодцы! Теперь поделимся на группы по героям сказок.
1 группа – Маша и медведь
3 группа – Царевна Лягушка
4 группа – Красная шапочка
Давайте вспомним русские народные сказки и проведём конкурс знатоков сказок.
У каждой группы отрывки сказок, но в них есть ошибки и нет названия. Вы должны исправить ошибки и подобрать название сказки.
1.группа Жили-были дед да баба. Пошел мужик репку сеять. Выросла свёкла большая пребольшая. Стал дед тянуть морковку. Тянет-потянет и вытянул
2.группа Медведь пошёл на колодец, опустил хвост в прорубь; дело то было летом. Уж он бегал, бегал, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было. («Лисичка-сестричка и волк»)
3. группа Домик-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-хвастушка! А ты кто?
— А я лягушка-попрыгушка.
4. группа Вот пошла мамка — по сусекам поскребла, по амбару постучала, да наскребла таки муки на пирожок! Замесила тесто, истопила печку, испекла пирожок. Получился колобок и пышен, и ароматен. («Колобок»)
Физ.минутка «Имитационные упражнения»
Хотите побыть в роли героев сказок?
Девочки, покажите, как лисичка кралась, какие глазки хитрые сощурила, как подпрыгивала, в окошко заглядывала.
Мальчики, покажите, какой котик смелый, отважный. Шёл котик по лесу, шагал, никого не боялся. Храбрый котик.
Покажите все вместе, каким голосистым был петушок, как он кукарекал.
У каждой группы вопросы к сказке, давайте прочитаем их.
1 У кого стал просить хлеб мужик? Можете ли вы уже из вопроса что-то узнать о содержании сказки? (что в сказке есть мужик и он у кого-то что-то просит )
3 На кого надо было разделить гуся?
4 Как отблагодарил барин мужика?
5 Кто потом еще пошел к барину?
6 Кто и как разделил его гусей?
Учитель: Как много информации мы узнали из вопросов к сказке, не читая еще ее.
В конце урока мы ответим на эти вопросы.
На все эти вопросы вы записывайте ответы по ходу чтения сказки
Знакомство со сказкой. Чтение с остановками.
Учитель до слов: Как бы нам разделить гуся без обиды?
Задается вопрос: как вы думаете, как они разделили гуся? Ваши предположения.
Чтение Лизой до слов: И взял всего гуся.
Вопрос: Что было дальше?
Чтение Самуилом: Послал барин за бедным мужиком и велел делить.
Вопрос: Как разделил мужик гусей?
Чтение Даниилом до конца
Физминутка для глаз (электронная)
А сейчас вернёмся к сказке.
Назовите главных героев сказки. Мужик
Есть ли ещё главные герои? Нет
Давайте опишем главного героя.
Какой мужик? Бедный, голодный, умный, находчивый, ….
А как вы думаете, какой он был внеше? Опишите его внешность.
Самостоятельное чтение метод Инсерт (с пометками) отмечают непонятные слова.
Составление вопросов по тексту. Работа в группах.
Метод карусель. Спикер идет в другую группу и задает свои вопросы. Группа отвечает.
Спикер оценивает каждую группу. С пояснением.
Метод Ромашка на доске ромашка, на каждом лепестке вопрос по тексту. Дети выходят, выбирают вопрос и отвечают.
Итог. Учитель: Понравилось вам это произведение? Были ли моменты, когда вы волновались, переживали? Что бы вы хотели изменить в этой сказке?
Что высмеивается в этой сказке? жадность богатых А что прославляется? ум, смекалка бедных
Домашнее задание. Ребята, посмотрите, на каждой книжке со сказкой есть обложка. (показ книг со сказками) Вот и вы представите себя художником и нарисуете обложку к нашей сказке.
Вот и заканчивается наше сказочное путешествие.
Во многих сказках встречается яблоня с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблоня. – Но какая – то она грустная, нет на ней яблок. Давайте её оживим. У каждого есть 2 яблока (красное и зелёное). Если урок был интересным, вам всё было понятно. Повесьте на яблоню красное яблочко. Если есть трудности, или вам было не интересно – зелёное, надо яблочку немного созреть.