чему учит сказка как мужик двух генералов прокормил
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
воскресенье, 2 сентября 2018 г.
Салтыков-Щедрин М. «Как мужик двух генералов прокормил»
Салтыков-Щедрин М., сказка «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»
Жанр: литературная сатирическая сказка
Главные герои сказки «Как мужик двух генералов прокормил» и их характеристика
Чему учит сказка «Как мужик двух генералов прокормил»
Сказка учит, что каждый должен получать по заслугам, учит самому уметь добывать себе пищу. Учит работать, учит быть находчивым. Учит не лениться и освоить какую-нибудь нужную профессию. Учит не сидеть у другого на шее.
Отзыв на сказку «Как мужик двух генералов прокормил»
Мне понравилась эта сказка, написанная в жанре острой социальной сатиры. В аллегорической форме Салтыков-Щедрин описал угнетение простого народа правящими классами. Показал, что без народа не может существовать никакое государство, что именно на простом народе зиждется благосостояние нации. И показал, что без нахлебников легко можно обойтись. Мне очень понравилась гениальная мысль, отправить всех «генералов» на необитаемый остров.
Пословицы к сказке «К ак мужик двух генералов прокормил»
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Труд кормит, а лень портит.
Что потрудился, то и поел.
Без труда меду не едят.
Ест руками, а работает брюхом.
Анализ «Как один мужик двух генералов прокормил»
сочинение по литературе 7 класса
История создания
Произведением «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. А. Салтыков-Щедрин положил начало своему известному сказочному циклу. Замысел возник у писателя во время работы над «Помпадурами и помпадуршами» в 1867 г. Сама сказка была написана на рубеже 1868-1869 гг. и впервые опубликована в февральском выпуске «Отечественных записок».
Смысл названия
Первоначально сказка называлась просто «Два генерала». В окончательном полном виде название появилось в сборнике 1878 г. Расширив заглавие, Салтыков-Щедрин придал произведению вид народного сказа и недвусмысленно указал на центральную тему.
Главная тема «Повести» — источник благополучия социальных верхов.
Салтыков-Щедрин использует сказочный жанр, чтобы наглядно показать противоестественность отношений между помещиками и простыми крестьянами. Изображенные вельможи (штатские генералы, действительные статские советники) — настоящие паразиты. Проведя всю жизнь на службе, они ничему не научились и «ничего не понимали», но имели право на солидную пенсию и собственную кухарку. Генералы пользуются уважением и почетом в обществе. Только фантастическое попадание на необитаемый остров обнажает их истинное лицо.
Писатель прибегает к преувеличению, описывая растерянность главных героев, столкнувшихся с совершенно загадочным для них реальным миром. Генералы испытывают мучительный голод при виде окружающей их еды (яблоки, рыбы, птицы), но не представляют, как ее добыть. Очень комично выглядит рассуждение одного из героев: «… думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!».
Голод чуть было не приводит к трагедии: генералы теряют человеческий облик («в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали») и яростно бросаются друг на друга. Но даже схватка между вельможами комична: она заканчивается после съедения ордена. В первоначальном варианте этот эпизод «страшнее»: один генерал откусывает у другого палец и «конец уха». Писатель либо посчитал сцену слишком кровожадной, либо прибегнул к еще более тонкой иронии. Потеря ордена для генералов намного более важна, чем лишение части тела.
Пытаясь хоть чем-нибудь отвлечь себя от мыслей о еде, генералы начинают «глубокомысленный» разговор. Рассуждения свидетельствуют о полной тупости чиновников. К тому же любая мысль генералов сводится в конце концов к еде. Издевкой над «страдальцами» выглядит случайно найденный номер «Московских ведомостей», в котором нет ничего, кроме красочных описаний различных кушаний.
Вершиной генеральского глубокомыслия становится блестящая идея: «Если бы нам найти мужика?». В результате долгих поисков генералы добиваются успеха и находят «громаднейшего мужичину», который «самым нахальным образом уклонялся от работы».
Генеральский гнев не знает границ. Мужик спешно начинает работать, чтобы ублажить господ. Его умения и сноровка также намеренно преувеличены автором. Мужик из подручных средств добывает огонь, находит картофель, готовит массу «разной провизии». Через пару дней он даже «изловчился… в пригоршне суп варить».
Генералы вновь стали «веселые, рыхлые, сытые, белые». Их райская жизнь омрачалась лишь тем, что «мундира жалко». Мужик смог помочь и этой беде. Соорудив «посудину», он повез генералов по морю и доставил прямо к дому.
Образ мужика олицетворяет собой простого русского крестьянина, мастера на все руки, который способен найти выход из любой ситуации. Ему резко противопоставлены два тунеядца из высшего общества, которые абсолютно не приспособлены к жизни. Генералы считают себя очень важными и значительными людьми, но на самом деле полностью зависят от низшего, презираемого ими сословия.
Проблематика
Эксплуатация низших классов высшими — лишь наиболее явственная и обсуждаемая проблема царской России. В повести затронуто не менее важное явление — рабская покорность, прочно укоренившаяся в сознании русского крестьянства.
«Громаднейшему мужичине» даже не приходит в голову мысль о неповиновении слабым и изнеженным генералам. Он мог бы запросто наплевать на их приказы, но в силу многовековой привычки к беспрекословному подчинению не только исполняет все желания генералов, но даже сам свивает себе веревку на случай побега.
Постройку «посудины» мужик затевает по своей инициативе, чтобы порадовать господ «за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушались». Поведение «холопа» выглядело бы смешным, если бы за ним не стояла реальная жизнь.
Самым печальным является иронический «счастливый» финал сказки. В благодарность за избавление от неминуемой смерти и все труды генералы жалуют мужику «… рюмку водки да пятак серебра». Заключительная фраза «веселись, мужичина!» подводит итоговую черту под отношением дворян к подвластному населению.
Чему учит автор
В иносказательной форме Салтыков-Щедрин резко осуждает паразитарную жизнь представителей высших сословий. С самых первых строк чувствуется неприязнь автора к генералам. Своего спасителя они называют «лежебоком», «тунеядцем», «канальей», чем вызывают к себе еще большее отвращение.
Анализ произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (М.Е. Салтыков-Щедрин)
Сложно представить себе русскую литературу без сатирического творчества Салтыкова-Щедрина. Никто кроме не мог также точно выявить все пороки российской действительности середины девятнадцатого века и рассказать о них в столь оригинальной и запоминающейся форме. Его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» считается классикой русской сатиры. Под видом сказки Салтыков-Щедрин мастерски отобразил сословные противоречия, царившие в Российской империи. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этой сказки.
История создания
История написания «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сохранила интересные факты о произведении:
Направление и жанр
Как ни странно, сказка Салтыкова-Щедрина принадлежит к литературному направлению реализма. Несмотря на фантастическое допущение, автор стремился к реалистичному изображению своих героев, их жизни, речи и действий. Характеры героев максимально приближены к реальным. Читатель может поверить в то, что такие люди могли существовать.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» является сатирической сказкой. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, язык изобилует сказочными речевыми оборотами. Многие ситуации намеренно доведены до абсурда. Всё это необходимо для того, чтобы замаскировать и смягчить присутствующее в сказке едкое высмеивание, свойственное всем сатирическим произведениям. Иначе книга была бы похоронена в ящике письменного стола.
Композиция и конфликт
Композиция «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» делится на три типично сказочных элемента:
Композиция построена на многочисленных антитезах: генералы — крестьянин, лень — труд, глупость — смекался, гордость — смирение и т.д.
Суть: о чём сказка?
Два генерала, всю жизнь прослужившие чиновниками в санкт-петербуржской регистратуре, где они родились, воспитались и состарились, необъяснимым образом оказываются на необитаемом острове.
Дворяне и чиновники демонстрируют полную неприспособленность к самостоятельной жизни и незнание очевидных для любого образованного человека вещей, даже едва не доходят до каннибализма.
Однако, к счастью для двух высокопоставленных особ, под пальмой они находят спящего мужика и немедленно берут над ним руководство.
Много дней мужик выполняет все приказы двух генералов и заботится об их достатке и благополучии, даже сам делает для них верёвку их конопли, которой его же и привязывают к дереву.
В итоге генералы решают вернуться домой, и мужик перевозит их с острова в Санкт-Петербург, за что получил бутылку водки и пятак серебра.
Главные герои и их характеристика
Система образов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:
герои | характеристика |
два генерала – пожилые чиновники | дворяне. всю свою жизнь занимались однообразной бумажной работой и ничем другим не интересовались. капризные и жалкие люди, не способные даже самостоятельно определить, где находится север. однако в то же время они живут в полной уверенности в своём превосходстве над окружающими и в том, что все нижестоящие обязаны выполнять любые их прихоти. |
мужик | таинственный мужик с необитаемого острова, наделённый огромной силой и житейской смекалкой. способен без труда добыть пищу, свить верёвку из конопли, с помощью которой его и привяжут, и даже построить лодку для путешествия через океан. однако абсолютно лишён силы воли и чувства собственного достоинства, беспрекословно выполняя распоряжения двух генералов только потому, что они выше него по происхождению и статусу. |
Тематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заставит задуматься и современного читателя, ведь темы в ней вечные:
Проблемы
Проблематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» столь же злободневна и интересна (если ее стоит дополнить, сообщите Многомудрому Литрекону в комментариях):
Смысл
Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два сословия Российской империи. Главная мысль «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заключается в том, что тиранию дворянства идеально дополняет рабство народа, поэтому изменить ситуацию в России так сложно.
С одной стороны, мы видим дворянство – избалованное, ничтожное и бесполезное для общества, на котором оно паразитирует, однако уверенное в своём статусе, за счёт чего держит свою власть над немым и несознательным народом.
Мужик олицетворяет собой крестьянство – смекалистое и хозяйственное, но не способное осознать себя и бороться за свои права, а потому слепо подчиняющееся аристократии, которая не держит крестьян за людей.
Основная идея «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это необходимость изменить существующий порядок, в котором два паразита-генерала кормятся за счет одного тощего и забитого мужика. Писатель в своей сказке аллегорически изобразил экономику России. Сами дворяне ничего не зарабатывают, а живут на всем готовом только потому, что им принадлежит абсолютная власть над крестьянством. Если же народ освободится, помещики обречены на вымирание, причем в прямом смысле слова, ведь без бесчисленных слуг генералы просто умрут с голоду.
Чему учит?
Сказка осуждает невежество, грубость и самодурство, которые демонстрируют читателям генералы. Салтыков-Щедрин считал, что не происхождение или чин определяет человека, но его собственные таланты. Таков вывод из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Писатель превозносит смекалку и находчивость, продемонстрированную мужиком. Он пытается донеси до читателя мысль о важности самоуважения и о том, что необходимо отстаивать собственные права, иначе человек превращается в бесправного раба, чьи таланты служат негодяям и бесполезным паразитам. Каждый человек должен сам обеспечивать себя и тем самым приносить пользу обществу — такова мораль сказки.
Средства выразительности
Автор использовал в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» иронию. Так, мужик собственноручно связал веревку, которой его привязали к дереву. Этим автор хотел сказать, что народ сам поощряет свое рабство и добровольно лебезит перед тем, кто назвался хозяином.
Другой пример иронии в тексте — это распределение провизии. Мужик нарвал генералам 10 спелых яблок, а себе взял одно, и то кислое. Крестьянин ограничивает себя сам, то есть рабство глубоко засело в его психологии.
Таблица: гротеск, гипербола, ирония в произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Критика
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была радушно встречена русской интеллигенцией. Замысел писателя был понят правильно.
Сказка была восторженно принята Герценом.Тургенев же и вовсе лично способствовал переводу произведения на французский язык и его распространению в странах Западной Европы.
Смысл произведения «Как мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина
Кого, если не Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина можно назвать мастером обхода цензуры? В своих произведениях он использовал такие образы, исключить которые не мог ни один цензурный кабинет. Казалось бы, как в детской сказке можно донести мысли о том, что крестьяне — фундамент всей жизни общества нашей страны? А автор смог сделать это в произведении «Как мужик двух генералов прокормил»! А как же он смог это сделать и в чем смысл этой сказки? Ниже вы найдете ответы на все вопросы.
Почему произведение имеет такое название?
Как вы уже успели заметить, Салтыков-Щедрин определяет жанр произведения, как сказку. Это свойственно автору, ведь так проще обойти жесткую цензуру. В детских произведениях не пишут про политику, именно этим правилом и пользовался Салтыков-Щедрин. Название «Как мужик двух генералов прокормил» используется как раз для этого. По конструкции оно напоминает название старорусских сказаний.
Также это может быть некой отсылкой на то, что подобное явление (то, что на крестьянах держится все общество нашей страны) наблюдается испокон веков. Ведь если заменить парочку моментов из современной для автора эпохи, то произведение вполне может стать отличным образцом народного творчества древней Руси.
Скрытый смысл произведения
Давайте вкратце вспомним суть сказки. Два генерала, всю жизнь проработавших в регистратуре, попадают на необитаемый остров. Они не знают абсолютно ничего, кроме пары фраз, необходимых им на работе. Плакали генералы, но слезами горю не поможешь. Проголодались они. Но тут для них открылась страшная тайна — еда изначально имеет совершенно иной от уже готового блюда вид. Остров, к слову, полон различной растительной еды и дичи. Но не умеют и добывать еду генералы. Так и легли спать голодными.
Где-то нашли они журнал «Московские ведомости», так и там писали про еду. Все больше и больше убеждались генералы в своем голоде. Дошло даже до драки, но из-за крови они остановились. Утром голод не прошел. Стали генералы думать о том, где и как им раздобыть пропитание. И тогда одному пришла умная мысль. «Нужно найти мужика», — с гордостью заявил тот.
И вот они его нашли. Лентяй отдыхал под пальмой. Быстро взяли генералы его в оборот. Сразу же он приготовил им еды, раздобыл все, что только те желали. Мужик был умный, поэтому справился со всем. В конце произведения по требованию генералов он строит корабль и возвращает их в Санкт-Петербург. Дали тому водки чекушку и пятак серебра. Заканчивает сказку фраза: «Веселись, мужчина».
Смысл произведения в том, чтобы показать несостоятельность «уважаемых» людей и простой, но одаренный, ум крестьянства. Генералы не смогли бы и 3 дней протянуть на острове, ведь всю жизнь они только получали блага. Крестьянин-мужчина показал себя настоящим мастером на все руки. Он смог и приготовить еду и построить корабль. Он сделал все, что от него требовалось. Однако награда для него была очень скромна — рюмка водки и пятак.
Современная интеллигенция не ценит простого, рабочего мужика, хотя на таких все и держится. Именно к этой мысли и подводит нас Салтыков-Щедрин. Он в очередной раз показывает огромнейшую роль крестьян в жизни общества. Без них пропало бы все давно, ведь знать может только принимать балы и веселиться ночами напролет.
В чем заключается смысл финала сказки?
Концовкой автор показывает все неуважение к крестьянскому труду. За огромнейшую и тяжелейшую работу мужику дают жалкие копейки и водку. Генералы считают, что это щедро, однако все мы понимаем, что подобный «подарок» не сильно поможет мужчине. Он не имеет свободы, поэтому и распоряжаться деньгами не может. Он рано или поздно вернется к хозяину, который так же не будет ценить его труд. «Пора бороться с неуважением к труду крестьян», — буквально кричит Салтыков-Щедрин в конце произведения.
Чему учит сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил?»
Довольно трудно судить однозначно о последствиях. Скорее всего, если бы потенциальный покупатель Лопахин отказался от своего предложения, то сад бы просто начал приносить еще большие убытки. Хозяева были бы вынуждены продать его первому встречному за гроши. Лопахин предлагал хороший вариант со сдачей участка дачникам, доход от которого сумел бы покрыть все долги старых владельцев и даже создать запас новых сбережений. Но хозяева живут лишь прошлым, не хотят считаться с новыми идеями и предложениями, поэтому судьба сада была бы очень трагична.
Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой.
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокой.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы.
Повествование ведётся от первого лица.
В новом учебном году в школе появляется новый учитель математики, грек Харлампий Диогенович. Ему сразу удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович никогда не повышает голос, не заставляет заниматься, не грозит наказаниями. Он только шутит над провинившимся учеником так, что класс взрывается хохотом.
Однажды ученик 5-«Б» класса, главный герой рассказа, не сделав домашнего задания, ожидает со страхом, что станет объектом насмешек. Неожиданно в начале урока в класс входят доктор с медсестрой, которые проводят вакцинацию от тифа среди учеников школы. Сначала уколы должны были сделать 5-«А» классу, а в 5-«Б» они зашли по ошибке. Наш герой решает воспользоваться случаем и вызывается проводить их, мотивируя тем, что 5-«А» класс находится далеко, и они его могут не найти. По дороге ему удаётся убедить врача, что лучше начать делать уколы с их класса.
Одному из учеников класса становится плохо, и наш герой решает вызвать «скорую помощь», но медсестра приводит мальчика в чувство. После ухода медсестры и доктора остаётся немного времени до конца урока, и Харлампий Диогенович вызывает нашего героя к доске, но тот не справляется с задачей. Харлампий Диогенович рассказывает классу о двенадцати подвигах Геракла и сообщает, что сейчас был совершён тринадцатый. Но Геракл совершал свои подвиги из храбрости, а этот был совершён из трусости.
Спустя годы наш герой понимает, что человек не должен бояться показаться смешным, ведь наверное и Древний Рим погиб из-за того, что его правители не держали шутов и были спесивы. Харлампий Диогенович смехом закалял их детские души.