чему учит сказка два брата латышская сказка
Латышская сказка «Два брата» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Латышские народные сказки – это народные сказки латышей. Их принято делить на три вида: аллегорические сказки о животных, волшебные сказки и бытовые. В латышских сказках присутствуют приключения, наставления, народная мудрость, описание быта, порядков и обычаев.
Одной из известных латышских сказок является сказка «Два брата».
Краткое содержание
Главные герои
1) Старший брат – богатый, жадный, алчный, не помогает младшему брату.
2) Младший брат – живет небогато, имеет хорошую смекалку.
Главная мысль
Бедный богатого перехитрит.
Чему учит?
Сказка учит делиться, не жадничать, не быть скупым, проявлять смекалку и хитрость, помогать родственникам.
Пословицы
1) Счастье бедному – алтын, а богатому – миллион.
2) Пожалел алтын, потерял полтину.
3) Богатый-то с рублем, а бедный-то со лбом.
Отзыв
Сказка «Два брата» очень интересная и поучительная. Жадный старший брат ничем не помогал младшему и бедному. Из-за этого, бедняку пришлось пойти на хитрость. Три раза ему удалось обхитрить богача. Очень поучительно, ведь надо помогать родственникам, не быть жадным скупердяем.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.
Название произведения | Два брата |
---|---|
Автор | Евгений Львович Шварц |
Жанр | Сказка |
Год написания | 1998 |
Главные герои
Сюжет произведения
Было у лесничего два сына – 12 и 7 лет, вечно они ссорились, не ладили между собой. Чернобородый любил своё дело, в лесу у него всегда был порядок, чего не скажешь о доме. Да и возвращаться ему не хотелось из-за вечной ругани двух братьев. Накануне Нового года отец с матерью отправились в город за новогодними украшениями, а детей оставили дома. Старший дал слово заботиться о младшем, побыть за отца.
31 декабря должны были вернуться родители, да и у сыновей всё шло гладко. Если бы не один случай. Пока Старший читал книгу, младший заскучал, просил поиграть. Старший брат любил уединение и спокойствие, вот и в этот раз он злобно крикнул, чтобы тот оставил его в покое. Выставил Младшего за дверь, а когда про него вспомнил, было уже поздно – мальчик бесследно пропал. Расстроенные родители не находили себе места. Отец выгнал Старшего из дома – без брата нет ему дороги назад.
Долго искал по заснеженным лесам Старший своего брата. Безрезультатно. На своём пути он встретил Прадедушку Мороза, который знал, где находится Младший. Долго держал Прадед Мороз Старшего в своём дворце, Младшего он заморозил и закрыл на ключ в самой дальней комнате. Упорство, хитрость и спасённые мальчиком звери помогли ему освободить брата и бежать от злобного старика. Когда мальчики вернулись домой, уже наступила весна. Семья воссоединилась и с тех пор два брата больше не ссорятся – живут мирно.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Шварц Е. «Два брата» Читательский дневник, краткое содержание
Шварц Е. «Два брата» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Евгений Львович Шварц
Название: «Два брата»
Жанр: Сказка
Тема произведения: Семья
Число страниц: 32
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Старшему брату пришлось спасать младшего из-за своей вспыльчивости от Прадеда Мороза, злого и жестокого.
Сюжет — краткое содержание:
Родители уехали в город, а братьев попросили не ссориться. Младший брат так надоел Старшему, что тот выгнал его из дома на мороз. Потом Старший вышел на улицу и не обнаружил брата. Родители очень огорчились. Старший отправился на поиски, набрёл на ледяной дом Прадеда Мороза. Там в 49 комнате был закрыт Младший. Старший работал у старика, пытался освободить брата, согревал огнём зверей и птиц. Волшебник об этом узнал, снова покрыл всё льдом. Старшему брату помогли животные. Они стащили ключ и задержали Мороза. Герой схватил Младшего брата и увидел, что он заморожен. По дороге мальчик поскользнулся и разбил ледяную фигуру, но белки оживили Младшего брата. С тех пор они жили долго и счастливо.
Понравившийся эпизод:
Мне понравился конец произведения! Я рада, что всё закончилось хорошо, а белки помогли оживить Младшего брата.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Семья – самое важное в жизни человека. Нужно любить своих близких, прощать им ошибки.
Чему учит этот рассказ:
Рассказ учит быть внимательным к родным, отвечать за свои действия.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Очень интересная сказка о двух братьях! Хорошо, что Старший усвоил урок, сам спас Младшего, понял, что его родные ему дороже всего в жизни!
Новые слова и выражения:
Закоулок — небольшой, узкий, глухой переулок, проход
(Запереть) наглухо — совершенно плотно, заделав все отверстия, не оставив ни одной щели.
Пословицы к произведению:
Кому поручают, тот и отвечает.
Семейное согласие всего дороже.
Чего недосмотришь, за то и ответишь.
В дружной семье и в холод тепло.
Конструкт урока литературного чтения на тему: Латышская сказка «Два брата»
Конструкт урока литературного чтения
по преддипломной практики
студентки группы 46 «Б»
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Потаповой Ксении Михайловны
ОО: МБОУ Средняя общеобразовательная школа №20
ФИО учителя класса: Секерина Татьяна Николаевна Оценка ____ Подпись _____________
Тема урока: Латышская сказка «Два брата»
Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку литературного чтения; демонстрируют уважительное отношение к мнению собеседника, доброжелательное отношение к друг другу в процессе совместной деятельности; способность к рефлексии; демонстрируют действия смыслообразования, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Метапредметные : о бучающиеся демонстрируют
регулятивные УУД умение определять учебные задачи урока, понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать свои достижения на уроке, осуществлять саморегуляцию;
познавательные УУД умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение сравнивать, анализировать и выделять главное в процессе работы с текстом; умение устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные УУД умение строить речевое высказывание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли, умение работать в паре.
Предметные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать латышскую сказку «Два брата».
Цель: развитие у обучающихся интереса и любви к чтению в процессе знакомства с латышской народной сказкой «Два брата».
Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к уроку литературного чтения, уважительное отношение к мнению собеседника, доброжелательное отношение к друг другу в процессе совместной деятельности, способность к рефлексии, действия смыслообразования, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Развивающие : развивать у обучающихся
регулятивные УУД умение определять учебные задачи урока, понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать свои достижения на уроке, осуществлять саморегуляцию;
познавательные УУД умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение сравнивать, анализировать и выделять главное в процессе работы с текстом; умение устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные УУД умение строить речевое высказывание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли, умение работать в паре.
Образовательные: обучающиеся демонстрируют умение анализировать латышскую сказку «Два брата».
Принципы обучения и воспитания
принцип систематичности и последовательности;
принцип психологической комфортности;
принцип системно-деятельностного подхода;
принцип семантизации лексики.
создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
воспитание через взаимодействие:
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.
Методы обучения и воспитания
по источнику получения знаний: словесные (чтение, беседа, рассказ, объяснение, художественное слово), наглядные (демонстрация, иллюстрация), практические (упражнение);
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы самостоятельной работы;
методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение;
методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование.
методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение;
методы осмысления детьми своего социального опыта: беседа;
методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, художественное слово.
методы развития речи: метод семантизации лексики.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» для 2 класса, доска, презентация, карточки с заданиями.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Организация самостоятельной работы.
Рефлексия учебной деятельности.
Этапы урока, задачи
Деятельность учителя, обучающихся
Планируемые результаты УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на работу.
По источнику получения знаний:
— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ксения Михайловна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Задача: повторить изученную тему, выявить проблему, сформулировать тему и цель урока.
По источнику получения знаний:
Словесные (объяснение, беседа);
— На уроках чтения вы ознакомились с русскими народными сказками, литературными сказками русских писателей.
— Вспомните, какие сказочные приметы присущи русским народным сказкам? (Сказочные зачин и концовка, устойчивые выражения — «долго ли, коротко ли», «русского духа слыхом не слыхать, видом не видать» и т.п., повторы.)
— Какие сказочные герои есть в русских сказках? (Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Иван-царевич, Иван-дурак и т.д.)
— Назовите нравственную ценность русской народной сказки? (Добро вознаграждается, зло наказывается).
Познавательные УУД: формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: формирование умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом;
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Задача: найти решение проблемы, достичь цель, поставленную в начале урока.
По источнику получения знаний:
Словесные (объяснение, беседа);
Методы формирования умений и навыков, применения знаний.
— Давайте откроем учебник на станице 45-ой. Прочитайте заголовок сказки и скажите какая эта сказка? (Латышская сказка)
— А вы знаете, что такое латышская сказка?
— Эта сказка называется латышской потому что ее написал латышский народ –Латыши.
— Давайте приступим к чтению сказки.
— Возьмите в руки простой карандаш и во время чтения легонько подчеркивайте непонятные для вас слова.
— Все внимательно следят, кто будет отвлекаться того буду просить продолжить читать.
ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СКАЗКИ
— Понравилась ли вам сказка? Чем?
— Какие эпизоды больше запомнились
— Какие непонятные слова встретились в тексте?
-Кого было жалко кого? Почему?
-Какова главная мысль сказки? (Добро вознаграждается, зло наказывается)
Познавательные УУД: формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение.
По источнику получения знаний: практические (упражнение); наглядные (демонстрация)
-Давайте немного отдохнем и продолжим работу.
-Я буду показывать движения, а вы повторяете за мной.
-Кому не понятно, поднимите руку.
Хомка-хомка хомячок
Полосатенький бочок
Хомка рано встает
Щечки моет, глазки трет
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать.
— А, сейчас давайте посмотрим, чем ряд самый тихий. Сейчас сядет 1 ряд, еще тише 2 ряд и еще тише 3 ряд.
5.Организация самостоятельной работы
Задача: закрепить пройденный материал, с помощью самостоятельной работы
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа); наглядные (демонстрация); практические (упражнения).
Методы формирования умений и навыков, применений знаний. Методы контроля и самоконтроля.
— Сейчас я вам предлагаю выполнить творческое задание.
— Ваша задача выбрать понравившийся фрагмент сказки и его нарисовать.
Познавательные УУД: умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывании е в соответствии с поставленными задачами.
Информация о домашнем задании
Задача: подвести итоги урока, провести рефлексию деятельности.
Метод мотивации деятельности и поведения: диалог.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, создание ситуации успеха, рефлексия учебной деятельности.
— Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
— Прочитайте на доске цель урока. Достигли ли, мы, поставленной цели?
— Ребята, а теперь давайте оценим нашу работу на уроке
— Вам необходимо продолжить фразы…
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
— Урок окончен, вы все большие молодцы, мне понравилось с вами работать, до свидания!
Личностные УУД: умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Регулятивные УУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других.
Конспект пробного урока литературного чтения Тема: Латышская сказка «Два брата»
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Егорова Анна Григорьевна
Конспект пробного урока литературного чтения
Тема: Латышская сказка «Два брата»
Методист: Исаева Светлана Александровна ________
Учитель: Арзамаскина Ольга Владимировна ________
Технологическая карта урока
Тема: Латышская сказка «Два брата»
Тип урока: урок изучения нового
Цель: познакомить с латышской народной сказкой «Два брата»
формировать умение анализировать произведение;
отработать навык разделять текст на смысловые части;
формировать умение давать характеристику герою произведения.
Способствовать развитию устной речи учащихся в процессе чтения, выполнении заданий;
Расширять словарный запас.
Воспитывать любовь к труду, почтительное отношение к окружающим, гостеприимство через анализ сказки.
Метапредметные: понимают прочитанное и определяют замысел автора.
Предметные: умеют разделять текст на смысловые части; умеют давать характеристику герою произведения.
Личностные: проявляют творческое отношение к процессу обучения.
Проверка домашнего задания (10 мин.);
Актуализация знаний (2 мин.);
Постановка цели и задач урока (30 сек.);
Словарная работа (3 мин.);
Изучение нового материала (15 мин.);
Первичная проверка усвоения знаний (5 мин.);
Первичное закрепление знаний (8 мин.);
Подведение итогов урока. Рефлексия (1 мин.).
Подготовка учащ. к деятель
Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Анна Григорьевна.
Проверьте готовность к уроку. На столе у вас должна быть рабочая тетрадь, пенал.
Слушают учителя, проверяют готовность к уроку
Подготовка к усвоению новых знаний
Проверка домашнего задания
Проверка работы дома
Вашим домашним заданием было чтение по ролям отрывка эстонской сказки «Каждый своё получил». Кто будет читать за автора? Кто за богачку? Кто за старика?
Спасибо. Класс, дайте оценку чтению одноклассников.
Кто будет читать за автора? Кто за богачку? Кто за маму?
Спасибо. Класс, дайте оценку чтению одноклассников.
Кто будет читать за автора? Кто за богачку? Кто за работника?
Спасибо. Класс, дайте оценку чтению одноклассников.
— Нет,- отвечает прохожий,- не хочу. Сыт я, недавно поел.
Не поняла женщина слов прохожего и внимания на них не обратила. Проводила она старика до калитки, вернулась домой и подумала: «Ну, если даже этот бедняк говорит, что мои дети оборвыши, то что же могут сказать другие!» И решила она сшить из остатков полотна, которое у неё было, хоть одну рубашку. Отправилась к богатой соседке и попросила у неё аршин, чтобы вымерить полотно: хватит ли его хоть на одну рубашку?
Работник тотчас же поехал разыскивать старика прохожего. Только на следующий день он нагнал его, но старик не захотел возвращаться.
умение принимать и сохранять задачи учителя
Проверка необходимых знаний для урока
На границе России находится республика – Латвия.
Народные сказки Латвии называются латышскими. Сегодня на уроке мы прочтём одну из латышских сказок, а вот как она называется, попробуйте догадаться.
Как вы думаете, какое название у нашей сегодняшней сказки?