чему учит сказка дурак салтыков щедрин
Сочинение Анализ сказки Дурак Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)
Иван является своеобразным крестьянским праведником, который не способен понять и принять уже сложившиеся общественные устои и стереотипное мышление направленное на собственную выгоду. Он все делает, как сам того желает, в обход общественного мнения и каких-либо сторонних убеждений.
Поступки Ивана окружающими не принимаются. Многие считают их несуразными и даже не пытаются понять. А Иван в свою очередь все делает по велению открытой души и от чистого сердца во благо других, порой даже абсолютно чужих людей. Так он ворует булку, чтобы накормить друга, не умея плавать бросается в воду, чтобы спасти тонущего ребенка, вынимает из кастрюли петуха, который не хотел, чтобы его сварили, спасает бедного козлика от издевательств соседских ребят и многое другое.
Отправив Ивана на обучение родители имели надежду на его вразумление. Но учеба дававшаяся в самом её начале хорошо благодаря памяти, позже перестала быть доступной из-за нехватки мыслей и логического мышления.
После возвращения домой Иван продолжает совершать свои поступки полные добродетели. Он спасает вещи жителей города во время пожара, оказывает помощь и поддержку больным, нуждающимся людям и друзьям.
Родители пытаясь устроить хоть как-то жизнь сына, познакомили его с одинокой вдовой. Но Иван не способен проявлять особую любовь по отношению к женщине и оставаясь верным своему равнодушию к противоположному полу он вынужден остаться один.
Случайно встреченный незнакомец открывает родителям Ивана все подробности связанные с его поведением. У Ивана полностью отсутствуют враждебность, подлость, зависть и ненависть. Также незнакомец пытается предостеречь родителей насчёт будущего их сына, которое, возможно, постигнет несчастье.
В какой-то день Иван внезапно пропадает и вернувшись через много лет предстает в измученном образе.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Дурак Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)
Популярные сегодня темы
Мы живём в социуме, то есть в обществе, а поэтому этот социум оказывает на нас влияние. Мы зависим от мнения других людей, от общественного мнения. Что это такое?
Уставший, слегка эгоистичный, а то и вовсе иногда деспот – Верейский. Князь горд своим происхождением, званием, да и вообще, молодую жену вполне заслуживает.
Жанровая направленность произведения представляет собой роман в виде трилогии, основной тематикой которого является изображение судьбы молодого советского ученого
Сказка о крошечной Дюймовочке никого не оставит равнодушным. Эта маленькая девочка научила меня быть терпеливой и доброй. Её появление на свет было для мамы долгожданным и в тоже время необычным.
Совсем-совсем скоро весь мир будет поздравлять всех мам, сестренок, любимых бабушек, педагогов и просто знакомых подруг с прекрасным весенним днем 8 марта!
Анализ сказки Дурак Салтыкова-Щедрина сочинение
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина наполнены сатирой и гиперболой. Русский писатель высмеивает серьёзные проблемы русского общества, используя аллегорию и иронию. Сказки небольшие по объёму, но очень ёмкие по смыслу и содержанию. Особое место в авторском сознании занимает тема крепостного права, угнетения русского народа и жестокой эксплуатации.
В сказке «Дурак» Салтыков-Щедрин переосмысливает традиционный фольклорный сюжет об Иване-дураке. Писатель обращается к своей излюбленной теме социально-политического строя государства.
Главный герой – «дурак необыкновенный». Его необыкновенность заключается в том, что он не готов мириться с существующими жестокими и бесправными порядками. В нём зарождается тип нового персонажа, который затем полюбится Ф.М. Достоевскому. В Иване-дураке воплотился положительно прекрасный человек, чистый, светлый. Именно поэтому он и заслужил прозвище дурака. Он не вписывается в те нормы, которые приняты в обществе того времени. Он желает учиться, узнавать что-то новое. Самое главное, он чувствует своим сердцем, что существующий государственный строй, где отношения между помещиками и крестьянами строятся на абсолютном бесправии, не может привести ни к чему хорошему в дальнейшем. Иван стремится нести добро в мир, который отвечает ему лишь непониманием. Даже родители считают его странным.
Сказка «Дурак» прославляет идею о том, что человеческие качества важнее общественного положения. Так, у главного героя абсолютно чистая душа, но, скорее всего, общество никогда его не примет, потому что Иван не такой, как все. Он не готов мириться с глупостью, необразованностью, жестокостью, несправедливостью. Примечательно, что главный герой – не идеолог, революционер или бунтарь, он обычный крестьянский праведник.
Таким образом, сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина наполнены глубоким социально-политическим пафосом. В них автор иносказательно говорит о несовершенствах современного общества. Сказка «Дурак» продолжает галерею ярких типов «лишних» людей. С помощью иносказания писатель показывает, как легко человек может стать изгоем в обществе из-за своей благородной и чистой души.
Вариант 2
Основным персонажем произведения является человек по имени Иван, представленный писателем в образе особенного представителя человечества, считающегося среди окружающих дураком.
В образе Иванушки-дурачка изображается прирожденный крестьянский праведник, который в силу своих умственных особенностей не понимает и не признает официальные общественные нормы и правила, действуя исключительно по собственному разумению, не прислушиваясь к общественному мнению и убеждениям.
Выражается данная особенность Иванушки в форме его поступков, которые считаются у окружающих странными и непонятными. Это и украденная для друга булка, поскольку для Ивана не существует понятия собственности, попытка спасения тонущего ребенка при полном отсутствии навыков плавания, вызволение из кастрюли петуха, по мнению Иванушки нежелающего быть сваренным, выручка соседского козла из рук дразнящих мальчишек, получая от спасенного животного пинок рогами в спину.
Отправившись на обучение с родительского благословения, надеявшегося научить дурака уму разуму, Иван поначалу делать значительные успехи в постижении наук, благодаря хорошей памяти. Однако в дальнейшем науки перестают поддаваться дураку, поскольку в их овладении необходим мыслительный процесс и логика, отсутствующие у Иванушки. Молодой человек с трудом заканчивает учебное заведение, исключительно благодаря связям родителей.
Вернувшись домой, Иван продолжает свою жизнь, как и прежде, спасая имущество горожан на пожарах, помогая неизлечимым больным, поддерживая друга.
Мать с отцом решают женить Иванушку, познакомив его с вдовствующей женщиной. Однако, не понимая смысла понятия любовь к женщине, относясь равнодушно к представительницам слабого пола, Иван остается холостым мужчиной.
Случайный прохожий как-то объясняет родителям дурака особенности их сына, заключающие в полном отсутствии в Иванушке подлости, но предупреждает родных о предстоящем в будущем их сына выборе между подлостью и дурачеством, который, возможно, приведет его к несчастью.
Внезапно Иван исчезает и возвращает лишь спустя много лет в виде измученного, исхудавшего, молчаливого человека.
Писатель в образе Ивана-дурака изображает одиноких протестантов, которые вступают в непримиримый конфликт с существующим общественным мнением и заканчивают свою судьбу трагическим образом. Окончание сказки символизирует именно произошедший с героем драматический случай, повлиявший на его жизнь.
Анализ сказки Дурак Салтыкова-Щедрина
Несколько интересных сочинений
Семенюта Иван Иванович хороший человек, но по жизни его преследуют неудачи. В школьные годы одноклассники издевались над ним, потому что он был порядочным
Раскрывая читателю историю жизни Юрия Живаго, Пастернак уделяет значительное внимание любовной сюжетной линии, в связи с чем в романе важны женские образы, отличающиеся неоднозначностью.
На страницах романа Ф.М. Достоевского я познакомилась с разными героями. Главным из них, конечно, является бедный студент Родион Раскольников и девушка Соня Мармеладова.
Почти каждый из нас хотя бы раз задумывался о смысле жизни. Дети растут, друзья уходят, а люди остаются наедине с собой и своими, порой странными мыслями.
Одним из ключевых второстепенных персонажей произведения является младшая сестра главной героини Татьяны Ольга Ларина.
Анализ сказки “дурак” салтыкова-щедрина: идея, тема, смысл
Сочинение Анализ сказки Дурак Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)
Главным героем в рассказе “Дурак” предстает молодой человек по имени Иван. Автор рассказа представляет своего персонажа в особенном образе, который в народе называют просто – дурак.
Иван является своеобразным крестьянским праведником, который не способен понять и принять уже сложившиеся общественные устои и стереотипное мышление направленное на собственную выгоду. Он все делает, как сам того желает, в обход общественного мнения и каких-либо сторонних убеждений.
Поступки Ивана окружающими не принимаются. Многие считают их несуразными и даже не пытаются понять. А Иван в свою очередь все делает по велению открытой души и от чистого сердца во благо других, порой даже абсолютно чужих людей.
Так он ворует булку, чтобы накормить друга, не умея плавать бросается в воду, чтобы спасти тонущего ребенка, вынимает из кастрюли петуха, который не хотел, чтобы его сварили, спасает бедного козлика от издевательств соседских ребят и многое другое.
Отправив Ивана на обучение родители имели надежду на его вразумление. Но учеба дававшаяся в самом её начале хорошо благодаря памяти, позже перестала быть доступной из-за нехватки мыслей и логического мышления.
После возвращения домой Иван продолжает совершать свои поступки полные добродетели. Он спасает вещи жителей города во время пожара, оказывает помощь и поддержку больным, нуждающимся людям и друзьям.
Родители пытаясь устроить хоть как-то жизнь сына, познакомили его с одинокой вдовой. Но Иван не способен проявлять особую любовь по отношению к женщине и оставаясь верным своему равнодушию к противоположному полу он вынужден остаться один.
Случайно встреченный незнакомец открывает родителям Ивана все подробности связанные с его поведением. У Ивана полностью отсутствуют враждебность, подлость, зависть и ненависть. Также незнакомец пытается предостеречь родителей насчёт будущего их сына, которое, возможно, постигнет несчастье.
В какой-то день Иван внезапно пропадает и вернувшись через много лет предстает в измученном образе.
Автор в образе Иванушки – дурачка пытается показать одинокого борца выступающего против общественного мнения и вступающего в конфликт за свою правду. Показан достойный пример того, как по-настоящему сложно бывает бороться в одиночку с массовым злом.
← Анализ сказки Богатырь Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)
← Анализ сказки Самоотверженный заяц Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)↑ ДругиеАнализ сказки Салтыкова-Щедрина Здравомысленный заяц →
Анализ Золотого слова Святослава (Слово о полку Игореве) →
Анализ сказок М – Е – Салтыкова-Щедрина анализ сказки салтыков щедрин
Салтыков-Щедрин писал свои Сказки в те годы, когда в литературе свирепствовала цензура.
Существовала большая вероятность, что художественное произведение будет запрещено к печати, если в нем будут заподозрены неблагонадежные мысли.
Поэтому автору приходилось изощряться, применять различные художественные средства для того, чтобы скрыть от цензоров истинный смысл своего произведения.
Сатира является наиболее трудным литературным жанром. Поскольку писатель не мог напрямую высказать свое отношение к явлениям общественной Жизни, ему приходилось прибегать к аллегориям, двусмысленности, недосказанности, гротеску, и прочим художественным приемам. И не всегда эти приемы просты в употреблении.
Но, как ни странно, от этих сложностей произведения только выиграли. Оказалось, что такая аллегорическая форма очень понравилась читателям.
Ведь тем приходилось догадываться, что имел в виду автор, какие явления и каких людей? От этого простой рассказ становился некоей головоломкой.
И мыслящим людям (для которых, собственно, и писались сказки) доставляло удовольствие решать эти головоломки, самостоятельно находя правильный ответ. Думается, именно в этом причина популярности “Сказок”.
Своей сатирой автор затронул многие явления тогдашнего российского общества. Поступки и образ жизни многих людей получили тогда “неудовлетворительную оценку”.
Русский народ, легко угадываемый под масками добрых и справедливых зверей, описан автором с преувеличенно положительной стороны. Он всегда честен, умен и трудолюбив.
Хотя, как мы знаем, были и сейчас есть среди представителей народа и бездельники, и пьяницы.
Покорность русского народа, его преданность своим же угнетателям также являются объектом критики писателя. Высмеивает Салтыков-Щедрин рабскую покорность обывателя, который надеется на доброту хищников.
Критикует тактику людей, которые надеются отсидеться в стороне от борьбы. Конечно, писатель не призывает к социальной революции, не выдает готовых рецептов устройства справедливого общества.
Но это и не является задачей сатиры.
В своих Сказках писатель продолжает традиции народного творчества. Недаром автор выбрал для своих произведений форму сказок. Ведь сказка – это, как известно, вымысел, неправда. По закону жанра сюжет и изложение в сказке обычно носят преувеличенно примитивный характер. Сказка обычно несет в себе мораль, которая может быть выражена буквально одной фразой.
Так называемый Эзопов язык, которым с древности пользовались сатирики, как нельзя лучше подходил к ситуации, в которой приходилось творить Салтыкову-Щедрину. В условиях господства цензуры, преследования инакомыслия авторам приходилось прибегать к литературным ухищрениям, чтобы смысл произведения, его основная мысль были понятно читателю, но, в то же время, не возникало претензий у цензоров.
За фантастической ситуацией каждой сказки легко угадывается реальное общественное явление, а также всегда прослеживается и отношение автора к предмету своего сочинения. Несмотря на эзопов язык, смысл произведения всегда доступен для понимания вдумчивому читателю.
Анализ сказки «Дурак» Салтыкова-Щедрина – Сочинения, рефераты, доклады на все темы
ПланI. Есенин – поэт природы.2. Гармония и совершенство – мерило красоты.1. Яркие параллели описаний природы и чувств человека.2. Любовь к природе – основа есенинского счастья.3. Враждебность города.III. Любовь к природе неразрывна с любовью к человечеству.
Пожалуй, нет больше поэта, который так красочно, так восторженно и с такой бесконечной любовью воспевал бы природу, как Есенин, отведя ей одно из центральных мест в своем творчестве. «Поэт деревни», поэт природы, он ни одно свое произведение не обделил хотя бы маленьким упоминанием о природе.
Кого я считаю настоящим другом (сочинение-рассуждение)
План1. Друг-это…2. Настоящая дружба бескорытна.3. Друзей не может быть много.4. Мои друзья.
Что такое дружба? Этот вопрос часто мы задаем друг другу. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Старый друг лучше новых двух», – гласят народные пословицы. Так каким же должен быть настоящий друг?
Они сражались за Родину (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)
ПланI. Память о войне.2. «А зори здесь тихие…» – книга о великом подвиге народа.1. Разные пути – и одна судьба.2. Не бывает бессмысленной смерти.3. Женщина на войне.III. Их подвиг бессмертен в памяти народной.
Шестьдесят пять лет прошло с тех пор, как отгремела Великая Отечественная война. Но в народе живет память о людях, отстоявших родную землю.
Об их подвигах мы узнаем из рассказов ветеранов, из учебников истории и, конечно, из художественной литературы.
Сочинение на тему: Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Центральным женским образом романа «Война и мир», является образ Наташи Ростовой. Наташа- сильная, энергичная девушка. Автор впервые рисует нам её живой образ, когда ей было тринадцать лет.
Описывает её как отважную, смелую девушку, которая не знает, что значит робеть, или конфузиться, и часто решается на шалости.
Наташа выросла счастливой и вольной натурой, в прекрасной, любящей семье.
В ней нет ничего искусственного, рассчитанного она как открытая книга, она вся- порыв и увлечение.
Сочинение на тему Проблема значимости труда в жизни человека
-Нет священней слова «Труд!».
-И на место в жизни право
Только тем, чьи дни в трудах…
-Только труженикам слава.
Это строчки из стихотворения В.Брюсова «Труд». Поэт написал гимн труду на благо общество. Проблема значимости труда в жизни человека затрагивалась многими писателями и поэтами, так как она является злободневной и не теряет своей актуальности даже по сей день.
Моя малая родина – Кубань
План1. Понятие «малая Родина».2. Красоты Кубани.3. Прошлое моей родины.4. Кубань сегодня.5. Кубань – гордость всей России.Святая любовь русского человека к Родине.
Но у каждого из нас есть и малая Родина – родной край, который мы любим по-особенному.
Моя малая Родина – Кубань, историческое название Краснодарского края.
Краткое содержание Дурак Салтыкова-Щедрина
Еще при царе Горохе случилась одна история. У умных родителей появился сын дурак. Отец говорил, что в мать дите пошло, а мать утверждала, что в отца. В общем, решили они, что в обоих сын удался. И ладно бы был тот обычным дураком. Как соседский сын Левка, который бегал босиком по улице, вопил и терпел побои от мальчишек.
Этот был странным дураком. То книжки сидел, читал, то из дому внезапно уходил и делал всегда то, что хотел. Ничто переубедить его не могло. Заболел друг Левка, попросил булку – так дурак в булочной взял с прилавка и принес ему. Ругались родители на непутевого сына, но не понимал он, что значит украсть, поскольку не понимал понятия собственности.
Булочник нажаловался квартальному, и дурака пришлось высечь. Но он ничего не понял, а лишь удивился – для чего отцу это понадобилось?
Если видел какую несправедливость – бежал исправлять по своему пониманию. Мальчишки козла дразнят – вступится за козла, загородит спиной. Детвора бьет его спереди, козел сзади, но ничего, терпит.
Понесет повар петух рубить в суп – бросится и отнимет, потому что жизнь петушиная принадлежит только петуху. Нищему, просящему под окнами, отдал три рубля – больше на столе не было денег. А во время семейной прогулки по набережной бросился в воду, увидев, как тонет мальчишка.
Плавать сам не умел, равно как и мать, кинувшаяся в реку вслед за сыном. Хорошо хоть городовые подбежали да спасли всех троих.
С тех пор задумали родители сына учить в учебном заведении. Авось, и поймет дурак, как надо правильно жить. Поначалу науки легко давались ему, память у мальчика была хорошая. Родители не могли нарадоваться.
Но как только в курс обучения ввели историю, юриспруденцию и экономику, то перестал дурак понимать, поскольку не верил, что такое может быть.
Благодаря родительскому влиянию, переводили его из класса в класс, пока не окончил учебное заведение.
Вернулся дурак домой и стал жить как прежде. Левку одевал-кормил, на пожары прибегал первым и помогал добро спасать, за неизлечимыми больными ухаживал до конца.
Вздумали родители сына женить. Свели с одной вдовой. Стал дурак к ней в гости ходить, но намеков на любовь не понимал, заявляя, что всех людей одинаково любит.
Только один проезжий человек понял дурака, сказав его отцу, что нет в сыне подлых мыслей, оттого и такой он уродился. Но придет момент, когда тому придется сделать выбор между дурачеством и подлостью. И тогда станет он самым несчастным человеком.
Однажды дурак пропал. А когда воротился, был худ и немощен и все время молчал.
Потому что не может быть полностью счастливым тот, кто увидел и познал подлость.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
План-конспект урока (9 класс) на тему: М.Е. Салтыков-Щедрин
Урок-исследование по теме «Сказки» Салтыкова-Щедрина и их особенности»
На данную тему отводится 2 учебных часа.
Тип урока: урок комбинированный.
Вид урока: урок-исследование.
Оборудование : мультимедийный проектор, тексты сказок, раздаточный материал для каждого ученика: таблицы, план анализа художественного произведения, карточки с основными понятиями, учительская презентация.
Цель урока: развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, обучение работе в группах и анализу произведений.
1. Развитие аналитических и творческих способностей учащихся;
2. Обучение навыкам работы с текстом;
3. Развитие лингвистических умений: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;
4. Совершенствование умения доказывать, опровергать, сопоставлять, делать выводы;
5. Развитие интеллектуальных способностей.
Эпиграф: Сказки могучи по своей мысли, (1)
и вместе с тем трагичны (3)
по своему ядовитому ехидству, (4)
очаровывают своим языковым совершенством. (5)
I. Создание проблемной ситуации.
– Проанализируем эпиграф. Попробуем определить, по какому плану будем работать?
Планирование: 1. выяснить причины обращения писателя к сказкам, 2.Понять, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; 3. выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; 4.
показать своеобразие; повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие); 5.
определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; развивать умение анализировать сказки, Выявить художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.
II. Работа по намеченному плану
1. – Так почему сатирик-романист обратился к столь скромному жанру, как сказка?
Обращение к сказке
2. – Посмотрите внимательно на обложку нелегального издания сказок.
Обратите внимание на ЗАГЛАВИЕ: «Сказки для детей изрядного общества»
– Какие ассоциации у вас возникают со словом «Сказка»?
= «Сказки» т.к. сами произведения написаны в духе сказок.
– Какие ассоциации у вас возникают с выражением «Изрядный возраст»?
= Писатель сам намекает, что его сказки – не просто детская забава,
Дети изрядного возраста – это
– взрослые, нуждающиеся в поучении.
– Вспомните роман Тургенева «Отцы и дети». Здесь дети – это такие как Евгений Базаров,
такие, у которых не потеряны совесть, ум, чувство правды.
Вывод: Салтыков-Щедрин пишет “сказки” “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказки разнообразны по содержанию, по представлению персонажей, но главная цель – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
3. – О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин?
= «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина помогают понять значимость таких жизненных ценностей, как совесть, милосердие, честность, долг, смысл жизни и её предназначение.
= Она говорит о том, что если поднять занавес, т.е. начать листать «Сказки», то можно увидеть все пороки России 80 годов 19 века, которые стараются скрыть правители и эксплуататоры народа. Видно, как за занавес цепляются полицейский и свинья и стараются его задёрнуть.
Какие темы объединяют сказки Салтыкова-Щедрина?
Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)
Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Положение народа («Коняга», «Кисель»)
Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)
Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)
Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)
Сопоставительный анализ: общие черты (с примерами из текста).
Сказки Салтыкова-Щедрина ЗачинСказочный сюжетФольклорные выражения, пословицы, поговоркиНародная лексикаСказочные персонажиКонцовка | Сказки русского народа ЗачинСказочный сюжетФольклорные выраженияНародная лексикаСказочные персонажиКонцовка |
Отличительные черты (Слайд 8)
Сказки Салтыкова-Щедрина СатираСарказмСмешение категорий добра и злаНет положительного герояУподобление человека животному | Сказки русского народа ЮморГиперболаПобеда добра над зломПоложительный геройОчеловечивание животных |
Салтыкова – Щедрина называют великим сатириком.
– Скажите, что такое сатира? Чем она отличается от юмора?
= Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, гневное, обличающее изображение пороков человека или общества)
= Юмор – это мягкая форма комического, смех добродушный, не ставящий целью обличение человека, явления.
– Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга?
= Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что осмеивается, представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.
= Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и горькая насмешка, – это сарказм.
– В творчестве Салтыкова – Щедрина встречаются все виды комического, но один из них преобладает. Какой?
= Искусству свойственны разные формы смеха. В зависимости, какую общественную проблему поднимает автор, он применяет разные формы смеха.
– Какие? Дайте определение этим понятиям:
Юмор – (смех сочувственный, дружеский, добрый)Сатира – (такой смех, в котором есть доля гнева; обличительный, суровый, порою беспощадный).
Сарказм – (язвительный смех, в котором звучит ненависть или презрение).
– Итак, виды комического: сатира, юмор, ирония, сарказм (Слайд 12)
– Разместите виды смеха по степени усиления отрицания
(–) ЮморСарказмСатираИрония | (+)ИронияЮморСатираСарказм |
= Смех необычно освещает авторский идеал, прекрасное выявляется через осмеяние безобразного; высокое утверждается обличением пошлого.
Поэтому в эпоху жесточайшей реакции приходилось использовать аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли – эзопов язык, язык недомолвок, намёков.
– Что такое эзопов язык? Что вы знаете об этом художественном приеме?
(Эзопов язык – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц.
Эзопова речь – своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приемов, призванных выразить художественно-публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.
1) Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности 2) Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности 3)Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка 4) Едкая, язвительная насмешка | 5) Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков6) Художественная речь, основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца) 7) Эмоционально окрашенное определение 8) Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном план 9) Не существующее в действительности |
=1.аллегория, 2. Гипербола, 3. Гротеск, 4. Сарказм, 5. Сатира,
6. Эзопов язык, 7. эпитет, 8. Юмор, 9. Фантастика.
– Этим языком и в этой манере написано большинство произведений Щедрина. Среди них — и цикл «Сказки для детей изрядного возраста».
сплав фольклорной сказки и басни
– Сказочный зачин- Устойчивые выражения- Фантастические события | – Образы животных- Эзопов язык(язык иносказаний, намеков) |
Особенности – Фантастическое + реальное;
_ Комическое + трагическое;
Гротеск, гипербола, эзопов язык.
Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку.
Щедрин коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.
Сказка – орудие социально-политической сатиры
IV. Работа в группах.
1. группа – Работа над сказкой «Дикий помещик»
Примерный план анализа сказки:
2. группа – работа над сказкой «Премудрый пискарь».
Примерный план анализа сказки:
V. Защита работ, выступление от групп.
VI. Д.З. 1. Закончить одно из высказываний:
• «Я не жалею, что познакомился с Щедриным, потому что…»;
• «Я ценю в сказках Щедрина то, что…»
• «Человек равнодушный – это…»;
2. Придумать темы для сочинения сатирической сказки ( не менее 3 тем).
Анализ сказки «Медведь на воеводстве» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Тема: Медведь на воеводстве
Сатирическое изображение господствующих классов и различных социальных типов ярко выразилось в сказочной форме в произведении «Медведь на воеводстве».
Уже в начале сказки писатель уведомляет читателя, что речь пойдет о злодействах. Далее вводится герой произведения — Топтыгин 1-й.
Уже сам порядковый номер служит намеком на первое лицо в государстве.
Этот намек подчеркивается и в дальнейшем рассказе о Топтыгине 1-м, когда автор подчеркивает, что герой желает попасть «на скрижали Истории» и всему прочему предполагает блеск кровопролитий.
Однако уже во втором абзаце, видимо, из-за стремления пройти цензурные препоны М. Е. Салтыков-Щедрин отмечает: «За это Лев произвел его в майорский чин и, в виде временной меры, послал в дальнейший лес, вроде как воеводой, внутренних супостатов усмирять».
Социальный аспект повествования подчеркнут лексическим строем: «майорский чин», «торговля», «промышленность», «челядь», «вольница». Насущные общественные проблемы также выражены в сказке иносказательно. «Звери — рыскали, птицы — летали, насекомые — ползали; а в ногу никто маршировать не хотел».
Назначенный воеводой Топтыгин, однако же, стоит всего своего хозяйства. Вместо того, чтобы навести в лесу порядок, он напился пьяным и лег спать на полянку.
Осторожно, будто бы просто к слову пришлось, автор спешит обмолвиться, что у Льва, который теперь уже становится прообразом главы государства, в советниках состоит Осел: мудрее никого в сказочном государстве не нашлось.
В то же время на арене событий появляется новый персонаж — чижик. Его и считают все птицы, то есть народ, общественность, настоящим мудрецом. Возмущенный тем, что чижик сел петь прямо на него, воевода сгреб его в лапу и съел с похмелья.
А потом только и спохватился, понимает, что глупое дело сделал.
Поговорки («Первый блин всегда комом») и крылатые фразы («Делай знатные дела, от бездельных же стерегись») привносят с атмосферу произведения необходимое для жанра сказки дидактическое начало.
М. Е. Салтыков-Щедрин продолжает использовать как средство сатирическою обличения лексическую игру: от традиционных для сказки синтаксических конструкций («сидит себе да дивится».
«Топтыгин уж тут как тут»), придающих повествованию разговорный оттенок, он переходит к сниженной лексике («Думал-думал, но ничего, скотина, не выдумал». «…
Ежели даже самую невинную птицу сожрать, то и она точно так же в майорском брюхе сгниет, как и самая преступная»), то к официально-деловой («Увы! Не знал, видно, Топтыгин, что в сфере административной деятельности первая-то ошибка и есть самая фатальная, что, давши с самого начала административному бегу направление вкось, оно впоследствии все больше и больше будет отдалять его от прямой линии…»). Данный контраст подчеркивает, что на ответственных государственных постах находятся люди бездеятельные, безответственные, не способные проводить правильную политику.
Топтыгин утешает себя лишь одной мыслью: мыслью о том, что его никто не видел. Однако нашелся скворушка, который и закричал на весь лес о том. что медведь наделал.
В отдельно прописанных репликах персонажей-птиц также содержится искрометная сатира на правящие круги. «Дурак! его прислали нас к одному знаменателю приводить, а он чижика съел!» — восклицает скворец.
Глядя на него, осмеливается поддерживать его и ворона.
Скворец, в отличие от доверчивого чижика не стал для медведя легкой добычей. Информация распространилась с огромной скоростью: через час уже весь лес знал о том, что натворил Топтыгин: «Всякий куст, всякое дерево, всякая кочка, словно живые, дразнятся.
А он слушай!» Чтобы подчеркнуть, как ползут слухи и расширяется информационное поле для сплетен, М. Е. Салтыков-Щедрин вводит в текст повествования все новых и новых героев. Это и филин, и воробьи, и еж, и лягушки, комары, мухи.
Постепенно о глупости Топтыгина узнает все болото, весь лес.
Возникает парадоксальная ситуация: стремясь попасть в историю, Топтыгин не учел, что «история только отменнейшие кровопролития ценит, а о малых упоминает с оплеванием». В контексте повествования чижик становится символом расправы над свободомыслящей интеллигенцией.
Не случайно образ его ассоциируется с образом безвременно ушедшего из жизни в результате навязанной ему дуэли поэта А. С. Пушкина.
это сопоставление напрашивается после прочтения фразы: «И дикий тунгуз, и сын степей калмык — все будут говорить: «Майора Топтыгина послали супостата покорить, а он, вместо того, чижика съел!» В ней содержится прямая отсылка к тексту знаменитого пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык».
Параллельно с этим М. Е. Салтыков-Щедрин рисует гневно обличающую картину того, что, собственно, ожидает простой народ от царского наместника. Идеи стадо коров перерезать, целую деревню воровством обездолить, избу у полесовщика по бревну раскатать — все это выступает в произведении как типичные шаги и методы тех, кто наделен государственной властью.
Кульминацией нарастающего чувства авторского возмущения сложившейся политической ситуацией в стране является основанное на гиперболе восклицание: «Сколько потребуется генеральных кровопролитий учинить, чтоб экую пакость загладить! Сколько народу ограбить, разорить, загубить!» Здесь вновь вспоминается ключевая для произведения фраза о том, что история только «отменнейшие» кровопролития ценит.
Тонкой иронией пронизано в сказке упоминание о том, что вместе с рапортом отослал Медведь Ослу кадочку с медом в презент. За эту услугу получил он особый ценный совет: загладить ту мелкую пакость, которую учинил, крупным злодеянием.
В перечне дальнейших подвигов Михаила Иваныча перемежаются события, достойные традиционных сказочных сюжетов (стадо баранов перерезал, бабу в малиннике поймал и лукошко с малиной отнял, и жестокие реалии эпохи, рисующие типичную картину расправы над российской демократической печатью («забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил»). Таким образом, Топтыгин 1-й проходит путь от единичной расправы над свободолюбивым поэтом (чижом) до масштабной реакционной политики (борьбы с демократической печатью). Едко звучат финальные строки первой части сказки: «Так и остался Топтыгин 1-й майором навек. А если б он прямо с типографий начал — быть бы ему теперь генералом».
Во второй главе рисуется параллельный сюжет: в другую трущобу посылает Лев Топтыгина 2-го с тем же заданием. В этом фрагменте сказки М. Е. Салтыков-Щедрин критикует политику правительства по отношению к учебным заведениям и науке.
Оказалось, что в этой трущобе все пребывают окутанные мраком времен, «не зная ни прошедшего, ни настоящего и не заглядывая в будущее». Топтыгин 2-й приезжает с желанием начать с какого-либо масштабного злодеяния. Однако тут выясняется, что уже при М. Л. Магницком (М. Л.
Магницкий (1778-1855) — попечитель Казанского университета в последние годы царствования Александра I) был сожжен печатный станок, университет в полном составе поверстан в линейные батальоны, а академиков в дупла заточили, где они в летаргическом сне пребывают.
Сатирически звучит наукообразная афористичная фраза по латыни в контексте следующего высказывания: «Рассердился Топтыгин и потребовал, чтобы к нему привели Магницкого, дабы его растерзать («similia similibus curantur») [клин клином вышибают (лат.)], но получил в ответ, что Магницкий, волею божией, помре».
Во второй главе произведения возникает образ стихийного народного протеста, итогом которого становится расправа над воеводой: «сбежались на рев мужики, кто с колом, кто с …, а кто и с рогатиной. Куда ни обернутся — кругом, везде погром. Загородки поломаны, двор раскрыт, в хлевах лужи крови стоят. А посреди двора и сам ворог висит».
Эта сцена служит своеобразным предупреждением властям о грядущей эпохе народных революций. По отношению к будущему она звучит провидчески. Материал с сайта //iEssay.ru
Как известно, для русской сказки характерен в композиционном отношении троекратный повтор.
В этой связи в произведении закономерным представляется появление Топтыгина 3-го. Этот герой выбирает средние злодеяния: его правление не привносит в общественную жизнь особых перемен, а сам он напоминает «пустое место».
Во вверенном ему сказочном пространстве в это время процветает обычная, устоявшаяся в обществе социальная иерархия: «Ежели исстари повелось, что волки с зайцев шкуру дерут, а коршуны и совы ворон ощипывают, то, хотя в таком «порядке» ничего благополучного нет, но так как это все-таки «порядок» — стало быть, и следует признать его за таковой. А ежели при этом ни зайцы, ни вороны не только не ропщут, но продолжают плодиться и населять землю, то это значит, что «порядок» не выходит из определенных ему искони границ».
Политика социальных контрастов воплощена у М. Е. Салтыкова-Щедрина в полярных образах: крик одних представляет собой агонизирующий вопль, а крик других — победный клик. Эта реалистическая ситуация оформляется у Топтыгина в теорию неблагополучного благополучия. Здесь М. Е.
Салтыков-Щедрин вновь прибегает к стилистическому контрасту как обличительному средству: «Главное в нашем ремесле — это: laisser passer, laisser faire! (позволять, не мешать! (фр.), предоставление со стороны государства полной свободы действий частному предпринимательству!)].
Или, по-русски выражаясь: «Дурак на дураке сидит и дураком погоняет)». Однако в финале Топтыгина 3-го постигает та же участь, что и Топтыгина 2-го. Сказка М. Е.
Салтыкова-Щедрина является ярким воплощением стихийного социального протеста передовой части русской интеллигенции против гнета и порабощения народа и свободомыслия в России.
На этой странице материал по темам: