чему учит сказка доктор айболит
Чуковский Корней «Айболит»
Читательский дневник по сказке «Айболит» Корнея Чуковского
Автор: Корней Иванович Чуковский
Название произведения: «Айболит».
Жанр произведения: сказка в стихах.
Главные герои: Айболит, Гиппопотам, разные звери.
Характеристика главных героев:
Айболит — добрый и отзывчивый.
Несмотря на все преграды, помчался спасать и лечить бедных зверей.
Внимательный и заботливый.
Волки, Кит, Орлы — помогли доктору добраться до Африки.
Бегемот, акула — ждали доктора, болели.
Краткое содержание сказки «Айболит»
Жил на свете добрый доктор Айболит, который помогал всем зверятам и лесным жителям.
Ему даже удалось пришить ноги зайчику, который попал под трамвай.
Однажды доктора позвали в Африку, где заболели зверята.
Айболит долго добирался до Африки.
Его везли волки, кит, орлы, но он добрался.
Зверята сильно болели и почти не вставали.
Но доктор всех вылечил.
Все обрадовались и стали праздновать.
План сказки:
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль сказки «Айболит»
Главная мысль сказки заключается в том, что призвание доктора — помогать больным, и неважно, где живёт и находится пациент.
Основная идея сказки в том, что доктор всегда спешит на помощь.
Чему учит сказка
Учит нас заботиться о своём здоровье и вовремя обращаться к врачу за помощью.
Учит нас заботиться о животных, помогать им и спасать от всяких болезней.
Учит доброте и отзывчивости.
Краткий отзыв о сказке «Айболит» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что важно не запускать болезни и при малейшем недомогании сразу обращаться к врачу.
А то может получиться как со зверями в Африке.
Это очень интересная и забавная история.
Автору удалось создать образ доброго врача, который всегда спешил на помощь и не забывал о своих пациентах.
Мне очень нравится Айболит, потому что он добрый и умелый.
Он никому не отказывает и всем помогает.
Я всем советую прочитать эту книжку и подумать о том, как важна профессия врача, сколько доброго совершает этот человек для других людей.
Пословицы к сказке
Словарь неизвестных слов
Отрывок из сказки, поразивший меня больше всего:
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
И тут же страусята
Визжат, как поросята.
Ах, жалко, жалко, жалко
И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
Они лежат и бредят:
«Ну что же он не едет,
ну что же он не едет,
Ещё читательские дневники по произведениям Корнея Чуковского:
Библиотека произведений автора пополняется.
«Айболит» — читательский дневник по сказке К. Чуковского
Описание книги для читательского дневника
Автор: Корней Иванович Чуковский
Название произведения: «Айболит»
Жанр: сказка в стихах
Год написания: 1929
Издательство: АСТ
Год издания: 2017
Главные герои и их краткая характеристика
Доктор Айболит – добрый, заботливый доктор, который ради выздоровления больных зверей готов пройти любые испытания.
Гиппопотам – житель Африки, пославший доктору телеграмму с просьбой спасти зверят.
Волки, кит, орлы – животные и птицы, которые помогли добраться доктору до Лимпопо.
Каракула – акула, у которой заболели ее акулята.
Бегемотики, страусята, акулята, кузнечик – больные зверята, нуждающиеся в помощи Айболита.
Краткое содержание и сюжет
Доктор Айболит славился своей добротой и любовью к зверям. К нему приходили больные животные, и он всегда помогал им поправить здоровье. Он даже пришил новые ножки маленькому зайчику, попавшему под трамвай.
Однажды доктор получил срочную телеграмму от Гиппопотама, в которой тот умолял Айболита поскорее приехать в Африку и вылечить больных зверят. Не медля ни минуты, доктор поспешил в дорогу. На его пути подстерегала плохая погода, бескрайнее синее море, неприступные горы. Но при помощи отзывчивых животных Айболит благополучно добрался до Лимпопо. Он сразу же принялся лечить больных малышей, и десять дней подряд не отходил от своих маленьких пациентов.
Когда зверята выздоровели, все жители Африки стали петь и плясать, восхваляя доброго и отзывчивого доктора.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Доктор Айболит был очень добрым и лечил всех зверей. Он получает телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке болеют зверята. Айболит идет через лес и ему помогают волки. Айболит плывет на спине кита. Орлы доставляют Айболита в Африку и он начинает лечить зверят. Зверята выздоравливают и все хвалят Айболита.
План пересказа
Основная мысль
Доктор всегда должен спешить на помощь к больному, где бы тот не находился.
Чему учит
Учит любит животных и помогать им. Учит заботиться о своих питомцах, учит обращаться к ветеринару, если животное заболеет. Учит быть добрым и отзывчивым.
Отзыв и что понравилось
Это очень веселая сказка о добром докторе, который, узнав о болезни зверят, бросил все и поспешил в Африку. Мне очень понравилось, что Айболит совершенно не думал о себе, а переживал только о больных животных. Айболит в этой сказке настоящий герой, который подает пример бережного отношения к природе.
Вывод и мое мнение
В этой сказке описывается настоящий доктор, для которого самым важным является его профессия и жизнь зверушек, которых он лечит. Он не просто любит животных, он видит цель своей жизни в заботе о них.
Анализ стихотворения «Айболит» К. И. Чуковский
«Доктор Айболит» – это чудесная добрая история о том, как важно быть милосердным, чутким по отношению ко всем, кто попал в беду. Сказка учит взаимовыручке, сопереживанию, настойчивости в достижении цели. Ниже можете ознакомиться с кратким анализом по плану стихотворения-сказки «Айболит» К. И. Чуковский.
Отрывок стихотворения-сказки «Айболит» К. И. Чуковский
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Краткий анализ «Айболит» К. И. Чуковский
Вариант 1
В основе произведения Корнея Ивановича Чуковского заложена тема любви к животным и прославление одной из самых трудных, но благородных профессий — врач. Главным героем сказки является доктор Айболит, который воплощает в себе доброту, чуткость и сострадание к ближним.
Центральная идея сказочного произведения: исцеление бедных и больных животных. Доктор берется за лечение любых зверей, обратившихся к нему за помощью. Так у безутешной зайчихи трамвай переехал сынишке ноги. Айболит лечит малыша: пришивает ему новые лапки.
Однажды доктору приносят тревожную телеграмму. Звери очень просили в ней поехать Айболита в Африку, чтобы вылечить их детей, которые заболели серьезными и непонятными заболеваниями. Доктор отправляется в путь: бежит по полям и лесам, даже не останавливаясь, чтобы отдохнуть. Врачу оказывают помощь волки: они везут его на своих спинах. Кит помогает переплыть море, а орлы — перелететь высокие горы.
Десять дней Айболит занимается лечением больных в Африке: измеряет животным температуру, дает шоколад и гоголь-моголь. Когда все окончательно выздоравливают, звери устраивают праздник. Они поют, пляшут и прославляют доброго доктора. Произведение демонстрирует нам то, что к животным нельзя относиться также, как к вещам или предметам. Они точно такие же живые существа.
Сказка написана максимально простым детским языком. Она легко читается, но в то же время оказывает огромное воспитательное значение. Произведение выдвигает на первый план те базовые качества, без которых невозможно жить в мире. Айболит никому не отказывает в помощи, старается уделить внимание и время любому животному. Своим примером доктор показывает, как важно оказаться рядом с теми, кому требуется помощь.
В замечательном произведении Чуковского мы наглядно видим, как крепкая дружба и взаимопомощь способны сотворить настоящее чудо. Доктор лечит зверят, и они отвечают ему любовью и благодарностью. Здесь отлично продемонстрирована сила сплоченного коллектива. В одиночку будет сложно противостоять такому опасному врагу как Бармалей, а общими усилиями это прекрасно получается.
Абсолютно не важно — человек ты или зверь. Все мы одинаково нуждаемся в любви, поддержке и вере в чудо. Если каждый из нас в один определенный момент сможет протянуть руку помощи тому, кто слабее, этот мир точно станет лучше. Друзей нужно иметь всегда и не бросать их в трудную минуту.
Вариант 2
Доктор Айболит – в центре сюжета. Он является воплощением доброты, ума, чуткости, сострадания к ближним, сильным героем, идущим к поставленной цели, побеждающим все зло – и это главные качества, характеризующие большинство героев сказок Чуковского.
Идеей сказки является факт исцеления бедных, больных животных, живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом.
Создавая сказки для малышей К. И. Чуковский непосредственно следовал своим заповедям. Сказка написана простым детским языком, эмоциональна, доступна для детей, легко воспринимается, но в то же время она оказывает большое воспитательное значение.
Все знают, что Доктор Айболит с утра до ночи лечит птиц и зверей, которые прилетают и приходят к нему со всех концов света. Он живет в сказочном городе Пиндемонте на берегу теплого моря. И помогают доктору утка Кики, собака Авва, свинка Хрю-Хрю, попугай Карудо, сова Бумба и соседские дети Таня и Ваня.
У доктора Айболита никогда не получалось жить спокойно и мирно в своем маленьком домике. С ним постоянно случаются невероятные истории. Он сражается с пиратами и попадает к ним в плен, он спасает от гибели корабль, путешествует по свету но главное – везде находит верных друзей.
Вариант 3
Сказка «Айболит» восхваляет профессию доктора, которая нелегко даётся Айболиту. Сколько препятствий и переживаний на своём пути переживает врач, но все равно достигает свои цели. Он борется за жизнь и здравие животных, тем самым оказывая любовь и заботу беззащитным зверькам и их малышам.
Оказавшись в Африке, 10 дней он должным образом не ест, не пьет, весь предаётся своему делу, что учит врачам нашего времени быть истинным лекарем и незаменимым помощником в здоровом образе жизни. Он безотказно помогает и лечит всех, доказывая веру в добро и победу над горестями. Айболит учит состраданию по отношению к живым существам, которых тоже создала природа для этого мира.
Произведение прививает детям чувство ответственности, долга и чести во время любых препятствий. Детским языком, направляя в праведный путь, воспитывая развивающий интеллект с чуткостью оказывать своевременную помощь нуждающимся.
Кроме доктора Айболита описываются персонажи, которые ему помогли преодолеть трудности во время поездки в Африку, а именно в Лимпопо, оказав неизменную помощь в доставке врача целым и невредимым. Автор отмечает любую помощь, оказанную во время долгой дороги и лечения, и даже действия врага Бармалея. Именно он преграждает путь врачу, вредя своей враждой, завистливостью и злостью.
Чуковский делает ударение на дружбу с большой буквы, к дружбе не только с близкими, но и со всем не знакомым, но с добрыми существами. Это и приближает живых существ и помогает жить дружно и быть равными друг с другом.
Когда Доктор Айболит, жил в городе Пиндемонте в лечении всех жителей принимал подмогу от утки Кики, совы Бумба и многих других персонажей. Сплоченная работа желающих мир сделать лучше не остается не замеченным, доказывая положительным высказыванием в адрес Айболита, восхваляя его способности и доброту, которая заразно действует на окружающих ему живых существ.
Преодолевая препятствия на жизненном пути, он обретает друзей, которые в свою очередь отвечает ему взаимностью и всегда оказываются рядом. Профессия доктору помогает завоевать уважение, призвание и честь.
В стихотворениях Чуковского с умением получается смена образов, соблюдение графичности и лиричная живопись. Речь звучит музыкально и поэтично, а в ритме играет переменчивость и подвижность. Рифмы загружены смыслом и не загромождены прилагательными, создающие некую игру слов.
Поэзия богата эмоциональными повторами, интересными как для детей так и для взрослых. Дети с удовольствием просят прочесть эту сказку вновь и вновь, благодаря мастерству написания и содержательности произведения, до наших дней сохранившего свою актуальность.
Стихотворение «Айболит» – анализ по плану
Вариант 1
есьма характерна для творческой манеры Чуковского сказка «Айболит», анализ которой мы предлагаем вам. Она создана по мотивам произведения английского писателя Хью Лофтинга «Доктор Дулитл». (Имеется и прозаический вариант переделки этой сказки К. Чуковским.)
Композиционно эта стихотворная сказка состоит, как обычно бывает у Чуковского, из небольших главок, каждая из которых имеет определенные функции. Так, первая выполняет функции зачина, как известно, необходимого элемента сказок народных.
Создавая свой «детский комический эпос», автор опирается на устнопоэтическое творчество народа, но не следует ему буквально, а трансформирует те или иные детали и приемы. Так, в «Айболите» Чуковского первая главка создает сказочную атмосферу и описанием места действия, и необычностью доктора Айболита. В то же время каждое двустишие ее дает, как минимум, материал для одного рисунка. Рифмовка стиха смежная (Айболит — сидит; лечиться — волчица, медведица; Айболит — исцелит).
Вторая главка — описывает предзавязочные события, центральное из которых — исцеление безногого зайчонка. Главка композиционно самостоятельна, но необходима в цепи глав всей сказки, так как конкретизирует информацию, заявленную в зачине («Всех излечит, исцелит, добрый доктор Айболит»). Без этой главки не было бы у маленького читателя полной уверенности во всемогущей целительной способности Айболита, и сопереживание трудностям его путешествия в Африку не достигало бы такого напряжения.
Третья глава — завязка нового, основного события. Ритм ее меняется по сравнению с первыми двумя главками, он тороплив, порывист. Строка почти вдвое короче, чем в них. Это скоропись беды, настигшей малышей далекой Африки, с непривычно и поэтому почти неправдоподобно звучащими названиями: Занзибар, Калахари, Сахара, Лимпопо.
Три следующие главы (четвертая, пятая, шестая) описывают путешествие Айболита. Если вспомнить народные сказки и сравнить путешествия их героев, то общность не может остаться незамеченной. Герой, в данном случае Айболит, отправляется на поиски далекой страны. Он искатель, как классифицируют фольклористы этот тип героя. Его цель — спасение попавших в беду, и сам он не минует ее.
Трижды (излюбленное в народных сказках число) испытывает его эта беда. Антагонистом, с которым приходится вступать в единоборство, в сказке Чуковского оказывается не Змей-Горыныч, не кощей, как в сказке “Марья Моревна”, а стихия и препятствия: ветер, снег, град, море, горы. Но недобрым силам стихии и препятствиям противодействуют добрые помощники: волки, кит, орлы. Опять-таки близкое народной сказке решение проблемы испытания героя. Обратим внимание на роль рифмованных слов в этих главах (град — назад, не дойду — пропаду, елки — волки, утону — ко дну, кит — Айболит, круче — тучи, скалы — орлы, верхом — довезем), по ним можно воссоздать смысл ситуации, они действительно опора и носители главного смысла фраз.
Седьмая глава — кульминационная. Действие ее переносится в Африку, нагнетаются детали картин болезни животных, создавая рост напряженности в ожидании приезда Айболита. И опять меняется ритм, как и в третьей главе, становясь прерывистым, нетерпеливым, снова та же интонация, по которой узнается беда.
Восьмая глава — благополучная развязка. В описании труда Айболита преобладают глагольные формы, энергичность, действенность.
Девятая, последняя глава, посвящена послеразвязочным событиям: ликованию зверей, излеченных Айболитом и прославлению его и всех добрых докторов, своеобразная концовка сказки.
Анализ стихотворения «Айболит»
Вариант 1
Главный герой сказки «Айболит» – добрый доктор с примечательным именем Айболит. Этот доктор берется за лечение любых животных, которые обращаются к нему за помощью. Например, когда к нему явилась безутешная зайчиха, у которой сынишке трамвай переехал ноги, Айболит вылечил малыша – пришил ему новые ножки и теперь зайчонок может снова бодро прыгать.
Но однажды шакал доставил доктору тревожную телеграмму. Звери, живущие в Африке, сообщали, что их дети заболели разными тяжелыми болезнями. Звери очень просили Айболита приехать в Африку и вылечить их детей.
Доктор незамедлительно отправился в путь. Он бежал по полям и лесам, не зная отдыха. Но в какой-то момент доктор упал, поняв, что не может двигаться дальше. На помощь ему пришли волки. Они вышли из леса и повезли Айболита на своих спинах. Волки доставили доктора к морю, и он с тревогой смотрел в необъятную голубую даль, думая, как же ему проплыть такое большое расстояние. Тут появился кит, который усадил Айболита на свою огромную спину и переправил его через море.
За морем начались высокие горы, которые мешали доктору двигаться дальше. Но положение спасли орлы. Они понесли Айболита высоко над горами, направляясь прямо в Африку.
А тем временем в Африке, у реки Лимпопо, звери с нетерпением ждали прибытия доктора. Под пальмой сидел гиппопотам. Он непрерывно смотрел на море, предполагая, что доктор приплывет на корабле. А по дорогам бродили носороги и слоны. Они досадовали, что доктора очень долго нет.
Но вот кто-то заметил птицу, летящую высоко в небе. Это орел доставил доктора Айболита. Добрый доктор незамедлительно приступил к лечению зверят. Он измерял им температуру, давал гоголь-моголь и шоколад. Десять дней доктор занимался лечением больных, не ведая ни сна, ни отдыха. И вот, наконец, лечение принесло свои плоды, все больные выздоровели. И тогда в Африке начался праздник. Все пели и плясали, прославляя доброго доктора. Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки “Айболит” заключается в том, что доброта и милосердие – это то ценное, без чего невозможно жить в мире. Доктор Айболит никому не отказывал в лечении, он старался помочь всем. Сказка учит быть добрым и отзывчивым, помогать всем, кто болен, слаб или беспомощен.
В сказке мне понравился главный герой, Айболит. Добрый доктор является ярким примером бескорыстного, самоотверженного человека, который старается помочь всем, не жалея своих сил, не считаясь со временем.
Читательский дневник по сказке «Доктор Айболит» Корнея Чуковского
Эта добрая и поучительная сказка Корнея Чуковского рассказывает о том, что необходимо быть милосердным и помогать людям, попавшим в беду. Рассказ учит читателя взаимовыручке и предельной настойчивости при достижении желаемого. Для того, кто повторит краткое содержание произведения «Доктор Айболит», читательский дневник заполнить будет нетрудно. Писатель призывает детей любить животных и никогда их не обижать.
Основные персонажи
Это произведение Корнея Чуковского в сказочном жанре дает описание и восхваляет профессию врача, которая нелегко дается главному герою. Он встречает на своем пути огромное количество препятствий и переживаний, но всеми способами добивается поставленной цели. Доктор борется за жизнь и здоровье разных животных. Этим он проявляет любовь и заботу о беззащитных зверях.
Главными героями «Айболита» Корнея Чуковского являются:
Автор в произведении делал ударение именно на тему дружбы. Это могут быть близкие отношения не только с друзьями и родственниками, но и с различными животными. Это сближает живых существ между собой и помогает им мирно жить в сказочной стране.
Работа доктора
В стихотворении рассказывается о ветеринаре, который очень любил собственных пациентов. Он внимательно следил за их самочувствием и готов был примчаться на помощь даже в самых сложных ситуациях.
Добрый доктор постоянно лечил животных. Он смог помочь лисе, которую больно укусила пчела, собаке с больным носом и даже зайчику, попавшему под трамвай и оставшемуся без задних лап. Айболит пришил пациенту новые. Все обитатели леса любили мужчину и с любой проблемой шли к нему, потому что врач никогда не отказывал в помощи.
В один из дней доктор получил телеграмму. В ней гиппопотам сообщал мужчине о тяжелом заболевании большого количества зверей и их малышей в далекой Африке, которое случилось по вине злого пирата Бармалея. Он просил Айболита, чтобы тот поскорее приехал к ним и излечил больных животных. Дорога в Лимпопо была очень далекой и трудной. По пути могли возникнуть многочисленные опасности, но врач был готов помочь нуждающимся.
Айболит отправился в путь пешком и взял лишь небольшой чемодан. Однако преодолеть огромное расстояние оказалось для мужчины неисполнимой задачей, он свалился без сил и началась путаница.
Ему на помощь пришли волки, которые провезли его на себе через зимний лес. Затем на ките врач переплыл бушующий океан. Потом орел посадил его на собственные могучие крылья и спустил с высокой горы на побережье Африки.
Приезд Айболита
Пока Айболит был в дороге, заболевшие животные сильно страдали и с нетерпением ждали появления своего спасителя. Гиппопотам постоянно смотрел в морскую даль в надежде увидеть плывущее судно с врачом. Больные зверята очень сердились, что его так долго нет.
В один из дней животные заметили в небе парящего орла и сидящего на его крыльях доктора, весело махающего им. Их радости не было предела, потому что у них возникла надежда на скорое выздоровление. Айболит приземлился на землю и начал осматривать заболевших зверей. Он ставил им градусники, щупал животы, давал сладости и угощал коктейлями.
Больше недели без отдыха доктор лечил животных. Он никого не оставил без собственного внимания, но не забывал и о себе. В итоге он одержал победу над заболеваниями, и его пациенты выздоровели. Они стали радоваться и смеяться, баловаться и прыгать. Гиппопотам незамедлительно начал прославлять врача так громко, что слышала вся Африка.
Анализ и план пересказа
Это произведение посвящено докторам. Оно прославляет их профессионализм, самопожертвование и любовь к собственным пациентам. Такая благородная специальность может возвращать здоровье не только людям, но и животным.
Очутившись в Африке, он практически не отдыхал, потому что был предан своему призванию. Современным врачам стоит быть настоящими целителями и незаменимыми помощниками при ведении здорового образа жизни. Айболит безотказно помогал окружающим, дарил им веру в добро и побеждал трудности. Главный герой учит читателя состраданию к животным, потому что они тоже умеют чувствовать и переживать.
Если сделать анализ сказки «Айболит» Чуковского, то становится видно, что стихотворение прививает ребенку ответственность, чувство долга и человеческой чести. Автор направляет детей на правильный путь и развивает их интеллект. Он учит читателя своевременно помогать нуждающимся.
Если внимательно прочитать сказку «Доктор Айболит» Корнея Чуковского, то можно составить такой план пересказа сюжета для читательского дневника:
В произведении показано, что врач всегда обязан помогать больным, в каком бы месте они ни находились. Доброта является наиболее ценным качеством, которое может сделать мир намного лучше. Необходимо поддерживать друг друга и не оставлять в беде людей, нуждающихся в помощи.
После ознакомления с кратким содержанием «Айболит» Чуковского для читательского дневника стоит прочитать полностью. Это поможет написать школьное сочинение и правильно подобрать иллюстрацию для книги.
Отзывы читателей
Эту книгу люблю не только я, но и мои маленькие дети. Автор смог сочинить удивительную историю о добром докторе, который помогал всем больным животным. Сказка учит ребенка быть ответственным и заботиться о домашних питомцах. Всем рекомендую прочитать ее.
На этой сказке выросло много поколений жителей нашей страны. Она легко читается и быстро запоминается детьми. Им нравится слушать, как добрый доктор преодолевает многочисленные препятствия, чтобы помочь нуждающимся. Автор говорил, что не нужно находиться в стороне от людей, попавших в беду. Необходимо помогать окружающим и делать только добро.
Я не считаю себя поклонником творчества Корнея Чуковского, но полагаю, что детям все-таки стоит прочитать эту книгу. Она уже давно стала классической. Произведение учит добру, взаимовыручке и дружбе.