чему учит сказка чудесное яблоко

«Яблоко» — читательский дневник по сказке В. Сутеева

чему учит сказка чудесное яблоко. Смотреть фото чему учит сказка чудесное яблоко. Смотреть картинку чему учит сказка чудесное яблоко. Картинка про чему учит сказка чудесное яблоко. Фото чему учит сказка чудесное яблоко

Поучительную сказку «Яблоко» детский писатель Владимир Сутеев написал в 1963 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Сутеев Владимир Григорьевич
Название произведения: «Яблоко»
Жанр: сказка
Год написания: 1963
Издательство: Малыш
Год издания: 2020
Количество страниц: 8

Главные герои и их краткая характеристика

Заяц — глазастый и быстрый.
Ворона — насмешница.
Еж — сердитый и колючий.
Медведь — большой и справедливый.

Краткое содержание и сюжет

Поздней осенью лес стал совсем голым и только на верхушке яблони висело одинокое яблоко. Яблоко увидел заяц, но не знал, как его достать. Вдруг он заметил ворону, и попросил ее сорвать ему яблоко. Ворона откусила черенок, но не удержала яблоко в клюве и оно упало на землю.

Заяц обрадовался, сказал вороне спасибо, и хотел взять яблоко. Но то зашипело и побежало как живое. Оказалось, что яблоко упало на ежа. Заяц погнался за ежом, крича, что это его яблоко. Еж возражал, что яблоко упало на него, а значит оно его. Прилетела ворона и тоже стала спорить, она утверждала, что сорвала яблоко для себя. Звери стали кидаться друг на друга.

На шум выскочил медведь и громко закричал. Испуганные звери обратились к медведю за советом, попросили рассудить их спор. Медведь спросил, кто нашел яблоко, потом спросил, кто сорвал яблоко, а потом спросил, кто поймал яблоко. Выслушав ответы, медведь сказал, что все звери правы, а потому яблоко надо разделить на равные части.

Звери обрадовались и поделили яблоко на четыре части. Одну часть взяла ворона, вторую заяц, третью — еж, а четвертую часть они отдали медведю, за то что уму-разуму их научил.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Заяц нашел яблоко и попросил ворону его сорвать. Ворона сорвала яблоко, а то упало на ежа. Каждый хотел забрать яблоко, и звери стали спорить. На шум вышел медведь и выслушал все претензии. Он предложил поделить яблоко и звери разделили яблоко на четыре части. Каждый взял по кусочку, а четвертый дали медведю за справедливое решение.

План пересказа

Основная мысль

Надо делить так, чтобы все были довольны.

Чему учит

Сказка учит не пытаться все забрать себе. Учит щедрости и умению делиться тем, что имеешь. Учит принимать правильные, справедливые решения. Учит решать спор без драки.

Отзыв и что понравилось

Мне понравилась эта сказка, и больше всего понравилось решение медведя, а так же то, что звери решили вознаградить медведя за науку. Когда все удовлетворены принятым решением, тогда все по справедливости.

Вывод и мое мнение

Если ты кушаешь сам, а рядом друг, у которого нет с собой еды, то необходимо поделиться. Или еще бывает, что ребята не могут поделить компьютерную игру. В таком случае проще договориться и играть по очереди.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Сутеев Владимир “Яблоко” Читательский дневник, краткое содержание

Сутеев Владимир “Яблоко” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Сутеев Владимир.

Название: «Яблоко».

Жанр: сказка.

Тема произведения: животные.

Число страниц: 6.

Главные герои и их характеристика

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Заяц, Ворона и Ёж не могли поделить последнее яблоко. Но пришёл медведь и посоветовал, как им поступить.

Сюжет – краткое содержание

Понравившийся эпизод

Мне понравился финальный эпизод этой истории, когда яблоко разделили на четыре части, и одну часть отдали Медведю. Медведь удивился, а Заяц сказал, что это за науку.

План произведения для пересказа

Главная мысль

Делись с другими, и другие поделятся с тобой.

Чему учит эта книга

Сказка учит не жадничать и не пытаться забрать всё себе. Учит делиться с друзьями поровну. Учит слушать умные советы и следовать им. Учит благодарности.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному

Мне понравилась эта сказка и больше всего понравился умный и добрый Медведь. Он посоветовал зверям не спорить и не драться, а просто разделить яблоко на всех, чтобы никому не было обидно. И это было справедливое решение.

Новые слова и выражения

Рявкнуть – крикнуть громко, грозно.

Уму-разуму научить – дать полезный, умный совет.

Пословицы к произведению

Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего.

По щедрости руки видно, какое сердце.

Ссора до добра не доводит.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Совет хорош, когда его спрашивают.

Источник

Чему учит сказка чудесное яблоко

Автор: Порошин Андрей Алексеевич

Организация: ГБОУ СОШ 667 Невского района

Населенный пункт: Санкт-Петербург

разработка урока по литературе ( 6 класс, внеклассное чтение)

Тема урока

«Чудесное яблоко» Ефима Честнякова – призыв к деятельному добру

Основной проблемный вопрос урока

Какова позиция автора сказки «Чудесное яблоко»?

Возрастная группа обучающихся

Предметная область

Межпредметные связи

Русский язык, ИЗО (рисование)

Вариативность

Дополнительный материал для анализа детьми старшего возраста

Цель занятия

Выявление особенностей художественного текста, авторской позиции.

Задачи занятия и ожидаемые результаты по ФГОС

1) определить актуальность таких понятий, как труд, солидарность, взаимопомощь применительно к сегодняшней действительности;

2) формирование внимательного отношения к природе.

1)актуализировать знания по литературе, истории, русскому языку;

2) повысить интерес к фольклору историческому прошлому русского народа.

План учебного занятия

1) Обсуждение текста сказки, выявление ее особенностей, повествовательных и языковых;

3) просмотр мультфильма в формате интерактивного упражнения, сравнение мультфильма с текстом;

4) формулирование идей сказки;

5) создание рисунка и/или эссе по произведению.

Педагогические и образовательные технологии

Электронные образовательные ресурсы

Продукты и эффекты урока

Формы контроля результатов

Необходимое оборудование, обеспечение

2) проектор для показа иллюстраций;

3) распечатанный текст;

4) иллюстративный материал;

5) материалы для рисования и / или создания письменных рассуждений

Методический комментарий

Настоящая разработка посвящена сказке Ефима Честнякова – по сей день недооцененного уникального русского художника, писателя, деятеля народного театра, скульптора, педагога. Сказка легко воспринимается учащимися среднего звена и вызывает добрый отклик у старшеклассников.

Внеурочное занятие (мероприятие) представляет собой своего рода презентацию творчества Е.Честнякова и обсуждение его сказки «Чудесное яблоко». Используется интерактивное упражнение на основе видеоматериала – мультфильма 1988 года. Ссылка на упражнение дается ниже.

Рассматриваются как особенности творческого метода писателя, его философского взгляда на мир, так и особенности национальной психологии – легко постигаемые читателями сказки. Рассматриваются и некоторые особенности языка: в тексте присутствуют и диалектные формы слов, особенности произношения – причем в том количестве, которое не затрудняет понимания.

В сказках Честнякова используется широкий спектр приёмов, образных средств выразительности, сохранены некоторые фонетические и грамматические особенности речи родной ему Костромской губернии.

Творчество Честнякова актуально для всех интересующихся русской историей и культурой, духовностью народа. Он работал для широких слоёв населения, добиваясь понятности идеи и красоты формы.

Как урок целесообразно использовать разработку для обучающихся 6 классов; как материал внеурочного мероприятия она может быть ориентирована на учащихся 7-8 классов, но в нее включены дополнения, делающие интересным занятие и для старшеклассников.

1. Вступительное слово. О Ефиме Честнякове

При жизни Честнякова его творчество не получило признания, хотя картины и тексты оценили в художественных кругах дореволюционной столицы. В последние десятилетия жил в родной деревне, занимался крестьянским трудом: пахал, сеял, косил. «С весны до осени на земле, пока не выпадал снег, и за труд мой учёный я садился лишь зимой. » [2,11]. В этом соединении крестьянского труда и художественного творчества прошла вся его жизнь. Огромного труда стоила почти полностью утраченная гигантская скульптурная композиция «Город всеобщего благоденствия».

При жизни увидели свет три сказки с иллюстрациями самого Честнякова (издание 1914 года). По сказкам Е.Честнякова можно представить философию автора, понять своеобразие его взгляда на мир. Творец не предполагает «естественной» победы добра, а настраивает читателя на посильный, «живой и постоянный» труд. Характерно, что зло не показано в художественных произведениях Честнякова (будет хорошо, если ребята сами заметят эту особенность по одной из сказок).

2. Сказка «Чудесное яблоко»: работа с текстом

Все мы понимаем смысл этих пословиц, яблоко играет иносказательную роль: происходящее с ними относится к людям.

Есть небольшая русская народная сказка «Чудесное яблочко», её начало можно привести целиком: «Жил в одной деревне мужичок. Жил не тужил, крестьянствовал: пахал, сеял, жал да сад разводил. Жену кормил, сыновей растил, уму-разуму учил. Только и было у него радости, что ласковая жена, три молодца в терему да наливные сладкие яблочки в зелёном саду. Сам мужичок жил по правде и сыновей тому учил, да по-разному сыновья заветы отца принимали. Младший-то все слова родимого батюшки в сердце хранил да соблюдал. А старшие-то — в правое ухо впустят, в левое выпустят. В саду мужичок по яблоньке посадил на каждого сына и учил их, как те яблоньки растить-наблюдать; как выхаживать сладкие яблочки: как в жару от солнца оберегать, как на зореньку выставлять. Всех трёх сыновей тому учил. Но ни у одного из старших сыновей не вызревало таких яблочек, как у младшего сына: румяны, сладки, душисты были они…» Противопоставляются черты героев и свойства выращенных ими яблок. Назидательность сказки очевидна и касается характеров людей.

В «Чудесном яблоке» Честнякова герои не противопоставлены, её герои, напротив, следуя призывам представителей природы, приходят к единению. Звучит мотив щедрости природы, её готовности помочь людям, если люди будут солидарны.

[ * Дополнение для старших классов.

Вопрос обучающимся: в полной ли мере соответствуют приведенные ниже рассуждения тексту сказки?

Нельзя в полной мере согласиться с исследователем.]

Сказка учит в первую очередь солидарности: пока все, включая больных, не начнут участвовать в общем деле, дело не сдвинется с места. Способность к взаимопомощи, единству в деле предстает необходимым условием выживания, причём выживания в благоденствии:

«– Мы и то все пришли, дома только ребята остались.

И пошла баба в деревню, привела всех ребят – парнёков и девонек. И только нянька с самым маленьким дома осталась. Все запряглись и стараются. Но ондрец не идёт.

– Ха-ха! – сова засмеялась.

– Да маленький с нянькой там.

Ушли за теми. И нянька пришла в лес, на руках держит маленького. Сама наваливается на ондрец и свободной рукой помогает везти, и маленький ручонками прикасается. Все подсобляют – и поехал ондрец. »

В художественном мире Ефима Честнякова провозглашается справедливость равенства не в правах и в потреблении, но сначала в участии в общем труде. Грудной младенец физически не может помочь ни в каком деле, но его участие обязательно.

На картине изображен кульминационный момент: яблоко движется к деревне, все участвуют в этом нелегком труде. Композиция картины такова, что все действующие лица кажутся равновеликими.

Честняков не прибегает к типичным для фольклорных сказок типовым зачинам, постоянным эпитетам, символике чисел. Но он широко пользуется свойственными художественной прозе изобразительными средствами. Это эпитеты («старая-старая» яблоня, «большущее» яблоко, «старая дупластая» осина и т.д.), рядами однородных членов предложения с изобразительной целью («Привязал лошадь, взял ядреную дубину отшибать яблоко и ходит, любуется, со всех сторон рассматривает»), сочетанием разных времен глагола в одном предложении, создающим иллюзию присутствия читателя на месте действия.

Использует автор просторечие («завсегда»), диалектизмы («ондрец»), диалектные варианты («парнёк» вместо «паренёк»), диалектный вариант произношения («дедушко» вместо «дедушка») – всё это в речи повествователя. Птицы в сказке выражаются короткими фразами и междометиями, а мысли дедушки донесены до читателя через высказывания и авторскую интерпретацию.

3. Работа с мультфильмом и определение авторской позиции

Используется мультфильм 1988 года, на основании которого мною подготовлено интерактивное упражнение на ресурсе learningapps.org

Адрес упражнения: https://learningapps.org/display?v=p6nkcd90n20

Закадровый голос в мультфильме передает характерную сказочную интонацию и особенности калужских говоров.

Мультфильм полностью передает позицию автора: путь к лучшей жизни лежит через труд, причем совместный труд, иначе люди не смогут воспользоваться даже самыми богатыми дарами.

Заключение к занятию

Сказка «Чудесное яблоко» позволяет читателю прийти к идее деятельного добра. Только через деятельное добро люди могут обеспечить жизнь – как свою, так и своих потомков. При этом они трудятся солидарно, совместно, соборно. Природа выступает в сказке учителем человека.

Приложение. О своеобразии творчества Честнякова: сочетание реального и сказочного

С опорой на фольклорные традиции Ефим Честняков смело рисует удивительные образы, которые не только вызывают восхищение, но и содержат назидание. Вот некоторые мотивы его творчества.

Мотив удивительных чудес – характерен для всех сказок, при этом чудеса развиваются в реалистически описанной деревне, в лесу и т.д. Чудеса не бесконечны: яблоко кормит деревню полгода, Сергиевы ягоды «перевелись» («Сергиюшко»).

Мотив богатства жизни природы не является фантазийно-сказочным; здесь проявляется своеобразие видения автора, знающего и ценящего многообразие животных, птиц, растений: «Сидит Иванушко на хорёчке да ест ягодки-князеничинки… Его окружили мамушки-нянюшки птицыны, ягодками кормят, всяко забавляют, в красивых шапочках, шляпках, платочках… Мительки летают, коростели керкают, кулички куликают… чайки кричат, соловейки поют. Ходят и летают пташки разряженные… в разных сарафанах, рубашках: в беленьких, сереньких, пестреньких, красненьких, синеньких, голубеньких, желтеньких, аленьких, зелененьких – всяких разноцветных… Походят и побегают, постоят и посидят и полетают… В тени и на солнышке… по земельке гуляют… На озере плавают… ныряют в воде, и на крыльях летают…» («Иванушко»; см. илл.4. Иванушко, говорящие птицы – репринт дореволюционного издания сказок).

В стихах Честнякова описано, что живая природа чувствует состояние мира, предчувствует будущее:

Рыдай тоскою над струнами, и пробуди народ ото сна

Не пойте петухи, коровы не мычите,

Не ржите лошади, замолкните овечки

И не шумите елки, сосны березоньки листвой не шелестите.

Затихните ручьи и пташечки не пойте

И слышим лишь собачий лай

Да карканье ворон и ястребов…» (пунктуация авторская)

Цветики, узнали ли меня?

— Я рад, что нашел вас,

Но не рад, что не нашел себя

-Ах, я вижу родной мне лесок,

И слышу серебряный в нем голосок, —

Полный грусти, любви беззаветной

Человек является частью природы, его быт тоже многообразен : «Кирпичи стали делать во всякое свободное время. Поделают-поделают, да лепешки печь — всякие: гороховые, пшеничные, оржаные, овсяные, крупчатые, ячные, луковые, репные, редишные, гречневые, галанные, картофельные. Пироги тоже всякие, особенно хорошие, если муки положить немножко, а побольше галани, да репы и ягод» («Шабловский тарантас»)

Список использованной литературы

[1]Ефим Честняков. Новые открытия советских реставраторов. Сост. С.В.Ямщиков. М., Советский художник, 1985.

[2] Игнатьев В.Я., Трофимов Е.П. Мир Ефима Честнякова. – М., Мол.гвардия, 1988 – 221с.

Почти на каждой странице биографического очерка «Художник сказочных чудес» репродукции картин и этюдов, фотографии скульптур Е.Честнякова. Раскрыто социальное содержание, особенности творчества разных периодов. В разделе «Из литературного наследия Е.В.Честнякова»

помимо трёх опубликованных в 1914 году сказок еще два текста – «Ручеек» и «Шабловский тарантас».

[3] Литературная учёба, 1988, № 1.

[4] Муравьев Вл.Б.. Литература и живопись//Легенда о счастье: Сборник. Сост., Вст.ст., примеч. Вл.Б.Муравьева, М.:Московский рабочий, 1987.

Автор во вступительной статье дает очерк биографии и творчества Честнякова в ряду других художников (П.А.Федотова, Н.К.Рериха и др.), чьи стихотворения и проза вошли в сборник.

[5] Плотников В.И. Фольклор в русском изобразительном искусстве второй половины XIX века. –Л.: Художник РСФСР, 1986.

Основные Интернет-источники по жизни и творчеству Честнякова.

Источник

Урок литературы по сказке Е.Честнякова «Чудесное яблоко»

чему учит сказка чудесное яблоко. Смотреть фото чему учит сказка чудесное яблоко. Смотреть картинку чему учит сказка чудесное яблоко. Картинка про чему учит сказка чудесное яблоко. Фото чему учит сказка чудесное яблоко

Технологическая карта урока

Тема: «Всем миром любую беду сладишь » (по сказке Е.В.Честнякова «Чудесное яблоко»)

Содержательная цель : помочь обучающимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, помочь понять и почувствовать, как важно в жизни помогать друг другу; накапливать опыт в наблюдательности над ролью детали в тексте и средств выразительности в создании художественного образа.

Деятельностная цель : создание условий для усвоения темы, создание ситуации успеха, развитие готовности мышления к осознанию новых способов деятельности, развитие навыков самоконтроля.

сформировать первоначальное представление о стилевом своеобразии сказки «Чудесное яблоко»Е.В. Честнякова;

развивать навыки сравнительного анализа;

развивать навыки выразительного чтения;

развивать навыки монологической речи обучающихся, умение пользоваться текстом для доказательства своих выводов.

осуществлять эстетическое воспитание, помогая обучающимся понять и почувствовать красоту языка родного края;

осуществлять нравственное воспитание обучающихся, помогая им понять и почувствовать, как важно в жизни помогать друг другу, дружно всем вместе выполнять какую-либо работу;

воспитывать чувство доброты, чуткости, прививать любовь к природе, Родине и труду;

формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение;

воспитывать любовь к искусству.

развитие умений анализа, синтеза и сравнения, развитие способности размышлять над поступками героев и их последствиями;

развивать культуру речи и интереса к изучению произведения;

развитие у обучающихся критического и практического мышления;

формирование навыков самостоятельной деятельности.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний

текст сказки в учебной хрестоматии для общеобразовательных учреждений. Литература 5-6 класс. Автор-составитель Ю.В.Лебедев, М., «Просвещение». 2002;

выставка книг Е. В. Честнякова;

портрет Е. В. Честнякова;

иллюстрации к сказкам Е. В. Честнякова;

презентация о творчестве Е. В. Честнякова;

мультипликационный фильм «Чудесное яблоко», 1973 год;

«театральный уголок» к сказке «Чудесное яблоко»;

чему учит сказка чудесное яблоко. Смотреть фото чему учит сказка чудесное яблоко. Смотреть картинку чему учит сказка чудесное яблоко. Картинка про чему учит сказка чудесное яблоко. Фото чему учит сказка чудесное яблоко чему учит сказка чудесное яблоко. Смотреть фото чему учит сказка чудесное яблоко. Смотреть картинку чему учит сказка чудесное яблоко. Картинка про чему учит сказка чудесное яблоко. Фото чему учит сказка чудесное яблокочему учит сказка чудесное яблоко. Смотреть фото чему учит сказка чудесное яблоко. Смотреть картинку чему учит сказка чудесное яблоко. Картинка про чему учит сказка чудесное яблоко. Фото чему учит сказка чудесное яблоко

1.Личностные: мотивация к учебной деятельности, нравственно – этическая ориентация; самоопределение, оценивание усвоенного материала.

2.Коммуникативные: инициативное сотрудничество в сборе и поиске информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принятие решения.

3. Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений, моделирование, смысловое чтение.

4.Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, целеполагание, планирование, прогнозирование.

Орг. момент Мотивация.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Игра- релаксация. «НЕБО».

Цель: ощущение покоя, обретение способности управлять своими мыслями.

Закройте глаза. Представьте прекрасное голубое небо. По небу двигаются облака.

Ты наблюдаешь за ними. Если о чем-то волнуешься, пусть волнения улетят вместе с облаками.

Ты сосредоточен на небе. Очень спокоен, уравновешен и счастлив, ты ощущаешь покой, тишину, радость.

Теперь медленно открываем глаза, и некоторое время сидим спокойно.

Улыбнитесь друг другу, и начинаем работать.

— Сегодня у нас не простой, но интересный урок. Урок, на котором мы попытаемся ответить на нравственные вопросы. Нам иногда так трудно найти правильный выход из сложной ситуации, справиться с бедой. А в этом нам помогут герои литературной сказки Ефима Честнякова «Чудесное яблоко».

-Ребята, какую отметку вы хотите получить в конце урока?

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

Ребята закрывают глаза, представляя картину голубого неба с плывущими облаками, они успокаиваются.

Ученики выбирают бумажные яблоки разного цвета, на которых написаны оценки «5», «4», «3».

Выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания получать новое.

Формирование навыков самоконтроля, организованности, формирование умения слушать и слышать

Умение оценить работу в соответствии с нормами отметок по литературе

Повторение теоретического материала

Работа над жанром сказки.

-Итак, сегодня мы обращаемся к жанру сказки. Давайте вспомним, что такое сказка и чем она отличается от других жанров.

-Какие группы сказок мы можем выделить? Составьте кластер в тетради (самостоятельно)

Задание. На доске составить кластер, а затем самим проверить правильность выполнения.

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, дают определение сказки.

-Сказка – это жанр устного народного творчества. Народная сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом.

Обучающиеся работают самостоятельно в тетрадях, составляют кластер. (Литературная (авторская) сказка и народная: бытовая, о животных, волшебная.)

Ученик, который быстрее всех справился с заданием, составляет на доске, затем обучающиеся проверяют себя и ставят себе «+» или «- ».

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, воспитание толерантности по отношению к слабым обучающимся.

Взаимодействие с учителем,

контроль правильности ответов обучающихся, самоконтроль

Умение владеть базовым понятийным аппаратом, точно и грамотно выражать мысли в устной речи, применяя литературоведческую терминологию.

Выяснение читательского восприятия.

Беседа по вопросам.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

(Сказка понравилась, она необычная, интересная. В ней присутствует волшебство: животные разговаривают, яблоко очень больших размеров, дедушка не мог один сорвать это яблоко.)

Формирование первоначального представления о произведении

Формирование умения слушать и слышать.

Умение высказывать своё впечатление от произведения, выявлять особенности сказочного произведения

Постановка проблемы и учебной задачи. Актуализация знаний.

Подумайте, что бы вам хотелось спросить у писателя Честнякова при встрече? Вопросы обсудите в группах и запишите на листочках. Озвучьте ваши вопросы и прикрепите к доске.

Давайте делиться своими идеями, которые придут вам в голову, и не бойтесь ошибиться, любая мысль может дать нам новое направление поиска.

Ребята, к ак можно ответить на все эти вопросы? Куда мы должны обратиться?

Обучающиеся работают в группах, обсуждают вопросы к сказке.

( Почему Вы так назвали сказку? Что Вы хотели сказать людям этой сказкой? Почему в сказке много непонятных слов? Долго ли Вы работали над сказкой? Какие чувства хотели пробудить у читателей?) Затем школьники прикрепляют листочки на доску.

Обучающиеся размышляют. (Мы должны обратиться к сказке, перечитать эпизоды, проанализировать, поразмышлять).

Составляют план учебной деятельности.

Умение ясно, точно излагать свои мысли в устной речи и письменной форме.

Самостоятель-ное планиро-вание, прогно-зирование предстоящей

Умение видеть учебные задачи урока, создать

Просмотр фрагмента из мультфильма. Выразительное чтение сказки «Чудесное яблоко»

Учитель включает видеофрагмент сказки «Чудесное яблоко». Задание: Посмотрите начало фильма и найдите разницу с текстом сказки?

Прочитаем по ролям эпизод со слов: «И ходит кругом, любуется…»

Вопрос учителя: Как вы поняли, почему же яблоко чудесное?

Найдите эпитеты из сказки

к слову яблоко. Вспомним, что такое эпитет.

На слайде 2 презентации к уроку выписаны эпитеты:

Обучающиеся смотрят начало сказки «Чудесное яблоко» (студия «Экран», 1988 г. (реж. Лидия Сурикова). Отвечают на вопрос. (В мультфильме более подробно описывается деревня, жители, их занятия, детские игры.)

Школьники выразительно читают по ролям эпизод сказки.

Ребята отвечают. (Яблоко названо чудесным, потому что оно большое, даже дедушка не смог один сорвать это яблоко, ему понадобилась помощь других людей. Этого яблока хватило на всю деревню)

Обучающиеся называют определение эпитета и находят в тексте эпитеты к слову яблоко.

Инициатива, находчивость, активность при решении проблемных вопросов.

Способность к восприятию, осмыслению и пониманию материала

Умение сравнивать, делать выводы.

Умение выразительно читать текст.

Умение находить эпитеты в тексте и определять их роль

Работа над языком и стилем произведения

Вопрос: Что было для вас необычным в этой сказке, новым, непривычным?

Да, ребята. Слова, которые употребляют только жители какой-то определённой местности, называются диалектными. (Определение записано на слайде 3 презентации) Задание на карточках. Подумайте в парах над значением диалектных слов, растолкуйте непонятные слова.

-Подумайте, почему в сказке «Чудесное яблоко» так много этих слов, чем объяснить их наличие?

-Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны узнать об авторе: где он жил, для кого писал свои сказки.

Предварительное индивидуальное задание для ученицы – сообщение о Честнякове.

Учитель показывает слайды презентации о жизни и творчестве Е.Честнякова.

-Сможете сейчас ответить, почему Честняков употреблял в сказке так много диалектных слов?

— Необычными и незнакомыми в этой сказке показались некоторые слова: «дедушко», «ондрец», «парнеков», «девонек». Иногда даже возникали трудности при чтении, потому что мы такие слова сейчас не употребляем.

Обучающиеся стараются объяснить значение слов. (Работа в парах)

1. Особливо – особенно.

До выгреба – до единого.

2. Ядреная дубина – большая.

Нукает – побуждает к езде

Затем зачитывают слова, которые смогли объяснить. Сверяют с записанными ответами на экране презентации.(слайд 4)

Выступление ученицы о жизни и творчестве Е.Честнякова.

Рассказ ученицы : Ефим Честняков жил в Костромском крае, в деревне Шаблово. Он был близок к народу, работал с крестьянскими ребятишками, которые не обучались грамоте, сказки свои автор писал для простого крестьянского люда. Крестьянским ребятишкам, которые не знали грамоту, было легко слушать сказку, написанную на их разговорном языке. Они говорили таким же языком, поэтому им легко было слушать эти сказки, они становились для них близкими, родными.

После окончания учительской семинарии работал народным учителем.

«Страсть к рисованию» испытывал с раннего детства. Учился в Академии Художеств у Репина. Ему предрекали мировую славу, советовали ехать в Париж. Но. он вернулся в деревню и прожил там до 87 лет (1961 г.) крестьянствуя, уча детей и занимаясь творчеством.

-Героями сказок Е. В. Честнякова являются простые крестьяне, люди, проживавшие в его деревне, для которых он и писал свои произведения.

Проявление интереса и активности в выборе решения

Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

Умение анализировать и устанавливать связь между словами из текста и современной лексикой.

Анализ содержания сказки.

-Сколько раз дедушка пытался сам отвезти яблоко? (найдите в тексте и зачитайте)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *