чему учит сказание о белгородских колодцах
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
05.09.2019
«Сказание о белгородском киселе»
Жанр: древнерусская повесть
Главные герои рассказа «Сказание о белгородском киселе» и их характеристика
Чему учит рассказ «Сказание о белгородском киселе»
Повесть учит военной сметке, хитрости, смекалке, находчивости. Учит тому, что из любой ситуации можно найти выход. Учит никогда не сдаваться.
Отзыв на рассказ «Сказание о белгородском киселе»
Мне очень понравилась эта повесть о хитром и умном старике, который своей находчивостью спас целый город. Старец показал, что не всегда все решает грубая сила, иногда надо и головой думать.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Сказание о белгородском киселе»
В год 997 осадили город Белгород печенеги. Осада затянулась и в городе начался сильный город.
Собрался народ на вече и стали решать, что делать дальше. Люди боялись умереть от голода и решили сдаться печенегам, надеясь, что так хоть кто-нибудь выживет.
Один старец, который не ходил на вече, узнав о принятом там решении, обратился к городским старшинам с просьбой не сдаваться еще три дня. Он обещал найти выход.
Старейшины с радостью согласились, а старец попросил всех собрать хоть по горсти овса, отрубей или пшеницы.
Люди собрали сколько смогли. А старец велел сделать болтушку, как для киселя, вырыть яму и опустить в нее кадку с болтушкой. Потом точно также повелел вырыть вторую яму и найти немного меда. Люди нашли немного меда, а старец велел его разбавить и влить во вторую кадушку, которую поместили во вторую яму.
После этого старец велел позвать печенегов. Горожане пригласили нескольких печенегов, чтобы те посмотрели, что творится в городе. Печенеги обрадовались, думая что жители собираются сдаться, отобрали нескольких знатных мужей, и послали их в город.
А там люди сказали печенегам, что те напрасно себя губят. что они могут стоять под стенами хоть десять лет. Ведь жителей Белгорода кормит сама земля. Люди отвели печенегов к колодцам. Набрали болтушки и сварили киселя, набрали меда и стали пить его.
Удивились печенеги, сказали, что не поверят им князья, если сами не увидят. А жители налили им корчагу болтушки и меда, и дали с собой. Сварили печенеги в лагере кисель, ели и удивлялись.
А потом сняли осаду и ушли.
Сказание о белгородских колодцах основная мысль
Ответ:
Произведение «Сказание о белгородском киселе» рассказывает об осаде Белгорода врагами-печенегами. У любого народа имеются особые характерные черты, которые люди воспевают в литературе. Сказание о киселе учит нас быть такими же находчивыми и мудрыми как наши предки. Никогда не следует сдаваться, не испробовав все пути к спасению. Если не можешь придумать выход сам, попроси помочь друга. С одним я не согласна, считаю, что не стоит недооценивать своего противника, он может быть хитрее печенегов.
Краткое содержание.Сказание о белгородских колодцах:
Владимир князь отправился за воинами в Новгород, пока его не было, печенеги пришли на Русь. Засели они в Белгороде и окружили город. Белгород был хорошо укреплен и долго держал оборону, только вот есть людям становилось нечего, начинался голод.
Собрались все жители на вече и стали решать, как поступить. Все люди решили, что лучше сдаться врагам, чем помирать голодной смертью.
Но один старый человек, который не приходил на вече, не был согласен с решением народа. Он попросил дать ему сроку 3 дня и пообещал, что печенеги оставят Белгород.
Велел старик, чтобы каждый принес какой-нибудь крупы или отрубей. После этого он велел женщинам сделать кисель, просто размешать крупы с водой. Потом он сказал, чтобы мужчины выкопали два колодца. В один колодец поставили кадку с киселем, а в другой колодец с медом, который так же взяли у жителей всего города.
Наутро представители вече пошли к печенегам и предложили им посмотреть, как идут дела в городе. Кочевники согласились, но для своей безопасности взяли в плен нескольких жителей.
Печенеги подумали, что сейчас жители сдадутся и уже обрадовались. Жители города сказали печенегам о том, что они зря себя губят и им никогда не перестоять защитников этого города.
Жители постоянно повторяли, что с ними ничего не случиться, если их враги не уйдут. Они показали кочевникам свои колодцы. Сначала подошли люди к первому колодцу, достали кадку и там был кисель. Они его разогрели на костре и подошли ко второму колодцу, достали от туда меда. Печенеги не верили своим глазам и стали есть вместе с жителями.
Печенеги сказали, что их воеводы не поверят им. Тогда жители налили им еды с собой, чтобы те угостили своих воевод. Когда печенеги пришли к своим правителям, они стали им рассказывать, что видели в русском осажденном городе, а потом угостили их киселем и медом. Сначала властители не верили, но как испробовали еды, удивились богатству русской земли.
Конспект урока по литературе на тему»Сказание о белгородских колодцах»
1. Организационный момент. (1 мин.)
2. Актуализация знаний. (5 мин.)
На предыдущих уроках мы вели разговор об обрядовой поэзии, вспоминали сказки, былины, загадки, изучили пословицы и поговорки. Давайте вспомним, как называется это творчество, о котором ранее мы вели речь?
Ответ. Это фольклор, устное народное творчество.
Вопрос. Почему оно получило такое название, устное народное творчество?
Ответ. В древности у русского народа отсутствовала письменность, поэтому произведения передавали из уст в уста.
Вопрос. Если не было письменности, то не было и чего?
Ответ. Не было литературы.
Вопрос. Когда на Руси появляется литература?
Ответ. Литература появляется на Руси только в XI веке.
Слово преподавателя. В 5-м классе вы уже говорили об этом периоде литературы, давайте вспомним его название. (Древнерусская литература.)
Запись даты, темы урока (Слайд 1)
Постановка цели урока: продолжить знакомство с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородск их к олодцах ”.
3. Введение в тему. (15 мин.)
Древнерусская литература – это начальный и исторически закономерный этап в развитии русской литературы.
Время появления письменности у русского народа пока точно не установлено. Долгое время господствовало убеждение, будто она пришла с христианством в конце X в. (988 г.) Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть лишь очень примитивным в виде простейших знаков (Слайд 4).
Огромное влияние на русскую литературу оказал фольклор. Через него в литературу проникла народная идеология.
Вопрос. Какие условия возникновения древнерусской литературы вы записали?
Слайд 6 – “Условия возникновения древнерусской литературы”
Слово преподавателя. На самоподготовке вы познакомились со статьей учебника по древнерусской литературе. Давайте побеседуем по ней.
– Что представляли собой первые книги?
– Как читали книги люди Древней Руси?
– Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской литературы? Приведите примеры.
Слово преподавателя. В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков (с XI по XVIII век). Давайте вспомним, откуда произошло название летописи? (Слайды 7–8). Запись определения в тетради.
“ Полное собрание русских летописей”, изданное Академией Наук, составляет 30 томов. Ни одна европейская литература не обладает таким количеством летописей. Летописанием в основном занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руководством мастеров. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец 15 века заявлял, что писать правду надо даже в том случае, если она кому-то не нравится (“нелепо кому видится”).
Работа с иллюстрацией.
– Как изображен летописец?
– Какова главная мысль этой картины?
– Как вы понимаете слова из “Повести временных лет” о пользе “учения книжного”?
4. Изучение нового материала. (15 мин.)
Слово преподавателя. “Повесть временных лет” была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. “Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. Сегодня на уроке мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе”.
Запишем в тетради определение сказания. (Слайд 10).
В названии темы есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в 993 году. (Слайд 11)
Прослушивание фонохрестоматии. Окончание “Сказания…” учащиеся обыгрывают в виде сценки.
– Какие слова показались непонятными? (Словарная работа: вече, печенеги, корчага, восвояси). (Слайды 12–14)
– Когда происходит действие “Сказания…”?
– Что значит “осада затянулась”, и почему был в городе “голод сильный”?
– Почему горожане сначала решили сдаться печенегам?
– Почему жители с радостью послушались мудрого старца?
– В чем заключался план спасения города мудрым старцем?
– Какой смысл заложен во фразе горожан “ибо мы имеем пищу от земли”?
– Какие качества проявил старец? (Слайды 15–16)
5. Подведение итогов урока. (7 мин.)
– Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем?
– Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен? (Слова Д.С.Лихачева – Слайд 17. )
6. Задание на самоподготовку. (2 мин.) – Слайд 18.
Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».
Технологическая карта урока
развивать критическое мышление и коммуникативные навыки учащихся посредством чтения и анализа древнерусских произведений;
развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.
воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.
понимание ключевых проблем произведений древнерусской литературы; понимание связи литературного произведения с эпохой написания, выявление в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать героев; воспринимать на слух литературное произведение.
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных ответах, формулировать выводы; умение самостоятельно организовать собственную деятельность, оценивать её; умение работать с разными источниками информации, находить её и использовать в самостоятельной деятельности;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству;
Основные понятия, изучаемые на уроке
Летопись, летописание, летописец, сказание, предание. Сюжет, композиция.
Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Необходимое аппаратное и программное обеспечение
Организационная структура урока
Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку
Приветствие учителя. Подготовка к уроку
Мотивация к учебной деятельности
— Прочитайте ключевые слова. Что их объединяет?
ЛЕТОПИСЬ МОНАХИ ПОВЕСТЬ НЕСТОР Х ВЕК
— Определите тему урока.
Составьте 3 – 4 предложения по теме урока, используя ключевые слова . (Древнерусская литература возникла в X веке. Первыми произведениями были летописи – повествования об исторических событиях по годам. Они писались монахами в монастырях. Самое известное произведение – «Повесть временных лет». Её создатель – монах Нестор.)
Включение в учебную деятельность
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Комментированное чтение начала «Повести временных лет».
— Какой исторический период, по-вашему, охватывает «Повесть временных лет»? (С библейских времён до начала XII века.)
— Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. В «Повести временных лет» отражено и то, как и когда появилась письменности на Руси, а значит, и литература.
— Итак, летопись – один из жанров древнерусской литературы. Но летописи могли включать в свой состав и произведениях других жанров, прежде всего легенды, предания и сказания.
— Вспомните определения легенды и предания.
— А как вы объясните, что такое сказание? Сверьте свои варианты с определением в учебнике – с. 62. Какие слова являются ключевыми? Составьте кластер по этому определению.
Ответы на вопросы по изученному ранее материалу
Выполнение освоенных ранее учебных действий.
Самостоятельное выполнение задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке (пробное действие).
Постановка учебной задачи
— Одним из таких сказаний, включённых Нестором в «Повесть временных лет», является «Сказание о белгородских колодцах». В названии есть указание на город Белгород. Ныне это село Белгородка под Киевом.
Выявление места и причины затруднения в индивидуальном выполнении пробного учебного действия
Формулирование цели и (или уточнение) темы урока
Освоение нового учебного материала
Выразительное чтение учителем начала «Сказания» на древнерусском языке:
Въ лѣто 6505. Володимеру шедшю к Новугороду по вѣрхъние воѣ на печенѣгы, бѣ бо рать велика бес пересту. В то же время увѣдаша печенѣзѣ, яко князя нѣту, придоша и сташа около Бѣлагорода. И не дадяхуть вылѣсти из града. Бѣ бо голодъ великъ вь градѣ, и не лзѣ Володимиру помочи, и не бѣ лзѣ поити ему, и еще бо ся бяхуть не собрали к нему вои, печенѣгь же бѣ множьство много. И удолжишася, остояче вь градѣ люди, и бѣ глад великъ. И створиша вѣче вь градѣ и рѣша: «Се хочемь помрети от глада, а от князя помочи нѣтъ. Да луче ли ны умрети? Вдадимся печенѣгомъ, да кого ли оживят, кого ли умертвять, уже помираемь от глада». И тако свѣтъ створиша.
— Какова интонация отрывка? ( Интонация отрывка величаво-спокойна, торжественна. Особый характер ударений в словах, паузы, короткие отчётливые фразы создают особый ритм, свойственный музыкальному произведению.)
А теперь прочитаем всё сказание в учебнике – с. 65 – 67.
— Насколько близки вы были в переводе текста с древнерусского языка на русский?
-Какие слова непонятны? (Вече, печенеги, корчага, восвояси.)
-Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.
Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым.
Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.
Восвояси – к себе домой.
Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу
Закрепление учебного материала
Беседа по тексту сказания.
— Когда происходит действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города печенегами.)
-Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)
-Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)
-Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)
-В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)
-Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)
-Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)
— Какие особенности характера старца помогли горожанам выдержать осаду? (Старейшина много повидал на своём веку, не раз встречался с печенегами, которых нетрудно обмануть. В сказании отразились народные представления об уме и находчивости русского народа.)
— Как можно оценить поступок белгородцев? (Белгородцы знали, что превосходящее по численности войско печенегов можно победить только терпением и мудростью. Они поверили мудрейшему из старейшин и тем самым защитили родную землю.)
-Какой алгоритм решения проблемы можно составить по этому сказанию?
-Какие ещё выходы из ситуации вы можете предложить?
-Какими словами завершается сказание?
-Есть ли в концовке сходство с народными сказками?
-Объясните значение выражения «пошли восвояси». Составьте своё предложение с этим выражением.
( Слово «восвояси» из всех славянских языков есть только в русском. В украинском, белорусском и польском говорят совсем иначе: «до дому». Его писали в три слова: «въ своя си». Современные словари ставят рядом с ним пометы «разговорное» и «ироничное». Такой оборот очень часто встречается в сказках. Например, в сказке о Василисе Премудрой: «Старый человек собрал ему в ларчик всех быков и коров, овец да баранов, табун лошадей, широкий двор с хоромами, амбарами и сараями и слуг многих. Мужик взял ларчик и пошёл восвояси».)
— Прочитайте пословицы, выберите и запишите в тетради ту из них, которая, по-вашему, наиболее точно отражает основную мысль «Сказания о белгородских колодцах».
Всяк своим умом кормится.
И сила уму уступает.
Мудрость в голове, а не в бороде.
Хитрость силу борет.
Сколько голов, столько умов.
Ум без догадки гроша не стоит.
Умел да смел – пятерых одолел.
Выполнение типовых заданий
с проговариванием алгоритма выполнения действий (индивидуально, в паре, в группе).
Самостоятельное выполнение задания (индивидуально) и осуществление самопроверки (сравнение с образцом).
Выполнение заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений
Рефлексия учебной деятельности
— Интересны ли летописные сказания современному читателю?
-И если интересны, то чем?
-Что даёт людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времён?
— Прежде чем поставить оценки за урок, я хочу, чтобы вы прочитали моё мнение о вашей работе сегодня, записанное на древнерусском языке.
» Вельми радовали днесь мя, отроки, понеже зело ведаю и зрю усердие ваше. Благодарствуйте».
— Кто сможет перевести это высказывание на современный русский язык?
Соотнесение цели учебной деятельности и ее результатов, фиксирование степени их соответствия.
Информация о домашнем задании
1.Прочитать «Повесть о разорении Рязани Батыем».
2. Индивидуальное задание:
— подготовить сообщения о Рязани и рязанских князьях до нашествия Батыя и о Батые.
Осуществление выбора задания для самоподготовки
Презентация по литературе на тему «Сказание о белгородских колодцах»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
«СКАЗАНИЕ О БЕЛГОРОДСКИХ КОЛОДЦАХ»
ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
Описание слайда:
«Се бо суть рекы, напаяюще вселеную»
Каков смысл сравнения?
Описание слайда:
Познакомьтесь со статьёй учебника «Из древнерусской литературы» (с. 61)
Как вы понимаете высказывание Д.С. Лихачёва?
Описание слайда:
Какой была культура того времени?
Обратимся к сообщению «искусствоведа»
Описание слайда:
О каких произведениях древнерусской литературы вы узнали в 6 классе?
Что такое летопись?
Описание слайда:
Что вы знаете о «Повести временных лет»?
«Повесть временных лет» — один из самых интересных и значимых документов в истории России. Эта летопись имеет огромное значение для России: именно из нее мы можем узнать историю Древнерусского государства. Имя летописца Нестора вовсе стало нарицательным.
Описание слайда:
Описание слайда:
Обсудим вместе
Какие особенности старца помогли белгородцам сдержать осаду?
Как можно оценить поступок белгородцев?
Описание слайда:
Статья «Для вас, любознательные» (с. 62)
Чьим образом вдохновлялся А.С. Пушкин в при описании Пимена?
Описание слайда:
Ария Пимена из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов»
Каким вы представляете себе героя оперы?
Описание слайда:
В.А. Фаворский «Отец Пимен и Григорий»
В чём сходство и различие музыкального и художественного образов?
Описание слайда:
Подведём итоги
Сегодня на уроке я узнал…
Я хотел бы узнать…
Описание слайда:
Домашнее задание
Прочитать «Повесть о разорении Рязани Батыем», составить её цитатный план
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Времена года в произведениях К.Д.Бальмонта и И.И.Шишкина (к 190-летию И.И.Шишкина и 150-летию К.Д.Бальмонта)
Презентация «Гончаровские памятные места в г.Ульяновске»
Конкурс сочинений «Без срока давности»
«Разработка занятия по внеурочной деятельности с использованием технологии синквейн»
Конспект урока Литература 10 класс Урок № 53 Подготовка к декабрьскому итоговому сочинению
Конспект урока Литература 10 класс Урок № 52 Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад».
Конспект урока Литература 10 класс № 51 Новаторство А. П. Чехова-драматурга
Конспект урока Литература 10 класс Урок № 50 «Всюду – палата № 6. Это – Россия» Н. С. Лесков (по повести «Палата № 6»).
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5320438 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.