чему учит синяя птица метерлинк
«Синяя птица» анализ
«Синяя птица» анализ произведения поможет подготовиться к уроку и расскажет чему учит «Синяя птица».
«Синяя птица» анализ
Автор — Морис Метерлинк
Год написания — 1908
Род литературы – драма.
Жанр – феерия, что означает театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.
«Синяя птица» чему учит? “Синяя Птица” Мориса Метерлинка учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его.
Идея — «будь смелым, чтобы видеть скрытое».
Главные герои: Тильтиль и Митиль, Душа Света, Фея Берилюна, больная девочка, Души вещей и животных
Конфликт — борьба сил добра и зла, света и тьмы, преодоление героями всех препятствий.
Композиция «Синяя птица»
Реальное и фантастически в произведении «Синяя птица»
В сюжете пьесы переплетаются два пласта — реальный и фантастический. Реальная жизнь в семье дровосека, обстановка в их бедной, но не убогой хижине, время, когда происходит действие — ночь накануне Рождества. Рождественский мотив — ожидание чуда и рождение человека — так же получает реальное воплощения. Дети после фантастического путешествия во сне проснулись мудрыми и счастливыми, поскольку исполнилось чудо рождения в них души. Вспомним: в начале пьесы Тильтиль на вопрос феи Берилюны, почему он не хочет расставаться со своей горлицей, отвечает: «Потому что она — моя». Теперь, после долгих поисков, испытаний, трудностей и лишений, выпавших на их долю на этом нелегком пути, он готов сразу и бескорыстно ее отдать. Милосердие и любовь к ближнему — условие этого чуда.
Фантастический план сюжета, кроме путешествия, содержит персонажей, которые разделяют с детьми их повседневное существование, а теперь оживают. Это Хлеб, Молоко, Вода, Кошка и Пес. Их сказочность подчеркнута традиционными характерами и описанием костюмов. Однако и они символизируют силы добра и зла. Пес выступает в роли верного Санчо Пансы. Хлеб в зависимости от обстоятельств помогает или вредит детям. Кошка — воплощение предательства и коварства, олицетворяет враждебные человеку демонические силы, вместе с Ночью она охраняет тайны Бытия. Воспользовавшись доверчивостью детей, Кошка приводит их в лес на гибель от деревьев и животных, страдающих от «жестокости и удивительной несправедливости человека». В такой аллегорической форме автор утверждает, что природа неохотно открывает тайны Бытия, и человек может это сделать только путем гармоничного взаимодействия с ней.
Метерлинк Морис сказка «Синяя птица»
Читательский дневник по сказке «Синяя птица» Мориса Метерлинка
Автор: Метерлинк Морис
Название произведения: «Синяя птица»
Главные герои: Тильтиль, Митиль, Тило, Тилетта,
Второстепенные герои: Душа света, фея Берилюна.
Характеристика главных героев:
Тильтиль — Добрый и храбрый мальчик.
Честный и открытый.
Митиль — Его сестра.
Честная и добрая, немного робкая.
Тило — Верный пёс-помощник.
Тилетта — Кошка, обманщица.
Не хочет помогать детям.
Характеристика второстепенных героев:
Душа света — Маленькая девочка.
Помогает детям в поисках.
Фея Берилюна — добрая волшебница, стремилась помочь детям.
Краткое содержание сказки «Синяя птица»
Дети отправляются на поиски синей птицы, чтобы спасти больную дочь соседки.
Фея даёт им помощников, домашних животных, но кошка Тилетта не хочет помогать детям.
Дети последовательно посещают разные волшебные страны.
Они оказываются в стране Воспоминаний и Дворце ночи, в котором они открывают разные двери.
В лесу детей чуть не убивают враждебные деревья, а в садах блаженства они наслаждаются и едят.
Потом они видят будущее и возвращаются домой через год.
Горлица становится синей птицей и улетает, а дочь соседки оказывается вылитой Душой света.
План сказки:
Основная мысль сказки «Синяя птица»
Главная мысль сказки в том, что счастье можно искать, но нельзя удержать.
Основная идея сказки заключается в том, что наше счастье всегда рядом с нами, надо просто его увидеть.
Чему учит сказка
Сказка учит верности, дружбе, умению поддерживать друг друга во всех трудностях.
Учит добру и справедливости.
Учит не думать о прошлом и не пытаться заглядывать в будущее.
Учит верить в мечту и делать всё, чтобы её осуществить.
Учит искать счастье рядом.
Краткий отзыв по произведению «Синяя птица» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я поняла, что счастье можно искать очень долго, но так и не найти его.
Ведь счастье может скрываться совсем рядом, и надо просто оглянуться по сторонам, чтобы заметить его.
Так и герои этой сказки проделали огромный путь, увидели много необычного и опасного, а счастье нашли только вернувшись домой.
Это очень интересная сказка, в которой описаны как человеческие пороки, мешающие нам достичь счастья, так и добродетели, помогающие найти верный путь.
Автору удалось создать удивительную историю, одновременно сказочную и философскую.
Это размышление о смысле жизни, о том, как остаться людьми и не изменить самому себе.
Мне понравились брат и сестра, главные герои сказки.
Они были добрыми, смелыми и упорными.
Мне понравился верный пёс Тило, который во всём помогал своим друзьям-хозяевам.
Мне не понравилась коварная Тилетта, которая хотела погубить детей.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что счастье всегда рядом с нами.
Оно в наших родных, друзьях, самых обычных вещах, что нас окружают.
Не следует стремиться к чему-то недостижимому, нужно просто радоваться тому, что уже имеешь.
Пословицы к произведению:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Баран. Ровно ничего, мальчуган…
Ты только съел моего маленького брата, двух сестёр, трёх дядей, тётку и дедушку с бабушкой…
Погоди, погоди, пусть только тебя сшибут с ног — тогда ты увидишь, что у меня тоже есть зубы…
Осёл. А у меня копыта.
Конь (горделиво ржёт). Вот я ему сейчас покажу.
Как, по-вашему, лучше: загрызть его или затоптать.
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
четверг, 21 марта 2019 г.
Метерлинк М. «Синяя птица»
Главные герои сказки «Синяя птица» и их характеристика
Чему учит сказка «Синяя птица»
Сказка учит верности и смелости, преданности и самоотверженности, любви и дружбе. Учит стремиться к идеалу, бороться за свое счастье, помогать другим людям. Сказка учит гуманизму и человеколюбию. Сказка учит бережно относиться к природе, к животным и растениям, быть им другом, а не врагом.
Отзыв на сказку «Синяя птица»
Мне понравилось это необычное произведение, в котором мальчику Тильтилю и его сестре Метиль, пришлось пережить чудесное, волшебное приключение. Мне очень понравились эти добрые дети, но в конце было жаль, что синяя птица все равно улетела. Она, как мечта, является недостижимой.
Вся компания оказывается во дворце феи и Кошка служит проводником. Души наряжаются в красивые костюмы. Тильтиль наряжается мальчиком-с-пальчик, а Митиль наряжается в Гретель.
Кошка говорит, что им нельзя допустить, чтобы дети нашли Синюю птицу, иначе они потеряют свои души. Пес возмущается, но Кошка пытается уговорить души восстать против тирании человека.
Появляется фея и дети. Фея говорит, что проводником детям будет служить душа Света, и что им надо отправиться в прошлое.
Дети говорят, что хотят есть, и Хлеб дает им кусочек от своего живота, а Сахар разрешает полизать его пальцы.
Фея говорит, что детям предстоит обедать у дедушки с бабушкой, но путь в страну воспоминаний детям придется совершить одним. Фея уводит все души, а дети отправляются в прошлое.
Душа Света приводит детей на кладбище и говорит,что Синяя птица наверное прячется там. Но все души боятся заходить на кладбище, кроме Пса. Однако душа Света говорит, что детям нужно справится одним.
Дети заходят на кладбище, им страшно, но они ждут полночи. Бьют часы и Тильтиль поворачивает алмаз. И могилы раскрываются, но из них бьет яркий свет и появляются прекрасные цветы. Кладбище превращается в сад. Мертвых нет.
Душа Света и дети стоят перед входом в волшебные сады, где обитают Радости и Блаженства. Душа Света говорит, что все Блаженства обычно благодушные, но среди них есть и опасные. А рядом, за тонкой пеленой живут Несчастья.
Душа Света снова остается снаружи, а дети, Пес, Кошка, сахар и хлеб входят в сады Радости.
К Тильтилю идут тучные Блаженства, но душа Света предупреждает мальчика, что ему нельзя ничего есть у Блаженств.Тучное Блаженство зовет Тильтиля на пиршество, но мальчик отказывается и спрашивает про Синюю птицу. Тучное Блаженство говорит, что эта птица не съедобная.
В это время Пес, сахар и хлеб уже оказываются за столом, и Тильтиль не может их дозваться. Душа Света кричит мальчику, чтобы он повернул алмаз и испуганные блаженства разбегаются, а стол исчезает.
Появляется прекрасный сад, в котором живут самые милые Блаженства, способные выносить свет алмаза. К детям подбегают милые маленькие Детские Блаженства. Остальные Блаженства радостно танцуют и приветствуют Тильтиля. Вдруг к Тильтилю подскакивает маленький чертенок, который оказывается Блаженством быть невыносимым, и пристает к мальчику, а потом с хохотом исчезает.
Но Блаженства не знают ничего про Синюю птицу.
Появляются радости и среди них самая заметная Радость Материнской любви. Она хочет обнять и расцеловать Тильтиля.
Радости замечают душу Света и зовут ее подойти. Они радуются и обнимают душу Света, но та кутается в плащ и говорит, что еще не пришло ее время.
Она уходит, а Радости вдруг плачут.
Дети оказываются в огромном дворце, где живут души детей, которым еще только предстоит родиться.
Дворец заполнен Лазоревыми детьми, которые еще не живут, а среди них мелькают голубые фигуры Хранительниц детей, которые придут на землю, когда не станет человека.
Тильтиль подходит к одному из Детей и разговаривает с ним. Ребенок расспрашивает Тильтиля о земле и о том, каково это, рождаться. Он спрашивает о родственниках, о том, как они умирают, спрашивает о слезах. Вокруг Тильтиля собираются Лазоревые дети и показывают ему свои изобретения. Оказывается все они принесут на землю что-то новое, что-то свое, великие и не очень открытия, любовь, победу над смертью.
К Тильтилю и Митиль подбегает ребенок, который сказал, что он его будущий брат. Но он несет в себе три болезни и потому быстро уйдет обратно.
В это время раздается звон, приближается Заря и старик Время открывает двери, по которым должны спуститься в мир дети, рождающиеся сегодня.
Время сердито пропускает детей, которые забывают взять многое из придуманного. Двое влюбленных детей просят не разлучать их, ведь одному приходится рождаться раньше. Они боятся, что никогда не встретятся и останутся одинокими.
Но Время провожает детей. Потом вдруг замечает Тильтиля, Митиль и душу Света, и сердито спрашивает, кто они. Но душа Света увлекает детей за собой, говоря, что Синяя птица у нее под покрывалом.
Душа Света и дети оказываются у стены дома, в котором Тильтиль с трудом узнает дом своих родителей. Душа Света говорит, что отсюда они вышли ровно год назад. Тильтиль хочет войти в дом и разбудить родителей, но Душа Света останавливает его, говоря, что надо дождаться феи.
Синей птицы у них нет и Душа Света считает, что ее вовсе не существует, или она меняет окраску, попадая в клетку. Она говорит, что пришло время прощаться с детьми и все души обнимают и целуют детей. Даже Кошка, которую напоследок успел погонять Пес, говорит, что любит детей, хотя они того и не заслуживают.
Часы бьют восемь часов, дети входят в калитку дома.
Мать Тиль весело будит спящих детей, говоря, что не даст им спать до двенадцати. Она открывает ставни и дневной свет заливает комнату. Тильтиль радуется и целует мать, пытается рассказать, как он путешествовал, как уходил год назад, но мать только смеется, она укладывала спать детей вчера вечером. Митиль подтверждает слова Тильтиля, и дети наперебой рассказывают об увиденных чудесах.
Мать начинает тревожиться и зовет отца, но тот остается спокоен.
В это время приходит соседка, старушка, похожая на фею. Но она утверждает, что ее зовут Берленго и она знать не знает никакую фею.
Дети спрашивают ее про внучку, но та все еще болеет. Тильтиль ищет клетку, в которой сидит его горлица и вдруг видит, что птица стала синей. Он радуется и дарит птицу старушке. Та бегом уносит клетку.
Тильтиль ходит по комнате и любуется знакомыми вещами.
Но вот снова приходит соседка и приносит белокурую девочку, которая увидев птицу встала с постели и выздоровела. Тильтиль смотрит на девочку и замечает, что она похожа на Душу Света, только еще маленькую.
Тильтиль и девочка начинают обсуждать птицу, а горлица вдруг вырывается и улетает. Девочка рыдает, но Тильтиль обещает ее обязательно поймать.
Смысл сказки Матерлинка “Синяя Птица”
“Синюю птицу” считают одним из лучших произведений Метерлинка. Это не возвращение к символизму, а авторская интерпретация целого ряда сказочных мотивов, главная цель которых – рассказать о трудном пути познания, о неминуемом торжестве ума и добра. Во сне дети дровосека Тильтиль и Митиль отправляются вместе с Душой Света на поиски таинственной Синей Птицы. Им приходится одолевать многочисленные преграды, встречаться с коварностью, рисковать жизнью.
Они находят синих птиц, однако те или изменяют цвет в клетке, или гибнут в руках
В конце путешествия дети поворачиваются к своему дому и видят голубку, которая кажется, их соседке настоящей Синей Птицей, ведь настоящее счастье может быть только в реальности. Смысл сказки в том, что истинная Синяя Птица – это символ свободного знания: поэтому ведет детей Свет, поэтому боится ночи со своими тайнами и ужасами, поэтому и изменяет цвет Синяя Птица в клетке – без свободы ум гибнет.
Здесь больше нет туманной символики раннего Метерлинка, нет зловещего Фатума, который покушается на человека. Интересно раскрывается мысль о том, что человек в себе самому несет свое будущее, но
Это произведение обращено одновременно и к взрослым, и к детям, именно поэтому он и до сих пор не сходит со сцены.
Театр Метерлинка после 1918 г. изменил свой характер, сближаясь из неоромантичним или реалистическим, но теряя при этом всю свою оригинальность.
Метерлинк тяжело переживал начало Первой мировой войны. Ее жестокость, разрушение всех гуманистических ценностей, зверство захватчиков он изобразил в романтической драме “Бургомистр Стильмонда”, где истинную человечность проявляет уже немолодой бургомистр, который жертвует собой, лишь бы спасти от смерти невинного, а также жителей вверенного ему города – от расстрела. “Соль жизни” воссоздает тот самый конфликт гуманизма и жестокости на войне и разоблачает спесь расистов – немцев, которые утверждают превосходство их расы над другими, оправдывая, таким образом, начатую ими войну.
С Метерлинком связанное рождение нового театра, где главное внимание сосредоточено на сложной и скрытой душевной жизни. Внешнее действие заменено внутренним. Открытие Метерлинка оказались важными для драматургов следующего поколения.
Related posts:
Бахтадзе К.: Чему учат произведения Мориса Метерлинка? Философия «Синей птицы»
Карина Бахтадзе
Чему учат произведения Мориса Метерлинка? Философия «Синей птицы»
Человек предстает либо жертвой рока,
либо борцом против него.
(М. Метерлинк)
Имя Мориса Метерлинка напоминает нам, прежде всего, о его «Синей птице» – пьесе, поставленной К. С. Станиславским в России раньше, чем на родине драматурга, в Бельгии. Спектакль до сих пор не сходит со сцены МХАТа, появились также фильм, мюзикл и балет «Синяя птица». Немного статичная, но непостижимо привлекательная философская сказка обещает подсказать путь к Грядущему счастью. Оптимистическое в целом видение жизни драматурга подсказало ему идею «говорить несчастным о счастье, чтобы они научились понимать его».
Дети дровосека Тильтиль и Митиль отправляются искать Синюю птицу, символ лучшего будущего, когда люди будут «все знать и все видеть». В сопровождении Света, Огня, Молока, Воды, Сахара, Пса и Кота они навещают Прошедшее и Будущее и, испытав много страхов и ужасов, а также сомнений и радости, возвращаются домой ни с чем. Волшебная птица так и не встретилась им. Но вот, по просьбе зашедшей в дом соседки Тильтиль дарит ее больной внучке своего ручного голубя, и через минуту в комнату вбегает исцеленная девочка. В чертах ее мальчик угадывает лицо Света, а в голубе ему мерещится Синяя птица. Но голубь в этот раз улетает, и мальчик говорит, обращаясь в зал: «Если вы когда-нибудь поймаете Синюю птицу, отдайте ее нам, она нам нужна, чтобы быть счастливыми».
Дети у Метерлинка – образ всего человечества с его неведением и беззащитностью. И человек, и вещи, которые его окружают, живут своей внутренней жизнью, имеют душу и право на бессмертие. Фантастика сказки наполняет чувством философскую идею пьесы, усиливает ее поэзию и человечность. Настоящее, с точки зрения Метерлинка, содержит в себе и прошлое, и будущее, и его суть – это суть человеческой личности. Телесное и духовное бытие человека взаимосвязаны. Во Сне можно вернуться в то, что было, и провидеть то, что будет. Память сохраняет все преходящее, невесомое, быстротечное, сохраняет яркий чувственный образ действительности. Изображая обыденную жизнь, Метерлинк делает ее недоступной обыденному сознанию. Только детям раскрывается реальность волшебной сказки, потому что игра – чудесное свойство их сознания, она позволяет «все видеть в истинном свете».
– фламандец, уроженец Гента. Добродушие столь же свойственно Фландрии, сколь и мрачный трагизм. Отсюда проистекает та раздвоенность, которая позволяет ему писать столь различные вещи, как оптимистическая «Синяя птица» и мистически страшные «Слепые».
В 1911 году Метерлинк получил Нобелевскую премию, которая досталась ему не только как драматургу, но и как философу. Драмы писателя служат иллюстрацией к его философским размышлениям, изложенным в книгах «Сокровище смиренных», «Двойной сад», «Мудрость и судьба», «Жизнь пчел», «Жизнь термитов», «Жизнь муравьев», «Разум цветов».
Первое, что останавливает на себе внимание в философских сочинениях Метерлинка, – это мысль о бессилии выразить живой речью то, что шевелится в глубинах души. О том, что истинная жизнь неподвижна, что она не требует проявления в движении, в бунте страстей. Что человеку полезно вникать в свои скорби и горести: «Скорбь возвращает нам то, что наша душа одолжила ей в счастливые дни». Человечество страдает, но ему нужно говорить слова утешения, уверять его в том, что все в порядке. Мы окружены тайною и не знаем, чем она разрешится. Тем не менее, жить надобно, и по возможности счастливо и благородно.
Рассказывая о жизни пчел, Метерлинк обращает внимание на моральную сторону отношений в улье. Пчела живет исключительно для будущего, она трудится не для себя, а для потомства. Все, что ведет к усилению и благополучию вида, справедливо, даже если кажется жестоким и неправедным.
«человеческий голос в шепот, лишил людей их свободных движений, воздуха и света». Это замечание справедливо для всех символистов, включая и самого Блока. Метерлинк отказался от действия и от слова в их прежнем значении. Его персонажи всматриваются в таинство вечности, они своего рода марионетки. Не поддающиеся персонификации общественные силы принимают у Метерлинка символическое выражение. Пьесы «Непрошенная». «Там, внутри», «Семь принцесс», «Аглавена и Селизетта», «Монна Ванна», «Ариана и Синяя Борода» можно назвать драмами рока, непредотвратимой и неумолимой судьбы.
«музыка существует для невыразимого», нашел идеальный материал для своих замыслов в пьесе Метерлинка «Пелеас и Мелисандра» и написал тонкую, нежную, грустную музыку, ставшую для многих любимой и близкой. История Пелеаса и Мелисандры – новый вариант истории Тристана и Изольды, Франчески и Паоло, еще один рассказ о фатальном и бессмертном любовном чувстве. Когда два живых существа встречаются друг с другом в первый раз, между ними происходит обмен тайнами жизни и смерти, и они не вольны воспрепятствовать этим духовным связям.
В драмах Метерлинка на первый план выступает подтекст, настроение. Именно через настроение мы открываем путь к истинной духовно-содержательной жизни. Ведь она протекает мимо слова и вопреки ему. Музыка Дебюсси сказала то, перед чем слова были бессильны.