чему учит рассказ юность толстого
Краткий и полный анализ повести Л. Н. Толстого «Юность»
Краткий и полный анализ повести помогут понять специфику произведения и станут помощниками в написании сочинения.
Год написания – 1856. Другие части повести («Детство» и «Отрочество») были написаны с 1853 по 1855 гг;
История создания – повесть является автобиографическим произведением и основана на дневниковых записях, которые писатель начал вести с 1847 года;
Жанр – автобиографическая повесть, направление – критический реализм;
Основная идея – развитие личности начинается с детства, на неё влияет и воспитание в семье, и самовоспитание, и социум;
Тема – взросление и становление характера подростка;
Проблема – личностный рост невозможен без ошибок, промахов и неправильных поступков. Именно они обучают и закаляют;
Композиция – повесть состоит из 45 отдельных глав, в каждой из которых описывается оказавший влияние на героя эпизод жизни;
п.1. Тематика и проблематика
Толстой поднимает в повести такие темы и проблемы, которые отзываются и современному читателю.
Тема самоконтроля и самовоспитания
Николенька постоянно занят анализом своих поступков, мыслей и чувств. Он ловит себя порой на негативных или постыдных мыслях, а порой – на очень возвышенных. Молодому человеку свойственно идеализировать многие явления и даже людей. Поэтому он испытывает разочарование, когда понимает, что его друг Дмитрий – обычный человек со своими слабостями.
Проблема:человеку трудно достичь совершенства, всегда что-то мешает на пути, не все получается так, как задумано.
Тема влияния дружбы на нравственный и духовный рост человека.
Герой заводит множество дружески-приятельских отношений, учится дружить, быть верным и преданным.
Проблема: Дружба – это сложное взаимодействие, которое требует от человека умения выносить разногласия, споры и ссоры, не теряя при этом близости.
Коле Иртеньеву это трудно дается, поэтому наступает разобщение между ним и Дмитрием: «Я уже слишком давно начал обсуживать его для того, чтобы не найти в нем недостатков; а в первой молодости мы любим только страстно и поэтому только людей совершенных.»
п.2. Идея и пафос рассказа
Духовный рост не всегда проходит легко, в процессе развития человек совершает много неверных шагов. Но всё это впоследствии приносит пользу, потому что позволяет прочувствовать последствия своих решений.
Николенька все время ищет любви, влюбляясь в прелестные девичьи образы. Это помогает ему понять, что он еще далек от настоящих чувств. В общении он нередко отталкивает людей своей критикой, высокомерием и юношеским максимализмом, впоследствии ему удается стать мягче к людям.
Он с трудом учится принимать другую точку зрения, стараясь не осуждать женитьбу отца, странный выбор Дмитрия (Любовь Сергеевна), разгульный образ жизни своих однокурсников, людей не comme il faut.
п.3. Место героев в образной системе
Николенька Иртеньев чаще всего соотносит себя с другом, Дмитрием Нехлюдовым. Тот воплощает в себе некий идеал, к которому стремится Коля, ему нередко удавалось удержать младшего Колю от неверных поступков и плохого влияния. Дмитрий показан честным, искренним, преданным человеком. Он часто решает внутренние конфликты Коли, подсказывая ему, как лучше поступить.
Антиподом Дмитрия является брат Володя.
Коля разделяет не все взгляды брата, но часто подражает ему, перенимая даже его поведение и манеры. Однако увидев Володю за азартной карточной игрой, Коля понимает, что подражать в этом он не станет. Также он находит, что брат необоснованно презирает Любочку и Катеньку, что девочки заслуживают понимания и теплого общения.
Остальные приятели (Иконин, Дубков, Зухин, Семенов) словно показывают Николеньке разные сценарии того, как можно было поступать в той или иной ситуации.
Задача этих персонажей – показать разные варианты поведения, чтоб наш герой мог определиться с выбором.
п.4. Литературные приёмы
«Я в юности не только не любил отношений с людьми, которые считали себя выше меня, но такие отношения были для меня невыносимо мучительны, вследствие постоянного страха оскорбления и напряжения всех умственных сил на то, чтобы доказать им свою самостоятельность».
«…я уже думал о том, как теперь духовник, верно, думает, что такой прекрасной души молодого человека, как я, он никогда не встречал в жизни, да и не встретит, что даже и не бывает подобных. Я в этом был убежден…»
Но чем больше он был ласков, тем больше мне все казалось, что он хочет обласкать меня только с тем, чтобы не дать заметить, как ему неприятна мысль, что я его наследник. (Николенька постоянно додумывает за других людей мнение о нём самом, ему все время кажется что-то не то).
«Ей было семнадцать лет. Она была очень мала ростом, очень худа и с желтоватым, нездоровым цветом лица. Шрамов на лице не было заметно никаких, но прелестные выпуклые глаза и светлая, добродушно-веселая улыбка были те же, которые я знал и любил в детстве».
(портрет Сонечки после долгой болезни)
«Зачем все так прекрасно, ясно у меня в душе и так безобразно выходит на бумаге и вообще в жизни, когда я хочу применять к ней что-нибудь из того, что думаю?»
п.5. Конфликт произведения
Обычно в произведении конфликт выражается через противостояние мнений или ценностей героев. Конфликт может быть и буквальным, когда героям приходится бороться.
В повести «Юность» нет ярко выраженного внешнего конфликта, но зато представлен конфликт внутренний.
Он борется сам с собой: со своими ленью, вспыльчивостью, непоследовательностью, тем самым формируя новые черты характера.
«Оправившись, я решился снова писать правила жизни и твердо был убежден, что я уже никогда не буду делать ничего дурного, ни одной минуты не проведу праздно и никогда не изменю своим правилам.»
Л. Н. Толстой «Юность» чему учит это произведение, какие уроки можно извлечь из него?
На примере своей юности Толстой учит молодых людей самовоспитанию,
не допускать ошибок, совершенных им самим.
«Юность» Л. Н. Толстого очень насыщенное произведение с точки зрения выявления общественных моральных законов и нравственных принципов. Общечеловеческое значение повести заключается в её ценности как очень хорошего «учебника жизни».
Николенька Иртеньев мог много раз сойти с пути формирования доброго характера, положительного мировоззрения. Оценивая поведение Володи и Дубкова, Николай подмечает, что Дмитрий совсем другой и сильно отличается от Володи и Дубкова в лучшую сторону. Но Николай, незрелый эмоционально человек и гонится за всем ярким, броским из-за мальчишеского восхищения перед взрослой жизнью. Ему хочется быть похожим на Володю и Дубкова.
Повесть «Юность» проиллюстрирована подлинными ситуациями, эмоциональными смятениями и моральным выбором любого молодого человека. Толстой, помня свои переживания, размышления описал в повести очень правдивые эмоциональные волнения.
В последней части трилогии происходит очень важный этап развития характера, становления личности Николая. Причём воспитание Иртеньева это не только влияние окружающих. Важнейшим аспектом является самовоспитание. Каждый человек, прочитав повесть «Юность» представит себя, узнает или вспомнит своё нравственное формирование, и молодые люди наверняка задумаются о многом.
Лишь правдиво описывая свою жизнь можно добиться полноты и истинности повествования.
Юность Толстой Л.Н. — читательский дневник
Повесть была написана в 1855-1857 гг, описываемый период – 1844-1845 годы. Действие повести происходит в Москве и в деревенском имении.
Николенька Иртеньев – 16-летний юноша, который поступает в университет и переживает период взросления;
Володя Иртеньев – старший брат главного героя, пример для подражания;
Дмитрий Нехлюдов – друг Коли;
Сонечка, Варенька – девушки, в которых попеременно был влюблен Коля;
16-летний Коля Иртеньев готовится к экзаменам для поступления в университет. Он желает поскорее стать взрослым, хочет вести осознанную жизнь по тем нравственным «правилам», которые придумал для себя. Однако пробует поначалу лишь поверхностные атрибуты взрослой жизни: курение, алкоголь, денежные траты, влюбленность в разных женщин. Постепенно приходит понимание, что взросление – прежде всего ответственность.
Взросление приходит не оттого, что человек начинает заниматься взрослыми вещами, а оттого, что он учится брать ответственность за свои поступки, слова, поведение. Так, для Коли важным этапом становятся не пирушки, гулянки и веселые знакомства, а осознание последствий своих действий.
Несмотря на погруженность в мир собственных переживаний, Коля учится взаимодействовать с людьми, выстраивает первые дружеские и любовные отношения.
Настоящее возмужание происходит тогда, когда Коля окончательно понимает, что у него есть обязательства перед собой, перед окружающими и перед богом.
Интересно наблюдать за личностным ростом Коли Иртеньева, за избавлением его от юношеского максимализма. Юноша учится принимать и то, что он далек от совершенства, и то, что все люди несовершенны.
Наблюдая за окружающими, он учится замечать не только внешнюю красоту, но и нравственную. Он видит это в Дмитрии и его возлюбленной, также меняется его отношение к однокурсникам Зухину и Семенову, которых считают хулиганами и неблаговоспитанными людьми.
Герой понимает, что хочет следовать составленным «Правилам жизни» и готов понести ответственность за свое беспечное отношение к учебе. Часть юношеских иллюзий исчезает, зато появляется нравственная опора.
Система образов произведения показывает, как важно влияние старших на молодое поколение.
Главным другом и человеком, направляющим Колю к правильным ценностям, становится Дмитрий Нехлюдов.
Брат Володя показывает пример не лучшего поведения, но он кажется Коле более опытным и зрелым, поэтому он невольно подражает ему.
Отец принимает мало участия в жизни повзрослевших детей, к тому же спешит устроить свою личную, но он также дает сыновьям определенные уроки. Николеньке трудно принять повторную женитьбу отца, но он внезапно видит в нем потерянного человека, который боится расстроить детей своим решением.
Женские персонажи, начиная с Сонечки и заканчивая образом умершей матери, показывают читателю, как Коля пытается понять загадочную женскую натуру и всю сложность отношений между полами.
Нанковая – сшитая из нанки, плотной хлопчатобумажной недорогой ткани.
Фрак – мужской нарядный пиджак, короткий спереди, но имеющий длинные фалды сзади, изначально был одеждой офицеров.
Франт – старинное название модника, человека, любящего хорошо одеваться.
Своекоштный (студент) – тот, который сам платил за обучение, у которого был собственный «кошт» (расход).
Дрожки – легкие открытые экипажи, запряженные 1-2 лошадьми.
Чубук – часть трубки для курения, представляющая собой стержень, через который вдыхается дым.
« Сущность этого взгляда состояла в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что усовершенствование это легко, возможно и вечно ».
« Он был один из тех людей, которые любят друзей на всю жизнь, не столько потому, что эти друзья остаются им постоянно любезны, сколько потому, что раз, даже по ошибке, полюбив человека, они считают бесчестным разлюбить его ».