чему учит рассказ шинель гоголь

Анализ повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

Повесть была написана в 1841 году и увидела свет в 1843. Вошла в «Петербургские повести» (1830-е – 40е) и получила огромную известность в кругу просвещенных читателей. Петербургские повести объединяют общее место действия – город Санкт-Петербург и единая проблема «маленького человека».

История создания

Произведение вошло в сборник «Петербургские повести» наряду с произведениями: «Нос», «Невский проспект», «Портрет», «Арабески». Творчество Гоголя наиболее полно раскрылось именно в этом знаменитом цикле. Самое главное о нем Вы узнаете из разбора от Многомудрого Литрекона.

По воспоминаниям П. В. Анненкова (русский литературный критик, историк литературы и мемуарист из дворянского рода), повесть родилась из анекдота о бедном охотнике, который долго копил на ружьё. Услышав ее, Гоголь уже тогда задумался о создании повести о «чиновнике, крадущем шинели». Это сословие невероятно интересовало автора, ведь он и сам на ранних порах вынужден был работать в этой среде, чтобы найти средства на жизнь. Все его наблюдения «списаны» с настоящих людей и реальных обстоятельств. Работа началась в 1839 году, закончил он ее в 1842.
В Российской государственной библиотеке хранится ранняя редакция начала повести (отрывок), которая была продиктована Погодину М.П. (историк, коллекционер, журналист, писатель- беллетрист и издатель) в Мариенбаде.

Погодин помогал Гоголю дописать повесть, пока последний находился в Риме и Вене.
Важно заметить, что беловая гоголевская рукопись не сохранилась, поэтому литературоведам сложно определить, подверглась ли она цензуре. Современники говорили, что повесть сохранила свою главную идею, но многие интересные места остались выкинуты за её пределы бдительными стражами мысли из цензурного отдела.

Жанр и направление

В девятнадцатом веке активно развивается и поддерживается многими писателями новое литературное направление – реализм. Для него характерно затрагивать остросоциальные проблемы, например, взаимоотношения разных классов, бедность и богатство, мораль и аморальность в контексте действий и взаимоотношений героев.

Однако для произведений из «Петербургских повестей» характерно более конкретное жанровое определение – фантастический реализм. В рамках этого направления автор может более активно воздействовать на читателей и использовать определенные художественные средства выразительности (гротеск, гиперболу, авторский вымысел). Фантастика в повести «Шинель» — это возможность показать безысходность реального мира, где обычному человеку не найти управы на беспредел.

В этом произведении есть два мира – реальность (город Санкт- Петербург, департамент, в котором работает наш герой) и мистический (призрак Башмачкина на мостовой). Так фантастическое и реальное переплетаются и производят новые причудливые формы литературы, сообщающие читателю новый смысл. В действительности мы видим только несправедливость и нищету, и только вымысел позволяет людям поквитаться с «должностными лицами». Такова роль фантастики в повести Гоголя.

Наряду с литературным направлением «реализм» развивается и образ «маленького человека», который за недолгое время стал излюбленным типажом для писателей века девятнадцатого. Маленький человек – это герой невысокого социального положения, не имеющий особых способностей и не отличающийся силой характера, но не делающий никому зла и безобидный. Первым идею «маленьких людей» воплотил А.С. Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» в главном герое Самсоне Вырине.

Учитывая особенности направления и жанра, Гоголь смог сочетать в своей повести фантастику и реальность – взять за основу актуальные для России в то время проблемы и вкупе со сверхъестественным сюжетом очень выгодно подать изумленной публике.

Можно смело утверждать, что Гоголь является одним из самых ярких представителей реализма.

Смысл названия

В самой шинели как в предмете одежды для нас глубокий смысл отсутствует, однако для Башмачкина она явилась новым смыслом жизни. Он упорно копил на нее, ограничивал себя во всем, говорил о шинели с портным, который ее шил, как о подруге жизни. Он в буквальном смысле был одержим «вечной идеей будущей шинели». Ее пропажа стала кульминацией произведения и движущей силой сюжета. Она же обеспечила логичный переход от реальности к сверхъестественным силам.

В этом простом названии Гоголь смог отразить всю проблему своего произведения и позволил читателям сосредоточиться на столь неожиданно ценном предмете как шинель.

Композиция

В повести можно отследить линейную композицию – выделяя вступление и эпилог.

Если делить произведение на две части, то первая часть — это описание жизни и счастливых ожиданий Башмачкина, а вторая посвящена злоключениям героя, его попыткам вернуть шинель, общению со «значимым лицом».

Главные герои и их характеристика

Авторская позиция Гоголя заслуживает отдельного внимания. Он не оправдывает и не возвышает своего героя, хоть и жалеет его от всей души. В начале он явно иронизирует на его счет, зато потом искренне сопереживает его утрате, наделяя душу умершего мистической силой для реализации правосудия.

Тематика повести очень многогранна и затрагивает много остросоциальных и психологических аспектов.

Проблемы

В повести очень глобальная проблематика. В ее рамках автор объясняет читателям нравственные проблемы гуманизма, бедности, социального неравенства, равнодушия. Трагедия маленького человека — основная в их списке. Конкретизируем ее другими, более узкими направлениями:

Книга направлена против эгоизма и равнодушия людей, особенно на службе, где они должны выполнять не только нравственный, но и служебный долг.

Главная мысль и смысл финала

Чему учит?

Безусловно, произведение учит нас быть отзывчивыми, добрыми, милосердными. Видя весь ужас ситуации со стороны, читатель в состоянии отличить добро от зла и осознать, что проявить желание помочь или действительно помочь – очень ценное качество. Оно может предотвратить многие беды. Таков вывод из прочитанного текста.

Автор склоняет нас к мысли, что за любое зло мир отвечает злом. Так или иначе, сделав что-то плохое, человек получит его же в двойном размере. Поэтому стоит отвечать за свои слова и поступки, а также быть готовым к тому, что возмездие обязательно придёт. И если никто не способен наказать, то уж сверхъестественные силы точно способны воздать должное вышестоящим лицам. Такова мораль в повести Гоголя «Шинель».

То, над чем смеется Гоголь, неприятно и смешно каждому здравомыслящему человеку. Низость и ограниченность человека, его рабская покорность судьбе и окружению, его инфантильность и нежелание развиваться — все это есть в образе маленького человека. Автор не идеализирует его, а высмеивает за слабость и потворство общественным порокам.

Критика

В журнале «Физиология Петербурга» многие писатели отзывались о «Шинели», которая действительно сделала революцию в литературном пространстве того времени и открыла новое направление «натуральной школы».
В.Г. Белинский, например, назвал произведение «одним из глубочайших созданий Гоголя». И к этому мнению присоединились многие критики.

Знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской шинели», которая кстати принадлежит не Достоевскому, а французскому резиденту Вогюэ, говорит нам не только о том, что Гоголь мастерски справился со своей задачей и максимально передал свою идею читателю, но и то, что Гоголь был известен даже за рубежом.

Источник

Анализ повести «Шинель» (Н. Гоголь)

Автор: Guru · 18.10.2017

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

История создания

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

О чем?

Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

Главные герои и их характеристика

Проблематика

Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

В чем смысл повести?

Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

Чему учит?

«Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

Критика

В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

Источник

Чему учит повесть Гоголя «Шинель»?

чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть фото чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть картинку чему учит рассказ шинель гоголь. Картинка про чему учит рассказ шинель гоголь. Фото чему учит рассказ шинель гоголь

чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть фото чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть картинку чему учит рассказ шинель гоголь. Картинка про чему учит рассказ шинель гоголь. Фото чему учит рассказ шинель гоголь

Ответ:Рассказ интересный, говарится как нужно поступать, нужно слушать что говорят тебе другие близкие люди.

чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть фото чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть картинку чему учит рассказ шинель гоголь. Картинка про чему учит рассказ шинель гоголь. Фото чему учит рассказ шинель гоголь

чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть фото чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть картинку чему учит рассказ шинель гоголь. Картинка про чему учит рассказ шинель гоголь. Фото чему учит рассказ шинель гоголь

Факты из жизни Гоголя

20 марта 1809 года в небольшом селе Большие Сорочинцы родился Н.В. Гоголь. Известно, что семья была многодетная: на свет появилось всего двенадцать детей. Русский писатель родился третьем по счету.

С самого детства он очень любил рукоделие. С помощью спиц он вязал шарфики, кроил и шил родным сестрам разные наряды, шейные платки, самостоятельно ткал пояса.

Кроме того, он был страстным почитателем и ценителем миниатюрных изданий. Точно установлено, что он, не понимая и не испытывая особой любви к точным наукам, переписал математическую энциклопедию только потому, что формат её издания был около десяти сантиметров в длину и семи в ширину.

По характеру он был крайне робким и замкнутым. Как только на пороге показывался незнакомый человек, он сразу же исчезал. При этом очень любил друзей и близких. Непрестанно звал их в гости и угощал блюдами собственного приготовления – варениками и галушками. В качестве десерта предлагал своё любимое лакомство – козье молоко с ромом, который шутя прозвал «гоголем-моголем».

Часто на письменном столе писателя лежали хлебные шарики. Он катал их во время работы, и уверял друзей в том, что они – настоящие помощники в решении невозможных задач. За вдохновением он обращался не только к ним. Различные сладости, и, особенно, припасенный в кармане сахар помогали автору повести «Ночь перед Рождеством» поймать «музу».

Интересные факты из жизни Гоголя, краткие, но интересные рассказы о мистических фактах биографии писателя, которые никто не знает, а также его подробная биография были описаны во многих монографиях, посвященных великому русскому писателю..

В тридцать пятом году позапрошлого столетия выходит удивительный сборник «Миргород». Именно в этом журнале впервые публикуется знаменитое эпическое произведение «Тарас Бульба» и повесть «Вий» – одно из самых страшных и одновременно необычайных и мистических произведений Н.В. Гоголя. Откуда заимствован его сюжет? На этот вопрос русский писатель отвечал прямо: это древнее сказание, которое он когда-то давно услышал, записал и пересказал слово в слово. С одной стороны, нельзя не верить гению. А с другой – ни ученые, ни языковеды так и не нашли ничего подобного ни в народных легендах, ни в сказках, ни в фольклоре. Остается предполагать, что главные герои произведения – исключительно плод фантазии великого мистика.

Вопросы вызывает не только творчество писателя, но и личность Гоголя, окутанная мрачным таинственным ореолом. Много непонятного и необъяснимого в обстоятельствах его неожиданного недомогания и скоропостижной смерти. Действительно, почему умер сравнительно молодой сорокадвухлетний гений?

Буквально за месяц до кончины самого Гоголя умирает жена его близкого друга – Екатерина Михайловна Хомякова. Эту трагедию он, вполне здоровый, во цвете лет мужчина, принимает близко к сердцу и с того времени впадает в некое нервное расстройство, носившее характер религиозного помешательства. Он мало ест, много молится, то и дело попрекая себя в обжорстве. С каждым днем силы покидают его. Но происходит это не от болезни, и не от говенья – точный диагноз врачи так и не установили. Он сам был уверен в неотвратимости скорого конца. А что его заставило так думать – неизвестно.

За несколько дней до смерти Гоголь видел со стороны своё бездыханное тело и слышал какие-то потусторонние голоса.

Ночью с 11 по 12 февраля он приказал своему верному слуге Семену открыть задвижки на печи и принести портфель. Из него он достал связку тетрадей, положил их в камин и поджег. Так сгорел второй том поэмы «Мёртвые души» – главное произведение его жизни. На следующее утро он раскаялся в содеянном, и обвинял во всём лукавого, который заставил его совершить ужаснейшее «преступление».

21 февраля 1852 года Николай Васильевич Гоголь умер. Говорили, что не было на его лице ни терзания, ни муки, наоборот – оно выражало спокойствие и какое-то ясное понимание, недоступное для живых.

Через семьдесят девять лет тело Гоголя было без огласки извлечено из могилы и перезахоронено на старом кладбище Новодевичьего монастыря. Но главное не это. Когда вскрыли тяжелую, дубовую крышку гроба, все присутствующие ахнули от недоумения: череп скелета был повернут набок. Страхи и суеверия начали плодиться и размножаться. Одни говорили, что это некий рок: Гоголь при жизни был будто неживой, а после смерти обнаружился и не таким уж мертвым. Другие распространяли молву, будто автор «Ревизора» всегда страшился быть похороненным заживо в состоянии летаргического сна. Но версия эта была захватывающей, таинственной, но не вызывающей доверия. Было немало свидетелей, которые видели своими глазами «следы неминуемого разрушения» на теле писателя.

Источник

Анализ «Шинель»

сочинение по литературе 8 класса

История создания

К этому забавному происшествию Гоголь отнесся очень серьезно. О тяжелой жизни бедных чиновников ему было известно не понаслышке. В первые годы службы в Петербурге писатель сам «отхватал всю зиму в летней шинели».

Объединив главную мысль из истории о чиновнике с собственными воспоминаниями, в 1839 г. Гоголь начал работу над «Шинелью». Повесть была закончена в начале 1841 г. и впервые напечатана через год.

Смысл названия

Шинель в повести — не просто предмет одежды. Она практически становится одним из героев произведения. От обычной шинели оказываются зависимыми не только счастье бедного Акакия Акакиевича, но даже его жизнь.

Главная тема повести — бедственное положение мелкого чиновничества.

чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть фото чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть картинку чему учит рассказ шинель гоголь. Картинка про чему учит рассказ шинель гоголь. Фото чему учит рассказ шинель гогольГлавный герой Акакий Акакиевич Башмачкин вызывает к себе непритворную жалость. Весь жизненный путь был предначертан ему с рождения. При крещении ребенок сделал такое лицо, «как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник».

Акакий Акакиевич — просто винтик в огромной бюрократической машине. Работа чиновника заключается в примитивном переписывании документов. На большее Акакий Акакиевич не способен.

Начальство относится к Башмачкину «холодно-деспотически». Вдобавок он служит постоянной мишенью для шуток сослуживцев. Акакий Акакиевич никак не реагирует на насмешки. Лишь в крайних случаях он жалобно просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

На взгляд окружающих жизнь Башмачкина скучна и бесцветна. Хотя сам чиновник видит «разнообразный и приятный мир» в своем переписывании бумаг. Акакий Акакиевич даже не замечает ничего вокруг, полностью погружаясь в свою однообразную работу.

Из состояния отрешенности Башмачкина выводит «сильный враг» всех мелких чиновников — русский мороз. Акакий Акакиевич с ужасом понимает, что покупка новой шинели — суровая необходимость. Требуемая сумма могла быть скоплена только путем жесточайшей экономии и ограничения расходов. Это привело Башмачкина в еще более бедственное материальное положение, но, с другой стороны, дало ему первую в жизни настоящую цель.

Мечтая о новой шинели, Акакий Акакиевич словно бы заново родился: «сделался как-то живее, даже тверже характером». «Огонь порою показывался в глазах» покорного титулярного советника.

Долгожданное осуществление мечты стало самым значительным событием в жизни Акакия Акакиевича — «большим торжественным праздником». Благодаря обычной шинели он почувствовал себя другим человеком и даже согласился пойти на день рождения сослуживца, чего никогда не делал.

Фигура титулярного советника была настолько незначительной, что на службе о его похоронах узнали лишь на четвертый день. Замена места другим чиновником прошла совершенно безболезненно для работы учреждения.

Проблематика

Главная проблема повести заключается в том, что в эпоху Гоголя огромное количество людей были такими же акакиями акакиевичами. Их жизни проходили бесследно и не представляли собой никакой ценности. Для любого вышестоящего чиновника Акакий Акакиевич даже не человек, а покорный и беззащитный исполнитель распоряжений.

Композиция

Повесть представляет собой историю жизни чиновника Башмачкина, главным событием в которой стала покупка новой шинели. Конец произведения — фантастическая месть умершего титулярного советника.

Чему учит автор

Гоголь по собственному опыту знал, какое негативное воздействие на человека оказывает его стесненное материальное положение. Он призывает обратить внимание на забитых и униженных людей, пожалеть их и попытаться помочь, ведь от этого могут зависеть их жизни.

Источник

Н. В. Гоголь «Шинель»: анализ повести

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века.

История создания

чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть фото чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть картинку чему учит рассказ шинель гоголь. Картинка про чему учит рассказ шинель гоголь. Фото чему учит рассказ шинель гоголь

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть фото чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть картинку чему учит рассказ шинель гоголь. Картинка про чему учит рассказ шинель гоголь. Фото чему учит рассказ шинель гоголь

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.

Экспозиция – описание обстановки и положения героя.

Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.

Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.

Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?

чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть фото чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть картинку чему учит рассказ шинель гоголь. Картинка про чему учит рассказ шинель гоголь. Фото чему учит рассказ шинель гоголь

О чем?

Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

Главные герои и их характеристика

чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть фото чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть картинку чему учит рассказ шинель гоголь. Картинка про чему учит рассказ шинель гоголь. Фото чему учит рассказ шинель гоголь

Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин. Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.

Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.

Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.

Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.

Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.

чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть фото чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть картинку чему учит рассказ шинель гоголь. Картинка про чему учит рассказ шинель гоголь. Фото чему учит рассказ шинель гоголь

Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.

Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.

Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

Проблематика

Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.

чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть фото чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть картинку чему учит рассказ шинель гоголь. Картинка про чему учит рассказ шинель гоголь. Фото чему учит рассказ шинель гоголь

Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.

Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.

Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

В чем смысл повести?

Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

Чему учит?

«Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть фото чему учит рассказ шинель гоголь. Смотреть картинку чему учит рассказ шинель гоголь. Картинка про чему учит рассказ шинель гоголь. Фото чему учит рассказ шинель гоголь

Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

Критика

В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *