чему учит рассказ чехова хамелеон
Чему учит рассказ Хамелеон Чехова
В рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» идет речь о нравственном явлении, которое принято называть «хамелеонством». Автор пытается привлечь внимание читателя к проблеме чинопочитания. В этом небольшом рассказе говорится о людях, которые вместо того, чтобы думать о правде, достоинстве и чести преклоняются перед деньгами и статусом. Хамелеонство – самый важный общественный порок. А. П. Чехов считает, что людям не стоит подражать «хамелеонам», которые с легкостью приспосабливаются к меняющейся обстановке.
Не нужно постоянно менять свое поведение, поскольку это может впоследствии стать причиной возникновения сложных ситуаций. Подражая «хамелеону» – люди утрачивают свою индивидуальность. Они пренебрегают собственным мнением, привыкают подчиняться другому человеку. У каждого человека должна быть собственная позиция и отказываться от нее не стоит ни в коем случае.
Граждане, которые приспосабливаются к какому – то внешнему обстоятельству, предают самих себя. Они прячутся за масками. Утрачивая нравственные ценности люди начинают деградировать. Не стоит делать то, что навязывает фальшивое общество, поскольку таким образом можно быстро превратиться в марионеток не способных совершать поступки, которые соответствуют их собственным желаниям. Пошлое и порочное общество всегда пыталось превратить человека в куклу, которая не станет отстаивать собственную свободу.
Люди должны бороться за правду, отстаивать свою жизненную позицию, не стоит смиряться с несправедливостью. А. П. Чехов написал этот рассказ для того, чтобы читатели задумались о том, что меняя личную позицию человек превращается в «хамелеона». «Хамелеонами» – можно назвать Очумелова, Елдырина и Хрюкина. Рассказ А. П. Чехова учит также тому, что невзирая на ситуацию человек должен оставаться собой. Например, у Очумелова очень переменчивый характер, он меняет свои решения в зависимости от сложившейся ситуации. Сначала этот мужчина вел себя подобно важной персоне. Узнав, что собака принадлежит генералу он занервничал и сразу вспомнил о скромности.
Влиятельным людям иногда начинает казаться, что от их решений зависит жизнь других людей. Они предпочитают говорить то, что им выгодно, поскольку дорожат своей репутацией. Их абсолютно не волнует то, насколько справедливы и разумны их поступки. Поэтому они и попадают в нелепые, смешные ситуации.
Также читают:
Картинка к сочинению Чему учит рассказ Хамелеон
Популярные сегодня темы
Основную мысль произведения Грибоедов отобразил с помощью названия. Он пытался показать роль в обществе человека образованного, здравого, небезразличного к жизни других. В произведении таким героем выступает Чацкий
Мечта в жизни людей играет важную роль. Жизнь без мечты превращается в очень скучное и однообразное существование. Люди, плывущие по течению жизни, не могут быть счастливыми, они в основном пессимисты и слабые духом
Что такое красота человека? Красота в гармонии, в эстетической удовлетворенности наблюдения за человеком. В наше время, индустрия красоты развита настолько сильно, что человека можно изменить до неузнаваемости
Человек, роль которого в вашей жизни центральная. Она способна понять вас и поддержать даже тогда, когда никто другой даже не посмотрим в вашу сторону. Мама – в одном слове сконцентрировано столько эмоций, поступков
В принципе, я согласна с высказыванием Горького. И сейчас он, тем более, прав. Он жил, когда ещё не было «эфирного времени», которое так дорого…
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Чехов А.П. «Хамелеон» Читательский дневник, краткое содержание
Чехов А.П. «Хамелеон» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Чехов Антон Павлович
Название: «Хамелеон»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: лицемерие людей, быстро меняющих свои взгляды и мысли в угоду другим.
Число страниц: 3
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Это рассказ с элементами иронии и даже насмешки о том, какими люди могут быть «хамелеонами», меняющими свою точку зрения, действия и слова в зависимости от обстоятельств.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне больше всего понравился вот этот момент, когда Очумелов так явно меняет свое мнение и решение. То он сердится на собаку, велит наказать и уничтожить ее, и тут же, узнав, что она генеральская, смягчается, добреет и обвиняет Хрюкина. И так не один раз.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Решения и суд должны быть беспринципными и честными, а не зависеть от чьих-то рангов и званий.
Чему учит эта книга:
Рассказ учит нас тому, что важно иметь свою, справедливую, точку зрения. Наше мнение, и тем более решение суда, не должно зависеть от чинов, влияния, высокого положения окружающих людей. А такое лицемерие, как у героя рассказа, всегда выглядит смешно и глупо.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне очень понравилось, как Антон Павлович Чехов так кратко и просто, на примере одного полицейского Очумелова, описал целую категорию людей, для которых очень важны звания и ранги. С одной стороны, рассказ юмористический, хочется посмеяться над такими людьми, но с другой стороны печально, что такие характеры встречаются среди представителей закона.
Новые слова и выражения:
Цыгарка – скрученная из бумаги трубочка с табаком.
Цуцык – щенок или маленький пёс (диалект).
Пословицы к произведению:
И волки сыты, и овцы целы.
Куда ветер дует, туда он и клонится.
И нашим, и вашим – куда тянут, туда и пляшем.
Анализ рассказа «Хамелеон» (А. П. Чехов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 12.02.2020 · Обновлено 15.01.2021
Антон Павлович Чехов вошёл в историю как последний писатель Золотого века русской литературы. Мастер словесности и знаток человеческой души Чехов прославился на весь мир, прежде всего, своими пьесами. Но свой творческий путь Антон Павлович начинал как писатель-новеллист, создатель огромного количества остроумных рассказов. Одним из самых известных творений этого творческого периода писателя является рассказ «Хамелеон», отразивший в себе все особенности стиля раннего Чехова. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.
История создания
Начало становления Чехова-писателя и создание множества его рассказов совпало с одним из самых тяжёлых периодов его жизни. В 1876 году отец писателя – богатый купец, разорился, семья осталась без средств к существованию, а сам Чехов был вынужден вести полуголодное существование в Москве, параллельно учась на медицинском факультете Московского университета. Именно тогда, чтобы заработать хоть немного денег, Чехов начал нести в различные журналы свои рассказы, созданные под влиянием не притягательной и тяжёлой действительности.
Хамелеон был создан в 1884 году, когда тяжёлые времена были уже позади, но всё равно оставили глубокий отпечаток в его душе. Накопленные за эти годы едкая желчь и негатив, прикрытые юмором, в полной мере нашли отражение в этом произведении.
Жанр и направление
Рассказ «Хамелеон» относится к литературному направлению реализма. В своём произведении создатель стремится объективно отобразить реальную жизнь. Образы героев, их поведение и мотивы максимально приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.
Жанр «Хамелеона» можно определить, как юмористический рассказ. Это небольшое произведение, описывающее повседневную ситуацию, охватывающее маленький промежуток времени и включающее в себя малое число действующих лиц. В произведении намеренно отсутствуют любые детали, которые могли бы указать на место и время описываемых событий, чтобы подчеркнуть типичность приведённой ситуации.
Смысл названия
Название рассказа «Хамелеон» имеет скрытый смысл. В дикой природе хамелеон — это рептилия, которая меняет свой окрас, маскируясь под окружающую местность. Так же, как хамелеон меняет свой цвет, ощущая опасность, так и герой рассказа на ходу меняет своё мнение, чтобы избежать проблем на службе. Таков смысл заглавия «Хамелеона».
Так почему Чехов назвал рассказ «Хамелеон»? В книге даётся намёк на типичность описываемой ситуации. Таким образом, рассматривая отдельный случай, Чехов проецирует его на всё общество, говоря о том, что все люди являются такими же беспринципными хамелеонами, подстраивающимися под любую ситуацию, чтобы обеспечить свою безопасность.
Суть: о чём?
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон, учитывая поведение персонажей, заключил их в таблицу. Там Вы увидите образы героев и их характеристику в рассказе «Хамелеон».
Тематика рассказа «Хамелеон» тоже томится здесь, но не в полном составе. Если ее нужно дополнить, напишите об этом в комментариях.
Проблемы
Проблематика рассказа Чехова «Хамелеон» тоже может быть описана подробнее, если читатель проявит инициативу в комментариях.
Основная идея
Под видом бытовой ситуации Чехов кратко охарактеризовал те общественные проблемы, которые он видел вокруг себя в повседневной жизни. Смысл рассказа «Хамелеон» заключается в том, что люди теряют лицо и свое человеческое достоинство в погоне за одобрением вышестоящих господ. Они делают это даже не с целью получить выгоду, а просто потому, что находятся в рабстве у предрассудков. Кто-то дал одному мундир чуть получше, и другие тут же склоняются перед ним в раболепстве, не задумываясь о том, зачем ему такие почести? Он, как и Хрюкин с Очумеловым, выполняет свою работу, только и всего, а его собаки и слуги не имеют к этой службе никакого отношения. Получается, что люди сами, по своей охоте, падают ниц и унижаются, теряя себя и свое мнение. Этого быть не должно.
Чему учит?
Автор призывает читателя серьёзно относиться к законам и строго следовать им, а не пытаться использовать правосудие ради своей пользы. Такова мораль произведения «Хамелеон». Нравственные уроки рассказа побуждают нас быть более принципиальными и самостоятельными в выборе и защите своего мнения.
Писатель осуждает слепое чинопочитание и стремление угодить сильным мира сего, которое идёт в разрез с законами общества и морали. Также с помощью образа Хрюкина Чехов заставляет задуматься о том, что пьянство и жестокое отношение к животным низводят человека до уровня зверя.
Что высмеивает автор?
Чехов высмеивает беспринципность, раболепство и лицемерие Очумелова. Сатира в рассказе «Хамелеон» создается при помощи антитезы. Чтобы подчеркнуть перемены, которые происходят в его поведении, он описывает, как он то снимает, то надевает пальто, тыкая городовому, чтобы он помог это сделать. Удивителен контраст между отношением надзирателя к подчиненному — городовому, и генералу: одного он третирует, как и Хрюкина, а перед генералом и его родной преклоняется до умиления, что говорит о двуличности его натуры.
Для создания реалистичной атмосферы автор использует в речи героев просторечия: «ихний», «ишь ты», «цуцык» и т.д. Юмор в рассказе «Хамелеон» подчеркивается гримасами героев: так, лицо надзирателя «заливается улыбкой умиления», когда он узнает, что приехал брат генерала, и собака принадлежит ему.
Критика
Конечно, рассказ «Хамелеон» на стал столь же всемирно известным литературным шедевром, как «Вишнёвый сад» или «Чайка», но он занял своё место в русской литературе, как пример классического русского рассказа.
О нем писали многие литературоведы, в том числе М. Семанова. Она описала художественные особенности рассказа «Хамелеон» и заострила внимание на роли художественной детали в книге:
С большим мастерством Чехов показывает шесть превращений Очумелова. В поведении, в речи, в интонациях Очумелова появляется то деспотическая, то рабья сущность его натуры. Властные, строгоначальственные нотки сменяются рабски-трусливыми, холопски-умиленными.
Этими резкими переходами в поведении и в речи Очумелова Чехов достигает комического эффекта. Такого же эффекта добивается писатель, рассказывая, как действующие лица серьезно, горячо обсуждают пустяковый вопрос: кому принадлежит собака. (М. Семанова, пояснение к рассказу «Хамелеон» из книги «А.П.Чехов. Рассказы», изд-во ДЕТГИЗ, 1954 г.)
Это, казалось бы, незначительное произведение известно каждому русскоговорящему читателю и даже было несколько раз экранизировано.
«Хамелеон» Чехова: анализ
Автор: Guru · Опубликовано 24.02.2017 · Обновлено 08.10.2017
Юмористический рассказ Чехова «Хамелеон» был написан в 1884 году. Это живая картина нравов мещанского сословия и сатира на него. Главный герой произведения — полицейский надзиратель Очумелов, который и является тем самым «хамелеоном». На примере ситуации с собакой показано, как человек подстраивается под вышестоящие чины.
О чем рассказ?
В этих его репликах заключается вся абсурдность такого отношения к жизни, так как между его диаметрально противоположными решениями не проходит и минуты раздумий. Суть рассказа в том, что герой не замечает своего абсурдного поведения, то есть он настолько привык к нему, что его ни капли не волнует даже собственная репутация в глазах людей.
Главная идея
Читатель сам не раз видел таких «рептилий» в каменных джунглях, но цель автора — заставить человека, меняющего окрас, узнать себя и измениться к лучшему. Поэтому главная идея рассказа «Хамелеон» — показать нам, насколько дико это повседневное вранье и инстинктивное желание «подстроиться». Раболепство духа, которое писатель хотел искоренить, живет в каждом из нас в той или иной мере, поэтому всем нам необходимо увидеть, насколько жалко и уродливо выглядит наше внутреннее ярмо. Оно делает нас рабами в полном смысле слова. Комическое начало и юмор в произведении автор усилил для того, чтобы читатель устыдился марионетки внутри себя и ее желания потакать обстоятельствам в поисках выгоды.
Смысл в том, чтобы высмеять пороки лицемерия и двуличности. Эта проблема не так очевидна и остросоциальна, как многие другие, но она ощутимо влияет на человека и его духовную сущность, постепенно покоряя его чьей-то незримой воле.
Средства создания комического
Эти средства у писателя многогранны. К примеру, художественные детали в тексте Чехова имеют огромное значение. Например, меняет свой «цвет» Очумелов и буквально: он то одевает, то снимает пальто. Отвратительное приспособленчество, как менталитет — это и есть тема, которую автор выражает через деталь. Для героя такое положение дел естественно, он выработал соответствующие жесты и фразы, да и толпа зевак тоже не замечает подвоха. Значит, есть в народе такая холопская черта, и все ее понимают.
Писатель использует просторечную разговорную лексику: «пущай», «нешто», « харю», «тяпни», «ихняя». Манера выражаться нередко демонстрирует нам, чего стоит наш собеседник. В данном примере очевидно, что от людей с таким лексическим запасом не стоит ожидать твердости духа и прямолинейности. Они сами считают себя холопами и в каждом хозяине собаки ищут барина. Само название «Хамелеон» указывает еще и на то, что герой постоянно находится в страхе за свою участь, как будто его окружают дикие звери, как будто его жизни угрожает опасность. То есть, проблема не только в нем, но и в окружающей его действительности, что породила такой порок. Все мы до сих пор, к сожалению, понимаем, какой может быть власть чиновников на местах. Характер Очумелова — не только карикатурный шарж, но и трагическая гримаса на лице общества.
Говорящие фамилии
Читатель видит, что персонажи имеют не типичные имена, которые явно несут смысловую нагрузку. Их можно увидеть невооруженным глазом. Например, есть говорящие фамилии, которые добавляют комичности сложившейся ситуации:
Но мы не знаем, как выглядят главные герои рассказа, писатель не дает портретных зарисовок. Это показывает универсальность типажей. Речь идет не о конкретных людях, а о том, как устроено общество.
Как Чехов относится к своим героям?
Автор никогда не пишет об этом напрямую, он всегда старается спрятать свою позицию и не навязывать ее нам. Однако по манере описания персонажей видно, что отношение Чехова к героям ироническое. Он тонко высмеивает их, но в данном контексте они – это даже не люди, а общественные пороки с человеческим лицом. Осмеяние трусости и угодничества нельзя приравнять к осмеянию конкретного лица.
В каждом рассказе писателя есть мораль, хоть она и не выражена прямолинейно. Прежде всего, Чехов в рассказе «Хамелеон» учит читателя независимости взглядов и суждений. В конце концов, не так велика цена той выгоды, которую можно приобрести таким унизительным способом. Все-таки, жизнь дана человеку единожды, и нельзя превращать ее в лизоблюдство. Сегодня эта идея приобретает особое значение. И в тексте «Хамелеона» заметно, что Чехова огорчает предчувствие этой актуальности.
Анализ рассказа «Хамелеон» Чехов
В помощь студентам и ученикам мы предлагаем просмотреть краткий и полный анализ рассказа Чехова «Хамелеон». Данная раскладка произведения позволит глубже понять его в целом, выделить для себя основные смыслы.
Год написания и публикации — Произведение написано в 1884 году. В это же время оно было опубликовано в журнале «Осколки». В 1886 году автор внес корректировки, после чего произведение было включено в сборник «Пестрые рассказы». В 1971 год вышла экранизация, где данный рассказ был вставлен как эпизод фильма.
История создания — В период написания рассказа Чехов приступает к врачебной деятельности. Будучи студентом, он уже публикует некоторые свои сатирические рассказы в журналах, где описываются, в основном, веселые сценки из быта.
Жанр — Рассказ.
Направление — Сатира, реализм.
Основная идея — Низость, ограниченность, угодничество, страх перед начальством. Во главу угла ставятся не понятия нравственности, честности, справедливости, а собственная выгода, страх вышестоящих органов.
Тема — Человеческие пороки, рабская психология.
Проблема — Жалок человек, живущий в постоянном страхе перед высокопоставленными людьми. И ему тяжело жить и людям, окружающих его.
Композиция — Произведение построено на разговоре Хрюкина, Очумелова и реплик из толпы. В зависимости от фраз людей, Очумелов проявляет в себе способность хамелеона подстраиваться под начальство и угождать ему.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Психология раба, человеческие пороки.
Проблема: Подхалимство, льстивость, низкопоклонство превращают жизнь человека и его окружения в ад.
Для человека важно быть верным себе, уважать себя, сохранять достоинство, поступать честно и справедливо. Психология раба так въелась в сознание людей, что они иногда не видят вопиющей несправедливости и не могут ей противостоять.
Так, например, в рассказе толпа видит, что Очумелов не стремится разрешить конфликт по справедливости. Для него важно «выслужиться» перед генералом и не разозлить высокопоставленное лицо ни словом, ни делом. Несмотря на понимание ситуации, никто не возмущается Очумеловым, для многих людей такое поведение в порядке вещей.
Возникает вопрос, настолько ли важны выгоды, получаемые таким низким путем? Как не стать рабом, не превращать свою жизнь в позицию пресмыкающегося, способного менять цвет? Думаю, что на этот вопрос каждый способен ответить себе только сам. Мне хочется написать только о страхах, существующих перед властью. Этот страх, генетически закрепленный в нас, вызывает подобное поведение.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
В рассказе проявлен сатирический пафос произведения, где высмеиваются людские пороки. Таковы Очумелов и Елдырин, а Хрюкину важно лишь незаслуженно получить компенсацию, чтобы несколько дней не работать и продолжать выпивать.
При помощи диалогов, точно подобранных колоритных слов, Чехову удается метко высмеять персонажей, проявить их беспринципность, позицию пресмыкающихся, недостаток интересов в жизни. Читая рассказ, мы смеемся над этими людьми, которые выставлены в таком ярком, комичном свете.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Главные герои – полицейский Очумелов, ювелир Хрюкин и собака.
Образ Хрюкина находится в противоборстве с образом собаки, которой он сам же сунул в морду цигарку. Все сводится к тому, чью сторону возьмет Очумелов. Полицейский надзиратель колеблется до тех пор, пока не выясняет, кто хозяин собаки, как будто это принципиально важно.
В зависимости от того, кто хозяин собаки, образ Очумелова, то конфликтует с Хрюкиным и находится в единстве с собакой, то наоборот. Его не волнует, кто в этой ситуации виноват, а важно лишь не испортить отношения с генералом. Чехов замечательно описал собаку, которая предстанет в самых разных образах.
Образ городового находится в слиянии с полицейским. Образ Елдырина похож на тень Очумелова, предупреждающего любые его желания. Образ Очумелова с конфискованным крыжовником показывает, что полицейский надзиратель умеет прибрать к рукам чужое, не брезгует изъятым товаром.
Есть еще один персонаж – образ толпы. Толпа пытается помочь «следствию», находясь в противоборстве с Хрюкиным, который, видимо, пользуется дурной славой. Люди потешаются над «потерпевшим», смеется над ним.
п.4. Литературные приёмы
Автор не описывает внешность главных героев. Он лишь дает им фамилии, отражающие суть каждого из них. Этот прием подчеркивает универсальность, повсеместность образов, которые существовали и будут существовать во все времена. Такие люди есть и сейчас. И в нас могут проявиться эти же черты, но не всегда мы это замечаем.
Интересно читать, в каких фразах Очумелов выражает свое отношение к собаке – то эту «подлость» нужно «истребить», то она же – замечательная, «нежная тварь».
В оборотах речи своих персонажей писатель характеризует героев. Реплики, брошенные из толпы, например, «кажись», «в харю», «тяпни», говорят о том, что на площади собрался простой люд.
Очумелов сыплет штампами, соответствующими занимаемой должности: «по какому случаю», «протокол», «подчиняться постановлениям», но, когда его переполняют эмоции, то говорит, как малообразованный и недалекий человек: «покажу кузькину мать», «соскучились по братце».
Лексикон Хрюкина проявляет нахального человека, стремящегося урвать что-либо для себя: «я человек, который работающий», «пущай мне заплатят», «их благородие».
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт происходит между щенком и Хрюкиным, пьяненьким мастером золотых дел. В этот конфликт втягивается блюститель закона Очумелов, создавая новый конфликт между справедливым и честным выполнением своих обязательств и страхом перед высокопоставленными особами в лице генерала и его брата.