чему учит рассказ чарской тайна

Лидия Чарская — Тайна:
Краткое содержание

Этим утром гимназистке Неточке Ларионовой не до уроков, у нее есть тайна! Из-за нее девочка «не спала целую ночь». Неточке хочется поделиться тайной с надежной подругой. Катя Щелкунина тайну не выдаст. Ида Крамер поймет лучше всех, она такая «поэтичная», с фантазией. Но рядом соседка по парте Зоя Стоянова, ее Неточка и зовет в переменку к «крану» с водой обсудить свой секрет.

Зоя ест карамельки и слушает. «Я сочинила стихи, Зоя!» А Зоя в ответ: «Ну и что?» Неточка от обиды чуть в соляной столб не превратилась, как жена Лота из Библии. Зоя такая скучная! Неточка читает ей свой стих «Я молода, но жизнь моя – море безбрежное». «Отсталой» Зое «декадентские» (модные мрачные) стихи непонятны.

На уроке русского языка Неточка не слушала учителя, а шепотом читала с листка свои стихи. Учитель потребовал листок себе. И так при всех прочел стихи вслух, что Неточке они показались глупыми. Но хуже всего, когда учитель исправил в них ошибки в словах. В этот момент Неточка страдала под его «уничтожающим взглядом».

Читательский дневник по рассказу «Тайна» Чарской

Сюжет. Неточка Ларионова впервые сочинила стихи. Эту тайну она доверила подруге Зое. Но Зоя стихи не поняла. А потом учитель на уроке отобрал у Неточки листок и с насмешкой прочел ее стихи в классе. Неточке стало стыдно и обидно.

Отзыв. Рассказ на тему мира взрослых и мира детей. Для девочки первые стихи – радость, тайна, чудо, для учителя – повод посмеяться. Тема детского творчества, дружбы и равнодушия, непонимания, ранимости и черствости. Рассказ учит бережно и с уважением относиться друг к другу, поддерживать, вдохновлять, хранить чужие тайны.

Источник

Л.А.Чарская «Тайна» ТЕКСТ, анализ

Просмотр содержимого документа
«Анализ Тайны»

Сделаем анализ произведения Л. Чарской «Тайна» и ответим на такие вопросы:

Просмотр содержимого документа
«Чарская Тайна»

Тайна — рассказ Лидии Чарской. Записки маленькой гимназистки

Лидия Чарская. Рассказ из цикла «Записки маленькой гимназистки»

Как она, Неточка Ларионова, вошла в класс, каким многозначительным взглядом окинула ближайших соседок по партам − они уже поняли, что с их подругой Неточкой случилось нечто.

И лицо Неточки, маленькое, курносенькое, с бисеринками веснушек под глазами, у носа и на щеках, говорило за то, что нечто необычайное творилось с его владелицей.

На обычной молитве перед занятиями Неточка не могла стоять спокойно, на уроке геометрии тоже, так что учитель Федор Павлович Сабелин два раза окликнул ее, приглашая внимательнее слушать поясняемую им теорему.

Наконец кончился бесконечный первый урок! Небольшой пятиминутный перерыв − и Неточка уже сидит за следующим часом французского языка.

Преподаватель французского принес сегодня классные сочинения и раздал их гимназисткам, делая соответствующие замечания каждой из них. Ах, что значит французское сочинение перед тем, что переживает сейчас Неточка! Положительно ничего не значит перед ее, Неточкиной, тайной!
О, эта тайна!
Из-за нее, из-за этой тайны, бедняжка Неточка не спала целую ночь! От счастья, конечно. Из-за нее со вчерашнего дня не знает покоя, из-за нее же получила замечание от Пифагора, как называют у них в гимназии преподавателя математических наук.

И что это за ужасно неприятное состояние − хранить в себе тайну и не иметь возможности поделиться ею с кем-нибудь из подруг! Ах, ужасно! Ужасно!

И недолго думая, Неточка склоняет голову набок и тихонько, чуть слышно, шепчет:
− Зоя! Зоя! Приди в следующую перемену к «крану» в коридор. Слышишь, Зоя! Мне надо переговорить с тобой, посоветоваться насчет одной тайны. Ну понимаешь? Придешь?
− Угу! − кратко соглашается Зоя, хотя мысль ее целиком сейчас в классном журнале, где учитель только что начертал ей, Зое, за сочинение некую цифру, а какую − Зоя не успела как следует проследить.

Звонок только что возвестил окончание урока. В классе обычная суета. Пока длится перерыв, здесь открываются форточки, а гимназистки в это время прогуливаются в зале и в коридоре. У крана или, вернее, у фильтра с кипяченой водой стоит Неточка, прибежавшая сюда гораздо раньше Зои, и ждет подругу.
Неточка, волнуется. И чего она только копается там, эта Зоя!
Несносная какая − того и гляди кончится перерыв, погонят их всех снова в класс, и не успеет она, пожалуй, сообщить ей свою тайну.
Но вот показалась высокая фигура Стояновой в коридоре. Наконец-то!
Неточка с такой стремительностью кидается навстречу Зое, что чуть не сшибает с ног подвернувшуюся ей по пути тоненькую «первушку».
− Что вы толкаетесь? Такая большая! − ворчливо шипит «первушка» и делает по адресу Неточки злое-презлое лицо…
Но Неточка ничего и никого не видит и не слышит в эти минуты. Никого, кроме Зои. Неточка сама не своя. Она хватает за руку подругу, увлекает ее в самый дальний угол коридора и шепчет голосом, прерывающимся от волнения:
− Я должна сообщить тебе тайну, Зоя, большую-большую тайну!
− Ну?
Неточка хотела было обидеться на равнодушие Зои, но вовремя вспомнила, что обижаться, собственно говоря, не стоит. Ведь в сущности Зоя не знает всей важности ее тайны и, стало быть, не может так же горячо относиться к ней, как сама Неточка. Стало быть, Зоя не виновата ни в чем.
− Слушай, Зоя! − голос Неточки предательски дрожит. − Ты дашь мне клятву, что не скажешь ни одной душе то, что узнаешь от меня сейчас, сию минуту?
− Ну не скажу. А дальше-то что?
«Ах, Боже мой, что за тон!»
Тон отнюдь не соответствует важности момента! Эта Зоя способна заморозить всякий высокий порыв, веточка возмущена, но отступить она уже не может. Взяв Зою за руку, приблизив к ее уху свое разгоряченное лицо, Неточка шепчет:
− Я, Зоя… я… Я сочинила стихи, Зоя!
− Ну и что же?
Этот вопрос способен превратить Неточку в соляной столб, в какой была превращена некогда жена библейского Лота.
Ах, Боже мой! Вот этого она, конечно, никогда, никогда не ожидала. Нет, эта Зоя какое-то бесчувственное, холодное существо! Поэзии в ней столько же, сколько в гимназическом стороже Архипе. Ни чуточки поэзии… Ни-ни!
С обиженным видом и растерзанным сердцем Неточка продолжает:
− Я написала стихи. Понимаешь, я сама вчера вечером написала! Хочешь, я тебе их прочту?
− Ну, − соглашается Зоя и лезет в карман за карамелькой.
− Не хочешь ли? − предупредительно предлагает она Неточке леденец.
Удивительно странная эта Зоя! Не может понять самой простой, самой обыкновенной вещи, что когда автор собирается читать стихи, он меньше всего думает о карамелях! Однако Неточка делает над собою усилие и, воздержавшись от упрека, готового сорваться с языка, вынимает из-за лифа платья тщательно сложенную бумажку и читает неестественным голосом, нараспев скандируя строфы:

Я молода, но жизнь моя − море безбрежное,
Бурливое, темное, ало-мятежное.
В нем мечутся звезды, зеленые, синие, красные,
В нем розы цветут в глубинах гневно-властные.
В нем чайки летают, летают певучие…
И волны гуляют такие могучие…

− Могучие… − еще раз протягивает для чего-то Неточка. Потом поднимает на подругу торжествующий взгляд: − Что? Хорошо?

Зоя молчит с минуту. Только слышно аппетитное хрустение карамельки на зубах.

− Непонятно что-то, − говорит после паузы Зоя, − чайки не поют, во-первых, а кричат… Потом, скажи на милость, какие это ты видела красные и синие звезды. Да еще в море! А еще скажи, пожалуйста, почему ало-мятежное море? Алое-то почему?
− Ах, это декадентские стихи! Так нынче пишут! − ужасно волнуется Неточка. − Ты страшно отсталая, Зоя, если не понимаешь этого! Да!
И разобиженная вконец, махнув рукой на свою «непоэтичную подругу», Неточка отошла от Зои, решив в душе, что совсем не следовало делиться с ней тайной.
На уроке русского языка, пока учитель объяснял о сентиментализме произведений Карамзина, Неточка тихонько вытащила свой таинственный листок и снова читала, едва заметно шевеля губами: «Я молода, но жизнь моя море безбрежное… бурливое, темное, ало-мятежное…»
Она так увлеклась произведением своей случайной музы, что совсем не заметила, как преподаватель сразу оборвал свою лекцию о Карамзине, встал с кафедры и подошел почти вплотную к ее парте.
Очнулась она только тогда, когда услышала зловещую фразу над своим ухом:
− Госпожа Ларионова, потрудитесь отдать мне то, чем вы заняты сейчас, так некстати, за уроком!
Неточка обомлела.
Отдать листок, открыть тайну! О! Ни за что! Ни за что!
− Пожалуйте! − рука учителя настойчиво протягивалась к ней.
Классная дама спешила к нему на помощь. Нечего делать, пришлось покориться и отдать листок. А через минуту в классе уже звучало: «Я молода, но жизнь моя море безбрежное…» И так далее, и так далее, и так далее… И о красных и синих звездах, и о гневно-властных розах, и о певучих чайках, словом, все, все до самого конца!
Ах, что переживала бедная Неточка в эти минуты!
И уж разумеется, теперь ей совсем не нравились ее декадентские стихи. В передаче учителя они выходили такие сырые, плоские, худые… Совсем, совсем скверные стихи…
Ах, как она страдала, Неточка! Как страдала! Но что было хуже всего − это когда учитель, отложив злополучный листок в сторону, обратился к ней с плохо замаскированной иронией:
− Госпожа Ларионова, очевидно, совсем забыла, что слово «безбрежные» пишется через «е», а не через «ъ», а слово «певчие» как раз наоборот. Очень грубые ошибки. Обратите на них внимание! С такими ошибками стыдно переходить в четвертый класс, m-lle! И он окинул Неточку убийственным, уничтожающим взглядом.
Ах, как это было совестно! Неточке хотелось провалиться сквозь землю, и она внутренне клялась никогда в жизни не писать стихов…
Бедная Неточка! Бедная Неточка!

Источник

Л.А.Чарская «Тайна» ТЕКСТ, анализ

Просмотр содержимого документа
«Анализ Тайны»

Сделаем анализ произведения Л. Чарской «Тайна» и ответим на такие вопросы:

Просмотр содержимого документа
«Чарская Тайна»

Тайна — рассказ Лидии Чарской. Записки маленькой гимназистки

Лидия Чарская. Рассказ из цикла «Записки маленькой гимназистки»

Как она, Неточка Ларионова, вошла в класс, каким многозначительным взглядом окинула ближайших соседок по партам − они уже поняли, что с их подругой Неточкой случилось нечто.

И лицо Неточки, маленькое, курносенькое, с бисеринками веснушек под глазами, у носа и на щеках, говорило за то, что нечто необычайное творилось с его владелицей.

На обычной молитве перед занятиями Неточка не могла стоять спокойно, на уроке геометрии тоже, так что учитель Федор Павлович Сабелин два раза окликнул ее, приглашая внимательнее слушать поясняемую им теорему.

Наконец кончился бесконечный первый урок! Небольшой пятиминутный перерыв − и Неточка уже сидит за следующим часом французского языка.

Преподаватель французского принес сегодня классные сочинения и раздал их гимназисткам, делая соответствующие замечания каждой из них. Ах, что значит французское сочинение перед тем, что переживает сейчас Неточка! Положительно ничего не значит перед ее, Неточкиной, тайной!
О, эта тайна!
Из-за нее, из-за этой тайны, бедняжка Неточка не спала целую ночь! От счастья, конечно. Из-за нее со вчерашнего дня не знает покоя, из-за нее же получила замечание от Пифагора, как называют у них в гимназии преподавателя математических наук.

И что это за ужасно неприятное состояние − хранить в себе тайну и не иметь возможности поделиться ею с кем-нибудь из подруг! Ах, ужасно! Ужасно!

И недолго думая, Неточка склоняет голову набок и тихонько, чуть слышно, шепчет:
− Зоя! Зоя! Приди в следующую перемену к «крану» в коридор. Слышишь, Зоя! Мне надо переговорить с тобой, посоветоваться насчет одной тайны. Ну понимаешь? Придешь?
− Угу! − кратко соглашается Зоя, хотя мысль ее целиком сейчас в классном журнале, где учитель только что начертал ей, Зое, за сочинение некую цифру, а какую − Зоя не успела как следует проследить.

Звонок только что возвестил окончание урока. В классе обычная суета. Пока длится перерыв, здесь открываются форточки, а гимназистки в это время прогуливаются в зале и в коридоре. У крана или, вернее, у фильтра с кипяченой водой стоит Неточка, прибежавшая сюда гораздо раньше Зои, и ждет подругу.
Неточка, волнуется. И чего она только копается там, эта Зоя!
Несносная какая − того и гляди кончится перерыв, погонят их всех снова в класс, и не успеет она, пожалуй, сообщить ей свою тайну.
Но вот показалась высокая фигура Стояновой в коридоре. Наконец-то!
Неточка с такой стремительностью кидается навстречу Зое, что чуть не сшибает с ног подвернувшуюся ей по пути тоненькую «первушку».
− Что вы толкаетесь? Такая большая! − ворчливо шипит «первушка» и делает по адресу Неточки злое-презлое лицо…
Но Неточка ничего и никого не видит и не слышит в эти минуты. Никого, кроме Зои. Неточка сама не своя. Она хватает за руку подругу, увлекает ее в самый дальний угол коридора и шепчет голосом, прерывающимся от волнения:
− Я должна сообщить тебе тайну, Зоя, большую-большую тайну!
− Ну?
Неточка хотела было обидеться на равнодушие Зои, но вовремя вспомнила, что обижаться, собственно говоря, не стоит. Ведь в сущности Зоя не знает всей важности ее тайны и, стало быть, не может так же горячо относиться к ней, как сама Неточка. Стало быть, Зоя не виновата ни в чем.
− Слушай, Зоя! − голос Неточки предательски дрожит. − Ты дашь мне клятву, что не скажешь ни одной душе то, что узнаешь от меня сейчас, сию минуту?
− Ну не скажу. А дальше-то что?
«Ах, Боже мой, что за тон!»
Тон отнюдь не соответствует важности момента! Эта Зоя способна заморозить всякий высокий порыв, веточка возмущена, но отступить она уже не может. Взяв Зою за руку, приблизив к ее уху свое разгоряченное лицо, Неточка шепчет:
− Я, Зоя… я… Я сочинила стихи, Зоя!
− Ну и что же?
Этот вопрос способен превратить Неточку в соляной столб, в какой была превращена некогда жена библейского Лота.
Ах, Боже мой! Вот этого она, конечно, никогда, никогда не ожидала. Нет, эта Зоя какое-то бесчувственное, холодное существо! Поэзии в ней столько же, сколько в гимназическом стороже Архипе. Ни чуточки поэзии… Ни-ни!
С обиженным видом и растерзанным сердцем Неточка продолжает:
− Я написала стихи. Понимаешь, я сама вчера вечером написала! Хочешь, я тебе их прочту?
− Ну, − соглашается Зоя и лезет в карман за карамелькой.
− Не хочешь ли? − предупредительно предлагает она Неточке леденец.
Удивительно странная эта Зоя! Не может понять самой простой, самой обыкновенной вещи, что когда автор собирается читать стихи, он меньше всего думает о карамелях! Однако Неточка делает над собою усилие и, воздержавшись от упрека, готового сорваться с языка, вынимает из-за лифа платья тщательно сложенную бумажку и читает неестественным голосом, нараспев скандируя строфы:

Я молода, но жизнь моя − море безбрежное,
Бурливое, темное, ало-мятежное.
В нем мечутся звезды, зеленые, синие, красные,
В нем розы цветут в глубинах гневно-властные.
В нем чайки летают, летают певучие…
И волны гуляют такие могучие…

− Могучие… − еще раз протягивает для чего-то Неточка. Потом поднимает на подругу торжествующий взгляд: − Что? Хорошо?

Зоя молчит с минуту. Только слышно аппетитное хрустение карамельки на зубах.

− Непонятно что-то, − говорит после паузы Зоя, − чайки не поют, во-первых, а кричат… Потом, скажи на милость, какие это ты видела красные и синие звезды. Да еще в море! А еще скажи, пожалуйста, почему ало-мятежное море? Алое-то почему?
− Ах, это декадентские стихи! Так нынче пишут! − ужасно волнуется Неточка. − Ты страшно отсталая, Зоя, если не понимаешь этого! Да!
И разобиженная вконец, махнув рукой на свою «непоэтичную подругу», Неточка отошла от Зои, решив в душе, что совсем не следовало делиться с ней тайной.
На уроке русского языка, пока учитель объяснял о сентиментализме произведений Карамзина, Неточка тихонько вытащила свой таинственный листок и снова читала, едва заметно шевеля губами: «Я молода, но жизнь моя море безбрежное… бурливое, темное, ало-мятежное…»
Она так увлеклась произведением своей случайной музы, что совсем не заметила, как преподаватель сразу оборвал свою лекцию о Карамзине, встал с кафедры и подошел почти вплотную к ее парте.
Очнулась она только тогда, когда услышала зловещую фразу над своим ухом:
− Госпожа Ларионова, потрудитесь отдать мне то, чем вы заняты сейчас, так некстати, за уроком!
Неточка обомлела.
Отдать листок, открыть тайну! О! Ни за что! Ни за что!
− Пожалуйте! − рука учителя настойчиво протягивалась к ней.
Классная дама спешила к нему на помощь. Нечего делать, пришлось покориться и отдать листок. А через минуту в классе уже звучало: «Я молода, но жизнь моя море безбрежное…» И так далее, и так далее, и так далее… И о красных и синих звездах, и о гневно-властных розах, и о певучих чайках, словом, все, все до самого конца!
Ах, что переживала бедная Неточка в эти минуты!
И уж разумеется, теперь ей совсем не нравились ее декадентские стихи. В передаче учителя они выходили такие сырые, плоские, худые… Совсем, совсем скверные стихи…
Ах, как она страдала, Неточка! Как страдала! Но что было хуже всего − это когда учитель, отложив злополучный листок в сторону, обратился к ней с плохо замаскированной иронией:
− Госпожа Ларионова, очевидно, совсем забыла, что слово «безбрежные» пишется через «е», а не через «ъ», а слово «певчие» как раз наоборот. Очень грубые ошибки. Обратите на них внимание! С такими ошибками стыдно переходить в четвертый класс, m-lle! И он окинул Неточку убийственным, уничтожающим взглядом.
Ах, как это было совестно! Неточке хотелось провалиться сквозь землю, и она внутренне клялась никогда в жизни не писать стихов…
Бедная Неточка! Бедная Неточка!

Источник

Конспект урока по родной(русской) литературе по теме «Л. Чарская «Тайна». Тема равнодушия и непонимания»

чему учит рассказ чарской тайна. Смотреть фото чему учит рассказ чарской тайна. Смотреть картинку чему учит рассказ чарской тайна. Картинка про чему учит рассказ чарской тайна. Фото чему учит рассказ чарской тайна

Урок родной (русской литературы) 8 класс

по теме: «Л.А. Чарская рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе.

Цель урока: знакомство с биографией Лидии Чарской (Чуриловой), знакомство анализ произведения «Тайна».

…Ее книги читали при свече, керосинке, пляшущем огне буржуйки белыми ночами у раскрытого окна или на скамейке под липами. Над этими книгами счастливо забывались юные сестры милосердия в санитарных поездах Первой мировой войны. Над ними плакали русские изгнанники, увозившие книги своего детства в Константинополь, Прагу, Белград и Париж.

«Записки гимназистки», «Княжна Джаваха»,»Смелая жизнь». До революции это были просто книги, они нравились двенадцатилетним девочкам и не нравились многим взрослым. Строгие критики их ругали, издатели наживали на них свои барыши.

Что же это книги? И кто же их автор? Давайте познакомимся с биографией Лидии Чарской.

2. Слово учителя. Знакомство с биографией писателя.

Затем (в 1893году) Чарская поступает на Драматические курсы при Императорском театральном училище и успешно их заканчивает. Она выделяется яркой внешностью, эмоциональность.

С 1898 по 1924 год Чарская прослужила в Санкт-Петербургском Александринском Императорском театре. Именно там родился псевдоним «Чарская». Можно предположить, что оно родилось по аналогии со словами «чары», «очарованье», «колдовство». После окончания училища Лидия Алексеевна определилась в Александринский Императорский театр, в котором прослужила с 1898 по 1924 год. Именно там, на сценических подмостках, родился псевдоним «Чарская». Роли ей доставались второстепенные, эпизодические, жалованье тоже было невелико.

Наряду с работой в театре Чарская была страстно увлечена сочинительством, и этим псевдонимом она подписывает свои первые книги. Занятие литературой оказалось легким и приятным. «Я буквально горю и сгораю, лихорадочно набрасываю одну страницу за другой». Первая же повесть «Записки институтки», родившаяся в 1901 году из ее институтских дневников, году принесла ей громкую славу. Критики начала века не вникали в природу столь внезапного успеха в литературе молодой актрисы. Но потом поняли, что Чарская не останется автором одной книги и ее представили хитроумной дамой, которая, своими книгами идет на поводу у подростков.
О чем она писала? О доброте, любви к ближнему, о сострадании, самоотверженности, отзывчивости. О тех человеческих качествах, недостаток которых особенно сильно ощущается в наше время.

Но после 1917 судьба писательницы резко изменилась. С приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения и буржуазно-мещанских взглядов. Подвергли резкой критики за то, что ее произведения слишком чувствительны, сентиментальны, в них слишком много страданий. (О том, что женщина с юных лет жила на трудовые заработки, было забыто).

О Чарской вспомнили в 90-е годы XX века. Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Ее книги уже стоят на полках книжных магазинов.

У писательницы были две излюбленные темы. 1. Одна из них связана с популярнейшей темой в мировой литературе — о брошенных, потерянных, похищенных детях, об их порой удивительной судьбе. В силу роковых обстоятельств герои книг Чарской «Сибирочка» (1908), «Лесовичка», «Щелчок» (обе — 1912) и др. оказались оторванными от родного дома, от родителей. Герои попадают в глухой лес, в воровской притон, за монастырские стены, в цыганский табор, на арену цирка и т. п. Они познают жестокость, побои, нищету. Однако маленький искал доброты, сердечности, отзывчивости. И читатель верил: с попавшим в беду человеком рядом вдруг появится смелый, великодушный мальчик или хрупкая нежная девочка — и они возьмут на себя несправедливое обвинение, поделятся куском хлеба. Герои Чарской бескорыстны и справедливы, терпеливы и добры. В конечном счете, они побеждают, побеждает их душевная красота и обаяние.

Самая излюбленная тема Чарской была связана с жизнью девушек в Павловском институте: «Записки институтки», «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская» (1904), «Белые пелеринки» (1906), «Юность Лиды Воронской» (1912), а также автобиографические книги, в которых снова автор возвращается к институтской жизни: «За что?» (1909), «Большой Джон» (1910), «На всю жизнь», «Цель достигнута» (обе — 1911). В отличие от приключенческих повестей эти книги показывают жизнь, ограниченную достаточно глухими стенами — закрытого женского учебного заведения.

Сегодня на уроке мы говорим о рассказе «Тайна».

— Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какова его основная тема? (тема равнодушия и непонимания)

Это и станет темой нашей беседы сегодня.

Скажите, что такое равнодушие? ( Равнодушиеэто безучастность, хладнокровное отношение к нужде и бедам, возникшим у кого-то в жизни)

А что такое непонимание? (Непонимание – неспособность воспринимать, постигать и осознавать мотивы поведения другого, неумение объяснить его действия и поступки; неспособность пропускать через разум и сердце состояние, настроение, намерения и образ мыслей другого).

Давайте обратимся к тексту и посмотрим, как раскрывает автор тему равнодушия и непонимания в произведении. Запишите тему урока: «Тема равнодушия и непонимания в рассказе Лидии Чарской «Тайна».

— Что случилось с Неточкой? (она была взволнованна)

Найдите в тексте слова, которые показывают, что с героиней было что-то неладное. ( не могла стоять спокойно, учитель Федор Павлович Сабелин два раза окликнул ее, бедняжка Неточка не спала целую ночь, получила замечание от Пифагора, Неточка волнуется. Неточка сама не своя. В голове ее шумит вследствие бессонной ночи, в ушах позванивает. Руки Неточки холодны, как лед, а щеки пылают, как печка).

Какие приемы использует автор, описывая состояние героини? (восклицательные предложения указывают на волнение, сравнение как лед, как печка)

С кем решает поделиться со своей тайной Неточка? (Зое Стояновой)

Какую же тайну хранила Неточка? (она сочинила стихотворение)

Зачитайте эпизод признания Неточки. Выпишите в таблицу слова, которые описывают дейтвия Неточки и реакцию Зои.

Она хватает за руку подругу, увлекает ее в самый дальний угол коридора и шепчет голосом, прерывающимся от волнения;

голос Неточки предательски дрожит;

Взяв Зою за руку, приблизив к ее уху свое разгоряченное лицо, Неточка шепчет

С обиженным видом и растерзанным сердцем Неточка продолжает

— Ну не скажу. А дальше-то что?
— Ну и что же?

Ну, — соглашается Зоя и лезет в карман за карамелькой.
слышно аппетитное хрустение карамельки на зубах

Как вы можете оценить реакцию Зои на стихотворение Неточки?

Что происходит на втором уроке?

Что сделал учитель с тайной Неточки?

Как вы относитесь к поступку Учителя?

Что мог сделать учитель?

Какова была реакция Неточки на поступок учителя? Найдите слова в тексте, передающие состояние героини.

Итак, за один день счастливая Неточка стала глубоко несчастной. Чарская хотела донести до читателя то, что очень легко можно обидеть человека, можно отбить интерес его к творчеству. Героиня Нета написала чудесные стихи, на ее взгляд. Но подруга не оценила и раскритиковала труд Неты, а учитель прочитал перед всем классом, сделав кучу замечаний. Так, у девочки пропало всякое желание заниматься творчеством в будущем.

Напишите сочинение по теме «Что такое равнодушие?», в пример приведите рассказ Л. Чарской «Тайна»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *