чему человек может научиться у других аргументы
229. Меняется ли человек под влиянием других людей?
Человек постоянно находится под влиянием социума и ближайшего окружения — так он устроен. Находясь среди людей, мы во всем ориентируемся на них, чтобы адаптироваться и преуспеть в обществе. Также определяющее значение в нашей жизни имеет семья, для которой многие из нас способны измениться к лучшему и меняются каждый день. Это подтверждают многочисленные аргументы из литературы.
Известно, что вторая половинка дает человеку силу преодолевать жизненные трудности и не замечать лишений. Муж или жена сильно влияют на людей. Так и герои новеллы О. Генри «Дары волхвов» не видели своей бедности, они жили друг другом. Никакие богатства не могли бы дать им того, что подарила любовь. Делла и Джим были очень счастливы, хоть и во многом нуждались. Ради того чтобы сделать подарок избраннику, героиня пожертвовала своими прекрасными длинными волосами, а ее муж расстался с единственной ценностью — часами. Но потери не омрачили их рождественского настроения. Они все равно были рады тому, что получили — гребню для несуществующих волос и цепочке для заложенных часов. Любовь сделала их жизнь безоблачной и счастливой, и никакая бедность не могла помешать им наслаждаться взаимными чувствами. Такова роль любви в мире: она сглаживает все шероховатости судьбы. Делла и Джим влияли друг на друга, помогая и поддерживая, благодаря чему в их бедной семье было духовное богатство. Никто не чувствовал себя несчастным и обделенным даже в непростых условиях. Если бы в семье мира не было, то и герои не смогли бы мириться со своими стесненными обстоятельствами.
Таким образом, и друзья, и избранники, и другое ближайшее окружение оказывают сильное влиянием на формирование личности. Человек черпает у других моральные ценности, интересы, мудрые заветы. Он учится и развивается благодаря общению. Близкие люди могут сделать нас несчастными или счастливыми, как и мы их. Поэтому надо стараться сделать нашу общую жизнь как можно лучше.
Чему мы можем научиться у других людей? Аргументы И. С. Тургенев «Отцы и дети», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Чему мы можем научиться у других людей? Я считаю, что у окружающих нас людей мы можем научиться важным моральным и нравственным качествам, которые необходимы нам в повседневной жизни. другие люди могут научить нас многому, ведь их жизненный опыт несомненно отличается от нашего, и этот опыт может помочь нам не совершать в будущем их ошибок. находящиеся вокруг нас люди могут дать нам знания о том, что мы не знаем. и для обоснования своей точки зрения приведу примеры из художественной литературы.
Для того, чтобы аргументировать вышесказанное обратимся к роману И. С. Тургенева «Отцы и дети», где нам показано чему могут научить родители своего ребёнка. Николай Петрович, невзирая на то, что интересы его сына, нигилиста Аркадия, ему совсем не нравились, всё равно уважал его выбор и пытался понять его. А Аркадий стремился копировать своего товарища Базарова, хоть и не совсем понимал, что это все ему совершенно не подходит и не интересно. И ему помогают это понять разумные и мудрые советы отца. Так, мы видим, что Аркадий приобретает с помощью своего отца такие качества, как терпимость, благосклонность, толерантность, мягкость.
Также хочу привести в пример роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Там Соня Мармеладова, девушка лет восемнадцати, была вынуждена пойти работать «по жёлтому билету» ради того, чтобы спасти свою семью от голода, нехватки денег и ещё для того чтобы прокормить детей. Такой поступок порождает признание и уважение от Екатерины, мачехи Сони. На мой взгляд, Екатерина на её примере учится доброте, отзывчивости, великодушию и решительности.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что люди действительно могут научить нас многому в жизни. и поэтому мы должны всегда учиться у окружающих чему-то новому для себя.
Предложение с маленькой буквы.
На вашем месте я бы не стала включать в сочинение это предложение и вовсе, так как перед ним написано все тоже самое.
Не пишем в сочинении «нас, нам, нашего»
Предложение начинаем с большой буквы. Я бы на вашем месте подвела к аргументации так: «Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.»
Необходима запятая после вышесказанное.
Лишняя запятая после «Так».
Первый аргумент не подходит(фактическая ошибка), так как раскрыт неверно. Аркадий отказывается от нигилизма не благодаря отцу. Позже он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. И вся увлеченность была лишь «по молодости».
Звучит некорректно. Лучше написать «В качестве второго аргумента рассмотрим. «
Необходима запятая после «еще».
Где там? Лучше написать «В произведении».
Нельзя писать «мы», лучше написать обобщенно, а именно «Таким образом, можно сделать вывод. «
Можно написать «..что люди с богатым жизненным опытом могут многому научить.» Можно упомянуть, что лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Последнее предложение лишнее.
Предложение с маленькой буквы
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку
Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам
Я и другие — аргументы для итогового сочинения
Тезисы
Аргументы
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Человек не может жить вне общества, потому что он не в силах выдержать полного уединения. Именно в общении формируется и развивается личность, ведь социальные контакты — это ее незаменимая часть. Это доказывает пример из романа «Евгений Онегин». Главный герой скучал и в высшем обществе, и в деревне, и за границей. Новые впечатления заканчивались быстро, и хандра овладевала всем его существом. Но, как бы он не презирал однообразие и суету людей, он не мог надолго покинуть их. Даже в отдаленном селе он нашел себе «от делать нечего» друга, который скрашивал его одиночество беседами. Знакомство с Лариными он завел тоже добровольно, хотя недолюбливал помещиков из глубинки. Несмотря на предосудительное отношение к обществу, герой все равно искал встречи с ним. Поэтому он оказался в Москве и вновь увидел Татьяну. Состояние и титул позволяли Евгению вообще никого не видеть, раз уж никто ему не интересен, но он не смог жить вне своего дворянского окружения. Даже «лишние люди» не в силах довольствоваться одиночеством.
Дж. Лондон, «Мартин Иден». Как человеку стать личностью? Чтобы полностью сформировать себя и определиться с жизненными приоритетами, необходимо уделить время и силы саморазвитию. Например, герою романа «Мартин Иден» удалось познать и усовершенствовать себя с помощью самообразования. Герой влюбился в девушку из высшего общества, но сам был всего лишь моряком, выходцем из нищих слоев населения. Ему не хватало слов и манер, чтобы общаться с ней и ее семьей. Любовь вдохновила его идти к цели — стать человеком, достойным внимания Рут. Мартин упорно занимался науками, недоедал и на всем экономил, чтобы преуспеть в литературе и заработать состояние. Но в погоне за успехом он перегнал своих новых друзей и стал намного умнее, поэтому его не удовлетворяли обывательские запросы буржуазной среды. Даже Рут оказалась обыкновенной и заурядной барышней, которая не смогла понять Мартина. Все эти озарения стали следствием саморазвития: герой неустанно открывал мир вокруг себя и анализировал увиденное. Ему удалось стать личностью, даже несмотря на низкое социальное происхождение, отсутствие денег и другие преграды.
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Как понять другого человека? В этом нелегком деле нам помогает жизненный опыт. Чем больше мы пережили, тем чувствительнее и восприимчивее мы становимся. Это доказывает пример из романа «Преступление и наказание». Соня Мармеладова смогла понять горе Родиона, потому что сама «преступила» законы морали и нравственности. Она зарабатывала деньги проституцией, а он был убийцей. Она пожертвовала собой, а как и он, ведь они пошли против своей совести. Соня и Родион жили вне закона, общество презирало их. Их семьи были бедны, унижены, но образованы. Именно поэтому Раскольников смог признаться в содеянном только Соне, хотя так мало знал ее. Он сразу же почувствовал, что она, отверженная, сможет говорить с ним на одном языке. Богатый жизненный опыт сделал Соню не по годам мудрой и сострадательной. Она действительно помогла Родиону. В понимании его души ей поспособствовали те страдания и горести, которые она пережила.
Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Почему важно быть толерантным? Это качество помогает нам уважать всех людей и сохранять мир благодаря этому взаимному уважению. Отсутствие толерантности погубило многих наших предков, о чем писал Н.В. Гоголь в исторической повести «Тарас Бульба». Казаки были ярыми антисемитами и устраивали еврейские погромы. Одна лишь преувеличенная и непроверенная весть о том, что представители еврейского народа притесняют православных людей, чего в действительности быть не могло из-за численного перевеса последних, заставила казаков двинуться на польские деревни и убивать всех без колебаний. «Ляхов» герои тоже ненавидели и дискредитировали на религиозной почве. Сам Тарас Бульба не раз увивал женщин и детей лишь на том основании, что они по-другому веровали в Христа. Кровопролитная война казаков и поляков началась из-за взаимной нетерпимости. Если бы герои были толерантны и не ставили свою нацию выше других, они избежали бы многих жертв, и семья Бульбы продолжала бы свой род до сих пор.
А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Возможна ли гармония между личностью и обществом? Ответ на этот вопрос зависит от самого человека, а именно от его готовности подстраиваться под окружение. Например, А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» описал двух разных героев. Молчалин всегда говорил только то, что хотели от него услышать. Он подыгрывал восторженной барышне, претворяясь влюбленным и цитируя персонажей ее любимых романов. Он подхалимствовал, находясь в компании знатных дворян. Он всегда находил изысканные комплименты даже для собаки Хлестовой и умел услужить в любом деле. Его фамусовское общество принимало и не обделяло милостями. А вот гордого и честного Чацкого люди не любили, потому что он говорил то, что думал, и не подстраивался под окружение. Его дерзкие обличительные речи заставляли помещиков и чиновников спорить, стыдиться и нервничать. Он не вписывался в их узкие рамки и представления. Кому же понравится такая компания? Нет ничего удивительного в том, что Александра не приняли, а Алексей стал своим. Гармония личности и общества возможно только в том случае, если их объединяют одни и те же ценности, нравственные ориентиры и цели.
Л.Н. Толстой, «Война и мир». Что сближает людей? В первую очередь, общие цели и моральные установки. Так, герои романа-эпопеи «Война и мир», Андрей и Пьер, стали друзьями, потому что их объединили поиски смысла жизни. Оба дворянина не находили себе места в светском обществе и были одиноки в своих духовных исканиях. Оба стремились к доброте, любви, честности и обретению своего призвания. Внешне и по характеру, по воспитанию и происхождению, они были не похожи, зато их внутренние миры были связаны общими мечтами, нуждами и интересами. Интересно, что они, не сговариваясь, одновременно реализовали одни и те же реформы в своем хозяйстве, облегчив участь крестьян. Они даже полюбили одну и ту же девушку — Наташу Ростову. Болконский и Безухов имели одни и те же мировоззренческие особенности, поэтому их судьбы тесно переплелись между собой.
М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Почему общество не принимает некоторых людей? Причина в том, что ментальность и нравственные принципы одной социальной группы противоречат другой, и возникает конфликт. Эту закономерность подметил М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон». В истории семьи Мелеховых произошла трагедия: жену Прокофия, пленную турчанку, убили соседи. Казаки считали, что мусульманская женщина обладала волшебной силой и спровоцировала неурожаи. Они не могли принять ее изначально, потому что она придерживалась своих традиций и вела себя не так, как принято на Дону. Героиня кутала лицо, ходила в шароварах, ни с кем не общалась. Казачки улюлюкали, видя ее, и провожали турчанку насмешками. А в год неурожаев все они подумали, что именно турчанка виновата в голоде. Люди напали на нее ночью, и муж не смог ее спасти. Очевидно, что в данном примере общество отторгало чужеземку из-за того, что она не вписывалась в общепринятые рамки. Ее непохожесть на других лишь подтвердила возникшие суеверия и привела к трагической развязке.
А.Н. Островский, «Гроза». В чём причины вражды между людьми? Конфликт возникает из-за расхождения во взглядах и мнениях. Это доказывает пример из пьесы Островского «Гроза». Катерина вышла замуж за человека из другой социальной среды — купца. Если в ее девическом окружении девушки обладали определенными свободами, то в купеческой семье невестка сразу стала мишенью для упреков и притеснений. Кабаниха тиранила всех, кто от нее зависел, но если родные дети привыкли к этому, то Катерине такое отношение показалось оскорбительным и несправедливым. Поэтому в доме царила еле сдерживаемая вражда: внешне благочестивая свекровь пыталась всячески поддеть и обидеть невестку, а Катерине приходилось сохранять видимость почтительности. Это противостояние двух сильных женщин завершилось трагедией: Катерина бросилась в Волгу. В чем же причины этого семейного раздора? Марфа Игнатьевна жила по «Домострою» и хотела быть единоличной хозяйкой в доме. Вольное поведение невестки, не привыкшей подчиняться ханжеской морали, ее раздражало. А Катерина привыкла к свободе и деликатному отношению, ей было не по душе находиться под давлением лицемерия, ссор и придирок. Столкновение мировоззренческих парадигм стало главным источником вражды в семье Кабановых.
А.П. Чехов, «Пари». Человек становится человеком только среди людей. Эту истину экспериментально доказал герой произведения А.П. Чехова «Пари». Молодой юрист решил доказать банкиру, что сможет прожить в полной изоляции 15 лет. Так он утвердил бы главный свой тезис: пожизненное заключение лучше смертной казни. Его оппонент думал иначе: «Казнь убивает сразу, а пожизненное заключение медленно». Эксперимент доказал правоту богача. Через 15 лет он увидел перед собой не человека, а его жалкое подобие. Молодой юрист лишился желаний, целей, чувств, мыслей, свойственных людям. Он стал тенью самого себя и был полон разочарования в жизни. Без общения с внешним миром герой не смог сохранить свой ум. Помрачение рассудка привело к тому, что он ушел раньше срока, не дождавшись пяти последних часов, то есть перечеркнул все то, ради чего потерял лучшие годы жизни. Это прямое доказательство того, что человек может жить только в кругу себе подобных.
И.А. Гончаров, «Обломов». Какова роль дружбы в жизни человека? Только духовная близость с родственными душами помогает нам преодолевать трудности и полноценно развиваться. Это доказал И.А. Гончаров в романе «Обломов». Штольц, лучший друг главного героя, не раз спасал его от мошенников, которые хотели прибрать к рукам его имение. Илья Ильич всегда ждал приезда товарища, как панацеи от всех житейских неурядиц. Именно Андрей Иванович был необходимой движущей силой, которая могла всколыхнуть и освежить жизнь Обломова. Дружеская поддержка помогла ему выйти из зоны комфорта и найти любовь. Возвышенные чувства к Ольге изменили апатичного барина: он стал появляться на людях и интересоваться окружающим миром. Даже после смерти Ильи Ильича друг не бросил его сына и взял мальчика на воспитание. Роль дружбы в судьбе героя сложно переоценить: товарищ стал для него опорой и защитником.
208. Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»? (3 варианта)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 26.11.2020 · Обновлено 15.04.2021
Многомудрый Литрекон согласен с Радищевым и проявил свою солидарность в итоговом сочинении на тему: Согласны ли Вы с мнением А. Радищева «Только тогда ты станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом». Аргументы он взял из книг «На дне», «В дурном обществе», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Чудесный доктор», «Баргамот и Гараська».
Вариант 1
(422 слова) Александру Николаевичу Радищеву, знаменитому писателю, принадлежит поразительно верная фраза: «Только тогда ты станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом». Автор продемонстрировал ею закономерность формирования полноценной личности. Пока мы не научимся уважать и ценить окружающих, как самих себя, мы не сможем претендовать на звание «человека». Чтобы лучше объяснить это утверждение, приведем подходящие примеры из литературы.
Совершенно другой пример мы видим в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». Главный герой не прошел мимо чужого горя и помог совершенно незнакомой семье встать на ноги и преодолеть трудности. Доктор Пирогов заметил в парке отчаявшегося бедняка и выслушал его историю. Оказалось, что Мерцалов не был бродягой или пьяницей, он просто потерял работу и временно не мог найти новую. Его семья тяжело переживала нищету. Дети и жена болели, ведь в сыром подвале не было никаких условий для здоровой жизни. Пирогов пошел в эту каморку без колебаний и брезгливости. Он осмотрел дочь Мерцалова и его супругу, дал рецепты и тайком оставил крупную сумму денег. С того счастливого дня все пошло на лад: Мерцалов нашел работу, и все его домочадцы поправились. Доброту и отзывчивость Пирогова семья запомнила на всю жизнь, как и многие люди, которым доктор помог справиться с недугами. Этого героя мы можем назвать человеком с большой буквы, потому что он относился к окружающим по-человечески, видя и в бедняке достойного семьянина.
Таким образом, человек может стать полноценной личностью только тогда, когда он научится ценить и уважать окружающих наравне с собой. До этого момента его социальное воспитание нельзя считать удовлетворительным, ведь для гармоничной жизни в обществе нам необходимы соответствующие навыки и знания. Если люди не способны наладить контакт с социумом, то они не смогут реализовать свой потенциал в полной мере.
Вариант 2
(449 слов) Важнейшим признаком зрелости личности является ее взаимоотношения с окружающими. Если мы научились уважать их и вести себя адекватно, то мы уже способны найти свое место в коллективе и реализовать свой потенциал. Об этом говорил и А.Н. Радищев: «Только тогда ты станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом». С ним могли бы согласиться многие авторы, которые выводили этот признак зрелости на первое место.
Например, А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» подвергнул своего героя важному испытанию, едва он распрощался с родовым гнездом. Когда Петр покидал родителей, он был еще «недорослем», не знающим жизни и совсем не готовым к самостоятельности. Поэтому первые его шаги в мире без опеки папы и мамы были ошибочными и неловкими: он выпил лишнего и проиграл крупную сумму денег на бильярде. Но его раздосадовала не потеря сбережений, а поведение слуги. Савельич не хотел отдавать его долг, ведь барин не одобрил бы такого расточительства. Петр разбушевался и указал крепостному мужику на его место. Савельич отдал деньги, но Гриневу очень скоро стало стыдно за свое поведение. Он унизил того, кто ухаживал за ним с самого детства. Тогда Петр извинился перед своим слугой и получил прощение. С этого момента начинается эволюция героя: он становится умнее, смелее, ответственнее. На его примере автор показал, что люди начинают свой путь к самосовершенствованию с установления контакта с окружением. Умение ценить и уважать другого — это важнейший признак зрелости. Пока человек не научится видеть человека в другом, он не станет полноценной личностью.
Аналогичный пример мы видим в произведении В.Г. Короленко «В дурном обществе». Вася рос в обеспеченной семье, но страдал от одиночества и непонимания со стороны отца. Судья замкнулся в своем горе после смерти жены и практически не участвовал в воспитании ребенка. Юный герой был предоставлен сам себе. Важнейшим этапом его «уличного» взросления автор считает знакомство с нищими детьми. Вася увидел в них друзей, равных ему по способностям. Он стал играть с ними, несмотря на предрассудки окружения. Валя и Маруся многому научили Васю. Он увидел взрослую жизнь без прикрас и вынужден был задуматься о многих серьезных темах. Например, он понял, что Валя — совсем не плохой мальчик, но приговоренный к воровству нищетой и сиротством. Узнав многое о мире и людях, Вася стал по-другому воспринимать собственного отца, которого раньше не мог оценить по достоинству. Благодаря этому обстоятельству герой смог наладить отношения с ним. Данный пример позволяет нам увериться в том, как важно добиться взаимопонимания с другими людьми, научиться уважать и понимать их. Это необходимый этап формирования полноценной личности.
Таким образом, человек должен научиться видеть в других людях таких же полноправных и равноценных личностей, как он сам. Ему необходимо достичь этого понимания, усвоить эту мудрость, чтобы повзрослеть, освоиться в обществе и развиваться дальше. Без этого он не сможет самосовершенствоваться и реализовывать свои способности в социуме.
Вариант 3
(481 слово) «Только тогда ты станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» — так говорил А.Н. Радищев, знаменитый писатель 18 века. В его цитате раскрывается важнейший признак нравственного преображения личности. Если мы относимся к окружающим уважительно и видим в них таких же полноценных людей, как мы сами, то это свидетельствует о нашем духовном росте и моральном приоритете. С этим могли бы согласиться многие писатели, которые затрагивали данную тему в своих произведениях.
Например, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» продемонстрировал личностный рост героя на примере его взаимоотношений с окружающими. До плена Пьер Безухов с трудом налаживал социальные контакты. Он не понимал их, они не понимали его, и он часто ошибался, наделяя человека теми качествами характера, которыми он вовсе не обладал. Из-за этих иллюзий он попал под влияние Курагина и женился на Элен без любви. Неумение разбираться в людях побуждало его искать гармонию с миром в тайных обществах, мистических ритуалах, мудрых книгах. Но истина была рядом и оказалась значительно проще, чем надумал Безухов. В плену у французов он познакомился с Платоном Каратаевым, пережил тяготы и лишения, свернул с привычной колеи и расширил горизонты познания. После плена Пьер стал внимательнее и отзывчивее по отношению к окружающим: «Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он?». Автор отмечает, что важнейшим признаком нравственного преображения героя является то, что он смог увидеть человека в каждом из окружающих его людей. Он научился ценить их и интересоваться их внутренней жизнью, и это умение положило начало его духовному росту.
Похожий пример мы находим в рассказе Л.Н. Андреева «Баргамот и Гараська». Главный герой накануне пасхи дежурил на службе и очень хотел поскорее вернуться домой. Но тут к нему навстречу направился местный пьяница, известный скандальным поведением. Баргамотов хотел препроводить Гараську в управление, но подвыпивший герой поскользнулся, упал и зарыдал. Оказалась, что Гараська шел к жандарму, чтобы поздравить его с пасхой и подарить праздничное яйцо, но теперь разбил его в результате падения. Баргамотов был приятно удивлен таким неожиданным проявлением доброты. Он пригласил Гараську к себе в дом разговляться и посадил его за один стол с семьей. Пьяница был тронут уважением со стороны авторитетного человека. Рыдая, он произнес: «Как родился, никто по отчеству… не называл…». Все вместе они встретили пасху. Этот эпизод свидетельствует о нравственном преображении героев под влиянием светлого праздника пасхи. Баргамотов смог разглядеть в пьянице и бродяге такого же человека, как он сам, и проявил к нему участие, как к равному. Это говорит о духовном росте героя, который в этот день понял важнейшие истины — заветы Христа, в честь которого люди и отмечали пасху.
Таким образом, умение разглядеть человека в каждом из нас и проявить уважение к нему — это способность, характеризующая моральную зрелость личности и ее духовный рост. Без нее люди не могут идти по пути нравственного совершенствования. С понимания, отзывчивости и осознания равенства всех и каждого начинается интенсивное развитие человеческой души.
Аргументы для итогового сочинения
Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
М. Цветаева «Книги в красном переплёте»
Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.
Н.В. Гоголь «Ревизор»
В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.