чехов размазня о чем заставляет задуматься
Анализ рассказа «Размазня» (А.П. Чехов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 15.11.2019 · Обновлено 20.02.2021
Антон Павлович Чехов знаменит своими короткими юмористическими рассказами, в которых прослеживаются основные пороки человечества. Рассказ «Размазня» — один из таких. В маленьком тексте можно увидеть огромную проблему слабых людей.
История создания
Рассказ «Размазня» написан в 1888 году. Начиная с него, автор начинает переходить к более сложным работам. Впервые опубликован 19 февраля в юмористическом журнале «Осколки» в 1888 году.
Прототипы героев неизвестны, но время, в которое жил и писал Чехов, было таким, что на месте гувернантки могла оказаться каждая вторая девушка без средств, вынужденная работать. В книге автор передал характерную черту своего переходного века, когда женщины уже перестали быть бесправным товаром на выданье, но еще не обрели полноты прав трудящегося человека и не научились из отстаивать.
Жанр, направление
Творчество Антона Чехова относится к реалистическому направлению, поэтому текст написан в направлении реализма.
Жанр произведения – юмористический рассказ, так как в тексте сочетаются все особенности: короткое название, такое же вступление, случай из жизни, основа – диалог, художественная деталь вместо портрета.
Суть: о чем рассказ?
Сюжет основан на эксперименте, который проводит герой над своей гувернанткой — Юлией Васильевной. Хозяин вызывает ее к себе, чтобы оплатить жалование. Но для начала знакомит ее с расчетами.
Няня отработала два месяца, за что полагается 80 рублей. Но Юлия узнает, что оказывается не 80, а 60. Гувернантка не возражает, а просто молча кивает головой. Хозяин указывает, что у него все записано. После он начал вычитать за каждую мелочь по 5-7 рублей. Он снял деньги за разбитую чашку, за прогулы, за больничные дни, за украденные ботинки и так далее. По итогу за два месяца Юлия вместо 80 рублей получает 11.
Гувернантка дрожащими пальцами сунула в карман деньги и робко прошептала «Merci». Хозяин резко вскочил со стула и начал кричать на нее. Его разозлило такое поведение няни, так как он ее по факту обокрал. Но она даже не стала возражать и как-то пытаться вернуть свои кровно-заработанные деньги обратно. Хозяин отдает ей положенные 80 рублей и извиняется за такой эксперимент. Но при это поучает, что нельзя быть размазней, а за свое нужно бороться.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «Размазня» и система образов отражены Многомудрым Литреконом в таблице:
Рассказчик (хозяин) | обеспеченный человек, семьянин. Есть два ребенка. Он далеко не слабый человек, но при этом с добродушием относится к людям. Видит, что его гувернантка — рохля: отработала два месяца, а зарплату не просит. Он понимает, что она не из тех людей, кто не может потребовать свои деньги, поэтому решает преподать ей урок. Думая, что с помощью провокации она обретет в себе силы и начнет требовать свое. Но эксперимент провалился с треском. Изобразив сначала бессердечного и наглого человека, он все равно в конце извиняется перед ней и отдает заработанные 80 рублей. Но при этом отчитывает ее, что нельзя быть такой мягкотелой. |
Юлия Васильевна | гувернантка, два месяца назад устроилась работать в дом к рассказчику. По своей натуре она покорная, неуверенная в себе девушка. Когда хозяин попросту обкрадывает Юлию на ее же глазах, она шмыгает носом и теребит оборку юбки. За полученные 11 рублей вместо 80 Юлия благодарит своего хозяина, так как на прошлой работе ей вообще не давали денег. А все потому, что она не может постоять за себя и потребовать свое. Юлия не понимает, что она достойна такой заработной платы. Героиня зависима от чужого мнения, которое ей навязывают. В ней нет внутреннего стержня, чтобы начать протестовать за свое жалование. Она считает, что хозяину виднее, как она работала, и не станет ему перечить. Юлия — добрая, честная девушка, но она так и останется жертвой. |
Многомудрый Литрекон может расширить этот раздел, если у Вас есть в этом надобность, так что пишите ему в комментариях, чего не хватает?
Проблемы
Проблематика рассказа «Размазня» тоже будет дополнена, если Вы напишите о необходимости этого в комментариях.
Основная идея
Главная мысль произведения «Размазня» – это необходимость отстаивать свое право и бороться до конца за справедливость. Не следует принимать несправедливые правила игры, нужно устанавливать свои — всегда возражать и бороться, когда понимаешь, что с тобой обходятся ужасно. Если маленький человек не пойдет против произвола, то лишь внесет свою лепту в застой, опирающийся на безнаказанность.
Смысл рассказа «Размазня» заключается в осуждении культа жертвы, ставшего популярным в русской литературе. Многие писатели оправдывала и тем самым поощряли в народе его нелепую жертвенность и слабость, а потом недоумевали, почему мир так жесток к маленькому человеку? Но ведь рабство — обратная сторона медали тирании, и обманутый так же виноват, как и обманувший, потому что он он стерпел и оставил все как есть, не пытаясь исправить ситуацию.
Чему учит?
Рассказ «Размазня» учит тому, что сильный человек — не тот, у кого есть деньги или власть, а тот, кто сможет противостоять всем испытаниям. Юлия могла бы возразить работодателю и проявить упорство, но она предпочла промолчать и смириться с несправедливостью. Если так будут делать все, общество никогда не изменится к лучшему. И в этом будет не только вина бессовестных начальников. Ответственность за происходящее будет и на тех, кто покорно сносит нападки и оскорбления.
Сильный человек не сломается под натиском трудностей, будет идти до конца. Но гувернантка слаба, потому что не умеет постоять за себя. Она всегда будет оставаться жертвой обмана, ведь не противится ему и подыгрывает мошенникам. В ней нет стержня и твердости, необходимых в жизни каждому человеку. Маленький человек может стать большим, если победит свою слабость. Такова мораль произведения «Размазня».
Остается надеяться, что читатель, как и Юлия, сделает свои выводы из эксперимента и научится отстаивать свои права и убеждения.
«Размазня» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа
А. П. Чехов, «Размазня». Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Краткое содержание для читательского дневника, пересказ произведения. Анализ: тема, проблема и смысл рассказа. Русская литература, 7 класс.
«Размазня» — миниатюрный рассказ А. П. Чехова, написанный в 1883 году. Относится к раннему творчеству писателя.
По сюжету, хозяин решил жестоко пошутить над гувернанткой своих детей, нещадно обсчитав её при выплате жалования. Девушка стерпела издевательский грабёж, но в итоге оказалось, что это была лишь проверка: хозяин отдал ей все положенные деньги и велел не быть такой бесхребетной.
Полный текст и аудио
Аудиоверсию можно послушать на YouTube:
Краткое содержание
Хозяин дома, он же рассказчик, приглашает в кабинет гувернантку своих детей Юлию Васильевну, чтобы выплатить ей жалование за два месяца. И сразу её обсчитывает: заявляет, что договаривался с ней на 30 рублей в месяц, а не на 40 («У меня записано»). Потом начинает вычитать из жалования деньги за всё подряд — за воскресенье, за время болезни, за разбитую чашку, за порванную одежду сына… Он лжёт, будто гувернантка брала у него в долг десять рублей, и вычитает и их тоже.
Гувернантка слабо пытается возражать, но не смеет спорить. В итоге хозяин вручает ей всего 11 рублей вместо положенных 80. Едва не плача, Юлия Васильевна говорит ему «Мерси» — «Спасибо». За что тут благодарить, удивляется хозяин: «Я же вас ограбил!». Но оказывается, в других местах этой гувернантке и вовсе не давали денег.
Тогда только наниматель признаётся, что жестоко пошутил над несчастной. Он отдаёт ей приготовленные 80 рублей и объясняет: «Отчего вы не протестуете. Разве можно быть такой размазнёй?». Хозяин просит прощения за жестокий урок, а сам думает: «Легко на этом свете быть сильным!».
Кадр из короткометражного фильма «Размазня». В ролях Вячеслав Тихонов и Жанна Болотова
Анализ рассказа «Размазня»: тема и проблема
Тема рассказа «Размазня» — несправедливость. Автор поднимает проблему слабого человека, неспособного постоять за себя перед лицом наглеца.
Произведение Чехова начинается как безобидная бытовая сценка: хозяин выплачивает жалование гувернантке. Однако по ходу разговора ситуация становится всё драматичнее. Наниматель откровенно обсчитывает девушку, та робко пытается возражать, но потом смиряется и молча терпит то, как её лишают честно заработанных денег. Вместо 80 рублей ей достаётся лишь 11.
В итоге всё заканчивается хорошо. «Ограбление» оказывается жестоким экспериментом, который поставил хозяин. Он отдаёт девушке все причитающиеся деньги и упрекает в неумении защитить свои интересы.
С одной стороны, рассказ заставляет задуматься о том, что люди, которых угнетают и унижают, тоже отчасти виноваты в своей судьбе. С другой стороны, Чехов им сочувствует: что могла поделать бедная гувернантка с жадным хозяином, вздумай он по-настоящему оставить её без денег? Сильному всегда легко упрекать слабого в неумении постоять за себя, понимает в конце рассказчик.
Чехов «Размазня»: какая главная мысль, чему учит рассказ?
Какая главная мысль рассказа Антона Чехова «Размазня»?
Чему учит рассказ Чехова «Размазня»?
В рассказе Чехова «Размазня» речь идет об уроке, который преподал глава семейства гувернантке, девушке робкой и бесхарактерной. Хозяин дома, наблюдая за Юлией Васильевной, снижал ей жалование, но та соглашалась с абсурдными причинами, выдвигаемыми мужчиной. Когда её заработанные за два месяца деньги превратились в сущие крохи, девушка даже поблагодарила своего хозяина.
Глава семейства деньги за работу гувернантке отдал, причем в полном объеме, а девушке посоветовал проявлять волю и сопротивляться произволу. Рассказ учит нас не быть «размазней» и всегда отстаивать свои права.
Главная мысль рассказа заключается в том, что даже робкие люди должны научиться бороться за свои интересы. Чехов полагает, что дело даже не в застенчивом характере «маленьких людей», а в обществе, которое превращает человека в жертву. Господа распоряжаются людьми, пользуясь их покорностью, поэтому автор призывает читателей быть смелыми и решительными, что поможет защитить себя от несправедливости.
В рассказе «Размазня» речь идет о шутке барина, который всячески пытался вызвать у гувернантки твёрдость характера. Он навычитал из её жалования несуществующие долги и гувернанатка все промолчала и приняла те копейки. Барин наконец сознается, что все это была шутка. Барин говорит ей, что нужно иметь и развивать характер. В противном случае её так всю жизнь будут обманывать.
Главная мысль заключается в том, что всегда надо отстаивать свои права, иначе потом тебе сядут на шею. Человек должен всегда стоять за свои убеждения и отстаивать свое мнение. Тем более если вы правы. Нельзя всегда плыть по течению, иногда требуется плыть и против.
Какая главная мысль рассказа А.П. Чехова «Размазня», можно понять, следуя по содержанию произведения.
Когда пришел срок расчета за двухмесячную работу, хозяин стал вычитать из её зарплаты деньги за всякие надуманные прегрешения. И гувернантка слова не сказала поперек мнению хозяина, а униженно согласилась на одиннадцать рублей, да еще и благодарила, что хоть это заплатит.
Хозяин преподал ей хороший жизненный урок. Он все-таки выплатил причитающуюся гувернантке сумму денег.
В произведении прослеживается тема маленького человека, зависящего от сильных мира сего.
Главная мысль рассказа: не надо быть размазней, а отстаивать свои права. Рассказ учит не склонять покорно голову перед явной несправедливостью.
Этот рассказ и его идея актуальны и в наше время.
В этом поучительном рассказе Антона Павловича Чехова, излагается история о не в меру послушной гувернантке.
При расчёте за обучение своих детей, хозяин производит много вычетов за якобы допущенные ею нарушения и ошибки. Робкая по натуре гувернантка Юлия Васильевна, со всем соглашается и в результате получает вместо положенных ей восьмидесяти рублей, получается всего лишь 11 рублей. Девушка покорно соглашается и даже униженно благодарит хозяина.
Хозяин объясняет Юлии Васильевне, что он специально преподал ей урок.
Главная мысль этого рассказа заключается в том, что нельзя быть настолько безропотной и покорной и надо учиться отстаивать свои права.
Рассказ Чехова под говорящим названием «Размазня» повествует читателю историю неуверенной, робкой гувернантки.
Главными героями рассказа являются та самая гувернантка Юлия Васильевна и её работодатель, который решил преподать ей урок.
Когда наступил момент получения жалования, хозяин вызвал к себе гувернантку и преднамеренно завёл разговор о том, что Юлия Васильевна получит жалование меньше, чем было изначально оговарено, ссылаясь на различные «происшествия», обстоятельства.
Гувернантка очень сильно расстроилась, но тем не менее, она не возражает, соглашается и даже благодарит.
На что, хозяин семейства в котором работала Юлия Васильевна, сильно возмутился, скащавя что ей стоит научиться проявлять себя, свою волю и отстаивать свои права и отдал всё жалование, которое изначально причеталось ей.
Рассказ учит быть более требовательным, жёстким, там где этого требует жизнь, уметь отстаивать себя и свои права.
Главная мысль в рассказе заключается в том, что мы сами творцы своей жизни, нужно уметь проявлять свой характер, а не быть «размазней».
В рассказе «Размазня» Чехов описывает историю одной гувернантки.
Она насколько была нерешительна, что когда хозяин ей по надуманным причинам решил снять жалование, то совсем этому не сопротивлялась. А наоборот еще и поблагодарила хозяина, за то что он ей заплатил. Хозяин оказался человеком порядочным и заплатил ей все деньги, он просто хотел ее проверить. Хозяин посоветовал девушке не быть такой размазней и со всем соглашаться ущемляя себя.
Рассказ учит не быть размазней и плыть по течению, нужно иметь свое мнение и тогда и другие будут тебя уважать, а не считать размазней.
Главной мыслью этого рассказа является «наука выживания» если можно это так назвать.
Жить в обществе людей хотя и надо на позитивной волне, ни кого не унижать, ни кого не обижать, и т.д. и т.п., но и себя не надо давать в обиду, уметь постоять за себя, иначе превратишься в жертву.
Сюжет рассказа как раз и приводит нам пример того, как сильные духом люди могут обделять слабых и ущемлять их в правах.
В этом поучительном рассказе Чехов нам показывает как можно нажиться на робких людях, которые попросту не умеют постоять за себя в силу своей природной скромности.
По сюжету рассказа, хозяин дома пригласил к себе гувернантку, чтобы оплатить её работу по воспитанию детей и из ранее обговоренной суммы в 80 рублей за два месяца, конечная сума расчета сократилась до жалких одиннадцати рублей. Из жалования гувернантки выли вычтены деньги за все, что можно было придумать и девушки только пару раз попыталась поправить данные «расчеты», на что хозяин ей отвечал, что «у него все записано» и гувернантка согласилась с такой несправедливостью.
Хозяин на самом деле оказался честным и порядочным человеком, который выплатил все деньги сполна, а эту сцену разыграл специально, чтобы показать гувернантке, что скромностью и застенчивостью починенных, часто пользуются другие.
Этот рассказ учит нас быть настойчивыми, уметь за себя постоять, не смотря на любые «веские» доводы. Скромность является хорошей чертой, но все должно иметь определенные рамки.
Главная мысль произведения Чехова «Размазня», на мой взгляд, заключается в том, что надо отстаивать свои права и не быть «размазней».
В рассказе Виктора Голявкина «Вот что интересно!» мы знакомимся с первоклассником Гогой, который не хочет учиться читать. Он ходит в школу и его одноклассники уже уверенно читают, и только Гога пока еще знает лишь две буквы.
Дома книжки Гоге читает бабушка и она пытается научить внука читать, но тот вместо этого находил множество дел по хозяйству, увиливая от учебы. Да и в школе одноклассники пытались помочь ему с чтением, но Гога просто от них убегал.
Из этого короткого рассказа Виталия Бианки мы узнаем как медведи приноровились спасаться от летнего зноя. В рассказе медведица, по очереди, брав за шиворот своих медвежат, окунала их речку. Медвежата, не знавшие раньше, что вода может освежать, остались довольны таким и водными процедурами.
Главная мысль этого рассказа заключается в том, зверям, так же как и нам очень тяжело переносить экстремальные состояния погоды и они, так-же находят способ как спастись от них.
Этот рассказ учит нас слушать своих родителей и выполнять то, что им советуют. Медведица заботится о своих медвежатах, она хочет для них сделать лучше и после такого купания, медвежата уже знают, как можно спастись от жары.
Внезапно ветер принес огромную тучу, вокруг потемнело и запахло грозой. Леля велела ребятам немедленно продвигаться к дому. Дети бежали изо всех сил, но мешал встречный ветер, а тут еще грянул гром и сверкнула молния. Начался ливень, но детям удалось добежать к дому вовремя.
Первым оказался на крыльце Миня, а следом за ним в укрытии оказались девочки. Вот только букетика в руках мальчика не было, а объяснил он это тем, что в такую погоду он не нужен.
Главная мысль рассказа состоит в том, что в экстремальных ситуациях нужно без промедления принимать верные решения. Например, если приближается гроза, то нужно искать безопасное место, где можно укрыться от непогоды. Ребята поступили правильно, устремившись к дому.
Рассказ учит нас не только искать укрытие, но и избавляться от вещей, мешающих движению. Минька выбросил свой букетик, поэтому ему удалось прибежать раньше девочек. В сложных ситуациях любая мелочь, отвлекающая внимание, может затруднить спасение.
Медведь устроился на зиму высоко, в орлином гнезде на разбитом бурей дереве. Там он и проспал спокойно все зимнее время. Он проявил находчивость и сообразительность, поэтому и смог выжить.
Кроме того, автор призывает нас любить природу и изучать повадки лесных жителей.
Главными героями рассказа Чарушина «Страшный рассказ» оказываются два мальчика, Шура и Петя. Мальчики еще маленькие и им непривычно и страшно оставаться дома одним, когда вокруг наступает ночь. Они ложатся в постель и подбадривают себя рассказами о том, что они не боятся ни людоедов, ни крокодилов, ни тигров.
И вдруг они слышат странный топот маленьких ног в комнате. Они сразу забывают про свою храбрость и даже не дышат под одеялом для прихода мамы и папы.
Когда зажигается свет, оказывается, что топал маленький безобидный ежик и мальчиком конечно стало смешно и немножко стыдно своих страхов.
Главная мысль этого рассказа в том, что непонятное пугает человека много сильнее, чем самое страшное, но понятное. Неизвестность хуже всего.
Рассказ учит быть смелым, решительным и не пугаться странных звуков в комнате, а постараться определить причину их возникновения.
Анализ рассказа Чехова «Размазня»
А. П. Чехов известен короткими юмористическими историями, в которых высмеивает различные человеческие пороки. В его творчестве незначительные эпизоды из жизни поднимают многие серьёзные нравственные вопросы. Анализ «Размазни» Чехова показывает, что в этом рассказе на примере небольшой ситуации автор порицает излишнюю слабохарактерность главной героини и её неспособность дать отпор власть имущим, что позволяет и ей, и читателям вынести для себя урок.
История создания
Произведение «Размазня» Чехов написал в 1888 году, оно было впервые опубликовано 19 февраля того же года в журнале «Осколки», № 8. Это тот период, когда писатель начал отходить от «мелких» работ в жанре юморески и переходить к более серьёзным и сложным рассказам с тонким психологизмом.
Прототипы персонажей неизвестны, но в то время на месте робкой и забитой гувернантки могла оказаться любая девушка без средств, вынужденная работать. Автор передал характерные черты переходного периода, когда многие люди, а особенно женщины, ещё в полной мере не осознавали свои права трудящегося человека и не умели их отстаивать. Они покорно сносили всю несправедливость от господ, считая, что не имеют права голоса.
Чехов всегда старался дать произведению название, которое бы отражало его главную мысль, было простым, понятным и ёмким. Изначально он хотел назвать рассказ «Жестокий урок», но посчитал его довольно сложным. Вторым вариантом было «Гувернантка», но оно не в полной мере отражало его смысл. В итоге он выбрал для названия слово, лучше всего характеризующее главную героиню — «Размазня».
Краткое содержание
Повествование ведётся от первого лица: рассказчик одновременно является и персонажем — хозяином дома. Он собирается вызвать к себе в кабинет кроткую и тихую гувернантку своих детей, Юлию Васильевну, чтобы с ней посчитаться. Интересно, что слово «посчитаться» в итоге принимает и второе значение.
Когда она приходит и садится, хозяин начинает высчитывать ей жалованье за 2 месяца. Он говорит, что она такая церемонная, что за это время даже не попросила свои деньги сама. Сначала он утверждает, что они договорились по 30 рублей в месяц, так записано у него в книжке, хотя на самом деле — по 40. Гувернантка не перечит ему. Затем он заявляет, что она прожила у них ровно 2 месяца, у него так записано, хотя она прожила у них ещё 5 дней, и вновь она не говорит ни слова протеста.
После этого рассказчик вычитывает 9 воскресений, 3 праздника, а также дни, в которые гувернантка не занималась с детьми из-за их болезни. А затем он начинает вычитывать из жалования девушки сумму за суммой, придираясь по любому поводу: за разбитую чашку, за порванный сюртучок своего сына… В итоге остаётся всего 11 рублей. На глазах Юлии Васильевны выступают слёзы, но, к его удивлению, она берёт деньги и даже говорит «мерси».
Тогда хозяина охватывает злость. Он рассказывает, что на самом деле провёл над ней психологический эксперимент, решив проучить её и показать, что нельзя на свете быть такой мямлей и размазнёй, нужно отстаивать свои права и быть «зубастой». Он нарочно вычитывал деньги из её жалования по любому пустяку, ожидая, что она будет протестовать, но она только поблагодарила его, ведь в других местах ей денег и вовсе не давали.
Таким образом, можно выделить проблемы, затронутые в произведении:
Все эти проблемы актуальны и по сей день: в настоящее время некоторые люди тоже боятся отстаивать свои права перед кем-либо, кто имеет большее влияние и силу, чем они сами.
Произведение заканчивается восклицанием рассказчика: «Легко на этом свете быть сильным!». Но, если посмотреть с другой стороны, сильный никогда не будет потешаться над слабым, не станет своими экспериментами и суровыми нравоучениями ставить себя выше других.
Кроме того, хозяину дома легко порицать героиню и принуждать её быть сильной, ведь сам он, будучи состоятельным, вряд ли сталкивался с такими жизненными трудностями, с какими сталкивалась она.
Главная идея произведения — нужно уметь отстаивать свои права, не молчать, не сносить обиды, а иметь характер и чувство собственного достоинства. Если «маленький человек» не будет этого делать, то только внесёт свою лепту в произвол этого мира, основанный на безнаказанности.